15. Проповедь

Джон Мак-Артур мл.

Из всех разнообразных обязанностей пастора самая важная проповедь. Павел неоднократно говорит о важности проповеди в Послании к Тимофею, о ней упоминается и в других местах Нового Завета. Поворотные моменты истории церкви также свидетельствуют о важности библейской проповеди. Слово Божье составляет прочный фундамент проповеди, и именно этого фундамента не хватает многим современным проповедям. Проповедь должна содержать в себе учебный материал, а также наставление вести себя в соответствии с учением. Только воистину верующий проповедник может убедить слушателя. Помимо прочего, вера выражается в тщательной подготовке проповедника.351

Средство, предопределенное Богом для спасения, освящения и укрепления церкви, — проповедь. Провозглашение Благой Вести — это внушение спасительной веры тем, кого избрал Бог (Рим. 10:14). Посредством проповеди Слова люди узнают истину, которая ведет к благочестию (Ин. 17:17; Рим. 16:24; Еф. 5:26). Проповедь также призывает верующих жить в надежде на жизнь вечную, помогая им переносить страдания (Деян. 14:21-22). Проповедовать Слово верой и правдой — вот самый важный элемент пасторского служения.

Проповедник должен обладать правильными приоритетами

Приближаясь к концу жизни, Павел, уже будучи опытным пастором, так наставляет своего юного подопечного Тимофея:

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4:1-4).

Может быть, это — последние слова любимого учителя, обращенные к Тимофею. Павел говорит здесь о высшей задаче пастора. Обязанности пастора разнообразны и многочисленны, как вы увидите из других глав о перспективах пастора, но нет ничего важнее проповеди. Чарльз Джефферсон проницательно замечает:

Задача пастора — не просто призывать общественность; задача пастора — проповедовать. Служитель не перестает быть пастором, когда выходит на кафедру; он выполняет одну из самых волнующих и серьезных пасторских обязанностей. Иногда мы слышим, как о служителе говорят: «Хороший пастор, вот только проповедовать не умеет». В этих словах содержится противоречие. Человек, не умеющий проповедовать, не может быть хорошим пастором, как не может стать хорошим пастухом тот, у кого овцы недоедают. Одна из обязанностей пастуха, причем неотъемлемая, — это кормление. Служитель совершает самую тонкую и эффективную часть своей работы именно во время проповеди. Проповедью он может предостеречь, защитить, наставить, исцелить, спасти и напитать. Пастырь на кафедре — величественная фигура… Умелый пастырь никогда не забудет о питании стада.352

Павел не ждал приближения смерти, чтобы подчеркнуть важность проповеди в послании к Тимофею; он постоянно писал об этом молодому пастору. В 1 Тим. 4:11 он призывает Тимофея: «Проповедуй сие и учи». Далее он велит:

Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства… Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4:13-14,16).

В 1 Тим. 5:17 он пишет, что «начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». После наставлений по поводу отношений между верующими хозяевами и рабами Павел велит Тимофею «учить сему и увещавать» (1 Тим. 6:2). То, что Тимофей слышал от Павла «при многих свидетелях», он дол-

жен «передать верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). Проповедь и обучение так важны, что единственное требование к старейшине, связанное с навыками или умениями, — чтобы он был «учителей» (1 Тим. 3:2).

Такой акцент на проповеди делает не только Павел; он проходит через весь текст Нового Завета. В Лк. 4:43 Господь Иисус Христос показывает, какую важную роль играла проповедь в Его земном служении: «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». В самом деле, Он очень много произнес проповедей и много учил (например, Мф. 4:17; 11:1; Мк. 1:14,38-39; Лк. 8:1; 20:1). Перед тем как покинуть Свою церковь, Он дал ей поручение: «Идите по всему миру и проповедуйте» (Мк. 16:15).

