17. Руководство

Алекс Д. Монтойя

Поместная церковь обязательно должна иметь конкретных руководителей, чтобы достичь своих планов. Руководитель обычно это пастор ведет других верующих к достижению об щей задачи. В Библии есть множество примеров того, как Бог использовал духовных вождей для осуществления Своих замы слов. Руководитель христианин должен неукоснительно со блюдатъ указания Библии по управлению церковью, в особенно сти в том, что касаетсяроли вождя слуги (руководителя/слу жителя). Семь признаков хорошего руководителя это умение владеть собой, разумно принимать решения, эффектив но общаться, иметь определенный стиль руководства, навыки работы с людьми, способность вдохновлять и готовность жертвовать. Руководство включает в себя определение цели, объяснение цели, управление и вдохновение.

Для того чтобы церковь жила и выполняла свою миссию, ей нужен руководитель. Без руководства церковь может сбиться с пути и заблудиться в поисках лучшего мира. Без руководства церковь не способна эффективно благовествовать и обучать верующих и не может прославить Бога так, как Он заслуживает.

Мине пишет, что руководство церкви сегодня переживает кризис, о чем свидетельствуют четыре признака:430

1) отсутствие существенного роста церквей;

2) несогласия и споры среди паствы;

3) большое количество пасторов, бросающих служение;

4) пассивная вера, создающая проблемы с поиском церковного руко водства;

5) высокий процент церквей без служителей.

Отсутствие руководителей стало настоящей язвой современного общества. Беннис, выдающийся специалист по светскому руководству, так говорит об этой проблеме современного мира: « Куда пропали все лидеры? Остались только сражающиеся между собой директора корпораций, деканы университетов, мэры городов, правительство страны. Кажется, что руководители нынче вымирают как класс, а события и обстоятельства выходят из-под разумного контроля».431 Эффективное руководство сегодня необходимо, для церкви же, которая должна благовествовать миру, это обязательное требование — важнейшая и неотложная проблема.

Пастор — это человек, призванный руководить церковью, независимо от церковной политики. Успех церкви в большой мере зависит от его способностей руководителя. В этой главе мы собираемся помочь пастору пасти Божье стадо, показав ему суть пасторского руководства с библейской точки зрения и выявив основные моменты, составляющие это руководство, а именно: определение цели, объяснение цели, управление и вдохновение.

ЧТО ТАКОЕ РУКОВОДСТВО

Прежде чем рассмотреть, что говорится о руководстве в Библии, мы попытаемся дать определение самому понятию руководства. Существует множество самых разных определений, что осложняет задачу. «Руководство, — утверждает один автор, — это процесс мотивации людей».42 Другой говорит: «Руководство — это умение стимулировать отдельных людей и целые организации к достижению намеченных ими целей».433 К. Джордж делает акцент на воздействии руководителей на других: «Побуждая других к служению, пастор увеличивает потенциал роста церкви, потому что вся церковь становится задействована в служении».434

Светские специалисты определяют руководство в терминах, которые могут помочь пасторам осознать свою роль. «Основная задача руководителя — создание коллектива людей, объединенных работой для достижения общей цели», — пишет Беннис.435 Берне утверждает:

Я определяю руководителей как людей, побуждающих своих последователей стремиться к определенным целям, которые обладают ценностью и вдохновляют как руководителя, так и его последователей, воплощая их желания и потребности, устремления и нужды. Талант руководителя проявляется в восприятии и применении им своих собственных ценностей и мотивов, а также ценностей и мотивов своих подчиненных.436

Однако применительно к руководителю христианской церкви нам представляются наиболее точными два определения. Первое принадлежит Минсу:

Духовное руководство — это установление таких отношений с членами христианской организации или Тела Христова, чтобы отдельные личности и группа были способны формулировать и осуществлять цели, соответствующие Библии и отвечающие их реальным потребностям. Духовные руководители оказывают на других духовное влияние, побуждая их и вдохновляя на выполнение задач, которые иначе никогда не были бы выполнены.437

OJ Генгель, не менее кратко и точно, определяет руководство как «применение одного из духовных даров в силу Божьего призвания ради служения группе людей и для достижения задач, которые Бог поставил перед ними во имя прославления Христа».»» Следовательно, «пастор, администратор или сотрудник-исполнитель, таким образом, работает с людьми и с помощью людей для достижения цели. Он руководит выполнением задач во имя прославления Бога».439

Все эти определения руководства объединяет следующее: руководитель — это человек, который ведет других к осуществлению общей цели. Если никто за ним не следует, то он явно не может быть руководителем, сколько бы званий у него ни было. Иначе говоря, «церковь может призвать вас стать пастором, потому что пастор — это звание. Призвание не превращает вас в руководителя. Руководитель — это не звание, это роль. Вы становитесь руководителем только тогда, когда начинаете работать»

Руководство с точки зрения Библии

Суть руководства не противоречит Библии. Идея руководства присутствует в Писании. Управление Божьей церковью и другими верующими — это не грех, не эгоизм, не авторитарный подход. Мы говорим об этом с уверенностью, потому что основы христианского руководства заложены в Писании.

Библейские основы

Иногда спрашивают, имеет ли один человек право руководить другими и решать, правы ли они. Но в Писании неоднократно и совершенно ясно говорится о призвании к руководству.

