18. Благовестие

Алекс Д. Монтойя

Так как благовестие представляет собой одну из основных задач церкви, пастор должен играть ключевую роль в исполнении этих церковных обязанностей. В Новом Завете церкви настоятельно велят распространять Благую Весть. В частности, в Мф. 28:18-20 сказано, что благовестие включает в себя обращение к заблудшим, проповедь, обучение послушанию и последующее воспитание учеников. Среди разнообразных методов благовестил можно перечислить личное благовестие, публичное благовестие и учреждение церквей. Пастор должен нести Благую Весть из преданности Христу, любви ко Христу и любви к человечеству. Пастор может вдохновить своих людей своим примером, своими надеждами, увещеваниями, энтузиазмом и проводя особые мероприятия благовестил. Конкретные методы благовестил не должны нарушать чистоту евангельской вести. К методам можно отнести личное благовестие, распространение печатных материалов, домашние библейские занятия, благовестие целым городам и разные служения поместной церкви. Помимо этого Благую Весть можно распространять через средства массовой информации, посредством специальных кампаний и другими разнообразными способами.

Почему церковь должна заниматься благовестием, и почему этот вопрос должен волновать пастора? Ответ прост: Господь наш Иисус велел нам благовествовать (Мф. 28:19-20; Мк. 16:15-16; Лк. 24:46-49; Ин. 20:21; Де-ян. 1:8). Мы обязаны выполнять Великое Поручение — научить все народы, начиная с нашего собственного. Господь хочет спасти человечество:

«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Благовестив грешникам — то, чего Христос больше всего желал, именно для этого Он пришел на землю (Ин. 4:32-33).

Христос призвал учеников последовать за Ним и научиться от Него, как стать «ловцами человеков» (Мф. 4:19). Он научил апостолов нести послание о Царстве и свидетельствовать о Его страданиях. Наконец, Он дал им поручение благовествовать миру, что они и начали делать, как только получили силу Святого Духа (Деян. 1:8; Деян. 2:1-4). ВКниге Деяния описывается, как церковь выполняла данное ей Великое поручение, и то же самое поручение дано сегодняшней церкви.

Заповедь Благовестил

Итак, нам заповедано распространить Благую Весть по всему миру. Но что такое благовестив! Существует несколько основных определений этого понятия. Пакер определяет благочестие как

просто проповедь Благой Вести, Евангелия… Это — общение, в ходе которого христиане излагают Божью весть о милости к грешникам. Каждый, кто преданно передает это послание, при любых обстоятельствах, будь то большое собрание, небольшая группа людей, кафедра или частная беседа, благовествует.604

Известный американский проповедник дает такое определение:

Благовестив — это когда мы берем в руки Библию и показываем людям, что они — грешники, что, согласно Писанию, Бог любит их, что Христос умер на кресте за их грехи и теперь все, кто искренне обратится ко Христу, прося о милости и прощении, получат жизнь вечную. Мы можем побудить их принять искреннее решение, отказаться от греха и поверить во Христа-Спасителя. Таким образом, благовествовать значит нести Евангелие людям, чтобы с помощью Святого Духа они пришли ко Христу и родились свыше, стали детьми Божьими посредством возрождения Духом Святым.505

Когда мы даем определение благовестил или евангелизации, следует иметь в виду текст Мф. 28:18-20, где говорится не просто о распространении вести. Здесь Христос велит своим ученикам обучать других, и поручение Его состоит по крайней мере из четырех частей:

1. Идти, то есть проявлять инициативу, чтобы не грешники шли к нам, а мы — к ним.

2. Нести Благую Весть, послание о Господе Христе, об искуплении, благодати, покаянии и вере.

3. Крестить, то есть призывать грешников к публичному провозглаше нию своей веры во Христа и покаяния.

4. Учить их; создавать группы последователей и обучать их различны ми методами.

Библейское благовестив — это не просто распространение листовок или приглашение знакомых на концерт в церкви. Не мешало бы внимательнее рассмотреть эти четыре пункта.

1. Благовестив должно быть активным. Мф. 28:19 начинается в пере воде со слова «идите», это перевод греческого причастия в аористе: «пой дя», «отправившись». Основной глагол в стихе — «научите», «обучите» все народы. Следовательно, предполагается, что христиане должны пус титься в дорогу, чтобы сделать представителей других народов учениками Христа.

