8. Рукоположение пастора

Ричард Л. Мэйхъю

Рукоположение — библейское понятие, символ помазания Богом людей на пасторское служение.266 Сегодня церковь признает пригодными для пасторского служения людей, которые желают этого служения, ведут благочестивый образ жизни и одарены для служения в соответствии с библейскими правилами (с субъективной и объективной точек зрения), что отличает человека, призванного к служению Богом. В Писании подробно не разъясняется, как должно проходить рукоположение; следовательно, порядок проведения этого таинства произволен. Проиллюстрировать, как проводить рукоположение согласно указаниям Библии, можно на примере испытанного метода, который успешно использует одна поместная церковь.

Адама Бог сотворил из праха,

Но сначала позаботился о том, чтобы сотворить меня,

Так что я был сотворен раньше человека.

Я стал живым существом —

И Адам дал мне имя.

Потом я исчез из его поля зрения

И больше никогда не встречал Адама.

Я повиновался закону моего Творца

И никогда не нарушал его.

Тысячи миль прохожу я в страхе Божьем,

Но редко появляюсь на земле.

Для исполнения Своего мудрого замысла

Бог вложил в меня живую душу.

Потом Бог потребовал ее у меня

И забрал ее.

Когда душа покинула меня,

Я стал таким, каким был сотворен.

У меня нет рук, ног и души;

Я странствую неустанно.

Я усердно тружусь день и ночь,

Чтобы дать больше света грешным людям.

Тысячи людей, молодых и старых,

Получили великий свет после моей смерти.

Я не могу воспринимать добро и зло

И не могу верить в Писание.

Хотя мое имя там есть, Для меня это пустой звук.

Смерти я не боюсь;

Я никогда не знал настоящего счастья. Я никогда не попаду ни на небеса,

Ни в ад.

Теперь, когда вы внимательно прочли эти строки,

Быстро открывайте свою Библию.

Я честно объявил вам,

Что мое имя там есть.

Если вы сможете узнать меня,

Вы готовы к служению.

Кто же я?267

Кандидаты на рукоположение часто смущаются, когда въедливые пасторы и профессора семинарии задают им запутанные вопросы, напоминающие гордиев узел, — подобные процитированной выше загадке. Часто паства воспринимает рукоположение как некий экзамен выпускника семинарии, на котором профессор в последний раз имеет возможность задать самые сложные вопросы.

Действительно ли рукоположение — это последний экзамен на знания перед началом служения? Или же оно преследует и более благородные, библейские цели? Что такое рукоположение? Почему человек268 должен быть рукоположен? Кому нужно рукоположение?269 Как оно должно проводиться? На эти и другие вопросы нужно дать подкрепленные библейским текстом ответы, чтобы объяснить: процесс рукоположения — не просто последний трудный экзамен.

Библейское понятие рукоположения

Понятие рукоположения на служение есть как в Ветхом, так и в Новом Завете. Рукоположение — это процедура, в ходе которой благочестивые наставники церкви официально признают, что новые кандидаты в пасторы имеют призвание, одарены и достаточно зрелы, чтобы послужить исполнению Божьего замысла в следующем поколении. Рукоположение подтверждает и удостоверяет волю Бога, избравшего человека для служения Себе и Своему народу.

Ветхий Завет

Моисей «рукоположил» (ткЬп, ml’yd, «наполнил руку») Аарона и его сыновей на первосвященство в Израиле (Исх. 29:9,29,35). Он символически выразил волю Бога, Который желал видеть Аарона первосвященником, возложив на него руки и тем самым рукоположив на служение. Та же самая процедура описана в Лев. 16:32 и Чис. 3:3.

Иначе говоря, рукоположение — это признание Божьего помазания человека к служению, с его помощью наставник рекомендует нового пастора пастве. Например, первосвященник Израиля был помазан (кавьотатоа, kathistatai, «ставился на место») Богом йа служение для людей (Евр. 5:1; Евр. 8:3). Моисей признает этот факт и сообщает его Израилю, возлагая руки на Аарона.

