3. Учение Иисуса о спасении

Несколько месяцев назад я получил письмо по электронной почте, в котором содержались результаты теста библейских знаний, проведенного среди учеников младших классов. Их ответы, некоторые из которых приведены ниже, показывают бытующие представления о Библии:

— Женой Ноя была Жанна д’Арк (Арк — в переводе с английского ковчег);

— Жена Лота была соляным столбом днем и огненным шаром ночью;

— Моисей поднялся на гору Сион, чтобы получить Десять Заповедей;

— Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй»;

— Иисус Навин повел евреев на битву при Геритоле;

— Соломон имел 300 жен и 700 дикобразов;

— Самсон разгромил филистимлян с помощью топора апостолов;

— Послания были женами апостолов.

Хотя письмо, вероятно, было всего лишь юмористическим вымыслом, все же оно иллюстрирует тревожные тенденции в нашем обществе. Мы быстро становимся обществом, неграмотным в библейском отношении, и наши дети все меньше и меньше знают великие библейские истории. Это печально, ведь эти истории помогают нам понять учение Священного Писания, которое, в свою очередь, дает нам бесценные уроки для нашей жизни сегодня (см. Рим. 15:4).

Отрывок Писания, который мы рассмотрим в этой главе, говорит именно об этом. В первой главе мы рассмотрели радикальные заявления Иисуса о Самом Себе. Во второй главе мы обратились к радикальному учению Иисуса о Священном Писании. Сейчас мы рассмотрим учение Иисуса о спасении.

Иисус и Никодим

Никодим был членом синедриона, иудейского органа управления. Однажды ночью он пришел к Иисусу. Хотя он лично был убежден в том, что Иисус — учитель, посланный Богом, он еще не был готов открыто заявить о том, что он — последователь Иисуса. Во время беседы Иисус поделился с Никодимом радикальным учением о спасении: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14-16).

Событие, на которое сослался Иисус, произошло более чем за 1 400 лет до Его рождения, когда дети Израилевы направлялись к земле обетованной. Мы находим историю об этом в Ветхом Завете, в Книге Числа. Аарон, брат Моисея, умер. Израильтяне совершали длительный обход земли Едомитян, и в очередной раз они начали жаловаться на Бога.

«От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути. И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища» (Чис. 21:4,5).Божий народ начал больше думать о собственных трудностях, а не о своем Избавителе. Даже Божьи благословения, включая ежедневную манну, которую Господь даровал им, были основанием для недовольства. «Душе нашей опротивела эта негодная пища»,- жаловались они.

Ядовитые змеи

В следующем тексте появляется картина, которая беспокоит многих людей. «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых» (Чис. 21:6). Исходя из одного этого стиха, можно легко нарисовать зловещий образ Бога — бессердечное, мстительное божество, истребляющее людей при малейшем непослушании. Но достоверное ли это описание характера Бога? Нет, если вы верите словам Иисуса, Который сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Иисус также сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир…» (Ин. 3:16). Что же тогда происходит в Чис. 21:6?

Моисей незадолго до этого напомнил народу израильскому о том, что Господь провел их «по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды» (Втор. 8:15). Несмотря на окружавшие их опасности и трудности, Господь заботился о них. Он давал им пищу в виде манны, высекал воду из скалы и защищал их от ядовитых змей и скорпионов. Но они все равно возмутились против Бога и Моисея. «Зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне?» (Чис. 21:5).

Недосказанное послание было ясным: «Лучше бы мы не были Твоим народом. Пожалуйста, оставь нас в покое». Бог согласился с их просьбой. Он позволил им встретиться лицом к лицу с жизнью и смертью без Него. Как естественное следствие их добровольного разделения с Богом, те же ядовитые змеи, от которых Он милостиво защищал их в течение всего длительного путешествия по пустыне, теперь начали жалить народ. Представьте себе последующую панику, охватившую стан израильский. Они оказались посреди враждебной пустыни, не имея места, где укрыться. И даже если им как-то удавалось выжить днем, не получив смертоносных укусов, предстояло пережить еще большую опасность ночью. Громкие возгласы наполняли стан израильский, когда змеи жалили все больше и больше людей. Погибло множество израильтян.