Библейское благовестив предполагает, что верующие идут к заблудшим. Многие пасторы ошибочно считают, что грешники всех народов сами должны идти в церковь, если хотят спастись. Церковь приходит сейчас в упадок именно потому, что перестает искать заблудших. По какой-то причине благовестив превратилось во внутрицерковное дело — оно совершается в стенах церкви. Церковь сегодня ждет, что неверующие придут к ней сами, хотя на самом деле это она должна идти к ним. Чтобы благовестив достигало своей цели, христиане должны понять, что Великое поручение — это призыв оставить безопасную крепость и выйти в мир заблудших, окружающий ее. Все, проповедники и прихожане, кафедра и скамьи, должны благовествовать активно и уверенно.

2. Содержанием благовестия должно быть Евангелие. Учить людей значит призывать их к вере, повиновению и подчинению Иисусу Христу. Некоторые, благовествуя, говорят о социальных переменах, политичес ких свободах, правах человека, экономическом равенстве и тому подоб ном. Все эти проблемы важны, но не имеют отношения к библейскому бла- говестию.

Благовестив — это проповедь о распятии Христа, Который умер за грехи мира, воскрес из мертвых, Который является Господом вселенной и Своей церкви, и люди должны поверить, что эта Весть может оказать влияние на их души (Рим. 3:1-31; 10:9-10; 1 Кор. 15:1-4; Гал. 2:16-21). Нести Благую Весть значит говорить о божественности Христа, Его воплощении, Его безгрешной природе, Его смерти как заместительной жертве за человечество, Его телесном воскресении, покаянии и вере грешников и грядущем суде над миром.

В последнее время и пасторы, и церкви поддаются тенденции «адаптировать» Благую Весть о Христе. С целью привлечь как можно больше новообращенных, проповедники предлагают «упрощенный» вариант Благой Вести, который не может спасти людей. Они придумали «новую Благую Весть», и это плачевно сказывается на результатах. Для того чтобы нести людям истинное Евангелие, нужно тщательно готовиться, по-

тратить много времени, думать, молиться и хранить терпение. Евангельская проповедь — это призыв к людям стать учениками Христа. Все остальное — не библейское благовестив. Если вы добиваетесь внешних проявлений веры, принятия решений и тому подобного, но внутренней убежденности нет, это не библейское благовестив.

3. Благовестив преображает жизнь. Христос велел Своим ученикам крестить народы во имя Троицы, в знак того, что они отказались от греха и обратились к Спасителю. Благая Весть всегда «спасает от рода сего развра щенного» (Деян. 2:40) и «обращает от сих ложных к Богу живому» (Деян. 14:15). Благовествовать значит объяснять народам, что Бог «ныне повеле вает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30). Благовестив всегда предполагает «покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Хри ста» (Деян. 20:21). Павел подводит итоги провозглашения им Благой Вес ти, когда объясняет царю Агриппе: Христос призвал его открыть глаза язычникам, «чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященны ми» (Деян. 26:18). Эффективное библейское благовестив всегда изменяет жизнь человека, он отдает свою душу Христу и подчиняется Ему как Гос поду.

4. Благовестив — это обучение людей. Господь включил в Великое по ручение еще один момент: воспитывать учеников, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:20). Эффективное благовестив предполагает пополнение новыми учениками поместной церкви или собрания верую щих, чтобы, под руководством одаренных христиан, новый ученик мог возрастать в христоподобии (Еф. 4:11-16). Новозаветное благовестив было связано с поместной церковью, и новообращенные становились ее члена ми. Результативность исчислялась не количеством людей, заявивших о своем обращении, а количеством новых членов церкви, а позже — количе ством новых созданных церквей.

