2. Каким должен быть пастор и как он должен себя вести?

Джон Мак-Артур мл.

1 Пет. 5:1-3 заключает в себе основные принципы пасторского руководства: будь кроток и паси стадо. Иоанн Креститель и Павел прекрасные примеры кротости в Новом Завете. Путь к кротости предполагает веру в силу Божью, преданность Божьей истине, исполнение Божьей воли, осознание Божьего всеведения и жажду трудиться во славу Божью. Основная задача пастыря Божьего стада питать его. Кроме этого, пастырь должен надзирать за стадом и показывать ему пример. Он не может делать свое дело неохотно или только ради денег. И еще, он должен исполнять заповеди Писания, быть преданным библейской вере, смело разъяснять истину и опровергать заблуждения, быть образцом благочестия и усердия, готовым пострадать в служении.

Существует масса материалов, в которых пасторам даются советы относительно того, каким должно быть их служение. Книг, магнитофонных записей, журналов и семинаров чрезвычайно много. Фактически, материала столько, что изучать его пастор может всю жизнь — а собственно на служение у него времени не останется! Как же пастору пропустить через себя эти горы информации и понять, что действительно важно для служения? Может ли пастор ограничиваться несколькими основными принципами?

Апостол Петр не читал книг или журнальных статей о пастырском руководстве. Он не посещал семинаров и не слушал лекций. Тем не менее многолетний опыт позволил Петру выявить суть пасторского служения и свести ее к двум простым моментам: быть кротким и пасти стадо. Он говорит об этих основополагающих принципах в 1 Пет. 5:1-3:

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду.

Петр сам подавал пастырям пример кротости. Он был признан самым главным из двенадцати апостолов, но говорит о себе как о «сопастыре». Он отказывался от права руководить другими старейшинами. А в 1 Пет. 5:2 он видит призвание пастыря в том, чтобы «пасти Божье стадо», вверенное его заботе. Бог нуждается в кротких пастырях.

Пастор должен быть кротким

Мы живем в мире, который не ценит кротость и не стремится к ней. В политике, бизнесе, искусстве или спорте люди стараются добиться известности, популярности, славы. Печально, но подобный настрой распространился и на церковь. Культ личности существует, потому что пасторы и христианские руководители рвутся к известности. Но подлинный человек Божий ищет одобрения Господа, ему не нужно поклонение толпы. Кротость — отличительный признак Божьего служителя, чья деятельность действительно плодотворна. Сперджен напоминает, что, «если мы возвеличиваем себя, мы достойны презрения; в таком случае мы никогда не сможем прославить ни свое дело, ни своего Господа. Мы — слуги Христовы, а не владельцы Его наследия. Служители существуют для церкви, а не церковь для служителей… Остерегайтесь и не возвеличивайте себя чрезмерно, иначе ваши усилия закончатся ничем» .2«

Примеры кротости

Величайшим из всех живших на земле людей был Иоанн Креститель (Мф. 11:11; Лк. 7:28). Он был последним из пророков Ветхого Завета, получившим право стать непосредственным предтечей Мессии. Однако это был кроткий человек, и кротость его выражается в словах, относящихся ко Христу: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Апостол Павел был величайшим духовным вождем в мире, за исключением Иисуса Христа, но он описывает себя как «наименьшего из Апостолов» (1 Кор. 15:9), «наименьшего из всех святых» (Еф. 3:8) и первого из грешников (1 Тим. 1:15-16).

Пять признаков кротости Павла можно обнаружить в 1 Кор. 4. Во-первых, он был доволен положением раба: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1). Слово, которое переводится здесь как «служитель», — это на самом деле huperetes, буквально означающее гребца, который сидел на нижней палубе военной галеры. Эти гребцы были рабами, никому не известными, безымянными и презренными. Павел говорит о себе: «Пусть обо мне рассказывают только, что я был гребцом».

Второй признак кротости Павла — это его готовность предстать перед Божьим судом. В 1 Кор. 4:4онпишет: «Я ничего не знаю за собою, нотемне оправдываюсь; судия же мне Господь». Павел не ждет похвалы от людей и не заботится об их мнении. Он служит Богу и Богу старается угодить, любой ценой. Любая оценка его жизни и служения, принадлежащая человеку, другому или ему самому, не имеет для него значения.

