33. На уроке офтальмологии

Между тем политическая ситуация продолжала оставаться крайне напряженной. Несмотря на многочисленные поражения, сирийцы лелеяли надежду полного покорения Израиля. Однако «Елисей (однажды) вовремя предупредил Иорама об опасности, послал ему сказать, чтобы он берегся такого-то места, в котором находятся в засаде некоторые сирийцы, ищущие его гибели. Повинуясь этому предостережению пророка, царь не поехал на охоту. Адад же, обманувшийся в своем расчете и предполагая, что его собственные люди выдали его план Иораму, сильно разгневался и послал за ними. Когда они явились к нему, он обозвал их изменниками, выдавшими его планы, и угрожал им смертью за то, что они раскрыли врагу его начинания, о которых он, Адад, сообщил только им одним. Тогда один из присутствовавших сказал, что царь ошибается, предполагая, что кто-нибудь из них, которые должны были убить Иорама, послал последнему извещение об угрожающей ему опасности; напротив, царю следует знать, что существует пророк Елисей, который сообщает Иораму обо всем и извещает его о всех начинаниях Адада. На основании этого Адад немедленно послал узнать, в каком городе проживает Елисей. Посланные вернулись с известием, что Елисей живет в Додаиме. Тогда Адад отправил к этому городу значительный отряд всадников и колесниц для поимки Елисея. Посланные в продолжение всей ночи окружали город и стерегли все его пути. На заре об этом узнал слуга пророка и прибежал в полном смятении к своему господину с криком, что враги стараются захватить Елисея. Последний успокоил слугу и, желая совершенно освободить его от всякого страха, стал просить Господа Бога явить служителю, дабы вселить в него надежду на безопасность, по силе возможности всю Его силу и поддержку. Предвечный внял молитве пророка и представил служителю видение, в котором тот мог увидеть Елисея, окруженным большим количеством всадников и колесниц. Ввиду этого служитель перестал бояться, твердо уповая на действительность такого заступничества. После этого Елисей еще раз обратился к Господу Богу с мольбою, прося Его настолько омрачить зрение врагов, чтобы они не были в состоянии узнать его, пророка. Когда же и эту просьбу исполнил Господь, Елисей вошел в самую средину врагов и спросил их, за кем они явились. Те отвечали, что ищут пророка Елисея. Последний обещалим выдать пророка, если они последуют за ним к тому городу, в котором живет он. Тогда воины, ослепленные Господом Богом, утратившие также умственные способности, охотно последовали за пророком как за своим проводником. Приведя их затем в Самарию, Елисей приказал царю запереть ворота и окружить сирийцев его собственными войсками. После этого он обратился к Предвечному с просьбою открыть глаза врагам и снять с них омрачение. Когда это случилось и сирийцы увидели себя среди неприятелей, то, как и следовало ожидать, были страшно поражены и совершенно не знали, что и предпринять при таком удивительно неожиданном обороте вещей. Царь Иорам между тем спросил пророка, не переколоть ли сирийцев, но Елисей запретил делать это, основываясь на том, что было бы справедливо убивать тех, кто попался на поле брани, тогда как эти люди не причинили ни малейшего вреда его стране и явились сюда бессознательно, побуждаемые к тому лишь властью Всевышнего. Напротив, он посоветовал одарить их и, угостив, отпустить их невредимыми восвояси. Иорам послушался совета пророка, блестяще угостил сирийцев и с большими почестями отпустил их к царю Ададу».Проблема зрения является одной из наиболее актуальных в современной медицине. И обусловлено это не только и не столько чисто медицинскими аспектами этих заболеваний. Главная их причина — в психологическом и социальном факторах. Ибо человек, лишившийся зрения в силу различных причин, может прекрасно физически себя чувствовать. У него могут прекрасно работать различные органы и системы. Но он будет одним из самых несчастных и беспомощных людей. Недаром в древности и в средневековье излюбленным методом казни над врагами было их ослепление. Их не лишали жизни. Их лишали зрения, чтобы они мучались всю жизнь. Российская история знает много таких примеров. Так, два родных брата в борьбе за московский престол ослепили своего другого брата великого князя Василия II (1425-1462), который вошел в историю под именем «Темного», т. е. «Слепого». Другая большая проблема современной офтальмологии состоит в том, что малейшая ошибка при операции и даже лечебно-диагностических манипуляциях может, к сожалению, нередко закончиться полной и окончательной утратой зрения. Еще одной интересной особенностью офтальмологических больных является то, что с помощью физических приборов, аппаратов, очков возможно существенное улучшение зрения. Нельзя поставить искусственный желудок или кишечник, заболевания этих органов не поддаются подобной коррекции. А очки возвращают многим совершенно новое ощущение жизни. Люди очень дорожат своим физическим зрением и это вполне понятно и естественно. Но в то же время очень немногие из нас уделяют внимание вопросам духовного зрения. Ведь если вдуматься, в большинстве наших проблем, горя и несчастий виновно как раз… зрение! Убийства, прелюбодеяния, кражи, войны, стяжательство, зависть — это как раз плоды зрячих людей. Ибо увиденное — будь-то красивая машина, женщина — побуждают к определенным действиям. Представим себе, что люди были бы слепы от рождения, было ли бы все это? Конечно, нет.

