Часть I. Библейский подход

1. Возвращение к пасторскому служению

2. Каким должен быть пастор и как он должен себя вести?

3. Пасторское служение в истории

4. Библейский подход к пасторскому служению

1. Возвращение к пасторскому служению

Ричард Л. Мэйхъю

В настоящее время церковь претерпевает изменения, которые можно считать отличительными признаками церкви XXI века. Все больше уважаемых проповедников полагает, что современные тенденции развития церкви, которая все меньше соответствует Библии и все больше ожиданиям людей, в конечном итоге приведут к тому, что Христос проклянет ее. Для того чтобы вернуться к своему первоначальному предназначению быть невестой Христовой, церковь должна с помощью Писания ответить на вопросы: «Каким должен быть пастор?» и «Как может современное служение соответствовать библейским требованиям?». Подобным образом можно добиться основанного на Библии, полноценного и уравновешенного соотношения между пониманием Божьей воли для церкви, ведением пасторского служения как оно определено в Писании и подготовкой нового поколения пасторов для служения, обозначенного в Слове Божьем.

тели высказались по поводу общего состояния евангельского христианства в конце XXI века. В их ответах прослеживаются восемь основных тем:

1. Терминологическая нечеткость — повсеместная путаница по поводу того, что следует считать евангельским.

2. Разочарование в институте служения — осознание его неэффектив ности и неадекватности современным требованиям.

3. Недостаток руководителей — жалоба на отсутствие достойного руко водства в церкви.

4. Пессимистическое представление о будущем — мнение, что будущее евангельского христианства шатко.

5. Количественный рост при качественном спаде — странное противо речие, которому трудно дать понятное объяснение.

6. Культурная изоляция — наступила эра постхристианства.

7. Политические и методологические решения проблем — все чаще встречается небиблейский подход к служению.

8. Сдвиг от ориентации йа истину к ориентации на спрос — забота о веч ном уступает место заботе о временном и относительном.

Мы признаем наличие этих тревожных тенденций и считаем, что решения, принятые в этом десятилетии, преобразуют американскую евангельскую церковь и подготовят ее к приходу нового века. Таким образом, прежде всего нас должно волновать направление развития современной церкви. Нет сомнений, что состояние церкви в конце XX века критическое.6 Подлинное противоречие, прослеживающееся в образцах служения, заключается не в борьбе традиций и современности, но в борьбе того, что соответствует и что не соответствует Писанию.

Пора принять решение

Оказавшись на распутье, евангельские христиане должны выбрать один из двух альтернативных путей. Первый вариант — это ориентация прежде всего (хоть и не исключительно) на людские потребности и человека, на потребителя и общественные условия. Подобный подход обычно сопряжен с последними открытиями в области психологии и социологии, которые, будучи поставленными в один ряд с Писанием, придают научную

Распутье. Переходный период. Кризис. Неуверенность. Беспокойство. Так воспринимают многие евангельские христиане текущее состояние церкви и пасторского служения. Мало кто будет спорить с тем, что перед лицом XXI столетия евангельская церковь должна пересмотреть свои ориентиры.

Обратимся, например, к опросу двадцати пяти известных евангелических руководителей, проведенному Джоном Силом в 1992 г.5 Эти руководи-

основу служению и делают его актуальным в наш век компьютеров и средств массовой информации.

Второй подход — это ориентация на искупление, Бога, Библию и приоритеты Писания. В этом сборнике мы выступаем сторонниками второго варианта с его опорой на Писание как откровение о прошлых, настоящих и будущих деяниях Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, Которые имеют максимальное значение — сейчас и навсегда. Церковь должна опираться на Писание и относиться к проблемам современного служения с библейской точки зрения.

Вероятно, ни один период в истории церкви не был столь похожим на первые годы ее существования, как современная эпоха. Нашим братьям в древности приходилось иметь дело с языческой, дохристианской культурой старого мира. Современная же церковь сталкивается с языческой, постхристианской культурой мира нового. Никогда библейская модель служения I века не была так актуальна, как сегодня.