1. Вся история отношений Бога со Своим народом показывает, что Бог обычно осуществлял Свою волю через какого-то конкретного человека. Бог всегда работал через одного человека, который вел людей к исполне нию воли Божьей. Был ли то Авраам в Уре или Ханаане, Иосиф в Египте, Иаков, Моисей в пустыне, Иисус Навин в период завоеваний, судьи, цари или даже пророки и апостолы, Бог вел Свой народ с помощью людей-руко водителей. Когда Бог хотел достичь определенной цели, Он искал челове ка, которому мог поручить эту задачу и который, в свою очередь, стано вился вождем Его народа. Неудивительно, что Он продолжил эту практи ку и в христианской церкви.

2. В Новом Завете ясно говорится, что руководство церковью отвечает замыслу Бога. Апостолы были первыми избранными Христом руководи телями церкви, они имели право вести людей и судить их (Мф. 10:1-42; 18:18-20), а также служить основанием Его благословенной церкви (Еф. 2:20).

При учреждении церкви для духовного руководства общиной появились должности старейшин и диаконов. Старейшина по самой своей сути является руководителем. Само слово старейшина предполагает зрелость и опытность — обязательные качества для человека, который должен руководить собранием (Деян. 14:23; 20:17; Тит. 1:5). Старейшина был также епископом, то есть человеком, которому было поручено надзирать за общиной (Флп. 1:1; 1 Тим. 3:1; Тит. 1:5-6).

Деян. 20 — очень важный отрывок, содержащий описание качеств новозаветных руководителей церкви. В Деян. 20 люди, к которым обращается Павел, названы «пресвитерами церкви» (20:17). Далее Павел определяет их как «блюстителей» и велит «внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (20:28). Далее следует наставление «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (20:28). Ефесские старейшины, таким образом, были пасторами, которые одновременно блюли, вели и питали овец.

В Библии есть также специфические термины для определения руководителей церкви. Способности руководителя перечислены среди даров, данных церкви: «Начальник ли, начальствуй с усердием» (Рим. 12:8);141«дар… управления» (1 Кор. 12:28).»2 Руководство названо среди

требований, предъявляемых к старейшинам церкви: «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5).443 Иначе говоря, если вы не способны управлять своей собственной семьей, как вы справитесь с целой церковью?

3. Отдельные призывы, обращенные в Новом Завете к некоторым лю дям, показывают, что эти люди должны были руководить церковью. Обра тите внимание на советы Павла по поводу обращения со старейшинами, которые он дает Тимофею и Титу (1 Тим. 5:17-25; Тит. 1:5-9). Петр тоже четко и понятно обращается к старейшинам (1 Пет. 5:1-5). Здесь указания по поводу руководства весьма определенны.

4, Церковь получила особые наставления по поводу отношения к цер ковным руководителям. Церковь должна «быть почтительна к таковым» (1Кор. 16:16) и уважать их (1 Кор. 16:18). Павел пишет фессалоникийцам: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ва ших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1 Фес. 5:12-13). Автор Послания к евреям говорит верующим: «Повинуйтесь наставникам ва шим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обя занные дать отчет» (Евр. 13:17). Он велит также: «Приветствуйте всех на ставников ваших и всех святых» (Евр. 13:24). В самом деле, читатели должны помнить «наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие» (Евр. 13:7).4» «Понятно, что руководители были поставлены над церковью и церковь находилась под их властью. Никто не имел права пре небрегать духовным руководством или проявлять неуважение к вож дям».445

И пасторы, и простой народ должны понимать: Богу угодно, чтобы у Его церкви были руководители. И те, и другие должны усердно выполнять свои задачи. Пастор должен руководить, вдумчиво и в соответствии с Писанием; люди должны уважать его, повиноваться ему и молиться за тех, кто блюдет их души. Таковы библейские основы подобных взаимоотношений. Давайте подведем итог:

Руководство церкви основывается на нашей вере в Бога и в Церковь, Тело Его Сына, Иисуса Христа. Церковь может иметь много общего с организациями другого рода и действовать аналогично, но ее представления о руководстве должны корениться в вере. Мы считаем руководство Церкви одним из Божьих даров, которые даны ради благополучия и выполнения миссии Церкви. Мы полагаем также, что руководители призваны Богом и служат Ему.446

Библейские указания для руководителей

Позвольте вкратце напомнить вам, что нам очень нужны руководители, понимающие библейские принципы, данные нам Богом. Христианское служение понесло значительный урон из-за нарушения этих принципов. В самом деле, в последние десятилетия XX века репутация служителей резко падает, а все потому, что некоторые пасторы отказались от Божьих правил и запятнали доброе имя пастора.

Не всегда пасторы сами виноваты в плохом отношении к себе. Презрительное отношение к руководителям порождено и современной тенденцией не уважать власти, растущим уровнем образованности, средствами массовой информации, обмирщением церкви, недостатком пасторов и гуманистическими нападками на религию.447 Однако в какой-то степени критика христианских руководителей справедлива. Для того чтобы изменить ситуацию, их поведение должно соответствовать библейским принципам.

Пастор — это духовный вождь, Божий человек, которому поручено воплощать в своем лице идеалы веры, которую он провозглашает. Он должен жить в соответствии со своими проповедями. В наш век прагматизма, когда цель оправдывает средства, многих руководителей подстерегает искушение пренебречь христианскими принципами ради успеха. Более того, когда в миру все стремятся к успеху и считают добродетелью достижение цели, руководители могут неосознанно поддаваться этому влиянию, утрачивая радость служения Христу. Мине напоминает, что «для Бога успех измеряется последовательностью, преданностью и праведностью, — качествами, которые не всегда ведут к впечатляющим статистическим результатам».448 Сам Павел, неудачник по современным меркам, рассказывает нам, что такое успешное служение: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2).

