6. Письмо из заключения

Журнал «Маслина» выходил с 1905 по 1913 год, издаваясь с 1905 по 1906 г. восемь раз в год, а с 1907 года — двенадцать раз. В последний год издания — 1913-й — было издано пять номеров. Также с 1908 года каждый месяц печаталось отдельное Приложение к номеру. Эти Приложения были тематические. Часть из них была посвящена обзору проведения евангельской работы на территории России и в мире, и состояла из писем пасторов, членов церкви, описания церковных собраний, путевых заметок, опытов с Богом. Другая часть была представлена Уроками субботней школы, в которых только на основании Библии рассматривались те или иные темы (о спасении, праведности и т. д.) или отдельные библейские книги. Третья часть Приложений была отведена для так называемых Молитвенных чтений — особых проповедей, которые читались в одно и то же время во всех адвентистских церквях в последнюю неделю декабря (молитвенным чтениям будет посвящена отдельная глава данной книги). Также регулярно издавались особые специальные номера — Экстренные выпуски «Маслины», предназначенные в первую очередь для людей, мало знакомых с Библией, и излагавшие исполнение библейских пророчеств в истории,а также давался анализ современных событий и катаклизмов с точки зрения библейской философии и пророчеств. Практически все материалы, помещаемые в «Маслине», отличало соединение удивительной простоты, искренности и глубины изложения. И это были не просто авторские приемы. Ибо люди, которые писали в этом журнале, сами прошли то, о чем писали, имея не теоретическую, а практическую веру, узнав действие Живого Бога в своей собственной жизни, которую удивительным образом преобразил Христос. В этой связи биографии авторов статей «Маслины» представляют собой не меньший, не преходящий интерес, как и сами статьи. И одним из авторов, часто публиковавшим свои материалы в этом журнале, был будущий крупный религиозный деятель-подвижник XX столетия пастор Григорьев Григорий Андреевич (1878-1952), который в одной из своих статей в «Маслине» поделился с читателями своим опытом прихода к Богу.

