6. Уроки безымянной вдовы

Пока Израиль упорно кадил на своих собственных духовных похоронах, предваряя трагический конец своей истории, Илия, ушедший от Ахава, получил Божье Откровение. «И было к нему слово Господне: пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Цар. 17:2-6). Читая эту историю, одни видят в ней просто Библейскую сказку. Другие пытаются объяснить все рационалистически, говоря, что эта местность у потока Хорафа богата скалистыми ущельями, где много гнезд ворон и куда те якобы приносили пищу, откладывая ее про запас и что Илия видел, куда вороны прячут это мясо и хлеб и затем ел их. Причем многие даже авторитетные богословы разделяют последнюю точку зрения. Забывая почему-то при этом, что вороны питаются в основном падалью, и хотя употребляют иногда фрукты, например финики, но все равно основным их рационом является падаль — мясо умерших животных или людей. Предположить же, что Илия, будучи Божьим пророком, ел падаль, мягко говоря, невозможно. Во-вторых, хлеб вороны носить в гнезда не стали бы, тем более, что в стране был страшный голод и потому не то что своровать птицам, но людям его нельзя было купить ни за какие деньги. Но самое главное, пытаясь любое Божье чудо, описанное в Библии, объяснить чисто рационалистически, мы этим самым вольно или невольно ограничиваем возможности Бога и сводим само понятие чуда к нулю. Безусловно, Господь может использовать, к примеру, действие тех или иных природных сил в исполнении Своей Воли. Как, например, дождь и выход подземных вод при потопе (хотя их мощь тогда также не поддается человеческой оценке), или землетрясение при гибели Содома и Гоморры и т. д. Но есть чудеса, которые мы не только не можем объяснить, но и которые противоречат нашим человеческим представлениям. К примеру, говорящая ослица пророка Валаама, расцветший жезл Аарона и… вороны, кормящие Илию. Но каждое из этих действительно чудес было вызвано не случайно. Оно не преследовало цель, как то пытаются сделать современные экстрасенсы, лжепророки, поразить воображение человека, сковав страхом его волю и покорив его таким образом себе. Нет, Божьи чудеса даны не для этого. Это особое Божье Откровение, имеющее целью дать знамение для человека с целью спасти его. Так, нажива и алчность ослепили пророка Валаама, переставшего видеть все, кроме денег, и забывшего о Боге. И вот через заговорившую вдруг ослицу Господь пытался остановить Валаама на его пути к гибели. Это было подобно резкому гудку мчащегося поезда беззаботно идущему по шпалам человеку. Расцветший жезл Аарона показал израильскому народу где Его правда. Это был тот своеобразный резкий гудок мчавшегося локомотива, который в последний миг заставил Израиль осознать, что он стоит за шаг до смерти. Так было и в случае с Илией. По-человечески, пророк стоял на краю неминуемой гибели. С одной стороны, это смерть, грозящая ему согласно указу Ахава, который прилагал огромнейшие усилия найти его, о чем был осведомлен Илия, с другой стороны — смерть от голода и жажды, грозящая ему как вследствие засухи, так и невозможности быть в городах и селениях, где можно было хоть попытаться найти еду и питье, но доступ в которые ему был закрыт из-за преследований Иезавели. И вот в этот критический момент Бог посылает Илии, не побоявшемуся пойти по Его повелению с грозной вестью к царю Ахаву, чудо, причем, чудо двойное. С одной стороны, он сохраняет для него не пересохший ручей Хораф — и это при наличии того, что реки уже пересохли, и, следовательно, ручьев, питавших их, уже не могло быть, а с другой — это вороны, приносившие мясо и хлеб, доставляя ему, таким образом, не просто пищу, но продукты, сбалансированные, как мы бы сейчас сказали, по белкам, жирам и углеводам. Заметим еще раз, Бог не просто дает Илии пищу, необходимую для выживания, к примеру, только хлеб и воду, какими питались жители блокадного Ленинграда, но и дает ему мясо, продукт, которым могли пользоваться даже в урожайные годы лишь состоятельные израильтяне. Это было чудо, которое укрепило веру Илии, которое показало ему, что следуя путем Господним, он никогда не будет иметь нужды, и любое испытание, каким бы неразрешимым с человеческой точки зрения оно ни было, он сможет перенести. Но ведь это чудо дано