13. Сострадание пастора к людям

Дэвид Ч.Дъюэл

Пасторское звание определяет две функции церковного руководителя: он должен питать паству и вести ее. Первая из них питать включает в себя общую обязанность христианина проявлять сострадание к людям, но, возложенная на пастора, эта обязанность возрастает, ибо он должен подавать другим пример. Если мы изучим соответствующие отрывки Писания, мы увидим, что пастор должен также сочувствовать другим пасторам, воодушевляя их своим примером, чтобы иметь возможность сосредоточиться на преподавании слова и сохранении паствы от заблуждений. Сопереживание пастора должно уравновешиваться его служением наставника.

Молодому человеку непросто стать пастырем, и он не должен отчаиваться, если не может добиться своей цели тут же или даже в течение целого года. Оратором стать просто. Реформатором можно стать мгновенно. Критикуя политиков и общество, можно за один день сделать себе имя. Но пастырем становятся не сразу, и для этого надо терпеливо идти крестным путем.33«

Закончив семинарию, многие молодые люди обнаруживают, что их любовь к Великому Пастырю не распространяется на Его овец. Без сомнений, проблемы в отношениях с людьми — причина неудач большинства пасторов (согласно исследованиям, 85 процентов).

Для пастыря, который в благодати Божьей защищает паству от невзгод в частной жизни, нападений хищников и разнообразных испытаний, начало служения часто бывает скорее горьким, чем радостным. Он говорит вместе со своими коллегами: «Все было бы чудесно, если бы не люди». Вывод весьма печальный, но сейчас такие умонастроения распространены среди пастырей.

Неудивительно, что некоторые пасторы предпочитают так планировать свое служение, чтобы как можно реже сталкиваться с паствой. Другие подкрепляют свою неприязнь к прихожанам особой философией служения. Действительно, кое-кто утверждает, что обязанности пастора — проповедовать слово и ходатайствовать о верующих в молитвах. Достаточно дать людям наставления и немного пообщаться с ними, говорят те, кто так думает, — и этого достаточно. Они никогда не сопереживали людям — или давно забыли, как это делается.

С другой стороны, есть пасторы, которые стараются помочь своей пастве во всем, — они всегда готовы послужить людям и всем жертвуют ради этого. Они прежде всего уделяют внимание пастырской заботе, пытаясь удовлетворить все потребности людей. В данном случае сострадание выходит за рамки библейских принципов и не имеет больше под собой твердого основания, в результате пастор может не обратить внимания на серьезные проблемы.

Что говорится в Библии о сострадании пастора к людям? Или, иначе говоря, какой пример любви к ближнему подавал нам Иисус? В какой пропорции выгоднее всего сочетать наставления и заботу? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно будет рассмотреть значение термина «пастырь».

Звание и роль пастора

Наставление и забота — две стороны самого термина пастор. Отношения верующих с Богом описываются в Библии с различных точек зрения. Тип отношений хозяин —раб указывает на то, что верующий подчинен Богу и принадлежит Ему; отец сын — на роль нежного отца, который тем не менее воспитывает своего ребенка; горшечник глина — на творческое формирование характера; муж — жена — на близость и общение; совершенный пастырь овцы — на то, что Бог пасет Свою паству и наставляет ее. Вопрос в том, каким образом последняя метафора отражает отношения пастора с его людьми?331 То, как используется термин пастырь, указывает на две основные его функции. Это прежде всего забота или наставление,

нежная любовь пастыря к тем, кого Бог вверил ему, или конкретное обучение паствы Слову Божьему устно и на примере собственной жизни (см. главу 16 этой книги).

