4. Библейский подход к пасторскому служению

Алекс Д. Монтойя

Здравый подход к пасторскому служению предполагает формулировку библейской философии или установление задач данного служения. Такая философия зависит от библейского назначения церкви, то есть прославления Господа, благовестил миру и воспитания членов церкви. Пастор играет ведущую роль в осуществлении этих планов. В Еф. 4:7-16 и Кол. 1:28 29 говорится о том, как поместная церковь может добиться этих целей. Семь типов служения, посредством которых пастор может реализовать данные задачи церкви, это: служение Слова, служение общения, служение вечери Господней, служение молитвы, служение благовестил, миссионерское служение и служение межцерковного общения.

Пасторское служение — уникальное божественное призвание, дарованное Богом избранным служителям Слова и Церкви. Люди, призванные к этой работе, чувствуют себя недостойными (1 Тим. 1:12-17) и неспособными (2 Кор. 3:4-6) выполнять столь драгоценное задание. Тем не менее те, кто помазан на служение, могут повторить вслед за апостолом Павлом: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была „приписываема» Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7).

Греховность человеческая и происки лукавого осложняют работу пастора, но еще запутаннее служение становится из-за нашего собственного невежества. Слишком часто служитель не понимает, что он должен делать

со своим призванием. Подобное незнание может толкнуть его на неверный путь и привести к опасным последствиям.

Понимание библейской философии пасторского служения может помочь служителю правильно подойти к своей задаче и облегчить правильное выполнение этой задачи. В этой главе мы рассмотрим два основных момента: во-первых, определение и пользу библейской философии как фундамента служения и, во-вторых, что говорит Библия о задачах церкви, к выполнению которых ее должен вести пастор. Кое-кого, наверное, удивит, почему мы говорим о задачах церкви в связи с пасторской философией служения. В ответ мы спросим: может ли служение пастора быть эффективным, если он не может четко и понятно объяснить, каковы задачи ведомой им церкви? Не осознав важности библейского подхода, он будет бесцельно бродить в тумане.

Библейская философия служения

Кем бы человек ни работал, он нуждается в определении своего профессионального статуса. Он должен ответить на вопросы: «Зачем я это делаю?», «Что я должен делать?» и «Как мне выполнить эту задачу?». Подобно путешественнику, отправляющемуся в путь, пастор должен знать, куда он следует. Формулировка задачи служения — это и есть философия служения. Философия служения для пастора должна основываться на заповедях, которые Христос дал Своей церкви.

Важно подчеркнуть, что каждый пастор обязательно должен быть знаком с библейской философией пасторского служения и понимать ее. Не существует разных философий служения. Только одна! Основанная на Писании и относящаяся к каждому пастору.

Сегодня нередко наблюдается стремление сориентировать церкви на выполнение конкретных узких задач, например: «семейная церковь», «церковь для бедных» и т. п. Это, может быть, и неплохо, но подобные узкие задачи должны существовать в рамках более широкого контекста общих целей церкви. Как мы увидим, у церкви есть определенная задача, и каждый служитель призван для ее выполнения. Мы не смеем приступать к служению с предубеждением, личным мнением или новой теорией о церковном служении. Как велел Бог Моисею: « Смотри… сделай все по образу, показанному тебе на горе» (Евр. 8:5).

Определение

Так что же такое философия служения? Как мы уже заметили, это — определение задач. Философия служения точно указывает, чего мы хотим добиться своим служением. Она определяет причину существования церкви, а значит, и причину существования христианского служения. Служение не существует независимо от церкви, но является средством для выполнения ее задач. Павел напоминает об этом Тимофею: «Сие пишу тебе,

надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:14-15). Он говорит Тимофею, что его работа — осуществлять задачи церкви.

По этой причине пасторская философия служения задает направление его личной деятельности. Как только она определена и понята, пастор начинает работать в соответствии с ней. Она становится картой, которая не дает ему сбиться с пути, путеводителем его действий; она поправляет его, когда он ошибается, и укрепляет, когда тяжесть задачи обременяет его и тяготит.

Польза

Иметь библейскую философию служения очень полезно, в связи с чем стоит упомянуть пять важных моментов. Во-первых, она вынуждает нас следовать Библии. Когда мы рассматриваем само Писание как основу служения, это помогает нам утверждаться на истинном пути. Церковь отходит от библейских основ, когда ее руководители сбиваются с библейского пути. Служители могут становиться отступниками постепенно, даже не замечая этого. Им нужно постоянно напоминать о том, какая это ответственность: удерживать церковь на прочном основании Слова. Авторы библейских книг и апостолы-основатели ясно говорили, что божественные указания — образец для определения структуры церкви, ее задач и практик. Даже ее могущество должно быть от Бога. Мы читаем также о традициях (1 Кор. 11:2; 2 Фес. 2:15; 2 Фес. 3:6) и практике (1 Кор. 11:16). Самые первые церкви придерживались той же философии служения (1 Кор. 14:33,40). Любая попытка отойти от этой философии — признак отступничества, в теории или на практике (2 Фес. 3:6; 3 Ин. 9).

