Глава 5. История становления и развития издательской деятельности Церкви АСД

Значение издательской деятельности в проповеди адвентистской вести. История развития издательского дела в Церкви АСД. Первые адвентистские публикации и их содержание. История ведущего церковного издательства «Review and Herald Publishing Association». Другие издательства Церкви. Роль печати в распространении адвентистской вести среди чернокожего населения юга США. Издательский отдел Генеральной Конференции и его функции.

Проповедование при помощи печатного слова всегда занимало в Церкви АСД значительное место. Важно подчеркнуть, что именно издательская деятельность, еще задолго до создания церковной организации, определяла миссионерскую активность адвентистов, соблюдающих субботу. Подобное акцентированное внимание на важности печатной продукции в распространении вести предшественники будущей Церкви АСД сохранили, видимо, от миллеритского движения, в котором печатным изданиям отводилась значительная роль. Определяющая роль издательской деятельности Церкви АСД в проповедовании миру трехангельской вести сохранилась и в последующие годы. Так, бывший директор Института всемирной миссии при университете Андрюса доктор Готфрид Остерваль, характеризуя начальную фазу развития Церкви в разных странах, отмечал тот факт, что «в 70% стран Церковь начинала свою деятельность с издательского служения».

Пионеры адвентистского движения придавали большое значение той роли, которую могут играть печатные издания в осуществлении Церковью своей миссии. Например, Э. Уайт, определяя роль печати в евангелизации, в свое время писала: «Печать — сильнейшее средство, которое предложил Бог для того, чтобы совместно с живым словом проповедующего донести истину до всех племен, языков и народов. Иным путем, кроме печати, достичь многих душ было бы просто невозможно». Каким же образом исторически складывалось это направление церковной деятельности?

Как уже было сказано ранее, сразу же после дня «великого разочарования» начался резкий спад интереса к евангельской идее скорого Второго пришествия Христа среди населения, да и среди бывших участников миллеритского движения. Теперь не так-то просто было зазывать людей на лекции или проповеди. Само движение распалось на целый ряд направлений как либеральных, так и откровенно фанатичных. Материал, помещаемый в различных изданиях постмиллеритского периода, носил подчас крайне противоречивый характер.

В этих условиях тем, кто продолжал верить в обетования Божьи и искал библейского обоснования всего случившегося, нужен был какой-то печатный орган, который смог бы как-то их объединить. Среди них были Эллен Гармон, Джеймс Уайт, Джозеф Бейтс. Однако средств на серьезное издание ни у кого не было.

Первое время Эллен Гармон и ее друзья пытались переписывать сообщения о видениях и рассылать их по почте. Ограниченность подобного метода была очевидной, поэтому весной 1846 года содержание первого видения было отпечатано в виде небольшой листовки, обращенной к «рассеянному остатку» и распространенной в количестве 250 копий.

В этом же году Джозеф Бейтс подготовил к печати небольшой трактат The opening Heavens («Отверстые небеса»), направленный частично против так называемых спиритуалистов, учивших, будто Христос пришел в 1844 году духовно. Средства на издание трактата были пожертвованы частным лицом.

В 1847 году Бейтс издал трактат о субботе, подготовил печатный обзор миллеритского движения, пытаясь убедить читателя в неотступном водительстве Божьем. Средства на эти издания также поступили от частных лиц’.

Весной 1847 года появилась совместная публикация Джеймса Уайта, Эллен Уайт и Джозефа Бейтса. Называлась она «Слово к «малому стаду»» и предназначалась, прежде всего, адвентистам, соблюдающим субботу. В эту небольшую брошюру вошли описания нескольких видений Э. Уайт, комментарий на них Дж. Бейтса и некоторые статьи Дж. Уайта, посвященные семи последним язвам из Откровения и событиям, предшествующим Второму пришествию Христа.

Особенно остро нужда в постоянном печатном издании для медленно растущей группки адвентистов, соблюдающих субботу, почувствовалась в 1848 году, во время проведения так называемых «субботних конференций». Как уже было сказано, именно на этих конференциях происходило доктринальное оформление будущей Церкви, достигался консенсус по многим богословским вопросам. Необходимо было доносить информацию об этом, равно как и информацию о последующих конференциях, до многих людей, чтобы максимально расширить географию вовлеченности в этот процесс. На одной из таких конференций и принято было решение начать издавать газету, хотя средств на ее издание не было. Была лишь надежда на будущие поступления от ее реализации.

