10. Молитвенная жизнь пастора — личная

Джеймс Э. Росскап

Здесь мы рассмотрим два отрывка, связанных с молитвой и ее влиянием на пасторское служение. Основная тема Ин. 15:7-8 молитвенная жизнь и ответы, на молитвы. Подобная жизнь прославляет Бога и умножает плоды Духа. В Еф. 6:10-20 подчеркивается значение духовного оружия христианина, перечисляются разные составляющие этой защиты, и кульминация отрывка —разговор о необходимости молитвы. Пастор, который служит своей пастве, не должен пренебрегать этими важными истинами, в особенности молитвой.

Бог дал пастырям Свое Слово как орудие. Слово Божье ясно сообщает нам, что наиболее верный стратегический подход к служению — это правильное сочетание Слова с молитвой. Об этом говорится в основном в двух отрывках, один исходит из уст Иисуса, величайшего духовного вождя, а второй — из уст Павла, явившего один из наиболее ярких примеров служителя во имя Христа.303 Оба они считали, что для плодотворного служения очень важны как Слово, так и молитва. На примере Ин. 15:7-8 и Еф. 6:10-20 рассмотрим, насколько необходимо в пасторском служении сочетание Слова и молитвы.

Молитва в Ин. 15:7-8

Пребывание в Иисусе, величайшем из пастырей, составляет, согласно Его же собственным словам, самую суть жизни христианина. В Ин. 15:4 Иисус призывает верующих: «Пребудьте во Мне», что выражает Его страстную любовь к Своей пастве. В том же стихе и следующем Он продолжает: «И Я в вас… кто пребывает во Мне… приносит много плода». Отрывок заканчивается словами: «Без Меня не можете делать ничего», в Ин. 15:5. «плод» — это все, что произрастает на ветвях Христовой лозы. Приносить такие «плоды» невозможно без «пребывания» в Нем.

Если сравнивать верующего с ветвью, а Христа — с лозой, то пребывать в Нем можно тремя способами:

1. Человек, пребывающий во Христе (то есть в истинном союзе с Ним), связан со Христом, как ветвь связана с лозой. Тем не менее, в отли чие от ветви, человек способен думать, иметь собственную волю и чувства. Поэтому Он может быть связан с личностью Христа, Его ценностями и приоритетами. Верующий должен думать, говорить и поступать в гармонии со Христом и Его волей, выраженной в Слове. Верующий может достичь этого до определенной степени, и у него всегда остается возможность дальнейшего роста.

2. Человек, пребывающий во Христе, отвергает все, что неугодно Христу как личности и противоречит Его замыслу, явленному в Пи сании.

3. Человек, пребывающий во Христе, принимает Его дары, как ветвь принимает соки от лозы. Он впитывает в себя Христову благодать и Его Слово. Христиане начинают жить в Господе, принимая вечную жизнь, которую Он дарует (Ин. 1:12). Они принимают ее в вере (Ин. 1:12; 3:16; 6:54). После этого они продолжают жить по-христиански,

, шествуя путем веры (Ин. 7:37-38). Пребывание во Христе — это последовательная верность Его принципам (Ин. 6:56; см. также Ин. 6:54).

, ВИн. 15:7 Иисус продолжает: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Иначе говоря: «Если пребудете во Мне», — а те, кто в вере причащается Его плоти и крови, пребывают в Нем (Ин. 6:54, 56), — «у вас есть право молиться и получать от Бога ответы на молитву, которые будут являться вашим плодом».

Здесь же Иисус объясняет, что ответы будут исходить и от Него (Ин. 14:14), и от Отца (Ин. 15:16; 16:23). Они дадут людям все, о чем те ни попросят, если просить Его именем (Ин. 15:16).304 Просить во имя Иисуса значит поступать в соответствии с Его волей, выраженной в Его Слове. «Слова Мои» (Ин. 15:7) показывают, какое поведение угодно Богу, чтобы молитва

была плодотворной. Иисус указывает, что пребывание в Нем тесно связано с пребыванием Его Слова в нас. Слова эти принадлежат Ему, совершенному автору и глашатаю Божьего Слова. Ценности и приоритеты Слова Божьего — то, в чем Он подает нам пример. Его личность и Его слова едины с Отцом и Духом. Человек, пребывающий в Нем, радостно позволяет Его словам пребывать в себе.