«Когда мне было девять лет, отец мой умер. При скудных обстоятельствах мать моя работала своими руками и добывала пропитание для меня, еще двух братьев и сестрицы. Так как средства наши были весьма скудны, то меня как старшего отправили в чужие люди. Это послужило мне во вред: я сделался рабом алкоголя и табака. Тринадцати лет от роду я попал в учение к одному кузнецу. Шестнадцати лет я был уже полным безбожником, не имел никакого страха и ни от кого не получал хороших наставлений, так что я с каждым днем все ближе катился к пропасти. По окончании моего учения я отправился на Кавказ. Куда только я ни поступал, всюду меня встречали препятствия и неудачи, так что я начал роптать на свое существование. Свое кузнечное занятие я скоро оставил и поступил землекопом на железной дороге; здесь я нашел товарищей, подобных себе. Знакомство с ними повлекло за собою самые ужасные последствия. Мне приходилось проводить холодные ночи на голой платформе железнодорожной станции, не имея одежды и куска насущного хлеба. Часто приходилось довольствоваться одним фунтом хлеба в течение целого дня. Все меня презирали и чуждались меня, потому что я ни к чему не был пригодным, ни в физическом, ни в нравственном отношении. Часто мне хотелось выйти из этого положения, но никак не мог совладать с собой и потерял даже всякую надежду на свое избавление от такой испорченной жизни. Вскоре, однако, мне пришлось попасть на хутор Яготинцев, куда на жительство переехала моя мать с отчимом. От них я узнал, что здесь живут люди, которые соблюдают субботу. Я пошел в их собрание и здесь впервые услышал драгоценное слово евангельское: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14). Затем пели гимн: «Удалитесь от Меня все, делающие беззаконие. Господь услышал голос плача моего. Господь услышал молитву мою». Я подумал, что это поют умышленно, как будто зная, что я великий беззаконник. Когда я вышел из собрания, я много скорбел за свою участь. Совесть во мне пробудилась и стала терзать меня за то, что я пал так низко. Вскоре, однако, все это угасло, и я продолжал вести свой прежний образ жизни. Но Господь, Который трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, один лишь возлюбил меня и возбудил во мне желание еще раз побывать в собрании, где я мог слышать Слово Божье. После этого я все чаще стал посещать собрания, и я спрашивал себя, как могу я сделаться христианином. Ответ был таков: «Покайся и соблюди заповеди Божьи. Господь простит все твои прежние грехи». Тогда я купил себе Евангелие, за которое заплатил только 25 копеек, и один небольшой трактат «Какой день празднуешь ты и почему?» Я проследил его со вниманием и нашел справедливым соблюдать день субботний. Благодарение Богу! Я вскоре мог ознакомиться с Библией при помощи братьев и 21-го июня 1903 года я крестился и присоединился к церкви Яготинцевской и 4-го октября того же года взял себе жену, принадлежащую к той же церкви. Тогда многие люди говорили мне, что я никогда не найду работы, потому что праздную субботу, на что я им отвечал, что Господь все это устроит. Прежде чем пойти искать себе должности, я с молитвою обратился к Богу, говоря так: Господи, Ты видишь все мои обстоятельства, в которых я нахожусь; Ты Сам все устрой, будь Ты моим руководителем, где бы я ни находился, и сколько Ты мне дашь, я от полученного отдам Тебе десятую часть. Когда я пошел к одному мне знакомому господину, у которого я раньше работал землекопом, прося у него дать мне поденную работу, он предложил мне поступить к нему старшим рабочим. Я ему сказал, что соблюдаю заповеди Божьи и потому в субботу работать не могу; услышав это, он сильно удивился и сказал, что в первый раз встречает таких людей; но он еще больше удивился, когда я сказал ему, что больше не курю и не пью никаких спиртных напитков, и спросил меня: «Как это ты оставил все это?» Я сказал ему, что кровь Господа моего очистила меня. Тогда он сказал: «Один день уж как-нибудь обойдусь, иди и работай». И я принялся за свое дело, не зная, какое жалованье господин мой положит мне, веря и надеясь только на то, что Господь все устроит ко благу моему. Жалованье я получил вдвое больше прежнего; господин мой был доволен мною, и у рабочих я заслужил их внимание; все они полюбили меня, потому что я правильно поступал с ними. Прежние мои товарищи, с которыми я раньше был знаком, спрашивали меня: «Как это тывсе оставил, и нам бы хотелось сделаться такими, как ты!» Я указал им на Христа Иисуса, от Которого зависит участь всех нас. К сожалению, они мне не поверили и продолжали вести тот же развратный образ жизни, который и я вел раньше. Видя благодеющую руку Божью, я не прославил Его, и Священное Писание я читал слишком поверхностно, и это оставило свои следы; да, я знаю, что многие слишком мало углубляются в Писание, думая, что это лишний труд. Когда возникли беспорядки в России, то нашлись люди, которые обольстили меня, как змей обольстил Еву; они говорили мне, что Бога нет и что Библия — блудница, которая помогает правительству держать людей во тьме, а на Иисуса Христа они указывали мне, как на тогдашнего революционера. Апостолы Христовы, по их словам, ничто иное, как хитрые люди. Все это произвело свое действие на меня. Прежде всего я перестал вносить свою десятую часть, которая принадлежит Господу, оставлял ее у себя, отказался посещать собрания и решил работать в субботу. Хозяин мой присылал по субботам заместителя на мою должность, так что в субботу я бывал свободным, но я не довольствовался этим и заявил расчет. Дома я праздновал субботу только ради семейного спокойствия. В собрания я больше не ходил, а если это иногда случалось, то лишь для того, чтобы поссориться. Так прожил я с ноября 1906-го года до апреля 1908-го года. Таким образом, враг рода человеческого поработил меня еще на шестнадцать месяцев. Жена моя часто плакала и все уговаривала меня, но напрасно; я ей возражал, что она жена и должна слушаться мужа, а не муж жену. В 1907 году нас посетил один брат, и у меня появилось желание побывать в собрании. Он говорил о постройке храма Соломонова, какие камни употреблялись для сооружения этого святого и великого здания, и что в это последнее время Господь созидает храм из живых камней, и что Господь поставит для людей суд мерилом и правду весами и градом истребит убежище лжи. Мои мысли переменились, и я хотел сознаться в своих ошибках, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Все благодеяния, которые оказывал мне Господь, пришли мне на память, как Он поднял меня из той зияющей пропасти, на краю которой я стоял; и я не мог удержаться от горьких слез, когда я увидел, как далеко ушел я от своего Спасителя и как Он близок к павшим Своим чадам. С тех пор я начал снова посещать собрания и усердно изучать Слово Божье, сознавая, что оно есть жизнь для человека. С тех пор я вновь вижу благодеющую руку Божью в моем семействе. В апреле 1908-го года нас посетил еще другой брат, и я изъявил свое желание вновь присоединиться к церкви Христовой; братья с радостью дали мне руку общения, и я, вспоминая слова Давида, говорю: «Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется подобно орлу юность твоя» (Псалом 102:2-5). «Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле» (Исайя 12: 2-5). «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои; да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего». «Господь поддерживает всех падающих и восстанавливает всех низверженных». «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасет их». «Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть имя Его во веки и веки» (Псалом 144:10-12, 14, 18, 19, 21)1.