Слово пастор появилось несколько сотен лет тому назад. Оно не случайно созвучно слову пастырь, пастух. Как и многие другие выражения, образно отражающие отношения человека с Богом, этот термин далеко не исчерпывает всего того, что должен делать Божий слуга и каким он должен быть. Другие термины, такие как епископ (episkopos) и старейшина (presbyteros), описывают другие важные стороны роли пастора, хотя сейчас они уже не обладают тем значением, каким обладали, когда были только переведены на английский язык.332 Более того, есть и другие сравнения, многие из них — второстепенные, которые используются для описания руководителя церкви и его функций иным способом, в соответствии с задачами автора библейской книги.333 Полностью полагаться на значение одного слова не очень хорошо, так как возникает тенденция наделить этот термин всеми значениями, которые вовсе не имели в виду авторы Библии.334 Необходимо принимать во внимание все используемые термины, причем учитывать их конкретный контекст.335 Кроме того, в Писании указывается также на стороны работы пастора, не входящие в значение терминов пастырь, епископ или старейшина.3*6

Если различные наименования пастора и говорят о чем-то с определенностью, так это о его роли, включающей самые разные функции по самой своей природе. Для того чтобы выполнить задачу этой главы, нам лучше забыть о названиях и ответить на вопросы: «Что говорит Писание о сострадании пастора к людям? Как определены его обязанности в этом отношении?»

Сострадание пастыря к пастве

Одно из основных неверных представлений о роли пастора связано с наставлением, которое Библия дает всем христианам.837 В Писании говорится, что каждый верующий должен сопереживать другим. Отрывки об отношениях верующих друг с другом показывают, как это должно происходить. И тем не менее при сравнении обязанностей пастора с обязанностями всех христиан возникает путаница. Когда дело доходит до обязанностей пастора, является ли он 100-процентным христианином или 100-процентным пастором? Более внимательный взгляд на разные стороны обязанностей пастора поможет нам разрешить проблему, хотя четкие границы здесь провести невозможно и функции во многом пересекаются, кроме того, пастор обязан подавать стаду пример сострадания (1 Пет. 5:3).

Все христиане обязаны сопереживать друг другу

В Библии сказано, что все христиане должны любить ближнего. Павел посвящает теме любви целую главу в 1 Кор. 13. В других местах он также пишет о необходимости учить людей подобному отношению друг к другу: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5).

Апостол перечисляет требования к наставникам и старейшинам в 1 Тим. 3 и Тит. 1 и пишет о плоде Духа в Гал. 5 как обязательном для всех христиан. Короче говоря, суть отрывков из посланий к Тимофею и Титу заключается в том, что пастырь должен обладать плодом Духа, который требует общения с людьми. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).

Было бы очень трудно обладать таким плодом даже отчасти (или сопротивляться мешающей ему плоти, Гал. 5:19-21) в изоляции, избегая людей. Сама природа плода такова, что он требует общения с людьми. Этика и богословие христианства ориентированы на общение. Как христианин, пастор не может избегать людей.

Пастор обязан сопереживать пастве

Можно отметить пять областей, в которых проявляется сопереживание пастора.

1. Пример для подражания. Обязанность пастора сопереживать своей пастве легко спутать с необходимостью показывать пастве пример сострадания. В 1 Пет. 5:3 подчеркивается, как важно подавать людям пример, а не просто командовать ими. В 1 Тим. 4:12 в числе добродетелей, которые должен воспитывать в себе пастор, упоминается любовь. Писание говорит,

что пастор обязан сам сопереживать людям и показывать им пример сострадания.

Пастор на собственном примере показывает, когда сопереживание уместно и как оно важно. Рассказывая о милосердном самарянине, Иисус говорит, что самарянин сначала сжалился над несчастным, а потом оказал ему помощь (Лк. 10:30-37). Пастор, как и Господь Иисус, должен чувствовать глубокое сострадание к нуждающимся. Только тогда он сможет подать пример другим.

В Ветхом Завете есть много отрывков, в которых о сострадании говорится как об одном из основных (и проявляющихся в общении) качеств Бога. Обратите внимание на слова самого Господа в Исх. 34:6: «ГОСПОДЬ, ГОСПОДЬ, БОГ человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». Иона цитирует это место, когда рассказывает, как Бог милостиво простил Ниневию (Ион. 4:2). Раб, Мессия, описывается Исайей как обладающий таким же характером: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:3). Фактически, в Ветхом Завете Бог проявляет сострадание к обездоленным — в особенности к вдовам, сиротам и беднякам. Общество отказало им в правах, они подвергаются самому разнообразному угнетению. Законы Божьи, описанные в Ветхом Завете, свидетельствуют о Его внимании к несчастным. Новый Завет предписывает церкви проявлять такое же участие к страждущим. Эта обязанность стоит в одном ряду с необходимостью личной непорочности: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27).

