11. Молитвенная жизнь пастора — служение

Дональд Дж. Макдауэлл

Практические средства, с помощью которых пастор внедряет молитву в жизнь поместной церкви, согласно заповедям Писания, могут быть разными. Чрезвычайно важно, чтобы перед паствой были хорошие примеры молитвы, как из Библии, так и из каждодневного опыта. Народ Божий должен понимать, насколько важна молитва. Необходимы и личные молитвы отдельных христиан, и молитвы их наставников, и совместные молитвы всей церкви, малых групп и мужчин. Содержание молитвы должно в первую очередь касаться духовной битвы со злом, а не мирских проблем повседневной жизни. Правильно поставленные задачи и правильное отношение определяют манеру молитвы. Результат молитвы должен проявляться в личной жизни верующего, в его семейной жизни, ежедневных собраниях, молитвенных собраниях, собраниях в малых группах, встречах служителей церкви, воскресных службах. И наконец, пасторы должны подавать пример пастве, показывая, какую роль играет молитва в их собственной жизни. »«

В последнее время очень много говорится о христианском воспитании. По большей части это воспитание заключается в моделировании поведения, это видно и из Писания, и из примеров повседневной жизни. Недавно один из выступавших на конференции докладчиков сказал, что церковь обычно становится отражением своего пастора. Дети подражают родителям, поэтому неудивительно, что и прихожане подражают служителям

церкви. Павел писал фессалоникийской церкви: «И вы сделались подражателями нам и Господу» (1 Фес. 1:6). Вот почему пастор обязательно дол-ясен молиться сам. Мы много говорим о молитве, но готовы ли мы подавать в этом пример, несмотря на то что знаем: сколько бы мы ни молились, мы все равно будем далеки от совершенства?

Апостолы были удостоены редкой чести — они могли учиться молитве на примере Самого Господа. Наш Спаситель считал необходимым уделять молитве много времени, так что Ему не приходилось напоминать Своим последователям, что им надо молиться. Он молился Сам, причем не на публику, не напоказ. Тем не менее Он и не скрывался. Влияние Его молитв очевидно, так как авторы евангелий уделяют им очень большое внимание. Иисус не только подавал пример молитвы, Он также объяснял Своим ученикам, как им молиться, когда они об этом спрашивали (Лк. 11:1-4).

В Писании есть много примеров людей, которые регулярно молились. Один из лучших способов научиться молитве — изучить молитвенную жизнь таких людей, как Моисей, Неемия, Давид, Павел и многие другие библейские персонажи. Они рассказывали и писали о своей молитвенной жизни. Что бы написали мы, если бы нас попросили рассказать другим о своей молитвенной жизни? Мы неохотно обсуждаем свою молитвенную жизнь, потому что она не такая, какой мы хотели бы ее видеть.

Помимо примеров из Писания, многих из нас Бог благословил, послав и другие примеры для подражания. Меня очень многому научили два человека. Один из них — мой отец, мне доставляло громадную радость слушать, как он молился. В детстве я каждое утро видел, что отец читает Библию или молится. Одна знакомая миссионерка однажды рассказала мне, что отец плохо себя чувствовал, но в четыре часа утра в его кабинете уже горел свет. Она спросила его:

— Почему вы так рано встаете: не лучше ли для вашего здоровья будет, если вы поспите подольше?

Отец ответил:

— Мне о стольком нужно помолиться, что спать некогда.

Другим примером был мой тесть, вместе с которым мне случилось пережить величайшие моменты, связанные с молитвой. Я никогда не встречал человека, который молился бы так, как он, днем и ночью. С какой бы проблемой он ни сталкивался, реакция была одна — молитва. Я много ночей провел в молитве вместе с ним, и в основном мы просили о пробуждении, °н очень любил об этом просить. Какое замечательное наследство я получил!

Хотя многие из нас никоим образом не могут сравниться с примерами Из Писания или из жизни, мы все-таки должны подражать им. В этой главе мы попытаемся обнаружить некоторые принципы молитвы, указанные в Писании. Мы не ставим перед собой задачи исчерпывающе раскрыть те-МУ молитвы. Даже подтемы, которые мы здесь затрагиваем, невозможно Исчерпывающе осветить в статье такого объема. Те принципы, о которых Пойдет речь, — это просто результаты размышлений вашего брата, служи-

теля и пастора, по поводу истин, которые волновали его долгие годы. Нижеследующие принципы — это не просто теория, их практическая эффективность была доказана не раз.

Значение молитвы

Верующие должны учиться молитве. Нам так многого не хватает для духовной победы, а Бог с удовольствием дал бы нам все это, если бы мы попросили Его в молитве. Иак. 3 завершается напоминанием о мире, который должен присутствовать в отношениях между христианами. Иак. 4 начинается с описания причин конфликтов, которые слишком часто вытесняют этот мир. В Иак. 4:2 говорится об очень интересном средстве борьбы с такими конфликтами, а именно — о молитве: «Не имеете, потому что не просите». Мы не используем доступное нам средство, когда не обращаемся к Богу с молитвой. Джозеф Скривен хорошо говорит об этом в первой строфе известного гимна «Что за друга мы имеем»:

О, как часто мы страдаем, Боль терпя напрасно там, Где просить мы забываем, Чтоб один помог Он нам.