Новый Завет

Божественная сторона помазания на служение важнее. Павел был «поставлен» (ETE0T1V, etetheri) на служение Богом (1 Тим. 2:7). Павел говорит старейшинам Ефеса, что Святой Дух «поставил» (ёбехо, etheto) их пастырями церкви Божьей (Деян. 20:28). Однако Бог использует благочестивых людей-наставников, чтобы сообщить Своему народу о помазании новых пастырей. И божественная, и человеческая стороны здесь необходимы.2

Бог выделяет новых пастырей, чтобы нынешние руководители церкви могли принять их в свои ряды.

С человеческой точки зрения, Иисус «помазал» (ёбпка, etheka, «поставил») Своих учеников (Ин. 15:16). Он «помазал» (e7roir|oev, epoiesen, «сделал») двенадцать апостолов, которые должны были следовать за ним (Мк. 3:14).

Апостолы посредством рукоположения утвердили новую группу руководителей церкви в Иерусалиме (Деян. 6:6). Во время первого миссионерского путешествия Павла они с Варнавой «помазали» (xeipixivfioavieq, cheirotonesantes, «возложили руки [на]») старейшин каждой церкви (Деян. 14:23). Павел велел также Титу «помазать» (катаот^отдд, katastese/s, «ставить на место») старейшин каждого города (Тит. 1:5).

Понять библейское представление о рукоположении значит частично ответить на вопрос: «Кого следует избирать на пасторское служение?» Но остается еще один вопрос: «Как мы узнаем, что человек помазан Богом?»

Практическая суть рукоположения

Из приведенных выше библейских примеров видно, что рукоположение предполагает Божье помазание мужчин к служению, а благочестивые люди, уже являющиеся наставниками, признают и подтверждают это помазание, согласно Слову Божьему. Помазание на пасторское служение в церкви не пе редается по наследству, через апостольскую преемственность и вообще не да ется человеческой властью. Нет, каждое поколение руководителей принима ет свое помазание от Бога через благочестивых наставников, на основании ре комендации которых церковь может подтвердить это помазание.

Рукоположение для церковного руководства подобно экзамену на профессиональную пригодность. Любой такой экзамен призван подтвердить, что человек готов к работе в соответствующей области. Говоря конкретнее, процедура рукоположения нужна для того, чтобы:

1) определить и подтвердить подлинность призвания человека и нали чие у него Божьих даров для пасторского служения;

2) отсечь людей, которые хотят быть пасторами, но не призваны Богом;

3) дать пастве уверенность в том, что их руководители действительно призваны Богом;

4) показать, что каждый человек в своем служении несет ответствен ность перед церковью;

5) публично посвятить человека на служение, на которое его угодно по слать Богу.

Одна из наиболее четко обозначенных сторон процесса рукоположения — это определение, соответствует ли образ жизни кандидата библейским стандартам и есть ли у него нужные дары. При этом необходимо учитывать как субъективные, так и объективные моменты. Субъективная или внутренняя сторона — это мнение самого кандидата о том, что Бог желает видеть его служителем. Внешняя или объективная сторона связана с возможностью рукоположения исходя из стандартов Писания.

Внутренний/субъективный аспект

Желание человека стать служителем Божьим и его вера в то, что таково его призвание, — это рукоположение на субъективном уровне: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1, курсив наш. — P.M.). Итак, первый шаг — вера человека в то, что Богу угодно призвать его к пасторству. Это призвание предполагает искреннее обращение человека в христианскую веру, за чем следует Божье призвание к служению.2«

Мак-Артур так поясняет основную мысль 1 Тим. 3:1:

Иначе говоря, мы не должны выходить на улицу и нанимать старейшин. Человек, который может стать старейшиной, хочет учить Слову Божьему и пасти стадо Божье, причем совершенно бескорыстно. Он будет желать этого места, стремиться к избранию, он посвятит себя Слову. Его не придется уговаривать; это его заветная мечта.

Более того, он будет служить добровольно, по воле Божьей. Его служение старейшины — призвание от Бога. У старейшины желание служить — в сердце, потому что Бог вложил его туда.272

Но осторожно. Многие люди лукавят, утверждая, что призваны к служению. Часто в основе такого желания лежит человеческая гордыня, стремление руководить другими людьми, непонимание воли Божьей или подмена полноценного процесса рукоположения формальным образованием. Вот почему для подтверждения Божьей воли необходима также внешняя, или объективная сторона. Объективная составляющая может либо подтвердить, либо опровергнуть субъективную.