не только Илии, но и нам. Причем не только как пример Божьего вмешательства тогда, но и как пример того, что Бог может сделать и в нашей жизни, а самое главное — того, что Он делает. На первый взгляд, это может показаться преувеличением: ну действительно, кого из нас кормили вороны? Но не спешите отвечать отрицательно на этот вопрос, ибо внимательно подумав и поразмышляв, каждый из нас увидит, что «вороны» его кормили не раз. И это не обязательно должны быть вороны-птицы, ибо сколько раз одни могут вспомнить, как им неожиданно, к примеру, возвращали долг, как раз в самый нужный момент, хотя они этого и не ждали, другим просто присылали помощь в каком-либо виде, третьи получали выгодную работу, совершенно нежданным образом. И сколько подобных примеров может назвать еще каждый из нас? А разве не является чудом, что сегодня, тогда около 30 % населения Земного шара умирает от голода, еще треть голодает, испытывая постоянную нужду в хлебе и воде, у нас, читающих эти строки, нет подобной нужды. И даже самый скромный наш рацион будет для 60 % населения Земли роскошным пиршеством. И это не преувеличение — это реальность мира, в котором мы живем. Но ценим ли мы это? Видим ли мы в этом любящую руку Бога, обращенную к нам, или пытаемся, как и ряд ученых, исследующих историю Илии, найти всему чисто рационалистическое объяснение? Но это объяснение хорошо тогда, когда ты имеешь, а для 60 % землян этот рационализм таковым не является. История Илии показывает нам, что для Бога нет ничего невозможного в любой ситуации. Главное при этом лишь, чтобы мы шли Его путем. В последнее время, когда выйдет декрет о Воскресном дне, и всем тем, кто откажется повиноваться антибиблейским постановлениям власти новой мировой системы в виде союза папства и США, Бог обещает Свою помощь и защиту, заверяя, что хлеб и вода будет у них всегда. «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис. 33:15-16). В то время Божий народ будет скрываться в лесах и расселинах скал от обезумевших в своей ярости приспешников новой мировой системы, которые, подобно Ахаву и Иезавели, будут разыскивать их во всех уголках Земли. Но как тогда, во времена Илии, так и в скором будущем они будут бессильны осуществить свои коварные планы. Итак, пробыв определенное время у потока Хора-фа, Илия по повелению Господню идет в Сарепту Сидонскую. «И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3 Цар. 17:8-9). В те дни Сарепта представляла собой небольшой портовый город на берегу Средиземного моря, располагавшийся между Тиром и Сидоном и принадлежащий финикийцам. В настоящее время он представляет собой небольшое поселение. Уже сама по себе принадлежность Сарепты финикийцам говорит нам о нравах и обычаях, царивших в нем. Казалось, что это было самое неподходящее место для пребывания Божьего пророка. Удивительно, но именно туда Бог посылает Илию. Разве Он не мог чудесным образом найти убежище для пророка в какой-нибудь израильской семье, и ведь недаром, спустя века, Христос скажет: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую…» (Лк. 4:25-26). Да, их было немало, но такая, как сарептская вдова, была одна. И прежде чем мы познакомимся ближе с этой действительно удивительной женщиной и узнаем тот особый урок, который она желает сегодня дать каждому из нас, нам необходимо остановиться на самом понятии вдовы в представлении и реалиях Древнего Востока. Безусловно, и в наши дни быть вдовой очень тяжело, но это нельзя сопоставить с положением вдовы Древнего Востока. Ведь в те времена единственным добытчиком в семье был мужчина. Женских же профессий, способных приносить постоянный доход, не было. С другой стороны, женщина вообще была практически лишена каких бы то ни было социальных прав, включая и право наследования. Домашнее устройство также требовало мужских рук, при этом нельзя забывать, что никаких прототипов современных социальных субсидий в то время не существовало, и потому быть вдовой на Древнем Востоке означало принадлежность к самому незащищенному и обделенному классу людей. Часто, когда люди живут плохо, они становятся недоброжелательными, завистливыми, злыми. При этом другие, и в первую очередь они сами, объясняют это нуждой. Но причина не в этом, ибо есть много