21. Совершение таинств

Джон Мак-Артур мл.

Причастие и крещение два таинства, установленные Христом, которые церковь должна соблюдать. Причастие это напоминание о последней пасхальной вечере Христа с апостолами перед Его распятием. Позже Павел упрекал коринфскую церковь за то, что ее члены эгоистично извратили этот обряд. Суть Причастия символическое изображение смерти Христа. Каждый христианин должен тщательно готовиться к каждой вечере Господней. Кроме того, христиане должны очень серьезно относиться к таинству крещения. Это значит, что ни один из верующих во Христа не должен оставаться без крещения. Крещение отождествляет верующего со Христом в Его смерти, погребении и воскресении. Иисус лично крестился у Иоанна перед тем, как начать крестить людей Самому. Крещение не имеет значения для спасения человека, тем не менее оно является признаком безоговорочного послушания Христу (Мф. 28:19).

Причастие — также известное как вечеря Господня — и крещение являются двумя таинствами, которые имеют большое значение для протестантов. Церковь придает им такое значение потому, что Господь Иисус Христос настаивал на их осуществлении и заповедал нам это. Я считаю, что христианин должен соблюдать эти таинства, если он повинуется Христу. Иногда нам непросто бывает узнать, какова воля Божья, связанная с конкретным вопросом, но Христос ясно заповедал нам соблюдать эти таинства, и они представляют собой жизненно важную часть жизни христиан. Нельзя легкомысленно относиться к ним или игнорировать их.

Причастие

Исторический контекст

Вечером перед смертью Господь наш Иисус Христос собрал Своих учеников для последнего пасхального ужина. Каждый год иудеи собирались для празднования Пасхи, эта трапеза должна была напомнить им об освобождении Израиля из египетского рабства. Бог наслал на Египет ряд казней для того, чтобы освободить израильтян. Только после последней из казней, смерти всех перворожденных по всей земле Египта, фараон наконец согласился отпустить Божий народ. Израильтяне должны были защитить своих первенцев, вымазав кровью жертвенного агнца косяки дверей. Потом они ели поджаренное мясо ягненка с опресноками и травяными приправами, и это блюдо стало известно как пасхальное.

Ежегодно отмечая праздник Пасхи, израильтяне вспоминали о том, что Бог освободил их из египетского рабства. Сегодня Пасха по-прежнему напоминает нам об этом историческом избавлении, но как о символическом предвестии другой великой трагедии — смерти Христа на кресте.

Иисус использовал древний праздник, придав ему новое значение, когда велел Своим ученикам испить из чаши и отведать хлеба в память о Своей смерти ради них. Распятие, как искупительное историческое событие, важнее исхода из Египта. Христиане вспоминают не жертвенную кровь на косяках, но кровь, пролитую на кресте. Вечеря Господня — это памятное событие, учрежденное Самим Христом. Он окончательно избавил нас от смерти и греха, когда пролил Свою кровь и умер на кресте.

В Мк. 14:22-25 рассказывается о пасхальной трапезе, известной как вечеря Господня:

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

Об этом событии рассказывается также в Мф. 26:26-29 и Лк. 22:17-20. В Ин. 13:12-30 есть ссылка на него, а Павел комментирует его в 1 Кор. 11:23-34. Именно на этом комментарии мы и остановимся.

Отмечать вечерю Господню стало традиционной практикой церкви. В Деян. 2:42 сказано: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Выражение «преломление хлеба» стало синонимом совместной трапезы, во время которой верующие причащались. Такое совместное пиршество с причастием стало известно как «вечеря любви» (Иуд. 12).

В ранней церкви причастие было связано с принятием пищи не только потому, что Господь Иисус так сделал, но и потому, что иудеи ассоциировали Пасху с ужином. Язычники подобным образом включили ужин в свои религиозные праздники.

