20. Надзор и увещевание

Ричард Л. Мэйхъю

Охранять Христово стадо верующих от опасности одна из обязанностей, которой пренебрегают пасторы, современной церкви. Духовные стражи должны не только следить за Божьим стадом, направляя его к истине и праведности, Бог велел им также защищать стадо от ошибочного понимания учения и личного греха. В Иез. 3, 33 иДеян. 20 даются ясные указания по поводу того, почему и как пастор должен охранять верующих. Пасторы должны быть хорошими служителями и послушными подражателями Пастыреначалъника, регулярно выявлять приближающиеся духовные опасности и предупреждать о них.

Недавно проводилась конференция пасторов под названием «Переорганизация Церкви», посвященная подготовке церкви к XXI веку. Прочитав материалы конференции, я первым делом задал вопрос: «Зачем нужно перестраивать церковь, которая была задумана Богом как совершенная с самого начала? Разве мы не должны сначала рассмотреть нынешнее положение церкви и устранить лишь то, что плохо, восстановив первоначальный замысел Творца? Кто может усовершенствовать задуманное Богом?» Мы должны не переделывать церковь, но возродить изначальный замысел божественного Создателя. Любые перемены должны быть направлены на возвращение к библейским корням и обретение былой славы церкви.

Рассматривая нынешнее положение церкви, мы задаем следующие вопросы: интересует ли нас мнение ее Хозяина (1 Кор. 3:9)? Думаем ли мы о Том, Кто изначально ее создал (Мф. 16:18)? Зиждется ли еще церковь на своем изначальном фундаменте (1 Кор. 3:11; Еф. 2:20)? На месте ли Краеугольный камень (Edp. 2:20; 1Пет. 2:4-8)? Используем ли мы соответствую-

щие строительные материалы (1 Пет. 2:5)? Тех ли сотрудников мы привлекаем (1 Кор. 3:9)? Хороши ли наши пасторы (Еф. 4:11-13)? На месте ли первоначальные стандарты качества (Еф. 4:13-16)? Продолжаем ли мы работать по первоначальному плану (2 Тим. 3:16-17)?

Библейский подход к сохранению жизненности церкви в следующем столетии требует особого внимания к тем, кто следит за созиданием (то есть пастырям, избранным Богом для охраны Его стада). Используя библейскую метафору, скажем, что надзирают за строительством церкви пастыри стада. Далее в статье мы будем пользоваться этой терминологией.515

Павел так описывает основные обязанности пасторов:

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями (курсив наш. — Р. М.), к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все Тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4:11-16).

ИСТИННЫЙ ПАСТЫРЬ

Писание постоянно предупреждает своих читателей о столкновениях в духовной области.540 Иисус предупреждал о «лжепророках, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). В другом месте Он говорит о лжепастыре как «воре и разбойнике» (Ин. 10:1; см. также: Ин. 10:8).

Нигде в Писании эта тема не проходит так ярко, как в Ветхом Завете, где пророки неустанно предостерегали Израиль от лжепророков, увещевая народ, когда тот сбивался с пути, следуя за ложным вождем.547 В Новом Завете подобные случаи не так трагичны, но там тоже есть предупреждения о возможности обмана, о духовных вождях, которые ведут не туда.548 Каждое из последующих поколений верующих убеждалось в справедливости этих предостережений. Бог по-прежнему заботится о том, чтобы церковь шла за истинными пастырями.

В 1891 г. Джеймс Сталкер в своей лекции о проповеди в Йельском университете проницательно заметил: «Ремесло служителя, когда оно выполняется достойно, неизмеримо почетнее, чем любое другое занятие, но тем больше возможность злоупотребления».549 К сожалению, есть искренние служители, а есть талантливые подражатели. По идее пастор должен защищать свое стадо от обмана. Пасторы должны руководствоваться вполне понятными наставлениями Писания, предостерегая стадо: не каждый, кто претендует на роль пастыря, говорит правду.

Чарльз Джефферсон в своем классическом труде «Служитель как пастырь» перечисляет семь основных функций подлинного пастыря:5

1) любить овец;

2) кормить овец;

3) спасать овец;

4) утешать овец;

5) вести овец;

6) охранять и защищать овец;

7) следить за овцами.

