Часть II. Перспективы подготовки пасторов

5. Особенности характера пастора

6. Призвание к пасторскому служению

7. Воспитание пастора

8. Рукоположение пастора

5. Особенности характера пастора

Джон Мак-Артур мл.

В Тит. 1 Павел получает возможность обсудить черты харак-1 тера, которыми должен обладать человек, занятый пастырским служением в поместной церкви. Это должен быть человек высоких нравственных принципов, сексуально непорочный, включая его отношения с женой. Во-вторых, он должен проявить свои способности к руководству в собственной семье. Он должен преуспеть в духовном воспитании своих детей. В-третьих, он должен вести себя благородно, избегать самоволия, не раздражаться, не пить много вина, не быть драчливым и не стремиться к выгоде. Он должен быть гостеприимным, любить добро, проявлять сострадание к людям, поступать по справедливости и контролировать свое поведение.

Сегодня в нашей церкви много разных течений, и я часто затрагиваю эту тему в своих проповедях с кафедры и книгах, которые пишу.196 В Послании к Титу речь идет об одной из наиболее тревожных тенденций, на которые я когда-либо обращал внимание: невнимание к Божьим наставлениям о том, как следует пасти своих овец. В Тит. 1:9 говорится, каким Бог хочет видеть пастора, но прежде всего в Тит. 1:6-8 сказано, кто такой пастор:

… непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен.197

Таким, согласно Божьим стандартам, должен быть пастор, и об этом прежде всего следует думать, рассматривая проблему пасторского служения.’88

Слово «непорочен» (aEyTizoq, anengkletos) дважды употребляется в описании проявлений благочестивой жизни (Тит. 1:6-7). Иными словами, пастырь должен быть «безупречен», или «безвинен». Это качество — непременное свойство любого, кто становится «домостроителем» на службе Богу (Тит. 1:7). Этот термин относится к диаконам в 1 Тим. 3:10 и, таким образом, тесно связан с avЈ7U?ai|j.7n:o<; (anepilemptos) — словом, которым характеризуются пастыри в 1 Тим. 3:2.1В9

«Непорочность» не может обозначать безгрешность, потому что тогда ни один смертный не соответствовал бы этой должности;200 речь идет о высоких и моральных стандартах, к которым по зрелом размышлении пришел человек, способный служить примером для других. Бог хочет, чтобы Его служители жили в такой святости, чтобы их проповеди никогда не противоречили их образу жизни, чтобы лицемерие пастыря не подрывало веры паствы в служение Богу.

«Непорочность» — основополагающее качество пастыря. Весь остальной список качеств — подробное рассмотрение отдельных граней данной особенности, средства, ведущие к непорочности. Эти составляющие можно разбить на три группы: сексуальная нравственность, роль в семье и благородство поведения.

Сексуальная нравственность

Одна из важных проблем нашего времени — повергающие в шок преступления против нравственности, которые совершают пасторы, а через некоторое время, когда шум стихает, они как ни в чем не бывало возвращаются к служению. Ко мне обращаются из других церквей, интересуясь, не разработано ли у нас особых правил возвращения согрешивших пасторов на кафедру. Мы вынуждены отвечать, что ничего подобного у нас нет, потому что мы верим в Библию, которая ясно учит: человек, совершивший

прелюбодеяние, больше не пригоден к пасторскому служению. Конечно, мы хотим, чтобы он вернулся к общению с Господом, но библейские требования к человеку, который проповедует Слово Божье и работает пастырем, наставником или старейшиной, таковы, что возвращение прелюбодея к подобным занятиям вряд ли будет угодно Богу.

Евангельские христиане на протяжении этого столетия сражались в своем большинстве за чистоту учения — что отрадно, — но при этом мы забывали о морали. Наши люди имеют верное представление о богословии, а живут безнравственно. Нельзя снижать планку Божьих требований из симпатий к людям. Такого не должно быть, потому что мы можем быть любящими, можем прощать, сострадать, проявлять милость и доброту, не противореча тому, что Бог говорит о человеке, которого Он хочет видеть во главе Своей церкви. Все битвы за соблюдение Писания окажутся битвами впустую, если проповедники в церкви будут развращены и не смогут подавать своей пастве пример святости. Руководители церкви должны быть непорочными. Все прочее — скверна в глазах Бога и опасность для жизни церкви.

Первая черта характера пастора, согласно Титу, где раскрывается понятие непорочности, заключается в том, что он должен быть «мужем одной жены» (Тит. 1:6). В буквальном переводе с греческого это выражение значит «мужчина одной женщины». Здесь речь идет не о полигамии, которая является грехом для всех, а не только для пасторов.

