Часть III. Личность пастора

9. Семья пастора

10. Молитвенная жизнь пастора — личная

11. Молитвенная жизнь пастора — служение

12. Подготовка пастора

13. Сострадание пастора к людям

9. Семья пастора

Ричард Л. Мэйхъю

Институт семьи в Америке постепенно приходит в упадок, и эта тревожная тенденция затрагивает и многие пасторские семьи. В Писании же сказано, что семья пастора обязательно должна быть прочной и образцовой. Служение сегодня очень сложная задача, но если отношения в семье исполнены плодов Духа и любви ко Христу, пастор сможет сопротивляться постоянному натиску языческой, постмодернистской культуры и соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Семья пастора очень важна для его служения.

В одном из последних бестселлеров о пасторском служении была глава под названием «Осторожно: служение опасно для вашей семьи» .281 Этот заголовок может шокировать вас, но он прекрасно отражает современную реальность пасторского служения. В 1992 г. в одном известном журнале была опубликована статья, в которой вскрываются следующие причины раздоров в семьях служителей церкви:282

81% — мало времени вместе

71% —денежные траты

70% — уровень дохода

64% — проблемы в общении

63% — ожидания паствы

57% — разногласия по поводу проведения досуга

53% — трудности в воспитании детей

46% — сексуальные проблемы

41% — гнев пастора по отношению к супруге

35% — разногласия, связанные с карьерой служителя

25% — разногласия, связанные с карьерой супруги

Сегодня никто не сомневается в том, что большинство пасторов живет в условиях сильного давления из-за того отношения к служению, которое установилось в 1990-е гг.288 Если задуматься о природе пасторского служения, это не удивительно. Можно выделить следующие трудности, встающие перед пасторами:

1. Задача пастора кажется невыполнимой для человека — бороться с грехом в жизни людей.

2. Список проблем кажется бесконечным — как только разрешена од на, тут же возникает несколько других.

3. Авторитет пастора все больше ставится под сомнение обществом.

4. Пастор должен оставаться на посту 168 часов в неделю.

5. Пастор должен прекрасно справляться с множеством разных обязан ностей — быть одновременно ученым, прорицателем, советчиком, администратором, утешителем, вождем, финансистом, дипломатом, примером для подражания и миротворцем.

6. Пастор должен обращаться к собранию с интересными, способными изменить жизнь людей сообщениями по меньшей мере два раза в не делю, пятьдесят два воскресенья в год.

7. Помощники пастора обычно работают добровольно и бесплатно.

8. Пастор и его семья живут у всех на глазах.

9. Часто пастору недоплачивают, его не ценят, не поддерживают, он ра ботает без отдыха.

10. И общество, и собрание верующих критикуют пастора самым строжайшим образом.

Никто не станет спорить с тем, что подобное служение может отрицательно отразиться на семейном положении пастора. Но разве так должно быть? И, что еще важнее, угодно ли Богу, чтобы было именно так?

Что говорит об этом Библия

О том, что семья пастора обязательно должна быть прочной, говорится в Двух библейских стихах:284 «Епископ должен быть… хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись

о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:2,4-5); «Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1:6).285

Можно выделить по меньшей мере три особенности семьи пастора:

1. Он должен быть мужем одной жены — то есть быть верным своей же не и не обращать внимания на других женщин (1 Тим. 3:2; Тит. 1:6).28в Он должен любить свою супругу бескорыстно и искренне, как Христос любит Свою невесту-Церковь.

2. Он должен быть хорошим хозяином (1 Тим. 3:4). Он не может ко му-то передоверить свои обязанности главы семьи или пренебрегать ими. Причем он не просто должен руководить домом и семьей, но руководить превосходно.

3. Дети пастора должны следовать примеру своего отца и слушаться его (1 Тим. 3:4; Тит. 1:6). Это не значит, что дети пастора не имеют самостоя тельности. Но в целом их поведение не должно быть позором для церкви и камнем преткновения для служения отца, не должно противоречить требованиям христианской веры.

