16. Пример для подражания

Джордж Дж. Земек

Руководители поместной церкви часто забывают, как важно подавать пример своей пастве. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, но после грехопадения и воссоздания чело века во Христе тема примера для подражания приобрела особое значение. Новозаветное употребление слов wnog (tupos, «при мер») ицщцхщ (munetes, «подражатель») помогает нам понять, что пасторы обязательно должны подавать пастве пример для подражания. Только тогда пасторское служение будет соответствовать библейским стандартам.

Говорят, некий пастор как-то сказал: «Поступайте по слову моему, а не по делам». Под этим откровенным признанием, к сожалению, могли бы подписаться многие другие проповедники, прославившиеся как великие учителя Слова Божьего. А между тем если мы обратимся к требованиям, которые Библия предъявляет к пасторам, мы увидим, что они не соответствовали занимаемой должности.

Те, кто говорит и не делает, всегда были неугодны Господу. Иисус говорил о книжниках и фарисеях, что они много рассуждают о законе Моисея, но не подают пример своими делами: «Они продолжают говорить, но так ничего и не делают» (Мф. 23:3, перевод автора; обратите внимание на время греческого глагола). Вместе с фарисеями Он осудил и длинную цепочку разного рода лицемеров, которых всегда было много на протяжении истории человечества.

Все люди будут держать ответ перед Богом за слова, не подкрепленные действиями (Иак. 1:22-27), но больше всего ответят за это те, кто учит жить других (Иак. 3:1). Неудивительно, таким образом, что Павел и Тимо-

фею, и Титу пишет о повелении Божьем не только увещевать, но и подавать пример (1 Тим. 4:12-16; Тит. 2:7). Эту же тему Петр развивает и в наставлениях к старейшинам, где говорит о примере для подражания как важном элементе пасторского служения (1 Пет. 5:1-4).

Современных служителей благовестия пугает то, что говорится в Писании о духовном пастырстве. Как можем мы, несовершенные люди, подавать пример нравственности? Как можем мы говорить: «Поступайте как я»? Изучение разнообразных макро- и микробогословских контекстов отчасти помогает избавиться от страха, но Бог хочет, чтобы любые богословские проблемы оказывались конструктивными. Мы понимаем, что несовершенны, и, следовательно, не можем подавать пример другим, как велит Бог; но само это соображение должно побуждать нас к искреннему смирению и вере в Бога и Его силы.

МАКРОБОГОСЛОВСКИЙ КОНТЕКСТ

Он достаточно широк. Сюда относятся наиболее обширные богословские вопросы: Христос как образ Божий; сотворение человека по образу Божьему; соответствующие проблемы, связанные с Адамом; история спасения с ее особым вниманием к моральному воссозданию образа и подобия Божьего; этическое значение воздействия всевышней благодати Господа, прежде всего посредством Слова и Духа.

Значение образа

Лучше всего установить богословские, а не логические приоритеты. С исторической точки зрения, традиционное богословие обычно начинается с сотворения человечества (Адама или, как говорится в богословии, первого Адама) «по образуй подобию Бога» (в соответствии с ними).367 Однако архетип богословия, Сам Христос, предлагает лучшую точку отсчета. Так как только Он являет в Себе славу Божью и в точности воплощает Его сущность (Евр. 1:3), так как только Он один совершенно являет Бога Отца (Ин. 1:18; 14:9), Господь есть образ невидимого Бога (Кол. 1:15). Следовательно, Он полностью представляет и являет Бога, так что может считаться конечным и совершенным Образцом нравственности (1 Кор. 11:1).

Христос — это единственный образ Бога, но Бог в какой-то степени сделал или сотворил человечество368 по Своему образу и подобию. Хотя «Биб-

лия не дает точного определения первоначального imago»,т9 обычно он представляется «совокупным единством взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих друг с другом и друг друга обусловливающих».370 Этот весьма расплывчатый вывод достоверен с экзегетической точки зрения, при этом, однако, оставляются без внимания некоторые из основных толкований imago Dei (образа Божия). В истории систематического богословия можно выделить три основных подхода к толкованию образа Божьего в человеке: субстанциальный, реляционный и функциональный.371 Исторически эти взгляды соответствуют: 1) аналогии бытия; 2) аналогии отношений и 3) владычеству.372 Эриксон описывает характерные признаки каждого подхода:

[1] Субстанциальный подход доминировал на протяжении большей части истории христианства. Несколько различных точек зрения объединены общим представлением об образе как о совокупности неких определенных характеристик или качеств, присущих человеку…

