18. «Голос истины» в сталинской Москве

Итак, журнал «Голос истины», издание которого было возобновлено Генрихом Лебсаком в Москве, издавался с 1925 по 1929 год. Причем в 1925-1927 гг. выходило по 12 номеров в год, в 1928 году вышло 7 номеров, а в 1929 — только 1 номер за январь, после чего выпуск журнала по решению властей был прекращен. В первую редакционную коллегию журнала (1925) входили пасторы Г. И. Лебсак, П. А. Свиридов и А. Г. Галладжев. Причем ответственным редактором был П. Свиридов. С конца 1925 года ввиду загруженности пасторов Галладжева и Свиридова вместо них в редакционную коллегию вводится пастор И. А. Янцен, а ответственным редактором становится упоминавшийся нами выше Александр Михайлович Демидов. С апреля 1928 года единственным редактором остается Демидов. Последний же номер журнала, № 1, за 1929 год, выходит под редакцией Львова Ивана Александровича, тиражом всего 1000 экземпляров. В возобновленном журнале «Голос истины» были сохранены рубрики киевского периода издания этого журнала, а именно: «История и наука в свете Библии», «Церковь и государство», «Наши дни и религия в христианском очаге» и «Вести из разных союзов». Причем, начиная с 1927 года, власти не разрешают рубрику «История и наука в свете Библии», и журнал вынужденно начинает выходить с тремя рубриками. В отличие от других выходивших с ним одновременно адвентистских журналов («Благовестник» в Киеве, «Обзор мировых вопросов» в Риге, «Знамения времени» в Варшаве и Бухаресте, «Семейный друг», «Источник жизни», «Церковный вестник», «Голос истины» в Харбине), он имел ряд важных особенностей. Во-первых, в нем широко освещалась жизнь церкви: проводимые съезды, конференции, перемещения служителей, некрологи. Все это вместе с прилагаемыми в журнале фотографиями представляет большой и важный фактический материал по истории адвентистской церкви в СССР. Причем уточнение многих фактов из жизни церкви возможно сегодня практически только на базе данных журнальных сообщений. При этом хочется отметить, что в этих новостях из жизни церквей освещалась не деятельность нескольких лиц из руководства церкви, а именно жизнь и деятельность всей церкви. О руководителях писалось очень немного, а отдельных их фотографий не помещалось вообще. И это не случайно, ибо личная скромность была неотъемлемой частью этих людей, четко сознававших, что они лишь «рабы, ничего не стоящие». Второй важной отличительной особенностью «Голоса истины» были глубокие аналитические статьи, размещенные на его страницах, как духовного, так и пророческого плана. Третья особенность состояла в широком освещении религиозной жизни в мире, которая одновременно анализировалась в контексте библейских пророчеств: о папстве, экуменизме, последнем времени и библейских истинах. Они создавали у читателя широкую панораму мировых событий, как политических, так и религиозных. Четвертая его особенность состояла в наличии статей, освещающих актуальные проблемы того времени, как, например, эмиграция верующих из СССР в США (проблема, кстати, и сегодня имеющая большое значение). Словом, по своей подборке «Голос истины» отвечал всем требованиям, предъявляемым даже сегодня к аналитическим изданиям, став одним из лучших адвентистских журналов на русском языке. Чтобы составить представление о манере и уровнях статей, размещаемых в нем, мы предлагаем современному читателю некоторые из них, представляющие разные рубрики этого журнала. Так, в статье «Из истории христианской проповеди» прекрасно, кратко и емко показано, как первоначальная простая библейская проповедь апостолов, составлявшая сердце богослужений первых христиан, сменилась высокопарным обрядовым и никому не понятным служением, а также как происходит возврат к апостольским принципам богослужения в последнее время для проповеди Трехангельской вести.