Бог, устанавливая эти правила, шел от меньшего к большему. Если человек не способен быть пастырем своей собственной семьи, он не сможет хорошо пасти большое стадо — церковь: «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5).

Важно подчеркнуть, что эти требования полностью определяют один аспект условий, которым должен удовлетворять служитель. Они не устарели, не требуют пересмотра и обязательны. Эти библейские правила сегодня так же актуальны, как и две тысячи лет назад, когда Павел писал эти строки.

Мы считаем, что именно из-за пренебрежения этими критериями при выборе служителей семьи многих пасторов, начавших служение, переживают кризис. Авторы Нового Завета, конечно, представляли себе потенциальные проблемы служения. Вот почему пригодными к служению считались только такие люди, которые были благополучны в своей семье и ревностно следовали библейским правилам поведения.

Библейские нормы семейной жизни для пастора не отличаются от аналогичных правил для любого христианина. Разница лишь в том, что семья

пастора должна быть образцом зрелой христианской семьи, примером для подражания для семей паствы.

Пасторат в осаде

К сожалению, старая поговорка «Куда народ, туда и церковь» сегодня все еще справедлива. Коринфский синдром жив еще и спустя две тысячи лет. Хотя церковь в целом не опирается на светское общество, она постепенно все больше отходит от библейских образцов. Возможно, она не приближается к свету, но от Божьих абсолютных истин отдаляется.

Вот уже несколько десятилетий средства массовой информации пишут об упадке семьи как ячейки общества.28‘ Выходят и книги о том, что семейные ценности в Америке постепенно изживают себя.288 Однако никто из христиан не удивляется тому, что общество утрачивает свое иудейско-христианское наследие.289

Христианские и пасторские семьи переживают сейчас трудные времена, потому что поддаются влиянию мира. Духовные катастрофы, от прелюбодеяния пасторов до разводов среди служителей церкви, наблюдаются все чаще.290

Пасторская семья в идеале должна быть образцом для христиан и мира. Но часто происходит обратное. Печально, но факт: некоторые неверующие почувствовали, как важна семья — и для церкви, и для мира, — лучше, чем евангельские христиане.

Например, Майкл Новак .*» Он задает элементарный вопрос: « Зачем нужна семья?» И дает на него три ответа:

1. Без нее нет будущего.

2. Это единственная действующая ячейка, обеспечивающая здоровье и благосостояние общества.

3. Нигде нельзя так научиться нравственным нормам добродетели так, как в семье.

Как же вернуть пастора, его жену и детей на путь истинный? Как возродить образцовую пасторскую семью? Как спасти церковь от тлетворного 8дияния общества?

Мы считаем, что нужно вернуться к основам, к Писанию. Мне нравятся Ф^веты Новака на вопрос «Зачем нужна семья?», но ответить на другой возрос еще важнее. Семья задумана Богом, поэтому нельзя от нее отказываться. Не становитесь на мирской путь! Не обращайтесь за ответами к Психологии! Постоянно возвращайтесь к первоистокам Писания, разъясняющего, какой хочет видеть Бог нашу семью.

Можете ли вы представить жизнь в более тяжелых условиях, чем выдавшие на долю первых пуритан-поселенцев в Америке? Но с семьей и бра-„ом у них все обстояло благополучно.292 Почему? Потому что они основываюсь на принципах Писания. Современные пасторы должны серьезно относиться к библейским правилам и следовать им в отношениях со своими домашними.

Конечно, само по себе следование библейским принципам не делает че-

автоматически неуязвимым для проблем служения. Скорее, это требует от пастора стойко держаться правильных отношений к браку и се-^е, но для этого надо изначально быть сторонником подобных принципов. Это — двусторонняя задача. Во-первых, необходимо серьезно воспринимать библейские законы жизни христианина в семье и, во-вторых, — реалистически оценивать то, что в нашей современной жизни мешает следовать этим законам. Для этого мы должны постоянно уповать на Господа,

о Его силе и благодати.