[2] Многие современные богословы не воспринимают образ Божий как нечто присущее человеческой природе. В самом деле, они не обязательно задают вопрос, что такое человек или какова его природа. Они скорее представляют себе образ Божий как опыт отношений. Они говорят, что человек находится в образе или отражает образ, когда вступает в определенный тип отношений. Фактически, образом являются именно эти отношения…

[3] Наконец, мы подошли к третьему представлению об образе — представлению с долгой историей, которое в недавнее время вновь стало популярным. Образ — это не что-либо присущее природе человека и не опыт отношений человека с Богом. Образ скорее определяется поведением человека. Это функции, им исполняемые, среди которых чаще других упоминается власть над творением.373

Основные недостатки второго и третьего подходов заключаются в том, что их следует считать скорее следствиями концепции imago Dei. Они имеют значение, но не отвечают явным онтологическим выводам из ключевых текстов Писания.374 В вопросе об образе Божьем, по которому сотворен человек, трудно отказаться от использования аналогий. Однако в историческом отношении первый подход не свободен от проблем, особенно в свете катастрофических последствий грехопадения человека. Эриксон, по-видимому, находится на верном пути, предполагая, что «качества Бога, которые иногда называют передающимися, и составляют образ Божий».375

234 Возвращение к пасторскому служен!

В самом деле, моральные качества Бога составляют очень важный элеме! Его образа в человеке — это всегда важно принимать во внимание при ра смотрении проблемы примера для подражания.

Сохранение образа: поврежден, но не уничтожен

После того как мы pi аналогии бытш

остается ответить еще нг следствия rpexi

падения? Здесь библеис одной дилеммо Писания. С одной сторо!

грехопадение человека 1Я для личности;

жизни человека появил ме Богу и созерц;

ние Его прекратились, дулась. Бунт чеж

века против Бога повли 1го бунт против Б<

га — это в то же время ( ,lWt,, Kui, .

С другой стороны, те] >раз Бога долже

сохраняться и в грешно зозможностъ of

щения и применения С; этношений и м<

рального возрождения с ает бесконечны

логических лабиринтов, эриологии в

краткого обзора: «Поел ил образ Божи

(Быт. 9:6) и Его подобие ;н «обновиться,

по образу Создавшего ег I).378

Воссоздание образа

Изначально человек сотворен по образу Божьему, в том числе и в облас ти нравственности. Его грехопадение379 привело к искажению образа — такой степени, что никакой надежды на самостоятельное восстановлени не осталось. Однако в Слове Божьем говорится, что образ и подобие по-пр( жнему свойственны человеку в его ужасном уделе. Божьей благодатью1 ловек, искупленный во Христе, имеет возможность морального возрожде ния (2 Пет. 3:18). Цель такого человека — моральное совершенство,

стоподобие. Следовательно, искренних учеников призывают прежде всего к одному: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44-45; 19:2; 1 Пет. 1:16).

Основное средство благодати, толкающее спасенных на путь освящения, — это Слово Божье, подкрепляемое Божьим Духом, и неотъемлемой частью этого божественного свидетельства является пример Христа. В самом деле, Он является совершенным примером Божьей морали.

МИКРОБОГОСЛОВСКИЙ КОНТЕКСТ

Христос подал нам пример, следовательно, Его последователи должны возрастать в христоподобии, достигая зрелости и последовательности (Флп. 1:27-30; 2:5-18; 1 Ин. 2:6). По мере того как они обретают все большую зрелость в нравственном плане, одни быстрее, другие медленнее, они сами становятся отражением Его морального примера (1 Фес. 1:7). Рост должен быть свойствен всем Его «святым» ,380 но в Новом Завете говорится, что руководители церкви в особенности обязаны подавать пример для подражания. Они являются видимыми примерами морали для ёккАл^аш (ekklesia, «церковь») Образца. Эту необычайную ответственность мы рассмотрим в этой главе далее.

Терминология, связанная с примером для подражания

В Ветхом Завете очень много косвенных заповедей и повелений, относящихся к святости Божьего народа, но явного учения о подражании Богу или Его избранным вождям в нем нет.381 В Новом же Завете подобные понятия встречаются в изобилии. Фактически, там используется целый ряд терминов для обозначения примера для подражания.382 Из них наиболее важны группы слов rvmoq (typos, «пример») и |ii|xr|Tr|q (mimetes, «подражатель»).