В 1849 году произошло знаковое событие для молодой Церкви. Вышла в свет самая первая газета адвентистов, соблюдающих субботу. Тираж ее составил всего 1 000 экземпляров, но это было лишь только начало. Озаглавили ее достаточно претенциозно The Present Truth («Настоящая истина»). Название подчеркивало актуальность той вести, с которой адвентисты должны были обратиться к миру. По их мнению, именно весть, актуализировавшая заключительную фазу первосвященнического служения Христа внебесном святилище, должна была звучать в то время. Активное участие в подготовке газеты принимал Джозеф Бейтс. Вышло, однако, всего шесть номеров этой газеты, а затем из-за отсутствия средств ее издание было приостановлено’.

В 1850 году, подвергаемые постоянно критике со стороны так называемых «чистых» адвентистов, Джеймс и Эллен Уайт решили издавать новую газету, которая включала бы в себя выдержки из миллеритских газет, издававшихся до 1844 года. Тем самым они хотели показать, что субботствующие адвентисты по-прежнему продолжают воспринимать миллеритское движение, как вызванное Самим Богом. Газета получилась большой, шестнадцатиполосной. Назвали ее Advent Review («Адвентистское обозрение»). Очень быстро газета переросла в журнал с несколько громоздким названием The Second Advent Review and Sabbath Herald, который стал официальным органом будущей Церкви адвентистов седьмого дня, сохранившимся под названием Adventist Review до настоящего времени.

В целях более эффективной работы и большей коллегиальности в подготовке журнала был создан специальный комитет, куда вошли Джозеф Бейтс, Самуил Родес, Джон Андрюс, Хирам Эдсон и Джеймс Уайт. Кроме журнала этим комитетом готовились к изданию несколько книг и сборников духовных гимнов.

Все острее чувствовалась нужда в создании независимого адвентистского издательства и приобретении собственного оборудования. В таком случае работа обходилась бы гораздо дешевле и была бы более качественной. Специальным комитетом было принято решение о приобретении печатного станка и шрифтов. Ради этого дела Хирам Эдсон продал свою ферму, чтобы предоставить заем. За 650 долларов был куплен ручной печатный станок фирмы «Вашингтон», который был установлен в Рочестере, штат Нью-Йорк. Новое учреждение, созданное в 1852 году, получило название «Review and Herald Printing Office». В том же году по инициативе Джеймса Уайта был основан новый журнал The Youth’s Instructor (Молодежный инструктор) — небольшое ежемесячное издание, предназначенное для преподавания уроков Субботней школы детям. Журнал стал выходить тиражом в 1000 экземпляров. «Review» в это время выходил 2 раза в месяц тиражом 2000 экземпляров. Издатели пытались сделать последний журнал еженедельным, однако ограниченные финансовые возможности не позволили сделать этого на тот момент. Издания были рассчитаны в основном на адвентистов.

В Рочестере к адвентистам, соблюдающим субботу, присоединился Джон Лафборо, талантливый молодой человек, который в будущем станет миссионером Церкви адвентистов седьмого дня, активно проповедующим адвентистскую весть в штатах Мичиган. Калифорния, а также за пределами США — в Англии. Именно он станет первым историком Церкви АСД, опубликовав в 1892 году Rise and Progress of Seventh-day Adventists («Становление и развитие Церкви адвентистов седьмого дня») и в 1905 году The Great Second Advent Movement («Великое адвентистское движение»)1.

В 1853 году к издательской деятельности адвентистов в Рочестере примкнул один из будущих идеологов адвентистской Церкви Урия Смит, который уже в возрасте 21 года стал редактором «Ревью». Юноша работал не покладая рук, не только редактируя журнал, но и собственноручно перочинным ножом обрезая неровные края готовых брошюр. И хотя не было соответствующего оборудования для нормальной работы, Смит утешался одним: пусть не все страницы ровные, зато «выровнена» истина, содержащаяся в этих брошюрах.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграло издание «Ревью» в достижении сплоченности и доктринального единства, а также в поддержке постепенно набирающего силу движения. В первые несколько лет своего существования газета (в последующем журнал) была посвящена в основном защите отличительных доктринальных положений, выплывших на поверхность сразу же после 1844 года. Почти две трети материала первых лет было посвящено таким темам, как суббота и Божий Закон. Предпочтение отдавалось также статьям по библейским пророчествам, особенно тем, которые касались событий последних дней. Регулярно освящалась тема, касающаяся небесного святилища и ходатайственного служения Иисуса Христа. В середине пятидесятых годов в журнале стало появляться все больше статей, посвященных опасности спиритуалистических воззрений и практик, а также критике представлений о природном бессмертии души человека.