Размышляя подобным образом, многие религиозные фанатики, особенно средневековья, добровольно лишали себя зрения, надеясь таким путем победить грех. Они буквально понимали слова Христа: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввер-жено в геенну» (Мф. 5:29). При этом не задумываясь над корнем греха и не желая понимать, что борются они только со следствием. Итак, с одной стороны, зрение побуждает нас к греху, а с другой — Господь создал удивительный по красоте мир, глядя и исследуя который, мы восхищаемся, наполняясь радостью. Господь создал чудным образом и наш глаз, который, по мнению ученых, является одним из самых сложных по своему устройству органов человека, являясь, к тому же, по своим анатомическим и физиологическим связям, «представительством головного мозга на периферии». Но как же сочетать все это и быть действительно счастливым, имея зрение? Исследование этого вопроса приводит нас к тому, что рассматривать зрение лишь с чисто медицинской стороны будет неполно. Необходимо обладать особым духовным зрением. Уметь видеть не только те или иные физические явления или события, но уметь видеть и их значение, смысл. К примеру, один человек, осматривая развалины Рима или Вавилона, видит лишь красивые руины, другой — более квалифицированный, узнает по различным останкам былые дворцы и храмы, а третий видит в этих камнях исполнение Библейских пророчеств о гордых народах, восставших против Бога. Один, глядя на сигарету, предвкушает сладостный для него дым, другой — рак легкого, который может вызвать курение, а третий — атрибут современного человека. Один, слушая известие о планируемом размещении американских противоракетных систем в Польше и Чехии видит в этом угрозу безопасности России, другой — возможные экологические последствия этого, а третий — исполнение Божьих пророчеств о США как последней супердержаве нашего мира, стремящейся захватить в союзе с Ватиканом весь мир. Без духовного зрения очень легко заблудиться в нашем мире, потерять надежду, запутаться в религиозно-политической ситуации. Недаром в книге Откровение Христос советует всем тем, кто хочет спастись, купить у Него глазную мазь, чтобы видеть. «И глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18). И эта глазная мазь — Святой Дух. Только Он в силах помочь нам в распознавании различных духов, учений, которыми сегодня так полон наш мир. Именно Он может указать человеку, т. е. нам, читатель, тот путь, по которому Бог желает, чтобы мы шли, обретя счастье и вечную жизнь. Обращаясь к фарисеям, Христос сказал: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать» (Ис. 56:10). Но не всегда наши несчастья стоит сваливать на слепых духовных вождей и сторожей. Часто, если не в большинстве случаев, люди сами желают быть слепыми. Сегодня почти все имеют Библию и могут прочитать содержащиеся в ней десять заповедей. Читают, но не замечают, как правило, ни второй, ни четвертой заповеди (Исход, 20 глава). Читая Библейские пророчества, очень ясно и четко предсказывающие и власть папства, и США, не желают видеть и замечать их. Ибо та религия, которую сегодня исповедует большинство, более удобна и привычна. При этом они, а часто, быть может, и мы, не замечаем, не видим и других Божьих предупреждений. «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:9-10); «Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя» (Втор. 28:28-29); «Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, — шатаются, но не от сикеры; ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы» (Ис. 29:9-10). Христос с болью в сердце восклицал: «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин. 12:40). Отвергнув Бога и уверенно идя по жизненной дороге, духовно слепое человечество приближается к страшной пропасти, куда его ведет сатана. Не находимся ли и мы сегодня в этой толпе?.. Другим важным аспектом духовного зрения является понимание того, что мы не одиноки даже тогда, когда остаемся в своей комнате. Постоянно на нас взирают тысячи добрых, но и тысячи недобрых глаз, глаз ангелов и демонов. Мы не одиноки в этом мире. Великая борьба постоянно ведется вокруг каждого из нас. И если бы мы постоянно это осознавали, постоянно понимали, что к грехам нас подталкивают невидимые бесовские руки, то не отшатнулись ли бы мы сразу от пути ко греху? Если бы мы осознали, как много слез проливают ангелы, глядя на нас, когда мы пьем, клевещем на кого-то, прелюбодействуем, то стали ли бы мы делать это? Елисей имел это духовное зрение. Он понимал всю сущность Великой борьбы. Это духовное зрение осенило на миг и его слугу, который увидел тысячи ангелов, стоящих вокруг них. И тогда его недавний страх исчез. Ибо он понял, что тех, кто с ними, действительно намного больше по сравнению с теми, кто против них. Как это важно знать и нам, особенно тогда, когда нам кажется, что мы в тупике, когда нас постигает уныние, депрессия или страшное горе. Бог и Его многочисленные ангелы всегда сильнее сил тьмы, мечтающих нас погубить. Но как нам получить духовное зрение? Сегодня предлагаются разные оккультные методы — открытие третьего глаза, определение биополей. Но все это является плодом тех же дьявольских ухищрений. И с духовным зрением общего ничего не имеет. Молитва, чтение Священного Писания, повседневная жизнь с Божьей помощью согласно Библии — это то, что дарует нам это духовное зрение. Эти советы очень просты, если мы будем их воплощать в жизнь с Богом. Сегодня Господь очень хочет всем даровать особую духовную глазную мазь — Святого Духа, чтобы спасен был каждый человек. И тогда, какие бы трудные времена ни настали, мы можем быть уверены, что с Божьей помощью мы их будем побеждать так же, как в свое время и пророк Елисей, над головой которого вновь начинали собираться тучи.