В Новом Завете рассказывается, каким должен быть христианский руководитель (1 Тим. 3:1-7; Тит. 1:5-8). Намереваясь руководить церковью, человек должен понимать, что обязан соответствовать определенным требованиям, чтобы стать пастором, а потом — поддерживать в своей жизни эти качества, чтобы оставаться пастором. (См. главу 5, «Характер пастора», где подробнее говорится об этих особенностях.) То же самое относится к должности диакона (Деян. 6:1-7; 1 Тим. 3:8-13).

В Писании говорится также, как руководитель должен выполнять свои пасторские обязанности (Деян. 20:17-35; 2 Тим. 4:1-5; 1 Пет. 5:1-4). Задача пастора как руководителя — блюсти и пасти стадо Божье, делать все, что ведет к созреванию церкви. Петр выразительно описывает пасторский надзор за стадом в своем Первом послании, говоря, что указание пасти он получил от Самого Главного Пастыря (1 Пет. 5:1-4; см. также: Ин.

21:15-22). Задачи пасторов четки и определенны, так что они не должны путаться и обязаны ясно представлять себе, что делать и как.

Таким образом, пастор по своему призванию — духовный вождь. Он призван к служению Богом. Его задача — надзирать за церковью верующих, ведомой Святым Духом (1 Пет. 5:3; 2:5-10). Качества, которыми он должен обладать для служения, относятся к духовным (1 Тим. 3:1-8). Методы, которыми он пользуется, духовны (Деян. 6:4; 2 Кор. 10:4; 2 Тим. 4:1-4). Его ответственность (Евр. 13:17) и награда — духовны (2 Тим. 4:8; 1 Пет. 5:4). Хотя мы многому можем научиться у мирских руководителей, мы всегда должны помнить, что «руководство церковью отличается от светского руководства».44«

Ментор христианских руководителей, Освальд Дж. Сэндерс, предостерегает: «Если люди для работы в церкви или ее вспомогательных организациях выбираются без учета их духовных качеств, это обязательно приведет к бездуховности нашего управления… Выбор людей на основании светских или материалистических критериев мешает Святому Духу исполнять Свой замысел в этом мире».450 Бог использует духовных руководителей для осуществления духовных задач. Он не нарушает этой аксиомы.

Как руководитель духовный, пастор должен быть руководителем-служителем. В этом заключается великий парадокс христианского управления: Христос управляет, служа нам, посредством этого служения. Его величие — в Его положении служителя всех нас. Господь Иисус ввел это представление о руководстве и показал нам пример, когда сказал:

Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:25-28).

Наш Господь сказал: «Больший из вас да будет вам с луга» (Мф. 23:11).

Господь Иисус был образцом слуги-руководителя. Во всем, в жизни и служении, Он был таким руководителем, какими должны были стать Его ученики. В момент последней вечери он объяснил, что понимает под руководством-служением. Он унизился настолько, что мыл апостолам ноги, а потом сказал им следующее: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:12-15).

Руководство, которое практикуется в миру и даже некоторых христианских церквах, противоречит принципам руководства, заповеданным

Господом. Генгель утверждает, что руководство-служение, подход, который должен быть свойствен тем, кто управляет церковью, «противоречит мирскому мышлению» ,451

Когда люди думают о руководстве, они представляют себе его как синоним господства. Подумайте над следующим заявлением:

Церковные руководители всегда должны думать о своем положении не как о господстве, но как о служении. Руководители избираются не для того, чтобы командовать общиной верующих, их задача — чтобы наставлять благочестивых в духовных вопросах под руководством Христа. Следовательно, как бы мы ни толковали слова «управлять», «руководить», «подчиняться» и «повиноваться», они не значат, что руководители церкви обладают такой же властью, как правители язычников или мирские власти.452

Здесь необходимо сделать два пояснения. Первое — служение руководителя не означает, что он рабски повинуется каждому члену церкви. Мы должны помнить, что «христианский руководитель прежде всего служит Богу, а не овцам» .45li В конечном итоге он держит ответ перед Богом. Следовательно, он делает то, что велит ему Бог, и, очевидно, только то, что благо для овец. Служитель-руководитель — не мальчик на побегушках у всей церкви.

Другое уточнение: руководство-служение успешно. Представление, что подобный взгляд на пасторское служение ослабляет власть руководителя и доверие к нему, ошибочно. Раш приходит к выводу: «Многие руководители ошибочно полагают, что, если они будут служить своим последователям, к ним будут относиться как к слабым и неспособным руководить… Однако руководители-служители достигают большего успеха, чем обычные руководители».454 Даже светские руководители обнаруживают, как важен и эффективен подобный подход.455

Каждый христианский руководитель обязательно должен быть исполнен Духом. Так как Святой Дух — создатель церкви и сила, данная ей, будет логично и естественно ожидать, чтобы руководитель этой церкви непременно был исполнен и ведом этим самым Духом. Сэндерс пишет:

Быть исполненным Духом, таким образом, значит повиноваться Духу. Разум, чувства и стремления человека, а также его физические силы полностью подчинены Ему ради достижения Божьих замыслов. Под Его руководством природные способности руководителя освящаются и усиливаются до предела. Дух, если Его не печалить и не мешать Ему, способен произвести плод Духа в жизни руководителя, дать мудрость и привлекательность его служению и силу — его свидетельству о Христе. Реальное служение — это влияние Святого Духа, осуществляемое через жизни людей, вверившихся Ему (Ин. 7:37-39).45е

Христианские руководители должны подумать над этим утверждением, прежде чем пытаться найти какой-либо секрет или новшество, обеспечивающие эффективность служения. Если не будет небесного дуновения, как бы велики ни были паруса, судно никуда не поплывет!

