19. Обучение

С. Лэнс Куинн

Бог призвал Своих пасторов обучать других. И в Ветхом, и в Новом Завете обучение других обязательная часть служения. Иисус, великий Учитель, в Своем служении применял конкретные принципы, которым мы можем подражать, которые и сегодня не утратили своей жизненности. Это размышление в молитве, тщательный отбор, сознательное общение и мощное провозглашение. В Писании нигде не говорится о пастыре, который никого не обучает; пасторы должны воспитывать себе смену.

В Библии говорится, что пасторы должны иметь учеников. Помните, как Иофор советует Моисею выбрать среди благочестивых людей, которые помогли бы ему управлять Израилем. Иофор говорит:

Итак послушай слов моих; я дам тебе совет… ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесяти-начальниками и десятиначальниками. Пусть они судят народ во всякое время, и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя]. Если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром (Исх. 18:19,21-23).

Заповедь обучать других

Обучение в Ветхом Завете

Моисей послушался совета своего тестя и сказал народу Израиля в пустыне : « Как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши? Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими» (Вт. 1:12-13). Моисей также понимал, что организация, созданная им для эффективного управления делами Израиля, важна и для последующих поколений:

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих (Вт. 6:6-9; см. также: Вт. 11:18-21; 16:18-20).

Моисей велел, чтобы отцы обучали детей (и даже внуков), тем самым обеспечивая благочестивое управление обществом верующих, в настоящем и будущем. Когда необходимо точно распознать, какова воля Божья, касающаяся дел людских — в миру или в доме, — один принцип предельно ясен: руководители должны обучать своих преемников.

Например, Моисей не оставил Израиль без вождя. Он воспитал Иисуса Навина, в результате чего «прославил ГОСПОДЬ Иисуса пред очами всего Израиля, и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его» (Нав. 4:14; см. также: Исх. 24:13; 33:11; Чис. 11:28). Моисей установил следующий принцип управления: передавай другим то, что ты умеешь, чтобы они продолжили управлять следующим поколением народа Божьего.

В других частях Ветхого Завета тот же самый принцип проявляется в отношениях Елисея и Илии (3 Цар. 19:19-21; 4 Цар. 2:3; 3:11), между Ва-рухом и Иеремией (Иер. 36:26; 43:3). Самуил тоже имел под началом группу пророков-учеников (1 Цар. 10:5-10; 19:20-24).

Предполагается, что эти «личные отношения между учителем и учеником в среде вождей народа позволяли передавать навыки руководителя следующему поколению, и, пока Бог осуществлял Свой замысел, они удовлетворяли потребности людей».524 Тот же автор попробовал подытожить представления об ученичестве в Ветхом Завете:

Отношения между учителем и учеником, помимо преемственности и передачи традиционной мудрости, предполагали неформальные взаимоотношения отца и сына, подготовку старейшин к принятию решений в суде, воспитание мудрых советников и людей, которые специализировались на мудрости и занимались записью мудрых высказываний.525

Именно подготовка учеников, как ее ни назови, является основной темой мудрого ветхозаветного совета: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Пр. 27:17).

Обучение в Новом Завете

Пасторы, следуя этим примерам из Ветхого Завета, должны были воспитывать себе преемников. Это не просто возможность, которую можно использовать либо нет, — такова заповедь Слова Божьего.

Заповедь Иисуса. Сам Иисус Христос велел Своим ученикам-апостолам (и их преемникам) обучать других.526 Это не подлежащее обсуждению правило формулируется в Мф. 28:18-20:527

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Из контекста следует, что христианин обязательно должен иметь учеников. Если все христиане — учителя, то пасторы-старейшины должны быть учителями вдвойне, ведя учеников к уподоблению Христу.»8 Таким образом, отношения пастора с другими людьми чрезвычайно важны. Пасторы должны подавать пример воспитания людей для духовного руководства. Выражаясь словами Иоанна, «отцы» обязаны воспитывать «юношей», а «юноши» — «отроков» (1 Ин. 2:12-14).