Постепенно расширялся круг авторов, принимавших участие в написании статей. Если в самом начале номера «Ревью» составляли преимущественно статьи Джеймса Уайта, то в пятидесятые годы в газете все чаще стали появляться публикации Андрюса, Вагонера, Котрелла и Смита.

Со временем в газете был введен раздел «Сообщения с мест», который иногда занимал до четверти объема. В разделе публиковались письма читателей, давалась наиболее интересная информация о проводимых мероприятиях. В газете также сообщалось о перемещении служителей, о времени и месте проведения очередных конференций.

Следует отметить некоторую осторожность, которую проявляла редакция газеты в отношении видений Э. Уайт. Несмотря на то, что в 1850-е годы число адвентистов, признающих пророческое дарование Э. Уайт, значительно возросло, в период между 1851 и 1855 гг. газета не поместила ни одного сообщения о ее видениях. О них ничего не говорилось даже в связи со статьями, которые Э. Уайт публиковала в этой газете. Джеймс Уайт, бывший тогда главным редактором газеты, в специальном выпуске «Ревью» объяснял это существующими на сей счет предубеждениями. «В будущем, — писал он, — описание видений будет помещаться в специальных выпусках, предназначенных, прежде всего, для тех, кто признает пророческую роль Э. Уайт». Подобная осторожность главного редактора вызвала критику со стороны многочисленных читателей газеты, которым казалось, что Джеймс Уайт недооценивает значение пророческого дарования своей супруги. В ответ на это Уайт написал статью, в которой подтвердил свою веру в Божественный источник пророческих видений, однако при этом дал ясно понять, что только Библия должна оставаться истинным критерием веры и практической жизни христианина. «Слово Божье должно быть всегда перед нашим взором как мерило веры и христианского долга».

Не оставалась газета в стороне и от социальных проблем. Наиболее остро на ее страницах обсуждалась проблема рабства, которая вылилась со временем в гражданскую войну между Севером и Югом. Симпатии адвентистов были на стороне северян, выступавших за уравнивание в правах белых и чернокожих. В этом плане адвентисты были своего рода продолжателями аболиционистских взглядов миллеритов. Интересно то, что когда в газете обсуждалась проблема рабства и другие, связанные с этим проблемы, государственная политика изъяснялась в контексте 13-й главы книги Откровение, где идет речь о звере с агнчими рогами. Это было явным знаком, указывающим на апокалиптическую роль, которую будут играть США по представлению адвентистов в заключительные дни мировой истории.

Несмотря на то, что тираж адвентистских газет, брошюр, журналов и книг неуклонно рос, издательская деятельности молодой церкви сопряжена была с большими трудностями. Сотрудники трудились по 14-18 часов в сутки. Ручной печатный станок фирмы «Вашингтон» работал практически без остановок. Но даже несмотря на такую загруженность, финансовая ситуация оставалась крайне нестабильной. Большинство сотрудников работали буквально за пропитание и ночлег, не получая больше ничего. Но основная проблема сводилась к тому, что вся издательская деятельность адвентистов оставалась фактически частным делом Джеймса Уайта, а это было поводом для распространения слухов, будто Джеймс Уайт наживается на выпуске литературы.

Осенью 1855 года на одной из конференций было принято решение о передаче всего имущества Review издательскому комитету, который должен был коллегиально решать как финансовые вопросы, так и вопросы, связанные с дальнейшим развитием издательства. Главным редактором был избран 23-летний Урия Смит. Специальная комиссия, созданная на этой конференции, сняла с Джеймса Уайта все подозрения и вынесла решение оплатить ему понесенные в пользу издательства издержки’.

В это же время издательство перебралось в Батл-Крик, штат Мичиган. Расположенный в глубине страны, географически штат Мичиган был более удобен в плане распространения адвентистской вести в штатах Иллинойс, Висконсин и Айова, где к ней отмечался особенный интерес. Избрание нового главного редактора не означало, что Джеймс Уайт отошел от издательских дел. По сути дела он оставался главным управляющим издательства и даже подумывал об издании литературы на немецком и французском языках, о более широком рынке сбыта издаваемой литературы.

В 1857 году Джеймс Уайт начал компанию по сбору средств на приобретение парового печатного станка, ибо ручной станок уже давно перестал удовлетворять нужды Церкви и возросшие в связи с ними объемы издательства. Только на печать очередного номера журнала «Ревью», выходящего с 1856 года еженедельно, требовалось три полных дня работы каждую неделю. Страна в это время переживала кризис, и собрать $2500 на новый станок было не так-то просто. Однако дух жертвенности пионеров движения был настолько высоким, что нужная сумма была найдена.