Проповедь была центром служения ранней церкви, в чем убеждает даже беглое прочтение Деяний. Сразу же после возникновения церкви в день Пятидесятницы Петр произнес проповедь, и три тысячи человек обратилось (Деян. 2:14-41). Вскоре после этого Петр произнес еще несколько важных проповедей в Соломоновом притворе храма (Деян. 3:11-26). Проповеди Филиппа (Деян. 8:5,12,35,40), Павла (Деян. 9:20; 13:5,16-41; 14:7,15,21; 15:35; 16:10; 17:13; 20:25; 28:31), апостолов (Деян. 4:2; 5:42)и других верующих (Деян. 8:4; 11:20) — отличительный признак Деяний.

Истинная церковь на протяжении всей своей истории уделяла библейской проповеди большое внимание. Проповедь занимала центральное место в церкви Реформации XVI века, английском пуританском пробуждении XVII века и Великом пробуждении XVIII века. В XIX веке церковь захлестнула волна отступничества, в ответ на что раздались знаменитые проповеди таких людей, как Чарльз Сперджен, Джозеф Паркер, Александр Ма-кларен и Александр Уайт.

Наиболее выразительные слова о ценности проповеди сказал Павел в 1 Кор. 1:17-25:

Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

Ни один пастор не будет угоден Богу, если не будет уделять достаточного внимания проповеди.

Проповедь должна основываться на прочном фундаменте

Для того чтобы играть важную роль в церкви, проповедь должна основываться на Слове Божьем. Когда-то это сочли бы очевидной истиной и даже аксиомой. Ститцингер пишет: «Изучение истории разъяснительной проповеди показывает, что она глубоко укоренилась в почве Писания».353 К сожалению, сейчас все не так, даже в евангельских церквах. Многие проповедники делают акцент на психологии, социальном комментарии и политической риторике. Библейское разъяснение отошло в сторону из соображений «актуальности». Мэйхью замечает: «В конце 1990-х гг. кафедра по-прежнему стремится к актуальности и в результате пренебрегает Божьим откровением ».354 Печально, но «современная евангельская проповедь тяготеет к уходу от библейской проповеди, склоняясь к основанным на опыте, прагматическим, тематическим выступлениям с кафедры».355

При таком подходе к проповеди мы сталкиваемся со следующей проблемой:

Проповедники сегодня не имеют права проповедовать свои собственные мысли и соображения; они должны «проповедовать Слово» — апостольское Слово, записанное в Писании. Как только проповедник отходит от замысла и намерения Библии, он утрачивает право на проповедь. Короче говоря, читая, объясняя и применяя тот или иной отрывок Писания, он должен выполнять заповедь «проповедовать слово». В противном случае мы не можем ожидать, что в наших проповедях будет присутствовать Святой Дух. Он в течение тысячелетий составлял Ветхий и Новый Завет (ведь Библия — это в первую очередь Его Книга!) не для того, чтобы мы их игнорировали. Он побуждает нас проповедовать то, что некогда побудил написать этих людей. Он не обещал благословить наше Слово; это обетование распространяется только на принадлежащих Ему (Ис. 55:10-11). Раз… проповедь, через которую не работает Святой Дух, не может считаться подлинной… мы можем сказать, что у проповеди нет иной задачи, помимо разъяснения Библии!358

Утрата библейского фундамента — основная причина упадка проповеди в современной церкви.357 А из-за упадка проповеди и сама церковь становится слабой и мирской. Для того чтобы церковь вновь обрела духовное здоровье, проповедь должна вернуться к библейским основам.

Апостолы в своем служении опирались на Слово. В Деян. 6:4 они утверждают: «Мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». Они пре-

красно знали, что именно Слово Божье, а не человеческая мудрость, ведет к духовному росту, изобличает грех и открывает волю Божью.

Павел настаивает не только на первостепенной важности проповеди, но и на важности ее основ. Еще одному своему воспитаннику, Титу, он писал, что проповедником должен быть человек, «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). «Держаться» здесь — это antecho, что значит «цепляюсь за», «крепко держусь». Значение этого слова становится понятнее, если обратиться к его антониму. В Лк. 16:13 Иисус говорит: «Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Здесь и противопоставляются «усердствовать» (antecho) «нерадеть». Следовательно, держаться Слова значит очень любить его и быть ему преданным. Надо любить Слово, держаться за него и верить. Помимо веры в его богодухновенность и безошибочность, надо также безоговорочно верить в его авторитет и достаточность.

