25. Бросаемся бурею

Идея создания первых адвентистских самиздатовских журналов связана с именем замечательного человека и пастора, ученика Павла Андреевича Мацанова, Михаила Семеновича Зозулина и его супруги Августины Ивановны. Автору этих строк посчастливилось хорошо знать этого удивительного труженика на ниве Божьей, человека особой доброты, чуткости, интеллигентности и духовности. Общаясь с ним, порой кажется, что со страниц истории сошел один из апостолов или реформаторов. И действительно, не только по своим чертам, но и по прожитой жизни он напоминает великих религиозных деятелей прошлого. Родился Михаил Семенович Зозулин 6 ноября 1928 года в Краснодарском крае. В 3 года мальчик лишился отца, который скоропостижно скончался, оставив попечение о семье на плечах своей жены. В возрасте 15 лет Михаил знакомится с учением баптистов, начиная посещать их собрания, а спустя несколько месяцев через друга приходит в адвентистскую церковь, в которой его покорило то, что она основывает свое учение только на Библии. В 17 лет Михаил принимает крещение. Узнав об этом, власти исключают его из последнего класса школы, которую он оканчивает уже на Камчатке, где проходит службу в армии. С детства Михаил мечтал стать врачом, и потому в 1954 году поступает в Ставропольский медицинский институт. Однако уже к концу первого курса из-за своих религиозных убеждений, просто из-за того, что он верил в Бога, его вызывают в КГБ, где под всяческими угрозами требуют, чтобы он стал доносить на своих собратьев по вере. Услышав от юноши твердый отказ, власти уже через неделю без всяких объяснений отчисляют его из института. Для продолжения учебы, которую он не желал прерывать, он переезжает в далекий Сталинабад (совр. Душанбе), продолжая учебу в тамошнем мединституте, наивно полагая, что теперь он находится далеко от своих недоброжелателей, которых он, впрочем, и не страшился, зная, что Богсильнее их. Более того, он весьма активно принимает участие в жизни и миссионерской работе Сталинабадской общины, привлекая в церковь много молодежи. Так, в 1958 году состоялось крещение, которое приняли сразу 54 человека, причем в основном лица молодого возраста, что было небывалым в то время. За это пастор общины К. А. Короленко был арестован, а Зозулину вновь предложено сотрудничество, на которое он вновь отвечает однозначным отказом. В ответ на это власти отчисляют его из института. Отчислен он был из института с весьма интересной формулировкой: «За грубое нарушение воинской дисциплины и плохое усвоение программы». И это при том, что в этой же академической справке приводятся все предметы, сданные им за 5 лет обучения, и оценки по этим предметам в основном пятерки, тогда как троек нет вообще. Так в те годы на белое писали черное. Причем, ему сказали, что отныне он не сможет закончить ни одно учебное заведение в СССР, в чем юноша вскоре и убедился. Ибо все его многочисленные последующие попытки окончить шестой курс мединститута не увенчались успехом. Но зато Бог благословил его для окончания Своего института Служения ближним. В 1957 году, еще во время учебы, Михаил был призван П. А. Маца-новым на духовное служение, а в 1958 году он женится на прекрасной девушке-христианке Августине Поляк, ставшей ему на всю жизнь, вплоть до своей смерти, прекрасной спутницей и помощницей. В 1959 году молодые супруги переезжают в Сибирь, в Кемерово, начав великий путь духовного покорения Сибири, в которой к тому времени насчитывалось всего несколько десятков верующих. Вскоре Михаил Семенович возглавляет всю адвентистскую церковь Сибири, став во главе так называемого Сибирского миссионерского поля, деятельность которого вскоре выходит далеко за пределы Сибири, став одной из самых активных частей адвентистской церкви, возглавляемой П. А. Мацановым. За двадцать лет работы были духовно покорены десятки городов, а численность членов возросла с 310 человек в 1959 году до 2861 членов церкви в 1980 году! А общин — с 8 в 1959 году до 46 в 1980 году. Административно Сибирское поле делилось на следующие отделения: Волжское (Ульяновская, Саратовская, Волгоградская области и Татарская АССР); Волго-Вятское (Горьковская, Кировская обл., Чувашская и Марийская АССР); Центральное (Рязань, Тамбов, Воронеж, Белгород, Тверская, Курская, Орловская области); Западно-Российское (Смоленская, Брянская и Калужская обл.); Северо-Западное (Псковская, Новгородская, Мурманская, Архангельская, Вологодская обл., Карельская АССР); Западно-Сибирское (Тюменская, Новосибирская, Томская, Омская, Кемеровская области); Восточно-Сибирское (Красноярская, Иркутская обл., Бурятская АССР); Дальневосточное (Амурская обл., Приморский и Хабаровский края, Якутская АССР, Сахалинская и Камчатская обл.); Среднеазиатское (Андижан, Самарканд, Ашхабад, Наманган, Чу, Чиптура). Именно в это время, в конце 1960-х годов, как одна из важнейших частей церковной работы, начинают издаваться самиздатовские журналы, главными редакторами которых был Зозулин М. С. и его супруга Августина Ивановна. Художественное оформление осуществлял Виктор Александрович Семин, а машинистками были, в частности, Ольга Владимировна Жукова и Лидия Семина. Этой небольшой командой издавалось несколько журналов: «Бросаемая бурею», «Сеятель», «Твой труд — твое благословение», «Жена — друг, помощник», «Христос и семья». Также издавались журналы для различных отделов церкви — семейного, молодежного, музыкального. Средний тираж набираемых на машинке журналов составлял 100-200 экземпляров, имея формат А 4 и средний объем 100 страниц. Для каждого номера, подчеркнем это особо, делались отдельные ручные рисунки, фотографии, подписи к названиям и рубрикам (ибо техники, способной сделать это во многих, да и даже в двух экземплярах, в те годы, безусловно, не было). Журналы печатались в основном на хорошей плотной белой бумаге, и поэтому для того, чтобы был хороший отчетливый текст, практически каждый экземпляр набирался на машинке отдельно. Максимально можно подложить через копировальную бумагу 3-4 листа. Словом, каждый экземпляр с его текстом и рисунками, а журналы были весьма богато и талантливо иллюстрированы, представлял собой ручной труд. И это при наличии того, что все, кто были задействованы в их издании, работали на своих обычных работах, вели домашнее хозяйство и пр. А для набора текста или рисунков требовались сотни часов. И люди находили их за счет собственного сна, создавая маленькие духовные шедевры. И сегодня приходится только сожалеть, что имея прекрасную аппаратуру, как видео, так и аудио, мы так мало используем ее в деле служения, ссылаясь еще при этом на нехватку времени. К тому же, в отличие от наших, слава Богу, спокойных дней, в то время подобная работа грозила тюремным заключением, которое, кстати, и постигло вскоре создателей этих журналов. Пролистывая их сегодня, удивляешься не только труду и мастерству их создателей, но и глубине их духовных статей, рассказов, стихотворений. Были в этих журналах и детские странички, и истории для юношества, и даже библейские кроссворды и ребусы. Это были журналы, которые по своему наполнению не уступали довоенной и дореволюционной адвентистской периодике, а в некоторых моментах и сильнее ее, не говоря уже о большинстве современных религиозных изданий. Чтобы составить хотя бы общее представление об этих журналах, мы, как обычно, хотим полностью привести некоторые статьи и рассказы из них, не потерявшие своей актуальности и в наше время. При этом стоит особо отметить, что почти все духовные рассказы, печатавшиеся в них и написанные в основном Августиной Ивановной Зозулиной, были взяты всецело из жизни, представляя собой реальные истории тех лет, истории людей, приходивших к Богу в то время. Одна из таких реальных историй отображена в рассказе «Они встретились снова», опубликованном в журнале «Сеятель».

«Они встретились снова.

Поезд тронулся. Таня долго бежала вслед за поездом, помахивая белым вышитым платочком, роняя слезы. Из окна купе в ответ Наташа помахивала большим цветным платком и тоже беззвучно плакала. Она радовалась, что снова встретилась со своей Таней и печалилась, что вновь пришлось разлучиться с ней.

Наташа закрыла окно, пошла, быстро разделась и залезла на верхнюю полку, закрыла глаза и, как в панораме воспоминаний, она увидела следующую картину прошлого.