По-прежнему продолжала оставаться проблема собственности, ибо юридически в глазах органов власти владельцем издательства по-прежнему оставался Джеймс Уайт. Зарегистрировать издательство на Церковь было невозможно, потому что официальная церковная организация просто отсутствовала. Таким образом, дальнейшая судьба издательской деятельности напрямую была связана с созданием церковной организации. Однако, как мы уже говорили ранее, вопрос этот упирался в достаточно жесткую позицию отдельных руководителей движения, которые всячески противились созданию новой Церкви. Пытаясь убедить своих коллег в неотложности и важности принятия решения о церковной организации для последующего развития издательского дела, Джеймс Уайт в 1860 году писал: «Настало время, когда все, противящиеся официальной организации, страхованию и т. д. , должны встать на защиту издательского дела».

Лишь только после того, как на конференции 1860 года было принято официальное название «Адвентисты седьмого дня», стала создаваться официальная издательская ассоциация адвентистов. В мае 1861 года она была зарегистрирована в Батл-Крике под названием Seventh-day Adventist Publishing Association (Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня). По сути дела, это была некоммерческая организация, своего рода акционерная кампания, совладельцами которой были члены церкви. Они принимали в ней долевое участие, приобретая акции на сумму, начиная от 10 долларов. Каждая акция давала право одного голоса, который владелец акций мог передать по доверенности собранию акционеров.

По сути дела, зарегистрированная в 1861 году Seventh-day Adventist Publishing Association была предшественницей Review and Herald Publishing Association (Издательская Ассоциация «Ревыо энд Геральд»), самого крупного издательства Церкви АСД сегодня. Ее первым президентом был избран Джеймс Уайт, который оставался на этом посту вплоть до своей смерти в 1881 году. Он же являлся главным редактором Review and Herald. Вице-президент Ассоциации Авадон стал редактором журнала The Youth’s Instructor.

В последующие несколько десятилетий издательство в Батл-Крике значительно расширилось. Были построены многочисленные здания, совершенствовалась полиграфическая база. К концу 19 столетия адвентистское издательство в Батл-Крике стало крупнейшим в штате Мичиган. Общая площадь занимаемой издательством территории составляла около 10 тыс. квадратных метров. Типография издательства располагала самым современным по тогдашним меркам полиграфическим оборудованием. В 1885 году в издательстве работало 115 человек. Большая часть сотрудников издательство воспринимали своей труд, как часть спасительной миссии Церкви и поэтому работали добросовестно и часто сверхурочно. Быстро рос тираж выпускаемой литературы. Если в 1873 году было выпущено литературы на 15 тысяч долларов, в 1885 — на 61 тысячу, то в 1890 — уже на 500 тысяч долларов’. Одновременно с этим расширялись и ряды так называемых литературных евангелистов, то есть тех, кто полностью подчинил себя распространению адвентистской литературы, живя за счет продаж. Это значительно помогало издательству в реализации выпускаемой продукции и возвращении денег в оборот.

Члены церкви получали серьезную духовную подпитку, еженедельно получая «Адвентистский вестник» и «Молодежный инструктор». Достаточно популярным был и ежемесячный журнал Good Health («Доброе здоровье»). Многие входили в различные ассоциации и сообщества, как например, Генеральное трактатное и миссионерское общество (своего рода предтечи будущей сети адвентистских книжных центров), помогая в распространении периодики и небольших трактатов. Чувствовалось, что на тот момент адвентисты достаточно высоко оценивали возможности евангелизма посредством печатного слова.

В те годы в Соединенных Штатах Америки проживало большое количество иммигрантов, переселившихся из различных стран, в том числе и Западной Европы. Эти этнические группы насчитывали по несколько миллионов человек. Для того чтобы облегчить проповедь адвентистской вести среди этих групп, Церковь адвентистов седьмого дня начинает издавать периодику на иностранных языках, подключая к этой работе молодых специалистов, представляющих эти национальные группы. В 1872 году начинает выходить Advent Tidende на датском :. норвежском языках, в 1874 — Svensk Advent Harold на шведском, в 1S76 — Signes des Temps на французском, в 1879 — Stimme der Warheit на немецком, позже переименованная на Zekhen derZeit.