Иисус говорил о Своем «иге»: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30, курсив наш. — С. К.). В другом месте Он говорит: «Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:15). Увещевая верующих Ефеса и призывая их к праведной жизни, Павел пишет: «Вы не так познали Христа» (Еф. 4:20, курсив наш. — С. К.). По поводу кротости Павел напоминает филиппий-цам: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5).

Заповеди Иоанна и Петра. Подобным образом Петр напоминает своим читателям, что они должны быть «к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21, курсив наш. — С. К.). Апостол Иоанн напоминает: «Кто говорит, что

пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6; см. также: 1 Ин. 3:24; 4:13-15; 2 Ин. 9; 3 Ин. 11).

Автор Послания к евреям призывает своих читателей, чтобы они «подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр. 6:12; см. также: Евр. 13:7,9).

Заповедь Павла. Павел также говорит, что пастор обязан воспитывать учеников. Он писал к коринфянам: «Посему умоляю вас: подражайте мне» (1 Кор. 4:16). Здесь, однако, он просит не просто подражать себе, так как далее увещевает:«Будьте подражателями мне, как я Христу* (1 Кор. 11:1, курсив наш. — С. К.). Далее, он призывает ефесян: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Он пишет к братьям в Филиппах: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3:17). Он также советует им: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте» (Флп. 4:9). Вот почему фессалоникийцы так нравились Павлу: «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии» (1 Фес. 1:6-7; см. также: 1 Фес. 2:14; 1 Фес. 3:7).

Конечно, один из наиболее известных отрывков, связанных с принципом обучения преемников, в особенности для пасторов, — это 2 Тим. 2:2: « И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить».

По поводу этого стиха Адаме писал:

Люди, пригодные для служения, должны постоянно нести ярко сияющий факел Благой Вести, чтобы суметь передать его (непогасшим) следующему… Люди, которых имеет в виду Павел, призваны Богом для служения. Это люди, которые имеют дары и могут применить их в пастырстве.529

Навыки же приобретаются за счет обучения у других благочестивых. «Павел рассматривает жизнь христианина как подражание жизни Иисуса, следовательно, как упражнение в ученичестве» .63° Об обучении как церковной заповеди наиболее выразительно и сжато говорится в Отк. 14:4, где 144 000 людей «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел».

Свидетельство Ветхого и Нового Завета понятно. Все верующие, в особенности пасторы/старейшины и другие руководители церкви, должны воспитывать учеников Иисуса Христа. Вопрос следующий: «Как лучше выполнить это поручение?» Конечно же, чтобы ответить на него, надо обратить внимание на Самого Христа!

Методы обучения, которые использовал Христос

Лучший метод обучения других — это метод главного Учителя. Преданные пасторы должны брать пример с Него и изучать Его методологию. Таким образом можно открыть основные принципы, которым следовал Иисус и которые помогут нам воспитывать преемников. Наиболее сжато эти принципы выражены в Мк. 3:13-15: «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов».

Размышление в молитве

Первый принцип, который использует Иисус, — это размышление в молитве. Хотя Марк только говорит, что Иисус «взошел на гору» (Мк. 3:13), Лукав Лк. 6:12-13 объясняет, что «в те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих». Где-то к западу от Галилейского озера Иисус Христос молился о наставлении Отца в выборе учеников. Это немаловажный момент жизни Господа. Это решение должно было повлиять не только на будущую жизнь церкви, но и на ход истории вообще! Некоторые считают, что Иисус — так как Он был Богом во плоти — не обязательно должен был молиться, потому что и так знал совершенную волю Божью, но это ставит под вопрос искренность и последовательность Самого Иисуса. Марк совершенно ясно пишет, что Иисус молился! Он был Богочеловеком, но предпочитал общаться со Своим Отцом Небесным, чтобы выбор Его послужил во славу Божью. Этот выбор был очень важен, и Господь помолился перед принятием решения. В своем классическом труде «Пример Иисуса Христа» Сталкер пишет:

Мы обнаруживаем, что Он [Иисус] каждый раз специально молился перед тем, как сделать важный шаг Своей жизни. Одним из самых важных шагов было избрание из учеников тех двенадцати, что должны были стать Его апостолами. От этого выбора зависело будущее христианства; и что же Он сделал перед этим? «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами». Он всю ночь бодрствовал и только потом приступил к выбору, такому важному для Него, для них и для всего мира. Был и еще один день, к которому Он готовился не менее тщательно. Это было, когда Он в первый раз сообщил Своим ученикам, что собирается пострадать и умереть. Было очевидно, что предстоящий день был трудным для Него, поэтому Он предался молитве. Разве нам не стало бы проще, если бы мы поступали таким же образом? Это оказалось бы значительно полезнее, чем размышления над проблемой и применение силы. Наше существование шло бы гораздо более гладко, мы достигали бы цели проще, если бы каждое утро, прежде чем приступить к выполнению обязанностей, общались бы с Богом.531

Принцип размышления в молитве, к которому Христос обратился перед избранием двенадцати учеников, очевиден. Если пастор собирается исполнить Великое Поручение, он должен в молитве размышлять о тех, кому собирается посвятить свое время, кого хочет воспитывать.532 Будь это человек, которого он лично привел к Учителю, или же верующий, нуждающийся в дальнейшем наставлении в вере, его обязанность — молиться о них. Если Сам Иисус Христос всю ночь молился о Своих учениках, то насколько больше должен молиться руководитель церкви? Павел велит молиться неустанно (1 Фес. 5:17), и выбор учеников, несомненно, заслуживает самой внимательной молитвы.

Павел призывает молиться обо всем (Флп. 4:6), и, без сомнения, сюда входит и воспитание преемников (см. Еф. 6:18). В пастырских посланиях Павла очень много молитв о молодых помощниках (например, 1 Тим. 1:2; 2:8; 6:21; 2 Тим. 1:2-3; 4:1,22; Тит. 1:4; 3:15).

Когда Иисус Христос молился о верующих в Него, Он подал нам чудесный пример, в особенности для пасторов. Он подал пример Своим ученикам, когда помолился перед избранием их.

Тщательный отбор

Второй принцип, который можно установить на примере Иисуса, — это тщательный отбор, о котором говорится в Мк. 3:13: «Позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему».

История гласит, что Иисус Христос велел людям идти за Ним. Пастор, который хочет воспитывать других, должен быть очень точным, делая то же самое. Во-первых, он должен быть уверен, что Христос велел ему обучать тех, кого угодно обучать Ему. Собственно говоря, обучать других велено в Мф. 28:18-20, это заповедал Христос, а то, что Он велит, будет сделано Его благодатью. В Деяниях ясно сказано, что Христос обещал пребывание Святого Духа в тех, кто будет обучать (например, Деян. 1:8; 4:7-8,31-33; 6:8). Там показан также результат этого (Деян. 2:41,47; 6:7; 8:12). На это великое обещание следует полагаться в процессе обучения.

Во-вторых, те, кого призывает Христос, — это те, «кого Сам хотел» (Мк. 3:13). Это значит, что Он управляет спасением и освящением. Морган справедливо замечает:

Это слово предполагает верховную власть, выбор, основанный на внутренних побуждениях… Он действовал в соответствии со Своими собственными замыслами. Ни один человек не мог бы повлиять на Него. Никакие протесты и заверения в неспособности не поколебали бы Его уверенности. Он избрал Сам, Сво-

ей всевышней властью; в процессе этого избрания Он взял на Себя всю ответственность.533