В классическом древнегреческом языке слово typos использовалось в следующих значениях: «а) „нечто запечатленное», „отметина»… „отпечаток»… „оттиск»» (например, о надписи, высеченной на камне, статуе или изображении); «б) „форма», „шаблон для литья», и в переносном значении „этический пример»»… и «в) „контур», „фигура»» (например, изображения или оттиска).383 В Септуагинте typos встречается всего несколько раз:384 для описания образца скинии и ее оформления в Исх. 25:40; для обозначения идолов или кумиров в Ам. 5:26; в значении «„формулировка», „текст» закона» в 3 Маккавеев 3:30 и в значении «пример» в 4 Маккавеев 6:19.385

Полный спектр семантического использования корня в Новом Завете включает в себя:386

4 1) видимый оттиск, полученный в результате удара или давления, знак, след (например, Ин. 20:25); •». <&<yi

■%• 2) нечто, отлитое в форму, изображение или статуя (например,

& Деян. 7:43);

* 3) форма, фигура, шаблон (п&приыер, Рим. 6:17); «жоЭ отогг ч»

4) исторически — (архе)тип, образец, модель (например, Деян. 7:44; Евр. 8:5); и этически — как пример, образец (например, 1Тим. 4:12);

5) в отношении к божественному предопределению образы, будь то 1 предметы, события или личности (например, Рим. 5:14).

ы Из четырнадцати упоминаний существительного typos в Новом Завете половина относится к примеру для подражания, либо опосредованно, как отрицательный пример (например, прилагательное tutuk(5<; [tupikos, «образно»], 1 Кор. 10:6), либо непосредственно — как образец положительный (Флп. 3:17; 1 Фес. 1:7; 2 Фес. 3:9; 1 Тим. 4:12; Тит. 2:7; 1 Пет. 5:3). Далее, есть еще одно употребление, имеющее некоторое отношение к богословию: «В Рим. 6:17 Twroc; относится к контексту, выражению учения… Однако первоначальное значение формы-шаблона все равно ощущается. Как раньше грех, теперь новое учение, то есть Весть Христа, является фактором, формирующим и определяющим жизнь христианина» ,387 Слово Божье воздействует как некий пресс, оставляющий поразительный оттиск на верующих.

Хотя материал, относящийся к примеру для подражания, весьма выразителен, современные ученые не торопятся придавать этому понятию су-

губо этическое значение. Например, Гоппельт не допускает, что жизнь последователя Христа является «примером для подражания».888 Можно понять его акцент на первостепенной важности Слова Божьего и приоритете веры, но более внимательное изучение ключевых текстов показывает, что пример других людей также абсолютно необходим. Мюллер не так односторонне рассматривает проблему. Например, он утверждает, что основные тексты «не просто призывают вести образцовую с точки зрения морали жизнь… Формирующее влияние жизни в соответствии со Словом в свою очередь воздействует на общину (1 Фес. 1:6), побуждая ее тянуться к образцу».звв Он связывает значение Слова и этический пример.

Слова группы mimetes, от которой произошло наше слово мим,™0 также обладают богатым семантическим наследием. Вообще «группа слов Ц1цг|тг|с; и т. д. …возникла в VI в. [до Р. X.] и получила широкое распространение как в прозе, так и в поэзии. Mi(xeop.ai значит „подражать», „копировать», то есть повторять действия другого».391

Баудер подразделяет значения, в которых этот корень использовался в греческом, следующим образом:

а) подражать, копировать;

б) брать пример, следовать за;

в) в искусстве (театре, живописи, скульптуре и поэзии) изображать реальность путем подражания ей, художественно подражать… Актер, таким образом, яв ляется мимом, mimos… Symmimetes {лат. имитатор) — это подражатель, в осо бенности исполнитель или артист. В уничижительном смысле используется для обозначения «обезьянничанья» или слабой копии, которая лишена само бытности.382

Важно, что с самого начала эти слова в классическом древнегреческом «использовались для обозначения этических требований к людям. Человек мог подражать отваге героя или благому примеру учителей и родителей».393 Такое подражание не имело никакого отношения к откровению, тем не менее оно указывает на лингвистическую основу использования корня в Новом Завете.