Но, несмотря на видимый прогресс издательского дела, финансовое положение издательства было крайне нестабильным. Временами оно доходило просто до критического уровня. Чтобы как-то выйти из долгов, типография издательства вынуждена была принимать коммерческие заказы. В 1899 году всего лишь 40 % продукции издательства носило религиозный характер, 20% выпускаемой литературы было посвящено различным аспектам здоровья и печаталось по заказу Батл-Крикского санатория. Однако оставшиеся 40% литературы имели совершенно светскую направленность. Движимые желанием получить как можно больше прибыли, руководители предприятия порой даже не обращали внимания на содержание коммерческой продукции. Работники издательства стали относиться к своей работе, как к бизнесу. От евангельской ориентации первых лет работы издательства не осталось и следа.

В 1901 году Эллен Уайт предупредила администрацию издательства, что выполнение коммерческих заказов сомнительного содержания компрометирует учение Церкви АСД. Ее предупреждение во свете последующих событий оказалось пророческим. «Мне просто страшно открывать «Review», ибо я боюсь, что Бог очистит издательство огнем». А спустя год после этого, 30 декабря 1902 года, издательство сгорело почти дотла. Причина пожара осталась невыясненной. Выплаченная страховая сумма в размере 150 тысяч долларов смогла покрыть лишь часть потерь, причиненных пожаром. Расположенные через дорогу складские помещения не пострадали, и хранящийся там запас книг позволил издательству продолжить работу. Для печати периодической литературы сразу было приспособлено помещение местной церкви.

Между тем, случившееся в Батл-Крике заставило многих руководителей Церкви обратить более серьезное внимание на многочисленные предупреждения Э. Уайт, сделанные ею в связи с географической концентрацией всех учреждений церкви в одном месте. Она считала это ненормальным явлением. «Господь не хочет второго Иерусалима в Батл-Крике».

Вот почему в последующие три месяца не утихали дискуссии в связи с перемещением издательства из Батл-Крика. Эти дискуссии продолжались и на сессии ГК 1903 года в Окленде, штатКалифорния. На этом съезде было принято решение о роспуске Seventh-day Adventist Publishing Association и передаче ее имущества и акций новой организации, которая позже в соответствии с законодательством округа Колумбия была зарегистрирована под названием Review and Herald Publishing Association.

Большинство делегатов поддержали идею перенести издательство из Батл-Крика в другое место, но раздавались и другие голоса. Поскольку решался вопрос не только о перемещении издательства, но и офиса ГК, причем в одно и то же место, ряд служащих издательства расценили это, как еще одну попытку контроля со стороны комитета ГК всех учреждений Церкви. Однако основная причина заключалась даже не в этом. Как известно, Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня была основана как акционерная компания, и многие владельцы акций просто не заинтересованы были в переезде издательства в другое место, бойкотируя решение Генеральной Конференции и даже угрожая судебными исками.

Несмотря на возникшие трудности, в 1903 году издательство переехало в местечко Такома Парк близ Вашингтона. Чтобы не было перерыва в выпуске периодических изданий (а издательством тогда издавался один ежемесячный и три еженедельных журнала), к работе на новом месте вынуждены были привлекать специалистов, не членов Церкви адвентистов седьмого дня, учитывая то, что многие прежние специалисты печатники просто отказались переезжать на новое место.

Первые три года после переезда сотрудники «Review» делили тесное старое здание с офисом Генеральной Конференции, пока в 1906 году они не переехали в новое трехэтажное здание. Со временем удалось создать штат сотрудников, в котором в основном трудились члены церкви, посвященные делу Божьему и печатающие литературу, отвечающую нуждам Церкви. Руководители Церкви изначально решили, что новое издательство не будет принимать светские заказы.

В последующие годы издательство значительно расширилось, открыло несколько филиалов как в США, так и за рубежом. В настоящее время издательство «Review and Herald Publishing Association», расположенное в Хагерстаун, штат Мэриленд, — крупнейшее из 63 издательств, которыми располагает Церковь адвентистов седьмого дня. Мощности издательства позволяют в течение всего лишь одного часа выпускать 38 тысяч цветных журналов в 32 страницы каждый. В 1852 году Джеймс Уайт на своем ручном печатном станке мог изготовить лишь 100 страниц в час’. Основные периодические издания Церкви адвентистов седьмого дня, поддерживающие деятельность различных ее отделов таких, как Adventist Review, Guide, Insight, Liberty, Message, Ministry, Mission, Vibrant life, уроки Субботней Школы и многие другие, печатаются именно здесь.