По улице большого города идет молодая девушка, она уже истомилась в поисках квартиры. На один миг она остановилась и вздохнула: «О, как я уже устала! Неужели и сегодня напрасны все мои старания», — подумала она. Усталость сломила ее и она, увидев перед собою скверик и в нем лавочку, медленно пошла туда, чтобы сесть и отдохнуть.

Сначала она размышляла: «Что делать дальше, куда податься, к кому идти?»

Но идти было некуда, кроме вокзала, и она подумала: «Успею туда пойти попозже».

Она и не заметила, как уснула…

Когда она проснулась, возле нее сидела молодая девушка с открытыми, светлыми добрыми глазами и с участием спросила: «Очень устала? После работы отдыхаешь»?

— Нет! После неудачных поисков квартиры.

— Да! Квартирный вопрос, это очень тяжелый вопрос в нашем большом городе.

— Я водитель трамвая, сегодня свободна по графику и бегаю в поисках квартиры. Вещи мои на вокзале. — И с иронией добавила: Один чемодан.

Квартира моя пока временно тоже на вокзале, ночую там уже восемь дней.

— А где же ты жила раньше?

— Была у меня небольшая комнатка, снимала я ее у одной старушки, — но внезапно приехал ее сын и потребовалась комната,

мне отказали и просили срочно освободить. Так я осталась без квартиры. Да чего я тебе все это говорю, ты еще молода и ничего не понимаешь в жизненных делах. Наверно, у тебя прекрасный дом, большой сад, прекрасная мебель, отец, мать, братья, сестры. А у меня никого и ничего нет. — Она махнула с досадой рукой и повернулась спиной к молодой девушке.

— Напрасно ты так рассуждаешь, у меня тоже нет прекрасного дома, нет большого сада, нет родителей, где-то далеко-далеко живет единственный брат. Я живу на квартире в маленькой комнатке, занимаю единственную койку, и все мое богатство помещается в небольшом чемодане. Чемодан старый, сделанный из фанеры.

Девушка, которая была постарше годами, резко повернулась, их взгляды встретились, и они вдруг дружно, громко и весело рассмеялись.

Старшая сказала: «Будем знакомы, зовут меня Таня». Младшая протянула к ней руку и с доброй улыбкой ответила: «Очень рада, что могла с тобой познакомиться, зовут меня Наташа».

Старшая с иронией продолжала: — Вот так рождаются повести жизни. В прекрасном, в зелени утопающем скверике большого города, встретились на лавочке две молодые девушки, судьба которых были похожи одна на другую. Богатство, которым они владеют, равняется двум чемоданам, наполненным поношенными вещами. Разница в условиях жизни невелика: одна живет на вокзале, а другая имеет в маленькой комнате угол, где помещается единственная койка, и та подобранная из кучи металлолома. О, проклятая, проклятая жизнь…

— Разница в том, что одна из них считает, что жизнь, это проклятие, а другая, что жизнь — это дар Божий.

— Ха-ха-ха-а-а! Неужели ты веришь в Бога?

— Да, верю. Знаешь, Танечка, твердо верю, что есть Бог, но об этом потом. Сидя с тобой рядом, мысли мои витали далеко, и вот к какому они пришли заключению: пойдем вместе к моей хозяйке, она очень хорошая женщина, и мы попросим разрешения, чтобы она пустила тебя на квартиру, а ночевать будем на моей койке. Идет такое предложение? Принимаешь?

Таня долго думала. Потом медленно сказала:

— Идет. Если только хозяйка разрешит. О, если бы ты знала, как я устала в поисках квартиры, я согласилась бы и на полу ночевать, лишь бы в доме. Знаешь, Наташа, что меня беспокоит? Не буду ли я тебе в тягость?

— Да что ты, Таня! Нам с тобой вдвоем будет веселей! Пойдем.Они сели на трамвай и поехали к хозяйке. Хозяйка выслушала их просьбу и разрешила Тане перебраться на квартиру.

Девушки с радостью пошли за чемоданом на вокзал. Забрав чемодан и сумку из камеры хранения, они поехали в веселом настроении домой.

По дороге к дому Таня сказала:

— Теперь никакой разницы нет в условиях жизни этих двух девушек, так как койку они поделили пополам.

— Я так рада, Танечка, за тебя, что кончились твои похождения и что я смогла хоть чуточку облегчить твою тяжелую жизнь.

Они вошли в комнату. Хозяйка ушла на работу. Она работала ночным сторожем. Наташа приготовила ужин, и они сели за стол, чтобы вместе разделить пищу. Наташа встала, что-то говорила с закрытыми глазами, а потом начала есть. Таня подумала: «Какая-то странная она».

Таня легла спать. Наташа долго еще читала из какой-то книги, а потом преклонила колени и молилась вполголоса, думая, что Таня уже давно спит. Таня думала: «Интересно, с кем она говорит и кого благодарит»?

Когда Наташа легла спать, Таня спросила ее: «С кем это ты так доверчиво разговаривала?»

— С Иисусом Христом.

— С Иисусом Христом? А Кто же Он?

— Отдыхай, Таня, завтра утром нам с тобой рано вставать на работу. Я завтра расскажу тебе, Кто Он.

Они заснули. Рано утром, пробудившись первой, на работу ушла Таня, она договорилась с Наташей встретиться в 6 часов возле реки, утопающей в зелени, чтобы искупаться и потом пойти вместе домой.

Вечером после работы они встретились на условленном месте. Таня пришла первой и уже искупалась, Наташа последовала ее примеру. Потом пили кефир, деля булочку пополам.

Сидя под роскошным деревом на зеленом ковре, они молчали. Кругом благоухали цветы, и летний теплый ветерок ласкал их лица. Наташа в окружении чудесной природы начала беседу.

— Кто Он — спрашиваешь ты? Он Тот Великий Творец, Который положил основание нашей земли; облек весь мир красотой и наполнил его всем полезным для человека. Все, что поражает нас чудным деянием на море и на суше, сотворено Им. Человек — завершение плана творения, печать совершенства Божия.

Это Он одарил человека блестящими умственными способностями, чтобы постигать совершенное и прекрасное.

Посмотри на голубые небеса, которые простираются над нами, как покров; на землю, усеянную нежными цветами и луга с чудесно зеленеющей травой, на зеленые ветви роскошных деревьев, на чудесную реку, простирающуюся пред нами, на степи, украшенные произведениями, и ты сможешь через них узнать — Кто Он.

Он — великий Художник! Он — Творец неба и земли. Имя Ему — Иисус Христос, Всемогущий Бог!

— О, как все это интересно!!!

Я никогда не слышала о том, что есть Бог. Ты говоришь что Он Тот, Который сотворил человека, так для чего сотворил Он его, чтобы страдать, чтобы умереть? Разве Ему нравятся человеческие муки и страдания? Разве Он имеет от них удовлетворение?

— Всемогущий Бог не сотворил человека для мук и страданий. Нет!!! Он сотворил его по образу Своему для счастливой и вечной жизни.

— А что же случилось? Почему столько проклятий кругом?

— Бог подчинил человека авторитету закона, как необходимому условию жизни, наделив его при этом свободной волей выбора. Со свободной волей выбора были сотворены и ангелы Божий. На небе царствовали счастье и мир.

Повелитель Ангелов — Люцифер, разрешил развивать в себе чувство зависти ко Христу. Он решил оспаривать власть Сына Божия, чтобы таким образом подвергнуть сомнению мудрость и любовь Творца и Его правление.

— Надо было немедленно его убить, чтобы он не мешал счастью других.

— Бог есть Бог милости, доброты, сострадания, но в то же время и Бог справедливости.

В самом начале Бог перед всеми небожителями заявил, что Иисус Христос Единородный Сын от Отца, выше всех творений и Он Единственный только является носителем тайн Божиих и исполнителем великих планов Его воли.

— И что было дальше, как поступил Люцифер? Я начинаю волноваться.

— Все ангелы Божий признали Христа и Его верховную власть. Люцифер сначала тоже признал, но беззаконие, которое таилось в тайниках его сердца, победило его. Он решил возбудить дух недовольства среди ангелов.

— И ему это удалось?