примеров людей, выросших в детском доме, познавших все тяготы жизни, но сохранивших любовь к окружающим и доброту, не питая при этом к тем из них, которые имеют больше, зависти. Именно к таким людям принадлежала и сарептская вдова. Ей не была открыта истина в той полноте, как израильскому народу, но она верно жила согласно открытому ей Богом свету и знаниям. Религиозные фарисеи всех веков смотрели бы на нее свысока: подумаешь, какая-то язычница! То ли дело мы, живущие в истине из поколения в поколение! Как часто эта мысль бытует и сегодня, деля людей на церковных и мирских, и забывая при этом, что сердце видит только Бог, и что Христос сказал, обращаясь к фарисеям тогда, и к нам сегодня, что сарептская вдова была лучше всех вдов Израиля, и что мытари и блудницы идут впереди «святых» людей в Царство Небесное. Эти слова Христа безумно раздражали фарисеев и законников, за эти слова Его бы распяли и современные фарисеи, причисляющие себя к святым уже в силу рождения, по наследству. И вот, подойдя, наконец, к Сарепте, Илия оказался у ворот города, увидев там женщину, собиравшую дрова. Подозвав ее, он попросил дать ему воды. «И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю» (3 Цар. 17:11-14). Это поистине удивительный поступок, являющий пример веры этой женщины. Ей не были открыты глубины пророчеств, детали Библейских доктрин, она знала очень мало, но она знала Бога! И потому она сразу же отозвалась на слова Илии, в которых любая другая увидела бы лишь эгоистичное желание какого-то пришельца, который не просто просил хлеба, практически не имевшегося у нее, но и сказавшего ей, чтобы прежде она накормила его, а только потом себя и своего сына. Конечно же, Илия не был эгоистичен, а через его слова Господь показал веру этой женщины, испытав ее. Она полностью доверилась Богу, не понимая и не зная до конца, как Он решит ее нужду и каким будет само решение. Недаром апостол Павел пишет: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2), а Христос говорит: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Матф. 10:40-42). Не забываем ли порой мы эти слова Христа? Ибо мы видим, как гостеприимство, одно из неотъемлемых атрибутов Божьей церкви, сегодня почему-то уходит, и часто, когда с кафедры обращаются с просьбой помочь в размещении приехавших гостей, то откликаются только единицы, тогда как другие ссылаются на отсутствие места или возможности приготовить еду. Третьи же требуют возмещения затрат или выдачи так называемых «гостевых», и это при том, что принимают этих самых гостей часто раз в год, в основном в единичном числе, не находя у себя даже чашки чая для пришедшего гостя. Пример сарептской вдовы показывает, что все эти разговоры и требования полностью несостоятельны. Мы часто ставим Богу в укор, что Он не дает нам благословений, забывая при этом, что мы сами не даем возможности Ему осуществить их в наглей жизни. Но сарептская вдова была не такой. И потому чудо в ее жизни свершилось. «Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию» (3 Цар. 17:16). Пройдут века, и подобное чудо совершит Христос при насыщении 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками. В то же время сегодня многие люди просят Бога о материальных благословениях, и не получают их. Другие требуют от проповедников, чтобы они творили чудеса, подобные тем, что были в Сарепте и во дни Христа, чтобы те чудесами засвидетельствовали истинность своих слов. Но этого часто не происходит. Почему? Дело в том, что сарептская вдова приняла Илию не потому, что ждала от него материальных благословений. Она приняла его бескорыстно, жертвуя при этом тем, что имела сама, не требуя ничего взамен. Люди, которые пришли ко Христу, пришли слушать Его Слово, поэтому недаром в Библии сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Ищите бескорыстно, искренно! Те же, кто ищет Бога для решения своих материальных проблем, амбициозных планов — не найдут ничего. А зачем мы ходим в церковь? Спросим себя: мы ищем, чтобы дали нам или чтобы давали мы? Чтобы найти себе выгодное место работы или обрести служение Богу и людям? Мы сами себе заполняем кадки маслом, часто в ущерб другим и за чужой счет, или позволяем это делать Богу, помня совет