Особого внимания заслуживает один особый нюанс использования корня в классическом языке. Это место, которое данный корень занимает в типичной дуалистической космологии древних греков. Конечно, Платон был в особенности склонен использовать его в этом значении. Баудер пишет об этом: «Весь низший мир явлений — всего лишь несовершенная видимая копия или подобие (mimena) по отношению к невидимому архетипу высшего мира идей».304 Такая точка зрения противоречит Библии, но в процессе ее разработки языческими философами возникли споры о природе божественного подражания.3«‘ Хотя Михаэлис делает вывод, что «в таких утверждениях imitatio dei не слишком тесно связано с понятием космологического подражания», подобные древние ссылки, как доказывают исследования, «обладают явным этическим значением» ,W| хоть и без учета откровения.

Так как мы назвали этот раздел нашей главы «Терминология, связанная с примером для подражания», обратим внимание также на использование этих корней в древнееврейском языке. Достаточно будет сказать, что в апокрифических текстах в двух из четырех случаев использования речь идет о подражании героям веры и мученикам3«7 и что в последующей истории

раввины первыми говорили о подражании Богу как о развитии образа Божьего в человеке. В псевдоэпиграфических книгах помимо призыва подражать выдающимся людям… можно обнаружить также идею подражания Богу (в частности, соблюдая Его заповеди…) и отдельным Его качествам.398

Опять же, несмотря на разнообразные чуждые элементы, странности, искажения и т. п., свойственные этим материалам, подобное использование является лингвистическим звеном в концептуальной цепи, проходящей через все учение Нового Завета.

Баудер кратко и точно определяет место данного корня в тексте: «В Новом Завете mimeomai встречается только 4 раза (2 Фес. 3:7,9; Евр. 13:7; 3 Ин. 11); mimetes — 6 раз (1 Кор. 4:16; 11:1; Еф. 5:1; 1 Фес. 1:6; 2:14; Евр. 6:12); asymmimetes — только один, в Флп. 3:17».3» Отложительный глагол со значением «подражать, имитировать, следовать» употребляется с винительным падежом, а простое существительное mimetes («имитатор») может употребляться как по отношению к одушевленным предметам, так и с безличным родительным падежом.400 «Стоит также отметить, что в Новом Завете (ицпттц; всегда используется вместе с yiveoGai, указывая на нравственное усилие».401 В самом деле, можно спокойно утверждать, что «все слова

этой группы используются с этико-императивной целью и связаны с обязанностью вести себя особым образом».402

Михаэлис считает, что значение этих слов не связано с этическим подражанием и истолковывает их в соответствии со своей особой точкой зрения. Он подкрепляет ее несколькими примерами из текста, в частности содержащими акцент на вере, страданиях, преследованиях, смерти, трудолюбии, повиновении и т. п.403 Все эти контекстуальные оттенки обладают некоей достоверностью, но конкретные случаи применения не отрицают всеобъемлющей этической перспективы общего характера, относящейся к определенным нормам жизни. Гораздо более субъективны его выводы, основанные на предпосылке апостольского авторитета, хотя почти все толкователи отмечают явную связь с мотивацией — например, как мог слабый и способный ошибаться человек, пусть даже Павел, призывать следовать своему этическому примеру? Несмотря на это противоречие, ни один из толкователей не должен превращать несколько непрямых упоминаний в герменевтический молот для втискивания множества «круглых» текстов в «квадратный» контекст.404 Внимательное рассмотрение ключевых отрывков показывает, что свидетельство Нового Завета «нельзя сводить к требованию личного повиновения».405

Призвание подавать пример

Лучший способ организации ключевых текстов Нового Завета, связанных с темой примера для подражания, — богословский по своей сути.406 Будем ли мы рассматривать это с точки зрения истории или этики, Новый Завет дает нам основания говорить о примере, данном Богом Своему народу, моральном примере, который подавали апостолы церквам, акцентируя, в частности, ответственность руководителей церкви и необходимость для всех христиан возрастать в зрелости и подавать моральный пример, необходимый для благосостояния всего Тела Церкви. Этот замысел касается

как исторического развития ранней церкви, так и особых категорий осуждения или вознаграждения пасторов. По сути, мы имеем дело с цепью неразрывной, она описывает полный круг, который начинается и завершается всевышней волей Бога и моральным образцом Христа.