В-третьих, Павел довольствовался равным положением с другими Божьими служителями. В 1 Кор. 4:6 он предостерегает коринфян от сравнения себя с Аполлосом. Он не хотел, чтобы кто-либо из читателей ставил одного из них выше другого. Павел и Аполлос не соревновались друг с другом, и Павел не считал, что он лучше, чем Аполлос. Описание кроткого человека, принадлежащее пуританину Уолтеру Крэддоку, в точности подходит Павлу:

1. Когда он смотрит на грешника, то считает себя хуже.

2. Кроткий сердцем считает себя хуже всех.

3. Таким его сделал Бог, а не он сам собственными усилиями.

4. Он понимает, что самый последний грешник волей Божьей может быть лучше него.30

В-четвертых, Павел был готов пострадать (1 Кор. 4:12-13). Ему суждено было пострадать за дело Христа как мало кому в истории — так сбылось пророчество Господа, сделанное в момент его обращения (Деян. 9:16). Павел перечисляет некоторые из перенесенных им страданий в посланиях к коринфянам (1 Кор. 4:9-13; 2 Кор. 11:23-33). Его слова, обращенные к Тимофею: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2:3), относятся к каждому пастору, потому что страдать приходится всем. Как заметил Сэндерс: «Никто не должен стремиться служить Богу, если не готов уплатить за это более дорогую цену, чем придется платить современникам и коллегам. Подлинное руководство всегда требует от человека полной отдачи и усердного труда, и чем эффективнее руководство, тем выше должна быть цена.31 Сперджен объясняет, почему пастыри должны страдать: «Мы обязательно должны испытывать трудности. В этом мире хороших людей преследуют, и служители должны быть готовы отдать

больше, чем другие, чтобы научиться состраданию к страдающему народу Господа и быть достойными пастырями гонимого стада»

Наконец, Павел был готов пожертвовать своей репутацией. Задача пастора — не мирская популярность. Те, кто смело обличает грех и живет благочестиво, часто жертвуют общественной репутацией и престижем. Таких людей не принимают, они навлекают на себя противостояние и хулу. Вот как это описывает Павел: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков… мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне» (1 Кор. 4:9,13).

Путь к кротости

Подлинная кротость проистекает из правильного представления о Боге. Жизнь и служение пастора находятся в прямой связи с его представлением о Боге. Кроткий человек, который правильно думает о Боге, будет уповать на Божью силу, хранить верность Божьей истине, исполнять Божью волю, прибегать к Божьему знанию и заботиться о Божьей славе.

Кроткий пастырь уповает на Божью силу. В 1 Фес. 2:2 Павел напоминает фессалоникийцам, что «прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестив Божие с великим подвигом» (см. Деян. 16:19-24). Смиренная вера в Божье могущество позволяла Павлу быть дерзким и отважным в служении. Он был уверен, что Бог гораздо сильнее, чем любое противодействие, с каким он может столкнуться. Поэтому его служение было наполнено такой силой и упорством. Поэтому он высказывался независимо от реакции и невзирая на последствия.

В служении всегда будет присутствовать искушение пойти на компромисс, смягчить послание, не оскорбить грешников. Но задача проповедника — обличать грех, показывать заблудшим безнадежность их положения и предлагать им лекарство от зла — спасительную Благую Весть Иисуса Христа. Совершая все это, вы столкнетесь с противоборством и сопротивлением. Вы сможете устоять, если будете уповать на Божью силу. Для этого «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10).

Кроткий пастырь предан Божьей истине. Мы живем во времена, когда большинство людей игнорирует призыв Павла проповедовать Слово Божье, обращенный к Тимофею. Часто вместо Слова Божьего с кафедры звучит какая-то невнятица — смесь политической риторики, социологического комментария и популярной психологии. Все эти «убедительные слова человеческой мудрости» (1 Кор. 2:4) — пренебрежение подлинным призванием проповедника.33 Кафедра существует не для того, чтобы проповедник выражал свое мнение, демонстрировал свою эрудицию или клеймил

своих оппонентов. Подобное гордое самовозвеличивание — противоположность кротости.