Сегодня вялость, равнодушие и компромисс, царящие в церкви, объясняют ее анемичное состояние и застой. Церковь должна снова взять на вооружение заповедь Господа Иисуса: идите! Райе обращается к нашему поколению с таким вдохновенным призывом:

Первое и основное в благовестии — искать грешников! Это самая простая заповедь благовестил, но именно ее-то многим и не удается соблюсти. Они не ищут грешников. Человек может плакать, молиться, читать Библию, ходить в церковь, иметь дома алтарь, платить десятину, жить честно, но его семья и его друзья все равно попадут в ад, потому что он просто не ищет их, не несет им Благую Весть, не старается обратить их в веру в Иисуса Христа. Человек не может трудиться на ниве благовестия, если не хочет прилагать усилий. Бог благословляет активных проповедников. Тот, кто ничего не делает, никого не спасет.606

Как благовествовать

Мы выяснили, что нам заповедано, теперь же давайте определим, в чем состоят конкретные методы благовестия в поместной церкви. Новозаветная церковь использовала по крайней мере три основных способа для выполнения Великого поручения: 1) личное благовестив; 2) публичное благовестив и 3) насаждение церквей. Полезно будет вкратце осветить все три способа.

Личное благовестив

Благовестив вообще всегда является личным, потому что мы имеем дело с конкретными душами, а не с толпой. Человек откликается на Благую Весть в глубине своего сердца, это — уникальный момент, когда Святой Дух снимает покровы с истины и позволяет человеку увидеть славу Евангелия. В этом плане можно сказать, что благовестив всегда бывает личным.

В более узком смысле, однако, личное благовестив — это попытка одного человека обратить другого человека ко Христу. Так было, когда Андрей нашел Симона Петра (Ин. 1:40-42). Так было у Филиппа с Нафанаилом (Ин. 1:45). Иисус благовествовал Никодиму (Ин. 3:1-5) и женщине у колодца (Ин. 4:7-15). Личное благовестив было первой обязанностью апостолов и служением, которым занимался Господь Иисус. В ранней церкви личное благовестив занимало значительное место, члены ее ежедневно ходили из дома в дом, проповедуя Иисуса (Деян. 5:4 2). Те, кто свидетельствовал о Христе в те времена, были известны своим умением вести к Нему души (Деян. 8:26-39; 20:20).

Сегодня надо напомнить верующим о значении личного благовестия, потому что огромное количество христиан и даже пасторов перестало им заниматься, личное благовестив приносит наибольшие плоды, и чем большее количество людей будет им заниматься, тем лучше будут результаты. По поводу личного благовестия Маколи и Бентон пишут:

В конечном итоге, любая другая форма благовестия, о которых мы упоминаем, сводится к этой. Какой бы ни была группа, с которой мы работаем, наша задача — обратить отдельных людей. Нам не нужно обратить некую толпу, массу. Нас не интересуют как таковые студенты, железнодорожники, молодежь или кто-то еще, нам нужен человек, который оказывается студентом, железнодорожником или молодым. Они все — грешники. Они все драгоценны. Христос умер за всех них. Мы смотрим на них как на души, как на личностей. И мы должны обращать их как таковых.607

Ведем ли мы, пасторы, людей ко Христу? Готовим ли мы своих прихожан, чтобы они могли привести к Нему своих родных, друзей и соседей?

Очевидно, что наши усилия должны быть направлены в первую очередь на это.

Публичное благовестив

Господь Иисус, двенадцать апостолов и члены ранней церкви часто представляли Благую Весть перед большими толпами и разного рода собраниями людей. Первые две проповеди Петра после Пятидесятницы были обращены к многотысячным собраниям, и результаты оказались потрясающими — 3000 и 5000 уверовавших соответственно (Деян. 2:14-41; 3:124:4). Ученики Иисуса намеренно искали большие скопления народа, чтобы провозглашать о Христе с наибольшей эффективностью (Деян. 5:42).

Проповедники ранней церкви составляли свои гомилии не для наставления верующих, но для обращения неверующих. Пастор должен стараться публично возвещать Благую Весть заблудшим и не упускать подобные возможности.

Благовестив перед массами — это задача не только публичных проповедников. Каждый проповедник Слова должен быть готов использовать возможность публичного провозглашения Евангелия (2 Тим. 4:5). Прекрасную возможность для массового благовестил можно найти везде, где собирается большое количество людей. В любом поколении есть неверующие, которые часто приходят в церковь, однако остаются глухими, когда проповедник обращается к ним. Проповедуйте Благую Весть на собраниях церкви, вдруг кто-то нуждается в ней.