Это доверие к Богу Григорьев проносит практически через всю свою жизнь, через многочисленные аресты, страшную каторгу, куда он был сослан за веру при царе, через страшное горнило 1930-х годов, через мучительную болезнь — гангрену обеих ног. Все это не только не сломило, а укрепило его веру в Бога, Которому он служил, как человек, как пастор и как поэт — автор многих замечательных стихотворений и псалмов (см.: Опарин А. А. Псалмы, написанные кровью. Харьков: Факт, 2007). А с каким душевным трепетом читаешь о тех миссионерских путешествиях, которые совершали адвентистские пасторы в то далекое время. Через мороз, пургу, песчаные бури, страшные эпидемии, гонения и переживания, неся весть Евангелия, весть мира и доброты. «Из Транскавказского поля

Когда я оглядываюсь на прошедшее время работы, то я должен воскликнуть: «Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании!» (Псал. 110:1).

С января прошлого года мы пережили радостные и печальные часы, но и также эти привели нас ближе к Господу. В начале этого года Господь дал мне возможность работать между молоканами, и именно в окружности Шемахи, на месте, которое часто посещается землетрясениями. Семя, которое я там посеял в слабости и среди больших затруднений, взошло и принесло плоды согласно обетованию Господа в Исайи, в гл. 55, ст. 10 и 11. Недавно я получил известие, что некоторые группы начали соблюдать субботу. Затем я поехал через бурное Каспийское море в Пенкороу который лежит вблизи персидской границы. Три недели я работал между баптистами, молоканами и другими.

Когда я возвратился в Баку, для меня лежало уже письмо от одного друга истины, который сейчас состоит работником и прежде был баптистом. Целый год он, не зная ничего от нас, уже соблюдал субботу, и в этом письме он просил посетить его родное село Саратовка и Ивановку, так как через него был поднят очень живой интерес. Я собрался сейчас и поехал верхом в горы на расстоянии 65 верст. Это был тяжелый дневной путь. Посреди села находился молитвенный дом баптистов; в нем многие уже ожидали моего прихода. Я сейчас должен был держать собрание; пробуждение было великое. Спустя несколько дней работы уже можно было видеть плоды. Дьякон баптистской церкви, который уже восемь лет как отправляет эту должность, преклонил свое сердце к истине; также и пресвитер, который уже 14 лет имеет эту должность. И другие серьезные души, несмотря на сильное сопротивление, высвободили себя. Между тем собралась возбужденная толпа: вооруженная дубинами чернь ожидала сигнал, чтобы начать бить. Теперь те, которые познали истину, стали на свои колени и с горячими слезами призывали Бога. Противники гнали нас вон и кричали промеж, чтобы мы не молились. Но Господь нас сохранил видимо и благословил нас 17-ю душами. В следующем селе Господь даровал нам после упорной борьбы, дальнейших пять душ. Один брат, который был 34 года баптистом, теперь возрадуется о настоящей истине. Теперь его семья тоже дошла до того, что она желает быть принятой.