В этой главе мы рассмотрим две из категорий Джефферсона: защиту овец и надзор за ними. Ни об одном из аспектов пасторского служения сегодня настолько не забыли, как о роли стража. Для того чтобы служение было эффективным, необходимо возродить эту его сторону — пастор должен следить за стадом и защищать его от нападений хищников. Настоящий пастор считает безопасность стада Христова очень важным делом. Таким образом, он помогает очищать пасторские ряды от волков, рядящихся в овечьи шкуры.

Надзор за стадом

Термины пастырь, старейшина и блюститель относятся к разным сторонам роли пастора. Все три появляются вместе в Деян. 20:17,28 и 1 Пет. 5:1-2. Старейшина и блюститель используются рядом в Тит. 1, а блюститель и пастырь — в 1 Пет. 2:25, по отношению ко Христу. Поскольку слово блюститель имеет отношение к нашей теме, мы на нем остановимся.

Томас Оден кратко формулирует основные особенности блюстителя: «Епископ — это греческое episkopos, что обозначает стража, надзирателя, инспектора — того, кто отвечает за некий процесс в широком смысле. Episkopos — не иерархический термин, он связан скорее с обязанностями» .551

Пастор блюдет стадо в основном двумя способами.552 Во-первых, пасторы должны вести стадо в нужном и верном направлении. Во-вторых, они предостерегают о духовных опасностях, таких как грех, лжеучителя и ложные учения, а также о нападках сатаны на праведников.

С одной стороны, пастор учит истине, с другой — предупреждает о грехе и опровергает заблуждения, связанные с учением. Ведя свое стадо по тропе праведности, пастор также следит за ним, предостерегает заблудших и спасает их, то есть предотвращает ошибки и борется с ними. Выполняя свои обязанности блюстителей, пасторы учитывают эти две стороны служения. Невозможно вести стадо, если не умеешь увещевать и предостерегать.

Бдительность пастора

Американский патриот Томас Джефферсон заметил, что «цена победы — это постоянная бдительность» .553 Он имел в виду политическую победу, но эта истина относится также и к церкви, если она хочет победить лжеучителей и грех. У. Филипп Келлер недавно предупреждал о «Хищниках на кафедре», призывая к возрождению истинной библейской проповеди во всех церквах мира.554 Слово хищник может показаться слишком резким, но тем не менее оно перекликается с выражениями Христа, справедливо называвшего фарисеев слепыми вождями, змиями и окрашенными гробами (Мф. 23). Духовный страж Божий должен уверенно и смело противостоять тем, кто хитростью узурпирует пастырские посты и сбивает с дороги Божье стадо.

Пастырь из Пс. 22 успокаивал Своих овец с помощью жезла и посоха.555 Эти орудия не только символизируют бдительность, они помогают Пастырю защищать и наставлять. Жезл уберегает стадо от непосредственной опасности. Посох служил для сбора овец, чтобы наставлять их на путь и даже спасать, когда они собирались разбрестись. Равным образом и пастырь Божьего стада — церкви — тоже должен хранить бдительность. Духовное здоровье и целостность стада зависят от выполнения пастором этой части своих обязанностей.

Чарльз Джефферсон когда-то замечательно описал, как пастухи на Ближнем Востоке охраняли свои стада. Параллели между этим описанием и обязанностями современных пасторов провести очень просто, но, к сожалению, часто на это не обращают внимания.

Восточный пастух был прежде всего стражем. У него была сторожевая башня. Он всегда должен был внимательно смотреть вокруг, следить за горизонтом, ожидая приближения врагов. Этому человеку надлежало быть подозрительным и внимательным. Бдительность была его основной добродетелью. Он обязан был всегда быть настороже. Он не мог отвлекаться, потому что враг был близко. Только сохраняя бдительность, можно было застать врагов врасплох. Врагов было много, все они были опасны, хоть и по-разному. Иногда случались наводнения. Реки выходили из берегов. Нужно было быстро что-то предпринять, чтобы избежать гибели. Были и другие враги — дикие звери, хищники: львы, медведи, гиены, шакалы, волки. Были враги и в воздухе — крупные хищные птицы могли схватить ягненка. А самыми опасными врагами были люди-хищники: грабители, разбойники, люди, которые захватывали стада и убивали пастухов. Этот мир был полон опасностей. Казалось, он весь ополчился против пастуха и его стада. Когда Иезекииль, Иеремия, Исайя и Аввакум писали о пастухах, они имели в виду стражей, задачей которых было предостеречь и спасти.55в