Учреждение церквей

Когда первые ученики Иисуса вышли за пределы родных мест, Иерусалима, Иудеи и Самарии, они поставили перед собой задачу достичь самых дальних уголков земли и благовествовать всем народам. Очевидно, что новообращенные из этих дальних стран не могли становиться членами Иерусалимской церкви. Единственным логичным решением было основывать церкви в каждом городе, где они бы существовали рядом с грешниками. Учреждение церквей не было новшеством или экспериментом — оно впрямую относится к выполнению Великого поручения. Апостолы и их ученики в буквальном смысле слова рассеялись по известному им миру, благове-ствуя и учреждая церкви на своем пути.

Церковь сегодня не видит связи между благовестием и учреждением церквей, но даже беглое прочтение Нового Завета доказывает ошибочность такой позиции. Основание церквей и есть благовестив. Хотя мы готовы принять далеко не все богословские предпосылки Вагнера, мы согласимся со следующими его словами: «Единственный наиболее эффективный метод благовестия — это основание новых церквей… Непонимание связи между благовестием и поместной церковью — серьезный стратегический просчет».508 Учреждение церквей — это благовестив. Если нас волнует обращение людей, городов и народов, мы должны активно учреждать

новые церкви. Один специалист по основанию церквей утверждает: «Новая церковь должна основывать другие церкви и тем самым обучать людей. Этот процесс должен продолжаться, пока не вернется Спаситель. Фактически, в этом и состоит истинное значение Великого поручения».509 Следовательно, церкви, исполняющие Великое поручение, будут учреждать другие церкви. Участвует ли в этом ваша церковь?

Мотивация Благовестил

Большинство христиан в наших церквах не участвуют в благовестии и на протяжении всей своей жизни не привели к Господу ни единой души. Некоторые не делают этого, потому что не понимают сути благовестия и его способов. Но большая часть не благовествует, потому что им просто не хочется. Ниже мы предлагаем вам ряд возможных мотиваций, сначала для самого пастора, а потом — для его паствы, которые способны побудить христианина относиться к благовестию как к своей священной обязанности.

Мотивация для пастора

В самом деле, все перечисленные ниже мотивации применимы ко всем верующим, желающим повиноваться Христу. Но пастырь нуждается в этом в первую очередь, потому что именно его пример побуждает верующих свидетельствовать о своем Спасителе. Пасторы, изучите нижеследующие конкретные виды мотиваций, необходимых для активного благовестия.

Повиновение Христу. Пасторы подчиняются Пастыреначальнику, и их обязанность — благовествовать заблудшим. Они не только несут ответственность за питание стада, они также умножают его, если хорошо выполняют свои обязанности по несению Евангелия. Апостол Павел проповедовал Благую Весть грешникам, чтобы исполнить поручение, данное ему Христом (1 Кор. 9:16-17). Грин, в своей фундаментальной книге «Благовестив в ранней церкви», утверждает, что повиновение Христу с самого начала было основным мотивационным фактором для исполнения Великого поручения. Ранние христиане считали, что «обязаны перед Богом жить в соответствии со своим исповеданием… Представление о личной ответственности, отчете перед Богом было свойственно благовестию ранней церкви» .»° Благовестив пастора — это не дар и не дело его личного выбора. Это поручение, которое надо выполнять!

Любовь ко Христу. Павел говорит о любви ко Христу как побуждающем мотиве своего служения: «Ибо любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. 5:14). В следующих стихах Павел приводит несколько причин, побуждающих его благовествовать. Христос любит нас, Он любит весь мир, за который умер, чтобы искупить его и примирить с Собой. По этой причине служители Христовы должны служить делу примирения (2 Кор. 5:18-21). О ранних христианах говорили:

Эти люди распространяли свое послание не потому, что им это было выгодно, и не потому, что такова была их обязанность перед обществом. Они делали это не по гуманитарным или утилитарным причинам. Они делали это, потому что ощущали любовь Бога к себе, принятую через Иисуса Христа. Движущей силой вселенной была любовь, и эта любовь побудила их унизиться ради блага человечества, и никто не мог лишить их этой любви.511

Любовь Христова должна побуждать нас благовествовать людям, как побуждала она к этому ранних христиан. Если мы искренне любим Христа, если мы знаем о Его любви к нам, мы должны делиться этой любовью с другими. Как мы можем — как мы смеем в таком случае не делать этого?