Очевидно, в ранней церкви вечеря Господня отмечалась ежедневно (Де-ян. 2:46). Вероятно, они причащались каждый раз, когда принимали пищу. В библейские времена общение обычно происходило во время еды. Хозяин просто садился, брал кусок хлеба, разламывал его, и это символизировало начало трапезы.

Позже верующие стали причащаться еженедельно (Деян. 20:7). Так как в Библии не говорится, насколько часто мы должны проводить вечерю Господню, можно делать это после каждого приема пищи, дома или в церкви. Важно повиноваться заповедям Господа и пользоваться чудесной привилегией — вспоминать Его смерть и предвосхищать Его возвращение.

Контекст Писания . «»о могоИ

В 1 Кор. 11 апостол Павел осуждает злоупотребления, возникшие в коринфской церкви в связи с соблюдением вечери Господней. Ситуация в Коринфе весьма показательна, и нам сегодня не мешало бы с ней познакомиться.

Искажения, которые имели место. Христианство разрушило социально-экономические барьеры между верующими, но через двадцать лет после вознесения Иисуса коринфяне стали воздвигать их снова. Те, кто был богат, должны были приносить еду на общение и делиться ею с бедными, но обычно они приходили пораньше и ели сами, не дожидаясь бедных. Бедные уходили домой голодными (1 Кор. 11:33-34). Из-за такого несоблюдения христианских заповедей любви и единства вечеря Господня превратилась в издевательство.

Павел начинает обсуждение проблемы со следующих слов: «Вы собираетесь не на лучшее, а на худшее» (1 Кор. 11:17). Печально так говорить, но эти слова, вероятно, можно отнести и к множеству сегодняшних церквей, потому что люди либо не слышат истину, либо не применяют ее, либо руководствуются своими личными предпочтениями и богословскими представлениями. Когда церковь превращается в место, где собираются «на худшее», начинаются проблемы.

Возможно, коринфяне считали, что соблюдают вечерю Господню, преломляя хлеб, прикладываясь к чаше и произнося какие-то из слов Иисуса, но их поведение показывало, что в духе они не причащались. Они в своем эгоизме исполняли обряд чисто формально.

Все мы знаем, что нельзя прийти на дружеское общение, сесть в угол и есть принесенную с собой пищу. Но именно так вели себя коринфяне. Богачи сами наедались и напивались (1 Кор. 11:21), в то время как бедным было нечего есть и они оставались голодными. Это подрывало сам принцип вечери любви, потому что более состоятельные должны были помогать менее состоятельным, вспоминая великую жертву Своего Творца. Невнимание к нуждам других надлежало вытеснить сознательным единством.

Церковь — это место (возможно, единственное), где богатые и бедные могут общаться, любя и уважая друг друга (Ин. 13:34-35; Иак. 2:1-9;

1 Пет. 4:8-10; 1 Ин. 3:16-18). Единство в служении разным группам нуждающихся стало образцом для новой церкви, в которой все было общее (Де-ян. 4:32-37). Между верующими в церкви не должно быть экономических, расовых или общественных барьеров.

Смысл церемонии. Вечеря Господня — это воспоминание о Том, Кто жил и умер ради нас, момент общения с Ним, объяснения значения Его смерти и знак нашего ожидания Его возвращения. Это — святое таинство, и мы должны относиться к нему с должным трепетом. Именно этого не делали коринфяне. Они превратили вечерю Господню в шутовство.

Увещевая коринфян, Павел чудесно разъясняет нам значение вечери Господней. Он стыдит коринфских верующих, и следующие его слова подобны бриллианту, сверкающему в грязи:

Я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» . Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11:23-26).

То, что говорит Павел, — не его личное мнение. Это не традиция, что передается от одного человека к другому; это было особое откровение, полученное непосредственно от Господа Иисуса Христа. Наиболее консервативные исследователи Библии считают, что 1 Коринфянам было, вероятно, написано раньше, чем какое-либо из евангелий, таким образом, этот отрывок может быть первым письменным откровением о вечере Господней.