Необходимость борьбы

Прочная семья начинается с пастора. Он должен серьезно относиться к ■требованиям, которые Библия предъявляет к служителям, даже тогда, когда никто больше не воспринимает их всерьез. Слабая семья ведет к слабому служению. Пастор, независимо от обстоятельств,293 должен быть вождем — и прежде всего в своем собственном доме.

В 1992 г. журнал « Лидершип» провел опрос среди пасторов: 57 процентов утверждали, что семья им помогает, 28 процентам семья мешала, а j6 процентов склонились к нейтральной позиции.294 На первый взгляд, положение вещей не такое уж удручающее, как мы могли бы ожидать. Раду-

ет, что, по мнению относительно многих, служение не должно мешать семейной жизни.

Большинство пасторов считают, что их брак заслуживает более высокой оценки, чем «удовлетворительно». На вопрос «Довольны ли вы своим браком?» 86 процентов опрошенных ответило утвердительно. На сходный вопрос «Насколько вас удовлетворяет ваша семейная жизнь?» 76 процентов пасторов ответили, что считают свою семейную жизнь хорошей или отличной.295

Не только от пастора, но и от его жены требуется серьезное отношение к служению.296 Жена пастора должна отличаться большим терпением, в противном случае трудности служения наверняка отразятся на жизни семьи.

В Писании нигде не говорится, какими должны быть жены пасторов. Но, вероятно, стоит обратить внимание на требования к старицам в 1 Тим. 3:11.2вт В этом стихе названы только четыре качества, но позвольте мне предположить, что к женщинам предъявляются не менее высокие требования, чем к мужчинам. Павел просто говорит о них более кратко и сжато, чем о старейшинах в 1 Тим. 3:8-9,12. Он пишет: «Равно и жены их должны быть честны (oE^ivaq, semnas)», используя то же самое слово, что и в 1 Тим. 3:8, где речь шла о диаконах. Подобно диаконам, женщины должны вести себя зрело и вызывать всеобщее уважение.

Во-вторых, Павел упоминает о речах женщин, ставя это качество на второе место, как и в случае с диаконами. Он говорит, что женщины должны быть «не клеветницы», используя греческое слово бшрб^огх; (diabolos), которое везде в Новом Завете переводится как «дьявол». То есть они не должны «уподобляться дьяволу» в своих речах: богохульствовать, сплетничать, им подобает вести только праведные речи.

В-третьих, они должны быть «трезвы» (упфсАшгк;, ncphalious). Этого слова в описании диаконов нет, но оно есть в требованиях ко старейшинам (1 Тим. 3:2). Старейшина должен быть сдержанным и трезвым, то есть вести себя здраво, умеренно, хладнокровно. Этот термин подводит итог всего, что Павел говорил ранее об отношении к вину и деньгам в описании диаконов (1 Тим. 3:8).

В-четвертых, женщина должна быть «верна во всем» (1 Тим. 3:11). Она верна своей семье, мужу и детям. Можно сказать, что главной ценностью для верующей женщины должны быть семья и дом.

Если пастор и его жена серьезно относятся к Божьим заповедям, касающимся семьи, они обладают реальной силой. Эта сила помогает им защитить себя от натиска окружающего мира.

Если бы мой дом не был моей крепостью, я не смог бы проработать пастором эти двадцать лет. Моя семья, мой дом — это место, где я могу:

• укрыться — спрятаться на время от проблем

• отдохнуть — сменить обстановку

• набраться сил — подзарядиться свежей энергией

• пообщаться — насладиться беседой с женой и детьми

• исцелиться — залечить свои раны

• подготовиться — к работе с ближними, друзьями или паствой

• заняться исследованиями — читать и писать без помех

• воспитывать семью — детей и внуков

• расти — в Божьей благодати

• радоваться — восхвалять Господа

• размышлять — погружаться в себя

• вкладывать свои силы — во внуков

• по-новому взглянуть на вещи — в молитве и Писании.