Любовь к человечеству. Искренняя любовь к заблудшим грешникам тоже должна побуждать нас к благовестию. Просвещенные души, испытавшие рождение свыше, избежавшие вечных мук и принявшие дары Святого Духа, конечно же, не могут не быть обеспокоенными ужасающим состоянием своих ближних. Сострадание к грешникам побуждает христиан предлагать им то же самое лекарство, которое вылечило их собственные души. Великий апостол любил своих соотечественников так сильно, что всем своим существом жаждал их спасения. Павел дважды говорит о своей великой любви к Послании к римлянам: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:2-3). «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим. 10:1). Какая любовь! Какое рвение!

Благовестив коренится в любви к грешникам. Бог действовал из любви (Ин. 3:16), Христос действовал из любви (Лк. 19:10), ранние христиане действовали из любви. Грин описывает, как ревностно члены ранней церкви заботились о заблудших:’

Эти ранние христиане верили, что Иисус — единственная надежда для мира, единственный путь к Богу для человечества. Если вы верите, что вне Христа нет надежды, и при этом обладаете хоть крупицей любви и сострадания к людям, вас не может не охватить великое желание вести людей по этому единственному пути спасения. Поэтому нас не удивляет, что забота о состоянии, в котором пребывают неверующие, была одним из величайших мотивов, побуждавших христиан ранней церкви к проповеди Благой Вести.612

Это чудовищное противоречие: называть себя сыном Божьим — и, что еще хуже, христианским служителем, — и не заботиться о заблудших. Па-кер пишет: « Желание обращать грешников ко Христу должно быть… естественным, спонтанным, полным сердечной любви, если мы знаем о любви Христа к нам, если благодарны за благодать, спасшую нас от смерти и ада; тогда чувство сострадания и заботы к духовно нуждающимся людям должно возникать у нас непроизвольно и естественно».513

В таком труде, как этот, было бы излишним разжигать пыл благовестия в тех, кто находится в первых рядах нашей церкви и спасает души от адского пламени. Руководствуемся ли мы в своем служении любовью к грешникам? Беспокоимся ли мы о других людях, заботимся ли о состоянии их душ? Следующий абзац окажется полезен для служителей:

Сегодня нам очень нужно, чтобы христианские движения возглавляли люди, движимые состраданием. В каждом уголке этого заблудшего мира требуется служитель с пламенной душой, горящей и сияющей, исполненной рвения и веры в побеждающее Евангелие. Душевная сухость для церквей Иисуса Христа по всему миру страшнее казней египетских и ветров Сахары. Многие служители сегодня суетятся, работают, стараются, выполняют свои профессиональные обязанности, но они бессильны, они утратили могущество, потому что не любят Бога и не любят людей, а без этого служение не достигает цели. Да зажжет Бог святой огонь благовестия во всех наших церквах и на кафедрах, которые в нем нуждаются.514

Мотивация для людей

Не только пастор должен стремиться к благовестию, важно также побудить к нему обычных рядовых верующих. Рядовой христианин должен ревностно стремиться обращать в веру грешников. «Как восхитительно, чудесно и славно было бы, — пишет Торрей, — если бы все христиане активно работали по мере своих возможностей!»515 В самом деле, величайшие моменты благовестия в церковной истории происходили благодаря усилиям обыкновенных рядовых верующих. Историк церкви Латуретт утверждает: «Основными проводниками распространения христианства были не те, кто сделал служение своей профессией, но простые мужчины и женщины, жившие в миру и рассказывавшие о своей вере всем, кого встречали».516 Руководители церкви должны мобилизовать, вдохновить, обучить свои церкви и отправить их к языческому обществу, которое их окружает. Благовестив никогда не будет и не должно быть работой профессионалов, пасторов или узкого круга избранных. Это прерогатива и привилегия всех прихожан. Их нужно, однако, соответствующим образом обучить и мотивировать.

