Часть IV. Перспективы пастора

14. Поклонение

15. Проповедь

16. Пример для подражания

17. Руководство

18. Благовестие

19. Обучение

20. Надзор и увещевание

21. Совершение таинств

22. Ответы на часто задаваемые вопросы

14. Поклонение

Джон Мак-Артур мл.

Многое из того, что в сегодняшней церкви называется поклонением, на самом деле неугодно Богу. В Писании выделено по меньшей мере три типа ложного поклонения. Бог задумал поклонение для того, чтобы Его почитали и обожали. Поклонение направлено внутрь, вовне и ввысь, оно затрагивает все сферы жизни христианина, который должен делать добро, делиться с другими Благой Вестью и восхвалять Бога. Такими должны быть основы поведения и служения верующего. Церковь должна вернуться к подлинному поклонению, а не отвлекаться на деятельность, не способствующую прославлению Бога.349

Слово поклонение часто вызывает в нашем сознании образы строго зафиксированных священных обрядов. Это демонстрируют многие мировые религии. Многие считают бороды священников, заученные молитвы, иконы и тому подобное неотъемлемой частью богослужения. В некоторых религиях поклонение занимает первостепенное место. В них оно невозможно без определенной церемонии, проводимой в специально отведенном для этого святом месте. Поклонение, таким образом, начинает означать ритуал . Даже для христиан синонимом поклонения часто являются свечи, благовония, одеяния священников и литургия.

Подобные элементы и практики часто заставляют евангельских христиан с ненужным подозрением относиться к поклонению. В последние десять лет или около того вышел ряд книг о поклонении, авторы которых —

евангельские христиане. В некоторых из них содержится превосходный материал, но многие авторы приравнивают поклонение к литургии. Поэтому когда они призывают серьезнее относиться к евангельскому поклонению, то имеют в виду именно формальную сторону богослужения. В одной очень толковой в прочих отношениях книге сказано, что поклонение евангельских христиан не отличается такой пышностью, как у католиков и православных. Видимо, автор имеет в виду, что обряд богослужения у них обладает большей торжественностью, без чего поклонение ущербно.

Поразительно, сколько людей разделяет эту точку зрения. Я недавно слышал по радио, как один человек сказал, что ходит «в евангельскую церковь слушать проповеди, а в англиканскую — для поклонения». Эти люди плохо усвоили учение Писания о поклонении.

Сам Иисус говорил о существовании подобных заблуждений. Помните Его беседу с женщиной-самарянкой? Она хотела узнать, где подобает поклоняться Богу: в иерусалимском храме или на горе Геризим (Ин. 4:20). Иисус сказал ей:

Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев; но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе; Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:21-24).

Иначе говоря, дело не в том, где именно поклоняться, но в том, чтобы сердце верующего славило Бога. Глубина поклонения зависит не от формальных богослужений; более того, эти богослужения могут сыграть обратную роль. Подлинное поклонение происходит в сердце верующего, когда его сознание поглощено истиной. Поклонение, происходящее не в духе и истине, неугодно Богу — каким бы прекрасным оно ни было внешне.

Ложное поклонение

В Писании об этом говорится предельно ясно. Практически в половине отрывков из Библии, посвященных поклонению, осуждается ложное поклонение. Первые две из десяти заповедей запрещают его:

Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20:2-5).

Обратите внимание, сколько в Ветхом Завете говорится о печальных последствиях ложного поклонения. Каин и Авель, израильтяне и золотой телец у горы Синай, использование чуждого огня Надавом и Авиудом, вмешательство царя Саула в дела священников, нечестивое поведение сыновей Илии, столкновение Илии с Иезавелью и жрецами Ваала, золотое изо-

бражение Навуходоносора — все это вариации на одну и ту же тему: Бог не принимает поклонения, которое предлагается не в духе и истине.

Многие неразумно полагают, что Бог примет все, что Ему предлагают от всей души. Однако ясно, что подлинное поклонение — это не то же самое, что искреннее. Богу неугодно самопроизвольное, стихийное поклонение. Посмотрите, как часто об этом говорится в законе Ветхого Завета. Обратите также внимание, как сурово Бог поступает с теми, кто поклоняется неправильно:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:4-6).

Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их. Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — „ревнитель»; Он — Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодейство-вать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их (Исх. 34:12-15).

ГОСПОДА, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли (Вт. 6:13-15).

Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня, что вы погибнете (Вт. 8:19).

Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились, и не стали служить иным богам, и не поклонились им. И тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих; и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам (Вт. 11:16-17).

Берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: «как служили народы сии богам своим, так буду и я делать»; не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим. Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того (Вт. 12:30-32).

Заповедую тебе сегодня — любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею. Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им: то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете, и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан (Вт. 30:16-18).

Поклонение ложным богам

В Писании обозначено по меньшей мере четыре типа неугодного поклонения: поклонение лжебогам, поклонение истинному Богу в неправильной форме, поклонение истинному Богу в самовольной манере и поклонение истинному Богу с неправильным отношением. Бог Библии — единственный Бог, ревнитель, Который не потерпит поклонения другим. В Ис. 48:11 Бог говорит: «Славы Моей не дам иному». В Исх. 34:14 написано: «Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — „ревнитель»; Он — Бог ревнитель».

Тех, кто отворачивается от истинного Бога, неизбежно привлекают боги ложные. Грешному человечеству свойственно поклоняться ложным богам. В Рим. 1:21 говорится, что это характерный грех всего человечества. «Но как они, познав Бога, — пишет апостол Павел, — не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили…». Фактически они отказались поклоняться Богу и поэтому стали делать для себя ид о лов. Они « славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1:23).

Эти люди отказались поклоняться Богу и вместо этого обратились к ложным богам. В Рим. 1:24 говорится о последствиях поклонения ложным богам: «Предал их Бог в похотях сердец их нечистоте». В Рим. 1:26 звучит тот же мотив: «Предал их Бог постыдным страстям». В Рим. 1:28 добавляется: «Предал их Бог превратному уму».

Результат ложного поклонения в том, что Бог просто покинул этих людей наедине с их грехом и его последствиями. Можете ли вы придумать что-либо более ужасное? Грех стал доминирующим фактором в их жизни. В конечном итоге они предстали перед судом, и их поступкам не было оправдания (Рим. 1:32—2:1).

Все, даже атеисты, чему-либо поклоняются. Атеисты поклоняются самим себе. Когда человек отвергает Бога, он, как правило, выбирает поклонение ложным богам. Это не обязательно боги-личности. Люди могут поклоняться деньгам, материальным вещам, популярности и власти. Все это такие же идолы, как и боги, сделанные из камня, — это то самое идолопоклонство, которое Бог запретил первой и второй заповедями.

Большинство людей, поклоняющихся материальным вещам, не осознают своего идолопоклонства. Действительно ли это — идолопоклонство? Несомненно. В Иов. 31:24-28 сказано:

Полагал ли я в золоте опору мою,

и говорил ли сокровищу: «Ты — надежда моя?»

Радовался ли я, что богатство мое было велико

и что рука моя приобрела много?

Смотря на солнце, как оно сияет,

и на луну, как она величественно шествует,

прельстился ли я в тайне сердца моего,

и целовали ли уста мои руку мою?

Это также было бы преступление, подлежащее суду;

потому что я отрекся бы [тогда] от Бога Всевышнего.

Иов был праведным человеком, он не хотел поклоняться своему материальному богатству. Поступать так, говорит он, значило бы отречься от Бога. Это здравая мысль — мысль, над которой в наш материалистический век следовало бы поразмышлять многим христианам. Современные христиане не совершают ошибок древних израильтян, виновных в идолопоклонстве, но они привыкли уповать на материальные вещи, думать о своих домах, машинах и прочем имуществе. Они на самом деле виновны в идолопоклонстве.

У идолопоклонства есть и другие формы. В Авв. 1:15-16 описывается ложное поклонение халдеев: «Всех их [праведных. —Д. М.] таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его». «Сеть» в данном случае — это военная мощь, и бог военной силы, которой они поклонялись, — тоже ложный бог.