Вечер, в который Иисус учредил вечерю Господню, не был обычным. Он обладал особым значением, так как был пасхальным. В особенности это имело значение потому, что Иисус был распят на следующий день, когда празднование Пасхи еще продолжалось. Как Агнец Божий, Иисус был самой великой из пасхальных жертв (Ин. 1:29; 1 Кор. 5:7).

Во время пасхальной трапезы по кругу передавали четыре чаши с вином, через определенные промежутки времени:

Первая чаша. Пасхальный ужин начинался с того, что хозяин благословлял первую чашу, наполненную красным вином, символизирующим кровь жертвенного агнца. К ней подавались горькие травы, символ страданий израильтян в египетском рабстве. Затем участники ужина пели Пс. 112иПс. 113 из раздела « хвалебных ».

Вторая чаша. После передачи этой чаши хозяин преломлял хлеб, смачивал его настоем из горьких трав и фруктовым соусом haroseth (xapo-сет), после чего разделял его между участниками трапезы. Преломленный хлеб символизировал поспешность, с которой израильтяне покинули Египет. Затем вносили жареного ягненка.

• Третья чаша. Когда ужин был закончен, хозяин молился и брал тре тью чашу. В этот момент участники пели остальные хвалебные псалмы (Пс. 114—117). Именно третью чашу Иисус благословил и превратил в часть Вечери Господней. Те, кто принимает причастие, должны вспо минать не столько физическое избавление Израиля из египетского рабства, сколько смерть Христа и то избавление, которое она нам дала.

• Четвертая чаша. Четвертая, и последняя, чаша символизировала гря дущее Царство. Испив из нее, участники пасхального праздника пели заключительный гимн, о чем упоминается в Писании: «И, воспев, [Иисус и Его ученики. —Д.М.]пошлинагоруЕлеонскую» (Мк. 14:26).

Господь Иисус начал вечерю с того, что взял «хлеб и возблагодарив преломил и сказал: „приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Так же и чашу после вечери, и сказал: „сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание»» (1 Кор. 11:23-25). «Возблагодарив» —это греческий глагол eucharisteo. Некоторые называют вечерю Господню евхаристией.

Некоторые ошибочно полагают, что Иисус, отождествив хлеб и вино со Своей плотью и кровью, имел в виду буквально Свое физическое тело и кровь. Глагол estin, «есть», часто используется в значении «символизирует» . Иисус имел в виду, что хлеб и вино на пасхальном ужине символизируют Его плоть и кровь. Вино не было Его кровью в буквальном смысле слова — кровь Его еще текла в Его венах, когда Он говорил это. И хлеб не был Его телом — Его тело еще присутствовало на вечере физически, и его все могли видеть.

Иисус часто выражался образно. Говоря: «Я есмь дверь» (Ин. 10:9), Он имел в виду, что через Него люди входят в жизнь вечную. Он не был дверью в буквальном смысле слова. В притчах, которые Он рассказывал, обычные вещи становились символами духовных реалий. Некоторые из Его последователей не смогли понять, что Иисус, говоря о Своем теле и крови, выражался символически, поэтому они перестали следовать за Ним (Ин. 6:53-66).

Хлеб, который раньше символизировал исход из Египта, теперь обозначает тело Господа. В иудейском мировоззрении тело символизировало всего человека, то есть тело Христово в данном случае — это весь период Его жизни во плоти с момента рождения до воскресения. Христос родился, был распят и воскрес как жертвенный дар человечеству.

Чаша, которую взял Иисус, была третьей чашей пасхального ужина; это была чаша, которая выпивалась сразу же после трапезы. Иисус сказал, что эта чаша символизирует обетования Нового Завета, который вскоре будет скреплен Его кровью. Ветхий Завет был скреплен кровью животных, но Новый Завет был скреплен кровью Самого Христа. Как сегодня договор скрепляется подписью или печатью, так пролитие жертвенной крови скрепляло завет в ветхозаветные времена. Самый яркий пример этого —

Божье обещание не забирать жизнь перворожденных Израиля, если они согласятся, так сказать, расписаться кровью агнца на дверных косяках.