Мы не знаем, как долго продолжался бунт против Бога, но в конце концов израильтяне пришли в себя и отправили к Моисею посланников. «Пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе» (Чис. 21:7).

Змий на шесте

Господь ответил Моисею: «Сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). Казалось, это не имеет никакого смысла. Как взгляд на модель проблемы мог разрешить саму проблему? Господь попросил народ израильский подтвердить свою преданность Ему как их Богу, через простой акт послушания.

«И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя, и, когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (стих 9). Это был взгляд доверия — доверия Господу в том, что Он будет верен Своему обещанию — и все, кто смотрел на змия, жили.

Я могу себе представить другие возгласы, раздающиеся в лагере. Возгласы не смерти, но жизни. Вместо выражения отчаяния, это были возгласы надежды. «Господь сказал нам посмотреть на медного змея, и мы будем живы. Посмотри и живи! Посмотри и живи!»Без сомнения, некоторые не видели никакого смысла ни в Божьем повелении, ни в приглашении. Поэтому вместо того, чтобы исполнить Божье условие, они отворачивались, вследствие чего погибали в своем неповиновении. Но некоторые раскаявшиеся грешники имели смелость поверить Слову Божьему и сделать то, о чем Он их просил. Простым проявлением веры, возможно, с помощью окружающих они добирались до центра лагеря. Там они с верою взирали на медного змея, покорившись Слову Божьему, и жили!

Вознесённый

Спустя сотни лет Иисус сказал Никодиму: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14). Что Он имел в виду? В другой раз Иисус сказал: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:28, 29).

Но мы по-прежнему не ответили на вопрос: что это за «вознесение» Сына Человеческого, которое должно произойти? Иисус сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Руководствуясь Духом Святым, апостол Иоанн добавил богодухновенный комментарий: «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (ст. 33).

Посмотрите внимательно на слова Иисуса: «Так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Но почему? Потому что смерть Иисуса на кресте — это не просто дополнение к евангельской истории. Напротив, это центр Божественного плана спасения. Именно поэтому апостол Павел провозгласил: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14), и «я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1.18).

Иисус объяснил Никодиму: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:14-17).

Когда люди взирают на Иисуса с верою, они обретают жизнь с избытком, во всей ее полноте, вечную. Должен раздаться возглас, как это произошло в стане израильском: не вопль смерти, но провозглашение жизни; не отчаяния, но надежды. Взгляните на Иисуса с верой и живите!

Богатый молодой начальник

К сожалению, некоторые упорствуют в отвержении Божьего милостивого дара. Подобно тем, кто не захотел смотреть на медного змея, многие даже во время земного служения Иисуса отвергли спасение. Лука описывает историю об иудейском начальнике, который пришел к Иисусу: «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18).

Это странный вопрос, но он многое разоблачает в этом молодом человеке. Во-первых, обратите внимание, как он называет Иисуса: «Учитель благий!» Это вежливое обращение, но оно показывает недостаток уверенности со стороны говорящего. Некоторые называли Иисуса «Господином», другие — «Господом». Этот же молодой начальник обратился к Нему: «Учитель», добавив слово «благий»,пожалуй, для того, чтобы завоевать расположение. Но это не произвело впечатление на Иисуса. «Что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (стих 19). Другими словами: «Ты действительно хочешь признать Меня тем, Кем Я являюсь? Я действительно Тот, Кто может называться благим».

Кое-что еще нам становится известно о юноше. Он спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Вы не можете ничего сделать, для того чтобы наследовать что-то. Наследование происходит на основании того, кто вы есть. Вы ничего не можете сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. Это дар тем, кто имеет личные отношения с Иисусом, кто взирает на Него с верой. Если что-то становится на пути между нами и Иисусом: наш скептицизм, наша гордость, наше имущество, что-либо другое — мы должны отпустить это, принять решение взирать на Иисуса с верою и жить. К сожалению, богатый юноша не смог расстаться со своим богатством, и, к большому сожалению, мы больше нигде не слышим о нем снова.