— Удалось частично. Одна треть ангелов удалилась вместе с ним от престола Божия. Так получилась великая тайна беззакония.- Так почему же медлил Бог? Почему Он не наказал его? Сколько терпения проявлено со стороны Бога. У меня бы никогда столько не хватило. Знаешь, я, если что не так, сразу рассчитываюсь, сходу.

— Бог не человек, Он дал Люциферу, а также обманутым ангелам время для раскаяния. Люцифер падал все ниже и ниже в своем беззаконии. Он вел страшную разрушительную работу среди ангелов, проповедуя, что правление Божие и Его законы жестоки, и что их невозможно исполнить, и что он мог бы создать лучшее, совершенное правление, если бы поддержали его ангелы в его добрых намерениях. Несмотря на эту скрытую от Бога разрушительную работу против Его правления, Бог Любвеобильный, Отец Небесный с большим состраданием желал все-таки спасти Люцифера и его ангелов от их падения в пропасть греха и погибели.

— Как они отнеслись к Божьему состраданию?

— Люцифер с презрением отвергнул доказательства и просьбы преданных Богу ангелов, обвинив Бога, что Он тиран и законы Его — иго, окончательно отвергнув верховную власть Христа.

— Бог после этого казнил его, и все стало на небе на свои места? Опять мир, радость и счастье царствовали там?

— Нет. Бог разрешил Люциферу развивать его работу, пока его действия не приняли бы открытый характер для всех небожителей и для всех остальных миров.

— А разве, кроме земли и неба, есть еще и другие миры, где живут разумные существа?

— Есть! Поэтому необходимо было, чтобы его намерения и планы обнаружились перед всеми, так как Люцифер занимал высокое положение на небе, после Христа, он был первым высокопоставленным лицом и оказывал немалое влияние, ведь он прежде был всеми любим.

Люцифер — носитель света, так низко пал в своем беззаконии, что в борьбе против Бога и Его правления употреблял обман и лесть, в то же время Бог мог использовать только такие средства, которые отвечали истине, поэтому видимый успех был на стороне Люцифера.

— Почему видимый? Потом все разобрались?

— Окончательно разобрались небожители и жители других миров только тогда, когда наша земля стала учебником для всей вселенной, ареной сражений и смерти Сына Божия Творца и Повелителя всех миров.

Люцифер был свергнут с неба со своими ангелами.

— С третьей частью? Куда?

— Бог определил им место необитаемое, безвоздушное пространство, покрытое вечным мраком. Они были связаны узами

мрака. Это была самая большая трагедия на небе, которая считалась там первой и последней.

После того, как Люцифер был свергнут со своими ангелами, чтобы больше не искушать небожителей и другие миры, он получил новое имя: «Сатана и дьявол».

— Ой! Так это сатана, это дьявол?!

— Да, Люцифер, — это сатана, это дьявол. Знаешь, почему он получил такое имя?

— Нет! Откуда мне знать?

— Сатана, потому что он противился правлению Божию и пошел против закона Божия.

Сатана — это греческое слово, в переводе на русский язык обозначает «противник». Дьявол — клеветник, тоже в переводе с греческого.

— Так вот оно что. Вот откуда он взялся. Он не с рогами и не с копытами?

— Конечно, нет! Это бывший самый красивый ангел света, а сейчас падший ангел. В прошлом — повелитель святых ангелов, а после падения — предводитель ангелов злых.

— Знаешь, Наташенька, должна признаться, что все это очень интересно, я бы никогда в жизни не узнала эту самую древнюю историю, если бы не встретилась с тобою на той лавочке… Но чем же они дальше занимались и какова дальнейшая их участь?

— Эта странная трагедия не могла остановить планы творения других миров. Отец и Сын взялись за издавна запланированное дело — сотворение нашего мира.

Бог творил и через Иисуса Христа была сотворена и наша прекрасная земля, а на ней человек для счастливой жизни… А остальное я расскажу тебе завтра. Таня по-детски сказала:

— Нужно же было такому несчастью случиться… Очень интересно, я с удовольствием слушаю, может быть, и не все понятно, но интересно.

Они пошли домой. Каждый занимался своими делами, а потом по традиции одна пошла спать, а другая читала, а потом вслух говорила с Иисусом. Таня внимательно слушала. Когда Наташа легла спать, Таня сказала:

— Теперь я уже немного знаю, Кто Он. Он — Творец, великий Художник нашей земли, а вот Люцифера я ненавижу…

В маленькой скромной комнатке стало тихо. Девушки мирно спали.

Опять утро со своими хлопотами, опять день, посвященный работе, и опять вечером беседа. Таня начала беседу первой.- Что же было дальше, после того, как Иисус Христос сотворил землю и человека?

— Сотворенная земля была очень красива. Человеческий язык не расскажет, а перо не напишет той прежней красоты. Сама пойми. Вчера, когда мы с тобой шли домой, перед нами распростирался ковер разных цветов. Ты воскликнула: «Какая красота»! И остановилась. В начале они были еще красивей и не увядали, и первые люди, наши прародители, тоже были очень красивыми. Это были Адам и Ева. Отец и Сын, выполняя намерение, принятое до падения сатаны, сотворили человека по подобию Своему.

Когда Адам и Ева были сотворены, а также земля, то вся вселенная ликовала от радости и восклицала, восхищаясь красотой нашей земли. Только сатана со своими ангелами смотрел на эту неописуемую картину с завистью, и вдруг родился у него коварный план увлечь эту счастливую пару наших прародителей за собой.

— А Бог, который Всемогущий, не мог помешать ему в его коварном плане? — спросила Таня возбужденно. — Нельзя ли было не допустить его к прародителям на нашу землю?

— Условие вечной жизни основывалось на испытании послушания. Никто из небожителей не стал до тех пор бессмертным, пока не был испытан.

— А для чего это все понадобилось?

— Если бы небожители, созданные со свободной волей, не были бы испытаны в послушании, могло бы случиться большое несчастье. Знаешь какое?

— Нет! Не пойму.

— Они, согрешив, остались бы вечными грешниками и мучились бы вечно в своем беззаконии. Таким образом, увековечились бы грех и грешник во Вселенной и никогда бы не было полноты счастья и мира. Этого хотел сатана.

Наши прародители были предупреждены об угрожающей опасности. Небесные добрые ангелы познакомили их с историей падения сатаны и его ангелов. Они были предупреждены много, много раз, чтобы не ходили к дереву познания добра и зла, которое было посредине рая, в их первоначальном доме, где могло их постичь искушение. Ангелы предостерегали Еву, чтобы она не отлучалась от мужа во время своих занятий, ибо в таком случае может повстречать своего врага.

— Что ответили Адам и Ева?

— Адам и Ева заверили Ангелов, что никогда не преступят повелений Божиих, так как послушание воле Божией приносит им самую большую радость.

— А что это за дерево познания добра и зла?

— Дерево познания добра и зла было камнем испытания их веры, послушания и любви к Богу. Господь счел нужным из всех деревьев, находящихся в саду, запретить им только одно, и если они нарушат Его волю, то вина преступления падала на них и они должны умереть навеки. Если останутся послушными повелениям Бога, — выдержав испытание, — то будут равными ангелам и будут жить вечно. Не забудь, они были сотворены со свободной волей выбора, как разумные существа.

— Они нарушили повеления Бога? Их искусил сатана? Так?

— Да! Сатана созвал своих ангелов на совещание. Его последователи пришли к нему, а он, поднявшись, посмотрел гордо вокруг, начал проводить совещание, доводя до них свой план, как оторвать от Бога первую счастливую чету, Адама и Еву.

— Зачем это ему понадобилось?

— Первое. Должность предводителя вне небес сильно отличалась от должности предводителя на небе. Не мог он примириться с тем, что утерял свою былую привилегию. Это было вне его сил. Он желал обрести ее опять.

Второе. Если ему удастся каким-либо путем привести их к непослушанию Богу, то Он вынужден будет принять какие-то шаги, чтобы дать прощение людям, а тогда и он, и павшие ангелы окажутся тоже в том счастливом положении и смогут вместе с людьми получить милосердное прощение Божие.