Другие издательства Церкви АСД

Вторым по значению для Церкви адвентистов седьмого дня является издательство «Pacific Press Publishing Association» («Тихоокеанская Издательская Ассоциация»). Создание этого издательства напрямую связано с дальнейшим расширением евангельской активности молодой Церкви, в частности, с началом распространения адвентистской вести на западе Соединенных Штатов Америки. В 1873 и 1874 гг. в Окленде, штат Калифорния, достаточно успешно прошли евангельские программы, в которых принимали участие Лафборо, Корнелл и Канрайт. Этот успех как бы предопределил судьбу нового проекта, о котором руководители Церкви говорили уже давно.

Если история самого первого адвентистского издательства связана с газетой Adventist Review, история издательства на тихоокеанском побережье начинается с издания газеты Signs of the Time («Знамения времени»). Первый номер ее был отпечатан 4 июня 1874 года в частной типографии в Окленде, Калифорния. Формат газеты был примерно таким же, как и у «Ревью», однако содержание ее отражало в основном нужды молодой церкви данного региона.

В подготовке первого выпуска самое непосредственное участие принимал Джеймс Уайт, он же станет в будущем и главным редактором газеты. Деньги на новый проект собирали всем миром, и уже в том же году на большом лагерном собрании в Калифорнии были собраны недостающие средства для строительства издательства на Западном побережье США.

1 апреля 1875 года официально была зарегистрирована Pacific Seventh-clay Adventist Publishing Association, первым президентом которой стал Джон Лафборо. Издательство быстро набрало силу. Установка новейшего по тем временам полиграфического оборудования вывела издательство в ряды крупнейших на всем Западном побережье. Издательство открыло несколько филиалов, один из них даже в Европе — в Лондоне. С 1888 года издательство стало называться Pacific Press Publishing Company.

Co временем Джеймс Уайт, стоявший у истоков создания нового издательства, передает дела по управлению своему сыну Вилли, редактору Джозефу Ваггонеру и управляющему Чарльзу Джоунсу. Не всегда дела у новой администрации складывались успешно. Не хватало своих специалистов-печатников, поэтому приходилось набирать людей, как говорится, из мира. Оказывались среди них и те, кто имел какие-то вредные привычки, в частности, курил на рабочем месте. Это создавало определенную напряженность в отношениях между членами коллектива. Не стабильной была и финансовая ситуация. Так, если в конце 1879 года казалось, что издательству окончательно угрожает банкротство, в 1885 году финансовый отчет, представленный управляющим Джоунсом, выглядел вполне благополучно. Однако для того чтобы сбалансировать бюджет, издательство вынуждено было брать коммерческие заказы, никак не связанные с деятельностью Церкви и ее миссией. Повторялась та же ошибка, которую совершили в свое время и в издательстве «Ревью энд Геральд».

Следует заметить, что создание тихоокеанского издательства стало последним серьезным делом Джеймса Уайта, который после перенесенного в 1865 году инсульта не мог уже работать в полную силу. Ваггонер отмечал: «Те, кто знал его только после перенесенной болезни, и представить не могли, с какой силой и энергией он трудился до того». Серьезная болезнь, к сожалению, наложила отпечаток на этого неутомимого труженика. Он стал менее терпим к своим соработникам, часто раздражался, предъявлял завышенные требования, не всегда объективно оценивал свое состояние здоровья, претендуя на более высокие посты в Церкви.

Джеймс Уайт скончался от малярии 6 августа 1881 года в возрасте шестидесяти лет. Для тех, кто действительно знал о том, какой огромнейший вклад внес этот человек в дело распространения адвентистской вести, смерть Джеймса Уайта стала настоящей потерей. Кому-то даже казалось, что теперь великое дело, начатое этим человеком, начнет распадаться на части. Однако опасения этих людей оказались напрасными. Выпускаемый в Батл-Крике Daily Journal в 1885 году писал: «Это был человек с небывалыми способностями и безукоризненной честности. После его смерти многим казалось, что в рядах адвентистов начнется расслоение. Но он построил настолько надежно, что этого не произошло».

После предупреждения Э. Уайт, сделанного в 1901 году в адрес адвентистских издательств, руководство Pacific Press резко сокращает коммерческую деятельность и переезжает из Окленда в сельскую местность в 40 милях от Сан-Франциско. Только что построенный издательством двухэтажный кирпичный корпус был разрушен в 1906 году одним из самых сильных землетрясений, когда-либо зарегистрированных в Северной Америке. Эпицентр землетрясения магнитудой 7, 7 баллов находился буквально в нескольких милях от города. В результате землетрясения и начавшихся после него пожаров, продолжающихся четверо суток, погибло более 3000 человек, около 300 000 жителей Сан-Франциско остались без крова.