Задолго до того, как правительство и светские организации стали проявлять заботу о больницах, приютах, ночлежках и тому подобных учреждениях, церковь и ее пасторы активно проявляли сострадание к их обитателям. И в Америке, и в Англии самые первые воскресные неколы возникли для обучения бедных детей, прежде всего чтению. В них дети, которые вынуждены были зарабатывать на жизнь, могли учиться в свой единственный выходной. Естественно, что в качестве учебника использовалась Библия, потому что в большинстве случаев обращению в веру и наставлению в ней придавалось основное значение.338

Пастор, который сопереживает людям, будет в особенности заботиться о заблудших. Библия учит, что в вечности возможны два пути. Если пастор не сочувствует неверующим, значит, он либо неспособен любить, либо не верит в бессмертие души. Около ста лет тому назад Мюррей говорил о проблеме миссионерства, под которой подразумевал отсутствие сострадания к тем, кто не верит во Христа.339 Христос прекрасно представлял себе, каков мир и в чем он нуждается, поэтому Он сочувствовал за-

блудшим и отдал Свою жизнь за людей. Паства не сможет как следует выполнять Великое поручение, если пастор холоден и равнодушен к судьбе погибшего мира.

Сочувствие к еще одной группе нуждающихся люди стали проявлять только недавно. Это участие к судьбам инвалидов. В связи с этим стали проводиться домашние богослужения или специальные встречи для этой категории верующих. До того многие люди, страдающие от серьезных заболеваний и с аномалиями развития, содержались в специальных заведениях, в изоляции от общества. Сейчас, когда они на виду, в церкви возник интерес к служению этой группе несчастных. Это хорошо, и в каждой церкви должны проводиться службы для инвалидов. (Пастор, возьми на заметку!) Джон Мак-Артур мл., пастор, серьезно озабоченный судьбой этих людей, подчеркивает, как важно пастору подать пример в этом служении, которым часто пренебрегают: «Если пастор не предан делу от всей души и не подает примера, людям очень трудно будет помогать этой части населения… Пастор должен заботиться об отверженных, потому что они достойны сострадания» .34°

Говоря о современных целителях, излечивающих верой, Мэйхью напоминает пасторам, что сострадание — качество, которое дано нам от Бога: «Сострадание обязательно для христиан, если мы хотим быть подобными Богу. Кто-то однажды сказал, что сострадание — это „когда мое сердце полно твоей болью, и это побуждает меня сопереживать тебе и утешать тебя». Вот что такое исцеление — относиться к другим с состраданием, как поступает Бог».341

Подавать пример сострадания — обязанность пастыря. Он должен заботиться о вверенных ему агнцах, в особенности о самых слабых. Просто подавать пример ради примера недостаточно. Джефферсон говорит, что сам пастор обязательно должен следовать истинному примеру сострадания:

Знаете ли вы, какова в таком случае задача пастыря? Смотрите на Иисуса из Назарета, великого Пастыря овец, Который подает нам совершенный пример, безупречный пример для всех, кому вверена забота о душах. «Я — Пастырь добрый, — говорит Он, — Я слежу, Я охраняю, Я веду, Я исцеляю, Я спасаю, Я кормлю, Я люблю, с начала и до конца. Следуйте за Мной!»342

2. Управление. Во многих отношениях диакон должен удовлетворять потребности паствы. Часто задается вопрос: «Сколько времени должен пастор уделять удовлетворению физических нужд прихожан?» В Писании

лее постоянно задается вопрос: «Какие нужды обязан удовлетворять пастор?» Это зависит от многих обстоятельств. Человек, которого Павел описывает в 1 Тим. 3 и Тит. 1, проявляет свою заботу в примере и наставлении, в особенности в последнем. В Тит. 1:9 указана наиболее характерная черта такого человека: «Держащийся истинного слова… чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать».

