22.Ответы на часто задаваемые вопросы

Джон Мак-Артур мл.

Эта глава содержит мысли Джона Мак-Артура мл. по поводу разных проблем пасторского служения, которые нельзя отнести ни к одному из предыдущих разделов. Это ответы на вопросы, которые были заданы ему на конференциях пасторов и в Семинарии Господа. Ниже воспроизведены его краткие, но емкие ответы на эти вопросы. Обсуждение касается четырех основных моментов: начала пасторского служения, личной поддержки пастора, опасностей, подстерегающих служителя, и будней пасторского служения.

Начало пасторского служения

Что делать пастору, чтобы его служение было успешным с самого начала? Иначе говоря: если бы вам пришлось начать все сначала, на что бы вы обращали особое внимание?

Я не думаю, что многое изменил бы. Сейчас я знаю гораздо больше, но не думаю, что веду себя иначе. Я сразу же начал учить Слову. Мне хотелось исследовать книги Библии для восхваления Христа, чтобы Христос был центром нашей церкви. Мне хотелось учить о духовных дарах, чтобы люди работали и использовали их. Мне хотелось воспитать людей, чтобы у нас были лидеры. Я обращал особое внимание на благовестив.

Если бы у меня была возможность сейчас изменить что-то, я бы меньше беспокоился о структуре. В молодости всегда стараешься все организовать. Вам кажется, что вы обнаружили замечательный новый принцип,

новое течение, новый способ организации, но на самом деле это редко имеет значение для эффективности служения. На это не надо тратить много времени; время лучше тратить на само служение, духовное воспитание людей. Я все равно бы воспитывал в церкви людей, которые одарены для служения и обучения. Я не сожалею о том, что мало слушал и мало молился. Но я с самого начала верил, что меня ведет Бог, поэтому не надо Ему помогать или переделывать то, что уже сделал Он.

На какой мудрый совет вы хотели бы обратить внимание будущих пасторов?

Павел писал филиппийцам: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (см.Флп. 3:13-14). Стремитесь к знанию о Христе, к личности Христа, изучайте Библию для этого. Я никогда не изучал ее для того, чтобы написать проповедь, — я изучал ее, чтобы приблизиться к Нему. Чем больше вы знаете о Нем, тем лучше вы понимаете, как надо жить.

Думайте о Писании. Старайтесь неустанно, чтобы ваше служение соответствовало Слову Божьему, и тогда ваша жизнь будет благословенна. Ваше служение должно быть библейским — не более и не менее. Сближайтесь с людьми, которые задают вам вопросы, стимулируют вас, заставляют вас защищать свои взгляды. Окружайте себя людьми, которые лучше всего справляются с Писанием, жизнь которых чиста, которые не перестают заниматься. Будьте бдительны ради своего собственного блага и блага церкви.

Личная поддержка

С кого берет пример сам пастор? Кто ваши учителя жизни?

Я смотрю на своих помощников, и, так как я всегда проповедую и не слышу других проповедников, я много читаю, а иногда слушаю аудиозаписи. Когда речь заходит о примере для подражания, речь идет о человеке, который представляет собой образец духовного вождя и придерживается в жизни высоких духовных стандартов. Я смотрю на такого человека, как паства смотрит на пастора. Они наблюдают за жизнью пастора, изучают его характер, смотрят на его семью — и он подает им пример. Рядом со мной есть люди, которые поддерживают меня каждый день. Я отношусь к этим людям как к примерам для подражания и друзьям по духу.

У меня есть друзья-пасторы из других церквей, хоть я и лишен возможности проводить с ними столько же времени, сколько провожу со своими помощниками. Я должен также добавить, что часто руководствуюсь книгами, есть авторы, которых я высоко ценю. Биографии благородных людей, которые бескорыстно посвятили свою жизнь служению, также вдохновляют меня на преданность Христу.

Есть ли какой-то конкретный человек, к которому вы идете за помощью, когда нуждаетесь в совете?

Я предпочитаю обращаться за советом к людям, с которыми работаю изо дня в день. По-моему, самое честное и правильное — обсуждать проблемы с моими товарищами-пасторами. Я считаю, что моя обязанность — помогать этим людям достичь более высокого уровня знания Библии и практической мудрости. Для этого, думается, надо не говорить им, во что им верить, а помогать выработать свою собственную систему убеждений. Когда я не могу сам справиться с какой-нибудь проблемой и нуждаюсь в помощи, я обращаюсь к ним. Вот что я делаю прежде всего. Было бы странно, если бы я обратился к кому-нибудь вне церкви, забыв об этих людях, ведь они — благословение для меня.

Кто оказал на вас наибольшее влияние на протяжении этих лет?