Джон Стотт считает:

…чем менее ощутимо присутствие проповедника между Словом и своими слушателями, тем лучше. Людей на самом деле питает пища, которой снабжает их хозяин дома, а не слуга, который ее раздает. Проповедник-христианин должен быть доволен, если его личность теряется в лучах света Писания, а голос заглушается Гласом Божьим.34

Человек, преданный Богу, будет стараться «верно преподавать слово истины» (2 Тим. 2:15). Больше всего он будет бояться неверно передать Слово и ввести слушателей в заблуждение. В 1 Фес. 2:3 Павел подчеркивал, что считает точную передачу Слова очень важной для своего собственного служения. В этом отрывке он, отвечая на обвинение в лжеучительстве, приводит три довода.

Во-первых, он заявляет, что в его учении «нет заблуждения». Planae (заблуждение) — существительное, происходящее от глагола со значением «плутать» или «бродить». От него происходит наше слово планета, потому что планеты блуждают по космическому пространству. Заблуждаться значит отойти от истины, от божественных правил и скитаться по бездорожью. Учение Павла не было заблуждением. Он не обманывался и не обманывал других. Он придерживался истины Слова Божьего и дважды призывал к тому же Тимофея (1 Тим. 6:20; 2 Тим. 1:14). О необходимости придерживаться истины сегодня часто забывают. Тем не менее пасторы должны, быть хранителями истины, они несут ответственность за ее неприкосновенность и ее точную передачу следующим поколениям. Таким образом, пастора должны оценивать не по тому, насколько умны и интересны его речи, но по тому, насколько точно он передает истину. Тот, кому это не удается, «учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии» (1 Тим. 6:3). Такой человек «горд, ничего не знает» (1 Тим. 6:4). Ему не удалось выполнить самую главную задачу служения.

Один из наиболее провокационных стихов во всех посланиях Павла — 2 Кор. 2:17, где апостол заявляет: «Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе». Повреждать здесь — это форма глагола kapeleuo. Здесь имеются в виду духовные вымогатели и подлецы, которые пользуются Словом Божьим для своего собственного обогащения. К сожалению, сегодня таких людей не меньше, чем во времена Павла. Лжепророки, духовидцы, приверженцы разных культов, мошенники и шарлатаны присутствуют в изобилии, «совращая с прямых путей Господних» (Деян. 13:10). Чтобы сражаться с этими лжеучителями, церковь нуждается в кротких пасторах, преданных провозглашению Слова Божьего.

Однако недостаточно просто проповедовать Слово Божье — пастор должен воплощать его истины в своей собственной жизни. Павел говорит, что в его учении нет никакой akatharsia (нечистоты, нечистых побуждений, 1 Фес. 2:3). Это слово может обозначать нечистоту любого рода, но чаще всего — блуд. Блуд и лжеучения идут рука об руку, что проявилось во многих скандальных инцидентах, потрясших церковь в последние годы.

В своем классическом труде «Преображенный пастырь» Ричард Бэкс-тер замечательно говорит о том, как жизнь пасторов должна соответствовать тому, что они проповедуют:

Будьте внимательны, старайтесь, чтобы ваш пример не противоречил вашему учению, чтобы вы не стали камнем преткновения для слепых и причиной их погибели; пусть слово у вас не расходится с делом; не мешайте успеху своих сотрудников. Нашей работе очень вредит, когда всю неделю кто-то другой потихоньку внушает бедным людям противоположное тому, о чем мы громко говорим им на основании Слова Божьего, потому что мы не можем изобличить их глупость; но еще больше вашей работе мешает, когда вы противоречите сами себе, когда ваши поступки изобличают вас как лжеца, и то, что вы час или два созидаете словесно, вы всю неделю разрушаете своими же руками! В таком случае люди начинают думать, что Слово Божье — всего лишь праздные небылицы, а проповедь ничем не отличается от сказки. Если бы он действительно верил в то, что говорит, он и вел бы себя соответственно. Наши гордые, высокомерные, надменные высказывания, наш бессмысленный гнев, наш обман могут уничтожить результаты многих проповедей и плоды всего, что вы сделали…