Внешний/объективный аспект

«И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения» (1 Тим. 3:10). Здесь Павел учит Тимофея, как вести себя с диаконами (1 Тим. 3:8-9). Союз и связывает эту фразу с разговором о епископах273 в 1 Тим. 3:1-7. Епископов тоже нужно испытывать. Так церковь может оценить субъективные впечатления соискателя в соответствии с Божьими требованиями к служителям церкви.

В Писании говорится о пяти моментах, которые следует учитывать при подобном испытании: характер, поведение, способности, верования и пре-

данность. Во-первых, характер человека должен отражать ту весть, которую он проповедует. В 1 Тим. 3:2-7 перечислены десять качеств пастыря, которые можно подразделить на четыре основные категории следующим образом:274

1) преданность / верность (1 Тим. 3:2) «одной жены муж»

2) личная дисциплинированность (1 Тим. 3:2) «трезв»

«целомудрен» «благочинен»

3) его отношение к жизни (1 Тим. 3:2) «страннолюбив» — к людям «учителей» — к Слову Божьему

4) его желания (1 Тим. 3:3) «не пьяница»

«не бийца (не дерется)», «но тих» ‘ «некорыстолюбив»

«не сребролюбив»

Во-вторых, поведение человека должно соответствовать его характеру. Три основных момента связаны с поведением:

1) хорошее управление домом (1 Тим. 3:4-5)

2) духовная зрелость (1 Тим. 3:6)

3) репутация в общине (1 Тим. 3:7)

В-третьих, его способности должны соответствовать призванию. В 1 Тим.3:2 поясняется, что он должен быть «учителей». В Тит. 1:9 об этом говорится подробнее: «Держащийся истинного слова, согласного с учением, он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» . Если человек понимает, что может учить Слову и обличать заблуждающихся, он должен:

1) пасти стадо Божье (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:2)

2) осуществлять духовный надзор (Деян. 20:28; Тит. 1:7)

3) руководить как зрелый верующий (Деян. 20:17; Тит. 1:5; Шет. 5:1)

4) преданно служить Богу (Тит. 1:7)

В-четвертых, его верования должны соответствовать Слову Божьему-Он должен служить согласно здравому учению (Тит. 1:9).»5

В-пятых, он должен преданно и последовательно проявлять все вышеперечисленные качества на протяжении долгого периода (1 Тим. 3:10). Таким образом можно объективно проверить, действительно ли человек призван. Такой человек должен быть «непорочен». Это не значит, что пастор совершенно безгрешен. Но его духовная зрелость настолько высока, что его невозможно обвинить в преднамеренном грехе.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Библейские требования, о которых мы говорили до сих пор, весьма конкретны. В Библии ясно говорится, что одни люди осуществляют рукоположение других на служение согласно Божьей воле. Бог дал нам как объективные, так и субъективные признаки, чтобы помочь церкви определить, какова Его воля в жизни человека. Основные критерии объективной оценки, приведенные в 1 Тим. 3:1-7 и Тит. 1:5-9, бесспорны. Но в Писании мало говорится о том, как происходит рукоположение.27» Следовательно, Бог дал церкви свободу организовывать рукоположение на практике, как ей угодно, — главное, чтобы были соблюдены принципы Писания.

Некоторые вообще отвергают формальное рукоположение, потому что, как они говорят, помазание исходит от Бога, а не от человека. Если жизнь и служение таких людей не противоречит библейским стандартам, Писание ничего не имеет против этого.

Другие рассматривают только собственно рукоположение, третьи следуют более опосредованным путем, предваряя рукоположение выдачей лицензии.277 Писание допускает и это.

Следовательно, то, что мы описываем далее в этой главе, — не единственно возможная процедура рукоположения. Мы просто хотим рассказать, как это происходит в одной из церквей. Процедура испытана двадцатилетней практикой и соответствует требованиям Писания.