Во-первых, мой отец. Он по-прежнему продолжает на меня влиять. Ему восемьдесят лет, но он все еще проповедует Слово, любит читать и изучать Библию.

Когда я учился у доктора Чарльза Фейнберга, в ту пору декана Талбот-ской семинарии, он тоже оказал на меня большое влияние, так как всегда стремился познать истины Писания и был чрезвычайно предан его непогрешимости. Его дисциплинированность тоже была для меня образцом для подражания.

Ральф Кейпер, исследователь из «Дональд Грей Барнхауз», во многом повлиял на мои проповеди, он научил меня объяснять одни отрывки Писания на основании других, что я часто делаю в проповедях.

Д. Мартин Ллойд-Джонс тоже оказал на меня большое влияние, хоть я никогда его не встречал. Я знаю его семью и читал его книги. Он обычно объяснял текст, а потом строил богословскую теорию, опираясь на библейские истины и не забывая о благодати и благочестии. У него была своя позиция, основанная на Писании, и даже если все вокруг, весь город, вся страна, кто угодно, шли другим путем — он оставался на библейских позициях. Он не ошибался.

Я начал читать труды пуритан много лет назад, и это замечательный источник. Есть и другие авторы книг и просто мои друзья, оказавшие на меня влияние. Моя жена Патриция тоже вдохновляет меня своей любовью к истине и стремлением славить Бога.

Перед кем пастор несет ответственность?

Прежде всего он отвечает перед Богом. Я люблю Господа и не хочу бесчестить Его; это самая важная сторона моей ответственности, ее высшая точка, потому что отношения с Богом продолжаются круглосуточно и на протяжении всей жизни. Затем я отвечаю за свою семью, жену и детей. Я хочу научить их любить Бога и служить Ему, я не хочу разочаровывать их или сбивать с истинного пути. Я не хочу, чтобы они усомни-

лись в моей преданности Христу и таким образом разочаровались в христианской вере. Семейная жизнь пастора очень важна. В-третьих, я несу личную ответственность перед людьми, которые работают со мной, моими друзьями.

В-четвертых, я обязан несколько раз в неделю проповедовать. Это значит, что я изучаю Слово. Если пастор в ранней молодости воспитывает в себе привычку старательно изучать Слово и совершенствовать свои проповеди, ему нетрудно будет делать это всю жизнь. Если ваши задачи в начале служения будут заниженными, если вы будете лениться и мало заниматься, так будет всю жизнь. Молодые люди, посвятившие первые пять—десять лет служения преданному и глубокому изучению Слова Божьего, вырабатывают для себя правила жизни, угодные Господу. И радостно следуют этим правилам всю свою жизнь, радуясь плодам. Если вы действительно общаетесь с Богом и хотите познать Его, вы полюбите Слово.

Наконец, вы должны окружать себя благочестивыми, верными людьми, которые многого от вас ждут. Вы несете ответственность перед своими коллегами пасторами. Не скрывайте от них свою жизнь. Пусть они спорят, пусть не соглашаются с вами; они не должны вам беспрекословно подчиняться. Вам не нужны люди, бездумно вам поддакивающие. Вам нужны друзья, которые задают вопросы, когда они у них возникают или им что-то непонятно. Это очень важный момент. Эти люди не дадут вам принять неразумное, неумное и поспешное решение. Вы не сможете ошибиться из-за незнания или своеволия, они помешают вам расслабиться и делать меньше, чем ждет от вас Бог.

Опасности служения

Какие основные опасности могут сегодня помешать служению?

Одна из опасностей — это лень. В нашем мире все торопятся. Люди быстро бегают, но это поверхностная занятость. Я имею в виду, что можно занимать себя легкими и краткосрочными задачами, оставляя трудную работу несделанной. Например, мы совершенно утратили способность к ручному труду, в особенности в больших городах. Мы нанимаем для этого рабочих. Американское общество ориентировано на развитой сервис, мы постепенно теряем способности к огородничеству и рукоделию, все механизировано. Многие люди просто не умеют трудиться, в особенности те, кто много учится. Они умеют делать всяческие мелочи, но не знают, как сосредоточиться на главном: тщательном и усердном изучении Писания. В результате служение становится поверхностным, не затрагивающим основ. Делается очень многое, но самая трудная часть служения, та, что требует много времени, молитв и усердного изучения Слова, часто остается невыполненной.

Во-вторых, пастора подстерегают постоянные опасности в области личной непорочности. Мы должны внимательно изучать то, что творится у нас в сердцах, и укреплять «внутреннего человека», чтобы он сохранял чистоту, преданность Христу и посвящал себя святым занятиям.