Многие служители совершают явную ошибку, позволяя, чтобы между их проповедями и их поступками возникало несоответствие; они много готовятся к проповедям, но совсем не учатся правильно жить. Для подготовки к двум часам проповеди им зачастую не хватает и недели, но жалко и одного часа, чтобы поразмыслить, как они проживут эту неделю… О, какие замысловатые проповеди доводилось мне слышать, а потом я наблюдал, как беспечно живут эти проповедники!

Конечно же, братья, мы должны быть очень внимательны к своему поведению и к словам; если мы действительно — служители Христовы, мы должны быть таковыми не только на словах, но и на деле; быть «исполнителем», который «блажен будет в своем действовании ». Как наша паства должна быть « исполнителями слова, а не слышателями только», так и мы должны не только говорить, но и делать, чтобы не обманывать самих себя.

Будьте чисты и живите безгрешно. Осуждайте грех своей жизнью и убеждайте людей следовать за вами. Как может ваша паства быть внимательнее к своей душе, чем вы сами?..

Остерегайтесь: не поддавайтесь грехам, которые обличаете в других; не совершайте сами проступков, которые вы ежедневно осуждаете. Неужели же вы на работе будете славить Бога, а после — бесчестить Его, как все остальные? Станете ли вы провозглашать власть Христа, а потом сами восставать против нее? Станете ли вы проповедовать Его законы, а потом сознательно нарушать их? Если грех это зло, почему вы в нем живете? Если же грех не зло, зачем вы убеждаете в этом людей? Если он опасен, зачем вы рискуете? Если нет, то зачем вы говорите это людям? Если Божья кара — правда, почему вы ее не боитесь? Если это ложь, зачем же без пользы тревожить людей и пугать их без причины? Вы

«знаете праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти», и все-таки поступаете так? « Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?.. Говоря: „не прелюбодействуй», прелюбодействуешь», или пьешь, или обманываешь сам? Неужели тот самый язык, который произносит грешные вещи, выступает против греха? Эти уста осуждают ближнего, хулят его и чернят, а потом обвиняют других в подобном поведении? Остерегайтесь осуждать грех и поддаваться ему потом; чтобы не случилось так, что, пытаясь уничтожить его в других, вы сами склонились пред ним и стали его рабами: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб». «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» О братья! Проще обличать грех, чем преодолеть его!35

Если проповедник хочет, чтобы собрание приняло его слова близко к сердцу, он должен сам принять их близко к сердцу.

Наконец, в 1 Фес. 2:3 Павел утверждает, что в его проповедях нет лукавства. Он переходит от проповеди к жизни и заявляет о своей искренности. У Павла нет никаких скрытых помыслов, он не пытается никого обмануть. Он не похож на лжеучителей, которые руководствуются похотью или выгодой (2 Пет. 2:15-18; Иуд. 11). Он подобен Давиду, который «пас их [Израиль. —Д. М.] в чистоте сердца своего» (Пс. 77:72).

Бог хочет, чтобы пастыри Его стада были кроткими и последовательными людьми.

Кроткий пастырь готов исполнить волю Бога. Все верующие имеют право и обязаны делиться Благой Вестью — как только могут и когда могут. Но пастырем становится только тот, кто призван Богом к этому служению (см. главу 6, «Призвание к пасторскому служению»). Те, кто в гордыне сам возвысит себя до этого положения, не получат Божьего благословения. Бог скажет о них то же, что сказал о лжепророках времен Иеремии: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23:21).

Павел, несомненно, не сам возвысился до положения служителя. Напротив, меньше всего в жизни он ожидал, что станет проповедником Благой Вести. Но на пути в Дамаск Бог возродил его и призвал к служению. Нет сомнений, что он имеет в виду именно это происшествие, когда пишет коринфянам: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо, если делаю это добровольно, то [буду] иметь награду; а если недобровольно, то [исполняю только] вверенное мне служение» (1 Кор. 9:16-17). В отличие от лжеучителей, с которыми он сталкивался, и их современных последователей, он не сам назначил себя служителем. Павел говорил: «Бог Удостоил нас того, чтобы вверить [нам] благовестив» (1 Фес. 2:4).