Некоторые верующие не благовествуют, потому что их никогда этому не учили. Другие никогда не замечали потребности мира в Благой Вести. Третьи не имеют возможностей поделиться своей верой. Каждый пастор должен побуждать своих прихожан к активному благовестию, готовить их, следить за тем, как это у них получается.517 Что же может сделать пастор, чтобы вдохновить своих прихожан? Мы предлагаем вам пять вариантов решения.

1. Пастор показывает пример. Господь сказал Своим апостолам: «Иди те за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Иисус Сам бла- говествовал, и в то же время показывал ученикам, как это делать и зачем. Колман так пишет о поведении Господа: «Он всегда подавал ученикам лич ный пример, и все стороны жизни Иисуса — образец для них, но в особен ности важно это соображение ввиду того, что Он все время учил их быть ловцами человеков».518

Если пастор обращает людей в веру, его люди будут следовать его примеру. Сперджен пишет в своем классическом труде «Ловец человеков»: «Мы всегда должны подавать пример сами. Равнодушный служитель не создаст ревностной и живой церкви, я в этом уверен. Человек, которому все равно, который старается не напрягаться, не должен ожидать, что все вокруг него ринутся на спасение душ» .519 Увлечены ли мы сами благовести-ем? Мы разочарованы, потому что наша паства вяла и апатична, не хочет благовествовать? Возможно, нам нужно показать им пример. Тогда они за нами последуют.

2. Пастор рассказывает о своих ожиданиях. Поведение людей в основ ном зависит от того, чему их учат. В вопросах благовестил люди обычно де лают то, чего от них ожидают. В посланиях Нового Завета о благовестии говорится немного. Видимо, Бог ожидал, что Его верующие будут благове ствовать без постоянных напоминаний. Мы должны ждать от своей паствы того же и внушить ей подобное отношение. Если мы будем постоянно гово рить, как трудно благовествовать, и заострять внимание на проблемах, мы только погасим рвение даже в самых пылких душах; тем более не вдохно вит это тех, кто робок.

3. Пастор увещевает. Пастору чаще других приходится выступать из всего собрания, поэтому он может быть вдохновителем и должен использо вать свою харизму на кафедре, чтобы побудить людей к благовестию. Про поведи о личном благовестии должны занимать должное место в расписа нии церкви. Серия проповедей о личном благовестии может чудесным об разом повлиять на сердца паствы, склонив ее к сознательным и активным действиям. Проповедник не должен бояться поступить вопреки всевыш-

ней воле Бога или внушить пастве чувство вины. Если эти люди не заботятся о других и не рассказывают им о спасительной благодати Христа, они действительно должны чувствовать себя виноватыми, потому что на самом деле не выполняют Великое поручение. Как пасторы и проповедники, мы должны увещевать людей, побуждая их к благовестию; рядовые христиане, которые постоянно сталкиваются с этим грешным миром, должны делать это. Постоянно, ненавязчиво, но твердо напоминайте им об опасности неверия и преобразующей силе Благой Вести.

4. Пастор использует энтузиазм новообращенных. Лучший способ за жечь рвение благовестил в церкви — это использовать новообращенных. Новорожденный ребенок всему радуется, так же ведут себя и новообра щенные в поместной церкви. Свидетельство об изменениях в жизни, види мые проявления влияния Благой Вести, чистота и искренность новообра щенного — все это может побудить верующих с новыми силами искать за блудших. Часто сам новообращенный христианин призывает других к благовестию. Новые люди вносят новые силы в церковь, знакомят других верующих с друзьями и родными, нуждающимися в спасении. Пастор дол жен мудро использовать их рвение и энтузиазм, чтобы привести церковь к пробуждению.

5. Пастор проводит специальные мероприятия благовестил. Даже в самых благоприятных условиях церкви могут дойти до того, что число членов резко сокращается. Для того чтобы дать христианам новую воз можность поделиться своей верой, следует предпринять определенные усилия. Это может быть ралли благовестия, походы, библейские занятия на дому, кампании по распространению литературы, краткие миссионер ские поездки, спортивные мероприятия и тому подобное. Подобные вещи не случаются сами по себе. Нужно их планировать, готовить и рекламиро вать, и обычно это происходит по инициативе пастора или руководителей церкви. Вот прекрасный способ задействовать в благовестии большую часть членов церкви, но все равно основным действующим лицом остается пастор. Такие мероприятия нуждаются в активной поддержке.