Практические требования к руководителям

Почти в каждом из крупных трудов, посвященных теме руководства, перечисляются качества руководителя, необходимые для успешного служения. В исследованиях и трудах об имевших успех руководителях особо выделяются некоторые черты. Мы выбрали следующие семь особенностей, отличающих хорошего руководителя.

1. Хороший руководитель отличается самообладанием. Самооблада ние — это первое качество, которое должен выработать в себе каждый на чинающий руководитель. Господь Иисус требовал этого от всех учеников; они не могли управлять другими, пока не научились управлять своей соб ственной жизнью. Он также обвинял иудеев в непригодности для руко водства, называя их «слепыми вождями» (Мф. 15:14; 23:16,24). Если че ловек ставит перед собой цели и жизненные задачи и воспитывает себя, чтобы достичь этих целей, вскоре он увидит, что многого добился и у него появились последователи. Беннис говорит об этом так: «Ни один руково дитель не должен начинать непосредственно с руководства. Человек ста вит перед собой задачу прожить свою жизнь во всей полноте, реализовать себя. Когда он достигает этой цели, он становится лидером».4» Очевидно, здесь имеется в виду самообладание и дисциплинированность в достиже нии жизненных целей. Подумайте над следующими словами:

Если вы хотите

кем-то командовать,

сначала научитесь командовать собой.

Когда вы научитесь себя слушаться,

вы будете готовы прекратить командовать

и станете вождем.458

Руководитель должен быть человеком, управляющим своей собственной жизнью, в том числе своими привычками и поступками. Он отличается самообладанием; он сам себе хозяин. Он умеет распоряжаться своим временем, деньгами, силами и даже желаниями.

2. Хороший руководитель умеет принимать правильные решения. «Вождь принимает решения».459 Это обычно тот человек, который прини-

мает решения, затрагивающие организацию. Принимать решения — дело трудное и неблагодарное. Именно умение быстро принять мудрое решение отличает руководителей от подчиненных. «Когда все факты собраны, — пишет Сэндерс, — истинный руководитель принимает быстрое и четкое решение».460 Руководитель большую часть своего времени тратит на рассмотрение и решение проблем.461 Итак, у всех руководителей есть нечто общее: «Они постоянно вынуждены принимать решения, которые влияют не только на них самих, но и на других людей».462

Принятие решений — участь руководителей, для них нерешительность или неверные решения оказываются недостатком. Неспособность принимать решения — одна из основных причин неудач администраторов, и этот «синдром неумения принимать решения — более распространенная причина административных неудач, чем отсутствие специальных знаний или невладение ноу-хау» .463 Руководители должны прислушаться к следующим словам:

Промедления и колебания губительны для руководства. Искреннее, хоть и ошибочное решение — лучше, чем никакого. На самом деле последнее тоже является решением, и часто ошибочно. Это решение гласит, что статус-кво приемлем. Чаще всего основная проблема с принятием решений связана не столько со знаниями, сколько с неготовностью предвидеть последствия.464

Как же руководители учатся принимать решения? На практике, методом проб и ошибок. Раш приводит пять этапов процесса принятия эффективных решений:

Шаг первый: Правильно обозначить суть проблемы.

Шаг второй: Собрать и проанализировать факты.

Шаг третий: Установить альтернативные способы решения.

Шаг четвертый: Взвесить все «за» и «против».

Шаг пятый: Выбрать из имеющихся положительных альтернатив.485

3. Хороший руководитель умеет общаться. Навыки передачи другим идей, концепций и указаний необходимы для руководителя. Господь Иисус продемонстрировал Свое умение делать это посредством вдохновленных Им книг, созданной Им Церкви и Своей мученической смерти. Его враги тоже прекрасно понимали Его послание.

Если мы не способны общаться, мы не можем быть руководителями. Даже злодеи оказывались во главе великих движений, благодаря способностям формулировать свои убеждения и страстно передавать их последователям — примерами того могут служить Гитлер и Маркс.

Хороший пастор — это больше, чем богослов. Он должен также быть хорошим проповедником, уметь передавать божественное послание. Руководитель никогда не будет иметь последователей, если не умеет передавать другим свое послание. Во главе каждой из крупных церквей сегодня стоит великий оратор. Фактически, в наш век умение передавать другим истины очень важно для выживания любой организации.

То, что человек пишет или говорит, еще не значит, что он передает информацию. Коммуникация — это «процесс, посредством которого мы убеждаем другого человека или группу людей».466 Для того, чтобы делать это эффективно, надо прежде всего понимать людей. Во-вторых, надо хорошо знать предмет. В-третьих — уметь определять климат и, наконец, обращать внимание на отклик слушателей.

Пастор или проповедник всегда должен совершенствовать свои ораторские навыки. Послание не меняется, но аудитория становится иной, поэтому выступающий должен к ней приспосабливаться. Проповедник должен оттачивать свои навыки, так как большинство пасторов не выходит из семинарии талантливыми проповедниками. К сожалению, некоторые проповедники перестают работать над своими навыками. Мы должны осваивать это умение, чего бы нам это ни стоило.467

4. Хороший руководитель обладает своим стилем руководства. Каждый вождь уникален. Его личность, его способы управления людьми неповторимы. Вот почему говорят, что лидерами рождаются, а не становятся. Занятия и семинары по управлению руководителями не делают. Христианскими руководителями становятся благодаря опыту, выдающемуся характеру и Божьим дарам.