«Из истории христианской проповеди Под историей проповеди подразумеваются те изменения первоначальной формы проповеди, которые пережила христианская церковь на протяжении целых девятнадцати веков. Историю проповеди можно разделить на семь периодов. Первый период. — Апостольский золотой век: 34-100 гг. В этот период апостольская проповедь находится в тесной связи с великим успехом христианства. Апостолы не обладали светским образованием. Школа Христа, в которой они находились в течение 3,5 лет, явилась самой лучшей подготовкой для их проповеди (Деян. 4:13). Воспоминания апостолов о совместной жизни с их незабвенным Учителем, Иисусом Христом, наполняли радостью и дерзновением их сердца и делали их проповеди силой, действующей на сердца слушателей в сторону приближения их ко спасению (Деян. 2:41). Таким образом, первый век — век высшего успеха и высшего расцвета простой и чистой апостольско-христианской проповеди.

Второй период. — Период апологетов, т. е. защитников христианства: 100- 450-й год.

Со смертью последнего апостола Христова, Иоанна Богослова, на протяжении 350 лет, а именно в 100-450 гг., христианство терпело жестокие нападения со стороны язычества вообще и языческой философии в частности, которые называли веру в Господа суеверием и обрушивались на нее со всею силою доводов и иных воздействий. На сцене появляется много прекрасно обоснованных сочинений полемического характера, в силу чего и проповеди пришлось говорить по всем правилам гомилетики, вследствие чего проповедь теряет свою первоначальную красоту делаясь достоянием или произведением искусства автора. Из апологетов наиболее известны: Кодрат, епископ Афинский, Ариспид, Иустин, Мелитон, Афиногор, Тертуллиан, Минуций, Фелике, Ер-мий, Климент, Иоанн Златоуст, Ориген и Августин, называемый Блаженным. Из них в особенности известны: Ориген, Иоанн Златоуст и Августин. Их блестящие, но сухие проповеди служат ярким показателем того, какой характер приобрела проповедь в век апологетов.

Третий период. — Период омертвения от 450 г. по 1200 г. Это время — 450-1200 г. — является периодом роста и укрепления папской власти. Проповедь утрачивает свое особое значение, так как внимание учителей церкви обращается лишь на обрядовую сторону, на внешний блеск и пышность. В это же время происходит установление литургий и других форм богослужения, вследствие чего живая проповедь окончательно устраняется и замирает.

Если и были единичные проповеди, то они были лишь слабым подражанием старым проповедникам и в них разъяснялись только обряды церковных праздников, учение о Богородице и пр., не имевшие никакой связи с Евангелием.

Четвертый период. — Период слабого оживления: 1200- 1517 гг. В это время проповедь несколько оживляется. Мертвое состояние как самой церкви, так и проповеди не удовлетворяло больше духовников и учителей. В разных местах появляются первые реформаторы, как-то: Виклиф, Иоанн Гус, Иероним и др., и проповедь несколько оживляется.

Пятый период. — Проповедь реформаторов и их преемников: с 1517 г. по 1550 г.

Выступления Лютера, его протест, а также и других недовольных против учения и поведения католической церкви, появление его 95 тезисов против данной церкви породили среди народа споры о правоте и неправоте его взглядов.

Благодаря переводу Библии на немецкий язык, теперь и простые люди получили возможность исследовать ее и, воспринимая истину, нести проповедь Евангелия по примеру первоапостольской проповеди золотого века.

Шестой период. — Период догматизма и рационализма: от 1550 г. по 1800 г. Со смертью Лютера и последних деятелей реформации проповедь снова стала замирать, заключаясь в строго определенные рамки. В это же время Библия снова отходит на задний план и у народа появляется «катехизис». В дальнейшем проповедь заключается в рамки рационализма, т. е. объяснения всех чудес и пр. путем ряда хитрых рассуждений. Чудеса совсем отвергаются, и проповедь приобретает характер лекции, да и то, по примеру периода «омертвления», в ней освещаются лишь отдельные пункты катехизиса.