Даже сегодня люди придумывают себе сверхъестественных божеств. Движение «Новый век» (New Age) пропагандирует возвращение к язычеству. Сегодня люди поклоняются богиням земли, животным, духам и даже мифологическим богам с таким размахом, какого не видывали и в древности. Это все — поклонение бесам. В 1 Кор. 10:20 сказано, что жертвы, Приносимые идолам, на самом деле приносятся бесам. Следовательно, если люди поклоняются выдуманным существам, на самом деле они поклоняются бесам.

Как неразумно поклоняться творению, а не Творцу! В Деян. 17:29 Павел делает следующее замечание: «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». Сотворенные по образу Божьему не должны изменять Его образ (см. Рим. 1:21,25).

Поклонение истинному Богу в неправильной форме

В Исх. 32:7-9 рассказывается, как отреагировал Бог на изготовление израильтянами золотого идола-тельца:

И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!*

Израильтяне, сделавшие золотого тельца, думали, что поклоняются истинному Богу, но, изготовив образ, они осквернили самих себя и свое представление о Боге. Вот почему Бог запрещает идолопоклонство. Невоз-

можно свести Бога к определенной форме, статуе или картине. Те, кто поклоняется подобным вещам, может считать, что поклоняется истинному Богу, но такое поклонение принижает Бога и поэтому неугодно Ему.

Спустя много лет после эпизода у горы Синай Моисей сказал собранию израильтян:

И повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом (Вт. 4:14-19).

Когда Бог явил Себя Израилю, Он не имел никакой видимой формы. Он специально не стал принимать никакого облика. Зачем? Бог не хотел, что Его ограничивали этим образом. Так Он ведет Себя на протяжении всего Писания.

Только воплощение Христа могло адекватно представить Бога в ограниченной форме. «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Следовательно, Иоанн пишет о подлинном чуде:

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рас сматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, , чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение — с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом (Ин. 1:1-3, курсив наш. —Д. М.*).

Только живой Христос может явить Бога в видимой форме. Сводить Бога к менее значительному образу значит быть идолопоклонником.

Фактически, человек должен следить даже за тем, что он думает о Боге. Представлять себе Бога как длиннобородого старика, сидящего на престоле, немыслимо. Идолопоклонство рождается не под резцом скульптора, а в сознании. Можно ли представлять себе Бога в зримом облике? Нельзя! Ни один видимый образ не может передать вечной славы Бога. Вот почему в Библии Бог описывается как свет. Невозможно сделать статую из света.

Поклонение истинному Богу в самовольной форме

Этот вид поклонения — такое же идолопоклонство, как и поклонение каменному идолу. Бог не принимает его.

Фарисеи пытались по-своему поклоняться истинному Богу, и Иисус сказал им: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3). Такое поклонение — скверна.

Основное библейское правило поклонения — реформаторский принцип sola Scriptura (только Писание). Когда дело доходит до поклонения, запрещено все то, о чем не говорится в Писании. «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Вт. 4:2). «Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Вт. 12:32). Обе эти заповеди встречаются в контексте законов, связанных с регулярным поклонением, — и они ограничивают формы поклонения теми, о которых явно говорится в законе.

Поклонение истинному Богу с неправильным отношением

Самый неуловимый вид идолопоклонства — который трудно увидеть по внешним признакам, в отличие от первых трех, — это поклонение истинному Богу верными способами, но с неправильным отношением. У человека нет ложных богов, нет изображений истинного Бога, он поклоняется согласно Писанию — но его внутреннее отношение неверно. Для того чтобы поклонение было подлинным, все сердце, душа, разум и крепость человека должны быть посвящены Богу (Лк. 10:27). Когда он отдает, он отдает все, что имеет, а не только лишнее (Пр. 3:9). Он думает об истине с восторгом и трепетом (Пс. 137:2). Вот что такое поклонение в духе и истине. Многие ли из современных верующих соответствуют этим требованиям?