Почему мы ищем другие решения своих проблем, а не молимся? Часто, когда в церкви заходит речь о какой-то трудности, верующие начинают думать, как ее преодолеть. Иисус, напротив, когда столкнулся с величайшей проблемой в Своей жизни и жизни Своих учеников — «жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10:2), — первым делом велел ученикам молиться. Халл пишет об этом так:

Молитва — самое эффективное оружие для обращения, какое только есть у пастора. .. Наставники могут использовать разные средства, чтобы привлечь человека: развлекать, внушать чувство вины, говорить о выгоде, спорить; самое старое испытанное средство — показать душещипательный фильм или рассказать душещипательную историю. Эти способы распространены, но не рекомендуются. Упомянутые выше разнообразные подходы обязательно предваряются молитвой, или же она следует после. Но часто ли молитва используется как основной метод обращения?.. Я не возражаю против использования и других методов, помимо молитвы, но в благовестии не приемы — самое главное.323

Корень всей проблемы в том, что каждый верующий должен осознать первостепенную важность молитвы; молитва не может быть дополнением. Верующие должны молиться больше, чаще и разнообразнее. Напоминание, обращенное к Израилю во 2 Пар. 7:13-14, сегодня по отношению к нам актуально как никогда. Чтобы получить благословения, которые может дать только Бог, мы, верующие, должны смиренно помолиться.

Почему должны молиться верующие

Одна из основных проблем — может быть, самая большая проблема — многих евангельских церквей сегодня — это неумение понять важность молитвы. Конечная задача — не убедить людей в том, что они должны молиться. Надо, чтобы они поняли, почему молитва так важна.

В трудные моменты очень немногих надо убеждать в необходимости молитвы. Как только человек тяжело заболевает или сталкивается с финансовым кризисом, он тут же начинает молиться, даже если обычно не делает этого. Проблема не всегда бывает очень серьезной. Во всяком случае, это должно быть что-то важное для человека, что-то, пробуждающее в нем потребность в молитве.

Если бы христиане понимали, какая проблема стоит перед ними, им не надо было бы постоянно напоминать о молитве. Они регулярно склонялись бы ниц перед Богом. Обычно верующие молятся о физических или финансовых нуждах, о проблемах, которые можно разрешить обычными мирскими средствами. Они могли бы лучше планировать, больше работать или сделать что-то еще для решения таких проблем. Напротив, если бы они были убеждены, что их трудности относятся к области духовного, они бы больше времени уделяли молитвенным собраниям, чем планированию.

Обычный день из жизни пастора, как правило, отражает этот неверный настрой. Он встает утром и составляет план на день. Ему нужно посетить множество собраний, решить много проблем. Не забыть подготовить к воскресенью две проповеди. Пастор работает изо всех сил, чтобы со всем справиться. И вечером понимает, что, помимо двух кратких молитв, за весь день ни разу не пообщался с Господом. Если бы он действительно понимал, что все проблемы, с которыми он сталкивается, скорее духовные, чем физические, он больше внимания уделил бы ревностной молитве.

Мы, пасторы, склонны решать проблемы поверхностно, не понимая, что за ними стоит. Часто мы забываем, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Если бы для духовной победы было достаточно физических усилий верующих, то чем больше они бы упражнялись физически, тем больше были бы шансы победить. Напротив, если мы можем уповать только на Господа, то надо больше времени проводить в общении с Ним, просить Его о помощи.

В Писании много говорится об этом. В Неем. 1:3 брат Неемии так описывает трудное положение Израиля: «Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем». При поверхностном взгляде кажется, что трудности чисто физические, но Неемия понимает, что дело не в этом, как видно из Неем. 1:4-11. Проблема здесь прежде всего духовная и только потом — физическая, так что единственное спасительное средство — просить Бога о вмешательстве. Вот почему он обратился к Богу с молитвой, и Бог ответил ему, как описано в Неем. 2.

Случившееся с Неемией и его молитва напоминают о более раннем эпизоде из истории Израиля, когда три года не было дождя и «вопросил Давид ГОСПОДА» (2 Цар. 21:1). Бог открыл ему истинную причину, которая была не физической, но духовной.

Есть и еще один очень важный отрывок, показывающий, что верующий должен уповать на силу Господа даже в тех областях, которые кажутся исключительно физическими. В Зах. 4 Зоровавель возглавил восстановление храма после возвращения народа Израиля из плена. В данном случае Бог пришел к человеку, а не человек к Богу. Бог призвал вождя Зорова-веля восстановить в Иерусалиме храм. Ключевая фраза здесь — напоминание о том, что все происходит «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит ГОСПОДЬ Саваоф» (Зах. 4:6). Никогда не забуду, как доктор Чарльз Фейнберг интерпретировал на занятиях эту фразу: «„Не человеческая сила имеет значение и не человеческий разум, но Мой Дух», — говорит ГОСПОДЬ Саваоф».

Почему должны молиться пасторы

Чтобы церковь преуспела в выполнении задачи, данной ей Богом, ее руководители должны понять, что сейчас мы больше нуждаемся в молитвенных собраниях, чем в совещаниях. Если бы на ежемесячных встречах наставники больше внимания уделяли молитве, чем планированию, наше отношение к служению, его перспективы и результаты быстро изменились бы.

Основная задача наставников — понять, что церковь, к которой они принадлежат, не принадлежит им; она — Божья. И люди, которых они ведут, не их стадо, а Божье. Задача собраний — не прийти к согласию по поводу того, как руководить церковью, но познать волю Божью в том, какой Он хотел бы видеть церковь.