Библейская философия служения включает в себя не только цели, но и средства их достижения. Если наше представление о божественных замыслах, связанных с церковью, будет нечетким и размытым, то к осуществлению этих замыслов мы будем подходить прагматично, плотски и даже греховно. Ветры общественных перемен, течения либерального богословия, давление плотских методов заставят корабль сбиться с курса, если капитан не будет упорно вести туда, куда велит Бог.

Второй полезный момент философии служения состоит в том, что она имеет практическое значение. У нас должна быть четкая цель; должна быть задача, к которой мы стремимся. Павел хорошо сказал об этом: «Я бегу не так, как на неверное» (1 Кор. 9:26). Ему не хотелось тратить время на борьбу с тенями (1 Кор. 9:26). Обычно служители чувствуют разочарование, когда не знают, в каком направлении двигаться.

Результаты — третья положительная сторона философии служения. Если пастор будет знать, куда идет, ему легче будет сконцентрировать свои усилия на тех сторонах служения, которые являются жизненно важными. Слишком часто задачи, программы и усилия пасторов оказываются почти

никак не связанными с общими задачами церкви, и пастор лишь напрасно расходует свои силы и силы церкви, добиваясь их выполнения. Искушение тратить апостольскую энергию на решение социальных проблем возникало еще в ранней церкви, но ее руководители, в мудрости своей, справлялись с этой проблемой (Деян. 6:1-7).

В-четвертых, самый очевидный полезный момент — это эффективность. Тот, кто не наметил себе цель, не промахнется. Четко продуманный план сражения, проект здания или план работы — гарантия успеха. Служители, которые не намечают себе конкретной цели, мало чего добиваются за целую жизнь усердной работы. Но те, кто действует, руководствуясь Божьим планом, даже если они слабы, даже в трудных условиях, пожинают плоды. В этом, без сомнений, состоял секрет успеха церкви в I веке. Церковь знала, что делать, и делала. Вскоре верующие пользовались репутацией людей, потрясающих мир (Деян. 17:6).

Пятый момент в связи с пользой четкой библейской философии служения — призвание служителя к личной преданности (1 Кор. 4:2). Однажды нам придется держать перед Господом ответ за вверенное нам служение. Как сможем мы предстать перед Ним, прося извинения за свое невежество, за свои заблуждения? Сможем ли мы претендовать на награду, если не следовали указанным курсом? Преданность предполагает мудрость при выполнении работы. Неудачников люди не вознаграждают, сколько бы усилий те ни затратили. Так же поступает и Бог. Только те, кто подобен Павлу, получают приз (Деян. 20:24,27; 1 Кор. 9:24; 2 Тим. 4:7).

Джонсон формулирует восемь преимуществ, которыми пользуется человек, имеющий философию служения.169 Он говорит, что церковь, способная сформулировать свои философские основания:

1) может определить цель своего служения;

2) может периодически заново оценивать свой совокупный опыт в свете благовестил;

3) может оценивать свое служение в свете изначальных критериев, а не популярности конкретной программы;

4) склонна к уравновешенному служению, внимательна к основным проблемам;

5) может мобилизовать большую часть своей паствы в качестве служи телей;

6) может определить сравнительную пользу задуманного служения;

7) может быть понятной и привлекательной альтернативой светскому обществу для людей, которые пытаются найти решение постоянно возникающих проблем;

8) может выбирать, сотрудничать ей или нет с другими церквами и околоцерковными организациями.

Задачи церкви

Библейская философия служения должна основываться на библейской экклезиологии. Чтобы понять свою роль как проповедника, человек должен прежде всего понять роль церкви. Гетц так пишет об этом:

Каждый, кто пытается сформулировать библейскую философию служения и разработать современную стратегию, методологию, опирающуюся на библейские основания, должен задаться одним очень важным вопросом и ответить на него. Зачем нужна церковь? Иначе говоря, какова ее конечная цель? Зачем Бог создал ее?170

Ответив же на эти вопросы, служитель должен спросить себя: «Какова моя задача в рамках общей задачи церкви?»

Перед смертью наш Господь предсказал, что церковь Его укрепится и победит всех врагов (Мф. 16:18) и что она будет состоять из всех верующих, которые станут Его Телом (Еф. 1:22-23). Церковь в настоящую эпоху занимает место Израиля как народа Божьего и является сообществом верующих, искупленных драгоценною кровью Христа. У церкви три функции. Это — сообщество, которое поклоняется, свидетельствует и трудится. Иначе говоря, церковь существует для того, чтобы восславлять Господа, благовествоватъ Слово и воспитывать своих членов. Все, что в Новом Завете говорится о церкви, попадает в эти три категории. Только понимание трех этих функций позволяет отдельному верующему осуществить свои задачи внутри Тела Христова. Только имея верное представление о миссии церкви Христовой, служитель может как следует послужить Господу своему и исполнить свои пасторские задачи. Далее мы рассмотрим эти три цели церкви более внимательно.