В «Возвращении к пасторскому служению» мы пытаемся примирить между собой соображения, касающиеся времени и вечности, божественный и человеческий факторы служения. Качества Бога, Его откровение и воля не меняются со временем и не зависят от общественных условий. Как уравновесить эти две крайности? Мы считаем, что именно вечность должна определять каждый отдельный момент времени, а не наоборот. Христос был и останется Пастыреначальником (1 Пет. 5:4), Добрым Пастырем (Ин. 10:11,14) и Великим (Евр. 13:20). Пасторы всегда будут подчинены Ему и будут работать в церкви, которую Он искупил Своей собственной драгоценною кровью (Деян. 20:28) и продолжает созидать (Мф. 16:18).

Пасторы несут громадную ответственность, так как берут на себя ни с чем не сравнимые обязанности — увещевать и наставлять людей от имени Христа (Тит. 1:9). Впечатляет то, что писал Павел о служении коринфской церкви почти две тысячи лет тому назад:

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих; от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или [как судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 4:1-5).

В конце XX века церковь вообще и пасторы в частности должны ответить на следующие важные вопросы:

Каким должен быть пастор и как он должен себя вести?

Как должна реагировать церковь на быстро меняющиеся общественные условия?

Что считает актуальным Бог?

Что думает Христос о традиции и современности?

В чем приоритеты пасторского служения?

На чем основан авторитет пастора?

Как отличить призванного Богом пастора от самозванца?

Кто определяет потребности служения — Бог или человек?

Чего ждет Христос от Своей церкви в XXI веке?

И прежде всего: что мы скажем Господу славы, когда предстанем перед Ним и будем держать ответ за свое служение? И, что еще важнее, что скажет нам Он?

Мы полагаем, что когда Бог будет хвалить нас за работу в Его церкви или, напротив, осуждать, Он будет руководствоваться принципами, обозначенными в Его Слове. Он не станет спрашивать, каким было наше служение — традиционным или современным, Он спросит: «Соответствовало ли оно Библии? » Наше служение может либо соответствовать Его воле, либо разворачиваться вопреки ей. В Писании сказано: «Все Писание бого-духновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

Церковь на неверном пути

Следовало бы ожидать, что церковь, существующая уже две тысячи лет, за это время разобралась и в точности поняла, какой задумал ее Бог. Однако все совершенно не так.7

Нам представляется, что путь веры в американском обществе стал путем церкви — и путь этот неверен. Шелер приходит к выводу, что церковь не влияет на общество, а приспосабливается к нему:

Общественный кризис вокруг нас и наша собственная совесть заставляют нас задуматься: не утратили ли мы нравственных ориентиров, не пренебрегли ли своим духовным наследием. Профессор Йельского университета Стивен Картер в недавно вышедшей книге «Культура неверия» утверждает, что упадок нашей культуры вызван постепенным исключением религии из общественной жизни. «Мы притесняем преданных вере… и ведем себя так, словно их вера не имеет значения», — пишет Картер.8

Фрэнсис Шеффер называет это явление «великой катастрофой евангельского христианства». Он так подводит итоги современного состояния

Дел:

Мы переживаем великую катастрофу евангельского христианства — верующие не способны отстаивать истину как истину. Для этого есть только одно слово — приспособление: евангельская церковь приспособилась к духу времени. Прежде всего, люди изменили свое отношение к Писанию, так что многие из тех, кто называет себя евангельскими христианами, имеют слабое представление о Библии и больше не придерживаются во всем ее учения — учения, которое касается не только религиозных вопросов, но также науки, истории и нравственности. В частности, многие евангельские христиане пользуются критическими методами для изучения Библии. Помните, именно эти методы подорвали авторитет Библии в протестантской церкви Германии в прошлом веке, именно из-за них Библию перестали ценить либералы в нашей стране в начале этого века. Изменив отношение к Писанию, верующие начинают приспосабливаться к миру во всем, у них нет четкого представления о проблемах жизни и смерти.8

К счастью, в 1990-е гг. вышел целый ряд книг, в которых церковь призывают вернуться к Божьим приоритетам Писания. Их авторы предостерегают церковь от медленного, но неуклонного обмирщения.