В Мал. 1:7 Бог объявляет народу Израиля, что их поклонение неадекватно: «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб». Они поклонялись небрежно, без рвения. Принося в жертву слепых, хромых и больных животных (Мал. 1:8), а не лучшее из того, что имели, эти люди показывали, что несерьезно относятся к поклонению. ВМал. 1:10 Бог говорит: «Нет Моего благоволения к вам… и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне».

Амос также рассказывает, как Бог не любит, если Ему поклоняются с неправильным отношением. В Ам. 5:21-24 Бог говорит:

Ненавижу, отвергаю праздники ваши

и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их

и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. : Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!

Осия указывает на ту же истину. В Ос. 6:4-6 приведены слова Бога:

Что сделаю тебе, Ефрем?

что сделаю тебе, Иуда?

благочестие ваше, как утренний туман

и как роса, скоро исчезающая.

Посему Я поражал чрез пророков

и бил их словами уст Моих,

и суд Мой как восходящий свет.

Ибо Я милости хочу, а не жертвы,

и Боговедения более, нежели всесожжении.

Поклонение этих людей было лицемерным. Их жертвы приносились формально — и так же поступают многие сегодня, жертвуя что-либо Богу символически, не от души.

О той же проблеме пишет Ис. 1:11-15:

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь.

Я пресыщен всесожжениями овнов

и туком откормленного скота;

и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу.

Когда вы приходите являться пред лицо Мое, —

кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

Не носите больше даров тщетных:

курение отвратительно для Меня;

новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть:

беззаконие — и празднование!

Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя;

они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

И когда вы простираете руки ваши,

Я закрываю от вас очи Мои;

и когда вы умножаете моления ваши,

Я не слышу.

Внимательно прочтите книги пророков. Падение Израиля и Иудеи, согласно пророчествам, произошло потому, что народ неправильно относился к поклонению Богу.

Вероятно, сейчас все христиане больше всего нуждаются в ясном понимании библейского учения о поклонении. Если церкви не удастся правильно поклоняться, ей ничего не удастся.

Обязательно надо пересмотреть наше понимание поклонения. Бог повелел нам поклоняться Себе. Это ключевой момент личных отношений человека с Ним и свидетельство перед миром. Никто не должен пренебрегать Им, это очень важно.

ПОКЛОНЕНИЕ: КАКИМ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ

В чем же наша ошибка, связанная с поклонением? Без сомнения, проблема — в непонимании того, каким оно должно быть. Как мы уже замечали, большинство людей представляют себе поклонение как нечто внешнее — обряд, ритуал, происходящий в определенное время в определенном месте, согласно строго предписанной форме. Но этого недостаточно.

Невозможно свести поклонение к какому-то определенному месту, времени или области жизни. Словесное восхваление и благодарение Богу, исходящее от человека, который живет в плотских удовольствиях и эгоизме, — это извращение. Поклонение должно подкрепляться соответствующим образом жизни.

В Пс. 44:2 Давид пишет: «Излилось из сердца моего слово благое». Излилось — то есть вылилось через край, и именно таким должно быть восхваление. Праведность и любовь так согревают сердце, что оно, образно выражаясь, достигает точки кипения. Восхваление изливается из горячего сердца. Помните, что пережили ученики по дороге в Еммаус? «Не горело ли в нас сердце наше?» (Лк. 24:32). Бог согревает сердце истиной, праведностью и любовью, в результате из него изливается самое искреннее поклонение.

Вот простое определение поклонения: поклонение — это почитание и обожание, направленное на Бога. Это вполне точное определение. Если мы изучим контекст, в котором упоминается поклонение в Слове Божьем, мы сможем добавить к этому определению дополнительные оттенки.

В Новом Завете есть несколько слов, обозначающих поклонение. В особенности стоит отметить два из них. Первое — этоproskuneo, часто употребляемое в значении «целоваться», «целовать руку» или «кланяться». Это слово обозначает кроткое обожание. Второе слово — latreuo, означающее «почитать», «отдавать должное». Latreuo указывает на почтительное преклонение перед Богом.