Третье. Если этот план не удастся, тогда они смогут соединиться с Адамом и Евой, которые, подобно им, заслужат гнев Творца, из-за нарушения закона. Преступление Адама и Евы было бы причислено тоже к их восстанию. Тогда они противостанут вместе, возьмут во владение рай и он будет их вечным местом пребывания. Они быстро обретут доступ к древу жизни, а согласно мнению злых ангелов, общие силы с человеческими будут равняться силе святых ангелов и тогда Сам Бог не сможет изгнать их никогда из рая.

— О, какой он коварный…

— Сатана, исполненный зависти, видя счастье человеческой четы, слыша громкое пение, распространяющееся по всему раю и уносящееся вверх во славу Отца и Сына, принялся за исполнение своего коварного плана. Он желал навлечь на первую чету гнев Божий, дабы их хвалебные песни сменились на ненависть и проклятие Творца.

Он принял вид змея и проскользнул в рай. Сатана, воплотившийся в змея, сел на дерево познания добра и зла и оттуда начал выслеживать свою добычу.

— Непонятно, почему змей сел и почему сатана воплотился именно в змея?- Змей вначале был красивое крылатое творение, блестящее в воздухе, как полированное золото. Он не ползал по земле, а передвигался с места на место с помощью крыльев. Чтобы привлечь внимание к себе, сатана воплотился в змея и сел на дерево познания добра и зла.

— Теперь понятно, что же было потом?

— И вот у него настал удобный момент. Ева отлучилась от мужа и пошла гулять по саду Едемскому. Она вдруг очутилась недалеко от дерева познания добра и зла.

Она начала рассматривать его и задавать себе вопросы: «Какие чудесные, прекрасные плода сего дерева! Почему Бог запретил есть их?»

— Так и хочется крикнуть: «Ева, беги, это не змей, а сатана»! — вставила Таня.

— Сатана, воплотившийся в прекрасного змея, сидя на дереве, — а он хороший психолог, — использовал удобный момент и спросил… Я тебе точно прочитаю его слова: «Подлинно ли сказал Бог, не ешьте ни от какого дерева в раю?»

— А что это за книга, из которой ты читаешь?

— Это Библия — Слово Божие к падшему человечеству. Здесь все написано, потом объясню, а теперь слушай дальше.

— Слушаю. Продолжай.

— Пораженная, испуганная Ева услышала отзвук своих мыслей, но любопытство взяло в ней верх. Змей говорит человеческим языком, подумала она, «какое чудо», — она не знала, что это был первый спиритический сеанс, когда сатана использовал в своих целях для искушения змея. Ева начала разговаривать со змеем, читай теперь ты дальше Бытие, 3:2-3.

— «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть», — читала Таня.

— Какую ошибку допустила Ева, наша пра-пра-праматъ?

— Она не должна была говорить с ним, то есть со змеем. И не должна была подходить к дереву познания добра и зла. Так?

— Так! Сатана начал дальше атаковать ее. Читай 4 и 5 стих:

— «И сказал змей жене: нет, не умрете».

— Читай, что сказал им Господь, когда поселил их в рай. Бытие, 2:16-17.

— «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

-Что посеял сатана в уме Евы этими словами: «Нет, не умрете»?

— Сомнение в Божественных словах, которые гласили: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь…»

— Правильно. Сатана продолжал свою атаку дальше. Читай 6-й стих.

— «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

— Сатана искусил Еву на злое, предложив ей плоды, она взяла их от него и ела и стала искусительницей и для своего мужа, который нашел ее у дерева познания добра и зла.

Сатана ликовал, торжествовал, что теперь заимел свое царство, нашу планету и своих подданных.

— Адам и Ева умерли на веки вечные?

— Адам и Ева, в тот день, когда они вкусили от запрещенного плода, должны были умереть. Все вещало об этом. Первый раз мрачно стало на земле, и начали увядать цветы и листья. Подуло неприятным знойным ветром. Природа после грехопадения резко изменилась, поблекла. Адам и Ева почувствовали первый раз в жизни страх перед неизвестностью. Они побежали и запрятались, так как они обнаружили, что они наги. Они были одеты в небесный свет, подобно ангелам, этот свет исчез навсегда. Они искали прикрытия, ведь не могли же они показаться в таком виде глазам Божиим и ангельским.

В этот момент падения, на небе случилось нечто, что смогло спасти человека от вечной гибели.

— Бог уничтожил сатану и его ангелов, так?

— Нет! Падение человека наполнило все небо печалью. Мир, счастливый мир, сотворенный Богом был запятнан грехом. Ангелы пали на свои лица перед Иисусом, предлагая в жертву собственную жизнь за человечество. Только Его собственную Жизнь

Отец мог принять как выкуп за вину человека. И в тот самый миг, когда прародители согрешили и должны были умереть вечной смертью, Сын Божий прославленный Повелитель неба, подошел к Отцу и предложил Свою жертву за искупление человека, чтобы попавших под проклятие за нарушение закона Божия спасти и примирить с Отцом Небесным.

Для спасения падшего человека и за все человечество, которое будет рождено теперь от грехом запятнанных прародителей, должен был сойти с неописуемой небесной славы Иисус в бездну страданий и горя нашей земли.

— А сатану почему Бог не уничтожил после того, как он искусил Еву и Адама?

— Восстание, поднятое сатаной на небе, должно было послужить горьким уроком для всей вселенной во все грядущие века. Оно должно явиться вечным доказательством подлинного характера греха и его ужасных последствий. В интересах счастья всей вселенной Господь разрешил сатане на нашей падшей планете продемонстрировать свое правление, чтобы последствия правления сатаны послужили вечным предостережением для всех святых существ, сохраняя их от греха и его ужасных последствий наказания, чтобы в конце могли быть уничтожены сатана и его ангелы и грех и беззаконие стерты из всей вселенной и с нашей планеты, которую вновь сотворит Господь.

— Скажи, а Христос потом пришел и умер за Адама и Еву?

— Об этом расскажу в следующий раз. А теперь пойдем домой, приготовим ужин и отдохнем.

Идя домой, Таня по пути размышляла:

— Все это интересно, очень интересно. Скажи, пожалуйста, откуда ты это так подробно знаешь?

— Читаю постоянно Библию, а также Господь раскрыл эту чудесную историю через пророчицу, дав подробное объяснение тем, которые желают спасения. Если желаешь, я тебе дам прочитать эту книгу, название ее: «Патриархи и пророки». Кроме того, я тебе подарю Евангелие, если ты будешь его читать.

— Насовсем?

— Да, насовсем, но только при условии, что ты будешь читать ежедневно.

— Буду, мне так хочется знать все это так, как ты знаешь. Она была очень тронута вниманием подруги. Когда Наташа

дома взяла из чемодана Евангелие и вручила его Тане, та со слезами сказала:

— Наташенька, я буду читать его и хранить, как зеницу ока моего. Ведь это первый подарок в моей жизни, подаренный мне самым близким человеком. Ведь ты и не знаешь, кем ты стала для меня, одинокой, потерявшей в проклятой войне всех своих родных и близких. Знаешь кем? Самой близкой и самой родной на этой земле. И хотя я старше тебя, скажи, я хоть чуть-чуть похожа на тебя?

— Конечно, похожа. Соседи говорят, что мы сестры, и я с радостью отвечаю: «Да, мы сестры. Она старшая, а я младшая».

— Нет! Нет! Я не об этом. Я хочу быть похожей на тебя в поведении моем. Ты ведь и не знаешь, что я курила, но, встретившись с тобой, я ни разу не посмела закурить. Мне казалось, что если я буду продолжать курить, то ты порвешь со мной дружбу, а этого я не хотела. Я также оставила ночные похождения и начала трезвую жизнь. Я перестала пить. Мне очень, очень захотелось быть похожей на тебя.

— Как мне тебя жаль, Танечка, и как я тебя еще больше полюбила от сего дня. Ты мне стала еще ближе. Но когда ты познаешь

Иисуса Христа, ты захочешь быть похожей на Него. Это мое желание, горячее желание, чтобы ты Его полюбила больше своей жизни и стремилась быть похожей на Него. Ведь Он — мой идеал. Я стараюсь во всем подражать Ему и только Ему.

Послушай. Тогда там, на лавочке в сквере, я в мыслях поговорила с Иисусом, спросив Его: «Дорогой Иисус, как бы Ты поступил на моем месте по отношению к Тане?» Он ответил мне: «Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся введи в дом…» Я поняла, что должна тебя пригласить и разделить с тобой мою единственную койку.