Только Писание может быть основой проповеди. Только в нем содержится животворная весть спасения, которая, согласно воле Божьей, должна провозглашаться с кафедры. Писание — это верное, точное Слово, на которое можно положиться, в отличие от недостоверных слов человеческой мудрости. Только Писание отражает мнение Бога, волю Бога, замысел Бога и Его явленный план. В одном из псалмов говорится:

Закон ГОСПОДА совершен,

укрепляет душу; откровение ГОСПОДА верно,

умудряет простых. Повеления ГОСПОДА праведны,

веселят сердце; заповедь ГОСПОДА светла,

просвещает очи. Страх ГОСПОДЕНЬ чист,

пребывает вовек. Суды ГОСПОДНИ — истина,

все праведны. Они вожделеннее золота

и даже множества золота чистого, слаще меда

и капель сота; и раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда (Пс. 18:8-12).

Только Писание является источником духовной пищи. Петр призывает верующих «возлюбить чистое словесное молоко, дабы от него возрасти

вам во спасение» (1 Пет. 2:2). Только Писание способно «назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32). Только Писание может «умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). Только Писание «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).

Проповедники должны вернуться к разъяснению Писания. Подобно Ездре, они должны «расположить сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде» (Езд. 7:10). Подобно Аполлосу, они должны стараться стать «сведущими в Писаниях» (Деян. 18:24). И подобно Павлу, они должны понять, что стали служителями «по домостроительству Божию, вверенному… [чтобы] исполнить слово Божие» (Кол. 1:25). Только тогда они смогут восстановить правильные основания проповеди.

Содержание проповеди

«Проповеди, — писал Сперджен, — должны содержать в себе учение — незыблемое, весомое и обильное».358 Он указывает на очень важный момент: проповедь должна не только строиться на правильном основании, но и иметь соответствующее содержание. Проповедь, основанная на Писании, обычно передает учение Писания. Сперджен советует далее:

Прекрасно взывать к чувствам, но если в проповеди нет наставления, она остается пустым звуком: порох вспыхивает, сгорает и исчезает прежде, чем человек вернется домой… Бог хочет вложить Свой закон в наше сознание, а потом запечатлеть его в сердце…

Здравая информация о Писании — вот то, чего жаждут ваши слушатели, и они должны получить ее. Им нужно точное объяснение Священного Писания, и если вы — толкователь, один из тысячи, истинного небесного послания, вы дадите им его в изобилии. Что бы другое ни присутствовало в проповеди, если в ней не будет воспитательной истины и наставления, она обречена, как тесто без дрожжей.358

Павел в том же ключе писал Титу, что пастор должен быть способен «наставлять в здравом учении» (Тит. 1:9). Наставлять — это parakaleo, то есть «идти рядом с кем-то», вести и поддерживать этого человека. Здесь звучит нежный, страстный и мощный призыв к повиновению истинам Писания. Это предполагает, однако, что людей надо учить этим истинам. Бессмысленно призывать их повиноваться истинам, которых они не понимают. Здравое — это hugiaino, слово, от которого произошло наше слово гигиена. Это «здоровое», «животворное» или «сохраняющее жизнь» учение, в отли-

чие от губительного и разрушительного лжеучения. Пасторы должны вести свое стадо и поддерживать его силы здравым, божественным учением. Еще одна сторона проповедования здравого учения описывается во второй части Тит. 1:9. Чтобы защищать свое стадо от «лютых волков» (Деян. 20:29), которые пытаются уничтожить его, пастор должен быть способен «противящихся обличать». Лжеучители с самого начала существования церкви вредили ей и продолжат вредить в будущем. Это — смертельная опасность, и пастор всегда должен быть настороже. Джефферсон предостерегает:

Многим служителям не удается стать хорошими пасторами из-за недостатка бдительности. Они позволяют разорвать в клочья свою церковь, потому что пребывают в полусне. Они считают, что нет никаких волков, нет хищных птиц, нет грабителей, и поэтому при виде врага теряются. Ложные идеи, губительные толкования, деморализующие учения проникают в общину, а пастор даже не знает об этом… Иные заблуждения свирепы, как волки, и безжалостны, как гиены; они раздирают на клочки веру, надежду и любовь, превращая некогда процветавшие церкви в истерзанные и полумертвые.360

Лучшее средство против лжеучений — это здравое учение. Сперджен мудро советует: «Здравое учение — лучшая защита от ереси, которая свирепствует повсеместно».361 Хорошо обученная паства менее подвержена влиянию лжеучений. Следовательно, пастор должен в первую очередь в своей проповеди преподавать людям истину. Бывает, однако, что он должен изобличить публично ложные учения. Противящиеся, те, кто гонится за выгодой, как волхв Елима, не перестают «совращать с прямых путей Господних» (Деян. 13:10), и на их заблуждения церкви нужно указывать.

С этой целью подлинная библейская проповедь должна содержать как провозглашение истины, так и наставления; как kerugma (проповедь), так и didache (учение). Didache составляет содержание kerugma, если, как мы отмечали выше, основанием проповеди является Писание. Вместе с тем проповедник должен призывать людей применять библейские истины, которым они учатся. Такова задача kerugma — публичное выступление, которое Должно побудить к действию. Пуританин Томас Картрайт говорил именно об этом: «Как огонь, когда его раздувают, дает больше тепла, так и Слово, подкрепляемое проповедью, ярче пылает в сердцах слушателей, чем в те моменты, когда они его читают».362

Только проповедь с правильно построенным содержанием способна выполнить в церкви свои предопределенные Богом задачи. Проповедь — не ораторское упражнение для проповедника, но существенный элемент ду-

ховного роста Тела Христова. Ни в одном из отрывков Писания не говорится об этом понятнее, чем в Еф. 4:11-16:

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

Проповедь требует определенного рвения

Павел не сам захотел проповедовать Благую Весть Иисуса Христа. Он посвятил свою жизнь уничтожению христианской церкви и считал, что ему «должно много действовать против имени Иисуса Назорея» (Деян. 26:9). По пути в Дамаск, куда он отправился, чтобы преследовать верующих, он встретил Господа Иисуса Христа. Эта встреча навсегда изменила его жизнь, и из самого ревностного гонителя христианства он превратился в его усерднейшего защитника. С того времени Павел провозглашал Благую Весть Иисуса Христа так страстно, как никто из проповедников в истории церкви.

Павел это понимал (Тит. 1:3). Он не добровольно вызвался на это служение, но был «помазанным проповедником» (1 Тим. 2:7; см. также Кол. 1:25; 2 Тим. 1:11). Коринфянам он писал: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо, если делаю это добровольно, то [буду] иметь награду; а если недобровольно, то [исполняю только] вверенное мне служение» (1 Кор. 9:16-17).

Как служение, предписанное Богом, проповедь требует усердия, дисциплинированности и трудолюбия. Те, кто «трудятся в слове и учении», — писал Павел, — в особенности достойны «сугубой чести» (1 Тим. 5:17). Джон Стотт пишет:

Разъяснительная проповедь — это очень точная дисциплина. Возможно, поэтому она так редка. Занимаются ею только те, кто готов последовать примеру апостолов и сказать: «Не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах..-а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:2,4). Систематическая проповедь Слова невозможна без его систематического изучения. Не-достаточно ежедневно просматривать несколько библейских стихов или изучать конкретный отрывок, на котором основана проповедь. Нет. Мы должны ежедневно погружаться в Писание. Мы должны не просто изучать, как под микроскопом, лингвистические тонкости отдельных строк, но смотреть через телескоп на необъятные просторы Слова Божьего, усваивая великую тему божественного искупления человечества. «Блажен тот, — писал Ч. X.