Невозможно обсуждать здесь разные стили руководства, но вы можете обратиться к другим трудам, если вас интересует эта тема.468 По поводу стиля следует помнить следующее:

1. Вы должны быть хотя бы поверхностно знакомы с разными стилями руководства и хорошо разбираться в том, что лучше всего соответст вует вашему характеру и обстоятельствам.

2. Вы должны понимать, что обстоятельства могут потребовать друго го, непривычного для вас стиля руководства, который следует ис пользовать на благо организации.469

3. Вы должны определить свой личный стиль руководства и придерживаться его.

Послушайте, что говорит этот руководитель: «Существуют разные способны руководства, поэтому важно провести очень четкое разграничение.. . Последователи способны приспосабливаться к стилю своего руководителя … Если вы выбрали свой стиль, используйте его и будьте последовательны; можете выбрать практически любой стиль, какой хотите».470

Руководители растущих церквей и организаций согласятся с тем, что рост этих организаций в значительной степени связан с их способностью менять стиль руководства. Миллер свидетельствует:

Что же мешает церквам расти? Мне кажется, что медленный рост может быть, с одной стороны, связан с неспособностью отдельных пасторов или руководителей совершенствовать свой стиль руководства… Я начал работать пастором лет двадцать тому назад. Моя церковь из очень маленькой превратилась в очень большую, и случилось это потому, что я постоянно менял стиль руководства.471

Итак, хороший руководитель знаком со стилями руководства и спосо бен приноровиться к потребностям организации. Л

5. Хороший руководитель ладит с людьми. Кто-то сказал в шутку: «Служение было бы чудесным занятием, если бы не люди». Вот в чем суть проблемы горе-руководителей: они не уживаются с людьми. Хорошие руководители научились искусству общения с людьми, которыми они руководят. Людей надо вести за собой, а не тянуть силой. Если руководитель не умеет завоевать симпатии паствы, паства просто разбежится. Поразительное количество христианских руководителей губят свои церкви, потому что не умеют быть тактичными, любящими, полными сострадания, терпеливыми и заботливыми. Обычно сам пастор способствует тому, что паства разбегается. Потом он объясняет снижение количества прихожан чем-то другим. Но люди редко уходят из церкви из-за вероучительных вопросов; обычно это происходит из-за личных конфликтов.

Мине делает следующее замечание: «В пасторском служении самый важный момент, связанный с неудачами и промахами, — это неспособность создать и поддерживать осмысленные отношения сотрудничества с мирянами, работающими в церкви».472 В Писании сказано, что «озлобившийся брат неприступнее крепкого города» (Пр. 18:19). Мудрый руководитель старается никого не обижать, не возбуждать бессмысленных разногласий и умело выбирает темы разговора. К сожалению, сегодня очень многие пасторы этого не умеют.

Человек может быть великим ученым и знатоком Писания. Он может быть сполна наделен основными навыками руководителя, тем не менее, если он не любит людей и не может жить с ними в мире, он никогда не будет вождем. Может быть, его будут называть пастором, но к нему никогда не будут относиться как к истинному пастору. Мы должны внимательно отнестись к совету Павла: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:17-18).

6. Хороший руководитель должен быть вдохновителем. Неотъемлемая черта хорошего руководителя — это способность вдохновлять других почти неосознанно. Хорошие руководители вдохновляют отчаявшихся и упавших духом людей; они способны вдохнуть новую жизнь в умирающую организацию. Сэндерс пишет: «Способность вдохновить других на служение и на жертвы — признак руководителя от Бога. Его пыл воспламеняет окружающих».473 Недостаточно идти перед стадом; нужно вдохновлять его, чтобы стадо пустилось в путь и с энтузиазмом двинулось за ним.

Обычно люди не ведут себя с энтузиазмом, они подчиняются обстоятельствам жизни, ее течению, иногда плохие руководители не воодушевляют, а, наоборот, расхолаживают людей. Двенадцать разведчиков, посланных в Ханаан, принесли хорошие новости и плохие новости: земля на самом деле была плодородной, но там жили гиганты. Кара, постигшая народ Израиля, была вызвана десятью вождями, которые не вдохновили людей, а, наоборот, «распускали худую молву о земле, которую они осматривали» (Чис. 13:33). Плохое руководство привело к тому, что народ долгие годы кругами бродил по пустыне. То же самое можно сказать о церквах и организациях, во главе которых стоят люди, не способные вдохновить других, заставить людей забыть о препятствиях и воспользоваться посланными Богом возможностями. Духовные руководители «побуждают людей увидеть свои духовные потребности, нужды, ценности и задачи, облегчая их рост в жизненно важных областях. Хорошие духовные вожди пробуждают других, наполняют их энтузиазмом, внушают желание возрастать во Христе, выполнять миссию Церкви».474

Вдохновение начинается и заканчивается отношением. Вдохновение — это духовное влияние человека, который делится Духом с тем, кто им не обладает. Хорошие руководители всегда оптимистичны и полны веры. У них нет проблем со взаимоотношениями. Они уже давно поняли важность хорошего отношения к людям. Раш напоминает нам, что «для христианского руководителя отношения с людьми всегда играют важную роль в том, что он делает и чего он достигает. Если человек считает, что цель недостижима, обычно он и не пытается ее достичь. Таким образом, мысли часто становятся неким пророчеством, которое исполняется само

собой» .475 Вдохновенные руководители привлекают вдохновенную паству, и вдохновение растет, как снежный ком, оказывая влияние и на других людей.