Седьмой период. — Последняя евангелизация: от 1800 г. до наших дней. С 1800 года появляются небольшие, но ревностные религиозные общины и организации, давшие много пламенных проповедников. С того же времени придается особое значение текстам Св. Писания: Матф. 5:14; 24:14; Марк. 16:15 и т. д. Проповедь вечного Евангелия приобретает силу апостольской проповеди, усиливаясь вестью о близком Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа:

«Се, гряду скоро! Ей, гряди, Господи Иисусе. Аминь!»1

Статья «Чудеса» в римо-католической церкви» раскрывает природу многих, якобы, чудес, совершающихся как в прошлом, так и в наши дни.

«Чудеса» в римо-католической церкви

Как известно, римско-католическая церковь учит, что ее «святые» совершают чудеса и знамения. Многие протестанты считают это грубым заблуждением. Но как бы это ни казалось невероятным, это утверждение католической церкви не только не отрицается Библией, но даже подтверждается. Ап. Павел, предвидя великое отпадение в христианстве, писал церкви в Фессалониках следующие слова: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения». — 2 Фес. 2:3-10.

Как видно из этого текста, уже во дни апостолов замечалось отпадение, которое с течением времени все больше увеличивалось, пока, наконец, не нашло своего полного выражения в папстве. В средние века папы особенно любили называть себя «Deus in Terra», т. е. Бог на земле, сегодня же папа охотно называет себя «святой отец». Но этот титул Спаситель дал Своему Небесному Отцу (Иоан. 17:11) и он по праву принадлежит только Ему. Далее папа считает себя непогрешимым, и его учениям придают больше значения, чем учениям Св. Писания. Последнее римско-католическая церковь в большей или меньшей мере старалась удержать от народа и делает это и сейчас. Все это говорит за то, что ап. Павел не преувеличивал, когда писал, что путем тайн папа займет место Бога. В то время ему еще препятствовало язычество. Когда же оно исчезло и императоры перенесли свою столицу из Рима в Византию, позднейший Константинополь, римские епископы могли развить свою власть и в лице пап проявить свое господство. Как видно из дальнейших слов апостола, господство пап продлится до явления Господа Иисуса, значит, будет чувствоваться в течение всех столетий.

После этого ап. Павел говорит нам, что в римско-католической церкви проявится дух тьмы посредством разных сил, знамений и чудес ложных. Конечно, эти чудеса приписываются «святым». Этим путем возвышается престиж церкви и взоры католиков отвлекаются от истинного источника чудес. Ведь нет сомнений в том, что ангел, некогда стоявший у престола Божия на небе, а затем изгнанный оттуда вследствие своих происков, имеет в своем распоряжении могущественные силы, постоянно используемые им для совращения людей.

Сатана еще в пустыне пытался подойти к Сыну Божию, чтобы искусить Его. Однако это ему не удалось. С римскими же епископами он легко сделал свое дело. Они стремились к власти, сатана же охотно дает ее тем, кто согласен следовать за ним. Никто не предохранен от его хитрости, и он стремится соблазнить всех. «И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света». — 2 Кор. 11:14.

Но враг истины действовал не только выступая под благочестивой мантией и совершая чудеса для обольщения людей в римско-католической церкви, — для этой же цели, пока ему это было возможно, он использовал также и язычество. Относительно нравов и религии язычников-греков один историк пишет следующее:

«Богов можно было умилостивить жертвами и молитвами. У дверей храма стоял жрец и окроплял священной водой как руки, так и головы молящихся. Жертва, всегда приносимая на лоне природы, являлась священным пиром, своего рода священным актом соединения между богом, жрецом и верующим. Посреди храма возвышалась статуя божества, окруженная статуями святых или героев, которых он милостиво допустил в свое святилище. На стенах висели жертвенные дары и дары по обету, принесенные в знак благодарности за чудесные исцеления и избавления. Останки героев сохранялись. На Олимпе исцелялись от многих болезней от одного только прикосновения к плечу Пелопса. Пока останки Ореста находились в Тегее, этот город был непобедим. Статуи богов производили особенное влияние. Одни исцеляли от простуды, другие от ревматизма. Изображение Геркулеса в Эритрее возвратило зрение слепому. Иногда на изображениях появлялся пот, они двигали руками и глазами и бряцали оружием. На празднестве Вакха на острове Андрос вода ежегодно превращалась в вино» (Дарей, Всемирная история, стр. 56 и 57).