Знание о том, что мы не можем заслужить право проповедовать своими собственными усилиями, должно учить нас смирению. Бог призвал нас к

служению. Бог доверил нам провозглашение Своего Слова, Бог избрал нас, чтобы мы пасли Его стадо. Забыть об этом значит сделать первый шаг к отлучению от служения.

Кроткий пастырь руководствуется Божьим знанием. Всеведение Бога — еще один повод для кротости и ключ к ней. Мы можем обмануть других показным благочестием, но Бог знает, что происходит у нас в сердце. «Служитель таков, каким он предстает перед Всемогущим Богом, когда в уединении преклоняет перед Ним колени», — писал Джон Оуэн.36 Божье всеведение означает, что в служении мы несем перед Ним ответственность. Служитель должен угодить Богу, а не людям. Бог исследует наши желания, мотивы, сердечные намерения, Он знает, что мы делаем для других, а что — для Него.

Павел прекрасно понимал, что значило всеведение Бога о его жизни. Фессалоникийцам он писал: «Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить [нам] благовестив, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас (пред вами) ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» (1 Фес. 2:4-5). Он знал, что Бог велел ему проповедовать Благую Весть, а не люди велели ему рассказывать им что-либо приятное. В Гал. 1:10 он добавляет: «У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» . Павел помнил о всеведении Бога, поэтому не старался угождать людям.

Кроткий пастырь заботится о славе Божьей. Мысли о славе Божьей помогают пастырю достигнуть верха смирения, потому что невозможно одновременно думать о своей славе и славе Бога. Новый Завет славен (2 Кор. 3:7-11), а не служители (2 Кор. 4:7). Если все, что делают рядовые верующие, должно быть во славу Божию (1 Кор. 10:31), то насколько больше о ней должны заботиться служители?

В 1 Фес. 2:6 Павел пишет: «Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других». Павел, в отличие от Диотрефа (3 Ин. 9), не искал высокого положения; он не стремился быть уважаемым, знаменитым и прославленным. Его волновала только слава Божья (2 Кор. 4:5).

Что же отличает служителя, успешно выполняющего свою миссию? Упорство — он полностью доверяется Божьему могуществу. Последовательность — его жизнь соответствует учению. Авторитет — он исполняет поручение Бога, а не действует от себя. Ответственность — он постоянно помнит о всеведении Бога. Кротость — его беспокоит не собственная слава, а слава Божья. Только такой человек достаточно кроток, чтобы пасти стадо Божье.

Пастор должен пасти Божье стадо

Из всех метафор, которые используются для определения духовного руководства, наиболее подходит сравнение с пастухом. Пастыри должны не давать стаду сбиться с пути, вести его на зеленые пастбища Божьего Слова и защищать от свирепых волков (Деян. 20:29). Сравнение служителя с пастухом использует Петр в 1 Пет. 5:1-3. Здесь он описывает основную задачу пастыря и дает ценные советы по поводу того, как он должен и как не должен поступать.

Основная задача пастыря

Если пастух не кормит свое стадо, скоро у него не останется овец. Овцы либо убегут от него, либо умрут от голода. Бог прежде всего требует от Своих пастырей духовно питать стадо. Фактически, епископ отличается от диакона тем, что «учителей» (1 Тим. 3:2; Тит. 1:9). Чарльз Джефферсон пишет:

Обеспечивать овцам корм — основная задача пастуха, и это понятно даже тем, кто совершенно незнаком с работой пастырей. Овцы не могут добывать себе пропитание и воду сами. Их нужно отвести к водоему и на пастбище… Правильное питание овец — самое главное. Если не накормить их, они ослабеют, начнут болеть, и все вложенные в них богатства будут потрачены зря… Когда проповедник выходит на кафедру, он — пастырь, дающий корм, и если бы все служители постоянно помнили об этом, проповеди были бы гораздо лучше. Проклятие кафедры — это ошибочное представление о проповеди как о произведении искусства, а не куске хлеба для верующих.37