В-третьих, одна из наших основных проблем — это неумение составлять команду служителей. Будь то старейшины, активные верующие, профессиональные пасторы или наши друзья, мы должны подбирать людей, стремящихся к духовному совершенству. Нам нужны люди добродетельные, мудрые и верные, которые вдохновляли бы нас на библейское служение. Мы не должны переступать через них, когда чего-то хотим. Я думаю, этот момент очень важен.

Четвертая опасность для пастора — это жена, у которой он не находит поддержки. Непослушные дети — тоже плохо, но главная опасность — жена, которая мешает пастору в его старании быть преданным Господу и церкви. Если она отрицательно относится к церкви или прихожанам, если она просто бездуховна и материалистична или же несдержанна, она — плохая поддержка мужу, которому это очень нужно, чтобы он мог радостно служить людям. Нежная, любящая, искренняя жена, которая будет вместе с мужем до самого конца, помогает мужчине от всего сердца посвятить себя делу, к которому призвал его Бог.

Любую церковь и любого пастора кто-то критикует. Как вы относитесь к критике?

Прежде всего я стараюсь выяснить, справедлива ли она. Если нет, я говорю себе, что служу Господу, а не людям. Я вспоминаю 1 Кор. 4, где Павел говорит, что ему неважно, что думают о нем люди. Его безжалостно критиковали, в особенности коринфяне, и он им отвечает: «Мне неважно, что они говорят обо мне. Мне важно, что они говорят о моем Господе и Его истине, — но то, что говорят обо мне, не имеет значения». Он утверждал также, что является самым большим грешником. Я, вслед за ним, говорю: «Неважно, что думают обо мне люди, и я не хочу оправдываться. Может быть, в чем-то меня обвиняют зря, но где-то в моей жизни есть грех, о котором не знает обвинитель».

Подождите, пока Господь будет нас судить. Я должен быть верен Господу, не беспокоиться о своей репутации и не принимать критику близко к сердцу — это эгоистично. Я научился в ответ на несправедливую критику благодарить Господа за то, что Он учит меня смирению. Я стараюсь вверить себя в руки Творца, как Иисус вверил Себя в руки Отца Своего. Бог защитит меня, если будет нужно. Я же буду защищать истину и Христа. Я буду защищать Библию, но не хочу защищать Джона Мак-Артура. Когда кто-то меня критикует, я предпочитаю сказать: «Помолитесь обо мне. Спасибо за то, что вы обо мне беспокоитесь. Я хочу быть таким, каким хочет видеть меня Бог».

Будни пасторского служения

Рост церкви

Как вы относитесь к проблеме больших и малых церквей?

Размер церкви зависит от различных культурных и демографических факторов. Некоторые церкви действительно малы по причине греха или неверия — а некоторые велики благодаря компромиссам. Но, очевидно, Богу нужны церкви и большие, и малые. Они — лишь члены Тела Христова на земле, размер неважен. Важно следовать Писанию и верить в Бога.

В пуританской Англии было много талантливых людей, которые проповедовали перед 150 — 300 людьми в городах или деревнях. Позже Сперджен проповедовал перед четырьмя тысячами в Лондоне. У Бога были Свои причины для этого. Бог всегда созидает Свою церковь — и все избранные соберутся в ней. Бог не помешал раздроблению церкви на разные деноминации, но мне кажется, что действительно, если бы все маленькие церкви какой-то области объединились в одну большую, они оказывали бы больше влияния, поклонение стало бы более волнующим, легче было бы искать руководителей, если бы проповедник был талантливым. Личное служение и работа в малых группах также развивались бы. Тем не менее Бог оценивает успех каждой поместной церкви не в зависимости от ее размера или репутации, но на основании ее преданности истине и целомудрия.

Как бы вы определили равновесие между воздействием Святого Духа и человеческими усилиями в вопросе роста церкви?

Я думаю, что это чудесно, когда церковь растет духовно благодаря воздействию Слова и Божьего Духа. Господь растит Свою Церковь. Если рост Церкви происходит благодаря человеческим уловкам, не соответствующим Библии, манипуляциям, психологическим приемам и тому подобному, — это невнимание к Писанию и Божьим принципам, в нем обозначенным. Что бы мы ни делали, не следует забывать о полной слабости человека.

Поэтому мы должны понимать: чтобы человек спасся, на его сердце должен воздействовать Бог, тем самым его полностью преображая. Это работа Бога, а не человека. Если мы понимаем, что говорит богословие о природе человека, мы не станем манипулировать Его волей, используя свои хитроумные высказывания, музыку или программы.

Я думаю, что сегодняшний рост церкви в значительной степени связан с манипуляцией людьми. Мы слишком надеемся на разные приемы и мало опираемся на Слово Божье. Если при воздействии на человека мы не понимаем, что только Бог может спасти его, или искажаем Слово Божье, чтобы сделать идею спасения более привлекательной, это не соответствует Библии и неугодно Господу.