Наставники ранней церкви предоставляли заниматься планированием другим, а сами посвящали себя «молитве и служению слова» (Деян. 6:4). Это показывает нам, что наилучшие способы познать волю Божью — молитва и постоянное чтение, исполнение и преподавание Слова Божьего, без домыслов и ограничений. Молитва — самое важное. К нашему стыду, многие из нас понимают, как важно служение Слова, но не понимают важности молитвы.

Почему важны совместные молитвы церкви

Индивидуальных молитв верующих и руководителей церкви, однако, недостаточно. Церковь должна уделять время совместной молитве. Сейчас считается, что молитвенное собрание в середине недели устарело и что церкви 1990-х гг. не пристало его проводить. Важнее понять, почему многие не считают совместные молитвенные собрания обязательной частью жизни церкви. Одни говорят, что теперь существуют малые группы, где молитва может быть более осмысленной. Но может ли молитва в ма-

лых группах, как бы она ни была хороша, заменить совместную молитву всей церкви?

Отказ от общего молитвенного собрания в середине недели нельзя считать чем-то новым. Он назревал уже давно, только верующим было трудно отказаться от привычки. Проблема в том, что так называемое молитвенное собрание давно уже перестало быть таковым. Оно превратилось в изучение Библии, сопровождающееся небольшой молитвой. Изучать Библию важно, ее разъяснение обычно затрагивает сердца большего количества людей, чем молитва. Очень хорошо собираться в середине недели для изучения Библии, но нельзя отказываться от молитвы только потому, что она менее увлекательна. Неизбежное последствие подобного поведения — непонимание важности молитвы.

Церкви часто отменяют совместные молитвенные собрания (в середине недели или в другое время) по сугубо прагматическим причинам. Одна из основных проблем, связанных с молитвенными собраниями, — это их способ проведения. Некоторые типы таких собраний следовало бы упразднить еще давно. Другая прагматическая причина в том, что люди, отменяющие совместные молитвенные собрания, никогда не слышали осмысленной совместной молитвы, которая длилась бы долго, — просто потому, что такое случается сравнительно нечасто. Они никогда не видели, как Бог может наделить Своей силой людей, участвующих в подобной молитве, видели только бессмысленные и формальные упражнения, поэтому не хотят их продолжать.

Обычно, когда кто-либо предлагает новую идею, связанную с церковью, я спрашиваю: «Зачем? Каков смысл? Чего мы пытаемся добиться? Насколько это соответствует задачам церкви (если у нее есть таковые)?» Помня об этом, следует спросить: «Зачем в церкви стали проводить молитвенные собрания?» Каково было их назначение? Речь идет не только о молитвенном собрании в середине недели. Речь идет о нашей потребности в совместной молитве. Зачем она нам нужна?

Почему важны молитвы в малых группах

Молитвы в малых группах определенно нужны. Нельзя выбирать между совместными молитвами всей церкви и молитвами в малых группах, необходимо и то, и другое. Малые группы — это та среда, в которой люди чувствуют себя более уверенно и спокойно. Они могут поделиться вещами, которыми не поделятся со всей церковью. Поделившись своими проблемами в малой группе, люди чувствуют себя свободнее и в большом собрании. В церкви должна присутствовать атмосфера открытости и доверия. Это необходимо для того, чтобы она функционировала как единый организм.

Почему важны мужские молитвы

Еще один важный вопрос, связанный с молитвой, — это роль мужчин. Вог поручил мужчинам руководить собранием верующих. В начале

1 Тим. 2 убедительно говорится о необходимости молитвы. 1 Тим. 2:2-7 — нечто вроде отступления. В 1 Тим. 2:8 Павел резюмирует тему молитвы, введенную в 1 Тим. 2:1. Он обращается в основном к мужчинам. В 1 Тим. 2:9-15 говорится о поведении женщин, но в 1 Тим. 2:2 речь идет о роли мужчин в связи с молитвой. Используемое здесь греческое слово ясно показывает, что имеются в виду только лица мужского пола. Они должны произносить молитвы «на всяком месте». Чтобы приступить к молитве, нужно иметь «чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Как это замечательно, когда мужчины руководят молитвой дома и в церкви!

Содержание молитвы

В Иак. 4:3 Бог дает нам важное предостережение, указывая, как опасно просить не о том и с дурными побуждениями: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». Многие из сфер нашей молитвенной жизни следует тщательно изучить с такой точки зрения. Если мы сравним свою молитвенную жизнь с примерами из Писания — в особенности с молитвенной жизнью апостола Павла, — нам станут очевидны наши слабости. Слабости эти проявляются в том, о чем мы молимся, в том, как представляем себе молитву и ее конечную цель.

Много ли мы размышляем на тему, о чем молиться? Действительно ли христианина должны в первую очередь занимать физические и финансовые проблемы или взаимоотношения с другими людьми? Если нет, то почему мы так много говорим обо всем этом в своих молитвах? Говорим ли мы о том, как хотим приблизиться к Богу, исполнить Его волю?