В 1 и 2 Тимофею говорится о роли пастора как наставника. Но эта обязанность не освобождает пастора от заботы о физических нуждах прихо-ясан. Она просто придает этой заботе определенную направленность. Нельзя считать первостепенной обязанностью пастора удовлетворение физических нужд людей. Пастор, конечно же, не должен быть выше этого, но он должен расходовать свое время и силы в свете своих главных обязанностей, как показано в Деян. 6:1-7.343 В этом фрагменте семи известным людям, исполненным Духа и мудрости, поручается забота о страждущих. В современной церкви обязанность осуществлять подобную заботу была ошибочно переложена с плеч диаконов на пастора.344 На протяжении истории церкви люди не раз считали изъявления братской любви профессиональной обязанностью пастора. Основная же роль пастора как учителя и наставника слова поручалась другим. Пастор должен заботиться о людях, а все святые — осуществлять работу служения. Таков основной урок, преподанный Деян. 6 современной церкви.

Пасторы, предпочитающие большую часть времени уделять заботе о физических нуждах паствы, отнимают у диаконов вверенные им Богом функции. Пастор, склонный к заботе в ущерб обучению Слову, возможно, должен отказаться от роли пастора-учителя и стать помощником, сопереживающим людям. Пасторы должны проповедовать Слово и учить ему. Христиан обязательно нужно обучать Слову. Этим нельзя пренебрегать.

Если прихожане хотят, чтобы пастор большую часть времени тратил на то, чтобы навещать их и давать советы, им нужно найти человека, который специально этим бы занимался. Большие церкви не могут позволить себе этим пренебрегать, но ни церковь, ни пастор не должны допускать, чтобы пастор, избранный для проповеди Слова Божьего, отказывался от этого ради выполнения обязанностей диакона. По определению, данному в Библии, пастор-учитель и диакон имеют разные функции; пастор не должен,

«оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6:2). О столах могут позаботиться диаконы.

Пасторы и церкви, следующие библейскому образцу, должны ожидать того же результата, что описан в Деян. 6:7: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере».

3. Питание стада. В отрывке, где перечисляются качества старейшины, подчеркивается и его особая роль в деле взаимодействия и взаимоотношений в церкви. В 1 Тим. 3 в этой связи названы два качества: «тих» и «миролюбив» (1 Тим. 3:3), но, вероятно, самое важное тут — риторический вопрос: «Тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Слово «пещись» (заботиться) (1 Тим. 3:5) указывает на пастырскую заботу, питание овец; пастор должен заботиться о них как о родной семье.

Эти качества указывают на одну очевидную особенность пасторского служения: пастор не обязательно должен быть, что называется, компанейским, но обязан сердечно заботиться о людях.

Сострадание пастора к людям не всегда очевидно, в особенности если мерить его в соответствии со стандартами, отличающимися от обозначенных в Писании. Если человек необщителен, порой делают вывод, что он не любит людей. Могут сказать, что он не призван к служению благовестил. Такие заключения поспешны и неправомочны. Некоторые люди от природы разговорчивы и милы. Другие с ранних лет приобрели навыки общения с людьми. Еще кому-то нужно время, чтобы развить свои способности в этой области, а кто-то всегда будет очень сдержан в проявлениях любви к своей пастве. Сострадание пастора к людям не измеряется его общительностью.

Пытаясь измерить любовь пастора, следует воздерживаться от поспешных суждений, основанных на поверхностных впечатлениях. Многие любящие пасторы стараются не демонстрировать своего сострадания, но готовы жизнь отдать за своих овец. Другие же, которые очень красиво говорят, на самом деле не способны на сострадание. Разговоры ничего не стоят. Нельзя судить о содержании книги по обложке. Важно то, что внутри.

Должен ли пастор любить неверующих? Павел так определяет приоритеты: сначала любовь к верующим, потом — к тем, кто не знает Христа: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). Когда законник спросил Иисуса: «Кто мой ближний?» (Лк. 10:29) — на самом деле он имел в виду: «Кого я должен любить, о ком мне заботиться?» Иисус рассказывает в ответ о религиозных руководителях (священнике и левите, пасторах того времени), которые должны были подавать пример сострадания (вспомните Захарию). Но об избитом и ограбленном человеке позаботился самарянин! «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» — спросил Иисус, и законни* справедливо (хоть и неохотно) ответил: «Оказавший ему милость». Тогд^ Иисус велел: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:36-37). Отрицать со| страдание к нуждающемуся ближнему значит противоречить самой сути!