Как же руководитель может вдохновиться, как сохранять это состояние? Руководитель отличается от неруководителя тем, что умеет сам себя вдохновить. Он знает секрет того, как поддерживать свой душевный пыл. Вот несколько советов по этому поводу:

1. Постоянно искренне молитесь, потому что Бог — источник всякой жизни (Ин. 15:5; Флп. 4:13).

2. Будьте реалистом. Опирайтесь на факты. Не бойтесь правды. Вдох новение — это не беспочвенные фантазии.

3. Будьте оптимистичны. Верьте, что все случается вам на благо (Рим. 8:28). Препятствия — это на самом деле возможности. Камни пре ткновения превращаются в ступени.

4. Верьте. Старайтесь добиться великого ради Бога и ждите, что Он по может вам в этом.

5. Избегайте пессимистов, окружайте себя оптимистами.

6. Ваша семейная жизнь должна быть благополучной. Источники ва шего пыла — небеса и семья.

7. Поддерживайте телесное здоровье. Вдохновение свойственно физи чески здоровым людям.

8. Думайте об успехах, а не о неудачах. Рассматривайте неудачи как возможности приобрести опыт, чтобы потом добиться успеха. Вы не сможете победить, если не будете пытаться это сделать, а попытки не всегда бывают удачны.

9. Читайте духовную литературу.

10. Думайте о других только хорошее. Ищите в людях добро. Они сотворены по образу Божьему!

7. Хороший руководитель готов жертвовать всем ради служения. Руководители дорого платят за свое руководство. Духовное руководство требует дисциплинированности, самопожертвования, великого терпения и умения сносить тяготы. Руководитель одинок, его решения критикуют, от него могут отвернуться даже самые близкие друзья. «На пути духовного руководства стоит крест, — пишет доктор Сэндерс, — и руководитель должен быть готов к тому, чтобы его распяли на этом кресте» .476 Никто не может насладиться плодами руководства, не заплатив за них.

Пасторство — нелегкая задача; это работа не для слабонервных, не для изнеженных, не для тех, кто боится трудностей. Это тяжелейший труд, и если человек не хочет страдать и терпеть, ему не место в служении. Крити-

ка, низкая зарплата, одиночество, разочарования, ненормированный рабочий день, отверженность, нервные срывы — вот неполный перечень трудностей, с которыми сталкиваются служители. Как на войне, многое происходит случайно. Но, как на войне, сражение надо выиграть, и вожди должны вести свои войска, понимая, чем рискуют, и желая платить настоящую цену.

Для того чтобы развить в себе качества хорошего руководителя, нужны время и опыт, а также серьезные самостоятельные исследования. Руководство, соответствующее Писанию, требует ежедневного служения Божьему народу и его защиты. Настали трудные времена, поэтому нам нужны хорошие руководители, иногда таких трудно бывает найти, но мы должны помнить: в самые тяжкие моменты всегда появляются самые хорошие вожди. Мы надеемся, что новое поколение руководителей будет воспитано Богом для той духовной борьбы, которую ведет церковь.

ЧТО ДЕЛАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ

Руководитель руководит! Задача руководителей: проницательно наметить цели, посвятить в эти цели других, дать им поручения и мотивацию для исполнения или осуществления цели. Замысел или цель дается духовным руководителям Богом. Затем для достижения этой цели они могут привлечь всю церковь, что по логике требует заинтересованности церкви в достижении цели. Таким образом, сам процесс руководства делится на четыре этапа: определение цели, объяснение цели, управление и вдохновление. Если пастору или духовному руководителю удастся выполнить эти четыре задачи, его руководство будет успешным.

Определение цели

Пасторы должны обладать проницательностью. Они должны понимать, что должны делать, куда идти и как достичь цели. Проницательность подсказывает им это. Определение цели жизненно важно для церкви как организации: «Определение цели делает церковь живой, — пишет Ли, — если же цели нет, семена смерти посеяны, и они вырастут, рано или поздно».4«

Вот в чем заключается основное отличие между руководством и управлением. Руководитель видит цель, а управляющий осуществляет ее. Стивен Кови определил это различие в такой фразе: «Управление — это восхождение по лестнице успеха; руководство — это умение определить, к какой стене надо прислонить эту лестницу».»» Иначе говоря, «управление —

это правильное исполнение плана; руководство — правильная его постановка».479

По поводу руководства и определения цели Беннис замечает, что «каждый руководитель способен наметить цель, привести людей к ней и претворять ее в жизнь».480 Сэндерс утверждает, что «люди, оказавшие мощное и длительное влияние на свое поколение, были проницательнее остальных и видели дальше, это были люди веры, ибо вера дает видение».481

Что же такое видение цели? Мы найдем определение этого в чудесном труде Минса: «Видение цели — это попытка сформулировать, так четко и ясно, как только это возможно, желаемое будущее состояние организации. Это видение цели определяет направление развития, подбор основных исполнителей и вдохновляет людей на выполнение общих задач».482 Питере и Остин тоже помогают в этом разобраться, добавляя: «Вы должны знать, куда идете, уметь объяснить это ясно и четко — и еще вы сами должны страстно желать достичь цели. Все это должно сопровождаться проницательностью, точным видением будущего положения компании и того, что заставит людей всем этим гордиться».483