Иисус хочет, чтобы Его народ молился так, как предписано в Слове Божьем. Он сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). Каким образом Христос являет Себя человеку, который молится в соответствии с Его Словом (Ин. 14:21; 15:7)? В этом — самая суть сравнения с плодом, и этот плод — Он Сам. Плод рождается на лозе Христовой, являя Его характер, Его образ жизни, Его сущность. Это — жизнь Христова в действии, проявленная через Его ветви (Гал. 2:20; Флп. 1:21).

Иисус говорил о пребывании, молитве и плоде с одиннадцатью Своими учениками. Иуда, двенадцатый, ушел раньше (Ин. 13:30). Он не был искренне верующим и не был духовно чист, в отличие от своих одиннадцати товарищей (Ин. 13:10-11; см. также Ин. 15:2-3). Бог привлек к Себе одиннадцать оставшихся учеников (Ин. 6:44,65), и Иисус готовил их к служению, пока Сам был на земле. Пастырь может многому научиться у Иисуса, ибо то, что Он здесь говорит, жизненно важно для пасторского служения. Слушателями Иисуса были будущие вожди церкви, которые представляли Христа в служении другим людям. Христос хотел, чтобы они стали молящимися служителями. В свою очередь, они должны были научить других, как важна молитва.

В Ин. 15:8 говорится, что пребывание верующих во Христе и пребывание Его Слова в них (в частности, молитвенная жизнь и ответы на молитвы) связаны с тремя великими достижениями. Молитвенная жизнь — это жизнь прославления, преумножения и подлинности.

Прославление

Связь между Ин. 15:7 и Ин. 15:8 понятна. «Тем» в Ин. 15:8 связано с «если вы принесете много плода» далее в том же стихе. Ин. 15:8 указывает, что ответ Бога на молитву человека, пребывающего во Христе («тем», то есть плодами, которые являются следствием пребывания), прославляет Отца. Плод прославляет Бога, являя Его добродетели, ценности и замыслы, блаженство, которое обретается во Христе и Его словах.

Природа плода видна из сопутствующих ему обстоятельств: мира (Ин. 14:27), любви (Ин. 15:8-12) и радости (Ин. 15:11). Плод — это также верность Христу, несмотря на то что мир сопротивляется Его истине (Ин. 15:18-25); жизнь в соответствии с истиной, которой учит Дух (Ин. 15:26; см. также Ин. 15:7); и дела, большие, чем те, что творил на земле Христос (Ин. 14:12). Ветви должны продолжить Его дело как лозы (Гал. 2:20; Флп.

1:21). Эти великие дела — ответ на молитвы, построенные на основании Слова (Ин. 14:13; 15:7-8).

Как много это говорит о ценностях пасторского служения! Все плоды христоподобной жизни — да, все они! — связаны с тем, что творит Бог (Ин. 15:7,16). Он совершает великие дела через христиан, которые молятся в соответствии со Словом. Очевидно, что молитва немедленно влечет за собой последствия!

Это чрезвычайно важно для христианского служителя. Он должен уделять очень большое внимание молитве, иначе говоря, уделять ей такое же внимание, как уделял Иисус. Если он так не поступает, ему следует пересмотреть свою систему ценностей. В противном случае он будет следовать в служении своему собственному плану, не учитывая Христовых ценностей. Помните старое высказывание:

«Жизнь только одна, и она коротка. Только то, что ты сделал для Христа, вечно».

Иначе можно сказать, на основании Ин. 15: «Только то, что ты сделал с молитвой, вечно».

В Ин. 15:16 подтверждается, что только человек, пребывающий во Христе, позволяющий Христу как лозе жить в себе, принесет вечные плоды (плоды, которые «пребудут»). Это совершает для вас Бог (Ин. 15:7,16) в ответ на молитву, основанную на Библии, это и есть «много плода» из Ин. 15:8. Вот что послужит ко славе Отца.