Бог: высший пример для подражания церкви. В Еф. 5:1 сказано, что церковь должна «подражать Богу». Михаэлис утверждает, что в этом и других отрывках сходного содержания «на самом деле не говорится о подражании Христу или Богу в полном смысле этого слова ».407 Однако в отрывке, который начинается с идентичного императива (Еф. 4:32), автор призывает быть добрыми друг к другу, быть кроткими и прощать, основываясь на примере Христа. Кроме того, выражение кавщ (kathos, «как и»), с помощью которого вводится упоминание о Христе как о совершенном примере для подражания, предполагает сравнение и побуждает к имитации. Сразу же после Еф. 5:1 следует другой императив — «продолжайте жить в любви», после которого снова указывается на Христа как Образец (7СЕригатеТте… кавох; [peripateite… kathos], Еф. 5:2, перевод автора). Помимо этого, простое сравнительное наречие щ (hds, Еф. 5:1), «как чада возлюбленные», указывает на этическое подражание как черту верующих.

В более широком масштабе заповедь подражать Богу и Христу является частью более крупного раздела о святой жизни (Еф. 4:25 — 6:20). Он, в свою очередь, следует за практической частью послания (учением о том, как надо поступать, начинающемся в Еф. 4:1). Все эти призывы являются соответствующим откликом на всевышнюю волю Бога, которая разъясняется в богословском разделе большого послания (Еф. 1 — З).*08 В еще более широком масштабе Писание призывает нас освятиться, потому что Бог свят. С определенной точки зрения, обязанность «быть святым, потому что Бог свят» обретает совершенно конкретные очертания в свете индикативно-императивного представления этических обязанностей, с множеством явных требований, которые из этого вытекают. Таков естественный богословский контекст морального примера для подражания (например, «подражайте Богу, как чада возлюбленные», Еф. 5:1).

Апостольский пример для церкви. Определение «апостольский» относится к кругу апостолов, то есть к ним самим и к их преемникам вроде Тита и Тимофея, которые учреждали церкви на протяжении I века. Последние не были апостолами в строгом смысле слова, но были, если можно так выразиться, апостолами кого-то из апостолов. Они надзирали за учреждением и укреплением новозаветных церквей. При этом они формально не принадлежали к числу пастырей-учителей-старейшин-настоятелей поместных церквей или групп церквей, так что в этом разделе мы будем рассмат-

ривать их как посредников. Очевидно, что в ежедневном служении они работали бок о бок с пастырями и выполняли сходные функции. Следовательно, уместно будет применить сказанное здесь о 1 Тим. 4:12 и Тит. 2:7 к следующему крупному разделу: «Модель церковного руководства „третьего поколения»».

1. Прямой пример. Павел, не стесняясь, предлагал верующим, с которыми лично общался, брать с себя этический пример (например, 1 Кор. 4:16; 11:1; Флп. 3:17; 2 Фес. 3:7,9).409 Для того чтобы не утратить соответствующей богословской перспективы, начнем изучение с 1 Кор. 11:1 и Флп. 3.

1Кор. 11:1, «будьте подражателями мне, как я Христу», составляет основу любого примера для подражания на горизонтальном уровне. Павел не является Образцом; только Христос может быть им. Однако это не лишает его ответственности перед Богом за то, что он подает моральный пример. Контекст этого заявления — необходимость не подавать соблазна своей личной свободой во Христе (1 Кор. 10:23-33). Он завершает обсуждение темы, призывая сдерживаться (1 Кор. 10:32) и подавать личный пример (1 Кор. 10:33), затем повторяет то же самое, но по отношению к моральному образцу (1 Кор. 11:1). Однако спешит добавить, что, подражая его примеру, в конечном итоге люди в обращении с другими следуют за Христом (IKop. 11:1).410

В Флп. 3 поднимается довольно важный вопрос о свойствах человеческого морального примера. Призвав следовать своему примеру (Флп. 3:17), не признает ли Павел свою несостоятельность и моральную слабость (Флп. 3:3-16)?»» Иначе говоря, как пишет Баудер: «Прежде чем потребовать подражания себе, Павел сознательно сознается в своем несовершенстве (Флп. 3:12)».412

В самом деле, он утверждает, что не достиг морального совершенства. «Он не считает себя человеком, воплощающим идеал, которому следует подражать»,413 но этот святой действительно призывает филиппийскую церковь стать подражателями ему (и вместе с ним, Флп. 3:17).414 Помимо Павла, есть и другие, кто последовательно живет (Флп. 3:17) в соответствии с образцом (то есть typon) апостольского круга.415 Неверно было бы игно-

рировать какую-то из граней библейского откровения из-за другой не менее важной истины, которая логически явно ей противоречит.