— Какой Он добрый! А как Он тебе ответил?

— Книга, которую я читаю, это через нее Он каждый день наставляет меня, как поступить, что делать. В нужный момент Он напоминает мне то, что Он мне говорил раньше и о чем меня учил по отношению к ближним… Он мой Учитель.

— А вечером ты говоришь с Ним?

— Не только вечером, а когда имею свободные минуты. Это и на работе или в трамвае, автобусе…

Сегодня я спросила, отдал бы Он Евангелие тебе, ведь оно мне подарок. Он ответил: «Я всегда давал людям воду живую, которая есть Слово Мое». Читай, что Он мне ответил: Откр. 22:17. «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть берет воду жизни даром».

«Вода жизни» — это Слово Божие, и я решила подарить тебе Евангелие. Поэтому не я такая добрая, а Его доброта это делает во мне.

— Мне хочется ближе познакомиться с Ним, с Иисусом.

— Читай Евангелие и познакомишься с Ним. А мне, познакомившись с Ним и став с Ним близкими друзьями, хочется быть похожей на Него.

Они замолчали. Ужинали. Стирали, штопали. Сидя за штопкой, Таня сказала:

— Я пыталась с Ним говорить, но так как я Его не знаю, не смогла ничего Ему сказать, не смогла, как ты, излить Ему свою душу.

— Когда познакомишься ближе с Ним, тогда и поговоришь. Расскажешь Ему все тревоги сердца твоего, все желания, и Он поймет тебя и направит тебя по доброму пути. А желание, которое в твою пользу, Он непременно исполнит.

— Правда? Хочу понять истину о Боге, об Иисусе Христе и быть счастливой. Хочу быть мудрой в этих делах.

— Поймешь! Это непременно исполнит Иисус. Беседуя с Ним, ты просто по-детски скажи Ему: «Дорогой Отец Небесный! Помоги мне быть мудрой, понять истину Твою и быть Тебе послуги-ной. Покажи мне мои недостатки и помоги исправиться. Во имя Христа. Аминь».

— Я вечером одна попробую. Хорошо?

— Хорошо.

День склонился к ночи. Наступили вечерние сумерки, а потом глубокая ночь. Таня долго что-то шептала и вполголоса говорила: «Прости меня, что я не умею с Тобой говорить. Я постараюсь научиться, я так хочу этого». Наташа отнеслась к ней с участием и послала внеочередную молитву о своей Тане к Отцу Небесному, умоляя Его открыть ей истину.

Все ниже и ниже склонялась ночь, заставив девушек уйти на покой. Стало в маленькой комнате тихо.

И опять утро, и опять день со своими заботами. День был очень суетной. Они пришли домой уставшие. Наташа села, почитала, помолилась, а Таня легла в постель. Полежав немного, она как будто что-то вспомнила, встала, одела халат и села за стол, взяв свое Евангелие. Она прочитала три главы и, встав на колени, молилась. Потом пошла и легла возле Наташи, просительно сказав:

— Наташенька, расскажи мне дальше историю, как Христос спас человечество.

— Слушай, Таня, внимательно.

Все небо было проникнуто величием той безграничной жертвы, только благодаря которой человек мог получить спасение.

Запомни: закон Божий настолько свят, что его изменить нельзя. Чтобы удовлетворить требования закона, должен был умереть Христос за человечество.

Творец — за свое творение, чтобы спасти его от вечной смерти, от проклятия за нарушенный закон.

Он должен был оставить Свое прежнее высокое положение, как Повелитель неба, и сойти на землю, смирить Себя, как человек, чтобы на личном опыте познать все скорби и искушения, которым подвергаются люди, и показать на деле, что закон Божий человек может и должен исполнять.

— Никак нельзя было всего этого обойти?

— Нет! Никак! Когда же Его миссия как Учителя окончится, тогда Он должен будет быть предан в руки беззаконников и должен будет перенести всякие муки, на какие только способен подстрекаемый сатаной человек.

Он должен будет умереть позорной смертью, вися между небом и землей, как преступник за род человеческий, за меня, за тебя.

Он должен будет перенести страшную душевную агонию, ибо бремя грехов всего мира будет возложено на Него.

— И Он согласился на такую жертву?

— Да, согласился и в конце времени, почти 2000 лет тому назад, Он — Христос, воплотился в человеческую плоть, став по виду, как человек, чтобы исполнить великий план искупления.

— И что Он делал на нашей земле?

— Я расскажу тебе последний путь Иисуса Христа на земле. Всю жизнь Иисус отдал человечеству. Его жизнь была полна

добра и сострадания. Он исцелял больных, давал прозрение слепым, воскрешал из мертвых. Горе, вздохи и слезы людей близки Его сердцу. Он прожил среди людей 30 лет, и Его жизнь и Его миссия на земле пришла к концу. Его осудили и предали на смерть, на крестную позорную смерть.

Желаешь, я тебе расскажу последний путь Иисуса?

— Очень желаю.

— Вместо царского венца, чтобы спасти нас, Ему одели терновый венец, вместо блистающих одежд повелителя — одежды для насмешек, вместо царских почестей — издевательства и побои, вместо трона — Голгофский крест.

По прекрасному лицу, полному доброты и страдания, струилась Кровь, Его спина была исполосована длинными жестокими ранами, из которых тоже струилась Кровь. Уже избитого, измученного и обесчещенного, Его повели на Голгофу, там Его пригвоздили ко кресту, что считалось самой позорной смертью того времени. Только небо, охваченное в эти часы болью за своего Повелителя, с состраданием смотрело, как Христа положили на крест, как крупные капли пота, смешанные с Кровью, покрывали Его бледное лицо. Кровь обильно оросила землю…

Таня беззвучно плакала.

Наташа на несколько минут остановилась, потом продолжала:

— Крест моментально подняли сильные руки римских воинов и, немного приподняв его над заранее выкопанной ямой, с силой опустили его туда и закопали.

У подножия креста находились сотворенные по образу Бо-жию люди, но которые, соединившись с сатаной, стремились уничтожить Сына Божия. Там находились сатана и его ангелы, Сатана руководил всей этой омерзительной работой.

Вдруг раздался с креста полный любви голос Спасителя: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».

А потом снова слово как гром прокатилось по всей вселенной: «Совершилось». Сражение было выиграно.

— Какое сражение? С кем?

— Князь мира — сатана — был побежден. План спасения был выполнен с триумфом.

Обвинения, выставленные против Бога, оказались ложными. Оскорбления, которыми сатана осыпал небо, — удалены навсегда. Маска с него снята. Перед всей вселенной он показан, как великий обманщик. Сатана понес поражение и потерял свое господство.

Крестом Иисуса Христа как ангелы, так и люди должны были быть привлечены к Иисусу.

«Совершилось» спасение для всех падших дочерей и сыновей Адама. Оно относится к каждому грешнику, который жил в то время или будет жить в период от начала мира и до конца времени. Оно относится ко мне и тебе.

Всем дан дар раскаяния. Всякий желающий может иметь мир с Богом и стать наследником вечной жизни.

Таня не переставала плакать.

Наташа продолжала.

— Он воскрес и теперь находится одесную Бога и ждет и Таню с ее раскаянием, чтобы дать ей вечную жизнь.

Стало тихо, только слабое рыдание Тани нарушило тишину.

Наташа заснула первой. Таня закрыла глаза и так ясно-ясно увидела перед собою страдающего Христа, Который в предсмертных муках так же ясно шептал:

«Я умер, Таня, за тебя, чтобы жить тебе вечно».

Утром, идя на работу, Таня сказала:

— Оказывается, Он не только Творец, но и Спаситель.

— Да, да! Спаситель всего мира, но Он желает стать твоим личным Спасителем. Теперь ты поняла, кто Он?

— Обожди. Он не только Спаситель, но еще после воскресения Кто Он на небе, теперь ожидая моего покаяния?

— Он — Первосвященник и Ходатай за грехи наши. Он также и самый лучший Друг. Люди дорожат дружбой, даже знакомством с высокопоставленными людьми. О, если бы ты могла понять и познать, какое же великое преимущество дружить с Повелителем Вселенной, Сыном Божиим.