Сообщество поклонения

Основная задача человечества — поклоняться Богу и наслаждаться Его творением. Величайшая из заповедей — любить Бога всем своим существом и любить ближнего как самого себя (Мф. 22:36-40). Основное призвание церкви — славить Господа, возвеличивать Его качества, восхвалять Его перед всем творением. Соуси говорит: «Поклонение — главное в существовании церкви. Слова апостола Павла о том, что Бог избрал и предназначил Своих детей во Христе „в похвалу славы благодати Своей» (Еф. 1:4-6), означают, что конечная задача церкви — поклоняться Тому, Кто призвал ее к существованию».171

Мы видим, что и Петр определяет задачу церкви Христовой как восхваление Бога словом и делом:

И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом… Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2:5,9).

Церковь — общество искупленных грешников, избранных для поклонения Богу во Христе. Служитель должен прежде всего сам поклоняться Богу и только потом — помогать поклоняться пастве.

Что такое поклонение? «Поклонение — это уважение и обожание, направленные на Бога», — говорит Мак-Артур.172 Мартин пишет: «Поклонение — это торжественное прославление Бога в Его всевышнем достоинстве, чтобы Его „достоинство» стало нормой и вдохновением человеческой жизни».173 Следовательно, «поклоняться Богу значит придавать Ему высшее достоинство, которого только Он достоин». Мы поклоняемся Богу, когда «полностью посвящаем себя Ему во всех поступках и взаимоотношениях в жизни».174

Новозаветный служитель должен ясно представлять себе, чем поклонение в церкви отличается от поклонения в Израиле. Существует громадная разница между поклонением в Израиле и новым образом поклонения Богу «в духе и истине» (Ин. 4:24). У церкви нет предписанной формы богослужения, нет храма или святилища, нет системы богослужений, нет священничества. Любая попытка внедрить в церковь эти старые черты сопряжена с опасностью возвращения к Израилю.

Церковь — это духовный храм, в котором пребывает Бог, ее называют «домом духовным» (1 Кор. 3:16; 1 Пет. 2:5). Церковь не содержит в себе священство, но скорее является священством, которое, в свою очередь, предлагает Богу духовные жертвы (Рим. 12:1-2; 1 Пет. 2:5; Отк. 1:6). Авторы новозаветных книг, хоть они и используют сходную терминологию, говоря о поклонении как функции церкви, осторожны, чтобы не вливать старое вино в новые мехи.

Отсутствие предписаний означает, что церковь поклоняется Богу уникальным и необычным образом. Духовные жертвы становятся христианским служением Господу. В Новом Завете об этих жертвах говорится в тех же выражениях, что и при описании жертвоприношений в Ветхом, но разница очевидна. Христиане должны посвятить себя служению Благой Вести (Деян. 6:5; Рим. 15:16; 2 Тим. 4:6), служению святой жизни (Рим. 12:1-2; 1 Пет. 1:12-16), служению молитвы (Деян. 6:6; 13:2-3; 1 Тим. 5:5;

Отк. 4:8,10-11) служению ближним (Рим. 12:1-8; Флп. 2:17,30; Евр. 13:16), служению благодарности (Еф. 5:19-20; Кол. 3:16-17; Евр. 12:28; 13:15) и служению жертвования (Рим. 15:27; 2 Кор. 9:12; Флп. 2:4; 4:18; Евр. 13:16).

Даже при беглом взгляде на эти аспекты новозаветного поклонения укрепляешься в истине, известной с начала времен: вся жизнь должна быть актом поклонения. Моул так резюмирует эту мысль: «Вся жизнь христианина — поклонение, „литургия» означает служение, все верующие — священники во Христе, и вся христианская церковь — дом Божий (1 Кор. 3:16; Еф. 2:22)».175

О чем-то конкретном касательно совместного акта богослужения ранней церкви в Новом Завете есть лишь беглые упоминания. В разных местах кратко упомянуты собрания новозаветных верующих. Мы знаем, что они «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Они собирались вместе для молитвы (Деян. 4:31; 12:5). Подробнее всего о церковном богослужении говорится в том эпизоде, где Павел увещевает коринфян в связи с их говорением языками (1 Кор. 12—14). Очевидно, верующие встречались, чтобы восславить Бога в молитвах и пророчествах, а также воспеть его (см. 1 Кор. 14:26). Задачей всего этого было поклонение Богу (1 Кор. 14:16,25) и взаимное наставление (1 Кор. 14:26).

Задача пастора — вести церковь к достижению этого великого замысла, поклонению Богу. Очевидно, что сам служитель должен искренне поклоняться Богу. Он должен надлежащим образом делать это сам и помогать пастве, объясняя новозаветное значение поклонения для верующего и обучая совместному поклонению Богу во время различных собраний христиан. Он должен учить церковь поклонению, вести поклонение и участвовать в нем.