Без сомнения, пастор начинает блюсти свое стадо, когда выходит на кафедру, но этого мало. Надзор за стадом в целом не исключает надзора за отдельными людьми. Сильная проповедь всегда была основой пасторского служения, но обязанности пастора ею не ограничиваются. Подумайте над словами Чарльза Бриджеса:

Давайте не будем считать, что наша работа ограничивается кабинетом и кафедрой. Проповедь — высший уровень Служения — обретает силу, когда связана с пасторской работой; и слишком часто отсутствие подобной связи является основной причиной ее неэффективности. Пастор и Проповедник — вот священная обязанность во всей ее полноте, и это показывают наши службы рукоположения и примеры Писания. Публичное выступление ничего не дает для выполнения обязанностей Пастыря, Стража, Блюстителя, Слуги! — эти термины не просто означают, что пастор заботится о стаде вообще, но и предполагают знакомство с потребностями отдельных личностей и их удовлетворение; без этого, без того, чтобы «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею», мы вряд ли вообще можем называть себя «блюстителями».6«

Пасторский надзор включает в себя внимание к духовным опасностям, в соответствии с увещеваниями Нового Завета:

«А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк. 8:15).

«Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах» (Лк. 20:46).

«Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Флп. 3:2).

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

«Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы, получить полную награду» (2 Ин. 8).

Ранняя церковь воспринимала эти библейские наставления со всей серьезностью. Например, обратите внимание, как действовали апостол Иоанн и его ученик Поликарп:

Тот же самый Поликарп, пришедший в Рим в период епископства Аникета, многих еретиков обратил в церковь Божью, провозглашая одну-единственную истину, принятую от апостолов, которая распространялась в церкви. Еще живы те, кто слышал его рассказы, как Иоанн, апостол Господа, придя в Ефесе в баню и увидев там Керинфа, выбежал прочь, не приняв ванны и восклицая: «Бегите, это здание должно обрушиться, так как внутри его — Керинф, враг истины!» Тот же самый Поликарп однажды встретился с Маркионом, который сказал: «Признайте нас!» Поликарп ему ответил: «Я признаю, что ты рожден от сатаны». Апостолам и их ученикам была свойственна подобная осторожность, они не позволяли, чтобы кто-либо словами или действиями искажал истину, согласно заявлению Павла: « Еретик не реагирует ни на первое, ни на повторное наставление, зная, что он грешен, и навлекая на себя осуждение» ,558

Этому примеру следовало и четвертое поколение (Христос, Иоанн и Поликарп — это первые три) — это видно из служения Иринея, ученика Поликарпа:

Некоторые люди отказались от истины, они предались лживым речам и пустым рассуждениям о родословной, они, как говорит апостол, «баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере, и посредством своих умелых и приятных построений они увлекают умы людские и уводят людей от истины». (Я чувствовал, что обязан, дорогой мой друг, написать этот трактат, чтобы раскрыть их козни и противодействовать им). Эти люди подделывают пророчества Божьи и толкуют во зло благое слово откровения. Они отвратили от веры многих, увели их в сторону под предлогом поиска (высшего) знания, увели от Того, Кто сотворил и украсил эту вселенную; как будто они могут открыть людям нечто более прекрасное и возвышенное, чем открыл Бог, сотворивший небеса и землю, и все, что есть на них. С помощью возвышенных и красивых слов они хитро воздействуют на простодушных, вовлекая их в свою систему; и потом коварно губят их, внушая богохульные и нечистые мнения о Демиурге; простодушные же не способны, даже в таком вопросе, отличить ложь от истины.559

Не так давно, в середине 60-х гг., Гарри Блэмирес написал прекрасную книгу, в которой предостерегал британскую церковь об отходе от истины. Он писал о понятии «христианского мировоззрения», призывая возродить христианский тип мышления, основанный на Писании:

В наше время считают, что ваше мнение — это ваше личное дело. В области религии и морали мы быстро скатываемся к интеллектуальной анархии и уже не понимаем, чем истина отличается от лжи. В самом деле, слова истинно и ложно постепенно (и это логично) подменяются словами приятно и неприятно…