Ясно, что папству только немногое пришлось изменить в язычестве. Вместо языческих «святых» и «героев» выставили новых, и народ обольщали «силами, знамениями и чудесами». В настоящее время, конечно, нельзя установить, сколько было настоящего в этих языческих чудесах и сколько приходится на долю обмана жрецов и галлюцинаций, как этого же нельзя сделать и с современными чудесами, но факт тот, что сатана обманывает людей и держит их в ложной вере так же, как он это делал в древности. А кого он не может удержать учениями католической церкви, тех он обольщает явлениями и чудесами спиритизма. Различными путями он стремится к своей цели: обольщению людей. После всех открытий науки и Библии не удивительно, что католическая церковь не особенно радуется, когда видит людей изучающими науку и Библию и живущими согласно им.

Мы не нуждаемся в святых, заступающихся за нас на небе. Напротив того, мы верим в слова ап. Павла, написанные в послании к Римлянам: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и ходатайствует за нас». — Рим. 8:31-34.

Иисус Христос не желает, чтобы кто-нибудь обращался к «святым» и просил бы их о заступничестве, ибо Он говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Матф. 11:28. О, как исказил этот «противник» христианскую религию!

К. А. О.»1

В заметке «Рим против справедливого отделения церкви от государства в Мексике» показано, как папство не желало расставаться с огромными доходами от земель, которыми оно владело, и выполнять самые элементарные законы страны, а также препятствовало образованию среди людей и улучшению их быта, ибо серой, бедной, неграмотной массой управлять всегда легче. «Рим против справедливого отделения церкви от государства в Мексике

В Мексике между католической церковью и правительством разгорелась ожесточенная борьба из-за отделения церкви от государства. Римская церковь утверждает, что государство не имеет права воспитывать народ, улучшать положение трудящихся и требовать от священников и монахинь исполнения законов страны. Это такая же борьба, какая происходила во всех странах, пожелавших освободиться от римского господства. Церковь в Мексике обладает колоссальным имуществом, полученным от народа, сам же народ беден и его держат в невежестве. Президент Колье опубликовал декрет относительно урегулирования положения религиозных общин. Этот декрет в скором времени будет проведен в жизнь мексиканским правительством. На это опубликование архиепископ Мора-и-Дел-Рио и 7 других архиепископов вместе с 29 мексиканскими епископами ответили пастырским посланием к 15 миллионам католиков Мексики. Папа Пий XI согласен с содержанием этого послания, и в конце июля м. г. оно было прочитано со всех католических кафедр в стране. Согласно этому посланию священники уже больше не будут служить мессы и причащать. Ни один колокол уже не будет звать верующих

в церковь, так как ни одно духовное лицо не будет уже совершать в них богослужебные обязанности. Это стоит так близко к произнесению великого отлучения от церкви над правительством и страной Мексики, что только недостает папской буллы, формально выражающей это отлучение. Постановления правительства, против которых направлено это пастырское послание, воспрещают иностранному духовенству совершать богослужения в Мексике и лишают религиозные общества права содержать школы. Религиозные монашеские ордена расформировываются, а церковное имущество подлежит реквизиции в пользу государства. Глава правительства, президент Колье, в подробном докладе излагает свое мнение, что предложенный Лигой Наций бойкот Мексики для защиты религиозной свободы не будет иметь успеха. Правительство же наведет следствие, не граничит ли эта пропаганда с государственной изменой».

В заметке «Протестантизм на пути к Риму» автор на основании библейских пророчеств утверждает, что однажды произойдет весьма тесное сближение протестантов с Римом, которые признают папу своим главой.