Без сомнений, рвение, с которым церковь относится к благовестию, непосредственно зависит от отношения ее руководителей. Господь наш бла-говествовал. Первые апостолы благовествовали. Помощники апостолов тоже благовествовали (Деян. 6:8; 8:5). Первые миссионеры благовествовали. Мы можем предположить, что все руководители ранней церкви сопереживали грешникам. Разве сегодня руководители церкви не должны быть такими же? Разве они не должны побуждать все собрание святых к благовестию?

Методы Благовестил

Каждое поколение христиан должно изыскивать способы благовестия грешникам своего поколения. После двух тысячелетий существования

церкви множество людей еще не спасено, поэтому неизбежен вывод, что благовестив всему миру — замечательная задача. Для того чтобы принести всем Слово о Христе, нужно не только рвение, нужна определенная стратегия.

Руководители обычно много спорят о методологии, иногда на обсуждение достоинств и недостатков тех или иных методов уходит больше сил и времени, чем на само благовестив. Иногда подобные споры оказываются сатанинским облаком дыма, за которым скрывается желание помешать верующим выполнять свою основную задачу. Христиане должны помнить о следующих словах Колмана, автора основополагающего труда, посвященного благовестию:

Достижение цели и жизненность — вот что важно в нашей работе. Одно связано с другим, а вместе две эти составляющие в значительной степени определяют результат всего, что мы делаем. Недостаточно просто что-то делать, иметь навыки и трудиться. Надо все время задаваться вопросом: стоит ли это делать? Поможет ли это?

Этот вопрос должен постоянно звучать в связи с благовествованием в церкви. Направлены ли наши усилия на выполнение Великого поручения Христа? Видим ли мы, как все больше и больше преданных благовествует миру в результате нашего служения? Да, мы заняты, мы пробуем одну программу благовестил за другой. Но достигаем ли мы искомой цели?520

Это здравый вопрос, который должен определять наши мысли и планы, связанные с выработкой методологии благовестия. При выборе конкретных методов благовестия нас всегда подстерегает опасность, потому что методы устаревают и не обязательно эффективны в любой ситуации. Методы также обрастают определенным культурным багажом, что делает их непригодными для использования в условиях другой культуры.

Еще один вопрос, связанный с методологией, — это проблема искажения чистоты послания, так как Благая Весть должна оставаться его центром, ведь спасает именно она, какие бы методы, разработанные людьми, мы ни использовали. Природа методов, особенно если они приносят очевидные результаты, такова, что через них действует Божья сила. Так было на протяжении всей истории, с древних времен и до современных христианских рок-концертов. Пакер проницательно пишет о выработке методов благовестия:

Итак, в конечном итоге, существует только один метод благовестия: а именно, точное объяснение и применение послания Евангелия. Это значит — и это тот основной принцип, который мы ищем, — что проверка любой предлагаемой стратегии, или приема, или стиля благовестия заключается в следующем: будет ли это служением Слову? Поможет ли это полностью объяснить Благую Весть и полностью применить ее в жизни? Если да, то метод правилен и зако-

нен; если же он запутывает и вытесняет истины послания и мешает их применению, надо считать его нечестивым и неверным.521

Церковь должна иметь в виду это предостережение, прежде чем разрабатывать конкретные способы благовестил заблудшим поколениям. Конечно, некоторые методы будут более эффективны, чем другие; однако все они должны быть подчинены точной и неискаженной передаче Слова о кресте. Помня об этом предостережении, мы предлагаем вам следующие методы.

Благовестив в поместной церкви

Самое эффективное орудие благовестия — это поместная церковь. Ничто иное не может так результативно вести общество к вере во Христа. По сути дела, все другие организации, занимающиеся благовестием, должны работать на церковь, зависеть от нее и помогать ей. Благовестив в поместной церкви включает в себя подготовку ее членов и их обучение. Иначе говоря, поместная церковь — это первый двигатель благочестия, она первой пожинает его плоды. Благовестив в поместной церкви включает в себя следующее.