Сегодня очень популярны идеи поиска Бога, приветливой к людям церкви и привлечения в церковь неверующих. Как вы относитесь к ним?

Прежде всего, не люди ищут Бога, а Бог ищет истинных верующих. Поэтому мы больше всего должны думать о Боге, Который ищет настоящих служителей. Бог первым находит тех, кто находит Его. Церковь должна быть приветлива к верующим, которые живут праведно и собираются для поклонения. Она должна быть неприветлива к грешникам, которые отвергают Господа.

Привлечение в церковь неверующих — это ошибка, это все равно что намеренно сеять сорняки. Совершенно нелепое занятие — пытаться сделать так, чтобы неспасенные чувствовали себя в церкви комфортно. Церковь — это не здание, это группа людей, которые поклоняются, они искуплены и спасены; среди них неверующий должен либо почувствовать себя несчастным и прийти ко Христу, либо ощущать свою изоляцию и отчужденность. Неверующему может быть комфортно в церкви только тогда, когда церковь скрывает Божье послание и является не такой, какой задумал ее Бог. Верующие должны вести себя приветливо с теми грешниками и неспасенными, которые туда приходят, но, даже благовествуя, они должны обличать грех и провозглашать Божий суд.

За период вашей работы в церкви «Благодать» вы построили несколько зданий. Как вам это удалось?

Я обычно позволяю членам церкви заниматься подобными проектами, а сам в них не участвую. Я не помню, чтобы посещал более пяти собраний, посвященных строительству новых зданий, за все эти двадцать пять лет. У нас никогда не было проблем с деньгами, потому что мы никогда не строили дорогостоящих зданий. Мы не воздвигали памятников церкви или себе.

В какой-то момент в старом здании нам стало так тесно, что мы проводили по три богослужения утром в воскресенье, люди сидели снаружи и слушали проповедь через громкоговоритель, детям не хватало места в воскресной школе. Иначе говоря, строительство нового здания было необходимостью, и люди видели это.

Мы всегда старались строить недорогие, но качественные здания. Наши старейшины всегда единодушно поддерживали эти проекты, так что мы могли пойти к людям и сказать, что нуждаемся в их помощи, потому что все мы верим, что такова воля Божья. Они доверяют духовной мудрости своих руководителей, они видели, что это нужно, и шли за нами.

Если при строительстве возникали какие-то вопросы, непосредственно связанные с моей работой, они спрашивали меня — например, какую делать кафедру, сцену, как расставлять сиденья в зале, где устроить офис и т. д. Для нас важно, чтобы никакие личные интересы не участвовали в процессе, мы делали все бережливо, с минимальными затратами.

Мы стараемся собирать как можно больше денег за одно воскресенье, а не тратить недели и месяцы на сборы. Мы намечаем определенное воскре-

сенье, за несколько месяцев, и готовимся к нему. В течение этих месяцев люди копят деньги или молятся о том, чтобы мы могли их собрать. Обычно это бывают очень радостные дни, потому что получаются большие суммы, и люди вместе радуются этому.

Вы так сильно верите во всевышнюю власть Бога, но есть ли место в вашей церкви для человеческого творчества?

Конечно, Бог наделил нас творческими дарами и уникальным образом использует каждого верующего. Бог спасает нас, но человек должен верить, должен откликаться и повиноваться. Бог освящает, но только в случае повиновения. Именно Он созидает церковь, но не без участия духовных даров, преданного служения и общения. Бог ставит задачи, но Он сотворил и средства для их достижения.

Бог наделил нас разумом. У апостола Павла была продумана особая стратегия. Когда он приходил в новый город, он первым делом отправлялся в синагогу и пытался обратить иудеев в христианство. Когда в синагоге возникала группа новообращенных, он шел проповедовать язычникам. Он знал, что по-другому ничего не получится. Если бы он сначала пошел к язычникам, иудеи не стали бы его даже слушать и уж точно не приняли бы его послания.

Вы можете придумывать умные стратегии, вы можете использовать любую возможность для представления Благой Вести или духовного развития. Верующие и руководители церкви должны относиться к служению творчески, но не нарушать божественных принципов.

Поразительно, что делали пророки, чтобы обратить на себя внимание. Некоторые устраивали весьма странные представления, чтобы привлечь людей. Бог использует множество разнообразных способов. Даже Господь Иисус использовал чудеса как средство собрать больше народу. В день Пятидесятницы Бог наделил верующих даром языков, чтобы на них обратили внимание, — это очень творческий способ. Я думаю, Господь хочет, чтобы мы поступали изобретательно, но не выходили за рамки ограничений, указанных в Писании.

Воспитание персонала и отношения с ним

Что бы вы посоветовали пасторам по поводу подбора и воспитания персонала, а также облечения помощников ответственностью, когда они уже готовы к этому?