Общество свидетелей

Неудивительно, что вторая и третья задачи церкви являются следствиями первой. Свидетельство и служение — это в определенном смысле акты личного поклонения. Следовательно, есть еще два способа поклоняться Богу — обращать в веру заблудших и помогать верующим. Иногда «одно только нужно» (Лк. 10:42) — простое поклонение Богу! Однако ради простоты и связности изложения мы предпочли отделить две эти задачи от первой.

Вторая великая задача церкви — благовествовать заблудшему миру. Церковь должна быть обществом свидетелей о спасительной благодати Христа. В евангелиях единодушно говорится о важности Великого поручения, данного церкви Христом (Мф. 28:18-20; Мк. 16:15-16; Лк. 24:46-47; Ин. 17:18). В Деяниях не только упоминается об этом поруче-

нии (Деян. 1:8), но говорится, что церковь исполняет его, от Иерусалима до края земли.

Благовестив — это не добровольное занятие церкви, которое она вправе принять или отвергнуть. Оно обязательно. Благовестием должны заниматься не только особо одаренные люди или руководители церкви. Это — миссия всей церкви. Для искренне верующего благовестив — не просто заповедь, а необходимость (Деян. 5:42; Рим. 1:14-17; 1 Кор. 9:16-18). Благовестив — сердце и душа новозаветной церкви. Заповедь ясна: «проповеда-ну быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:47-48).

Для выполнения этой задачи в Деяниях используется два подхода. Первый — это контакт с непосредственным окружением, будь то ближний нам человек (Деян. 2), обитатель соседнего дома (Деян. 5:42), соседнего города (Деян. 8:5) или представители другой этнической группы (Деян. 10). Ранняя церковь не воспринимала Великое поручение как повеление благовествовать для какого-то конкретного круга людей. Церковь была единой и включала в себя все народы (см. Отк. 7:9).

Второй подход — это благовестив в дальних странах (см. Рим. 15:18-29), для чего отряжались специальные люди, миссией которых было нести Благую Весть в самые глухие уголки земли (Деян. 13:1-3). Церковь прилежно исполняла заповедь Господа, обращая в веру ближних и учреждая церкви в других землях.

В наше время задачи церкви не изменились. Великое поручение осталось в силе. Достижения современных технологий не привели к его уничтожению. Неотложные социальные нужды не лишили его актуальности. Духовные проблемы в церкви не умалили его важности. Ни Христос, ни Павел не задерживались долго на одном месте. Они шли дальше, чтобы как можно больше людей услышало Благую Весть.

Пастор, который стремится, чтобы его служение было библейским, должен вести паству к исполнению Великого поручения. Служитель, согласно замыслу Христа, сам является миссионером. Его церковь должна быть миссионерской, касается ли это благовестия соседям через дорогу или по всему миру. Служитель должен быть руководителем, мыслящим в масштабах всего мира. Он должен видеть дальше скамей со своими прихожанами. Он должен прокладывать путь, молясь о новых обращенных, о тружениках Божьих (Мф. 9:37-38), об избрании миссионеров (Деян. 13:1-3), должен поддерживать миссионеров и свидетелей. Если он — преданный служитель, он не сможет этого не делать и не осмелится поступать иначе.

Общество тружеников

Третья задача церкви — созидать себя посредством взаимодействия Разных членов Тела Христова. Задача христиан — созидать или духовно воспитывать других членов Тела Христова. «Церковь, — утверждает

Гетц, — должна стать зрелой организацией посредством созидания, во славу Божью и к чести Его» .176

Новый Завет содержит ряд ссылок на эту жизненно важную задачу церкви, которой, однако, часто пренебрегают (Мф. 28:18-20; Деян. 20:17-35; Рим. 12:1-8; 1 Кор. 12-14; Еф. 4:7-16; Кол. 1:24-29; 1 Пет. 4:10-11). Смысл этих отрывков в том, что Бог дал каждому верующему уникальный духовный дар, и использовать его следует не для самовозрастания, а для духовного развития братьев-христиан. Задача пастора, который сам наделен соответствующим даром, — помогать верующим обнаруживать и использовать эти дары для возрастания Тела Христова. Зрелая церковь, таким образом, остается единой, преданной Христу, исполняет замыслы Бога и способна противостоять сатане.