Ветхий Завет требовал постоянного принесения в жертву животных, Новый же, представленный чашей причастия, был скреплен раз и навсегда кровью Агнца Божьего (Евр. 9:28). Иисус на кресте словно подписал договор Своей собственной кровью. Кровь распятия заменила пасхальную кровь.

Христос просит нас помнить о Нем и о том, что Он совершил. Для иудея подобная память означала не только воспоминание о прошлых событиях. Необходимо было, возвращаясь к этому так часто, как только это было возможно, сознательно подчеркивать реальность и значение человека или ситуации. Иисус хочет, чтобы все христиане всех времен размышляли о Его жизни и смерти ради них. Если человек причащается, но при этом его мысли блуждают где-то далеко от Христа, на самом деле он не вспоминает Господа.

Каждый раз, когда мы вспоминаем о Господе, причащаясь, мы провозглашаем смерть Христову (1 Кор. 11:26). Мы напоминаем этому миру, что Бог стал человеком и умер ради искупления всего человечества от греха (1 Ин. 2:2). Мы также ожидаем дня Его второго пришествия, когда мы будем общаться с Ним в Его присутствии.

К причастию надо готовиться. Вечеря Господня — непростое таинство. Мы вспоминаем деяния Христа, мы снова уверяем Его в своей преданности, мы общаемся с Ним, мы провозглашаем Благую Весть, мы предвосхищаем Его возвращение. Вот почему наше отношение к таинству должно быть правильным.

Коринфская церковь вела себя недостойно в отношении причастия (1 Кор. 11:27). И мы тоже можем быть виновны в том же:

• Игнорируя причастие: если мы говорим, что причастие не имеет зна чения и никому не нужно, это недостойное поведение.

• Не понимая его значения: мы можем формально выполнять ритуаль ные действия, не понимая, зачем мы это делаем. Обряд, выполняемый как пустая формальность, мешает нашему общению со Христом.

• Предполагая, что оно обладает спасительной силой: причастие не пе редает спасительной благодати. Это привилегия тех, кто уже спасен, готов бороться с грехом в своей жизни и общаться со Христом.

• Не желая исповедаться в грехах и отказаться от них: мы никогда не должны причащаться, если знаем, что в нашей жизни есть грех, в ко тором мы не исповедались.

• Не уважая и не любя Бога или ближнего.

Тот, кто поступает подобным образом, «виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11:27). Это будет пренебрежительным отношением к уникальной жизни и смерти Христа. Человек, который топчет на-

циональный флаг, топчет не просто тряпку; он проявляет неуважение к стране. Причастие — это настоящая встреча с Господом Иисусом Христом. Оно реально, и неумение признать эту реальность наказуемо (1 Кор. 11:29).

Для того чтобы избежать суда, каждый из участников вечери Господней должен « испытывать… себя… и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28). Греческое слово, которое переводится как «испытывать», обозначает тщательный и строгий самоанализ. Проверьте себя: что вы думаете о Господе, Его вечере и других христианах? Сделав это и разобравшись со своими грехами и недостойными мыслями, вы можете причаститься хлебом и вином.

Тот, кто принимает участие в причастии, не сделав этого, «ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:29). Слово, которое переводится как «осуждение» (krimd), лучше было бы перевести «наказание» . Здесь речь идет о наказании Господом верующих, а не о проклятии неверующих, которое в 1 Кор. 11:32 обозначено термином katakrino. Человек, поступающий подобным образом, не понимает значения и важности Тела Господа. Эти слова могут относиться и к церкви как Телу Христову, но контекст показывает, что речь идет о Самом Господе.