Личное благовестив. Каждый верующий должен научиться делиться своей верой и лично вести других ко Христу. Церкви должны давать специальную подготовку мирянам, чтобы те могли благовествовать. Пример такой программы — это программа пресвитерианской церкви Корал Ридж во Флориде, там членов церкви эффективно учат благовестию. Самое удачное средство благовестия — это когда кто-либо делится со своим другом или любимым человеком благословенной вестью Евангелия. Большинство церквей растет именно благодаря личному благовестию и личным приглашениям.522 Следовательно, лучшее, что может сделать поместная церковь, — это подготовить своих членов к благовестию заблудшим.

Благовестив приглашенным. Это разновидность личного благовестия, когда члены церкви приглашают людей на богослужения и ведут их ко Христу. Обычно люди, приходящие в церковь, интересуются Благой Вестью, а значит, охотно слушают проповедника. Поместная церковь, которая не пользуется подобной возможностью, оставляет без внимания эффективнейший метод благовестия.

Библейские занятия на дому. Домашнее изучение Библии — это еще одно действенное средство благовестия через поместную церковь. Организуя такие занятия для живущих поблизости, вы даете возможность услышать о Христе тем, кто не ходит в церковь. Воспитав группу талантливых учителей, церковь может получить в свое распоряжение прекрасное сред-

ство свидетельства обществу. Домашние библейские занятия — прибежище тех, кто ищет ответы на свои вопросы.

Благовестив всему городу. Это программа, которая родилась в Латинской Америке, чтобы помочь церквам благовествовать обществу. Это план несения Благой Вести в каждый дом каждого города, который делится на секторы, поручаемые разным группам. Со временем каждая семья услышит Благую Весть. Организовать это благородное начинание непросто, но оно очень результативно.

Богослужения для ищущих. Это новое явление, с помощью которого поместная церковь организует богослужение как средство для благовестил заблудшим. Хотя оно сопряжено с некоторыми странными инновациями, такое богослужение может оказаться полезным, чтобы донести весть о Христе заблудшему поколению. Опять же, нужно сохранять осторожность, чтобы не исказить Благую Весть и не смешивать подобное богослужение с обычным христианским. Библейская точка зрения — это отношение к подобному богослужению как к любому регулярно проводимому в церкви, но проходить оно должно в другое время.523

Благовестив в средствах массовой информации

Еще одна группа методов для благовестия заблудшим — это массовое обращение по радио, телевидению, через евангелизационные фильмы и литературу. Это дорогое средство, если превращать его в стратегию, но оно может быть очень эффективным в благовестии той части населения, которую трудно убедить традиционными методами. Например, в последнее время фильм «Иисус» был дублирован на множество языков, и миллионы зрителей по всему миру посмотрели его. Недавно этот фильм показывали в мусульманских странах Северной Африки, где иные средства вряд ли бы себя оправдали.

Благовестнические кампании

Время массового благовестия еще не прошло. Хоть это и не самое эффективное из средств достижения роста церкви, оно весьма полезно для распространения Евангелия массовой аудитории. Эти методы, от городских мероприятий до широкомасштабных ралли, позволяют охватить большое количество населения в тех местах, где подобные акции организуются. Давайте не будем забывать, что иерусалимская церковь возникла в результате массового благовестия (Деян. 2). Многие талантливые проповедники специализируются на этом методе и помогают распространению Благой Вести христианской церкви.

Благовестив в конкретных областях

Наше время — время специализации, и церковь разработала творческие программы работы с конкретными группами людей. Поместная церковь создает особые методы благовестия отдельным группам. Организации «Кэмпус крусэйд» («Крестовый поход ради Христа») и «Навигаторы» избрали своей целью обращения к студентам и служащим соответственно. Они разработали прекрасный материал для работы поместной церкви со студентами колледжей. Например, проводятся христианские завтраки для бизнесменов, спортивные мероприятия благовестия, есть программы для матерей и дошкольников (MOPS), «Клубы благовестия» для детей, «Общества детского благовестия», клубы AWANA — для учащихся старших классов. Церковь не должны бояться создавать специальные программы служения, чтобы благовествовать определенной группе грешников. Надо и впредь подходить к делу творчески, пытаясь обратить этот мир ко Христу.