Павел хорошо понимал свои задачи как пастора, о чем он пишет в Кол. 1:28-29: «Которого [Христа. —А. М. ] мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно». Этот отрывок ясно показывает, в чем задача христианского служителя. Обратите внимание на следующие выводы из данного текста:

1. Задача — «представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе». Павел ясно говорит, что задача каждого пастора — не собрать полный зал народа, не произносить чудесные проповеди, не развлекать аудиторию и не зарабатывать деньги. Задача служителя — помочь каждо му верующему стать христоподобным, приготовить каждого верующего ко встрече с Господом и Спасителем в великий день (см. Кол. 1:22). «Слав ная цель, — пишет Эади, — благороднейшая, вызывающая энтузиазм, способствующая стойкости перед лицом страданий и тягот».»7

2. Замысел — « проповедуем, вразумляя всякого человека и научая вся кой премудрости» (Кол. 1:28). Замысел Павла был простым, совершенным и действенным. Павел проповедует Христа и только Христа! (См. 1 Кор. 1:23; 2:2). Его задача — рассказать о Христе каждому человеку, побуждая людей покаяться в грехах и понять во всей полноте, что такое верить во Христа. Павел считал, что «необходимо исполнять эту задачу со всем уме нием и тщанием» .178 Предостерегая и обучая, Павел старался привести лю дей к такой зрелости.179

3. Страдание — «длячего я и тружусь и подвизаюсь…» (Кол. 1:29). За дача, которой посвятил себя Павел, отнимала у него все силы. Подобно ат лету, он трудился изо всех сил, чтобы выполнить свою миссию в совершен стве.180 «Это была нелегкая работа, не просто времяпрепровождение, она требовала полной самоотдачи», — поясняет Эади.181 Обращение к вере и

воспитание верующих — трудная задача, она — не для слабых духом. Человек должен быть полностью захвачен идеей привести людей ко Христу вполне зрелыми верующими (см. Еф. 5:26-27).

4. Сила —«…силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:29). Ни один служитель сам по себе не способен справиться с такой задачей. Он должен полностью полагаться на силу Христа, потому что только Христос может дать такую силу, благодать и могущество тем, кто искренне и смиренно уповает на Него. Павел везде говорит, что «способность наша от Бога» (2 Кор. 3:5).

Таким образом, мы видим, что Павел считает своей задачей как служителя Слова привести каждого верующего к зрелости. Благая Весть, которую он нес людям, предназначена не для избранных, но для всех без исключения.

Другой текст, который не мешает изучить, размышляя о задачах церкви как общества тружеников, — Еф. 4:11-16. Этот отрывок важен не только для понимания задач церкви, но и потому, что он является одним из немногих мест, где недвусмысленно говорится о роли пастыря в связи с его задачами.

Послание Павла к ефесянам — экклезиологическое. В главе 4 говорится об отношениях верующих друг с другом, о гармоничном и полном любви единстве. Чтобы церковь была единой, необходимо наделение дарами в благодати и использование этих даров. В Еф. 4:7-16 Павел разъясняет эту истину. Здесь уместно сделать четыре замечания.

1. Наделение дарами (Еф. 4:7-11). Сначала Павел говорит о божествен ном наделении духовными дарами каждого из членов Церкви Христовой. Эти дары могут быть разными по природе и оказывать разное воздействие, но назначение их одинаково — общее благо, то есть воспитание и созидание друг друга (см. 1 Кор. 12:1-11; Рим. 12:3-8). Когда дарами наделяется Цер ковь вообще (Еф. 4:7), некоторые из них даются конкретным группам лю дей, исполняющих обязанности апостолов, пророков, евангелистов, пасты рей и наставников (или пастырей-учителей).182 Намерение апостола Пав ла — указать на специфическую природу этих даров, чтобы потом показать, какое значение они имеют для остальных наделенных дарами братьев.

2. Назначение даров. Павел утверждает, что задача наделенных дара ми — «совершение святых, дело служения, созидание тела Христова»

(Еф. 4:12). Грамматически несложная фраза и используемые в ней предлоги передают простой смысл: «для воспитания святых, чтобы они были совершенны и могли выполнять все те разнообразные виды служения, которые необходимы для созидания церкви» .181 Роль пастыря-учителя — вести святых к зрелости, наставлять их, воспитывать в Слове Божьем. Эти зрелые святые затем в свою очередь становятся способными к служению и могут использовать свои духовные дары для помощи друг другу. Задача служителя — созидание Тела Христова. «Духовное развитие церкви — основная цель христианского пасторства», — пишет Эади.184

Бог задумал пастырей не для того, чтобы они были в церкви мальчиками на побегушках. Кроме того, пастырь не является единственным человеком, одаренным для служения. В сущности, он не обладает всеми дарами, необходимыми для правильного и гармоничного развития Церкви. Его дары позволяют воспитывать святых, в то время как другие члены церкви обладают другими дарами, нужными для всего тела. Нелепо ждать, что пастор будет делать для церкви все, и в равной степени нелепо, когда пастор считает себя единственным, кто способен к служению. Его задача — воспитание. Задача паствы — служить друг другу. Конечный результат — созидание церкви.

3. Описание созидания. Павел далее объясняет, что такое созидание те ла, по-разному описывая его (Еф. 4:13). Задача церкви — быть единой в ве ре и полноте знания о Господе Иисусе. Очевидно, что недостаточные зна ния о Христе ведут к расколам, как показывает история. Церковь должна расти, двигаться от младенчества к взрослому состоянию, от детства к зре лости. Наконец, она должна достичь полноты Христовой, стать всем, чем является Христос, — такой, какой Он хочет ее видеть.