жен, — кто питается самой душой Библии, пока наконец не начинает говорить на языке Писания, пока дух его не пропитывается словами Господа, так что сама кровь его становится библейской и сама сущность Библии изливается через него».363

Джей Адаме убежден, что «хорошая проповедь требует усердного труда. .. Я убежден также, что основная причина плохих проповедей — неспособность потратить достаточно времени и сил на подготовку».3«4 Известный пуританский пастор XVII века Ричард Бэкстер соглашается с этим: Если бы мы были действительно преданы своей работе, мы бы не допускали такой небрежности в своих теоретических занятиях. Мало кто озабочен усердной подготовкой и самообразованием для будущей работы. Есть и такие, кто не получает удовольствия от научных штудий, но занимаются только время от времени, воспринимая свою задачу как тяжелую ношу и радуясь возможности сбросить с себя это ярмо. Неужели ни естественная жажда знаний, ни духовное желание познать Бога и божественное, ни сознание нашего невежества и слабости, ни ощущение нашей ответственности как служителей — ничто из этого не побуждает нас к ученым занятиям, не заставляет усердно искать истину? О, сколько всего должен понять служитель! и сколь многого из этого мы не знаем! и как нам не хватает этих знаний в нашей работе! Многие служители погружаются в книги только для того, чтобы составлять проповеди, и ни на шаг не продвигаются дальше, а между тем столько всего надо прочесть и столько всего открыть для себя. Нет, мы слишком небрежны в своей подготовке к проповедям, мы усвоили лишь несколько жалких истин и не касаемся самого важного из того, что должны вложить в сознание и сердца людей. Нам надо учиться убеждать людей и быстро доносить до них истину, а не импровизировать в спешке, готовясь к проповеди лишь в случае крайней необходимости. Нет сомнений, братья, вы сами на опыте узнаете, что людей невозможно обучать и умудрять без усердного труда, постоянных занятий и работы.365

Проповедники должны провозглашать истину всегда и в любых условиях, благоприятствуют они им или нет. В своем прощальном послании к Тимофею Павел велит ему:

Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увеща-вай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4:2-4).

Времена приходят и уходят, течения возникают и исчезают, мода меняется, но задача проповедника остается той же: преданно провозглашать Слово Божье. В такое время, как наше, когда многие «не принимают здравого учения», но «обращаются к басням», слова Павла в особенности надо принять во внимание.

В служении нет места для лени, а тем более — в проповеди Слова. Все проповедники должны помнить чудесные слова Иакова: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1; см. также Евр. 13:17). Те, кто не собирается тратить силы на проповедь, не должны подниматься на кафедру.

Высшее призвание

Неумение проповедовать здравое учение на основе Писания непростительно. Такую проповедь можно объяснить только невежеством или небрежностью, незнанием безошибочного, богодухновенного Писания. Бог дал Свое Слово людям и ждет, что Его подпаски будут питать их. Это очень важно. Кайзер пишет:

Не секрет, что Церковь Христова во многих странах не отличается добрым здравием. Она страдает, потому что ее кормят, как это ныне принято, нездоровой пищей; ей подают всякие искусственные суррогаты и химические заменители натуральных продуктов. В результате плохое с богословской и библейской точки зрения питание подрывает силы поколения, сделавшего столь важные шаги по пути к здоровому физическому питанию, которое старается не использовать канцерогенные и другие вредные продукты, способные подорвать телесные силы. В то же время в мире царит духовный голод, вызванный недостаточным распространением Слова Божьего (Ам. 8:11), и голод этот растет, становясь в большинстве отделений церкви почти что неукротимым.366

Только когда истинно библейская проповедь займет подобающее ей место в церкви, церковь вновь обретет свою духовную силу и мощь. Привилегия и ответственность проповедника — принимать участие в этом процессе. Нет более высокого призвания.