Только волей Божьей человек становится учеником Христа и принимает учеников во Христе (Ин. 1:12-13; 3:6; 6:44,63,65,70; 8:36; 10:3-4,16; 15:5,16; 1 Ин. 4:19). Духовные вожди, подчиняющиеся той же самой высшей власти, должны внимательно избирать и воспитывать тех, кого Бог предназначил к вечной жизни. Как апостолы вели собрание, выбирая руководителей в Деян. 6:1-6, так и современные пасторы должны тщательно выбирать тех, кого они будут питать и обучать для служения Телу Христову (Еф. 4:11-16). Кроме того, как Павел велел Тимофею доверять особые истины преданным, так и церковные руководители должны выбирать себе преемников для церковного руководства.534

Третье доказательство того, что пастор должен тщательно отбирать себе учеников, содержится во фразе Марка: «И пришли к Нему» (Мк. 3:13). Из этого следует, что Христос в Своей высшей власти избирает, а ученики повинуются. Подобным образом, те, кто откликается повиновением на призыв Благой Вести, являются наиболее вероятными кандидатами. Они будут добровольно брать свой ежедневный крест (Лк. 9:23), и будет очевидной их готовность стать учениками535. Однако следует сделать небольшое предостережение. Эймс замечает: «Человек, который размышляет о выборе учеников… должен здраво оценить этот выбор. Позвать человека идти за вами гораздо проще, чем велеть ему уйти, когда вы, к своей печали и скорби, убеждаетесь, что выбрали не того».536 Следовательно, тот, кто делает выбор, должен быть очень внимателен. Иисус очень тщательно отбирал людей для провозглашения Царства Божьего. Руководители церкви не должны забывать, что Иисус использовал именно людей, а не программы. Эймс предупреждает:

Я видел, как люди проникались идеей благовестил миру о Христе. Я тоже проникся этой идеей и посвятил свою жизнь этой великой, славной цели. Но я видел людей, так поглощенных целью, что для ее достижения они локтями расталкивают окружающих, нуждающихся в помощи и поддержке.

Какова же наша цель? Чего мы собираемся достичь? Когда мы все попадем на небеса, это станет совершенно ясно и понятно. На небесах мы увидим людей. Там не будет собраний комитета, не будет научных трудов на загадочные темы,

не будет исследований и обзоров. Подлинный материал для Небесного Царства — это люди. Если мы влюбляемся в проекты, цели и достижения и не помогаем людям на своем пути, если мы говорим: «Это не поможет мне достичь цели» , о ком мы на самом деле думаем? О себе! Это входит в противоречие с примером Иисуса Христа.537

Халл пишет об этом же:

Большинство христиан верят, что люди — это на самом деле метод Иисуса, но лишь немногие хотят провести всю жизнь, складывая яйца в одну корзину. Верить в людей и применять эту философию на практике — разные вещи. Большая проблема христиан заключается в том, что мы не хотим тратить время на людей, хоть это и составляло основную часть служения Иисуса. Мы боимся, что в корзине притаилась змея.538

В своем классическом труде «Подготовка Двенадцати» Брюс подводит итоги темы тщательного выбора:

Почему Иисус избрал этих людей?.. Он выбрал грубых, необразованных, смиренных людей не потому, что Он завидовал образованным, культурным или знатным. Если бы какой-нибудь раввин, богач или правитель был готов полностью отдать себя служению Царству, Иисус не возражал бы против его имущества, положения и титулов… На самом деле Иисус был вынужден удовлетвориться рыбаками, простолюдинами и зилотами в качестве апостолов. Это был лучший выбор из возможных. Те, кто считал себя лучше, слишком гордились, чтобы учиться, поэтому лишили себя того, что весь мир теперь считает высшим почетом избранных князей Царства… Он предпочел преданных людей, у которых не было особых преимуществ по сравнению с превосходившими их гордецами. И Он был прав, потому что ни для кого не имеет значения, разве что для современников с их предрассудками, каким было социальное происхождение или предыстория двенадцати учеников, ведь они были духовно подготовлены к тому, для чего их призвали. Важно ведь, в конце концов, то, что у человека внутри.539