Преумножение

«Много плода» (Ин. 15:8) — это то преумножение, которое имел в виду Иисус. Почему Он указывает на большое количество плодов? Почему не говорит просто о плоде? Мы узнаем об этом, обратившись к тому, что Иисус рассказывает о четвертом типе почвы в притче из Мф. 13:1-9, и к объяснению этой притчи в Мф. 13:18-23. Семена падают на четыре разные почвы, но только одна приносит плоды — иные семена умножаются стократно, иные — в шестьдесят раз, а иные — в тридцать. Во всех трех случаях плодов сравнительно много. Иисус, рассказывающий притчу, имеет в виду большие результаты. Он уверен, что люди, в которых заронено Его семя, с помощью Слова способны совершить многое (см. Ин. 15:7). Слово могущественно и способно совершать великие дела. Великий Спаситель может послать нам так много плода, как только возможно. И получаем мы эти плоды посредством молитвы.

Когда верующий приносит некоторое количество плодов, Отец использует Свое Слово, чтобы очистить верующего и он мог «более принести плода» (Ин. 15:2-3). Верующие способны принести много плода (Ин. 15:4,8).

Количество плодов, приносимых верующими, может быть разным, потому что люди по-прежнему остаются грешниками (Рим. 7:14-25). Иногда они терпят неудачи, но в конечном итоге победа над грехом приносит плод

И даже много плода. Пастор Джордж У. Труэтт обычно говорил со своей ка федры в Первой баптистской церкви Далласа: «Бог может произрастит мощную поросль и на кривом стволе». Представьте себе заросший деревья ми участок, который земледелец должен обработать. Сначала он должез очистить землю. Он рубит деревья, выкорчевывает кусты с несъедобным! ягодами, избавляется от сорняков. Он подготавливает почву и бросает ] нее семена. Сначала он получает не так много плода, как получит после Но если сравнивать полезность его участка с полезностью этой почвы дл* обработки, перемены значительны. Чем старательнее будет земледелег. работать, тем больше он получит плода. И контраст с бесплодными земля ми станет еще разительнее (Ин. 15:3).

На этом примере мы видим, как постепенно жизнь христиан становится все более угодной Богу (Рим. 6-8) после того, как Он оправдывает их (Рим. 3:21 — 5:21). Те, кого Бог объявил праведными, приносят плод в зависимости от своей святости (Рим. 6:22). Павел пишет, что все оправданные приносят свой плод. Он может быть разным в количественном отношении (см. Мф. 13:23), но оправдание неизбежно ведет к святой жизни. Павел иначе формулирует эту мысль в Еф. 2:8-10: спасение благодатью через веру влечет за собой благие дела, угодные Богу. Помимо исполнения Божьего замысла, у христианина также есть задача (Флп. 2:12) сотрудничать с Богом, Который внушает ему Свою волю и наделяет силами (Флп. 2:13). Приносимый плод может быть разным у разных христиан , в разное время и в разные периоды жизни. Тем не менее после спасения происходит резкий перелом, так как до него человек вообще не приносил плодов.

Умножение плодов в жизни тех, кто следует Слову и молится, прославляет Отца. И в жизни пастора это умножение должно быть явственнее, чем в жизни других верующих.

Подлинность веры

Руководители церкви и другие искренние верующие, следующие за Христом, являются Его истинными учениками, согласно Ин. 15:8. Об этом свидетельствует Великое поручение (Мф. 28:19-20) и часто говорится в Книге Деяний (Деян. 6:1-2; 11:26 и далее). Быть учениками Христа значит следовать за Ним. Все истинные овцы Его идут за Ним в буквальном смысле слова (Ин. 10:27). Они приняли дар вечной жизни, и Бог хранит их (Ин. 10:27-29).3«3

В Ин. 15:8 говорится, что плод, получаемый в ответ на молитву, подтверждает, что человек является учеником Христа: «И будете… учениками» (то есть докажете, что вы — ученики).306 Так как пребывание во Христе составляет основу жизни верующего (Ин. 6:54,56), а плод свидетельствует °б этом пребывании, вполне разумно заключить, что плод — свидетельство истинности веры, отличительный признак верующего.307 «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Верующие также замечают плоды, свидетельствующие о подлинности веры (1 Ин. 2:3-5). Другие вселяющие уверенность подтверждения — это обетования Слова Божьего и внутреннее свидетельство Духа истины.