Оба термина заключают в себе идею жертвы, потому что поклонение — это и есть жертва, отдаваемая Богу. Английское слово worship (поклонение, богослужение) происходит от англосаксонского weortcipe, связанного с понятием ценности. Поклонение — это признание достоинства Бога, утверждение Его высшей ценности.

Следовательно, говорить о поклонении значит говорить о том, что мы отдаем Богу. Христиане же, напротив, считают теперь, что Бог должен что-то дать нам. И Бог действительно дает нам всего в избытке, но нам следует понять, что это должно уравновешиваться — мы тоже должны дать Ему свое почитание и обожание. Это всепоглощающее, бескорыстное желание пожертвовать всем для Бога и есть поклонение. Оно начинается с желания отдать всего себя, всю свою жизнь, все свое имущество — пока поклонение не станет образом жизни.

Три измерения поклонения

Ключевое слово, которое часто используется в Новом Завете, когда речь идет о поклонении, — угодный. Каждый верующий должен стараться, чтобы его поклонение было угодно Богу. В Писании говорится по меньшей мере о трех типах угодного Ему поклонения.

Поклонение, направленное вовне. Прежде всего, поклонение может отражаться в нашем поведении. В Рим. 14:18 сказано: «Кто сим служит [latreuo] Христу, тот угоден Богу и [достоин] одобрения от людей». Что же в таком случае угодно Богу? Из контекста выясняется, что это — внимание к слабым братьям. В Рим. 14:13 написано: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению и соблазну». Иначе говоря, чуткое отношение к брату-христианину — угодное Богу проявление поклонения. Оно прославляет Бога, сотворившего и любящего нас, отражает сострадание и заботу, свойственные Богу.

В Рим. 15:16 показано, что благовестие — тоже форма угодного Богу поклонения. Павел пишет, что получил в дар особую благодать «быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие бла-говествования Божьего, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу». Язычники, принявшие Иисуса Христа, становились подношением Богу. Кроме того, они сами начинали поклоняться Ему.

ВФлп. 4:18 Павел благодарит филиппийцев за деньги, присланные ему для использования в служении: «Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу». Здесь благоугодная Богу жертва — это пожертвование нуждающимся. Она тоже прославляет Бога, свидетельствуя о Его любви.

Так что поклоняться можно, любя братьев-верующих, благовествуя неверующим и удовлетворяя нужды людей на физическом уровне. Итак, все можно сформулировать одним словом: угодное Богу поклонение — это жертва. Это любовь, которая поделится.

Поклонение, направленное внутрь. Другая категория поклонения связана с личным поведением. В Еф. 5:8-10 сказано: «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине; испытывайте, что благоугодно Богу». Слово «благоугодный» происходит от греческого «желанный». В данном контексте Павел говорит о благости, праведности и истине, ясно показывая, что делать добро — угодное Богу поклонение.

1 Тим. 2 Павел начинает с призыва молиться о властях, чтобы верующие могли спокойно жить в благости и достоинстве. В 1 Тим. 2:3 говорится: «Это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу».

Итак, помимо жертвы (то есть воздействия поклонения на других) Богу угодны также добрые дела (воздействие поклонения на собственную жизнь верующего).

Поклонение, направленное ввысь. Поклонение оказывает влияние еще на один тип отношений — на наши отношения с Богом. В Евр. 13:15-16 прекрасно подводятся итоги представлений о поклонении. В Евр. 13:15 сказано: «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его». Поклонение — это благодарение и восхваление Бога. Евр. 13:16 продолжает, соединяя воедино все три направления поклонения: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».

Восхваление Бога, добрые дела и готовность пожертвовать — это полноправные действия духовного поклонения. Таким образом, поклонение имеет отношение к любой человеческой деятельности и всем сферам жизни. Писание от корки до корки посвящено теме поклонения, человек в любой момент должен быть поглощен идеей делать добро, жертвовать и восхвалять Бога.