Христианская истина объективна, прямолинейна и непоколебима. Она не зависит от мнений людей. Это не изобретение ученых или простых людей и не результат опроса, в ходе которого все человечество ответило на ряд вопросов «да», «нет» и «не знаю». Христианская истина — это нечто, данное свыше, открытое и явленное глазу терпеливого, самозабвенного искателя. Вы не делаете истину. Вы живете в ней. Истину можно сравнить с маяком, на который вы, заблуждаясь, не обращаете внимания. Те, кто пребывает в истине, должны оставаться там. Они не должны возвращаться во тьму, чтобы присоединиться к своим тонущим товарищам под тем предлогом, что внутри и снаружи все одинаково. Их обязанность — втащить других под кров истины. Ибо истина — это несомненное укрытие. Она несокрушима. Если мы начнем разбирать ее на части и раздавать кусочки тем, кто снаружи, мы ничем не сможем прикрыться сами — и не будет укрытия, в котором мы могли бы принять других, уставших от постоянных заблуждений.560

То, что Блэмирес пишет о британской церкви 60-х гг., Дэвид Уэллс пишет об американской церкви 90-х:

Поток исторической ортодоксии, некогда орошавший почву евангельского христианства, теперь проклят из-за обмирщения, которое многие не признают за обмирщение, так как оно представляется нам во всей своей культурной невинности. Конечно, традиция никогда не была непогрешима, у нее были просчеты и слабости, но я вовсе не убежден, что освобождение от ее богословских основ, к которому склоняются сейчас евангельские христиане, приведет к большему соответствию Библии. Фактически, результат совершенно противоположный. Сейчас мы меньше полагаемся на Библию, меньше интересуемся истиной, менее серьезны, менее глубоки, менее способны передать Слово Божье своему собственному поколению так, чтобы создать альтернативу уже присущему ему образу мыслей. Ортодоксы руководствовались любовью к истине, вот почему они могли излагать истину только в богословских терминах. Современные евангельские христиане не руководствуются любовью к истине, вот почему их часто не интересует богословие.661

И Блэмирес, и Уэллс — звенья той цепи людей, которые серьезно относились к библейским наставлениям, связанным с надзором и предостережением. Они — примеры пасторов-стражей, в лучших традициях блюстителей Нового Завета.5вг

Павел писал Титу, что блюститель должен быть «силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). Только увещевать и не обличать — духовное неповиновение, весьма серьезное. Нет сомнений, что это — пренебрежение обязанностями.

Недавно Джон Стотт так объяснил небрежность пастырей XX века и их неумение замечать и опровергать ошибки в учении:

Сегодня немодно говорить об этом. Часто говорится, что пасторы всегда должны быть позитивны в своем учении и никогда ничего не осуждать. Но те, кто так говорит, либо не читали Нового Завета, либо, прочитав, с ним не согласились. Ибо Господь Иисус и Его апостолы подали нам пример опровержения заблуждений и призвали нас к тому же. Может быть, именно пренебрежение этой стороной служения — одна из основных причин богословской путаницы, которая творится сегодня в церкви? В самом деле, богословские споры неприятны чувствительным душам, и в них заключена определенная опасность. Горе тем, кому они нравятся! Но и избегать их умышленно нельзя. Если при возникновении лжеучения христианские руководители будут праздно сидеть и ничего не делать или же убегать прочь, это значит, что они совершенно не заботятся о Божьем стаде. Можно ли бросать овец Христовых беззащитными, «без пастыря», когда вокруг волки? Хорошо ли, что стадо рассеяно, что некоторые овцы разорваны на части? О сегодняшних верующих можно сказать, как об Израиле, что «рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому» (Иез. 34:5). Сегодня даже некоторые из основных доктрин исторического христианства отрицаются некоторыми из руководителей церкви, в том числе они отрицают безграничность Бога живого, Его бессмертие, рождение от девы, смерть во искупление, телесное воскресение Христа, Троицу и Благую Весть об оправдании только благодатью через веру без участия дел и заслуг. Пасторы должны защищать Божье стадо от ошибок и вести его к истине.663

Духовные стражи

Каждый благочестивый пастор в конце своего служения должен быть способен сказать вслед за Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7). Кто бы не хотел услышать слова Господа: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25:21)?

Павел сказал старейшинам Ефеса: «Чист я от крови всех» (Деян. 20:26). Апостол, пользуясь выражением из Иез. 3:18,20: «Я взыщу кровь

его от рук твоих», — свидетельствует, что нес Слово Божье грешникам и святым. В том, что неверующие умерли во грехе, Павел как пастор не виноват, потому что неукоснительно выполнял все свои обязанности, проповедуя Благую Весть (Деян. 20:21). Если верующие сбивались с пути и грешили, это происходило не потому, что Павел не объяснял им замысел Божий (Деян. 20:27).