Администрация издательства смогла извлечь из бедствия уникальную возможность решить финансовые проблемы. Было подготовлено специальное издание «Знамений времени» с фотографиями разрушений Сан-Франциско, в котором говорилось о пророческом значении подобных трагедий. Всего за один месяц было распродано 600 тысяч экземпляров журнала.

Но на этом проблемы издательства не закончились. Три месяца спустя после землетрясения типография сгорела дотла. Причину пожара выяснить не удалось. Учтя уроки землетрясения и пожара, руководители типографии решили полностью прекратить коммерческую деятельность. Тогдашний директор издательства Чарльз Джоунс иронично заметил: «Землетрясение и пожар предостерегают нас. Не будем ждать бури. Прислушаемся к тихому веянию ветра, умоляющего «делайте только мою работу»».

С тех пор издательство руководствовалось только этим девизом. Сегодня издательство Pacific Press Publishing Company печатает литературу на многих языках народов мира: английском, французском, немецком, греческом, итальянском, венгерском, польском, испанском, русском, украинском, корейском и многих других языках. Основные периодические издания — Listen, Our Little Friend, Primary Treasure, Signs of the Times и другие.

Третье крупное издательство Церкви адвентистов седьмого дня было организовано в связи с проповедованием трехангельской вести среди чернокожих на юге США. В свое время США в ходе американо-мексиканской войны получили огромные территории на юге, где было большое количество свободных земель. На этих землях обосновались плантаторы, получившие огромные земельные наделы. Именно поэтому в отличие от Севера Юг стал аграрным регионом. Однако на Юге была одна большая проблема: не хватало рабочих рук. В своем большинстве эмигранты ехали на Север, поэтому из Африки, начиная еще с XVII века, завозились рабы-негры. К началу выхода из состава США одна четвертая часть белого населения конфедеративных штатов Юга являлась рабовладельцами.

На протяжении многих лет адвентисты не решались начать серьезную евангельскую деятельность в южных штатах, учитывая расистские предрассудки их жителей. Число последователей церкви в 1870-80 гг. в этом регионе США исчислялось единицами. Вместе с тем, следует заметить, что сразу же после окончания гражданской войны в 186S году и отменой рабства многие протестантские церкви подключились к евангельской и образовательной деятельности среди чернокожих. Запрещение рабства, как известно, было закреплено 13-й поправкой к Конституции США, вступившей в силу 18 декабря 1865 года, хотя рабство в восставших штатах было отменено еще в 1863 году указом Авраама Линкольна о провозглашении эмансипации.

Известно, что адвентисты, проживающие в штатах Миссури и Техас, на этой волне евангельской активности других протестантов пытались открывать начальные школы для бывших рабов, но это доброе начинание, к сожалению, не получило своего продолжения’. Начиная с 1891 года Э. Уайт все настойчивее пишет о необходимости расширения евангельской деятельности в южных штатах, используя при этом достаточно сильный язык. Стоит обратить внимание хотя бы на следующее письмо: «Грех лежит на нас, как на Церкви, потому что мы не сделали ничего серьезного для спасения душ среди чернокожих людей».

Первым, кто откликнулся на этот призыв, был сын Э. Уайт Эдсон. Он решил оставить в Чикаго свой личный бизнес и вместе с женой посвятить себя служению среди чернокожих на юге США. Следует заметить, что Эдсон Уайт отличался творческим воображением, и он достаточно нестандартно подошел к своей миссии. Он сам придумал так называемый «Евангельский букварь» для того, чтобы обучать грамоте чернокожих и одновременно в облегченной форме преподавать им азы евангелия. Еще более необычным был способ передвижения по югу США. Эдсон Уайт решил приобрести небольшой пароход, чтобы на нем можно было сплавляться по реке Миссисипи и ее притокам. Несмотря на свою необычность, проект получил поддержку исполнительного комитета Генеральной Конференции как официальный церковный проект по работе среди афроамериканцев на юге США.

Летом 1894 года пароход под названием The Morning Star («Утренняя звезда») отчалил от пристани в Каламазу, штат Мичиган, и отправился в долгое миссионерское путешествие. Останавливаясь в прибрежных городах, участники этого необычного миссионерского проекта организовывали курсы по ликвидации неграмотности среди чернокожих, подспудно знакомя их с азами евангелия. Не везде прием был одинаковым, приходилось сталкиваться и с угрозами, исходящими от владельцев плантаций.