Дэвид Ф. Уэллс, профессор кафедры исторического и систематического богословия им. Эндрю Матча в богословской семинарии Гордон-Кону-элл, недавно проанализировал американское евангельское христианство 1990-х гг. Он пишет:

Сегодня легко заметить — хоть и трудно обосновать, — что богословие уходит из жизни церкви, причем совершается это по воле некоторых из ее руководителей. Нетрудно заметить, например, что центром поклонения в евангельской церкви постепенно становится не Бог, а собственное «я»; что сдвиг этот сопровождается проповедями, основанными на психологии; что убеждения превращаются в нечто расплывчатое; царит прагматизм; церковь не способна отделить себя от общества и тяготеет к иррациональному.10

Уэллс также утверждает, что популярной философию служения, в которой основное внимание уделяется не Божьей воле, а потребностям человека, сделал знаменитый проповедник-либерал Гарри Эмерсон Фосдик.11 Он намечает линию преемственности — к Винсенту Пилу и затем к Роберту Шуллеру.12 Нам представляется, что Шуллер оказал сильное влияние на Билла Хайбелса, самого видного из современных сторонников «нецерковной» философии служения.13 По сути, философия служения Фосдика жива и теперь, хоть сам он давно умер.

Известный историк Джордж Марсден предостерегает евангельских христиан относительно засилья гуманизма в церкви. Он приходит к выводу, что «пока фундаменталисты и их наследники в евангельской церкви воздвигали доктринальные барьеры, не пропускавшие богословский либерализм, в их ряды незаметно проник смягченный вариант подобных субхристианских ценностей».14

Джон Мак-Артур мл. считает, что церковь становится все более мирской.15 Он провокационно проводит множество параллелей между упадком английской церкви во времена Сперджена сто лет тому назад и состоянием американской церкви сегодня. Мак-Артур сравнивает либеральных модернистов того времени и сегодняшних прагматиков евангельской церкви, обнаруживая в них одну и ту же духовную глухоту. Отношение к учению нездоровое и у тех, и у других.

Оз Гиннесс анализирует’состояние современной церкви в нескольких трудах.16 Среди них: «Дело могильщика», «Единственный Бог» и «Обед с дьяволом». В этих трех книгах говорится о секуляризации церкви, идолопоклонстве в ней и количественном росте современной церкви, соответственно.

Недавно в «Кристиэнити тудэй» появилось интервью с Биллом Хайбел-сом под названием «Продается дом Божий?», где показаны противоречия, существующие в современной церкви.17 Появление этой статьи было вызвано растущим числом вопросов, которые пасторы задают этому известному и явно ориентированному на потребителя человеку о стиле и основах его служения. Как боятся многие, если новое поколение пойдет по пути Хайбелса, мы вскоре окажемся в том же положении, что и модернисты сто лет назад.

Обратите внимание на недавнее предостережение:

Пасторы и богословы евангельской церкви на опыте предыдущих поколений могут увидеть, что случается, когда относительное ценится выше абсолютной истины. Мы должны избегать новизны и привлекательности уловок, которые, как нам говорят, помогут обратить в веру современного человека. Методы могут меняться, но содержание вести — нет… Мы призваны быть преданными слугами великого и достоверного богословского наследия. У нас есть истины, которые мы должны утверждать, и ошибки, которых следует остерегаться. Мы не должны пытаться сделать эти истины более привлекательными или доступными, популяризируя их. Следует избегать богословских «ужимок и прыжков», которые только развлекают толпу зевак.18

Интересно, что этот ясный призыв к служению, основанному на Библии, исходит не от консерватора. Автор предостережения старается привести церковь к пробуждению через либеральную Объединенную методистскую церковь. Он предупреждает, что мы должны избегать «популяризаторского» служения, потому что его результаты предсказуемы: через поколение или два церковь утратит духовные ориентиры и жизненность.