Иисус придавал огромное значение молитве. Человек, который служит Ему, может доказать свою преданность, следуя в этом Его примеру. Плод жизни христианина показывает, какой из него ученик (Ин. 15:8), и секрет этого плода — молитва (Ин. 15:7). К пастырям это относится в той же мере, что и к одиннадцати ученикам, слушавшим эти слова Иисуса. Пастыри должны рассказывать другим о важности молитвы, но прежде всего они должны следовать этим принципам сами. Образцовый последователь Христа (1 Кор. 11:1) прежде всего сам должен исполнять Его наставления.

Молитва в Ефесянам 6:10-20

Павел вслед за Иисусом подчеркивает важность молитвы. Призывая ефесян молиться, он дает им образец молитвы. Еф. 1—3 отмечены двумя лирическими ходатайствами, помещенными среди описания богатств верующих. Побуждаемый изобилием благодати, «всяким духовным благословением» (Еф. 1:3), Павел молится, чтобы его читатели ежедневно всем своим поведением старались заслужить такое потрясающее духовное богатство (Еф. 1:15-23; 3:14-21).

Каждое из этих ходатайств показывает, насколько важно в жизни христианина правильно молиться о себе и о других.308 Апостол очень беспокоится о том, чтобы его читатели приносили духовные плоды и были угодны Богу «во всем», как он молится в другом послании (Кол. 1:10). Его беспокойство об этом проявляется в молитве, в которой он просит Бога исполнить верующих знанием Своей воли, Своей силой, Своим упорством, Своей радостью и благодарением (Кол. 1:9-12). Он в первую очередь заботится именно об этих жизненно важных вещах, а не о физическом исцелении сломанной руки, новой работе или избавлении от бессонницы. Эти проблемы тоже важны, поскольку связаны с тем, о чем молится Павел. Мы должны возлагать все наши заботы на Бога (1 Пет. 5:7). Те вещи, которые выделяет Павел, должны занимать основное место в ваших молитвах. Печаль-

но, но часто мы вообще забываем помолиться об этом или же молимся об этом вскользь и изредка. Пастыри обязаны показывать пример молитвы и выделять в ней самое важное.

Описав христианское сокровище и образцовую молитву, Павел последние три главы Послания к ефесянам посвящает образу жизни, который бы отражал эти богатства в практических взаимоотношениях с людьми. Он показывает, как верующие могут использовать его молитвы в повседневной жизни, и говорит об этом в Еф. 2:2,10 и далее —в Еф. 4:1,17; 5:2,8,15. Верующие должны вести себя, сообразуясь с теми высокими привилегиями, которые даны им Богом. Они смогут этого добиться, если будут едины (Еф. 4:1-16), святы (Еф. 4:17-32), полны любви (Еф. 5:1-7), света (Еф. 5:8-14) и Духа (Еф. 5:15—6:9), — и все эти качества должны проявляться в их жизни одновременно.

Разумеется, подобный образ жизни «достоин» (Еф. 4:1)309 чудесного призвания, описанного в Еф. 1—3. Те блага, о которых молится Павел в Еф. 1:15-23 и Еф. 3:14-21, являются отличительными признаками подобного образа жизни.

В конце большого отрывка, посвященному исполненности Духом, Павел делает очень важный вывод. Он проводит связь между образом жизни христианина — и миром, в котором он живет, миром, в котором все достойные Божьи блага должны противостоять злу тех, кто сражается под знаменами князя тьмы. Те, кто обладает’Божьими сокровищами и ведет себя соответственно Его предписаниям, ведут смертельную схватку (Еф.6:10-20).

Оружие христианина

Чтобы одержать победу в этой войне, верующие должны «укрепляться Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10). Они должны жить «с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:7). «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом…» (2 Кор. 10:4). Только Божья сила может поразить врага — эта связанная с молитвой тема часто встречается в Писании.310 Христиане противостоят легионам дьявольских сил, которые пытаются повлиять на них и атакуют их (Еф. 6:12). Дьявол пытается использовать каждую лазейку, чтобы нанести урон Христовой церкви

(Еф. 4:27). Божественная сила (Еф. 6:10) обязательна, чтобы верующие могли сопротивляться врагу (Еф. 6:11).