Можно ли разрешить эту проблему Писания? Не до конца, как и все прочие библейские парадоксы. Тем не менее можно сделать несколько замечаний, которые облегчат нам задачу, трудную из-за ограниченности нашей логики. Например, большая часть этого послания посвящена этическим требованиям (Флп. 1:27—4:9). С начала этого раздела превалирует тема единства в кротости и, в частности, предпочтения интересов других собственным интересам. Но для определения моральных обязанностей чрезвычайно важен пример Христа (Флп. 2:5-8). Именно Господь является первостепенным образцом поведения. Непосредственно основываясь на совершенном примере, Павел призывает филиппийцев возрастать в святости (Флп. 2:12) и напоминает им, что Бог даст им силы для такого священного призвания (Флп. 2:13). Ученики Филипп были ответственными людьми, но их образ жизни не был подобающим. Интересно, что после общего призыва к святой жизни Павел ссылается на Тимофея и Епафродита (Флп. 2:19-30) как на другие примеры для подражания.

В начале Флп. 3 Павел вспоминает свой собственный опыт до и после обращения (3-16). Он не только сравнивает и противопоставляет себя до обращения (в особенности в Флп. 3:4-6) и других искренних христиан (Флп. 3:7-21) с некоторыми формально верующими филиппинцами (например, Флп. 3:1-2,18-19), но также сравнивает свой опыт после обращения с опытом всех истинных учеников Христа. Хотя и Павел, и верующие Филипп «совершенны» во Христе, на опыте это совершенство еще не проявляется. Следовательно, он, как и они, должен стремиться к моральной чистоте. Такой настрой, по благодати Божьей, делает человека примером для подражания в области этического совершенствования. Тем не менее совершенным образцом всегда остается Тот, Кто сказал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Эта богословская перспектива проливает свет на другие заявление Павла. Например, когда он пишет в 1 Коринфянам: «Посему умоляю вас: подражайте мне» (4:16), он не забывает о Христе как высшем примере (1 Кор. 11:1) и не хочет создать впечатление, что достиг своей цели. Он уже отказался от всякой самодостаточности, в особенности в отношении к человеческой мудрости (1 Кор. 1—3). Кроме того, он дает здравые наставления по поводу подлинного служения (1 Кор. 3—4), в значительной степени — на основании примеров выдающихся личностей. Это позволяет ему заклеймить в главе 4 высокомерие коринфян. На основании положительных примеров он показывает, как неуместна их гордость (1 Кор. 4:6-13). Он также приводит несколько свидетельств того, что слуги Божьи могут всецело положиться на Него (например, в 1 Кор. 3:5-7; 4:1-4). Павел говорит о себе не

из эгоизма. Его личный пример в 1 Кор. 4:16 снова отражает образец Христа и Его благодать.

Павел писал к фессалоникийской церкви, чтобы ободрить ее апостольским примером (2 Фес. 3:7,9). Павел, СилуаниТимофей(2 Фес. 1:1) выступили положительным примером для всех фессалоникийцев, которым следовало исправиться (сггактах; ,ataktos, «беспорядочные», буквально «бестактные», 2 Фес. 3:6,11; смотрите глагольную форму в 2 Фес. 3:7), в особенности в плане беспорядочного поведения и склонности вмешиваться не в свое дело. Ученики из Фессалоник признали, «как должны… подражать (ц1Ц£1О»9сн [mimeisthai]) нам [апостольскому кругу. —Д. 3.]» (2 Фес. 3:7). Павел и его помощники предложили себя в качестве «образца» (rimov, typori) для членов церкви (2 Фес. 3:9).41в

2. Опосредованный пример. 1 Тим. 4:12-16 — чрезвычайно важный отрывок, связанный с моральным примером. По важности для христианского служителя его можно сравнить со 2 Тим. 4:2. Фактически, там подчеркивается, что необходимо не только проповедовать Слово, но и подавать пример исполнения его, причем второе обычно предшествует первому.

Кроме того, на протяжении всего послания очень большое значение придается характеру и поведению. Верующий всегда несет за это личную и профессиональную ответственность. Мало точно учить истине, нужно жить в соответствии с ней. Нести Благую Весть — высокая цель и достойное призвание, однако человек как орудие благовестил должен обладать определенными качествами (см. 1 Тим. 3:1-7). Что касается Павла (например, 1 Тим. 1:12-17), он должен принять оба эти вида ответственности смиренно, полностью полагаясь на Того, Кто дал нам эти заповеди. В самом деле, к последним строкам послания (1 Тим. 6:11-16) молодой верующий явно усваивал, каковы две основные обязанности духовного вождя.