Жаркие летние месяцы мы провели, посещая те церкви, которые лежат в труднодоступных гористых местах. Частью верхом, частью пешком мы успели пройти несколько сотен верст. В Базарчае мы могли крестить 19 душ и принять пять. В армянском городе Шужа мы имели благословенные собрания между армянскими баптистами. Что касается народных племен, то наше поле особенно пестро. Недалеко от Черного моря в Кутаисской губернии можно заметить пробуждение между мингрельцами и грузинами. Одного брата, который желал быть крещенным уже с весны, я мог крестить, после того как он выступил из государственной церкви. Мы теперь пошли посетить его родственников, которые соблюдают субботу, но еще не выписались, и когда мы пришли туда, было передано тамошнему священнику, что в селе появились адвентисты, после чего он пришел и велел сельскому старосте арестовать нас. Этот, хотя он видел, что мы безвинны, ничего не мог сделать для нашего освобождения, так как боялся священника. Нас обоих обыскали и засадили. Без какой-либо пищи и теплой одежды мы должны были оставаться в холоде. В следующий день священник составил протокол, который был скреплен старостой, и нас пешком погнали как пропагандистов новой секты к полицейскому комиссару. Дождь лил потоками, и мы должны были в сопровождении полицейского пройти расстояние в 14 верст через грязь и холод. Эта дорогая сестра должна была пойти с нами, так как она приняла нас.

Полицейский комиссар принял нас грубыми ругательствами и угрозами разбить нам морды, и спустя короткого пребывания он велел погнать нас в уездный город. Сестра была погнана домой толчком ногой. Теперь мы, сопровождаемые двумя полицейскими, пошли 13 верст дальше. Вечером мы прибыли усталые, проголодавшиеся и промокшие. Сейчас мы опять были обысканы, и все, что мы имели, было отнято. Мы сами были заключены в холодное маленькое арестантское помещение, которое было очень грязно. Мы утешали друг друга, как Павел Силу. См. Деяния Ап. 17. Четыре преступника охотно прислушивались к словам истины, также и солдаты и сторожа, которые стояли снаружи у окна. Долгая, холодная ночь все не хотела кончиться. На следующий день после обеда нас отпустили после короткого допроса. Мы пошли той же дорогой, по которой нас пригнали сюда, и укрепляли сердца учеников.

Мы благодарим Бога, что Он нас нашел достойными пострадать ради Него. С особенной смелостью мы все время могли рассказывать о нашей вере тем, с которыми мы пришли в соприкосновение. Господь благословит Свое дело и Свое слово, которое ничто не может связать».

Пройдет всего несколько лет, и пастор Альберт Озоль засвидетельствует собственной жизнью верность Богу и любовь к ближнему. В 1914 году по наущению государственной церкви он был арестован и сослан в ссылку в Нарымский край Томской губернии. Но и там, находясь в нечеловеческих условиях, он нес весть Евангелия и помогал чем мог окружающим его людям. Более того, он ухаживал за теми, к кому боялись подойти даже врачи, опасаясь заразиться от них сыпным тифом, эпидемия которого вспыхнула в тех краях. Но Альберт Озоль, подобно доброму самарянину из притчи Христа, не чуждался этих отверженных людей, умирающих в страшных мучениях. И вот после долгих месяцев ухода он заразился от одного из них и умер на руках у своей жены, последовавшей за ним в ссылку. Видя его жизнь, даже враги и тюремщики не могли не отметить его кончину. И вот в правительственной газете «Сибирь» была напечатана следующая заметка: «В селе Колпашево, Нарымского Края, умер от сыпного тифа ссыльный латышский миссионер Альберт Яковлевич Озоль, изучивший за границей медицину. В ссылке он также занимался своей практикой и, благодаря его добросовестному и сердечному уходу за больными, он вскоре приобрел всеобщее уважение и симпатию, как со стороны ссыльных, так и местного населения. Покойный был любим и уважаем всеми. На одном пароходе, обследуя больного, он заразился, и в течение 10 дней этот здоровый и жизнерадостный человек буквально сгорел от горячки на глазах окружавших его. Покойному было всего 38 лет от роду, и он оставил после себя жену с ребенком». Озоль показал людям характер своего Бога и подобно Христу, о Котором сказал когда-то даже Пилат: «Се, Человек!», вызывал почтение даже у своих тюремщиков. А какой верой дышат письма тех, кто за веру был заключен в тюрьмы.