В 1 Тим. 3:6 Павел велит нам не возвышать новообращенных. Прежде чем выбирать человека для пасторского служения, следует изучить его дары, способности и биографию. Вы должны знать этого человека. Когда апостол Павел создавал раннюю церковь, он выбирал знакомых людей. Когда я вырос, я видел, как трудно моему отцу с персоналом, который присылали ему извне, — они не могли прийти к согласию. Я решил работать с узким кругом людей, которых знаю, и воспитывать их. Когда мне случа-

лось принимать работников извне, последствия обычно бывали печальны ми, за редким исключением. «Е,

Для того чтобы подготовить нового сотрудника, надо проводить с ним время, говорить с ним, вместе ездить на конференции и т. п. Раньше, когда наш персонал был не таким многочисленным, я собирался с ними каждую неделю. Я заходил к ним в кабинеты. Я считаю, что обучение происходит прежде всего в неформальной обстановке. Отношения не должны строиться по принципу: «Они мне помогают, а я даю им поручения». Установление отношений — сложный и длительный процесс. Иногда я даю подчиненным мне пасторам богословские поручения просто для того, чтобы наставить их. Я прошу их рассказывать мне обо всем, что они делают, в неофициальной и дружеской обстановке. Необходимо близко к сердцу принимать все, что происходит с помощниками, потому что обычно вы, как старший пастор, оказываете на них влияние своей жизнью и служением. Именно вы — ответственное лицо, именно вы радуетесь росту церкви. Ваших подчиненных не будут так хвалить, как вас, поэтому они должны чувствовать настоящую любовь по отношению к старшему пастору и быть преданными ему. Они должны знать, что не только они служат вам, но и вы тоже служите им.

Следя за ростом подчиненных вам пасторов, вы должны быть внимательны к их интересам и дарам. Иногда развитие может быть внутренним, скрытым. Например, человек начинает работать в молодежном служении, и через несколько лет он уже больше не хочет этим заниматься, так что обратите внимание на его дары. Если это человек, которого вам хотелось бы сохранить в команде, найдите для него другую область служения. Держитесь рядом с ним в процессе перехода в другую церковь или другую область, помогайте навести мосты. Большинство пасторов просто говорят своим людям, что им делать, не выстраивая дружеских отношений, тем самым ставя под угрозу все служение. Отношения между пасторами важны, потому что они помогают почитать Христа. Вы должны помогать пасторам, заботиться о них, хранить им верность в своей жизни и служении.

Какая повестка дня собраний персонала наиболее эффективна, по вашему мнению?

Повестка дня собраний может быть разной, но я считаю, что они важны в первую очередь для создания отношений. Обмен информацией и разрешение проблем второстепенны. Не надо говорить только об особых богослужениях, недостаточно высоких пожертвованиях и трудностях с детским служением. В центре внимания должны быть отношения в коллективе. Вы должны вести себя неформально, тепло, с энтузиазмом, жизнеутверждающе.

Я думаю, что в собрании должны принимать участие все, чтобы старший пастор не был единственным выступающим, не дав больше никому вставить ни слова. Собрание должно быть временем, посвященным общению, молитве, беседам о браке и семейной жизни, радостях служения и его

сложностях. Главных здесь нет — все делятся мнениями на равных. Я веду дискуссию, указывая на мудрость Писания и истолковывая его. Бывает, что приходится давать конкретные указания по некоторым вопросам, но это обычно происходит не на собраниях. По большей части такие проблемы мы решаем с членами персонала с глазу на глаз.

Если вы установите прочные отношения между вами и вашими помощниками, они будут верны вам и преданы церкви. Если вы будете относиться к ним как к подчиненным, которые должны вас слушаться, они будут выполнять задания из чувства долга, но если они будут любить друг друга, мотивация их работы станет совершенно иной.

Во-вторых, на собрании можно решать проблемы, связанные с учением, а также заново определять или прояснять принципы служения, чтобы ваша работа продолжалась в соответствии с библейскими стандартами. Каждый имеет право высказаться, никто не должен доминировать и занимать позицию силы. Собрания персонала — отличная возможность для формирования команды, к тому же, я думаю, люди просто нуждаются в еженедельном общении.

Как вы выстраиваете отношения с другими пасторами?

Вы просите этих людей идти рядом с вами, помогать вам, поддерживать вас, укреплять ваше служение, молиться за вас и делать то, на что у вас нет времени. Вы не можете всех навещать, планировать все события, следить за каждым служением, поэтому вы просите их помогать вам. Вы обязательно должны сердечно относиться к этим людям.