Если современные пастыри хотят, чтобы их служение было подобно служению Павла, они должны быть не только делателями неукоризненными (2 Тим. 2:15), но и преданными стражами. Тема пастыря-стража подчеркивается в Иез. 3:16-21; 33:1-9. Павел использует те же самые сравнения для описания своего служения (Деян. 20:17-31).

Страж

Бог сказал Иезекиилю: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня » (Иез. 3:17, см. также: Иез. 2:7). Пророк должен был обращаться и к грешникам (Иез. 3:18-19), и к праведникам (Иез. 3:20-21).

В Иез. 33:1-6 говорится об обязанностях военного часового, с которым сравнивается пастырь. Часовой должен был стоять на посту и внимательно следить, чтобы предупреждать город о приближающейся опасности. Если часовой относился к своим обязанностям серьезно, он был безвинен, независимо от исхода дела (Иез. 33:2-5). Если же часовому не удавалось предупредить город об опасности, он был виноват в гибели людей, словно сам был врагом, разорившим город (Иез. 33:6).

То же самое можно сказать о пасторах XX века. Пастор должен следить за стадом, охраняя его, как часовой охраняет город. Божьи предостережения относятся как к неверующим овцам вне стада, так и к верующим внутри него. Пасторы угодны Богу, пока преданно распространяют Его Слово, независимо от результатов. Если же пастырь пренебрегает своими обязанностями, Бог будет считать его виноватым и возложит на него ответственность на суде.

Это — вопрос жизни и смерти, и пастор должен внимательно следить за стадом, как часовой следит за безопасностью города. Томас Оден так развивает это сравнение:

Образ пастора как стража и защитника, часового, бодрствующего всю ночь, уже развивали еврейские пророки. Ответственность перед Богом — вот основная особенность такого сравнения, Иезекииль подчеркивает это: «Было ко мне слово Господне… Я поставил тебя стражем дому Израилеву… и если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно… Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:16-21). Такое отношение к ответственности пророка было перенесено по аналогии на христианских старейшин.

Послушайте, какое это сравнение: часовой, охраняющий город, несет ответственность за судьбу всех горожан, а не только одной улицы. Если часовой заснул и на город напали, он несет ответственность за случившееся. Это заветное сравнение позже было отнесено к пастору, которому вверена ekklesia (церковь),

то есть ответственность его не менее серьезна, чем у часового небольшого города. Если паства оказывается жертвой лжеучителя или забывает об истине, разве не пресвитер, главный старейшина церкви, несет за это ответственность?564

Работники

Обращаясь к старейшинам ефесской церкви, Павел дает наиболее ясные и полные указания по поводу духовного руководства, какие только можно найти в Новом Завете. Он опирается на сравнения и идеи из Иез. 3 и 33.565 Тема стражей не ограничивается личным служением Иезекииля. Павел не только был верным стражем сам, он заповедал старейшинам Ефеса тоже быть такими.

Можно указать по меньшей мере на пять моментов, объединяющих Иез. 3, ЗЗиДеян. 20. Во-первых, иИезекииль, и ефесские старейшины были помазаны Богом. «Я поставил тебя стражем» (Иез. 3:17). «Дух Святый поставил вас блюстителями» (Деян. 20:28). В обоих случаях к служению призывает непосредственно Бог.

Во-вторых, задача призванных — внимательный надзор. Еврейское слово парп (sopeh), которое переводится как «страж» в Иез. 3:17, переданов греческом переводе Септуагинта словом околб<; (skopos).S6e Сравните это с emcKonoq (episkopos), которое переводится как «блюститель» в Деян. 20:28.567 И пророк, и пастырь несут ответственность перед Богом как духовные часовые, обязанные предупреждать о приближающейся опасности. Павел предостерегает ефесских старейшин:

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20:28-31).

В-третьих, в обоих отрывках страж должен нести Слово Божье как предостережение. Особенности служения Иезекииля (Иез. 2:7; 3:17; 33:7) также относятся к служению Павла (Деян. 20:20-21,27). Они оба передавали Слово Божье. Вот почему апостол рекомендовал старейшинам прибегать к благодати Слова Божьего, чтобы их послание тоже отвечало этим требованиям (Деян. 20:32).