Христиане принимают эту силу, используя разнообразные виды духовного оружия, данного им Богом. Верой они «облачаются» в него или «принимают» его в дар благодати от Бога. «Я беру, а Он руководит» — таков основной принцип поведения христианина в этой битве. Укрепившись в Господе и силой Его, верующие становятся великими воинами, способными отразить любую атаку. Они могут остановить силы зла — и каждый в отдельности, и все вместе как церковь. Они должны «все преодолевши, устоять» (Еф. 6:13). Таково основное требование к ним в этой войне.

13:2; 17:15
17:15
14:6,17; 16:13 17:15,19 14:27; 16:33
14:1,10-12; 16:9,27,30
14:6; 17:3 14:21; 15:3,7
14:26; 15:26; 16:9-11,13-15
Табл. 2

Основные темы Еф. 6:10-20 повторяются и в других местах.311 Речь Иисуса в Ин. 15:7-8 по сути своей перекликается с этим отрывком. Павел, преданный ученик Христа, развивает учение Иисуса, как следует из:

Ин. 13-17

 

Ключевые слова

 

Сила от Бога (способности) 15:4-5
Молитва, связанная
со словом 15:7,16

Еф. 6:10-20 6:10

6:18-20;

см. также 6:17

Присутствие зла
Защита от зла
Истина Праведность Мир Вера
Спасение Слово Божье Дух Божий

6:11,13,16;

см. также 2:2; 4:26

6:10-17,

особ. 6:11-13,16

6:14 6:14 6:15

6:16 6:17 6:17

6:17-18

Составляющие оружия

Павел перечисляет шесть составляющих312 брони,313 и список этот отражает его знакомство с римским вооружением и знание Писания. Названные им элементы относятся к разным аспектам жизни христианина. В список входят те же самые качества, о которых говорится в других местах послания: например, благодать, любовь, радость, благость. Божья благодать изобилует во всех Его дарах (Еф. 1:3-14; 2:8-10). Такова и Его любовь. (Еф. 1:4-5; 2:4-6; 4:14-16; 5:2). Ранее Павел также упоминает о кротости, смирении и долготерпении (Еф. 4:2), святости (Еф. 4:24) и доброте (Еф. 4:32).

Истина. Павел начинает список с двух составляющих, характеризующих плод как плод света. Это — перевязь истины и броня праведности (Еф. 6:14). С этими двумя качествами он объединяет благость в Еф. 5:9. Благость в данном случае важна (Еф. 4:28-29; 6:8). Истина предшествует праведности, как в большинстве случаев (Ис. 48:1; Зах. 8:8), хотя иногда праведность упоминается и первой (Еф. 5:9; 1 Тим. 6:11). Последовательность может быть любой, но здесь истина упомянута первой не случайно. Христианин вступил в Божье Царство истины и вместе с Богом выступает против сатанинских козней. Поэтому именно с истины надо начинать описание вооружения. Божья истина, которая сопротивляется лжи искушений, — часть изначального творения (Быт. 3:5). Истина играет очень важную роль в борьбе Иисуса против искушений перед тем, как началось Его публичное служение (Мф. 4:1-11). Именно истина имела первостепенное значение, когда лукавый побудил Ананию и Сапфиру согрешить перед юной церковью (Деян. 5:3). Истина — та проблема, с которой сталкиваются неспасенные, когда слушают отца всей лжи (Ин. 8:44).314 Борьба христиан против дьявола также неразрывно связана с проблемой истины (1 Ин. 4:1-6).

В отрывке о всеоружии проблема истины также очень важна (Еф. 4:15,21,24). Истина не только хорошая защита перед ложью, но и помогает другим, способствует росту (Еф. 4:3,15,25,28). Это благоухание, «благо-угодное Богу» (Еф. 5:9-10).

Павел прежде всего упоминает перевязь, потому что она обеспечивала свободу движения ногам. Эта часть брони помогала воину держать равно-

весие, двигаться проворно, быстро, не сгибаясь. Самое главное для борьбы с врагом — оставаться верным Божьей истине (Еф. 4:21,24).