Процедура рукоположения в поместной церкви «Благодать» 278

I. Постановление

Рукоположение в церкви «Благодать» представляет собой формальное утверждение поместной церковью призвания человека, его библейской квалификации и способностей к христианскому служению.

Последние предполагают одаренность к тому, чтобы проповедовать и учить. Наше рукоположение принято большинством независимых евангельских церквей. Наше рукоположение одобрено также правительством штата Калифорния и управлением внутренних дел.

П. Определения

Мы разработали следующие определения рукоположения, лицензии и полномочий.

A. Рукоположение. Рукоположение — это единогласное признание советом старейшин факта, что человек призван к служению, готов стать пастырем и имеет соответствующие качества. Рукоположение пожизненно, если человек продолжает демонстрировать качества, необходимые для служителя.

Б. Лицензия. Лицензия дается советом старейшин человеку, который допущен к процессу рукоположения. Она дает ему право выполнять церковные обязанности. Решение о продлении лицензии пересматривается ежегодно.

B. Аттестационное свидетельство. Если для служения в области, в которой рукоположение не обязательно или не подобает, человеку требуется соответствующий документ, ему может быть выдано атте стационное свидетельство совета старейшин. Аттестационное свиде тельство действительно до тех пор, пока сохраняется необходимость в служении и человек проявляет качества, нужные для служения.

Ш. Надзор

Надзор за процессом рукоположения осуществляется одним из старейшин-мирян и одним из рукоположенных пасторов, входящих в группу по проведению рукоположения (далее Группа). Группа избирается советом старейшин.

IV. Кандидаты

Кандидатами на рукоположение в церкви «Благодать» являются:

A. Члены церкви «Благодать».

Б. Служители церкви «Благодать», которые проработали в ней по меньшей мере два года. Обычно последний год такого служения должен проходить под надзором старейшины и пастора, рекомендующих кандидатуру соискателя.

B. Верующие в то, что Бог призвал их и наделил дарами для служе ния в поместной церкви.

V. Подготовка

Процесс рукоположения (см. табл. 1) начинается со следующих подготовительных шагов:

A. Старейшина и его помощники рекомендуют кандидата Группе для рассмотрения возможности допуска к рукоположению. Перед этим его кандидатура должна быть рассмотрена и одобрена пастор ским составом.

Б. Кандидат читает «Чему мы учим»279 и подписывает «Положение о вероисповедании» (см. Приложение 1), после чего передает этот документ в Группу. Кандидат должен дать все необходимые разъяснения и ответить на все вопросы.

B. Кандидат заполняет «Анкету кандидата на рукоположение» (см. Приложение 2) и передает ее Группе.

Г. Трое старейшин, выбранные Группой, собираются на первый совет для рассмотрения кандидатуры соискателя.

Этап соискания
Подготовка
Первый совет обращает внимание на:
• обращение • призвание • характер • поведение • способности
Одобрение старейшин

Этап лицензии (обычно один год, не более двух лет)
Второй совет обращает внимание на:
• общее знание Библии
• пасторское служение
• богословские знания
Совет по рукоположению обращает внимание на:
• богословие • знание Библии • служение • личную жизнь

Этап рукоположения
(пожизненно или до дисквалификации на основании Библии)
Утверждение старейшинами
Публичное признание

Табл.1

VI. Первый совет

Первый совет обсуждает обращение кандидата, его одаренность, призвание к служению, характер, поведение, прежнее и текущее служение, соответствие Библии согласно требованиям к старейшине в 1 Тим. 3:1-7 и Тит. 1:5-9, а также историю его отношений в браке и с детьми. Перед этим первым советом старейшины должны послушать, как кандидат учит и проповедует, лично или в записи, а также близко ознакомиться с качествами его характера и служением.

Если первый совет одобряет соискателя, Совет старейшин считает его кандидатом на рукоположение и получение лицензии от собрания Совета старейшин. Трое старейшин, которые одобрили его на первом совете, становятся его поручителями на втором и третьем советах.

На этом этапе кандидатура тоже может быть отвергнута. В таком случае кандидат стремится предпринять соответствующие шаги, продолжая подготовку к рукоположению.