Осознанное общение

Марк рассказывает о третьем важном принципе обучения — проводить время с учениками и делать это осознанно. В Мк. 3:14 говорится, что Иисус «поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были». Из этих слов ясно, что Иисус Христос избрал Своих учеников для того, чтобы они были с Ним. В греческом тексте используется оборот hina osin meta autou, что может означать «с той целью, чтобы» (или «так чтобы», или «в результате чего») «с Ним были». В Деян. 4:13 рассказывается о плодах времени, проведенного апостолами со Христом: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив,

что они люди некнижные и простые, они удивлялись; между тем узнавали их, что они были с Иисусом» (курсив наш — С. К.). Время, проведенное с Иисусом, дало им возможность не только совершенствоваться и учиться, оно было возможностью для общения и подкрепления Его примером. Однажды, после проповеди и обучения, Иисус сказал: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни» (Мк. 6:31-32).

Любое эффективное пасторское служение — это время, осознанно проведенное с теми, кто подражает своему пастору и готовится к служению. Павел стремился общаться с Тимофеем о делах Господа. Он пишет в 1 Тим. 3:14, что «надеется вскоре прийти к тебе». Далее, во 2 Тим. 1:4, он пишет, что жаждет видеть его, чтобы «исполниться радостью». Павел просит Тимофея: «Постарайся прийти ко мне скоро» (2 Тим. 4:9) и «Постарайся прийти до зимы» (2 Тим. 4:21). Тимофей должен был прийти не просто для того, чтобы помочь Павлу, это было взаимообогащающее общение. Павел был очень привязан к своим ученикам! Вот как описывается его прощание со старейшинами Ефеса, которых он несколько лет обучал: «Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля» (Деян. 20:36-38). Какое чувство объединяло Павла и этих людей!

Время, которое вы проводите со своими учениками, может быть заполнено самыми разными занятиями, но самое главное вот что: человек не может оказать влияние на того, кому не посвящает времени. Если пастор хочет, чтобы у него были преемники, он должен все силы отдать духовному общению и библейскому питанию. В другом контексте Уитни пишет:

Если вы вдруг осознаете, что времени у вас больше нет, будете ли вы сожалеть о том, как тратили его в прошлом и как тратите сейчас? То, как вы проводили время, может быть для вас великим утешением в последние часы. Может быть, что-то вас не удовлетворит, но разве не будете вы радоваться каждому мгновению жизни, исполненному Духом, каждой ситуации, в которой вы повиновались Христу? Разве не будете вы радоваться тем моментам своей жизни, когда вы изучали Писание, молились, поклонялись, благовествовали, служили, постились и т. д., ради того чтобы стать более похожим на Того, перед Кем предстанете на суде (Ин. 5:22-29)? Разве не мудро было бы жить, как решил жить Джонатан Эдварде: «Я решил, что буду жить так, как мне хотелось бы жить в мой смертный час» .540

Хэйдидиан говорит: «Как вы собираетесь использовать свое время, знания и способности? Будете ли вы расходовать их ради временного или ради вечного? Разве не приятно будет вам приблизиться к смерти, зная, что по-

зади остались другие люди, преданные Богу, Его Слову и Его народу, которые продолжают вверенную им работу?»541 Баундс тоже пишет об этом:

Мы постоянно стараемся, иногда натужно, изобрести новые планы, новые методы, новые организации для преумножения церкви и распространения Благой Вести, Сегодня наметилась тенденция забывать о людях и пренебрегать ими ради планов и организаций. Божий замысел прежде всего касается людей, а не чего-либо иного. Люди — метод Бога. Церковь ищет лучшие методы, а Бог ищет лучших людей.542

Пастор, который сам проводит много времени в общении со Христом, будет оказывать влияние на тех, с кем общается. Он будет побуждать их читать вместе с ним Слово Божье, и духовный плод будет велик. Возрастет плод и в жизни тех учеников, на которых он будет оказывать влияние. Принцип сознательного общения чрезвычайно важен. Время, проведенное руководителем и учениками совместно ради Христа, приведет к возрастанию в христоподобии и послужит во славу Божью (см. Рим. 8:30).