Ли замечает: «Когда организация четко осознает свои цели, направления развития и то, каким она видит свое будущее, когда все это всем понятно, людям легче выполнять свои роли в организации и в обществе, частью которого она является».484 Следовательно, сначала надо понять, в каком направлении должна двигаться церковь, а потом поделиться этим видением с людьми так, чтобы они «увидели незримое». Мы считаем, что для пастора такое видение цели — это прежде всего понимание Божьей воли по поводу церкви вообще и, конкретнее, Божьей воли по поводу данной церкви. Это не обязательно должно быть мистическое откровение. Напротив, это четкое представление о возможностях и способность объяснить свое видение другим.485

Видение цели руководителем может проистекать из нескольких источников. Прежде всего, оно идет от Бога через Священное Писание, в котором зафиксирована Божья воля по поводу верующих. Мы можем сказать, что в определенном смысле все пасторы имеют сходные представления о целях Церкви: славить Бога, обучать и созидать Тело Христово. Однако конкретное применение этой общей цели может отличаться в разных церквах и общинах.

Видение цели основывается также на прошлом опыте — чем он больше, чем выше проницательность пастора. Чем больше прошлый опыт, тем яснее будущее: «Когда мы впервые оглядываемся на свое прошлое, будущее кажется нам далеким. Но по мере того, как мы вглядываемся в прошлое, рассматривая его в деталях, мы обогащаем подробностями и видение будущего» .»» Для установления цели важна также увлеченность. Имеет значение и умение применить знания прошлого в настоящем. Мы должны учитывать текущие возможности, что может породить видение новой цели.

Мы должны также поддерживать видение цели, потому что оно имеет свойство забываться, как забываются сны. Кальвин Миллер высказывает два соображения о том, как сохранить актуальность цели:

Первое — молитесь побольше. Когда вы находитесь наедине с Богом, видение цели занимает должное место в вашей жизни. Цель возрождается в тишине, а не в сутолоке жизни. Второе — это повторение. Постоянно вспоминайте свои мечты. Мало того, чтобы вы думали о них в прошлом. Они должны стать частью вашей каждодневной жизни, иначе вскоре вы забудете о них.487

Пасторы не имеют права толочь воду в ступе. Они не могут просто продолжать работать и «удерживать крепость», пока не вернется Христос. Они должны вести людей, давать им видение будущего. Церковь должна понимать, что она находится в процессе развития, и пастор должен объяснять верующим, куда они идут.

Объяснение цели

Определить цель — первое, что должен сделать руководитель; затем его задача — поделиться этой целью с другими. Мы можем также назвать это вербовкой работников. Хорошие руководители понимают, кого можно привлечь, чтобы осуществить намеченную цель. Они следуют примеру Христа, Который призвал апостолов: «Идите за Мною» (Мф. 4:19). Наш Господь призвал к Себе людей и сделал их Своими учениками, людьми, которые поняли Его цель и продолжили учить ей других.

Сегодня церквам не хватает работников. Раш делает следующее замечание:

Нехватка добровольных работников — одна из величайших трагедий сегодняшней церкви. В самом деле, в современной церкви так мало настоящих добровольцев, что нам надо, вероятно, напоминать себе о том, кто такой доброволец: это человек, который вызвался на выполнение задачи по собственной воле, сам. Таких людей так мало среди христиан сегодня, что большинство христианских руководителей испытывают потрясение, когда вдруг видят одного из них.488

Наш мир становится обществом зрителей, которые хотят, чтобы их развлекали, роль профессиональных работников в наших церквах постоянно растет. Прихожане требуют совершенства, которое может им дать только профессионал. В результате у нас все меньше и меньше добровольцев и, вероятно, все меньше и меньше людей, попадающих в Царство Божье. Этот порочный круг необходимо разбить, если мы хотим выжить в будущем столетии.

Руководители должны привлекать верующих к служению делу Христа, они должны не просто верить, но и использовать свои дары на благо всего Христова Тела. Наделяя других поручениями, руководитель должен иметь в виду следующие принципы:

1. Люди хотят служить: «Мы должны понимать, что люди станут доб ровольцами, если поймут важность этой работы, если будут знать, что, выполнив ее, получат то, в чем нуждались, и будут пользоваться уважением» ,489

2. Люди будут служить, если мы «будем поручать конкретные дела конкретным людям на конкретный отрезок времени».490

Руководители должны раздавать поручения, чтобы достичь своей цели. Мы должны научиться искусству вовлекать людей в служение. В конце концов, это часть обязанностей руководителя.491 Поиск добровольцев — дело руководителя.

Управление

Вслед за поиском добровольцев идет управление — то есть перед каждым работником ставится задача и, таким образом, каждый работает на выполнение общей цели. Такова основная задача любого руководителя, светского или церковного. «Человек, которому удается достигать цели, управляя другими, — пишет Сэндерс, — это высший тип руководителя».492 Согласно ряду мнений, «в процессе управления проявляются наиболее важные навыки исполнителя».493

Что же такое управление? Управлять — значит поручать часть своей работы другому человеку, наделить его ответственностью и властью, а также правом руководить другими людьми, которые вместе с вами добиваются определенной цели, или же просто «суметь избавиться от всего, что только можно, и выполнить оставшуюся работу».494 Раш приводит такое исчерпывающее определение:

Управление — это передача власти и ответственности от одного человека другому или от одной группы — другой. В большинстве случаев власть передается с высшего уровня на низший. В результате этого процесса происходит децентрализация власти в организации. Децентрализация предполагает распределение власти и ответственности сверху вниз, в результате чего большее количество людей оказывается вовлеченным в процесс принятия решений.495

Подобного рода разделение власти — это не отказ от руководства, а, напротив, его осуществление. Великие руководители всегда умеют распределять обязанности. Они понимают, что сами все сделать и добиться цели не смогут. По мере роста организации наступает такой момент, когда руководитель, если он хочет, чтобы организация не распалась и сам он не погиб под грузом ответственности, должен поделиться властью. Классический библейский пример такой ситуации — Исх. 18. Если вы внимательно изучите эту главу, то увидите, насколько правильно поступил Моисей.