Когда я покидаю тихую заводь своей семьи и отправляюсь на служение, я выхожу из дома отдохнувшим, а не ослабевшим. Оставляя дома своих любимых людей, я знаю, что они не беззащитны перед лицом искушений.298

Так говорят все служители, чья семейная жизнь процветает, несмотря на их занятость. Я обнаружил, что пасторы, у которых все благополучно с семьей и детьми, больше стараются оградить свою супругу и детей от проблем, связанных со служением.299

С ЧЕГО НАЧАТЬ

Назначение этого теста из одиннадцати вопросов — определить, с какими проблемами сталкиваются супруги и как им с ними справиться.300 Мы

советуем вам на время отложить книгу и вместе со своей супругой ответить на следующие вопросы:

1. Получает ли ваша супруга от вас больше ласки, чем упреков? () Да () Нет

2. Вместе ли вы проводите большую часть свободного времени? ( ) Да () Нет

3. Проводите ли вы вместе хотя бы три часа в неделю или одни выход ные раз в три месяца? () Да () Нет

4. Если вы спорите, заканчивается ли спор к общему удовлетворению, без горечи? ( ) Да () Нет

5. Удается ли вам уравновесить время, проводимое дома, и работу вне дома? () Да () Нет

6. Присутствует ли в ваших отношениях какая-либо игра, связанная с деньгами, сексом, работой и т. п.? () Да () Нет

7. Удовлетворяют ли вас обоих ваши физические отношения? ( ) Да () Нет

8. Вовлечен ли кто-нибудь из вас в опасный флирт? ( ) Да () Нет

9. Чувствуете ли вы себя желанным, любимым и дорогим? Еще важнее: чувствует ли себя так ваша супруга? () Да () Нет

10. Считаете ли вы, что в ваших отношениях не хватает чего-то важно го? () Да () Нет

11. Вы стараетесь сделать все возможное, чтобы ваш брак был счастли вым? () Да () Нет

Если ваш ответ указывает на наличие проблемы, обсудите ее с женой. Следуйте такому плану: 1) посмотрите, что сказано по этому поводу в Писании; 2) помолитесь о Божьей благодати; 3) терпеливо покоритесь Богу.

Проявите инициативу

Независимо от того, собираетесь ли вы вступить в брак, недавно вступили или женаты много лет, следующий материал может помочь вам исправить ситуацию или предотвратить возникновение проблемы. Я считаю, что плод Духа и Христова любовь способны укрепить любую семью.

Плод Духа

Как вы думаете, какой должна быть жизнь семейной пары, которая повинуется наставлениям Святого Духа и следует воле Божьей? В их отноше-

ниях будет проявляться плод Духа (Гал. 5:22-23). Такие браки заключаются на небесах. Ниже описаны разные аспекты этого плода:

1. Любовь — способность пожертвовать собой ради благополучия дру гого, независимо от реакции этого человека и его желания сделать что-то взамен.

2. Радость — глубокая и постоянная благодарность Богу за Его бла гость, которая не прерывается даже в условиях жизненных трудно стей.

3. Мир — спокойствие и вера посреди жизненных бурь, основанные на осознании того, что все мы — в руке Божьей.

4. Долготерпение — умение сдерживаться, даже когда тебя провоци руют.

5. Благость — сознательное желание добровольно служить другим.

6. Милосердие — способность поступать с людьми справедливо даже в том случае, когда они не правы.

7. Вера — внутренняя преданность, верность своим духовным убежде ниям и принципам.

8. Кротость — контролируемая сила, основанная на смирении сердца.

9. Воздержание — владение собой и умение подчинять свои желания воле Божьей.301

Любовь Христова

Если помимо плода Духа в браке будет проявляться также любовь Христова, он никогда не распадется (1 Кор. 13:8). Соответствует ли ваша любовь описанию любви Христовой в 1 Кор. 13:4-7?

1. «Любовь долготерпит». Поэтому я должен терпеть даже самое дур ное поведение своей супруги всегда, вне зависимости от обстоя тельств.

2. «Любовь милосердствует». Поэтому я должен стараться быть полез ным своей супруге.

3. «Любовь не завидует». Когда мою супругу любят и уважают, я дол жен этому радоваться.

4. «Любовь не превозносится». Я не стану привлекать внимание к себе в ущерб своей супруге.