Господь упрекает коринфян за то, что они злоупотребляют вечерей Господней, оттого многие из них больны и умирают (1 Кор. 11:30). Так Бог приговорил к смерти Ананию и Сапфиру за то, что они солгали Святому Духу (Деян. 5:1-11). Бог свят, а человек грешен, и каждый получает то, что заслужил. Может быть, и сегодня многие христиане заболевают и умирают потому, что неправильно относятся к вечере Господней.

Тем не менее Бог не хочет, чтобы верующие соблюдали вечерю Господню только из страха. Павел уверяет нас, что, если нас наказывает Господь, мы не будем прокляты вместе с этим миром (1 Кор. 11:32). Ни один христианин никогда не будет проклят. Бог наказывает Своих детей, чтобы воспитать их, исправить их поведение и наставить их на тропу праведности. ВЕвр. 12:6 говорится: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Мы никогда не должны бояться утратить спасение и быть проклятыми в вечности. Бог накажет нас раньше, чем это произойдет.

Павел завершает свое обращение к коринфянам словами: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» (1 Кор. 11:33-34). Коринфянам следовало ждать друг друга, когда они собирались на пир общения, а не эгоистично насыщаться, пока все не собрались. Те, кто желал утолить физический голод, мог есть дома. В противном случае утрачивался весь смысл причастия, и это влекло за собой божественную кару.

Господь очень серьезно относится к исполнению таинства причастия. Мы никогда не должны забывать о важности этого таинства и, прежде чем принимать в нем участие, должны внимательно изучать свое сердце.570

Крещение

Как мы уже отмечали, Господь заповедал Своей церкви только два таинства: причастие и крещение. Мы много говорим о вечере Господней, потому что регулярно ее проводим. Но тема крещения сегодня в церкви почти не обсуждается. Мы мало о нем слышим. Уже многие годы никто не писал книг о крещении. В религиозных программах крещение почти не фигурирует. Насколько мне известно, «Благодать вам» — единственная радиопередача в Америке, которая транслирует служения, посвященные крещению. Существует такое множество разнообразных мнений по поводу значения крещения и его важности для верующих, что обсуждать эту тему всем уже надоело. Никто не думает о важности крещения для духовной жизни человека. Оно считается сейчас, в лучшем случае, делом второстепенным.

Я считаю, что отсутствие серьезного отношения к крещению сегодня лежит в основе многих серьезных проблем церкви, потому что церковь не исполняет непосредственных ясных указаний Господа. В Своем Великом поручении церкви Иисус говорит о крещении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Заповедь «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» (Деян. 2:38) относится к каждому из современных верующих не меньше, чем к тем, к кому она была обращена в день Пятидесятницы. Все три тысячи человек, обратившихся в веру в тот день, немедленно крестились, и их примеру церковь должна следовать во все времена.

Что мешает креститься верующим во Христа?

Существует несколько причин, по которым некоторые верующие христиане не крещены.

Незнание. Человеку неправильно объяснили, что такое крещение, или не объяснили вовсе.

Гордость. Некоторые предпочитают не креститься из духовной гордости. Для них новозаветное крещение равнозначно покаянию в своем неповиновении или незнании.

Равнодушие. Некоторым просто все равно. Они знают новозаветное учение о крещении и не возражают против него. Может быть, они даже верят в него, но не собираются применять, потому что, видимо, не считают его важным.

Нежелание. Эти люди просто отказываются креститься. Чаще всего это происходит потому, что в их жизни есть грех, и они не хотят публично

признавать перед собранием свое подчинение Иисусу Христу и радость от познания Его.

Отсутствие рождения свыше. К этой последней категории относятся люди, которые на самом деле не христиане, потому что Святой Дух не воздействует на них, призывая к повиновению. Им нравится ходить в церковь, но не хочется публично исповедоваться.

Что такое крещение?