Жизнь как поклонение

К нашему определению поклонения следует добавить, что оно затрагивает все стороны жизни человека. Мы должны почитать Бога и обожать Его во всем.

Павел в Рим. 12:1-2 делает впечатляющее заявление о том, что вся наша жизнь должна представлять собой поклонение Богу. Его слова, приведенные ниже, — величайшее богословское заявление Писания. Предшествующие ему одиннадцать глав Послания к римлянам — монументальный трактат о гневе Божьем, искуплении человека, замысле Бога, связанном с Израилем и церковью. Здесь присутствуют все важнейшие темы богословия искупления, а Рим. 12:1-2 — вывод из всего ранее сказанного:

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная.

«Милосердие Божье» — это то, что Павел описывает в предыдущих одиннадцати главах. Тема этих глав — милостивое искупление человечества. В этих одиннадцати главах Павел рассказывает о жизни христианина и его привилегиях. Здесь он говорит о единственном адекватном отклике на сделанное Богом, об основании для угодного Богу духовного поклонения — предоставлении себя в жертву живую.

В 1 Пет. 1 говорится о той же самой важной истине. Петр исчерпывающе описывает, что сделал для нас Христос:

Благодать вам и мир да умножится. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чис-

тому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время (1 Пет. 1:2-5).

Обратите внимание, как говорится об ответе христианина в 1 Пет. 2:5: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Петр в этом согласен с Павлом: в ответ на то, что Бог сделал для нас, мы должны приносить Ему благоугодные жертвы поклонения.

Еще один новозаветный отрывок, который можно считать параллелью к Рим. 12:1-2, — это Евр. 12:28-29. В Евр. 12:28 написано: «Итак мы, приемля царство непоколебимое [опять указание на то, что сделал для нас Бог. —Д. М.], будем хранить благодать, которою будем служить [это слово — одна из форм latreuo. Д. М.] благоугодно Богу, с благоговением и страхом». Наш всеобъемлющий ответ Богу — наша основная и самая важная задача — чистое, благоугодное поклонение.

Приоритеты

В Слове Божьем неоднократно говорится, что поклонение — важнее всего. В Евр. 11 есть список ветхозаветных героев веры. Первым из них упоминается Авель. Его жизнь характеризуется одним словом — поклонение. Авель умел поклоняться так, как надо; он поклонялся согласно воле Божьей, и Бог принял его жертву. Это действительно все, что мы знаем о его жизни.

Другим из перечисленных в Евр. 11 персонажей был Енох, которого определили одним словом — переселен. Енох ходил путями Божьими; он жил благочестиво, преданно и верно. Однажды Бог «переселил» его на небеса!

Третий в списке — Ной. Он усердно трудился и готовил ковчег, потратив на его строительство 120 лет. Такой труд — проявление веры.

Порядок перечисления в этой главе — не хронологический. Здесь обозначены приоритеты: сначала — поклонение, потом — образ жизни и наконец — дела. Этот порядок соответствует расположению лагеря израильтян вокруг скинии. Священники, задачей которых было руководить людьми в поклонении, ставили свои шатры непосредственно вокруг скинии. Далее располагались левиты, которые занимались служением. Такое расположение показывает, что поклонение было первично, а служение — вторично.

В законе отражается такой же порядок. Моисей установил определенный возрастной ценз для разных типов служения. Согласно Чис. 1:3, молодой израильтянин мог стать воином в двадцать лет. В Чис. 8:24 говорится, что левит мог начать работать в скинии с двадцати пяти лет. Но в Чис. 4:3 сказано, что священником можно было стать только после тридцати Лет. Причина этого проста: для того чтобы руководить поклонением, нуж-

но было достичь высочайшего уровня зрелости, потому что оно важнее всего в божественной системе ценностей.

Деятельность ангелов тоже свидетельствует о таких приоритетах. В Ис. 6:1-3 пророк описывает свое видение:

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Серафимы — ангельские создания, которые ассоциируются с присутствием Бога. Особо интересно заметить, что из шести крыльев две пары были нужны им для поклонения и только одна — для служения. Они прикрывают свои ноги, чтобы не осквернить святости Бога. Они прикрывают лица, потому что не могут смотреть на Его славу. Двумя оставшимися крыльями они делают все, что требуется для служения.