VII. Второй совет

Когда кандидатура одобрена, в течение одного года после первого должен состояться второй совет. Лицензия, выданная на один год, может быть продлена по запросу, если какие-то непредвиденные обстоятельства помешали ее своевременному проведению. Однако кандидат должен успешно пройти второй совет, не позже чем через два года после первого. В противном случае он утрачивает полученные ранее преимущества.

Второй совет в первую очередь рассматривает знакомство кандидата с учением, его слабые и сильные стороны. Трое надзирающих за кандидатом старейшин продолжают следить за его прогрессом в служении, в особенности в обучении, проповеди и руководстве. Кандидат должен все время поддерживать тесную связь с этими тремя старейшинами.

Области учения, по которым кандидату следует задавать вопросы, перечислены в «Вопросах для рукоположения» (см. Приложение 3).

Если второй совет не удовлетворен знаниями получившего лицензию и не хочет утверждать его на рукоположение, совет может дать ему конкретные практические рекомендации и вернуть его материалы Совету старейшин. Кандидат может: 1) отказаться от рукоположения; 2) повторно пройти второй совет и 3) перед повторной аттестацией на втором совете пройти соответствующий курс обучения.

Если второй совет решает, что кандидат должен предстать перед советом по рукоположению, его рекомендуют Совету старейшин, который должен состояться в течение трех месяцев.

VTH. Совет по рукоположению

Совет по рукоположению, который должен состояться в рамках регулярно проводимого собрания старейшин, всесторонне рассмотрит кандидатуру соискателя и примет решение о его богословских убеждениях, знании Библии, церковном служении и духовной жизни. Трое старейшин, прикрепленных к кандидату, доложат о его успехах. Все старейшины могут задавать ему вопросы о его жизни, служении и убеждениях. Заседание может быть открытым, на нем, кроме старейшин, могут, по желанию кандидата, присутствовать члены его семьи. Задача этого совета — окончательно подтвердить пригодность кандидата к служению.

Совет по рукоположению, после всестороннего рассмотрения, утверждает или не утверждает кандидата к рукоположению. Если кандидатура не утверждается, соискателю объясняют причины отказа и возможные с его стороны дальнейшие шаги.

IX. Одобрение

Если кандидатура одобрена, соискателю выдается свидетельство о рукоположении. На ближайшем публичном богослужении старейшины «возлагают на него руки».

СЛОЖНО, НО ВОЗМОЖНО

Учебник по рукоположению, принятый церковью «Благодать», начинается приведенным ниже обращением пастора и учителя Джона Мак-Артура мл. Он красноречиво говорит о благородстве процедуры, в ходе которой церковь подтверждает помазание человека, призванного Богом к жизни святого служения Благой Вести и милости Божьей (Тит. 1:7).28°

Дорогой соискатель,

вы собираетесь готовиться к высочайшему служению в мире — стать служителем Господа Иисуса Христа, домоправителем Божьим, специальным посланником Царя, возвещающим приход Его славного Царства, сотрудником Христа в созидании Его церкви. Это не ваш выбор; это — выбор Божий.

О Джоне Ноксе, самом славном из шотландских проповедников, рассказывали, что когда он был призван к служению, то все время плакал, потрясенный несоответствием между таким чудесным призванием и своей собственной недостойной природой. Но Бог через него оказал влияние на целый народ, и не только.

Если вы чувствуете, что Бог призвал вас, если вам очень хочется исполнить волю Его в своей жизни, если вы жаждете подтверждения своего призвания и готовности от церкви, доверьте ей великое право — проэкзаменовать вас.

Рукоположение — это подтверждение церковью призвания человека, его духовной подготовленности, успешности его служения и знакомства с Библией. Оно позволяет человеку получить полную поддержку старейшин церкви «Благодать». Церковь «Благодать» свидетельствует о пригодности человека к служению перед церковью вообще.

Мы верим, что призвание это свято и задача — очень важна, поэтому нам хотелось бы, чтобы люди были полностью готовы к рукоположению. Таким образом, подготовка к этой процедуре сложна, но возможна. Нашему Господу следует отдавать самое лучшее.

Да благословит вас Бог, когда вы будете следовать за своим призванием. Ваш в Господе,

Джон Мак-Артур мл. Пастор и учитель.