Решительное провозглашение истины

Последний аспект обучения — это решительное провозглашение истины: «И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3:14-15). Иисус намеренно общался со Своими учениками, Он также обучал их идти и проповедовать подобно облеченным властью . Греческий оборот в Мк.3:14 (придаточный оборот с наречием hind) — такой же, как в предыдущем предложении, и показывает, что Иисус собирался обучать этих людей, чтобы они проповедовали Благую Весть со всем влиянием.

Очень важно применение этого принципа сейчас.»3 Пасторы не просто проводят время со своими учениками. Это последний принцип обучения: ученики становятся учителями следующего поколения, и т. д. Обучение распространяется, принося в мир тьмы все больше и больше света. По мере того как проповедники несут Благую Весть, Бог превращает в учеников

всех, кто готов проповедовать Евангелие так же уверенно. Преемственность продолжается со времен Иисуса Христа.

Здесь присутствует и еще один скрытый принцип. Иисус учил Своих учеников проповедовать авторитетно. Он хотел, чтобы они учились проповедовать (kerussein, «провозглашать» конкретное послание) и осуществлять «власть» (exonsian) над миром. Наше призвание — проповедовать и жить праведно, чтобы иметь власть над миром. Обучение должно включать в себя также пример того, как следует жить по правде во имя Иисуса. Ничто иное не способно преобразить человека по образу Христа. Наш жизненный пример оказывает на наших учеников мощное и длительное воздействие.

Г

Обязательность обучения

В этой главе мы показали, что обучение — не добровольное дело; это ясная заповедь Писания. Существует такой вывод из вышесказанного: «Вся история церкви, древней и современной, бесспорно свидетельствует о том, что понятие ученичества встречается во всем Новом Завете, от Матфея до Откровения ».544

Наша роль пасторов требует от нас обучать. Мы не можем только проповедовать с кафедры, не принимая участия в людях. Провозглашение Благой Вести — это только начало процесса. Настоящие плоды мы получим только тогда, когда будем выполнять всю работу: питать, вести, освящать, защищать, поддерживать и всячески проявлять пастырскую любовь. Таков процесс обучения.

Иисус сказал, что каждый ученик, даже очень хорошо обученный, будет подобен своему учителю (Лк. 6:40). Это значит, что учитель обязан быть подобным своему Учителю, Иисусу Христу. Мы не можем требовать, чтобы люди за нами следовали, если мы сами, подобно Павлу, не можем искренне назвать себя последователями Христа (1 Кор. 11:1). Конечно, человек, которому это не удается, не может быть пастором.

Более того, пастор, который не воспитывает других, отказывается от выполнения важнейшей из обязанностей служителя. Призвание пастора — проповедовать, но он не может быть просто оратором — говорить перед людьми, но не сближаться с ними. Пастор должен увещевать и наставлять, но он не может просто давать профессиональные советы — распространять свою мудрость среди темной паствы, не принимая личного участия в судьбе людей. Пастор должен вести за собой, но он не может просто быть администратором — заниматься бумагами и делами, забывая, что истинная церковь — это люди.

Бог призвал нас не для того, чтобы мы стали профессиональными клириками; Он призвал нас быть учителями. Павел во 2 Тим. 2:2 обращается к каждому из пасторов Божьей ekklesia (церкви): «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». Это лучшая формулировка роли пастора в одном стихе, какую только можно найти в Писании.

Настоящее испытание для пастора связано с его отношением к ученичеству. Именно здесь люди узнают его и видят, каков он на самом деле. Именно здесь проявляется его знание Библии. Именно здесь он несет максимум ответственности. Именно здесь он помогает другим возрастать в уподоблении Христу— и сам становится все более подобен Учителю.