Праведность. В Слове Божьем праведность часто связывается с истиной.315 Это именно та область, где Дух истины (Ин. 16:13) — тот самый Дух, Который имеет такое значение в отрывке о всеоружии (Еф. 6:17-18), — убеждает неспасенных (Ин. 16:8-11). Бог вменяет верующим праведность (Рим. 3:21—5:21). Праведность совершенно необходима, так как Он постоянно вменяет нам ее в практической, повседневной жизни (Рим. 6:1-22;

8:1-39).

Мир. Не случайно третий элемент вооружения — это «готовность бла-говествовать мир». Сначала люди принимают истину Благой Вести и праведность, потом ощущают мир. Благой Вестью Бог примиряет с Собой тех, кто принимает ее (2 Кор. 5:18-21), таким образом человек теперь не только живет в мире с Богом (Рим. 5:1) — становится союзником, а не противником Бога, — но и обладает Божьим миром (Флп. 4:7). Центр Благой Вести, Христос, и есть наш мир (Еф. 2:14). Он учредил мир (Еф. 2:15) и проповедовал его(Еф. 2:17). Те, кто принимает Его Весть, становятся миротворцами (Мф. 5:9), свидетельствующими о том, как Бог дарует примирение с Собой, следствием которого является спокойствие в любых обстоятельствах (Флп. 4:6-7). Одна из наиболее хитрых уловок дьявола (Еф. 4:27) — попытаться вытеснить этот мир из сердца верующего, заронив туда беспокойство или вражду к другим верующим.

«Готовность благовествовать мир» сравнивается с обувью, так как это — наша твердая опора (см. Пс. 17:37), дающая силы устоять (Пс. 17:34; 36:31; Авв. 3:19) и способность продемонстрировать дарованное Богом спокойствие, основанное на Благой Вести. Через четыре стиха (Еф. 6:19) Павел говорит о своем страстном желании распространять Благую Весть и о роли молитвы в выполнении этого задания. Он хотел, чтобы как можно больше людей насладилось миром Божьим и примирением с Богом, приняв «благовествование мира».

Вера. За истиной, праведностью и миром следует «щит веры» (Еф. 6:16). Вера — орудие, ведущее заблудшие души ко спасению (см. Еф. 2:8), но она продолжает играть важную роль в жизни спасенного. Павел говорит: «Мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7). Хотя в данном отрывке об этом не сказано, он полагает, что вера действует «любовью» (Гал. 5:6). Для него вера и любовь соседствуют (Еф. 6:23). Он согласился бы с Иоанном в том, что вера — это победа над миром (1 Ин. 5:4), потому что здесь вера изображается им как щит, защищающий христианина от огненных стрел дьявола. Разные стрелы угрожают Божьему народу: разобщенность (Еф. 4:2-3); нечестивый гнев, явный или скрытый (Еф. 4:25-32); сексуальная распущенность в речах, мыслях и поступках (Еф. 5:3-7); искушение пьянства (Еф. 5:18); отношения, ставящие под угрозу радость, благодаре-

ние и повиновение (Еф. 5:19-21); нелюбовь к братьям (Еф. 5:22-33) и многое другое.

Пастыри, как и паства, нуждаются в вере, потому что все мы сталкиваемся с одними и теми же опасностями. Бог предлагает наставникам то же самое оружие, что и их последователям. Они должны подавать пример пастве, как те верные из Евр. 11, которые храбро отстаивали дело Божье. В Ефесянам о вере говорится в основном в связи с наступательными действиями верующих.316

Спасение. Пятый элемент в списке духовного вооружения — это « шлем спасения ». Может иметься в виду та защита, которую представляет собой спасение — как неограниченное богатство (см. Еф. 1-3, особенно Еф. 1:3), — или защита, которую оно дает. В конечном итоге, каким бы ни был оттенок значения, спасение — это защита. Спасение — трехстороннее освобождение, которое Бог дает во Христе: прошлое, от вечной кары за грех; настоящее — в процессе борьбы с грехом (Рим. 7:14-25; 8:39); и будущее — в предвосхищении исполнения Его обетовании избавить нас от греха вообще. Настанет день, когда мы полностью освободимся от греха и будем искуплены совершенно, прославлены и поглощены Божьей святостью (Рим. 8:30; Флп. 3:21; 1 Ин. 3:2).