— Вот Кто Он, а я Его совсем не знала и никогда не слышала о Нем.

Они шли рядом молча, потом каждая пошла на свою работу. Однажды вечером Таня сказала:

— Сегодня меня несправедливо обидели. Я хотела обрушиться на обидчика, который этого ожидал, но я молниеносно спросила: «Иисус, что бы Ты сделал на моем месте»? Он ответил мне стихом из Писания: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». Притч. 15:1. Я сразу вспомнила, что, когда Его ругали, били, Он молчал. Смолчала на этот раз и я. Все удивились и послали мне реплику: «Какая стала святая». О, если бы ты знала, как я была счастлива.

— Видишь, Таня, это твоя первая победа. У тебя будет еще много побед и, может быть, много неудач, но ты не унывай, старайся поступить так, как поступал бы Иисус Христос на твоем месте.

Изучали истины вместе. Таня часто говорила: «Какие богатые истины, но мне их не понять, не постичь».

Наташа с терпением работала над спасением Тани.

Однажды вечером Таня сокрушалась.

— Мне кажется, что я очень пустая.

— Нет, ты не пустая, но ты должна серьезно соблюдать заповеди Божий.

Таня согласилась. Они начали регулярно ходить на собрания по субботам. Однажды, уходя из собрания, Наташа спросила:

— Понравилось?

— Да, особенно хор.

— А что ты поняла из проповеди?

— Я еще не научилась слушать внимательно.

Теперь они вместе ходили на собрания. Прошел год, Наташа передала Тане в точности все истины. Внезапно у Наташи случилось несчастье с ее родственниками вдали, и ей надо было уехать.

Был прощальный вечер. Они подарили друг другу на память коробочки-сувениры. Наташа сказала:

— Я уеду, но в последний вечер нашего пребывания с тобою, я хочу подытожить всю истину на фоне одного короткого заголовка: «Кто Он?» Чтобы ты никогда не забыла Его.

— Я никогда не забуду, кто Он.

— Я ждала твоего полного обращения, Танечка, так страстно, как ожидало его все небо, так и не дождавшись. Так неужели сегодня, при нашей разлуке, Иисус не пронзит твое сердце, чтобы оно затрепетало, полюбило Его и отдалось Ему сполна?

Неужели ты пойдешь путем греха, чтобы нам никогда больше не увидеться? И чтобы в день последней встречи разлучиться нам навсегда?

— Нет! Нет! Я не хочу такой страшной разлуки. Я хочу жить вечно, но во мне нет силы. Молись постоянно обо мне.

— Ты знаешь, что ты мне дорога и я люблю тебя. Но знай, что я уезжаю с тяжелым сердцем, не дождавшись от тебя твоего полного обращения и решения стать членом церкви. Все же, несмотря на это, я твердо верю, что придет день, когда ты придешь к Иисусу и падешь у ног Его с разбитым сердцем и раскаешься. Я буду молить Его о твоем обращении, но ты будь очень осторожна, чтобы не опоздать.

— О, ты не знаешь, как я хочу стать настоящей христианкой, но сама не знаю, почему медлю.- Таня, ты должна начать в чистоте соблюдать все истины, тогда придет день спасения и твой.

— Постараюсь! Поверь, буду стараться, — тихо сказала Таня. Они обнялись крепко-крепко и долго плакали. Потом Наташа

молилась. Это была молитва, полная чаяния души об обращении Тани. Танино сердце дрогнуло. После молитвы она сказала:

— Наташа, верь и молись обо мне. Придет день, непременно придет, когда я буду так же крепко-крепко любить Иисуса, как любишь Его ты, и так верно служить Ему, как ты, а также так терпеливо работать с душами, как работала со мною ты. Я постараюсь жить так, чтобы нам вместе быть в вечности и прославить вместе любовь Христа, которая нас спасла от погибели.

Они ночью пошли на вокзал. Когда Наташа уже стояла на ступеньках вагона, Таня ей шепнула на ухо:

— Молись за меня, я верю в силу молитвы.

— Спеши, Таня! Не играй с грехом. Захочешь потом спасения, может быть поздно.

Дали сигнал к отправлению поезда. Подруги еще раз обнялись и поцеловались. Поезд медленно тронулся…

Таня стояла как вкопанная на перроне. Только небо знало ту великую скорбь, которая в этот миг разлуки была в ее сердце.

Пути Наташи и Тани разошлись. Каждый из них имел свои горести, страдания, переживания, но они не забыли друг о друге. Хотя прошло пять лет разлуки, по непредвиденным обстоятельствам они ничего не знали друг о друге.

Шли годы, и Наташа решила отыскать Таню. Вот и большой город, тот скверик, на том же месте и лавочка. Она села, и как будто бы все это было вчера. Встреча с Таней, беседы.

В пятницу вечером Наташа вошла в собрание. Только села, как почувствовала, что кто-то смотрит на нее пристально.

Их взгляды встретились. Они узнали друг друга, и по щекам их покатились слезы.

Во дворе произошла чудесная встреча. Таня с Наташей вместе пошли домой. У Тани была теперь однокомнатная квартира, но, несмотря на это, они спали вместе. Таня сказала: «Как будто бы это было вчера…» Свой разговор они оставили на завтра после обеда…

Утром они пошли в собрание, а после обеда — на то место, где когда-то проходили уроки жизни.

Наташа сказала коротко:

— Рассказывай.

— После твоего уезда я осталась одна. Вечером и утром я читала Евангелие и молилась. В пятницу и в субботу ходила регулярно в собрание.

Однажды вечером я читала Евангелие от Матфея, последние главы о страданиях Христа, потом открыла книгу «Желание веков» и подробно прочитала план искупления. Как стрела, пронзила мое сердце истина, и я почувствовала себя большой грешницей. Я в тот вечер умоляла Бога о моем спасении. Я искренно, всеми фибрами моей души полюбила Иисуса.

Вскоре я заключила с Ним завет. Проходило время, и я решила отблагодарить Иисуса и начала говорить о Нем другим. Я поставила себе цель: привести одну душу в год. Господь услышал меня, и можешь со мной порадоваться, -за пять лет привела 15 душ ко Христу.

— О, как я рада за тебя, Танечка. Нет более радости, как встретить в истине того, за кого ты пролил так много слез и послал так много молитв.

— Помнишь, Наташа, я каждый вечер после твоих бесед заявляла: очень интересно, мне все это нравится, хотя я все и не понимаю.

— Слава Богу, что ты в церкви Христа.

— Пять лет я молила Господа дать мне с тобой встречу, и вот она настала. И вот где мы с тобой встретились! Там, где ты меня учила Божественным истинам.

— А помнишь, когда я спрашивала тебя после собрания, что ты поняла из проповеди, что ты отвечала?

— Нравится, — заявляла я, как заученную фразу. Но только ничего не поняла. Прости меня, я в следующий раз постараюсь понять, говорила я, боясь, что ты перестанешь со мной дружить.

Они счастливо смеялись на том месте, где пять лет тому назад проронили эти слова.

— Теперь я понимаю, Наташенька, сколько нужно было тебе терпения, чтобы привести меня к истине. Теперь я понимаю цену труда, когда сама тружусь над спасением других.

— Рада за тебя, Танечка, и пусть тот огонь, который теперь горит на жертвеннике твоего сердца, никогда не угасает.

— А помнишь, что хотя я мало понимала о вечности, все же я хотела жить с тобою в одном шатре на Новой Земле, — она с улыбкой добавила, — ты еще не передумала?

— Нет! Нет! Мы обязательно будем жить вместе.

— Наверное, Наташенька, ты так отвечаешь всем, кто желает этого, ведь у тебя широкое сердце, все поместимся. Но я буду рада со всеми сестрами и братьями великой нашей семьи разделить радость вечности.- Нашей великой семьи, — как чудесно это звучит из твоих уст.

Они опять встретились. Встретились, как сестры одной большой всемирной Адвентистской семьи, сродненные крепкими узами Божественной любви через пролитую Кровь Иисуса Христа почти 2 000 лет тому назад на Голгофе.

— Нет большего счастья, как знать, что ты спасен Христом и что Он твой лучший Друг, — сказала Таня.