1 Тим. 4 особо убедительна. 1 Тим. 4:7-8 задают тон 1 Тим. 4:12-16, где Павел велит Тимофею «заниматься» постоянно (yo^vd^co, gymnazo, «тренируюсь», «упражняюсь»), чтобы вырабатывать в себе благочестие (1 Тим. 4:7). Многие из призывов в 1 Тим. 4:12-16 показывают, зачем нужна святость и куда она ведет. В 1 Тим. 4:12-16 перечисляются три ряда заповедей, которые указывают Тимофею на две основные области, требующие от человека ответственности. Первым идет напоминание об ответственности личной (1 Тим. 4:12). Затем Павел переходит к профессиональной ответственности (1 Тим. 4:13-14). Большинство консервативных представителей евангельской церкви считают, что профессиональные требования (1 Тим. 4:13) выдвигаются высшим авторитетом. То же самое относится к требованиям личным; однако применение последних требует большей тонкости. Фактор смущения временами оказывался очень силен. По этой причине речь идет о моральных требованиях.

Первая заповедь 1 Тим. 4:12 не обращена непосредственно к верующим; она касается тех, кто ими руководит. Косвенно предполагается, что сам он должен быть безупречен (см. первое, общее определение в 1 Тим. 3:2). Значение первой части 1 Тим. 4:12 находит свое подтверждение в завершении этого стиха. Его задача — подавать пример членам «стада»: он должен «быть (или стать) образцом (typos) для верующих».417 Павел относит моральный образец для подражания к пяти областям:

1) общению человека с Богом;

2) общему образу жизни;»8

3) его ауая:г| (agape, «любовь», то есть бескорыстная, всеобъемлющая, жертвенность, включающая в себя сострадание, кротость, долготерпение и т. д.);

4) его «вере» (или же, точнее, «верности, преданности», пассивное зна чение nioxiq [pistis]);

5) его личной непорочности.

Без соответствующего образа жизни все заявления, проповеди, высказывания и учения человека (1 Тим. 4:11,13) не имеют особого значения. •и Второй ряд заповедей, начинающийся в 1 Тим. 4:15, напоминает верующему о необходимости сосредоточиваться на своих личных и профессиональных обязанностях,419 чтобы его успехи были очевидны всем. В завершающем 1 Тим. 4:15 придаточном цели подчеркивается важность примера, который должен подавать Тимофей.420 Его образ жизни должен свидетельствовать о прогрессе.421 Следовательно, в 1 Тим. 4:15 Павел не только возвращается к теме этической ответственности, но и подчеркивает, что пример для подражания должен быть совершенным; как минимум — возрастающим в святости.

Два императива в 1 Тим. 4:16, третий ряд заповедей Павла, относятся к тем же самым двум областям — «себе» и «учению» (1 Тим. 4:12-14; см. также Деян. 20:28), но ракурс несколько иной. Павел считает, что личное по-

ведение важнее служения: «Вникай в себя и в учение» (1 Тим. 4:16). Кальвин подводит итоги: «Учение немногого стоит, если не сопровождается праведной и святой жизнью».422 Гутри выражает ту же мысль следующим образом: «Соблюдение моральных и духовных норм необходимо для того, чтобы обучать доктрине» .423 Павел и далее ставит акцент на личной ответственности Тимофея и его ответственности как служителя, убеждая его «заниматься сим постоянно».

Выполнение этих обязанностей очень важно: «ибо, так [местоимение единственного числа, которое относится к выполнению обеих обязанно стей] поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Почти невероятно, но личный пример упоминается рядом со служением Слова Божьего по отно шению ко спасению.424 ■южо? -и

В Тит. 2 содержится то же, но более кратко сформулированное послание. Павел не только наставляет, как избирать старейшин (Тит. 1:5-9) и бороться со лжеучителями (Тит. 1:10-16; 3:9-11) с помощью здравого учения (Тит. 2:1,15; 3:1,8), но и дает указания по поводу обращения с разными группами: стариками (Тит. 2:2), пожилыми и молодыми женщинами (Тит. 2:3-5), молодыми мужчинами (Тит. 2:6), рабами (Тит. 2:9-10) и всем стадом (Тит. 3:1-8). Большое значение придается первостепенности добрых дел (Тит. 1:16; 2:7,14; 3:1,8,14).

Наставляя молодых мужчин, вероятно, ровесников Тита, Павел в числе прочего напоминает о необходимости показывать пример нравственности. Одной проповеди недостаточно (Тит. 2:6) — нужно жить соответственно (Тит. 2:7). Иначе говоря, он должен увещевать и показывать пример. Для верующего образец (typon) добрых дел никогда не является добровольным (Еф. 2:10). Это необходимо для проповеди и учения.