5. «Любовь не гордится». Я знаю, что я не важнее, чем моя супруга.

6. « Любовь не бесчинствует ». Я не стану вовлекать свою супругу в нече стивую деятельность.

7. « Любовь не ищет своего ». Я всегда должен думать в первую очередь о семье.

8. «Любовь не раздражается». Я не должен сердиться, когда в моих от- ., ношениях с супругой возникают какие-то проблемы.

9. «Любовь не мыслит зла». Поэтому я не должен быть злопамятным, если супруга причинила мне какие-то страдания.

10. «Любовь не радуется неправде». Я никогда не буду радоваться не праведному поведению моей супруги и присоединяться к ней в этом.

11. «Любовь сорадуется истине». Я буду радоваться, если моя супруга живет праведно.

12. «Любовь все покрывает». Я не буду рассказывать людям об ошибках своей супруги.

13. «Любовь всему верит». Поэтому я всегда буду верить моей супруге.

14. «Любовь всего надеется». Я буду верить, что в будущем моя супруга станет совершенна, несмотря на ее текущие недостатки.

15. «Любовь все переносит». Поэтому я буду противостоять всем попыт кам сатаны разрушить мой брак.302

Каждая супружеская пара должна периодически освежать в памяти эти библейские истины и заново утверждаться в них. Тогда удачные браки станут еще благополучнее, а слабые — укрепятся.

Библейский подход

Ниже перечислены наиболее важные типы отношений, способствующие прочности семьи и основанные на Библии. С несоблюдением этих принципов обычно и связаны основные проблемы, возникающие в браке. Мужья и жены должны проанализировать свое поведение и оценить от 1 (низший балл) до 10 (высший). Впишите количество баллов в соответствующие пропуски. Найдите время, чтобы обсудить эти вопросы вместе.

1. Бескорыстен ли я в отношениях с супругом? М_ Ж_

2. Одинаково ли мы представляем себе, что такое библейский брак? М_ Ж_

3. Всегда ли мои поступки основаны на любви? М_ Ж__

4. Стараюсь ли я помогать своему супругу? М_ Ж_

5. Способствует ли моя реакция на конфликты укреплению, а не ослаб лению брака?

М_ Ж_

6. Всегда ли я прощаю супруга, если он не прав?

м_ ж_

7. Совпадаем ли мы во взглядах по поводу методов воспитания детей? М_ Ж_

8. Терпелив ли я в семейных отношениях, если мой партнер в чем-то несовершенен?

М_ Ж_

9. Вместе ли мы планируем расходы и траты? М_ Ж_

10. Оцениваем ли мы периодически свои отношения, принимаем ли ме ры по их улучшению?

М_ Ж_

11. Поддерживаем ли мы любящие отношения со своими родственника ми по линии мужа (жены)?

М_ Ж_

12. Способен ли я контролировать свое настроение и характер? М_ Ж_

13. Часто ли мы принимаем вместе духовную пищу (читаем Библию, мо лимся, поклоняемся)?

М__ Ж_

14. Стараюсь ли я быть привлекательным и интересным для своего супруга?

М_ Ж_

15. Понимаю ли я, что моя основная задача в физической стороне бра ка — доставить удовольствие партнеру?

М_ Ж_

Если вы поставили себе высокие оценки, радуйтесь; если низкие — постарайтесь исправить свое поведение. Для начала составьте план, как добиться улучшения.

Последнее замечание

Для того чтобы приостановить общий упадок пасторской семьи, необходимо вернуться к духовным принципам брака, описанным в Библии. Автор считает, что, с какими бы трудностями мы ни столкнулись в наше время, они не больше того, что приходилось переживать семьям в прошлом.

Слово Божье утверждает, что потенциальный пастор должен следовать вышеуказанным принципам, чтобы быть пригодным для служения. По мере служения его преданность вышеуказанным принципам должна возрастать — так пастор убережет себя, свою жену и своих детей от семейной катастрофы, которые так участились в современном обществе. Пастор должен очень дорожить своей семьей.