Интересно проследить, как объясняет Библия возникновение подобных проблем. О раздорах в семье говорится в Еф. 5:22—6:9, но следующий раздел (Еф. 6:10-20) указывает на дьявола как на главный источник всех трудностей. Неспособность контролировать свою речь (Иак. 3:1-5) насылается самим адом (Иак. 3:6). Внутреннее напряжение вызывают бесовские силы (Иак. 3:13-18). Для того чтобы прекратить раздоры между людьми (Иак. 4:1-6), надо «покориться Богу» и противостоять дьяволу (Иак. 4:7-8). Все разногласия между руководителями церкви и их паствой тоже в значительной степени вызваны дьявольскими происками (1 Пет. 5:1-11).

В чем же корень проблемы? Петр очень ясно говорит об этом в 1 Пет. 5:8, где велит членам церкви: «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» — эти слова можно интерпретировать как: «Осторожно! Пробудитесь!»324 Императив показывает, что он имеет в виду не «Бодрствуйте!», а именно: «Проснитесь!»325 Сразу же после этого он напоминает читателям,

что их единственный реальный противник — дьявол. Вспомним слова Павла о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против на-чальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Если мы будем ясно это понимать, изменится жизнь и отдельных людей, и всей церкви.

Я много лет потратил на изучение первых трех глав Послания к ефеся-нам. Проблемы с грамматикой и лексикой были, но не они оказались основными. Главной моей заботой было понять, каким образом темы, развиваемые в этой главе, можно практически применить в моей жизни и жизни церкви. Мне трудно было понять, о чем молился Павел. Его молитвы словно принадлежали иному миру. Они совершенно не походили на мои и те, которые я регулярно слышал. Как только я подошел к Еф. 6:10-20, забрезжил свет. Молитвы Павла не были похожи на мои, потому что он понимал: настоящая борьба происходит в иной сфере.

Понимание этого изменило мою жизнь. Я стал размышлять о своих личных молитвах и о большинстве молитвенных просьб других людей на собраниях и в записках, которые мне передавали. Почти все нужды, о которых они говорили, относились к физической и финансовой областям. Это характерно для светского мировоззрения, когда человек прежде всего озабочен материальным. При таком положении вещей трудно понять, что в действительности проблемы прежде всего являются духовными. Когда мы не понимаем духовной природы своих трудностей, наша молитва ослабевает. Часто мы не видим ответа на свои молитвы потому, что смотрим не туда, где на самом деле разворачивается сражение. Не к нам ли относится дилемма, обозначенная Иаковом: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3)?

Как надо молиться

Надо не только понимать важность молитвы и быть внимательным к ее содержанию, необходимо задумываться и о ее форме. С формой связаны два момента: цель молитвы и отношение, с которым мы приближаемся к Божьему престолу.

Цель молитвы

Часто молящийся просит о том, чтобы его собственный замысел исполнился так, как угодно ему. Это неправильно, так как Бог велел человеку Молиться о том, чтобы Его замыслы исполнились так, как угодно Ему. Один из важнейших аспектов молитвы — понять, чего желает Бог, и помолиться об этом.

Во многих местах Библии говорится о желании Бога видеть в молитве отражение Его воли. Одно из таких мест — Зах. 3. Мы не можем изложить здесь содержание всей главы, но ее основная мысль такова: Захария вспо-

минает ночные видения, посланные ему Богом. Он видел первосвященника, Иисуса Навина, стоящего перед Богом в грязной одежде. Это — прекрасное описание того, как Бог в благодати Своей прощает грешников. Он велит ангелам, стоящим рядом: «Снимите с него запятнанные одежды» (Зах. 3:4). Потом говорит самому Иисусу Навину: «Смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные» (Зах. 3:4). Только один раз в своих видениях Захария пытается что-то добавить к плану Бога и Его замыслам. Он просит: «Возложите на голову его чистый кидар» (Зах. 3:5), что и исполняется в точности.

Почему Захария вмешивается, чтобы попросить Бога об этом? Ответ на этот вопрос поможет нам в молитвенной жизни. Одеяния, которые Ангел ГОСПОДЕНЬ (Христос до воплощения) собирается надеть на Иисуса Навина, — «торжественные» (Зах. 3:4). Захария чувствовал, что в облике первосвященника чего-то не хватает, поэтому и попросил надеть на него чистый головной убор. Первосвященник носил головной убор из чистого льна, к которому спереди была прикреплена «дощечка из чистого золота с надписью „Святыня ГОСПОДНЯ» (Исх. 28:36); все это символизировало нравственную и духовную чистоту Иисуса Навина».326 Захария понимал, что после удаления грязной одежды и перед облачением в праздничную нужно было надеть на первосвященника головной убор, свидетельствующий о его чистоте. Прекрасно, что Бог согласился с этим и выполнил пожелание За-харии.

Какая чудесная картина! Мы должны быть в таких же тесных отношениях с Господом, так же понимать Его волю и ощущать Его желания. Мы не должны пренебрежительно относиться к желаниям Бога, но спрашивать, в чем заключается Его воля, знать Его желания. Тогда Он станет исполнять наши просьбы.

Часто мы стараемся с помощью молитвы изменить некую трудную ситуацию, которую Бог использует, чтобы воспитывать нас. Иисус Навин хотел одержать победу; Бог же хотел, чтобы жизнь Его народа стала иной (Нав. 7). Давид хотел дождя; Бог хотел, чтобы жизнь Его народа стала иной(2Цар. 21). В конечном итоге, и Иисус Навин, и Давид получили то, о чем просили, потому что Бог тоже этого захотел, —■ но лишь после того, как они делом засвидетельствовали, что их взгляд на вещи изменился.