этого слова. Опять же, рассматривать Благую Весть в свете потребностей общества значит забывать о величайшей из потребностей человека.

4. Воспитание зрелости. Павел и его соратники-миссионеры сопереживали людям, однако прежде всего они думали о необходимости служения Слову. Иначе говоря, они давали людям то, в чем те нуждались больше всего, — учение Библии. Это не значит, что они не делали работу диаконов. Это значит, что работа диаконов не была первостепенной. Суть пастырской заботы хорошо передана в 1 Фес. 2:1-12. Павел обсуждает причины, по которым он не посетил фессалоникийскую церковь, после чего описывает свое родительское отношение в следующих выражениях: «Были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2:7). Вот еще несколько свидетельств отеческого внимания: «Вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно…» (1 Фес. 2:11, 12, курсив наш. —Д. Д.).3«

Павел напоминает верующим, что мог бы предстать перед ними во всем великолепии своего апостольского авторитета, но для этого было бы не обязательно любить их. В этом отрывке видно, как нежно и внимательно апостол заботится о церкви. Конечно, отношения могут быть разными, но никто не станет спорить, что таковы они в идеале. Зачем нужен этот идеал? Павел открывает свои намерения в 1 Фес. 2:12: «Мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу».

Далее он говорит о конечной цели — наставить верующих на путь истины посредством «слова Божьего, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас верующих» (1 Фес. 2:13). Орудие пастора — Слово Божье, подкрепленное личным примером. Только эта пища пригодна для роста овец. Павел последователен в этом вопросе.

Опять же, это не значит, что пастор не должен обращать внимание на физические нужды прихожан. Напротив, он должен подавать пример заботы (не забывая о духовных приоритетах) о нуждающихся (например, инвалидах, в физическом и умственном отношении). Поступая так, он следует примеру Творца и выполняет библейские наставления. Главной задачей пастора должно быть удовлетворение нужд духовных. Это самые важные потребности человека.

5. Защита. В Деян. 20, говоря о пастырях, Павел упоминает еще одну их задачу. Любящий и нежный пастор должен не только питать овец Словом Божьим, но и защищать их (сначала защитившись сам!) от духовных хищников. Хищники могут явиться извне или, к сожалению, из самого стада. Эти волки будут уничтожать стадо, а не питать его. Сравнение очень яркое. Пастух кормит овец не для того, чтобы воспользоваться ими, как Делают волки, — в этом состоит самая суть отношения пастыря. Павел призывает ефесских старейшин быть бдительными пастырями, Павел уже

долгие годы провел без сна, сторожа свою паству. Он продемонстрировал искренность своего служения, пролив из-за верующих много слез. Затем Павел уступает свое место Богу, Главному Пастырю, Который завершит задачу. Павел знал, где начинаются и где заканчиваются его обязанности. Он мог быть сострадательным пастырем, но знал, когда пора прекратить заботу.

Питание и наставление

Вернемся к вопросу о том, должен ли пастор прежде всего наставлять овец или питать их? Разумеется, мы отвечаем: и то, и другое. Пастырь, который не упускает из вида обучение Слову Божьему ради того, чтобы «пещись о столах», может ожидать результатов служения, подобных описанным в Книге Деяний: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7). Если пастор не просто опекает людей, но выражает свое сострадание, питая их увещеваниями, поощрениями и призывами откликнуться на Слово Божье, он удостоится радости и увидит, как его овцы «поступают достойно Бога» (1 Фес. 2:12). Но его сострадание к людям должно быть достаточно велико, чтобы наставлять (noutheteo) их со слезами (Деян. 20:31).