Екклесиаста: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Еккл. 11:1). «После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3 Цар. 17:17-24). В древности было поверье, что присутствие пророка может быть благословением, а может быть и проклятием, если в доме, в который он ступил, есть грех. Сарептская вдова сознавала, что была греховна, как и все люди, и потому в ее словах к Илии нет ни озлобления, ни укора, а есть констатация очень тяжелого для нее факта. Эти слова также являются свидетельством ее веры. И Бог через Илию ответил на эту веру. Также в этой истории необходимо обратить внимание и на Илию. В те времена смерть встречалась намного чаще, чем в наши дни. Виной тому были постоянные войны, засухи, голод, эпидемии. Особенно был велик процент детской смертности. Города также были небольшими, и потому практически каждый день их житель мог видеть похоронные процессии. Это как бы было печальной нормой тогдашней жизни. И одни смотрели на это именно как на обыденность, утратив чувство сопереживания. Но Илия, несмотря на стоическое свое служение, несмотря на решительные жесткие шаги, которые ему часто приходилось предпринимать, оставался чутким и добрым человеком к боли окружающих его людей. И потому он взывает к Богу в молитве с прошением о сыне вдовы. Многие могут сказать, что он был ей многим обязан. Да, это так! Но разве благодарность — это плохо? Фарисеи как прошлых времен, так и нашего времени любят благодарить за все Бога, но не людей, красиво говоря, при этом, что через людей действует Бог, поэтому они и благодарят Его. Но в этих словах есть очень большое лукавство. Безусловно, в первую очередь, за все и всегда мы должны благодарить Бога, но эта благодарность Богу должна заключаться не просто в обычных словах: «Благодарю, Тебя, Господи!» Это должна быть благодарность на деле — благодарность, когда мы свидетельствуем жизненными поступками, что она изменила нас и их, и неотъемлемой частью этой благодарности Богу является проявление благодарности к ближним. Недаром апостол Иоанн пишет: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоанна 4:19-20). А как часто мы ее проявляем? Не живем ли мы по принципу: если брат, то должен! Должен явиться в любое время, отремонтировать кран с водой, или измерить давление, или купить хлеба. Многие вообще порой возмущаются, когда их не посещают каждый день, ставя это в укор членам церкви. Но при этом никогда не задают вопрос: а что лично они кому-то сделали? Апостол Павел пишет: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Римл. 12:10). История воскресения сына сарептской вдовы еще примечательна и тем, что, по языческим воззрениям, как уже указывалось, Ваал был богом, дарующим жизнь и к тому же земли Сарепты принадлежали финикийцам, т. е. относились к прямой юрисдикции Ваала. И вот на этих сугубо Вааловских территориях, как считали язычники, Господь совершает исцеление отрока, продемонстрировав еще раз, кто является Истинным Богом. История нам не сохранила имени сарептской вдовы, и вообще, если мы будем внимательно исследовать Библию, то увидим, что очень многие ее светлые герои являются безымянными: маленькая девочка — служанка жены Неемана, вдова, положившая две лепты, кормилица Ревекки, и в то же время упомянуты, как правило, имена жестоких и развратных царей, лицемерных первосвященников. Имена одних забыты людьми за их как бы незначительностью: какая-то вдова, какая-то кормилица, какая-то девочка — то ли великий царь Валтасар или «святые» первосвященники Анна и Каиафа! Но то, что велико в глазах людей, часто ничтожно в глазах Божьих, и то, что порой забывают люди, всегда помнит Бог. Безымянная сарептская вдова войдет в Царство Небесное, а«великие» Ахав и Иезавель останутся вне его врат. Бедная вдова, положившая две лепты в сокровищницу храма, была отмечена Богом, а «великие» первосвященники — прокляты Им. Имена безымянных героев отмечены в небесных книгах, а имен многих великих мира сего, коих при жизни именовали императорами или отцами церкви, мы не найдем в них. Будет ли найдено в Книге Жизни наше с вами имя? И это будет зависеть от нас самих, от нашего выбора. Станем ли мы при жизни людьми, имеющими качества сарептской вдовы? Делаем ли мы сегодня, с Божьей помощью, что-нибудь для этого?..