Отношение в молитве

С каким отношением мы должны молиться? Среди нескольких мест Писания, где об этом говорится, выделяется 1 Пет. 4:7. Продолжая тему 1 Пет. 4:5, где сказано, что Бог будет «вскоре судить живых и мертвых», Петр в 1 Пет. 4:7 делает вывод, что «близок всему конец». В связи с приближающимся концом он напоминает читателям, что «необходимо быть

бдительными и молиться… Нельзя пренебрегать своими обязанностями или паниковать».827 Первый из глаголов обозначает, что молящиеся «должны сохранять присутствие духа… вести себя хладнокровно и уравновешенно, что противопоставляется всякой (lotvta и нездоровому возбуждению».328 Далее Петр велит «все заботы… возложить на Него» (1Пет. 5:7). Приходя к Богу с молитвой, человек должен преследовать праведные цели и правильно себя вести. Он должен желать исполнения воли Его (а не своей) и проявлять правильное отношение. Возвращение Христа близко, и когда Он вернется, Он будет править всем и всеми. Бог и сегодня управляет всем, что происходит с нами. Именно поэтому наш Господь Иисус Христос «предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23). Петр напоминает своим читателям: «Страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:19). Когда мы приходим к Богу с молитвой, мы должны не волноваться, но сохранять хладнокровие и вести себя уравновешенно. Мы должны верить в Него и возлагать на Него все свои тревоги (1 Пет. 5:7). «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6).

Как работать над молитвой

Перечисленные выше принципы важно применять в жизни, а не просто теоретизировать на эту тему. У нас написано множество книг о молитве и благовестии, но ни то, ни другое нам пока не удается. Я не пытаюсь указывать вам, что делать, и не даю исчерпывающих указаний по поводу молитвенной жизни служителя. Это лишь предложения, которые автор сам пытается использовать для применения библейских принципов молитвы в жизни и служении.

В частной жизни

Самую главную проверку наша вера проходит, когда дело касается применения истин на практике. Главный вопрос — не «Должны ли мы молиться?», «Насколько важна молитва?» или «Должна ли молитва играть первостепенную роль в нашей жизни и служении?». Он формулируется иначе: «Молюсь ли я?», «Важна для меня молитва или не очень?», «Играет ли молитва первостепенную роль в моей жизни и служении?».

Недавно мне довелось слышать выступление одного человека перед гРуппой, с которой он объединен заветом и встречается раз пять в год. На этих собраниях его спрашивают, молится ли он каждый день по часу, а ее-

ли нет, то почему. Возможно, нам с вами не захочется вступать в отношения завета с кем-то, кто потом будет требовать от нас каждый день часовой молитвы. Делать это не обязательно, но если мне этого не хочется, то почему? Ведь если молитва важна для меня, я буду молиться каждый день как минимум час. Готов ли я к этому?

В семье

Роль молитвы в жизни семьи нужно постоянно пересматривать и переоценивать. По мере того как наша личная и семейная жизнь и жизнь наших детей меняются, мы должны заново изучать то, что вместе говорим Господу. Печально, но во многих семьях этого не делается. Молюсь ли я вместе с женой так часто, как должен? Насколько часто это надо делать? На последний вопрос трудно дать конкретный ответ, но каким бы он ни был и сколько бы времени вы обычно ни проводили вместе, молитве, как правило, уделяется не так много времени, как следовало бы. Молюсь ли я за своих родных? Молюсь ли я достаточно о младшем сыне, единственном подростке в семье, который теперь вступает в очень важный для него период развития? Достаточно ли времени мы проводим с ним вместе на коленях?

При встрече

Часто, когда кто-то заходит к служителю в кабинет неожиданно или по договоренности, беседа начинается сразу же, без молитвы. Так происходит, пожалуй, слишком часто. И еще печальнее, что во время таких встреч мы иногда принимаем решения, которые могут повлиять на судьбу поместной церкви, частью которой мы являемся. Случайная беседа легко может превратиться в деловой разговор, и мы просто забываем, хоть и непреднамеренно, о Божьем присутствии, о том, что наши поступки Ему небезразличны.

Во время подобных встреч необходимо напоминать друг другу о важности молитвы. Мы можем прервать беседу в любой момент, чтобы признать присутствие Господа. Молитвой можно начать, а можно помолиться в середине или в конце встречи. Если вы помолитесь трижды, ничего плохого в этом не будет.

Зачем молиться в такой ситуации? Должно ли это быть неким обязательным ритуалом? Нет, все гораздо важнее. Это признание Его присутствия среди нас. Это признание того, что мы полностью принадлежим Ему во всем, что обсуждаем и делаем. Мы делаем это, потому что понимаем: без , Него мы ни на что не были бы способны (Ин. 15:5).

При встрече пасторов

Мы в нашей церкви стараемся, чтобы молитва была центром каждого собрания пасторов. Этот вопрос заслуживает более подробного обсуждения, чем мы можем себе позволить здесь. Ограничимся несколькими

основными предложениями, которым мы пытаемся следовать. Мы постоянно стараемся избегать дискуссий. Споры — это не борьба за власть, но они так или иначе связаны с силой. Ничего общего не имеют они и с правилом «управления паствой». Мы сознательно стараемся вывести решение проблем на уровень совета, служителей церкви и паствы. Как пишет Петр: только Богу принадлежит «слава и держава во веки веков» (1 Пет. 5:11). Бог — единственный, Кому принадлежит власть в церкви. Члены совета не отрекаются от своей власти, но позволяют и другим участвовать в принятии решений по вопросам, не связанным с церковной политикой и духовными догмами. Вместо того чтобы обсуждать массу бытовых вопросов, как нередко происходило в прошлом, духовные руководители церкви (то есть члены совета) занимаются духовным служением — преимущественно молитвой.