«Письмо из заключения Дорогие братья и сестры!

Мир Божий да вольется в сердца ваши до явления Господа нашего Иисуса Христа и сохранит он вас от всего недоброго в мире этом. Да укрепит Господь ноги ваши для благовествования св. Евангелия во славу чудного имени Спасителя мира. Он Бог наш, пасущий меня и вас с тех пор, как мы существуем, до сего дня. Он не дает колебаться ноге моей, потому что я надеюсь на Его помощь. Так говорит Господь к сердцу каждого из нас, что верующие в Него не погибнут, а жить будут как ангелы на небесах. Я верую и ясно знаю, что Господь не оставит меня, как и Дух Христов ясно говорит: «Не оставлю вас, но приду к вам». Дорогие собратья, Пришествие Христа очень близко при дверях, Он скоро придет и освободит нас от этой земной жизни, и не только нас, а также всю тварь, которая стенает и мучается доныне, ожидая откровения сынов Божиих. Тогда, в этот великий и страшный день, погибнут все не покаявшиеся и горько возопиет самый храбрый в мире этом. Скоро все дети Божий освободятся от земной юдоли, они стряхнут с себя все земное и получат все новое, уготованное у престола Альфы и Омеги. Только смотрите все на Сына Бо-жия и идите вослед за Ним! Иисус говорит: где Он, там и служитель Его должен быть. Сохраните только чистое и открытое сердце, и тогда Господь избавит нас, подобно Ною и Лоту, и сохранит нас от всех язв, какие были в Египте и еще вторично постигнут землю.

Помажем косяки дверей сердца кровью Агнца, и Господь пройдет мимо нас и сохранит нас для славы Своей. Но где не будет Его крови, там Он поразит всякого… Будьте готовы встречать Жениха своего и воспеть нашему Господу песнь хвалебную и победоносную, когда Он придет, чтобы уничтожить все небо и землю. Тогда мы будем всегда жить вместе с Ним. Да поможет вам Господь оставаться верными перед Ним, чтобы войти в город возлюбленный, Новый Иерусалим. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами во все дни жизни и во веки веков. Аминь! Приветствую еще всех вас словами из 1 Послания к Тимофею, 6 гл., 13 и 14 ст. Если кто-нибудь из вас пожелает написать мне письмо, то буду очень рад. Матф. 25:40. Молитесь Господу по мне.

Письмо это из уз от самого наименьшего брата в Господе Андр. И. Осипенко, Литовский замок».

Но журнал «Маслина» уделял внимание не только взрослой аудитории. На его страницах регулярно печатались прекрасные рассказы для семейного чтения, детей и юношества. Подавляющее большинство из них не потеряло своей актуальности и сегодня, а многие вызывают ощущение, будто бы написаны не сто лет, а неделю или две назад. Одним из таких рассказов является действительная история о девушке, которая, подобно многим нашим молодым современницам, искала способа быстро наладить свою жизнь.

Сегодня проблемы сексуального рабства, нелегального вывоза девушек за рубеж, неуставных отношений среди военнослужащих стали страшной нормой современного общества. Но, несмотря на все это, тысячи современных девушек устремляются в большие города, устраиваются в сомнительные фирмы, прельщаются объявлениями о выгодной работе за рубежом… Перелистывая страницы «Маслины», мы видим подписи под статьями многих служителей, членов церкви, большинство из которых еще и не подозревали, когда писали свои статьи, что пройдет всего лишь несколько лет и эти безвинные заметки о здоровье, библейских истинах станут основанием для возбуждения против них дел уже по статьям уголовного кодекса. И вот лист календаря перевернулся на 1 января 1910 года.