Очевидно, что вы не можете уделять всем этим людям одинаковое внимание, если их много. Есть более активные помощники, с которыми я поддерживаю более близкие отношения и которым уделяю больше времени. Некоторым требуется больше внимания, чтобы они развивались. В любом случае каждый из них может всегда ко мне обратиться.

У Иисуса было двенадцать апостолов, но и у Него был круг особо приближенных учеников (Петр, Иаков и Иоанн). Остальные знали, что Он любит их, что, когда бы они к Нему ни воззвали, Он откликнется.

Вот в чем суть дела. Я думаю, что на собраниях старейшин я должен относиться к ним со всей откровенностью — открыто и прямо говорить, что мною движет. Это — основа наших взаимоотношений. Я не веду себя как папа римский. И мне не хочется, чтобы я доминировал на этих собраниях, — я хочу быть одним из многих. Я не хочу, чтобы они считали меня своим боссом; я хочу быть их проводником, пастырем и учителем. Я хочу помочь им прояснить для себя суть учения, определить принципы и решать проблемы, наставляя их на пути, который необходим для познания воли Духа.

Что вы думаете о роли церковного секретаря и отношениях пастора с ним?

Очень важно хорошо подобрать секретаря. Это должен быть человек, который уже имеет опыт служения, обладает определенным уровнем ду-

ховного развития и понимает философию служения. Это должен быть надежный человек, не нуждающийся в постоянном воспитании и поощрении. Он должен обладать проницательностью и навыками общения с людьми, потому что именно доброта, мудрость и понимание секретаря свидетельствуют о том, как настроен к людям сам пастор. Специальные навыки обязательны, но самое важное то, что действительно может помочь или помешать вашему служению, — это умение секретаря общаться с людьми. Часто случается, что люди приходят не к вам, а к вашему секретарю. Важно, чтобы этот человек мог сопереживать, любил людей, был духовным, достойным доверия, не говоря уж об умении вести дела в благодати.

Я считаю также, что секретарю требуется хорошая память. Для этой работы очень важно уметь держать в голове огромный объем информации. Иногда это — вопрос жизни и смерти; иногда случается, что проблемы людей, важные письма, звонки, на которые надо срочно отреагировать, тонут в потоке прочих кабинетных дел. И всем этим ведает секретарь. Он должен быть очень организованным.

Моя секретарша прекрасно справляется со всеми нашими делами. Если бы не ее преданность и профессионализм, у меня в кабинете царил бы настоящий хаос. Желательно, чтобы секретаршей была немолодая женщина, у которой нет детей, или же женщина одинокая, которой не придется жертвовать семейной жизнью ради работы. Иногда прекрасными секретарями становятся также молодые люди.

Вы можете выбрать на роль секретарши подругу своей жены, которой она доверяет и которую ценит, — женщину, умеющую не болтать лишнего, которой можно доверить любую информацию. Конфиденциальность необходима. Через вашего секретаря проходит масса личной информации о людях, и он не должен предавать их доверие.

Питание церкви

Как уберечь церковь от обмирщения, постигшего церковь Коринфа?

Это очень просто — надо постоянно обращаться к Слову. Писание — книга, пришедшая из глубокой древности, написанная для людей, которые жили совершенно иначе, но она по-прежнему актуальна. Цивилизации и народы меняются в пространстве и во времени, но перемены эти поверхностны. На самом деле мир неизменен. Сердце человека — то же, что было всегда. Его духовные потребности тоже неизменны. Если вы будете придерживаться Слова, церкви не грозит обмирщение.

Для нас никогда не существовало такой проблемы. Я честно могу сказать, что нам не приходилось бороться с проникновением мирских влияний в наше служение. Что-то от мира, конечно, в нашем служении есть: хотя бы новые музыкальные стили, мягкие сиденья, хорошие компьютеры, кондиционеры или современная система парковки. Но мне не кажется, что в этом есть нечто сатанинское. Здесь нет ничего от философской духовной культуры антихриста. Эти вещи — внешние. Вы можете ими поль-

зоваться до какой-то степени, потому что не станут же наши прихожане сидеть на деревянных скамейках под проливным дождем и слушать проповедь через мегафон. Но в то же время новшества не должны влиять на ваше богословие. Все это может отражаться во внешних особенностях, а проповедовать людям мы всегда должны неизменное Слово, ибо их духовные потребности не изменились.

Какова роль музыки в поклонении в вашей церкви?

Отец ищет тех, кто будет Ему искренне поклоняться, и Его Церковь — это собрание таких людей. Именно для этого мы были спасены — чтобы стать частью искупленного и прославленного человечества, задача которого — поклонение. Таким образом, поклонение имеет первостепенную важность; оно важнее всего. Музыка — это дар от Бога, который позволяет верующим, исполненным Духом, выразить то, что у них на сердце. Мы должны поклоняться в духе и истине. Истина имеет отношение к разуму; дух — к страсти, чувству, сердцу.