Такое смещение акцентов произошло не внезапно; руководитель должен его спланировать и разработать. Чтобы проще было достичь этой цели, следуйте пяти основным принципам. Вам покажется, что некоторые из них непосредственно не связаны с молитвой, но все они вместе имеют к ней самое прямое отношение.

Церковь принадлежит Богу, а не пасторам. Для того чтобы молитва заняла приоритетное место в служении, необходимо помнить, что Церковь, которой мы служим, принадлежит Богу. Павел в одном из своих посланий обращается к «церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1 Кор. 1:2). Это Церковь Бога, и стадо, которому мы призваны служить, — тоже Божье, как указывает Петр в 1 Пет. 5:2. Не только в Новом Завете говорится о том, что владелец стада — Бог. В Иезекииля Бог напоминает Своему народу:

Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение, и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли.. . Так говорит Господь Бог: вот Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их (Иез. 34:8,10).

Это — Божья Церковь. Божья Церковь — это Божье стадо, Божьи ов-Цы. Тем из нас, кто говорит: «моя/наша церковь», «мои/наши люди», «мой/наш совет», «мои/наши пасторы», не мешает напомнить об этом. Это все не наше, но принадлежит только Ему. Считается, что 80 процентов всех проблем церкви связаны с борьбой за власть. Борьба за власть возможна, если мы считаем церковь своей, потому что мы столько сил в нее вложили, стольким для нее пожертвовали. Неважно, какую цену мы заплатили, она никогда не сравнится с ценой, которую уплатил Он, чтобы Его Церковь могла существовать.

Руководители церкви обладают авторитетом, но не властью. Основная Проблема современного общества — отсутствие авторитетов. Неуважение К светским властям растет и угрожающим образом распространяется уже и на верующих, на церкви. Христиане не уважают Слово Божье, руководи-

телей церкви, своих родителей. Во многих случаях источник проблемы — сами авторитетные лица. Они отказываются нести ответственность и перекладывают проблемы на плечи тех, кого должны наставлять.

Помимо проблемы авторитета, церковь должна разрешить проблему власти. Авторитет — одно дело, власть — совсем другое. Нам нужно побольше думать об авторитете и поменьше — о власти. Мы должны подчеркивать необходимость авторитетов; но перестать злоупотреблять властью каким бы то ни было образом. Руководители церкви не обладают властью и не могут ею наделять. Мы должны уничтожить силовые структуры внутри церкви, в особенности в ее руководстве.

Церковные власти существуют, потому что церковь подражает государству, а не потому, что этому учили Христос и апостолы. Из-за этого возникает политическая борьба внутри церкви, всяческие манипуляции. В Теле Христовом ничто никому не принадлежит. Писание говорит, что руководители Церкви должны быть ее рабами.

Руководство церковью служение, а не власть. Петр пишет пастырям, что они не должны господствовать над стадом, но надеть передник раба и подавать пример служения пастве (1 Пет. 5:1-5). Разве не об этом Иисус постоянно напоминал Своим апостолам? Эта тема настолько важна, что затрагивается во всех трех синоптических евангелиях (Мф. 20:25-28; Мк. 10:35-45; Лк. 22:24-27). Матфей пишет:

Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:25-28).

Пастыри должны освобождать и утешать, а не контролировать. Обычно руководитель достаточно много времени уделяет мероприятиям по укреплению своей власти. Если речь идет о важных положениях учения, это хорошо, но чрезмерный контроль руководителя над паствой вреден. В 1 Кор. 12:11 говорится, что Бог в Своей всевышней власти наделяет дарами всех христиан, а в 1 Кор. 14:26 описывается, как члены церкви приходят на богослужение с песнопениями и наставлениями. В четырнадцатой главе устанавливаются принципы, которым должна следовать церковь, чтобы взаимодействовать в любви, чтобы одаренные люди могли свободно предаться поклонению, но при этом не нарушался порядок (1 Кор. 14:27-33). Сегодня одаренность Божьего народа, будь то поклонение или служение, незаметна, потому что ее душат руководители, не желая, чтобы паства проявляла свои дарования от Бога (конечно, это должно происходить в соответствии с Писанием и упорядоченно), и предпочитают строго контролировать поведение верующих.

Желание контролировать все и всех отнимает у духовных руководителей Божьей церкви слишком много времени и энергии. Из-за подобной ма-

нии сравнительно незначительные бытовые проблемы требуют к себе большого внимания, в то время как важные проблемы часто оказываются забытыми.

Те, кто спорит о том, должны ли управлять церковью старейшины или собрание, упускают из вида один важный факт. Бог никогда не отрекался от власти над Своим народом. И в Ветхом, и в Новом Завете много примеров того, как Бог ставил людей на руководящие посты, но при этом объяснял им, что окончательное слово остается за Ним. Моисей был избран Богом на роль вождя, но Бог продолжал руководить, направляя действия Моисея и народа. Когда Саул стал царем, он не мог поступать так, как пожелает, — к его большому неудовольствию. Когда Саул перестал следовать наставлениям Бога, Бог заменил его Давидом. Когда Давид считал своих подданных, Бог напомнил ему, что в конечном итоге власть принадлежит Ему. Пятую книгу Нового Завета можно было бы назвать «книгой Деяний Святого Духа», потому что она посвящена тому, как Святой Дух руководил жизнью церкви. Люди — орудия, которые Бог использует.