Вне всяких сомнений, это — великая задача для пастыря. Никто не может ожидать, что она будет полностью выполнена здесь, на земле. Но мы должны бороться, ведя церковь Христову к зрелости. Хендриксен, утешая служителей, рассуждает: «Чудесное возрастание в зрелости тем не менее достижимо, если человеческие усилия будут с начала и до конца подкрепляться силой Святого Духа» .185

4. Замысел созидания. Павел показывает, какой должна быть конеч ная цель зрелой церкви (Еф. 4:14-16). Эта церковь больше не будет похо дить на ребенка с неустоявшимся характером, легко поддающегося обма ну. Эта церковь не будет впадать в заблуждения и увлекаться разными уче ниями. Она устоит против уловок сатаны — обладая полным знанием о

Христе, она сможет распознавать его ложь и защищаться от дьявольских козней.

Придерживаясь истины в любви, церковь станет христоподобной. Она будет подобна Христу, и по этому поводу Ходж утверждает: «Мы должны расти, чтобы соответствовать Ему… Мы должны соответствовать своей главе (потому что это Он — наша глава), между Ним и нами должна существовать тесная связь» .

Христос — это воистину конечный источник всей силы и энергии, необходимых для роста Тела (Еф. 4:16). Конечная цель — общество любви, объединенное сильнейшими узами из всех, божественной любовью Господа.

Итак, пастырь прежде всего обязан воспитывать паству, чтобы люди могли обнаружить в себе и использовать свои дары ради духовной зрелости друг друга. Иногда в этой связи проводят аналогию с тренером и его командой. Тренер учит команду основам игры, а команда играет. Церковь задумана как сообщество тружеников, в котором каждый отдельный член должен преданно служить Господу и другим.

Апостол Петр, соглашаясь с Павлом, в своем послании так обращает к паломникам:

Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, [говори] как слова Божий; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1 Пет. 4:10-11).

Новозаветное сравнение с пастухом и его овцами также прекрасно отражает положение пастора в церкви. Пастух пасет свое стадо, кормит его, утешает, защищает и умножает — так и пастырь ведет себя по отношению к прихожанам. Это очень хорошее и наглядное сравнение. В наше время руководители церкви должны задавать направление движения для христиан, указывая им истину. Руководитель должен научить паству всему промыслу Божьему, явленному в Писании, точно разъяснив всю Библию (см. Деян. 20:27; 2 Тим. 4:1-5). Пастор должен заботиться о том, чтобы каждый член его паствы возрастал в подобии Христу, предоставляя все необходимое для достижения этой цели. Он должен ободрять своих овец, когда тем трудно. В мире полно опасностей, опасна плоть, дьявол подстерегает верующих, поэтому служитель должен защищать свое стадо (Деян. 20:28). Он должен охранять овец от волков и грабителей, чтобы стадо благополучно достигло зрелости. Очевидная цель пастора — рост церкви как численный, так и в вере. Пастор не должен удовлетворяться немногими овцами или стадом, столь удрученным грехами и сатаной, что оно похоже на «овец, не имеющих пастыря» (Мф. 9:36).

Пастырь играет жизненно важную роль в сообществе тружеников. Хотя церковь и является самостоятельным живым организмом, Бог заботится о том, чтобы она развивалась в верном направлении, и защищает Тело Христово, посылая ему благочестивых руководителей. Очевидно, что задача служителя никогда не будет выполнена, но он может вести свое стадо к зрелости и единству, к служению нуждам друг друга.

Практическое применение

Мы предложили вам определение библейской философии пастырского служения и описали некоторые из его выгодных сторон. И теперь можем дать общую формулировку библейской задачи христианского руководства. Роль пастырского руководства, представляющего собой группу членов церкви искупленных верующих, заключается в наставлении церкви, заботе и надзоре, чтобы церковь исполнила повеление Христа нести Благую Весть всему миру, росла в вере и существовала для прославления Бога и поклонения Ему.

Остается рассмотреть, как эта библейская философия отражается в практическом служении поместной церкви. Какие программы или практические приемы должен использовать пастор, чтобы выполнить задачи церкви? Опять же в Новом Завете не дается на сей счет никаких строгих указаний или описаний обрядов и практик, которые были бы обязательны для каждой общины. Ранние церкви не были похожими друг на друга, как клоны. Господь дал нам не точные указания, а общую задачу церкви и основные средства ее достижения. Мы должны искать не образцы, а принципы. Иногда апостолы дают конкретные советы (1 Кор. 14), но в большинстве случаев они говорят об общих чертах церковного служения, предоставляя церкви возможность адаптировать эти принципы к контексту конкретной культуры.

Хотя в Новом Завете нет точных программ, которые мы могли бы применить, в нем немало примеров того, как ранняя церковь стремилась к достижению своей цели. Кое-что из этого вполне приемлемо и для нас, и это — тот минимум новозаветных примеров, которым мы должны следовать на собраниях поместной церкви. Писание говорит о семи типах служения, необходимых для осуществления трех основных задач церкви: прославления, благовестил и воспитания.