В-четвертых, страж должен был обращаться и к неправедным (Иез. 3:18-19; 33:8-9), и к праведным (Иез. 3:20-21). Павел проповедовал покаяния иудеям и язычникам (Деян. 20:21), а также рассказывал церкви о замысле Божьем (Деян. 20:20,27). Эта двойная ответственность — нести Благую Весть заблудшим и блюсти святых — касается и нас сегодня.

В-пятых, и Иезекииль, и Павел считали свои обязанности стражей-блюстителей чрезвычайно важным делом — это был вопрос жизни и смерти. Иезекииль выполнял свою задачу, независимо от результатов, освобождая себя от духовной ответственности (Иез. 3:19,21). С другой стороны, если бы ему не удалось предостеречь людей, Бог обещал: «Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:18,20; 33:8). Павел говорит: «Чист я от крови всех» (Деян. 20:26).

Представление о крови на руках восходит к Быт. 9:5-6, где сформулирован судебный принцип смертной казни. Это идея отражается в трех жизненных областях:

1. Смерть как таковая, в результате преднамеренного убийства (Нав. 2:19; 3 Цар. 2:33; Мф. 27:25; Деян. 5:28) или несчастного случая (Исх. 22:2; Вт. 22:8).

2. Ужасное преступление, не приведшее к смерти, но заслуживающее смертной казни (Лев. 20:9,11-13,16,27).

3. Духовные вопросы жизни и смерти (Иез. 3:18,20; 33:4,6,8; Деян. 18:6; 20:26).

Когда мы понимаем пастырскую ответственность, как она описывается в Иез. 3, 33 и Деян. 20, мы начинаем понимать также, почему Павел воскликнул: «Горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). Апостол прекрасно понимал серьезную ответственность проповедника Благой Вести, возложенную на него Богом. Он хотел предотвратить Божий гнев. Следить за стадом и предостерегать его от ошибок — неотъемлемые обязанности проповедника Евангелия, это не вопрос предпочтения.

Иезекииль и Павел пролили также свет на Евр. 13:17. Там речь идет о преданных блюстителях, которые следят за стадом и дают отчет в своих трудах: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно». Пасторы будут держать ответ перед Богом за то, как наставляли стадо и предостерегали его от духовных опасностей. Бдительность — неотъемлемая часть служения, доверенного Богом Его служителям.

Добрый служитель Иисуса Христа

«Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1 Тим. 4:6). Ради духовного блага ефесской церкви Павел настаивал, чтобы Тимофей «внушал сие», — имеется в виду обличение лжеучений в 1 Тим. 4:1-3 и обучение истине в 1 Тим. 4:4-5. «Добрый служитель Иисуса Христа» предупреждает стадо и обучает его.668 Неспособность предостерегать паству приводит к духовному Чернобылю, потому что опасность реальна, она существует, даже если мы ее не замечаем. В конечном итоге, паства может пострадать от небрежности пастора, который не удосужился вовремя предупредить ее.

Я в прошлом был офицером на флоте, и мне приходилось простаивать многочасовые вахты на палубе военного корабля. Во время вахты я нес ответственность за исход операции и безопасность судна. Если возникала какая-нибудь опасность, я должен был предупредить капитана и команду. Все зависело от моей внимательности. Если бы я ошибся, это могло бы привести команду корабля к гибели, и моя военная карьера закончилась бы плачевно. Примерно такое положение занимает добрый служитель Иисуса Христа.

Стадо нужно обязательно защищать от лжеучителей, неверных учений и личного греха.5» Паства обретет утешение под вашей внимательной защитой (Пс. 22:4). Если вы будете учить всему Писанию, процесс надзора и увещевания будет протекать гладко, потому что Божьи святые будут воспитываться на Его Слове (Пс. 18:12).

Павел, отважный пастырь, боялся немногого. Вот одно из его опасений: «Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3).

Как добрые служители Иисуса Христа, мы должны бояться этого вместе с Павлом, и это не признак слабости или трусости, но свидетельство духовной силы и ясного представления духовной реальности. В противном случае наше служение будет бессмысленным, неугодным Христу, вредным для духовного здоровья стада. Их кровь будет на ваших руках. Стадо может обманываться, поэтому пастыри должны быть бдительны.

Иисус Христос остается Пастыреначальником и главным Стражем наших душ (1Пет.2:25). Сегодня все подчиненные Ему пасторы должны следовать Его примеру, надзирая и предупреждая. Если мы не будем этого делать, значит, мы пренебрегаем Писанием и духовно несознательны.