Скорее всего, многие согласятся с тем, что нами руководит Бог, но Его руководство проявляется гораздо непосредственнее, чем кажется большинству. Как нам, руководителям церкви, увидеть Божью длань, ведущую церковь день за днем? Прежде всего надо изучать Слово Божье. Если мы позволяем Богу руководить собой через Слово, мы будем в точности и без исключений соблюдать все, что Он велит в Писании.

Бог осуществляет непосредственное руководство поместной церковью через дарования людей, которых Он в Своей всевышней власти послал каждой церкви. Бог наделил дарами всех верующих и послал этих одаренных людей в церкви. Каждый человек уникален, и каждая поместная церковь — неповторима. Пасторы и наставники с легкостью могут расставить людей так, чтобы их дарования наилучшим образом соответствовали области служения. Вместо того чтобы ограничивать людей, не лучше ли с максимальной эффективностью использовать их дарования.

Нам следовало бы оставить наши собственные планы и позволить Богу проявить Свою волю во всем, что с нами случается. Каждая церковь должна следовать Его слову. Уникальность служения каждой церкви складывается из уникальных даров людей, которых Бог ей посылает. Дары людей, посланных Им, показывают, каков замысел Бога, связанный с конкретной церковью, и какими должны быть планы ее руководства. Если программы церкви будут составляться с учетом дарований прихожан, церковь будет выполнять замысел Бога, касающийся конкретно ее. Когда мы составляем планы сами, эти программы остаются сугубо человеческими, потом приходится искать людей, которые могли бы их осуществить, — и так очень просто забыть о непосредственном замысле Бога.

Чтобы определить, каков замысел Божий, связанный с конкретной поместной церковью, ее пасторы должны сделать три шага: 1) больше време-н и уделять изучению Писания, чтобы понять волю Божью по поводу церк-

ви; 2) много молиться, искать волю Божью и готовиться принять Его откровение; 3) близко познакомиться с Божьей паствой.

Пастор должен доверять решение как можно большего количес1ва проблем членам церкви. Многие стараются все контролировать сами. Желая защитить свои права или из других побуждений, они берутся за слишком много дел, которые могли бы перепоручить другим. Не стоит забывать важный урок руководителей первой церкви в Иерусалиме: они поручили заботу о вдовах другим, чтобы посвятить себя самому важному — молитве и служению Слова (Деян. 6:3-4).

Этот принцип связан с молитвой и служением Слова, потому что мы пренебрегаем молитвой на собраниях пасторов из-за непонимания подлинной природы библейского пастырства. Мы должны ясно понимать, что руководители церкви не обязаны решать все проблемы и управлять всем. Они должны надзирать за церковью как за стадом, принадлежащим Богу. Если мы это поймем, мы будем с меньшей серьезностью относиться к себе и с большей — к своей ответственности. Мы станем уделять больше времени важным проблемам жизни и служения, а не тратить — часто впустую — бесконечные часы на администрирование.

На молитвенном собрании

Как мы уже заметили выше, так называемое молитвенное собрание часто таковым не является, потому что молитва не занимает большую часть его времени. Много времени отнимают молитвенные просьбы, а собственно молитва редко продолжается долго. Автор этой статьи уже много лет пытается сделать молитвенное собрание таким, каким оно должно быть. Результаты этих усилий обычно напоминали мне о ситуации, сложившейся в настоящее время в служении.

Когда я только начинал служение, в церкви было молитвенное собрание. Каждую среду вечером мы собирались на час и примерно одинаковое количество времени уделяли молитве и изучению Библии. Теперь мы не изучаем Библию, хоть и начинаем с чтения Писания, чтобы настроиться и подготовиться к молитве. Обычно мы начинаем с восхваления. Мы признаем свою зависимость от Господа и благодарим Его за все, что Он значит и сделал для нас. Мы пытаемся славить Его за то, Каков Он, а не за то, что Он дал нам. Следующая часть молитвы посвящена миссионерам. Потом мы молимся о служении церкви вообще и только в последнюю очередь — о личных нуждах. Такая последовательность соблюдается, чтобы молитва не была посвящена в первую очередь эгоистичным и личным вещам, чтобы перед глазами у нас прежде всего был Бог. Прежде чем молиться о себе, мы молимся о других. Часто мы соединяем эти две последние части — молитву о других и о себе — для экономии времени. Такое собрание длится два часа, а не один, как когда-то. Посещаемость (что не главное) возросла настолько, что нам пришлось перебраться в большую комнату.

За эти годы мы ввели также так называемую «молитвенную ночь». Недавно это начинание превратилось в целую молитвенную неделю. Молитвенные группы встречаются рано утром или по вечерам. Ночь молитвы начинается в пятницу вечером, когда молитве уделяется больше внимания, чем обычно. Вместо того чтобы молиться с 21.00 до 5.00, мы начинаем в 19.00 и заканчиваем в 02.00. Так пожилые люди могут принять участие в начале молитвы и вернуться домой не очень поздно. Некоторые остаются на всю ночь, другие приходят на какое-то время. Нас поразил энтузиазм пожилых людей, а молодежь приходила ночью, чтобы помочь нам красиво осветить помещение. Какое это было благословение!