Кризис самоопределения

Так как церковь поддается мирскому и общественному давлению, неудивительно, что роль пастора в ее библейском определении и ориентированное на Писание содержание служения тоже оказались под угрозой.

Личность пастора

Подобная путаница не нова для церкви. Еще в I веке Павел почувствовал необходимость дать четкое определение роли пастыря. Все последующие поколения тоже сталкивались с этим и были вынуждены заново подтверждать незыблемые библейские основания служения. Калбертсон и Шиппи отмечают, что этот сложный вопрос по-прежнему актуален:

Пасторское богословие по большей части страдает неопределенностью: в разных церквах и семинариях его точное значение и его составляющие различны. Нет ясности и в том, как должна осуществляться пасторская забота и как формируется характер церковного служителя. Во всех трех обозначаемых областях, однако, принято опираться либо исключительно на Писание, либо — на современные психологические и социологические теории, усвоенные церковью, либо — на некую комбинацию Писания и современного научного подхода, и редко, к сожалению, при обучении пасторов принимают во внимание чудесную историю и традиции ранней церкви.19

X. Ричард Нибур, опираясь на фактический материал, пишет о том, какая путаница царила в начале и в середине XX века.20 Томас Оден, рассматривая эту дилемму, доходит до 1980-х гг.21 Он сетует на то, что в течение всего XX века ясного представления о роли церкви и пастора не было.22

Чтобы понять роль пастора и содержание его деятельности, Оден призывает вернуться к Писанию.

Писание — первостепенная основа для понимания служения пастора и его функций. Мы должны относиться к Писанию как к книге церкви, а не как к источнику, из которого черпает исключительно историк или социолог. Пасторская мудрость основывается на ключевых текстах (locus classicus), которые много раз подвергались истолкованию еще до рождения современных исторических методов исследования. Мы вправе брать все ценное из этих исследований, не поддаваясь тенденции к сокращению Вести.

Пасторское богословие основано на Писании. Пасторское предание, цитируя Писание, рассматривает его как авторитетный текст, формирующий понимание служения и его практику. Мы не должны подвергать Писание критическому анализу, пользуясь чуждыми ему принципами, пытаясь понять, что такое служение. Напротив, Писание прежде всего и определяет наше понимание служения. Писанием проверяется наше отношение к служению.23

Воспитание служителей

Заново определяя сущность церкви, мы неизбежно заново определяем и роль пастора, что неизбежно распространяется на подготовку пасторов в семинариях. Неудивительно поэтому, что многие недавно вышедшие книги содержат призыв к радикальным переменам в семинарском образовании.

В 1990 г. журнал «Этлэнтик» опубликовал потрясающий общий обзор состояния дел в американских семинариях. Вывод был сделан следующий:

Если это удастся, нынешнее поколение выпускников семинарии, конечно, может быть здравым с точки зрения обучения и духовности, политически сознательным и подкованным как в области нравственности, так и в области демографии. Они должны обращать внимание на расовые, этнические и половые проблемы, но при этом не ограничивать нас рамками своих убеждений. Мы уже наделали достаточно ошибок и знаем свои недостатки. Когда наши будущие священники будут говорить, нам захочется услышать, как они внушительно, но сдержанно обрисовывают проблемы с позиции нравственности, а не руководствуясь политической принадлежностью к левому демократическому крылу или правому республиканскому, под прикрытием религиозных верований.