С физической точки зрения, крещение — это церемония, в ходе которой человек погружается в воду. В Новом Завете есть два термина для описания этого события: bapto и baptizo. Bapto используется только четыре раза. Оно всегда означает «обмакивать», например, погружать ткань в краску. Baptizo — это усиленная форма от bapto. В Новом Завете она употребляется много раз и всегда означает «погружаться полностью» или даже «тонуть».

Следует также заметить, что bapto и baptizo никогда не используются в переходной форме. Нигде не говорится, что кто-то крестил кого-то, — например, окроплял водой. Всегда кто-то крестится в воде. Это ясно в Новом Завете с самого начала.

Мф. 3 начинается с описания служения Иоанна Крестителя. В Мф. 3:6 говорится, что люди приходили к нему, чтобы креститься в водах реки Иордан. Очевидно, если их крестили в реке, они должны были туда погружаться. Для того чтобы окропить водой чей-то лоб, река не нужна.

В Ин.3:23 сказано, что «Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды». Зачем ему нужно было много воды? Потому что крестилось множество людей, которые должны были погружаться в воду.

Известен рассказ о Филиппе и эфиопском евнухе в Деян. 8. Филипп проповедовал евнуху о Христе, и тот уверовал. Уверовав, евнух говорит: «Вот, вода: что препятствует мне креститься?» (Деян. 8:36). И «сошли оба в воду» (Деян. 8:38).

Только погружение точно передает символическое значение крещения: верующий в спасении объединяется со Христом в Его смерти, погребении и воскресении. Погружение в воду обозначает смерть и погребение; выход из воды — возрождение. Как знает каждый, кто изучал Ветхий и Новый Завет, Бог обучает нас с помощью символов, сравнений, примеров, притчей и аналогий. Крещение — один из лучших примеров этого.

Какова история крещения?

Откуда оно возникло? Как мы получили крещение? С чего это началось? Началось все еще в ветхозаветные времена. Народ Израиля получил от Бога закон, обетования и пророчества. Эти люди поклонялись истинному Богу. Представители других народов, язычники, могли признать этот факт и тоже захотеть стать подобными израильтянам, чтобы правильно поклоняться истинному Богу. Они хотели стать иудеями — не по происхо-

ждению, что невозможно, но по вере и духу. Таких людей мы называем прозелитами. Процесс приобщения к истинной вере состоял из трех частей: обрезания, жертвоприношения и крещения.

Крещение предполагало погружение в воду. Оно символизировало смерть язычника для языческого мира и его воскрешение для новой жизни в новой семье и новых отношениях с Богом. Обрядовое погружение в воду язычников-прозелитов — первое появление темы крещения в истории искупления.

Теперь обратимся к служению Иоанна Крестителя. Его задача как предтечи Христа заключалась к подготовке людей к приходу Мессии. Как он делал это? Он знал, что Христос будет свят и потребует праведности, поэтому он проповедовал покаяние в грехах и обращение к Богу. Потом он крестил людей, что было зримым выражением внутреннего обращения. s

В один прекрасный день случилось чудо: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его» (Мф. 3:13-15).

Каким образом Иисус исполнил всякую правду? Он умер на кресте. Что бы ни означало крещение Иисуса, оно каким-то образом связано с моментом, когда Бог в Своем праведном гневе сделал Господа Иисуса Христа совершенной жертвой. Тогда исполнилась вся правда, праведный Бог был удовлетворен и мог вменить веру в праведность верующим.

В Лк. 12:50 Иисус говорит: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» Обратите внимание: Он не говорит, что должен быть распят или умереть. Он относился к Своей смерти как к погружению, которое предполагало воскресение. Все это прекрасно отражено в Его собственном крещении.

Когда Иаков и Иоанн пожелали сидеть по правую и левую руку Иисуса в Царстве, Иисус ответил им: «Не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10:38). Я считаю, что когда Иисус говорил о Своем крещении и исполнении всякой правды, Он имел в виду: «Моя смерть и Мое воскресение будут исполнением всякой правды, и Я символически продемонстрирую это Своим крещением».