Служение Слова

Первое упоминание о практике первых учеников встречается в Деян. 2:41 -42: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч; и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».

Человек вступал в церковь посредством покаяния и крещения, сопровождавшегося исполнением Духом Святым (Деян. 2:38). Затем новообразовавшаяся церковь посвятила себя деятельности, способствовавшей ее численному и духовному росту (Деян. 2:47; 4:32-35). Первым в списке сто-

ит пребывание в учении апостолов. Христиане учились Слову Божьему или учению апостолов, и они не только слушали его, но и воплощали на практике. Проповедь и обучение Слову было главным в служении апостолов. Слово — основное средство ведения христиан к зрелости (2 Тим. 3:16-17; Пс. 18:8-12), им нельзя пренебрегать (Деян. 6:2).

Итак, пастор обязан обучать поместную церковь Слову Божьему. Не имеет значения, происходит ли это в результате проповеди, на уроках воскресной школы, в специальной группе или на домашних библейских занятиях. Важно, чтобы Слово Божье изучалось. Когда люди изучают Слово Божье, церковь возрастает в вере и любви (Рим. 10:7). Вводить же новаторские программы ради перемен и интереса, не обращая первостепенного внимания на само Слово, — все равно что менять обеденную посуду, не обращая внимания на пищу, которая подается на обед. Руководитель церкви должен заботиться о том, чтобы народ Божий постоянно изучал и исполнял Слово Божье.

Служение общения

Лука упоминает еще одну церковную практику. Верующие общались друг с другом — ради единства Тела Христова. Рэкхем пишет:

Это общение начинается с нашего Господа, Который призвал апостолов бросить все и последовать за Ним. Так они стали друзьями, они жили вместе, и все у них было общее. Когда Господь вознесся на небеса, жизнь общины продолжалась: и самые характерные слова в первых главах Книги Деяний — все, вместе, сообща.1«

Задача руководителя — вводить новых верующих в поместную церковь Христову, принимая их в свои ряды, развивая их духовные дары, поручая им важные духовные дела церкви, заботясь об их духовном благополучии (см. Деян. 2:44-45; 4:32-37; 6:1). Суть христианской общины — неизменная преданность друг другу. «Христиане, — добавляет Гетц, — не могут эффективно расти в изоляции! Им нужно общение друг с другом» .188

Руководители должны побуждать верующих интересоваться друг другом. Они должны организовывать собрания, встречи, искать возможности Для служения, чтобы христиане общались и знакомились. Церковь —не театр, не лекционный зал и не представление. Она должна быть живым телом, содружеством (см. 1 Кор. 12:14-27). Мак-Артур так пишет об этом общении:

Общение предполагает единство и любовь друг к другу. Общение включает в себя желание выслушать того, кто в этом нуждается, навестить больного, помолиться с кем-то, посетить библейское занятие, даже спеть гимн с человеком, с которым вы раньше не встречались. Общение также включает в себя обмен молитвенными просьбами.189

Общение нельзя поддерживать с помощью искусственных уловок. Либо христиане заботятся друг о друге, либо нет. Они либо чувствуют себя частью единого целого, либо не чувствуют. Зрелость и христоподобие не могут развиться в собрании, полном безымянных и равнодушных зрителей. Пасторы должны стремиться к тому, чтобы такого не было, и искать для этого средства.

Служение вечери Господней190

Ранняя церковь регулярно принимала участие в « преломлении хлеба », что можно понимать в общем смысле: они вместе ели, или же в частном: они разделяли между собой вечерю Господню. Мы склонны придерживаться второго толкования, хотя по ряду свидетельств в ранней церкви вечеря Господня сопровождалась совместной трапезой (1 Кор. 11:17-34).191

Вечеря Господня, подобно таинству крещения, является не тривиальной практикой, но связана с самой сутью христианской Благой Вести (1 Кор. 11:23-26). Символика, торжественность проведения и святость всех участников делают ее одним из самых вдохновенных служений христианской общины. Линдсей, говоря о ранней церкви и практике вечери Господней, так описывает ее значение как акта поклонения: «И святая вечеря, венец и кульминация всего христианского публичного поклонения, символ того, что Христос отдал Себя за Свой народ, а люди посвятили Ему себя телом, душой и духом, всегда сопровождалась молитвами, восхвалениями и раздачей милостыни» .т

Если вечеря Господня никогда не является частью церковного богослужения или является редко, церковь утрачивает представление о замыслах Господа (1 Кор. 11:23) и забывает практику ранней церкви (Деян. 2:42). Благословенна та церковь, где регулярно соблюдают вечерю Господню, причем не считают ее неким приложением к проповеди или музыкальному восхвалению. Пасторы должны учить паству и призывать ее соблюдать вечерю Господню так, чтобы она была полна значения, вдохновляла и воспитывала душу.