«Протестантизм на пути к Риму

Руководитель Союза американских церквей, д-р С. Парке Кад-ман, ученый муж и способный оратор, видит приближающийся конец протестантизма. Этот муж, руководитель Союза 38 или 40 протестантских церквей Соединенных Штатов, 20-го июня говорил в главном городе Союза перед американскими религиозными журналистами речь, в которой он, между прочим, излагал следующее:

«Протестантские религии раскололись до такой степени, что необходимо восстановление общего протестантизма. Эти расколы произошли в последние 400 лет, но особенно усилились в последние годы. Возможно, что восстановление протестантизма потребует столько же времени, сколько взяло и его распадение». «Духовность восстановит его», — добавил он. «Я нашел духовность в греко-католической церкви, и она прекрасна. Я нашел ее и в римско-католической церкви, и там она является действительно чем-то величественным». То, чего д-р Кадман не находит в протестантских церквах, т. е. святости, которая, по его мнению, одна только может обеспечить восстановление протестантизма, — он находит в римской церкви во всем ее величии. Да, итак, Рим предлагает спасение больному протестантизму. Так говорит и пророчество: «И опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета»… «Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью». — Дан. 11:30-32.

Близко то время, когда Рим снова будет господствовать, как в мрачное средневековье, и тогда истинные протестанты, полагающиеся на Слово Божие и не нарушающие Святого Завета, будут подвергнуты преследованию. Только в истинном протестантизме с его живой верой в Слово Божие находится спасение. Поэтому пора познакомиться с древними основными принципами истинного протестантизма, свободного от человеческих заповедей и учений церкви, но соблюдающего заповеди Божий и имеющего веру в Иисуса. Истинные протестанты должны воспрянуть в силе Святого Духа и распространять полную истину, как она пребывает в Иисусе Христе. В Риме же могила христианской религии.

К. А. О.»1

И то, что в 1927 году было только предположением, высказанным на основании Библии, в наши дни стало уже осязаемой реальностью, наглядно демонстрируя одновременно, как Библия точно предсказывает события истории. Заметка «Обращение баптистского проповедника к папе» сегодня является как бы немым укором многим современным протестантам, которые предают учение своих же основателей и покоряющимся папству, сжигавшему столетиями протестантов и реформаторов, которые все равно оставались верны Библии, как и автор этой небольшой заметки. «Обращение баптистского проповедника к папе

По случаю недавнего евхаристического конгресса в городе Чикаго папский посланник Бонцано обратился от имени папы к американским протестантам с предложением снова объединиться с римской церковью-матерью. Многие протестантские общины, которые уже дали погаснуть свету Библии и поэтому заблудились на пути в небесный Сион, опять пошли по пути в Рим и намереваются соединиться с римской церковью. Но один из проповедников первой баптистской общины в г. Ньюпорт, в штате Кентуки, еще не забыл завет своих отцов-пуритан и не желает покориться. В одно воскресенье во время большого собрания в своей церкви он обсуждал требования римской церкви, при чем было постановлено отправить папе римскому телеграмму следующего содержания:

«Папе Пию XI, Ватикан, Рим, Италия.

Ваше предложение, переданное через кардинала Бонцано и относящееся ко всем протестантам в Америке, нами отклонено, и вот по каким причинам: мы не желаем отдать вам свою национальную независимость, наши народные училища, свободу слова,

печати и вероисповедания, а также нашу Библию, за которую боролись и умирали наши предки, чтобы мы могли иметь ее.

Напротив того, вся протестантская Америка просит Вас принять Иисуса Христа, как своего Спасителя, и вернуться к учению Библии.

Если же Вы не можете принять этого нашего предложения, то прекратите вмешиваться в политику Америки».

Неизвестно, что сделал папа, получив такую телеграмму, но в Средневековье этому смелому баптистскому проповеднику, разумеется, пришлось бы плохо. Поистине мы и сегодня нуждаемся в первых христианах, смело возвещавших истину, несмотря на всяческие преследования со стороны первосвященников. Мы живем в очень серьезное время и нуждаемся в серьезных людях, в силе Св. Духа выступающих за истину Божию.