Слово Божье. Павел, наконец, призывает верующих взять в руки оружие — «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17). Слово Божье является мечом Духа во многих отношениях. Оно богодухновенно, оно проникает в сердца в момент рождения свыше, способствует росту и помогает верующим свидетельствовать перед заблудшими и наставлять других верующих. Посредством веры Слово спасает христиан от вражеских стрел и сокрушает врагов. С помощью Слова верующий может не только остановить натиск врага и нанести ущерб делу дьявола, но и активно содействовать делу Христа.

Как и в Ин. 15:7-8, в этом отрывке проводится тесная связь между Словом Божьим и молитвой. Слово — это меч Духа (Еф. 6:17), а христиане должны молиться в Духе (Еф. 6:18). Дух учит нас Слову в соответствии с волей Божьей (Ин. 14:26; 1 Кор. 2:12-13) и помогает христианам откликнуться на Божью волю в своих молитвах (см. Рим. 8:26-27).

Сам Христос — наше всеоружие. Он — истина(Шн. 14:6; Отк. 19:11) — Сын, освобождающий нас (Ин. 8:32,36). Он — вмененная нам праведность (1 Кор. 1:30), Он «возложил на Себя правду, как броню» (Ис. 59:17). Он — наш мир (Еф. 2:14) и основной герой Евангелия, Благой Вести. Он — Верный, на Котором покоится вера (Отк. 19:11).J17 Он — наше спасение (Пс. 26:1) и носит «шлем спасения» (Ис. 59:17). Он покрывает в битве голову верующего, вероятно, именно шлемом (Пс. 139:8). Он — Слово Божье (Ин. 1:1; Отк. 19:13), с помощью Которого служит Дух. Его уста, произносящие

Слово, «как острый меч» (Ис. 49:2). Христос — это всеоружие, и, обобщая свое описание, Павел говорит: «Облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Мы облекаемся во Христа и становимся новыми людьми, сотворенными в праведности и святости истины (Еф. 4:24).

Важнее всего для пастора сегодня — облечься во Христа как во всеоружие во славу Божью.

Важность молитвы

Христос — средоточие каждой из составляющих оружия христианина, которое тесно связано с молитвой. Молитва скрепляет вооружение воедино: «Укрепляйтесь Господом» (Еф. 6:10). Задачи, цели, устремления, ценности и приоритеты молитвы основаны на Слове.318

Павел и другие авторы Библии много пишут о важности молитвы:

1. Павел показывает, как важна молитва, приводя образцы своих соб ственных ходатайств за других (Еф. 1:15-23; 3:14-21).

2. После описания всеоружия он тут же переходит к разговору о значе нии молитвы (Еф. 6:17-18). Молитва жизненно важна для каждого из элементов брони. Это очевидно, так как в Еф. 6:18 четыре раза ис пользуются слова все, всякий (например, «молитесь во всякое время духом»).

3. В Писании часто говорится, что Бог укрепляет молящихся, переда вая им в ответ на молитвы Свое могущество (Пс. 137:3; Деян. 4:29-31).

4. Хотя в Еф. 6:10-17 молитва не упоминается, Писание относится к ней как к элементу, поддерживающему броню (см. табл. 3). «Облеки тесь в броню Евангелия, скрепите ее молитвой, — гласит известная песня. — Вставайте, вставайте, ради Иисуса!» Очень верно сказано!

5. В Слове Божьем неоднократно, на примере конкретных персонажей, подчеркивается необходимость молитвы для духовной победы. Иосафат и его подданные помолились — и победили захватчиков (2 Пар. 20). Даниил и его друзья избежали смертельной опасности благодаря молитве (Дан. 2:17-23). Иисус перед лицом испытаний мо лился (Мк. 1:35; Лк. 5:16; 6:12; Евр. 5:7).319

Ключевые слова темы Еф. 6 всеоружия

Упоминания о молитве

6:10

 