— Нет большего счастья, — сказала ей в тон Наташа, — как быть членом большой Адвентистской всемирной семьи, церкви Иисуса Христа. Быть Его свидетелями об этом на этой земле.

Они долго сидели молча. Они провели несколько дней вместе, и Наташа собралась в дорогу.

У всякой встречи бывает конец, и их пути опять разошлись. На перроне Таня обнимает подругу и шепчет:

— До встречи, если не здесь, так там, в вечности, там, у кристально чистых вод.

— Пусть нам Господь в этом поможет, — заканчивает Наташа. Они встретились вновь, чтобы опять ободрить друг друга, что

нет прекрасней на этой земле, как называться сестрами и быть членами церкви Христа.

Ободренные, они разошлись в надежде на лучшую встречу, где разлуки уже больше не будет.

Поезд тронулся. Таня долго бежала за поездом и махала платком вслед уходящему вагону, где уезжала ее Наташа, роняя слезы. Наташа со смешанным чувством радости и горечи тоже роняла слезы и махала большим цветным платком.

Пути их разошлись, и встретятся ли они друг с другом на этой земле вновь, один Бог знает. Но недалек тот день, когда спасенные встретятся в вечности. И будут приветствовать друг друга, и особенно тех, кто привел их к истине.

…В купе было тихо. Наташа посмотрела на часы, был второй час ночи. Она и не слышала, как все расположились спать.

Картина прошлого кончилась, и она подумала: а какая будет следующая? И ей захотелось, чтобы следующими были еще множество картин, которые кончились бы обращением тех, кому была возвещена истина.

Она помолилась и погрузилась в спокойный и мирный сон».

Интересную реальную историю тех лет передает и рассказ о двух видах молитвы.

«Какие две молитвы нужно произнести, чтобы победить себя

и стать на сторону Христа.

Пожилой проповедник посетил интересующихся в городе и остановился на ночлег в гостинице. В номер вошла молодая горничная, она накрыла кровать и хотела уйти. Проповедник спросил ее:

— Вы верите в Бога? Молитесь Ему?

— Я не знаю Его. Есть Он или нет. Разное толкуют. Я не чувствую в Нем никакой нужды, потому что я и без Него чувствую себя хорошей, ничего плохого не делаю, веду трезвый и хороший образ жизни, стараясь сделать всегда людям что-то доброе. Молиться Ему я считаю пустой затеей, бессмысленной.

— Я возвращусь в эту гостиницу через две недели, и пока я возвращусь, дайте мне слово, что вы ежедневно будете совершать одну краткую молитву.

Девушка медлила, но наконец сказала:

— А что же это за молитва?

— Молитесь так: «Господи, покажи мне меня».

После двух недель они встретились опять. Девушка выглядела какой-то приунылой, проповедник спросил: «О чем ты скорбишь»?

— Как вы были здесь последний раз, при уходе вы просили меня постоянно молиться одной молитвой: «Господи, покажи мне меня». Молясь, я увидела себя столь греховной, что не нахожу себе места и не знаю, что с собой сделать и как избавиться от моих пороков. Бог показал мне, какая я на самом деле нехорошая. Можете ли вы мне помочь в моем отчаянии? — сказала она и горько заплакала.

— Могу и желаю.

— Теперь вы должны молиться другой молитвой: «Господи: покажи мне Тебя».

Помощь непременно придет, когда после сознания своей ничтожности и крайней нужды в помощи, вам откроется Тот, Кто может вам непременно помочь.

Они расстались. Прошло несколько лет. На закате своей жизни проповедник посетил город вновь, где он когда-то в гостинице встретился с молодой горничной, с которой он условился молиться двумя короткими молитвами. В том городе к этому времени уже организовалась большая община, где он также говорил проповедь. В конце служения подошла к нему уже не молодая женщина, сердечно пожимая ему в приветствии руку.

Посмотрев на него, она спросила:

— Узнаете меня?

— Нет, не узнаю.- Я та самая горничная, которая много лет назад научилась от вас двум коротким молитвам. Помните, вы научили меня этим молитвам: «Господи, покажи мне меня». И «Господи, покажи мне Тебя».

Какое чудесное откровение о Нем и Его спасающей силе после второй молитвы тогда наполнило мою душу. Все это совершило преобразование в моем сердце и в жизни. Я теперь являюсь членом Адвентистов Седьмого Дня, как и вы, и очень благодарна Богу и вам через Него, что вы научили меня этим молитвам.

— Благодарение Богу, — прошептал старый человек. — Это никогда не будет забыто.

Дорогой друг!

Нуждаешься ли ты в этих молитвах?

«Господи, покажи мне меня».

Как часто мы нуждаемся, чтобы увидеть себя: мои личные грехи, мое самолюбие, как Бог это видит.

Обнаруженная картина нашего состояния непременно склонит нас на колени со второй настойчивой молитвой на устах:

«Господи, покажи мне Тебя».

Иисус обязательно ответит на нашу просьбу прекрасным откровением и проявлением Самого Себя, чтобы встретить и покрыть Собой любую нашу нужду.

Пусть же Господь поможет увидеть нам себя и увидеть во свете Голгофы Иисуса Христа, чтобы взирая на Него, мы освободились от любого греха и стали подобны Ему.

Голгофская жертва Спасателя мира, Иисуса Христа является притягательным магнитом для падшего человечества к Богу для получения примирения и вечной жизни.

Понимаешь ли и ты цену этой великой жертвы?»1

Большое назидание о важности слов передает рассказ «Опрометчивые слова».

«Случай из жизни служителя.

Приходит муж домой и говорит:

— Сегодня мне так тяжело. Сестра Николаева высказала свое недовольство и многое в мой адрес несправедливое. Ей все кажется, да кажется.

Возмущенная таким отношением к мужу, жена сказала:

— Какая неблагодарная! Таких надо гнать из церкви! Зачем тебе нужно выслушивать разные упреки? А вообще, ты сам избрал такую работу, неси теперь тяжести жизни сам и больше не жалуйся!

А могла ведь сказать иначе:

— Не печалься! Переживем вместе эту горечь жизни. А может, Николаева уже и сама страдает от своих слов?

Она напоминает мужу много добрых дел, которые сделала сестра. Он успокаивается и говорит:

— Да, верно! Она не плохая женщина. Всякий из нас может ошибиться!

Дорогая сестра! Какие бы слова ты сказала своему мужу, если бы он принес тебе такую весть?»1

А как актуален пример о том, какую музыку надо исполнять в церкви и как формируется музыкальный вкус. «Как можно разучиться петь?

Известный проповедник Муди рассказывает, что во время своего пребывания в Англии, в гостях у своего друга, он увидел в клетке особенно красивую золотисто-желтую канарейку и прямо восхищался ее красотой!

Хозяин дома, увидев это, сказал: «Да, она красива, но, к сожалению, разучилась петь. Раньше она пела великолепно, но я имел привычку вешать ее клетку за окном. Туда прилетали воробьи и чирикали, а моя канарейка пела все меньше и меньше, и научилась у них чириканью. Теперь же все ее пение — самое простое чириканье».

Муди замечает: какой поучительный пример для многих христиан! Когда-то они могли прославлять Господа и петь благодарственные псалмы; тогда они были весьма радостны и счастливы. Но они познакомились с теми, голос которых всецело принадлежал миру и которые ничего больше не умеют, как только поверхностно и легкомысленно чирикать! И эти христиане, подобно канарейке, разучились петь, и теперь больше ничего не умеют, как только чирикать да чирикать».

Интересна и назидательна и история о кузнеце.

«Испытанию характера подвержена семейная жизнь. У многих характер так слаб, что не выдерживает тяжести семейной жизни звено, на котором написано «верность». Оно рвется, потому что у многих слабо и не прочно, и рвется уже в первые годы семейной жизни. Не помогли ни способности, ни даровитость. Звено «верность» было слабым.

Рассказывают об одном старом кузнеце. Все его знали, как хорошего работника, потому что он свои обязанности выполнял так хорошо, насколько это мог.

Однажды он изготавливал большую цепь. В кузницу вошел человек и наблюдая за прилежной работой кузнеца, спросил: «Почему так старательно трудитесь, ведь это простая и грубая цепь!»Старый кузнец ответил:

«Если изготовлю хоть одно звено слабым, вся цепь будет непригодна».