Что же было после крещения Иисуса? Сам Иисус начал крестить. Согласно Ин. 4:1, Господь крестил большее количество народа, чем Иоанн Креститель. Это значило, что грешники, которые начинали верить в Него, подтверждали свою готовность умереть для старой жизни и воскреснуть для новой. После того как Сам Иисус умер и воскрес, Он заповедал нам идти в мир и учить людей, крестя их.

В день, когда родилась церковь, три тысячи человек уверовали и были крещены. Исторически крещение всегда упоминается как символ смерти

для старой жизни и рождения для новой. Это особо относится к смерти, погребению и воскресению Иисуса Христа.

Каково богословское значение крещения?

Каково духовное значение христианского крещения? Что оно на самом деле означает? Когда верующий крестится посредством погружения в воду, он не только свидетельствует о смерти, погребении и воскресении Христа, но и объединяется со Христом в этой смерти, погребении и воскресении.

За кого умер Христос? За вас. Чьи грехи Он принял на Себя? Ваши. Апостол Павел говорил об этом так: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Посредством духовного чуда, происходящего в момент спасения, Бог помещает вас во Христа. Вы словно умираете вместе с Ним на кресте и воскресаете.

В Новом Завете слово крещение иногда относится к духовному объединению, а не к водному крещению. В Гал. 3:27 сказано: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». В Кол. 2:12 говорится: «Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых». И вероятно, отрывок, где явственнее всего говорится о нашем единении со Христом, таков: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6:3).

Хотя в этих отрывках ничего не сказано о воде, именно водное крещение символизирует наше духовное единение со Христом. Обратите внимание, как апостол Петр говорит об этом: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). Спасает не водное крещение, а наше духовное единение со Христом, о котором говорится как о «бане возрождения» в Тит. 3:5 и как об «омовении грехов» в Деян. 22:16. Водное крещение — это символическое изображение того, что спасает.

Какое отношение ко спасению имеет погружение в воду?

Некоторые люди утверждают: чтобы стать христианином, надо креститься, и, если ты не крещен, ты не спасен. Они путают водное крещение, то есть послушание, со спасением. После того как мы спасены, мы начинаем повиноваться. В Новом Завете крещение представляет собой немедленное и неотъемлемое свидетельство спасения. В день Пятидесятницы уверовало три тысячи людей, все они крестились и приняли от апостолов учение, молитву, общение и преломление хлеба. Все до единого. Этого хочет Бог. Апостолы настаивали на этом.

Сегодня часто можно услышать слова: «У нас был чудесный поход благовестил: три тысячи людей спаслись, сорок два — крестились, а десять вступили в поместную церковь». Как можно все это разделять? В новозаветные времена крестившихся презирали, преследовали и даже убивали.

Только те, кто всерьез был предан Христу, был готов на это пойти. Крещение было неотъемлемо от спасения, и таким оно должно быть сегодня.

В Деян. 2:38 Петр говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас… для прощения грехов». Значит ли это, что вода смывает грех? Нет, это значит, что крещение показывает другим, что грехи человека прощены.

Люди часто спрашивают: «Обязательно ли надо креститься, чтобы попасть на небеса?» Распятый разбойник не крестился (Лк. 23:39-43). Могут быть такие ситуации, когда крещение невозможно, но если кто-то не хочет креститься, это может означать, что он не готов повиноваться. Непокорность — признак человека, не рожденного свыше, ибо Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15) и «Что вы зовете Меня: „Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46).

Почему существуют такие разногласия по отношению ко крещению?

Есть ли какая-нибудь неясность в том, что говорит о крещении Библия? Нет; но тем не менее существует множество запутавшихся христиан. Сатана больше всего старается побудить верующих к неповиновению — и чем раньше, тем лучше. Он может так запутать проблему крещения, что люди игнорируют его, тем самым становясь на тропу равнодушия и бунта. Сатана путал церковь на протяжении многих веков.