Надо помнить о служении. Гиббс справедливо замечает, что служение — это то, что исходит от Отца через Сына силой Святого Духа, а человек — только орудие. Поклонение начинает человек, далее оно идет с помощью Духа Святого через Сына к Отцу.350

В Ветхом Завете пророк был служителем Слова Божьего и говорил с народом от имени Бога. Священник, который руководил поклонением, говорил с Богом от имени народа. Поклонение нужно для того, чтобы уравновесить служение, но важнее всего именно поклонение.

В Лк. 10:38-42 содержится известный рассказ о посещении Иисусом Марии и Марфы:

В продолжение пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении, и подойдя сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Поклонение имеет первостепенную важность, служение же — приложение к нему. Поклонение угодно Богу — это великое sine qua поп (необходимое условие) христианского опыта.

Иисус дал и еще один такой урок, опять в доме Марии и Марфы, но уже в присутствии их брата, Лазаря, воскрешенного Иисусом из мертвых:

Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро

за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор: он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12:2-8).

То, что сделала Мария, было очень унизительно. Волосы женщины были ее гордостью; мыть же мужчине ноги, покрытые пылью или грязью, считалось презренным занятием. Такое использование дорогого благовония (его стоимость была равна годовому заработку) казалось прагматикам пустой тратой. Обратите внимание, что здесь Иуда Искариот выступает от имени прагматиков. Иисус не одобрил такого отношения. Поступок Марии был актом искреннего поклонения, и Иисус похвалил ее за это.

Как мы себя ведем?

Печально, но в наше время, несмотря на бурную деятельность церкви, поклонение в ней практически отсутствует! Несколько лет тому назад я прочел в газете рассказ о праздновании рождения ребенка в богатом пригороде Бостона. Родители пригласили в гости друзей и родственников, они прекрасно провели время, ели, пили, веселились, потом кто-то спросил: «А кстати,где младенец?»

Сердце у матери упало. Она кинулась в спальню, где оставила ребенка посреди большой постели. Ребенок был мертв — он задохнулся под грудой одежды, оставленной гостями.

Я часто думаю, что примерно так церковь относится к Господу Иисусу Христу. Мы все время празднуем Его присутствие, пока Он задыхается под верхней одеждой гостей.

Мы очень много работаем и очень мало поклоняемся. Мы прекрасно занимаемся служением и недостаточно Его обожаем. Мы чересчур прагматичны. Мы хотим работать. Нам нужны формулы и приемы, и как-то в ходе этого процесса мы забываем о Боге, Который нас призвал.

Мы слишком похожи на Марфу, в нас нет почти ничего от Марии. Мы так увлечены работой, что теряем ее суть. Мы составляем программы, собираем информацию, планируем, мы так заняты — и мы так мало поклоняемся! У нас есть особые функции, проекты, цели, составляющие успеха, традиции, мы очень стараемся. Но часто нам не хватает угодного Богу, истинного, духовного поклонения.

Много лет назад А. У. Тозер назвал поклонение «утраченной церковной Драгоценностью». Если бы он по-прежнему был снами, я уверен, что он повторил бы эти слова. В Америке 350 000 церквей, которые владеют 80 миллиардами долларов, — для того, чтобы поклоняться Богу. Но много ли мы поклоняемся на самом деле?

Один известный исследователь путешествовал по джунглям Амазонки. Местные аборигены помогали ему нести груз, он очень торопился, поэтому подгонял их. В конце третьего дня они сделали привал, а наутро, когда нужно было снова отправляться в путь, аборигены отказались вставать. Путешественник старался сдвинуть их с места, но они не шевелились. Наконец главный из проводников объяснил путешественнику: «Друг мой, они ждут, когда их души догонят тела».

Надеюсь, что так произойдет и с церковью.