К. А. О.»1

Сегодня же в таких христианах мы нуждаемся в еще большей степени. Статья «Нечто о божествах современной христианской Америки» срывает псевдохристианское одеяние с США, обнажая тех истинных богов, которым кадят в этой стране. Эта статья является и хорошим предостережением для тех, кто сегодня пытается в США найти земной рай, устремляя все силы к тому, чтобы попасть туда во что бы то ни стало.

«Нечто о божествах современной христианской Америки (От одного американца)

В Америке все быстрей развивается стремление людей молиться такому богу, который соответствовал бы всем их желаниям и настроениям, ласкал бы и успокаивал их совесть. Как и люди всех веков, современные американцы тоже хотят чему-либо молиться, ибо душа человека, по-видимому, нуждается в предмете поклонения. Но так как Бог отцов их им больше не нравится, то они преклоняются теперь перед каждой выгодой, осыпающей их путь цветами радости и удовольствий.

Ваал уступает свое место Маммону.

Древний языческий Ваал был богом солнца. Он считался отцом всех божеств, так как сияющее солнце всегда несло с собой обильные материальные благословения. Оно — самый крупный и видный благодетель человечества, так как без солнца ничто не могло бы жить на земле. Поэтому и понятно влечение древних обоготворять солнце. Но теперь обратим внимание на бога новейшего времени, имя которому здесь «всемогущий доллар». Ныне миллионы людей преклоняются пред ним, как пред самым высшим божеством. Его поклонники думают, что он может дароватьим любое счастье, о каком только может мечтать жадное человеческое сердце. «Деньги управляют миром». «Деньги — лучший друг человека». «Деньги есть то, что ценно» — так гласят новейшие пословицы американцев. Маммон величественно сидит теперь на том троне, с которого низвергнут старый Ваал.

Деньги обоготворяются не одними только богатыми и состоятельными. Призрак богатств чарует всех и каждого.

Неимущие в большинстве случаев еще даже больше стремятся к наживе, так как рядовой человек думает, что высшее счастье заключается в том, если имеешь большую сумму в банке.

Хотя некоторые одаренные люди и находят высшую радость в том, что безвозмездно отдают свои достижения для общего пользования, дабы осчастливить этим других, все же владельцы больших состояний часто воображают, что плоды их стараний должны быть употреблены только для их собственного удовлетворения. Ввиду царящей в мире нужды и нищеты ни один человек, которого некогда создал Бог, не имеет права быть миллионером, если его деньги не служат всецело для общего пользования.

Один из старых мифов говорит, что царь Мидас одним своим прикосновением к какому-либо предмету превращал его в золото, а ныне, наоборот, каждый, прикасающийся к золоту, сам превращается во что-то другое. Погоня за богатством сделалась страстью всех, и она превращает людей в грабителей, разбойников, убийц, обманщиков, ростовщиков и самых жестоких угнетателей. Многие, имеющие все в преизбытке, затыкают свои уши, чтобы не слышать стонов угнетенных, и вообще не замечают нужды окружающих.

Небо современных американских богов.

Древний Ваал, бог солнца, обоготворялся через посредничество других богов, которые были ближе к людям. Так как солнце было слишком далеко от людей и ослепляло их, то древние поклонялись рекам, дождю, ветру, зверям и растениям, как предметам более доступным.

То же самое наблюдается и теперь; благодаря тому, что деньги могут сделать многое их владетелям, они находятся в большом почете. Сами по себе деньги вещь не плохая, но как несправедливо любить богатство ради богатства или ради удовольствий, которые оно может дать!

Маленькие божества очень многочисленны в нашей стране. Небо золотого Маммона представляет из себя заманчивое общество из миллионеров, больших купцов, королей индустрии, политических властелинов, а также спорта, роскоши, домов, имений, ценных бумаг и т. д. Их можно найти везде, но в некоторых

местах они особенно бросаются в глаза. Такие живые выставки встречаются в каждом селении и в каждом городе. Храмы удовольствий.