Мы хорошо придумали, что разделили молитву на две части, каждая из которых посвящена какой-то конкретной теме. Например, первая часть посвящена детям, а вторая — хору. Так люди, у которых есть конкретные проблемы, могли прийти в нужное время и поделиться с нами.

В малых группах

Прежде чем продолжить, позволю себе одно замечание. Мы уже говорили ранее, что вопрос зачем? чрезвычайно важен. Зачем существует определенный тип служения? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует понять, зачем нужна поместная церковь. Многие церкви считают, что у них есть четыре задачи, определенные в Библии: поклонение, благовестив, пастырская забота и духовное развитие.329 Если это верно (какую бы терминологию мы ни использовали), то, помимо административных нужд церкви — содержания здания и финансов, — все остальные аспекты церковной жизни имеют право на существование, только если служат для выполнения одной из перечисленных задач. Этот принцип — критерий для оценки любого служения. Служение должно соответствовать одной из четырех задач церковной философии служения.

Для того чтобы наше служение каждому из членов большой церкви было более личным и никто не был забыт — насколько это вообще возможно с Божьей помощью, — мы создаем малые группы. Существует две основные концепции малых групп. Есть и другие, но задача этих двух подходов — установить отношения между всеми прихожанами. Первый подход основан на таких критериях, как возраст и семейное положение. Другой — географический.

Первая из таких малых групп традиционно называется классом воскресной школы. Мы считаем, что ее назначение в первую очередь не благовестив и поклонение, но пастырская забота и духовное воспитание. Это не значит, что в данных условиях не могут иметь место благовестив и поклонение, но они не являются первостепенной задачей таких занятий. Некоторые церкви делают акцент на духовном воспитании и проводят занятия,

мало или совсем не уделяя внимания пастырской заботе. Наша церковь использует занятия и для обучения, и для пастырской заботы. В малой группе больше возможностей для общения и молитвы. Молитва занимает важное место во встречах малых групп.

Другой тип малых групп, которые мы продолжаем создавать по мере того, как растет церковь, — это группы региональной заботы. Мы считаем, что их назначение также двояко. Они существуют прежде всего не для поклонения или обучения, хотя и то, и другое в них иногда происходит; их назначение — пастырская забота и благовестив. Мы хотим, чтобы эти группы достигли более высокого уровня пастырской заботы и молитвы. Динамика такой группы своеобразна, потому что возраст, семейное положение и личные интересы ее членов могут быть разными. В такую группу могут входить все, от новорожденных до их дедушек и бабушек. Здесь обычно возникают молитвенные запросы, типы взаимодействия и потребности воспитания, совершенно отличные от тех, что наблюдаются в классе воскресной школы. Обычно такие группы встречаются в домашней обстановке, и люди чувствуют себя свободнее.

Есть и другие типы малых групп, например группы индивидуального воспитания, для мужчин или для женщин. В любой малой группе молитве должно уделяться большое внимание. В малой группе атмосфера не такая, как в большом собрании, но не обязательно более благоприятная. Вот почему имеет право на жизнь и то, и другое.

На собраниях служителей

Молитва обязательно должна занимать большую часть времени на собраниях служителей. Важно молиться за служение, за отдельных служителей и за прихожан. Мы в нашей церкви раздаем темы восхваления и молитвы среди служителей на воскресном собрании за неделю, а потом выделяем время для молитвы на каждую тему. Раз в месяц весь состав — секретари, библиотекари, группа служителей — встречается утром, чтобы поделиться своими личными проблемами и помолиться. Это один из важнейших моментов месяца.

выслушать всех, но наиболее эффективно служение, которое обращено к каждому сердцу.

Пример молитвы

Если в самом деле людям хочется подражать служителям (см. главу 16, «Пример пастора»), то какой же пример молитвенной жизни мы подаем своей пастве? Отражается ли понимание важности молитвы в программе церкви, в ее поклонении, в церковных собраниях? Если люди будут подражать нам, каким будет содержание их молитв? Свидетельствует ли наше поведение о понимании того, что мы ведем духовную борьбу, или же оно отражает лишь заботу о мирском? Отражает ли наша молитва веру в могущество нашего Бога, в то, что Он всем управляет? Хотим ли мы, чтобы исполнилась Его воля, а не наша? Отражается ли тот пример, что мы подаем в молитве, во всех наших отношениях с людьми — в семейной жизни, в церкви и даже в обществе? Да поможет нам Бог подать другим такой же пример молитвенной жизни, как подают нам наш Господь и учившиеся у Него апостолы, чтобы те, кто подражает нам, стали людьми молитвы.

На воскресных богослужениях

Для того чтобы Тело Христово функционировало более эффективно, мы должны регулярно заботиться друг о друге в молитве. Большая часть членов церкви не может узнать о нуждах друг друга. Чтобы восполнить этот недостаток, можно на утренней службе отвести время для молитвы о конкретных потребностях. Такие молитвы можно произносить множеством разных способов. У нас в церкви, если у кого-то умирает родственник, пасторы со своими женами собираются вокруг скорбящих и молятся о них-На вечерней службе мы делимся своими восхвалениями и молитвенными запросами, часто выделяя время для молитвы о них. Часто бывает трудно^