Иисус настойчиво говорил Петру о необходимости питать овец во время их встречи, описанной в Иоанна 21. Дважды Иисус повторяет слово bosko — «Я питаю» (Ин. 21:15,17). Задача пастыря — не понравиться овцам, а накормить их; не ублажать их слух, а питать их духовно. Он должен предлагать им не легкие закуски, а обильную пищу здравой библейской истины. Те, кому не удается питать стадо, непригодны для роли пастырей (см. Иер. 23:1-4; Иез. 34:2-10).

Как пасти стадо

Помимо питания овец, в обязанности пастуха входят еще две важные вещи. Он должен следить за овцами и вести их силой собственного примера. Петр призывает других старейшин: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним» (1 Пет. 5:2). Бог наделил их властью и ответственностью. Пастыри обязаны вести стадо, а стадо — следовать за ними (Евр. 13:17).

Однако быть пастырем не значит следить за стадом издали; он должен быть рядом со стадом и подавать ему пример. Такое руководство осуществляется не сверху, но изнутри. Хороший пастырь не станет подгонять ста-

до, но пойдет впереди него. Стадо будет смотреть на него и подражать ему. Самое важное в пасторском руководстве — это сила жизненного примера.38

Как не надо пасти стадо

Обращаясь к сопастырям, Петр предостерегает их от двух ошибок. Во-первых, они должны делать это добровольно. Хороший пастырь работает «не принужденно, но охотно» (1 Пет. 5:2). Овцы могут быть упрямыми, грязными, непривлекательными. У. Филипп Келлер, которому приходилось работать на ранчо и ухаживать за овцами, замечает: «Никакой скот не требует столько внимания к себе, как овцы» .39 Ленивый пастух — плохой пастух. Петр предостерегает против искушения просто выполнять какие-то действия — работать из-под палки. Пасти Божье стадо надо добровольно, охотно, с рвением, понимая важность задачи.

Другой печальный промах, которого следует избегать, — это служение ради выгоды. «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал» , — пишет Павел ефесским старейшинам (Деян. 20:33). «Никто не может служить двум господам, — говорит Иисус, — ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Это прежде всего относится к пасторам, от которых Бог требует быть «не корыстолюбивыми» (1 Тим. 3:3). К материальной выгоде стремятся только лжепророки (см. Ис. 56:11; Иер. 6:13; 8:10; Мих. 3:11; 2 Пет. 2:3).

Нет ничего плохого в том, что работа пастора оплачивается; фактически, в Писании говорится, что так должно быть. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, — пишет Павел Тимофею, — особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).40 Плохо, если материальная плата становится единственным поводом для служения. В результате мы не только получаем неуверенных в себе и не добивающихся результата служителей, но и служение деградирует в глазах мира. Никогда не забуду, как в годы моей молодости одна женщина, не знавшая, что я пастор, посоветовала мне заняться служением: «Вам не придется много работать, — сказала она, — а денег будете получать много». Можно представить себе, с какими пасторами ей приходилось встречаться, раз у нее возникло такое отношение к служению.

Кроткий человек, преданно пасущий души, вверенные ему Богом, «получит неувядающий венец славы», когда «явится Пастыреначальник» (1 Пет. 5:4).

Послушный пастырь

Если бы Петр был еще жив, я спросил бы у него: «Можно ли конкретнее указать, что именно должен делать кроткий пастырь?» У нас нет четкого ответа Петра на этот вопрос, поэтому придется искать ответ в двух посланиях Павла к Тимофею. Павел лично обучал молодого пастыря, но Тимофею пришлось столкнуться с серьезными испытаниями, когда он стал выводить ефесскую церковь из состояния греха и заблуждений. Ему пришлось бороться со страхом и слабостью людей. Вероятно, иногда ему хотелось смягчить послание перед лицом преследований. Иногда он стыдился Благой Вести.