Сила

Пс. 118:28; 137:3; Деян. 4:24-31

Избавление от зла

6:11,13,16,17

Пс. 118:41; Мф. 6:13; Рим. 10:13

Истина

6:14

Пс. 24:5; 68:14; 118:43; Ин. 17:17

Праведность

6:15

Пс. 5:9; 70:2; Флп. 1:11

Благая Весть

6:16

Рим. 10:1; Кол. 4:2-4

Свидетельство

6:19-20

Деян. 4:24-31; Кол. 4:2-4

Мир

6:15

Пс. 4:7-9; Флп. 4:6-7; 1Фес. 5:23; 2 Фес. 3:16

Вера; победа

6:16

Пс. 54:24; 118:42; 142:8; Иак. 5:15; 1 Ин. 5:4-5

Слово Божье

6:17

Пс. 118:17-18,26,32, 33-40

Дух Божий

6:17-18

Еф. 6:18; Иуд. 20

 

Табл. 3

 

А как же мы? Если мы забываем о важности молитвы, как мы можем надеяться, что будем выигрывать духовные сражения? Неужели мы осмеливаемся полагаться на свои собственные силы, свою энергию, свои навыки и методы? Неужели мы справимся сами там, где люди, преданные молитве, уповают на Бога? Как можем мы не обращать внимания на слова Господа в Ин. 15:7-8 или Павла в Еф. 6:10-20? Мы поступаем неразумно, когда ведем невыразительную, пустую, бесполезную жизнь, вместо того чтобы от всей души предаться молитве.

Павел призывает всех христиан молиться, повторяя слова все, всякий в Еф. 6:18.

Молитесь в любой ситуации («всякою молитвою»). Молитва может иметь форму восхваления, благодарения, исповеди, просьбы, ходатайства или изъявления любви. В последнем случае мы говорим нечто вроде: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!» (Пс. 17:2).

Молитесь всегда («во всякое время»). Писание велит нам молиться, когда это только возможно.320 Сперджен говорил о необходимости молиться семь раз в день (Пс. 118:164), «при любой возможности и повороте событий» .'» Число семь обозначает полноту молитвы и ее постоянство.

Молитесь в Духе. Настоящая молитва наделена Его силой (Еф. 6:10), она соответствует Слову, которое является Его мечом (Еф. 6:17; см. также Ин. 15:7). Правильно построенная молитва основана на Слове, ее внушает нам Дух. Дух наставляет молящегося.

Молитесь упорно («со всяким постоянством»). Говоря об упорстве, Павел использует два разных слова. Одно из них — это «бдительность» (от aypDTwea), agrypned). Оно означает бодрствовать или находиться настороже. Важно, чтобы молитва произносилась в нужное время и не была вялой. Человек, который молится, должен быть упорен и делать это «со всем постоянством» (лроокартрг|о»1с;, proskarteresis). Пастухи, стерегущие стадо, должны были бодрствовать ночью и не спускать с него глаз, несмотря на усталость. Они поступали так в интересах своего хозяина и ради благоденствия скота. Можем ли мы эффективно и упорно молиться за Божье стадо, ради Господа и ближних?

Молитесь о всех святых. Христиане могут молиться за многих, а также за всех святых. Павел в своем послании под всеми святыми имеет в виду Церковь как создание Христа (Еф. 2:11-21), Его Тело (Еф. 3:1-13) и Невесту (Еф. 5:29-30). Ни один верующий не может быть знаком со всеми святыми и их нуждами. Вероятно, Павел имел в виду, что каждый верующий должен молиться за стольких христиан, за скольких может.

Павел также подчеркивает, что сам нуждается в молитвах братьев (Еф-6:19-20). Каждый пастор нуждается в молитвах паствы. Павел просит своих адресатов помолиться, чтобы он мог смело и ясно проповедовать Благую Весть.322 Каждый, кто делится Словом Божьим, должен делать это с Божьей помощью, с молитвой, обращается ли он к множеству людей или к одному человеку. Слово способно поразить человека, как «духовный меч» (Еф. 6:17; Евр. 4:12).

Вывод

Иисус в Ин. 15:7-8 и Павел в Еф. 6:10-20 говорят о роли молитвы в служении. Бог уделяет молитве большое внимание. Он словно говорит нам, если можно так выразиться: «Теперь ваш ход ». Давайте же сделаем этот ход правильно, внимая наставлениям Иисуса и Павла и следуя их примеру.