Закхей

Отклик другого богатого человека отличен от предыдущего примера: «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1-10). В Иерихоне, несомненно, было много сборщиков податей в связи с очень выгодным месторасположением города на торговом пути.

Закхей же был начальником мытарей. Наверное, он носил роскошные одеяния и сандалии из самой лучшей кожи. Но его богатая одежда не помешала ему взобраться на смоковницу. Так же, как и молодой начальник, Закхей искал возможности поговорить с Иисусом, но на этом все их сходство заканчивается. Закхей обратился к Иисусу со словами не «Благий Учитель», а «Господь». В отличии от иудейского начальника, который отвернулся и ушел в печали, Закхей с радостью принял Иисуса. И вместо того, чтобы жадно собирать деньги, Закхей раздает их. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (стих 8).

Иисус сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему». Почему? Потому что он раздал половину всего, что имел, бедным? Нет. Тогда почему? Потому что он продемонстрировал смирение, воздав вчетверо всем тем, кого он обидел? Снова нет. Его действия были лишь свидетельством его спасения, а не причиной. Спасение пришло к Закхею и его дому потому, что он посмотрел на Иисуса с верой. Он принял Его с радостью и назвал «Господом». «Ныне», сказал Иисус, «пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:9,10).

Иисус выполнил Свою миссию найти и спасти погибшее, будучи вознесен подобно тому, как Моисей вознес змея в пустыне. Пророчество Иисуса исполнилось: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).

Не каждый примет предложение взирать на Иисуса и жить. Некоторые осознанно отвернутся и погибнут в своих грехах. Каждый из нас должен принять решение, избрать один путь или другой, но тот, кто прислушается к предложению взирать на Иисуса с верою, будет жить.

Пророки и апостолы

Бог дал нам свидетельства пророков и апостолов относительно миссии Иисуса Мессии. За 700 лет до рождения Иисуса Исайя пророчествовал: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:5,6).

Иоанн Креститель указал на Иисуса и объявил: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» (Ин. 1:29). Апостол Петр, свидетель исполнения пророчества Исайи, свидетельствовал: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2:23, 24).

Когда Савл из Тарса признал Иисуса Христом, это изменило всю его жизнь, и он написал последователям Иисуса в Риме следующие слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Савл, позже названный апостолом Павлом, знал, о чем он говорил. Он был врагом Иисуса, гнавшим Его последователей. В Послании к Тимофею он писал: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15).

Именно поэтому апостол радовался, когда писал следующие слова христианам в Риме: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: «Всякий, верующий в Него, не постыдится». Здесь нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:9-13).

Крещение и дар

Как мы публично демонстрируем то, что мы принимаем Иисуса своим личным Спасителем? Ответ очень ясен как в учении, так и на примере Иисуса. Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16), поэтому «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Крещение — это исповедание наших грехов и подтверждение того, что мы приняли Иисуса своим Спасителем. Когда Иисус пришел креститься у Иоанна Крестителя в реке Иордан, Иоанн хотел воспрепятствовать Ему, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). У Иисуса не было грехов, в которых Он должен был исповедаться, и поэтому не нуждался в Спасителе. Иоанн был прав в этом смысле, но обратите внимание на ответ Иисуса: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (стих 15).

Иисус оставил пример для всех тех, кто пойдет по Его следам. Поэтому Петр проповедовал в день Пятидесятницы: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полечите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

У Бога есть специальный дар для каждого, крещаемого и исповедующего Иисуса как Спасителя. Взгляните снова на текст из Деян. 2:38: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».Это именно то, что произошло с Иисусом во время Его крещения. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16,17).

Бог не послал Своего Сына для того, чтобы осудить мир, но чтобы спасти его. Господь так возлюбил мир, включая тебя, что Он отдал Своего единственного сына, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел вечную жизнь.

Так пусть же по стану разносится возглас. Пусть по церквям разносится возглас. Пусть во всем мире услышат возглас. Не стенание смерти, но провозглашение жизни. Иисус, Сын Человеческий, пришел найти и спасти погибшее. Взгляни с верой на Иисуса и живи.