Музыка очень помогает нам, потому что стихи выражают истину, а мелодия — чувство. В Писании говорится даже, что мы должны сами для себя петь псалмы, гимны и духовные песни. Музыка — это чудесный дар, потому что с ее помощью мы можем выразить чувства, которые наш разум воспринимает как истинные. Она очищает, облагораживает, ободряет и наставляет. Музыка, выражающая истину божественного откровения, прославляет Господа, когда ее исполняют праведные. Я благодарю Бога за стихи, которые выражают мои мысли и которые я никогда не смог бы написать. Я благодарю Бога за мелодии, которые выражают мои чувства и которые я никогда не смог бы написать. Когда церковь собирается вместе, очень важно выражать чувства с помощью музыки; это — изъявление свободных душ. Музыка помогает и в наставлении, потому что истины, положенные на какой-то мотив, легче запоминаются. Во время богослужения музыка обучает людей и готовит их сердца к восприятию Слова Божьего. Поклонение — это не шоу и не развлечение. Музыка церкви — для святых, а не для неверующих.

Какими секретами влияния хотел бы поделиться пастор, проработавший двадцать шесть лет в одной церкви?

Самое главное — это отношения с Господом и вера в то, что вы исполняете Его волю. Затем — поддержка семьи. Если бы моя семья была равнодушна к жизни церкви, мне это разбило бы сердце. Любя мою церковь и служение, они помогают мне любить их. Часто члены семьи пастора, в особенности жена, мешают ему любить церковь, потому что чем-либо недовольны. Другой источник поддержки — крепкая дружба с коллегами-пасторами и с членами церкви.

Если вы видите в своем служении руку Божью, это тоже очень помогает. Если бы я не чувствовал Божьей силы и не видел благословений и духовного роста, возможно, я считал бы, что должен уйти и уступить место

другому. Мое благословение — это люди, которые любят Писание, растут и ведут других ко Христу.

Я работаю там, где уже заложил основы, построил фундамент. Трудно было рыть котлован, заливать туда бетон, возводить фундамент и строить на нем здание. Теперь же мне радостно, потому что моя семья уже живет в готовом доме. И я имею в виду не просто создание структуры. Если бы мне пришлось переехать в другой город, мне снова пришлось бы начать строить. Я не мог бы просто войти и проповедовать, учить и писать, как сейчас. Но, в конечном итоге, я остался здесь, потому что Бог никуда не отпускал меня.

Церковное благовестие

Какую роль играет пастор в благовестии поместной церкви?

Пастор должен подавать пример, как и в любом другом аспекте духовного руководства. Я всегда понимал, что должен быть Божьим орудием, ведущим других ко Христу, как в своей личной жизни, так и в роли проповедника Писания. Мой мир — это мир верующих, а не неверующих. Но я стараюсь использовать все возможности, которые мне предоставляет Бог, чтобы вести других ко Христу. Когда у вас есть такая возможность, пусть люди знают об этом, чтобы они видели вашу преданность делу.

Важно говорить в проповедях о необходимости благовестил. Лично я считаю, что, согласно Еф. 4:11, в церкви должен быть пастор-учитель и еще ей нужен проповедник Евангелия, способный побудить паству к бла-говестию. Господь оставил на земле Свою церковь для благовестия. Мы спасены, чтобы поклоняться Богу, когда же мы попадем на небеса, поклонение станет совершенным. Мы спасены, чтобы служить Богу, и там мы будем служить Ему еще лучше, так как дела наши прославятся. Мы спасены для восхваления, и отправимся туда, где восхваление будет совершенным. Но мы оставлены здесь для того, чтобы собирать остальных избранных согласно воле Его. Я не думаю, что мы должны этого бояться, наоборот, — когда Бог предоставляет вам такую возможность, открывайте свои сердца и сообщайте другим Благую Весть.

Люди должны понимать, какова участь заблудших; они должны понимать, что ад и Божий суд — это реальность. Вы должны это проповедовать и учить этому. Если ваши люди будут свято ненавидеть грех и грешников, они с состраданием будут стараться спасти неверующих. Они должны чувствовать свою ответственность по отношению к людям.

Как я говорю уже много лет, церковь собирается для поклонения — и расходится для благовестия. У вас обязательно должны быть служители, которые следили бы за этим процессом, руководили бы людьми и обучали их. Мы в церкви всегда обучали людей разным способам благовестия, чтобы верующие на разных этапах развития могли эффективно оказывать влияние на окружающих.

Что вы думаете об учреждении церквей?