Модель церковного руководства «третьего поколения»425

Та же самая идея пронизывает Послание к евреям — от высшего примера Иисуса Христа, явленного через веру в зале славы (Евр. 11), к важным наставлениям по поводу руководителей церкви (Евр. 13). Об ответственности церковных руководителей идет речь в Евр. 13:17, а в Евр. 13:7 говорится конкретно об их обязанности подавать другим пример. Автор наставляет читателей: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая426 на кончину их жизни, подражайте вере их». Изучение результатов образа жизни наставников (от anastrophe) и подража-

ние (императив настоящего времени от numeomai) — параллельно предпринимаемые усилия. Все послание полно конкретных примеров, которым следует подражать.

Петр адресует аналогичное послание непосредственно руководителям церкви. Он велит старейшинам: «Пасите [ведите или питайте. —Д. 3.] Бо-жие стадо, какое у вас» (1 Пет. 5:2; см. также Ин. 21:15-17; Деян. 20:28). Это — единственный императив во всем отрывке, но он обязывает соответствовать всем перечисленным ниже качествам (1 Пет. 5:2-3). Три противопоставления показывают, какими качествами должны обладать духовные вожди:

1. Духовные вожди служат, движимые не человеческими мотивами, но из-за верности божественным требованиям.

2. Духовные вожди служат не для выгоды, но из духовного рвения.

3. Духовные вожди должны быть не гордыми диктаторами, но смирен ными примерами для подражания.»7

Новозаветные пастыри обязаны были подавать этический пример стаду Божьему. Овцы, в свою очередь, должны были подражать образу жизни своих пастырей (Евр. 13:7). Для этого нужно истинное смирение (1 Пет. 5:5-6).

Образец церкви для церкви

Все верующие должны подавать пример другим верующим. Например, Павел упоминает о двух связанных с этим моментах. Павел утверждает, что когда фессалоникийцы получили Благую Весть от Бога, для них это совершилось в том же историческом контексте, что и для иудейских церквей, то есть в условиях гонений (1 Фес. 2:14-16). Слова Павла: «Ибо вы, братия, сделались подражателями Ц1цг)та1 гугмфцхг (mimetai egenethete) церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее» (1 Фес. 2:14) указывают на необходимость стойкости в вере.

Помимо того, что фессалоникийцы являются подражателями иудейских церквей (1 Фес. 2:14), они, подвергаясь преследованиям, выступили подражателями апостольского круга и Самого Господа, в свою очередь став примером для верующих Македонии и Ахаии (1 Фес. 1:6-7). Михаэ-лис возражает против идеи «сознательного подражания»,»» но следующие

стихи не только говорят о преследованиях, но и свидетельствуют о преданности верующих (1 Фес. 1:8-10). Это жизненно важно для того, чтобы подавать пример другим.

В Евр. 6:12 также идет речь о подражании. Примером здесь являются «те, кто верою и долготерпением наследуют обетования». Автор призывает читателей послания присоединиться к их рядам путем подражания.

Михаэлис справедливо замечает:

Увещевание в 3 Ин. 11 — цт) (ицсш то какоу йХХа то ayaQov [me mimou to kakon alia to agathon, «не подражай злу, но добру»] — имеет общий характер, но тесно связано с предшествующими и последующими словами. Гай не должен подражать Диотрефу, который подвергается осуждению в 3 Ин. 9. Он должен брать пример с Димитрия из 3 Ин. 12.429

В Писании нигде не говорится, что надо подражать абстрактному образу. Как и здесь, примеры всегда конкретны. В этом отрывке есть как положительный, так и отрицательный пример.

Верующие должны подражать не только зрелым апостолам, но и тем, кого Бог послал им в качестве духовных вождей (Еф. 4:11-13). Те же в свою очередь, согласно свидетельствам апостольского круга, должны стараться брать пример со Христа, Который единственный являет нам моральный облик Бога. В Новом Завете этическое подражание играет жизненно важную роль, в особенности для церковного руководства. Следовательно, для того чтобы вернуться к пасторскому служению, соответствующему Слову Божьему, надо, чтобы все пасторы не только признавали ценность морального примера и учили этому, но и понимали всю величину своей личной ответственности и, в благодати Его, подавали пример Его пастве и скептическому миру, готовые опровергнуть обвинения в лицемерии.