История упомянутого уже выше издательства начиналась с небольшого печатного станка, установленного на борту миссионерского судна. По предложению Келлога, Эдсон Уайт стал печатать на нем Gospel Herald («Вестник Евангелия»), небольшую информационную газету, в которой описывал совершаемую им работу. Благодаря газете, удавалось собирать необходимые для работы средства и одежду для нуждающихся.

В 1898 году Эдсон Уайт со своими помощниками учредил Южное Миссионерское Общество, чтобы координировать набирающее силу служение среди афроамериканцев и обеспечивать финансирование различных проектов. В 1900 году скромное полиграфическое оборудование, располагавшееся на пароходе, было установлено в старом здании на окраине городка Нэшвилл, штата Теннесси. После того как в 1901 году на сессии ГК приняли решение о создании Южного униона, была зарегистрирована Южная издательская ассоциация, на которую легла ответственность по изданию литературы для южных штатов.

Первые годы работы молодого издательства не вселяли особых надежд на успех. Старое, изношенное оборудование, организационные неурядицы в местной конференции, растущие долги — все это привело к тому, что издательство оказалось на грани закрытия. Руководители местной конференции решили остановить типографию и использовать ее помещения под склады для литературы, издаваемой Review и Pacific Press. Спасло письмо, полученное Артуром Даниэльсом от Э. Уайт. В нем она писала:

«Господь показал мне, что я заняла неверную позицию. Над нашими сотрудниками в Нэшвилле воссияет свет. И этот свет будет распространяться благодаря служению через печатное Слово и издание книг». Вскоре издательство набрало силы, и уже в 1919 году Южная Издательская Ассоциация (ЮИА) приносила более 100 тысяч долларов чистой прибыли в год.

Были в истории ЮИА и тревожные моменты, особенно во время Первой мировой войны, когда из-за резкой нехватки бумаги издательство оказалась на грани закрытия. Однажды, когда в типографии остался всего один рулон бумаги, на подъездные пути типографии был подан товарный вагон, на двери которого была печать «Военный груз, охраняется правительством США». Внутри оказалась необходимая бумага, загруженная на бумажной фабрике всего два дня назад и чудом доставленная в типографию, несмотря на транспортные проблемы военного времени.

Таким было начало издательской деятельности в Церкви адвентистов седьмого дня. Сегодня Церковь АСД располагает более 60 издательствами по всему миру. Среди наиболее молодых издательства в Замбии, России, Нигерии, Украине и др. Церковь АСД печатает литературу почти на 300 языках народов мира.

Издательский отдел Генеральной Конференции

Данную главу мы считаем нужным завершить краткой информацией о том, каким образом координируется издательская деятельность всемирной Церкви. Координация всего издательского дела в лоне адвентистской Церкви осуществляется Издательским отделом Генеральной Конференции. Этот отдел занимается вопросами подготовки к изданию, изданием и распространением литературы для Церкви АСД по всему миру. Свое начало тот отдел берет в 1901 году, когда на сессии ГК был создан Издательский комитет, ответственный за производство и распространение литературы. Первым председателем этого комитета был избран Уильям Уайт. В 1902 году был сформирован Издательский отдел Ноте Missionary Branch (филиал Домашнего миссионерства), который в 1918 году перерос в самостоятельный отдел — Ноте Missionary Department.

В 1966 году название отдела было изменено, и он стал называться Отделом деятельности рядовых членов церкви — Department of Lay Activities. Одной из задач, которые ставил перед собой этот отдел, являлось распространение литературы. Таким образом, издательский отдел, что касается распространения литературы, работает с адвентистскими книжными центрами, колпортерами (книгоношами) и Отделом деятельности рядовых членов.

Издательский отдел существует также и на всех уровнях церковной организации: на уровне дивизиона, униона и местной конференции, что подчеркивает значимость распространения печатной продукции в осуществлении Церковью своей миссии. И по сей день так называемый литературный евангелизм остается одним из самых действенных методов донесения адвентистской вести до людей.

Вопросы для обсуждения:

1. Обсудите, какое значение имеет издательское служение в проповеди адвентистской вести.

2. Что составляло основное содержание публикаций в самых первых периодических изданиях Церкви адвентистов седьмого дня?

3. С какими трудностями сталкивались адвентисты, соблюдающие субботу, в 1850-е годы, пытаясь распространять свою весть с помощью печатного слова?

4. Что стало причиной роспуска Издательской ассоциации адвентистов седьмого дня и переезда издательского бизнеса Церкви в другое место (Вашингтон, Округ Колумбия)?

5. Какую роль играло печатное слово в распространении адвентистской вести среди чернокожего населения юга США?