Он должен быть также готов столкнуться с опасностями, подстерегающими всех верующих: люди ищут кого-либо (подобного пастырю?), чтобы он удовлетворял их потребности, как они сами их себе представляют. Теме потребительской философии роста и миссии церкви посвящена статья «Церковный поиск» в журнале «Тайм». Автор описывает поколение «бэби-бумеров» как сегмент, выпавший из церкви. Потом они вернулись и теперь хотят, чтобы церковь удовлетворила их потребности, но так, как они сами их себе представляют. Автор статьи говорит: «Многие из тех, кто снова начал ходить в церковь, должны измениться, потому что их вера направлена не на прославление Бога, а на то, чтобы потакать человеку» .346

Пастор должен быть готов переориентировать стадо, чтобы оно искало не зеленых пастбищ и спокойных вод самоудовлетворения, но прославления Христа и Его Царства, — награда будет потом. Короче говоря, овец надо питать, но хорошие пастыри понимают, что суть питания — наставление и защита.

Что же можно сказать о пасторе, который утратил духовный пыл? В ходе служения легко можно за заботами о духовном росте других людей забыть о своем собственном возрастании и возрастании своих родных. Если пастор старается справиться своими силами и пользуется пособиями из серии «помоги себе сам», он может чрезвычайно осложнить себе задачу.

Быть пастором всегда трудно, но усталость скорее вызвана духовным, а не физическим истощением. Апостол Павел писал Тимофею, оказавшемуся в таком положении. Какой совет он дает? У тебя достаточно сил, держись (2 Тим. 2:1). Павлу нет необходимости напоминать, Кто на самом деле укрепляет нас. Тимофей знал об этом, ему только нужно было периодически это напоминать, как и большинству из нас.

Один пастор V века (епископ Лев) пишет своему другу, который собрался оставить служение, чтобы жить тихо и спокойно, и призывает его не бросать вверенной ему работы.

Я поражен, возлюбленный брат, что ты так встревожен противодействием, которое постоянно возникает, что даже говоришь о готовности оставить труды епископские и жить в спокойствии, а не продолжать вверенную тебе работу. Господь говорит, что блажен тот, кто все претерпит до конца, — так откуда же берется это блаженное терпение, как не из силы Его? Ибо апостол пишет: «Все, желающие жить во Христе Иисусе, будут гонимы». И здесь имеются в виду не только преследования как таковые, когда огнем или мечом или другим подобным средством боролись с христианской верой, потому что на самом деле преследования — это часто постоянная непокорность, сплетни и злые языки, и так как все члены церкви всегда подвержены подобным нападкам и никто из преданных не избавлен от искушения, так что жизнь их, ни в труде, ни в праздности, небезопасна, кто будет вести судно через бурные воды, если кормчий покинет свой пост? Кто убережет овец от предательства волков, если пастырь не будет настороже? Кто, наконец, сможет противостоять грабителям и ворам, если любовь не будет стоять на страже, надзирая за стенами крепости? Человек должен заниматься тем, к чему призван, и честно выполнять свой долг. Надо упорно служить справедливости и милостиво распространять любовь. Не людей следует ненавидеть, но их грех. Гордость надо подавлять, слабых надо терпеть; и на грехи, которые требуют сурового наказания, следует взирать не с духом мщения, но как на болезнь, от которой надо лечить. И если нас постигнет еще более жестокая буря и гонения, да не убоимся, потому что нам не надо преодолевать опасность своими собственными силами, потому что наш совет и наша крепость — во Христе, и в Нем мы способны на все, а без Него — ни на что, Он укрепляет проповедников Благой Вести и служителей, говоря: «Я буду с вами до скончания времен». И еще говорит Он: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Эти обетования совершенно ясны, и мы не должны отчаиваться перед лицом трудностей, не должны быть неблагодарны Богу, Который избрал нас, ведь помощь Божья могущественна и обетования Его истинны.347

Так как каждый пастор (и жена пастора!) сталкивается с трудностями в своем служении, сердце его должно укрепляться изнутри. Бог дает нам орудие борьбы. Если сердце пастора тает, как воск, Бог укрепляет его, Бог Дает нам силы и выносливость, а Его Дух утешает нас. Повторим вслед за

епископом Львом: «Наш совет и наша крепость — во Христе, и в Нем мы способны на все».

Пастор, который опирается только на свои собственные силы, вскоре почувствует искушение оставить служение. Но пастор, который поддерживает отношения с Великим Пастырем, сможет любить народ Божий бескорыстно, ибо «помощь Божья могущественна и обетования Его истинны».