Путаница в церкви. «Армия спасения», квакеры и ультрадиспенса-ционалисты (последователи Э. У. Бэллинджера) отрицают значение крещения для жизни сегодняшнего верующего. С другой стороны, такая деноминация, как Церковь Христа, говорит, что крещение спасает. Они считают, что верующий, который не крестился, попадает в ад. Сторонники одной крайности неправильно представляют себе благодать, другие — закон. Одни не исполняют заповеди повиновения, другие не понимают, что спасение дается через веру.

Мормоны, которых нельзя назвать христианами, крестятся за мертвых. У них существует еретическое представление, что, крестившись от имени другого человека, можно обеспечить ему место на небесах. За один год мормоны могут окрестить примерно три миллиона умерших. Эта практика явно не соответствует Библии.

Ошибочность крещения младенцев. В римско-католической церкви практикуется крещение младенцев. Официальное учение римско-католической церкви гласит, что водное крещение очищает ребенка от первородного греха и ведет ко спасению. До наступления средневековья они полностью погружали младенцев в воду, сейчас же окропляют их водой.

Богословы-католики утверждают, что младенец, умерший без крещения, попадает в некий «лимб невинных». Это предположительно место, где дети наслаждаются всяческими материальными благословениями, но не могут видеть Бога. Если ребенок умирает крещеным, он попадает в другое место, где может видеть Бога.

Это представление не соответствует Библии, тем не менее оно бытует в ряде церквей, а не только католической. Например, Мартин Лютер — инициатор протестантской Реформации и основатель многих церквей — никогда не переставал быть приверженцем крещения во младенчестве. Фактически, он написал инструкции по детскому крещению, которыми пользуются лютеране. На вопрос: «Как же тогда вы можете утверждать, что верите в оправдание верой?» — он ответил: «Ребенок каким-то образом способен поверить». В Новом Завете ничего не говорится о крещении младенцев или о спасении иным способом, помимо личной веры в Господа Иисуса Христа, которая может возникнуть только у того, кто понимает значение Благой Вести.

Откуда взялось крещение младенцев? Оно возникло тогда, когда римско-католическая церковь хотела обеспечить себе всеобщее влияние. Каждый человек с рождения считался христианином, так что священники могли быть уверены в его повиновении церкви, в том, что он не выйдет из-под ее контроля.

Церкви Реформации, к сожалению, переняли укоренившуюся систему крещения младенцев, но со временем она претерпела изменения. Они учат, что когда родители-христиане крестят своего младенца, он автоматически начинает принадлежать к Божьему народу. Это подтверждается, когда ребенок вырастает настолько, что может прочесть церковный катехизис, — этот обряд получил название конфирмации.

Римско-католической и реформатской церкви возражают люди, которые говорят: «Это неправильно. Креститься могут только те, кто сознательно верит в Иисуса Христа. Крещение детей ничего не значит для Бога». Эти люди преданно проповедуют Благую Весть, и многие обратились благодаря их усилиям. Крещенные в детстве — во взрослом возрасте перекрещиваются, чтобы показать, что они верующие. Отважные проповедники, возглавившие это движение, известны в истории как анабаптисты, от греческого слова ana, то есть «снова». Католики и протестанты подвергали их жестоким преследованиям, потому что видели в них угрозу своей власти. Это — одна из величайших трагедий церковной истории, так как анабаптисты следовали учению Слова Божьего.

Люди часто спрашивают: «Надо ли мне креститься заново? » Если человек не крестился так, как описано в Новом Завете — не погружался в воду с сознанием своей преданности Иисусу Христу, — он должен креститься. Любой другой тип крещения, принятый сознательно или неосознанно, ничего не значит. Крестятся только верующие, причем это должно быть сделано как можно скорее после обращения (Мф. 28:18-19).