Недавно в одном из наших больших городов я проходил мимо двух кинотеатров; один из них носит название «Храм удовольствий», а другой — «Обитель тихих драм». Храм и обитель! Названия очень подходящие, так как там днем и ночью выставляются идолы нашей страны.

В театрах Америки достаточно места, чтобы каждый день дать возможность всем мужчинам, женщинам и детям стомиллионного населения присутствовать на самых разнообразных представлениях.

Эти движущиеся картины не демонстрируют нам настоящую жизнь и тем менее жизнь, какой она должна быть. Преступление изображается менее предосудительным, а грех выставляется в самом привлекательном виде. И божества Америки питаются всеми этими заблуждениями.

Вот перед вами богиня любви; ее едва прикрытое тело ударяет в лицо нравственности и ее ужасная неблагопристойность издевается над чистой женственностью.

А там царствует золотой доллар. Денежные короли и цари промышленности оказывают ему особую честь, ибо он не отступает ни перед какими средствами для достижения нужной наживы и выгоды.

Так или иначе, а дорога к богатству должна быть обеспечена, хотя при этом и пришлось бы подавить многих несчастных людей. Честность стала чем-то странным, а нечестие убеляется различными хитрыми сделками. Его песнь звучит так: «Проповедуй мне, если тебе это нравится; порицай меня, если сможешь; осмеивай меня, если хочешь, — но что бы ты ни делал, только весели меня».

Единый истинный Бог забывается.

Красота тоже ищет своей славы в этом «храме удовольствий»; не истинная красота добра и добродетели, а красота форм и цвета. По Божественному установлению красота является естественным результатом послушания закону Божию и поэтому берет свое начало внутри человека. Во всем должен царить прежде порядок и полная дисциплина, чтобы могли развиваться справедливость и сила характера, откуда уже берет свое начало и истинная красота.

Но бог удовольствий довольствуется и искусственной красотой; на его щеках не играет свежий приятный румянец, но зато они обильно покрыты румянами. Если фигура лишена художественных линий, то ее недостатки восполняет вата. Как печально обстоит дело с той душою, потребности которой к красоте не идут дальше поверхности тела, которая украшает себя только драгоценными камнями, пудрою и всякими румянами. И как часто за этим раскрашенным лицом скрывается неестественная, вконец запятнанная жизнь.

Чего же недостает нашему народу, что он служит другим богам, а не Тому, Который только Один достоин поклонения? Чего недостает нашему обществу в городах и деревнях? Неужели в нашей стране хотят кадить чужим богам и этим самым издеваться над Иеговой?

Существует только одно средство для излечения нашего народа. И не нужно так строго порицать язычников, которые служат другим богам, а лучше сознать, что настало время, когда все знающие Бога, как проповедники, так и народ, должны прекратить всякую игру с грехом, должны не делать ему уступок, а называть его настоящим именем и возвещать народу вечное Евангелие о спасении грешников.

Р. Б. Турбер»1

Также, как мы уже указывали выше, на страницах «Голоса истины» помещались подробные отчеты из жизни церкви, рассказывающие о ее съездах, конференциях, годовых отчетах, в которых, в частности, помещалась подробная информация об административном делении церкви, количестве общин в разных регионах, собранных пожертвованиях и десятинах, о проведении различных видов миссионерской работы.

С интересной стороны вопрос внешнего вида христиан был поднят в статье «К туалету наших девиц».

«К туалету наших девиц

Зеркало: лучшим зеркалом, которое можно посоветовать для употребления нашим молодым девушкам, является самопознание, ибо оно обладает свойством показать им все их ошибки. Когда девушка видит их в этом чудесном зеркале, то это является шагом к исправлению и влечет ее к тому — заставить блестеть свою добродетель, чтобы ее можно было бы яснее узнать.

Предохранение от морщин: это средство называется — быть довольной. Ежедневное применение этой эссенции разгладит морщины на лбу и придаст лицу спокойное выражение.