Павел вынужден был напоминать ему, что веру надо отстаивать смело, даже перед лицом страданий: «Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием (Христовым) силою Бога» (2 Тим. 1:8). В двух посланиях Павла к Тимофею мы можем обнаружить философию служения и практические советы, полезные и для нас сегодня.41 Павел сообщает Тимофею в первом послании, что он должен:

Увещевать лжеучителей и призывать их к чистосердечию, чистой совести и искренней вере (1 Тим. 1:3-5).

Отстаивать божественную истину и Божий замысел, храня свою собственную веру и чистую совесть (1:18-19).

Молиться за заблудших и наставлять других верующих желать то же самое (2:1-8).

Призывать женщин церкви выполнять данную им Богом роль: повиноваться, воспитывать благочестивых детей, подавать пример веры, любви и святости в воздержании (2:9-15).

Тщательно выбирать духовных руководителей церкви на основании их одаренности, благочестия и добродетели (3:1-13).

Распознавать источники заблуждений и тех, кто им учит, и указывать на них другим верующим (4:1-6).

Постоянно питаться словами Писания и его здравым учением, избегая мифов и лжеучений (4:6).

Воспитывать благочестие в самом себе (4:7-11). Смело учить истине Божьего Слова (4:12).

Быть образцом духовной жизни, которому все могли бы подражать (4:12).

Преданно читать, объяснять и открыто применять Писание (4:13-14). Стремиться к христоподобию в своей собственной жизни (4:15-16).

Быть благодатным и кротким по отношению к греху своих людей (5:1-2).

Особо заботиться о вдовах (5:3-16).

Уважать руководителей церкви, которые усердно трудятся (5:17-21).

Осторожно выбирать руководителей церкви, следя за тем, чтобы они были зрелыми и опытными людьми (5:22).

Заботиться о своем физическом состоянии, чтобы иметь силы для служения (5:23).

Учить принципам подлинного благочестия и проповедовать их, помогать людям распознавать истинное благочестие и лицемерие (5:24—6:6).

Быть несребролюбивым (6:7-11).

Стремиться к праведности, благочестию, вере, любви, крепости и кротости (6:11).

Бороться за веру против любых врагов (6:12).

Наставлять богатых быть добрыми, делать добро и проявлять щедрость (6:17-19).

Соблюдать Слово Божье как святую истину, ценить его как сокровище (6:20-21).

Во втором послании Павел напоминает Тимофею о необходимости:

Поддерживать дар Божий в себе неувядающим и полезным (2 Тим. 1:6).

Не бояться, но быть сильным (1:7).

Никогда не стесняться Христа или тех, кто служит Христу (1:8-11).

Стойко держаться истины и защищать ее (1:12-14).

Быть сильным характером (2:1).

Учить апостольской истине, чтобы иметь преданных последователей (2:2).

Охотно выносить трудности и страдания, желая все претерпеть ради Христа (2:3-7).

Все время помнить о Христе (2:8-13).

Руководить авторитетно (2:14).

Точно толковать и применять Писание (2:15).

Избегать бессмысленных разговоров, которые ведут ко греху (2:16).

Быть почетным орудием Господа, далеким от греха (2:20-21).

Сражаться с похотью и стремиться к праведности, вере и любви (2:22).

Не вовлекаться в богословские и философские споры (2:23).

Не ссориться, но быть тихим со всеми, учительным, незлобивым, в кротости воспитывающим прекословящих (2:24-26).

Встречать опасность, думая о Слове Божьем (3:1-15).

Понимать, что Писание — основа и содержание правомочного служения (3:16-17).

Проповедовать Слово — всегда, когда это возможно, — увещевать, упрекать и наставлять с великим терпением и умением (4:1-2).

Соблюдать трезвость во всем (4:5). Не бояться трудностей (4:5). Благовествовать(4:5).

Все это можно свести к пяти категориям. Павел велит Тимофею: 1) верно проповедовать библейскую истину; 2) смело обличать заблуждения и избегать их; 3) подавать стаду пример благочестия; 4) усердно и преданно трудиться и 5) быть готовым вынести страдания и преследования на служении Господу.