Я на самом деле рад, что кто-то последовал призыву Господа и учредил церковь «Благодать». Вообще-то я считаю, что у нас сейчас слишком много церквей — в Америке их около 350 000. У нас не так уж много одаренных пасторов. Мне хотелось бы, чтобы мы вернулись к новозаветному образцу — одна церковь в одном городе. Конечно, в густонаселенных центрах их должно быть больше. Идея учреждения церквей из-за несущественных расхождений в учении или организации служения — нелепость. Церкви следует учреждать там, где еще неизвестно имя Христово, для проповеди Благой Вести и обращения людей в веру. Я считаю, что в некоторых местах очень много церквей, но ни одна из них не следует Слову Божьему. Может быть, в таких местах надо бы учредить еще одну сильную церковь, которая была бы способна преодолеть заблуждения.

Какими должны быть отношения между поместной церковью и Телом Христовым во всем мире?

Мы должны сохранять единство веры во всем мире. Мы хотели бы общаться со всеми, кто верит в те же драгоценные истины. Мы должны поддерживать другие церкви, преданные Слову. Мы хотим посылать миссионеров во все концы света. Первое и основное — это наш Иерусалим, место, где мы находимся. Затем очень важно динамичное поместное служение под началом Духа. Главное — прочные основы. В конце концов, именно Бог учредил церковь и установил приоритеты ее служения.

Перспективы служения

Как вы думаете, почему церковь «Благодать» так благословенна?

Наше благословение — это просто благодать нашего Всевышнего Господа. Если Павел мог называть себя величайшим из грешников, то я не знаю, что и сказать о себе. Бог благословил церковь «Благодать» не из-за меня. Но я верю, что мы просто все эти годы следовали учению Нового Завета о том, какой должна быть церковь. Это и есть богатство нашей церкви; дело не в ее размере, не в программе, не во влиянии. Размер церкви соответствует замыслам Божьим. У нас в церкви «Благодать» есть благословения, радость и ревностные служители, потому что мы так серьезно относимся к Писанию. Мы чрезвычайно преданы Слову Божьему и всему, что в нем сказано. Мы хотим проповедовать его, учить ему и жить по нему. Я знаю, что Бог благословляет Свою истину; дело не в наших великих идеях, а в преданности Его Слову. Я никогда не сомневался в том, что не я создаю церковь, а Иисус ее создает, так что мы просто старались, чтобы наше служение соответствовало Библии. Самое страшное искушение здесь, как и в проповеди, — отойти от Слова и Духа.

После двадцати шести лет работы в одной и той же церкви, что вы думаете о перспективах служения?

Это очень просто. Моя задача — жить праведно перед Господом и так вести себя по отношению к жене и детям, чтобы наша семья была благочестивой, в благодати Божьей. Потом я должен проповедовать Слово, учить ему так точно, как только смогу, воспитывать верующих, которые будут привлекать в наше собрание новых людей, и служить им лично, по мере сил.

Все зависит от нашего понимания учения Писания, в котором ясно указаны мои обязанности: воспитывать, проводить вечерю Господню, крестить, наставлять, готовить, благовествовать и отправлять миссионеров в другие части света. Все это совместно делает группа благочестивых людей, преданных Слову Божьему, они учат, проповедуют и помогают применять истину другим людям. Я считаю, важно также учить людей ненависти ко греху, призывать их к святой жизни и опровергать заблуждения, связанные с учением. Мы не должны забывать о предостережении.

Какие задачи вы ставите для себя на следующие двадцать пять лет служения?

Меня волнует судьба моей церкви, она для меня чрезвычайно важна. Я считаю, что в Лос-Анджелесе, как ни в одном другом американском городе, ощущается смешение разнообразных народов. В этот город приезжает множество людей, нуждающихся в Благой Вести. Я никогда не смогу поехать туда, откуда прибывают они, но они приезжают к нам. Я должен воспитывать молодежь и готовить ее к служению. Колледж и Семинария Господа предоставляют для этого почти уникальную возможность. Я должен продолжать проповедовать Слово новому поколению. Я с удовольствием обращаюсь к членам церкви, укрепляя их веру, их святость, их приверженность чистоте учения.

За те двадцать шесть лет, что я проработал в церкви, я повидал множество людей, которые приходили и уходили. Одних работников сменили другие. Все течет и изменяется — как прилив и отлив. Церковь «Благодать» все время претерпевает изменения, она не закосневает, потому что в ней очень много новых людей. Я вижу, как паства молодеет, новое поколение активно занимается служением, особенно молодые пары.

Я хочу также продолжать писать. Эта задача кажется мне важной. В церкви по-прежнему возникают проблемы, и мне хотелось бы разрешать их, помогая людям библейски относиться к происходящему.

Моя жизнь — в руках Божьих, и я служу прежде всего Ему — это всегда увлекательно. Моя недостижимая цель — стать подобным Христу.