Мы хотим, чтобы эти люди в какой-то мере являли в себе милосердие и благость Бога, которые мы жаждем познать, а не только Его суд. Мы хотим, чтобы это были люди, способные разглядеть сокрытое в нас благо, потенциал, способный преодолеть наши разногласия. В конце концов, думается, мы ищем людей, которые помогли бы нам услышать глубоко внутри себя голос, призывающий нас к добру.24

Внимание к потребителю в служении и подготовке пасторов — ясный вывод этой статьи, который встречается во многих современных книгах.

В 1993 г. семь известных американских семинарий провели исследование, на основании которого были сделаны следующие выводы: «Церковь, чтобы быть актуальной и полезной, должна изобретать новые способы служения, иначе ей придется закрыть двери… Для этого… требуется преобразовать семинарию — ее внутреннее устройство и функции».25

Доведенные до логического завершения, эти рассуждения будут прекрасно согласовываться с большинством современных теорий, но, к сожалению, Писанию это не соответствует. На самом деле, получается, что «церковь должна давать людям то, чего они хотят. А пасторов следует учить снабжать людей тем, что должна давать им церковь». Если сделать еще один шаг вперед, получается: «Церковь будет давать людям то, чему научили пасторов. Когда церковь даст людям то, чего они хотят, люди захотят большего». Так мы придем к порочному замкнутому кругу, который будет ослаблять американскую церковь и сделает ее проклятой в глазах Христа.

Семинариям, перед тем как капитулировать, рекомендуется изучить историю семинарского образования в Америке. В особенности заслуживают внимания семинарии Андовера и Принстона, основанные соответственно в 1807-м и 1812 г.26 Обе они вначале пользовались успехом, их библейский фундамент казался непоколебимым, но со временем по разным причинам и та, и другая вышли за рамки Писания как в учении, так и на практике. Консерваторы признают, что эти семинарии уже давно перестали приносить пользу евангельскому служению, потому что отошли от Божьих приоритетов Писания.

Любая семинария может многое изменить, чтобы стать более полезной церкви и делу Христа, но центром программы всегда должна оставаться неизменная библейская истина. Дэвид Докери, вице-президент по учебной работе Южной семинарии, недавно так подвел итоги семинарского образования последнего столетия:

Мы хотим учить Писанию творчески и в современном ключе, чтобы наши студенты поняли: Библия — норма и авторитет для современной церкви — как в их индивидуальной жизни, так и в церкви вообще. Библия — это древний документ, написанный для конкретного народа в конкретных исторических обстоя-

тельствах. Тем не менее она выходит за рамки своего временного контекста, потому что вдохновлена Духом Божьим и является поэтому документом и человеческим, и божественным. Этот документ, принадлежащий определенному времени, вечен. Но вместе с тем он важен и вне контекста, и мы хотим, чтобы наши студенты прониклись глубокой преданностью богодухновенному Божьему слову, обладающему полной истинностью и авторитетом.

Авторитет Библии в нашем современном мире часто истолковывают неверно, а иные и вовсе не понимают, что это такое. Люди спрашивают, как можно верить в то, что книга, написанная 2000 лет назад, обладает актуальностью и авторитетом для нас сейчас? Суть — в источнике этой книги. Она написана не пророками и апостолами; она написана Самим Богом, Который послал нам Свое богодухновенное Слово, чтобы мы изучали его, верили и повиновались.»

Библейский подход

Мы считаем, что Павел в своем послании к Тимофею сделал очень важное заявление, которое мы обязательно должны применять на практике: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Этот отрывок указывает нам не только на высший авторитет Писания, но и на его полноту и самодостаточность, в особенности как руководства для составления планов служения и определения его приоритетов. Мы должны прежде всего думать о Боге и Библии, а не о человеке и обществе, чтобы понять, какова воля Божья.