Польза разделения обязанностей для отдельных людей и всей общины неизмерима. Вот зачем это нужно:406

1) оно освобождает руководителей от части обязанностей;

2) оно обеспечивает качественное выполнение работы;

3) оно помогает принимать решения;

4) оно способствует развитию навыков служения;

5) оно повышает производительность;

6) оно превращает руководителя в участника группы;

7) оно помогает готовить будущих руководителей;

8) оно полезно для самих людей, по мере развития их способностей. Если принять во внимание все преимущества разделения труда, остает ся только удивляться, почему большее количество руководителей не прак тикует этого. Вероятно, так происходит потому, что люди, занимающие руководящие посты, на самом деле не обладают качествами лидеров. Они просто не хотят делиться своей властью и не собираются этого делать. В ос новном потому, что боятся утратить контроль над ситуацией. Такие руко водители также никогда не хотят делиться славой со своими последовате лями. Миллер указывает на их просчет: «Вы никогда не сможете достиг нуть истинных высот руководства, если другие будут работать за вас, а всю славу вы присвоите себе».»7

Неумелое разделение обязанностей также может сработать во вред. Существуют особые приемы разделения власти и определенные качества, которые должны быть ему свойственны. Это — серьезное отношение к своим обязанностям, авторитет и ответственность. Серьезное отношение к обя-

занностям предполагает, что человек выполняет все, что должно быть сделано. Авторитет — это право принятия решений, необходимое для выполнения задачи. Ответственность — это понимание ограничений, в рамках которых выполняется задание. Если чего-то из этого не хватает, разделение труда не будет эффективным.

Мне хотелось бы следующим образом определить шаги, необходимые для правильного разделения обязанностей:

1. Определить тип служения.

2. Изучить обязанности.

3. Выбрать ответственного.

4. Обучить ответственного.

5. Наставить ответственного.

6. Наделить ответственного необходимой властью.

7. Доверять ответственному.

8. Оценить деятельность ответственного.

Трудно переоценить важность этой стороны руководства, и мы согласны с заявлением: «Успех руководителя зависит от того, насколько хорошо он умеет распределять обязанности».498

Вдохновение

Итак, руководитель должен определять цель, вербовать работников и распределять обязанности, но как сделать, чтобы люди выполняли эти обязанности с энтузиазмом в течение длительного промежутка времени? Для этого нужно их вдохновить. Руководитель должен дать работникам мотивацию, чтобы они были увлечены работой. Раш утверждает, что «руководитель никогда не добьется успеха, если его последователи не будут стремиться к успеху».499

Мотивация — это внутреннее побуждение, заставляющее человека действовать.500 Кто-то сказал: «Мотивация — это создание таких обстоятельств, чтобы люди работали для достижения цели» .501

Ни одна другая обязанность руководителя не сопряжена со столькими злоупотреблениями, как необходимость вдохновить людей. Духовные лидеры бывают виновны в самых разнообразных манипуляциях и обмане, стараясь добиться этого в своей церкви. Они льстят, угрожают, поощряют любимчиков, умоляют, вынуждают, подкупают и даже претендуют на то, что получили непосредственное откровение, чтобы заполучить себе последователей.502

Как должен руководитель вдохновлять людей? Он сам должен быть источником вдохновения — его последовательность, его навыки, его знания о том, что должно быть сделано, и его пример — основа любой мотивации. Тактика никогда не будет успешной, если у руководителя нет подобных личных качеств.

Руководители, обладающие такими качествами, могут совершенствовать свои навыки вдохновителей, учась понимать людей и то, что ими движет. Ли приводит следующий список, относящийся к мотивации:503

• Люди должны знать, что должно произойти с ними лично, чего от них ждут и какой вклад в дело группы они могут внести.

• Люди должны ощущать свою принадлежность к коллективу, чувство вать, что никто не возражает против их присутствия, что им искренне рады и что они нужны. •

• Люди должны принимать участие в разработке планов группы и быть уверены, что эти планы достижимы.

• Люди должны выполнять поручения, которые им интересны, соответ ствуют их способностям и вносят вклад в достижение общих целей группы.

• Люди должны видеть результаты в достижении целей организации.

• Люди должны верить в руководителя группы, доверять ему и не сомне ваться в его преданности делу.

• Люди должны всегда считать, что их деятельность имеет смысл.

Конечно, ничто не вдохновляет так, как вдохновенный руководитель. Если руководитель все время чувствует прилив вдохновения, его энтузиазм заразительно действует на всех. Таким образом, чтобы дать мотивацию другим, нужно иметь ее самому.

Пасторское служение — чудесная возможность. Это руководство Божьей церковью, служение Богу, Великому Пастырю, и Его пастве. Мы благословлены Богом, ибо призваны Им как пасторы. Так легко забыть о своей основной обязанности — пасти! Вот почему давайте всегда помнить: Бог поручил нам вести овец за собой.