И так он каждый день усердно ковал день за днем… У кузнеца был сын, который плавал на корабле. Однажды в океане поднялась страшная буря. Капитан приказал спустить большой якорь. Якорь был соединен с кораблем большой цепью. Ветер был настолько сильным и волны такие большие, что цепь порвалась как нить.

«Спустите второй якорь!» — приказал капитан.

Это был последний якорь…

Когда цепь выдержала большое испытание, сын кузнеца заметил что-то знакомое. Подойдя ближе, он увидел на одном из звеньев инициалы своего отца. Эта цепь была изготовлена его отцом. Он от всего сердца радовался хорошей работе своего отца. Цепь выдержала бурю и корабль был спасен. Что было бы, если бы старый кузнец выполнил свою работу небрежно?

— Многие жизни погибли бы!

Поэтому, дорогие юные друзья, живите и трудитесь каждый день так, чтобы труд ваш был годен для вечности. Под руководством Христа куйте жизненную цепь так, чтобы она выдержала испытания. Когда в день испытания многие цепи порвутся и изготовившие их пойдут в вечную тьму, ваш труд и характер будут сиять во славу Тому, Кто вас возлюбил и за вас умер.

Итак, бери во внимание прошедшее, используй мудро настоящее, тогда тебя не постигнет внезапностью будущее!»

А как актуальна в вопросе одежды заметка о случае, произошедшем с одной девушкой.

«Однажды утром девушка-христианка стояла перед зеркалом. Уходя на работу, она подошла к матери, чтобы получить от нее прощальный поцелуй.

«О, мама, не смотри на меня с таким ужасом. Я вижу недовольство на твоем лице, а мне так хочется, чтобы тебе понравилось мое платье. Ведь оно такое, как носят все, так идет мне. Цвет, правда, очень яркий, но идет мне. И декольте не больше, чем у других девушек. О, мамочка, не хочешь же ты меня видеть одетой старомодно. Я буду молодой только однажды».

И девушка поспешила к своим занятиям. Она весело шла по улице, гордая собой, и когда она вошла в вагон трамвая, глаза всех устремились на нее и между пассажирами начался шепот. Девушки выражали одобрение и зависть, но лица старших и более

мудрых приобрели вопросительное выражение. Взгляды пассажиров заставили поднять ее голову еще выше от гордости.

Вскоре один человек, следивший за девушкой, выступил вперед и фамильярно взял ее под руку. Затем она услышала вопрос, который он задал ей. Ужас отразился на лице девушки, и она сделала попытку освободить руку, но не смогла.

«Подождите, дорогая, — сказал человек и посмотрел ей в глаза, — если душа ваша не продается, не завертывайте ее в такие одежды, как эта». И, повернувшись, вышел.

Испуганная, дрожащая девушка поспешила вернуться домой. Она бросилась в объятия матери, и когда она излила свой ужас, она начала понимать глубокую истину в прежних советах своей матери. Тогда она внезапно вскочила, побежала в свою комнату, и снова вернулась к матери со злополучным платьем в руках.

«Сожги его, мамочка, сожги! Не нужно его беречь даже для чего-либо другого. Я знаю, что у нас нет средств, чтобы поступить так, но, пожалуйста, сожги его. Я не хочу его видеть когда-либо».

И мать, хотя она и была очень экономной женщиной, сожгла его, потому что знала, что в жизни ее дочери есть вещи более ценные, чем те, которые можно приобрести за деньги.

Христос желает, чтобы мы показывали собой хороший пример и для других. Он знает, что дети Божий никогда не соединятся с миром, в том, что не служит к славе Того, Кто желает видеть в детях Своих добрые примеры для тех, кто еще не познал любви Божией.

Поэтому каждой девушке было бы полезно иметь над зеркалом девиз: «По одежде, которую я ношу, люди судят о моем характере».

Самиздатовские журналы Сибирского поля издавались с 1968 по 1975 г., становясь прекрасной духовной пищей и ободрением для верующих и ищущих Бога в то время. Помимо Сибири, самиздатовский журнал «Светильник» очень небольшим тиражом издавал в Киеве в конце 1960-х — начале 1970-х годов пастор Александр Федорович Парасей (1912-2007). Журнал состоял из следующих основных рубрик: «Домостроители тайн Божиих», в которой помещались духовные проповеди; «Весенний сад», в которой освещались замечательные примеры миссионерских подвигов; «Сонаследницы благодатной жизни», где печатались статьи, предназначенные для женщин, желающих вести христианский образ жизни; «Семья и воспитание», содержащая замечательные заметки, помогающие возрастанию христианской семьи; «Анатомия и Библия», в которой давались обзоры удивительного строения человеческого организма; «Из истории христианской церкви», где печатались обзоры, освещающие различные периоды истории христианства; «История, археология и Библия», где публиковались данные о последних открытиях, подтверждающих библейскую историю, или давались критические разборы с точки зрения Библии и науки эволюционной теории. Сам объем журналов в целом составлял 174 страницы. Статьи, содержащиеся в нем, отличали академическая подача материала, глубокий библейский анализ и одновременно с этим простота изложения. А в Казахстане в начале 1970-х годов пастор Либенко Николай Назарович издал восемь выпусков, тиражом в 20 экземпляров журнала «Стремление», за что, кстати, был арестован и приговорен к двум годам тюремного заключения. Также в Алма-Ате в 1970-х — начале 1980-х годов пастор Волкославский Ростислав Николаевич готовит и издает сначала на машинке альманах «Библейские пророчества», ставший первым на русском языке обобщающим исследовательским трудом по данной теме. Вот как сам Ростислав Николаевич вспоминает об этом: «В восьмидесятые годы мы не имели возможности издавать нужные книги как для нашей церкви, так и для всех интересующихся Библейской истиной. Была только одна, причем небезопасная, возможность для этого — издавать книги и журналы подпольно; а в это же время атеисты штамповали литературу огромными тиражами. У меня давно зрела мечта написать если не книгу, то хотя бы журнал о библейских пророчествах. Одно обстоятельство подтолкнуло меня к решительным действиям. Проходя по центральной улице Алма-Аты, я увидел в книжном киоске книжку «Библейские пророки и их пророчества» атеиста Рижского, который преподавал в то время в Новосибирском университете. Я тут же купил ее. В ходе прочтения мною были обнаружены исторически необоснованные придирки и заявления по поводу пророчеств Исайи. Тогда же я взялся за перо и стал готовить объяснения — комментарий на эти пророчества. Пришлось пересмотреть немало исторической литературы, прежде чем получился журнал со статьями, таблицами и картами. Мне активно помогла молодая семья наших верующих, — Михаил и Марина Павелко, в доме которых набирали на машинке, клеили, составляли макет будущего журнала. Иллюстрации к журналу подготовил Анатолий Величко из Черновицкой области. Михаил отксерил где-то в одной из организаций поздно вечером штук тридцать первых экземпляров, и мы раздали их служителям Казахской конференции. Братья с радостью рассматривали, читали и изучали этот материал и проводили занятия с молодежью. Но это была только первая капля. Вскоре, где-то в 1987 г., я был приглашен на преподавательскую работу в Заокскую духовную семинарию. В те дни люди со всех концов Союза приезжали, чтобы потрудиться на строительстве семинарии. Энтузиазм был огромный! Еще бы, ведь это было первое учебное заведение адвентистов, которое можно было строить без страха, притеснений и запретов от властей. 2 декабря 2008 г. исполняется 20 лет, как его торжественно освятили в присутствии гостей из Генеральной конференции. Но была у меня еще немалая радость, когда один молодой служитель из Молдавии — Павел Гирляну проявил большую инициативу и издал где-то в Риге 6 000 экземпляров этого журнала о библейских пророчествах. Он разошелся быстро, так жаждущая земля быстро поглощает долгожданную влагу». Но силы зла не дремали, тоже обрушиваясь на тех, кто шел за Богом, на тех, кто другим указывал этот путь. И средневековые понятия, такие как пытки, публичные осмеяния, ссылки, насильственные отбирания детей, стали нормой борьбы с верующими людьми в 1960-1980-е годы. В те годы, которые многим сегодня кажутся такими спокойными и мирными, как казалась вообще порой вся советская действительность.