Губная помада: самая безвредная и лучшая помада для губ есть правда. Применяйте ее щедро, тогда ваши губы будут постоянно мягкими и гладкими и только нежные и благозвучные слова будут исходить из них.Крем для лица: имей всегда богатый запас радости, ибо она является средством против жалоб, горя и вздохов. Она приносит счастье не только в твое собственное сердце, но распространяет также хорошее влияние на всех в твоем доме и на соседей вокруг тебя.

Защита от прыщей: мудрость — это повязка, придающая существу женщины кротость и украшающая жизнь, способствуя развитию ее достоинств и добродетели.

Капли для глаз: пока твои глаза не стали тусклыми и близорукими, вспрысни в них несколько капель сострадания, которое придаст им блеск и зоркость. Если твой запас этих великолепных капель истощается, тогда посети бедных, больных или страдающих, тогда он опять пополнится.

Исправитель голоса: употребляй утром, в обед и вечером средство упражнения, называемое молитвой, чтобы твой голос стал сильнее, красивее и звучнее. Это средство защищает от резких, оскорбляющих тонов.

Серьги: самые великолепные серьги, какие только можно иметь, это внимание и послушание. Они так сформированы, что уши улавливают только те звуки, которые учат добру, а не злу. Каждая девушка должна бы вдеть их в свои уши.

Браслет: каждая молодая девушка должна была бы в своем ежедневном туалете иметь браслет услужливости и прилежания. Как беден ни был бы человек в сокровищах этого мира, все-таки эти два качества будут сильно содействовать тому, чтобы рекомендовать его для почетного положения в жизни.

Золотое кольцо: то золотое кольцо, которое в жизни многих людей испытывалось в огне и выдержало это испытание, называется принципом. Искушение может пытаться отнять его у тебя, но не отдай своего принципа правды, ибо если ты его удержишь, то будешь иметь спокойную совесть.

Ожерелье: оно сделано из драгоценных жемчужин и носит название — «самоотвержение и смирение». Украшенное ими самое некрасивое лицо станет миловидным и жизнь — достойной подражания.

Брошка: эта драгоценная брошка из алмазов сделана из любви. Пусть она всегда украшает твою грудь, ибо она сияет снаружи и согревает сердце внутри.

Пояс: самое красивое и прочное этой полезной части одеяния известно нам под названием «терпение». Чем более оно употребляется, тем красивее оно становится. Оно обладает многими хорошими качествами, самое незначительное из которых делает его видимым.

Головной убор: обвяжи тщательно твой лоб лентой вежливости, она завоюет тебе удивление и уважение всех.

Духи: жертва молодой девушки для блага других или для какого-либо справедливого дела в ее доме или вне такового подобно сладкому благоуханию от Господа, которое пропитывает ее жизнь благоволением Божиим». Большой интерес, как мы уже отмечали выше, представляли аналитические статьи и в частности, работа А. М. Демидова «Вера наших отцов и Вечное Евангелие». Таково прекрасное наследие, оставленное нам, живущим сегодня, людьми, христианами, которые громогласно провозглашали принципы и истины Вечного Евангелия как на страницах «Голоса истины», так и в ГУЛАГах, пыточных подвалах НКВД и карцерах. С прекращением издания в начале 1929 года журнала «Голос истины» выпуск адвентистской периодики был запрещен вплоть до 1988 года. Однако и в годы господства атеистической идеологии церковь, ее служители, рискуя свободой, продолжали выпуск адвентистских журналов, которые по своей глубине и представленной тематике нисколько не уступали не только современным, но и журналам царского времени и первых лет советской власти. Этим прекрасным самиздатовским журналам и их авторам будут посвящены несколько глав данной книги. А пока мы перенесемся в Киев 1926 года, где переведенный туда на служение после V Всесоюзного съезда Адвентистов пастор Львов начинает издавать журнал «Благовестник», правопреемник издававшегося им в Москве журнала «Благая весть», выпуск которого, как мы помним, оборвался в 1919 году вследствие острого бумажного кризиса в стране.