Проблемы, трудности и вопросы, с которыми сталкиваются служители нашего поколения, не новы. Малахия осуждал Израиль за пренебрежение славой Божьей ради общества. Павел вразумлял коринфян. Иеремия и Иезекииль предостерегали против лжепастырей в Ветхом Завете, а Петр и Иуда — в Новом. Современный пастор должен очень внимательно относиться к урокам библейской истории, потому что они повторяются из поколения в поколение. Поэтому когда мы задаем вопрос «Каким должен быть пастор?», ответ на него мы должны искать в Слове Божьем, а не в новейших теориях, корни которых — в обществе, а не в Писании, в культуре — а не во Христе.

Бог дал нам несколько вполне определенных отрывков, объясняющих, кто такой пастор и что он должен делать (например, 1 Тим. 3:1-7; Тит. 1:6-9; 1 Пет. 5:1-5), они будут рассмотрены в следующих главах. Вероятно, яснее всего о служении говорится в новозаветных посланиях к фесса-лоникийцам. Тщательный анализ этих пастырских посланий позволяет нам перечислить основные обязанности служителя. Среди них:

1. Молитва
2. Благовестив
3. Подготовка
4. Защита
5. Любовь
6. Труд
7. Воспитание
8. Руководство
9. Питание 10. Надзор

1Фес. 1:2-3; 3:9-13 1Фес. 1:4-5,9-10 1Фес. 1:6-8 1 Фес. 2:1-6 1 Фес. 2:7-8 1Фес. 2:9 1 Фес. 2:10 1 Фес. 2:10-12 1 Фес. 2:13 1 Фес. 3:1-8

11. Предостережение 1 Фес. 4:1-8

12. Обучение 1 Фес. 4:9 — 5:11

13. Увещевание 1 Фес. 5:12-24

14. Ободрение 2 Фес. 1:3-12

15. Назидание 2 Фес. 2:1-12

16. Утешение 2 Фес. 3:14

17. Спасение 2 Фес. 3:15

Павел говорит о характере пастыря и связи его характера с поведением (1 Фес. 2:1-6). Он описывает природу пастырского руководства, сравнивая пастыря с матерью (1 Фес. 2:7-8), работником (1 Фес. 2:9), членом семьи (1 Фес. 2:10) и отцом (1 Фес. 2:11-12). Хотя в этих отрывках тема не получает исчерпывающего освещения, здесь указано на Писание как на надежный источник информации о служении.

Послания Христа к семи церквам в Откровении 2 — 3 заставляют нас задуматься над следующим вопросом: «Если бы сейчас Христос написал письмо к американской церкви 1995 г., о чем бы там говорилось?» Вопрос чисто гипотетический, этого не случится, потому что время божественных откровений миновало. Тем не менее вечные истины Откровения 2 — 3, явленные в I веке, применимы и к церкви XX столетия, потому что отношение Христа к Его церкви неизменно. Мы знаем, за что бы Он нас похвалил, а за что — осудил бы.

Идея проста: будем ли мы, пытаясь сделать свое служение плодотворным, опираться на силу Божьего Слова (Рим. 1:16-17; 1 Кор. 1:22-25; 1 Фес. 2:13) и Божьего Духа (Рим. 15:13; 2 Тим. 1:8) или на силу человеческого разума? Вспомните, что писал Павел коринфской церкви, странный интерес которой к обществу перекликается со сходными тенденциями современной евангельской церкви:

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Бо-

гом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтоб [было], как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:26-31).

Возвращение к пасторскому служению

Мы по-прежнему убеждены, что Слово Божье определяет природу и особенности пасторского служения раз и навсегда. Писание показывает нам, какой пастырь угоден Богу и чего ждет Бог от пастыря. Современное служение любого поколения должно соответствовать библейским заповедям.

Мы говорим своим современникам, что Христос должен созидать Свою Церковь так, как хочет Он (Мф. 16:18).28 Если мы хотим, чтобы наше служение принесло угодные Богу плоды, мы должны сеять зерна Слова Божьего в плодородную почву усердного пасторского труда, соответствующего Писанию.