Служение молитвы

В Деян. 2:42 мы читаем, что церковь пребывала не просто в молитве, но «в молитвах» .иг Вероятно, речь здесь идет «о совместной молитве, кото-

рая в новом сообществе была назначена на конкретное время ».»» По словам рэкхема, «выражение молитвы практически всегда означает, что молились регулярно и в определенные часы, как в иудейской синагоге, но точно это не установлено» .’°5 Молитва была очень важной частью жизни церкви (Деян. 1:14; 3:1; 4:23-31; 6:4; 10:9; 12:5; и т. д.) Церковь молилась о своих руководителях (Деян. 6:6), миссионерах (Деян. 13:3), больных (Иак. 5:14-18), властях (1 Тим. 2:1-2) и вообще о ком угодно (Флп. 4:5-7).

Бог слышит молитвы, молитва многое может изменить. Действенная молитва многого стоит. Молящаяся церковь будет славным, зрелым, растущим обществом. Удивительно, что сегодняшняя церковь столь многого добилась, если учесть, как мало мы молимся. Многие проблемы церкви можно решить не с помощью семинаров, программ и новейших разработок, а с помощью ходатайства за Божий народ, совместного с другими и личного.

Служение благовестия

Другая обязательная для церкви сторона служения — это воспитание, призванное подготовить церковь к благовестию окружающему ее заблудшему обществу. Ранние верующие заботились о неспасенных и старались нести им Благую Весть об Иисусе Христе. Лука так говорит о церковном руководстве: «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42). Вся Книга Деяний — рассказ о том, как, согласно заповеди Христа, распространялось Евангелие.

Каждый верующий и в особенности поместная церковь должны заниматься благовестием. Сегодня церковь совершает две серьезные ошибки в деле благовестия. Это, во-впервых, убеждение, что задача пастора — учить людей и церковь тогда естественным образом справится с распространением Благой Вести. Другая ошибка: считать, что нести Благую Весть — задача пастора или церковного руководства. Это якобы люди, которых специально для этого «наняли». В последнее время все чаще приходится слышать, что для благовестия необходим особый дар, которым обладают далеко не все.

Мы считаем, что благовестию нужно учить. Пасторы должны лично обращать людей в веру, а также учить этому свою паству. Церковь, которая не знает, как расти, и не растет, нельзя считать зрелой, как бы хорошо она ни понимала Писание и какими бы сложными ни были ее программы. (Подробнее проблема благовестия рассматривается в главе 18, «Благовестив»).

Служение миссионерское

Очевидно, что, пытаясь исполнить Великое поручение, следует включить миссионерские программы в план деятельности поместной церкви.

Если вы преданы повелению Господа нести Благую Весть по всему миру, вы, чего бы вам это ни стоило, совершите сознательное усилие, чтобы ваше благовестив достигло не только ближайших к церкви районов. Поместная церковь должна составлять миссионерские программы, задачей которых будет избирать конкретных христиан для служения в других местах, отправлять их туда, поддерживать их и ходатайствовать за них.

Пастор должен курировать и поддерживать эти миссионерские программы. Нельзя полностью доверять эту работу женскому миссионерскому обществу или комитету миссий. Миссии — это очень важная работа, которая касается всех и нуждается во всеобщей заинтересованности. Ранняя церковь считала миссии чрезвычайно важным делом (Деян. 13:1-3; 14:27; 15:36-40). Это не второстепенная задача. Каждая церковь, большая или маленькая, должна участвовать в великом предприятии всего Тела Христова.

Служение межцерковного общения

Новозаветные церкви были автономными общинами, во главе которых стояли собственные старейшины или руководители. У них были общие традиции и практика, несмотря на удаленность друг от друга. Вместе с тем они обладали большой самостоятельностью. Они помогали друг другу воспитывать учеников (Деян. 11:26), справляться с проблемами (Деян. 11:27-30) и принимать решения, важные для всей церкви (Деян. 15:1-31; 16:4). Они активно поддерживали отношения друг с другом, так что каждая церковь считала себя частью целого.

Так же должно обстоять дело сегодня — церкви должны быть частью большого сообщества церквей, поддерживающих друг друга и работающих совместно. Неважно, в какой форме это будет происходить, — принадлежность к одной деноминации, ассоциация церквей или содружество со сходными пасторскими функциями. Результат будет одинаковым.

Пастор должен стараться не превращаться в одинокого бойца, оторванного вместе со своей паствой от общего Тела Христова. Так он может погибнуть сам и погубить служение своего собрания. Служитель должен вести церковь к совместным усилиям и выполнению программ, которые питают и укрепляют межцерковное общение.

Как вы видите, пастор может осуществлять задачи библейской церкви в своем собрании множеством способов. Однако опираться он должен на Писание. Святой Дух, в Своей высшей мудрости, дал нам библейские принципы, которые могут быть отнесены к церкви всех времен и народов. Дело за христианскими служителями.