Мы отнюдь не призываем церковь быть невнимательной к людям, невежественной в культурном отношении и бесчувственной. Мы не хотим отлучать от церкви новаторов и превращать ее в устаревшего динозавра. С другой стороны, мы не хотим, чтобы библейская истина была заменена новейшими социологическими и психологическими теориями. Мы не хотим смешивать полезные с точки зрения здравого смысла привнесения демографической статистики и анализа культурных явлений с пониманием воли Божьей относительно церкви, которое гораздо важнее — как для христиан, так и для неверующих. Мы хотим, чтобы в центре внимания были прежде всего Бог и Его воля, явленная в Писании.

Как нам представляется, немало евангельских церквей и все большее число богословских сочинений постепенно отходят от библейских приоритетов. Небиблейский уклон современных евангельских христиан проявляется прежде всего в следующих тенденциях:

1. Слишком большое доверие к человеческому разуму — следователь но, невнимание к Божьему откровению в Писании.

2. Слишком большое внимание к потребностям человека, им же самим и определенным, — следовательно, невнимание к Божьему опреде лению человеческих нужд.

3. Слишком большое внимание к мирскому — и недооценка духовного.

4. Слишком большое внимание к временному — и недооценка вечного.

5. Слишком большое внимание к современному обществу — и недо оценка Библии.

Поскольку эти тенденции набирают силу, церкви угрожает опасность отождествления христианства с религией и «хождения в церковь» со спа-

сением. Церковь все чаще подменяет силу Бога человеческой силой, все больше говорит о связанных с Богом проблемах и все меньше — непосредственно о Нем. Все чаще церковь путает эмоции с поклонением в Духе, а человеческое красноречие — с силой Благой Вести. Если евангельская церковь не сойдет с опасного пути, мы боимся, что в угоду расхожим настроениям следующее поколение может заменить подлинное христианство бессильной, идолопоклоннической религией.

Далее в этой книге мы подробнее поговорим об опасностях и заблуждениях, угрожающих евангельской церкви и служению. Мы призываем всех христиан, в Америке и по всему миру, заново открыть для себя пасторское служение, как оно описано в Писании. Так вы найдете служение, обоснованное библейски, а не демографически; следующее за Духом, а не обусловленное рыночным спросом; служение, в центре которого стоит Христос, а не человек; ориентированное на Бога, а не на потребителя.

Работа на Отца

Иисус работал на Своего Отца, так же должны поступать и мы. Некий анонимный автор живо описывает суть пасторского служения перед Господом, призванного работать на Бога, как угодно Богу, на основании Слова Божьего:

Думайте о своей работе. Не дрожите от львиного рыка; не останавливайтесь, чтобы бросить камень в псов дьявола; не тратьте времени на погоню за его зайцами. Делайте свое дело. Пусть лжецы лгут, пусть сектанты ссорятся, пусть еретики злословят, пусть враги обвиняют вас, пусть дьявол ярится — ничто не помешает вам радостно выполнить работу, порученную вам Богом.

Он не говорил, что вы должны добиться почета и уважения. Он не велел вам оправдываться. Он не просил опровергать ту ложь (о вас), которую могут говорить слуги сатаны или Бога, и опровергать всякий слух, который может повредить вашей репутации. Если вы станете заниматься этим, ни на что другое вас не хватит; вы будете работать на себя, а не на Господа.

Трудитесь неустанно. Пусть ваша цель будет непоколебима, как звезды. На вас будут нападать, вас будут обвинять, оскорблять, ругать, ранить, отвергать, не понимать, вам будут приписывать дурные молитвы; вас будут обижать враги и покинут друзья, люди с презрением будут гнать вас прочь. Но держитесь стойко и упорно, с неослабевающим рвением, следуйте великому замыслу своей жизни, цели своего существования, пока не сможете сказать: «Я завершил работу, которую мне поручил Ты».