Иногда слова «муж одной жены» истолковывают в том смысле, что овдовевший и повторно вступивший в брак пастор теряет право на свою должность. Между тем в Рим. 7:1-6 ясно говорится, что если жена человека умирает, он больше не связан обетом. Так что здесь не может быть такого значения. Другие прочитывают «муж одной жены» иначе: пастор должен быть женатым, а не холостым. Но слово «одной» заставляет усомниться в правомерности такого вывода. Если бы Павел хотел сказать, что пастор обязательно должен быть женатым, он так и написал бы: человек, имеющий жену.

Павел, вдохновляемый Святым Духом, сознательно использует выражение «мужчина одной женщины». Я бы здесь предложил два толкования. Во-первых, имеется в виду развод. В Слове сказано, что Господь ненавидит развод (Мал. 2:16), хоть и допускает его в ряде обстоятельств. Тем не менее Бог никогда не считал развод идеальным решением, и, вероятно, пастор должен быть избран среди людей, которые и до спасения не разводились, чтобы своей жизнью они показывали угодный Богу пример отношений в браке. Таким образом, бывшая жена или дети от нее не имели бы возможности бросить тень на человека, занимающего высшее положение в церкви, дурно отзываясь о нем.

Конечно, для того, чтобы семьи членов церкви были благочестивыми и прочными, семейная жизнь пастора должна быть по возможности безупречной. Человек, который никогда не разводился, но постоянно был же-

нат на одной и той же женщине, — лучший пример семейного согласия, угодный Богу.

Но это еще не все. У множества мужчин только одна жена, но не одна женщина (Мф. 5:27-28). Они женаты только на одной, но имеют связь с двумя или тремя. В первую очередь, мужчина одной женщины — это просто человек, преданный своей жене. Он всегда помнит о ней и любит ее. И речь идет не только о том, чтобы не разводиться. Дело в постоянной верности своей жене.

В этом мире процветает прелюбодеяние, и Павел велит церкви избирать своим руководителем мужчину, репутация которого безупречна. Был ли кандидат непорочен в своей жизни, верен ли он женщине, которая является его женой? Не было ли у него в прошлом преступлений против нравственности, о которых знает весь город? О таком человеке нельзя будет сказать: «Вот, возлюбленные, божественный пример». Здесь речь идет о нравственности, а не семейном положении.

Пастор должен славиться своей сексуальной непорочностью. Если он женат, он верен своей жене, у него не было в прошлом скандалов с любовницами, нет незаконных детей, он не изменяет жене сейчас. Он любит и желает только одну женщину и предан ей.

Такого человека Бог хочет видеть в качестве церковного образца для подражания. Это не значит, что такой человек лучше других, — могут быть люди и более духовные, и более одаренные, которых Бог будет больше использовать. Но именно такой человек подходит на данную конкретную должность. Никто другой для нее не годится, согласно Слову Божьему.

Многие скажут: «А как же Давид и Соломон?» В 3 Цар. 15:5 сказано: «Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттея-нином» (курсив наш. —Д. М.). Это было, когда он вступил в связь с Вирса-вией, женой Урии. О сыне Давида, который пошел в этом плане по стопам отца, в Писании говорится: «У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его» (Неем. 13:26, курсив наш. —Д.М.). Это было исключение из правил в жизни обоих царей. Они были хорошими царями, но не смогли бы стать пасторами.

Сексуальный грех лишает человека права быть пастором. Апостол Павел всегда помнил об этом: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Он не смягчает выражений. Павел усмирял себя, чтобы не оказаться непригодным к пасторскому служению. Он знал, что всю жизнь будет пожинать последствия любого сексуального греха.

Руководящая роль в семье

Сексуальный грех оскверняет Божье стадо. Пастор или наставник должен не осквернять стадо, но заботиться о нем как мать или отец. Таков портрет пастора, рисуемый Павлом: «Мы… были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими… знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога» (1 Фес. 2:7,11-12). Итак, пастор — вождь церкви Господа и любящий отец семьи Божьей, и что может быть для него лучшей характеристикой, чем успешное духовное руководство своей собственной семьей?

Если вы хотите знать, можно ли с человека брать пример, последователен ли он, может ли он учить истине и быть образцом, может ли он привести людей к спасению, святости и служению Богу, посмотрите на его отношения с родными — благополучны ли они? Посмотрите на его семью, и вы найдете людей, которые знают его лучше всех, видят его вблизи. Спросите у них,каков он.

Многие отцы усердно трудятся. Некоторым из них хорошо удается роль главы семьи, но при этом они не учат своих детей вере во Христа и благочестивой жизни. Такие люди не могут быть кандидатами в пасторы. Духовное руководство — процесс воспитания, в ходе которого пастор или старейшина должен наставлять людей не только словесно, но и всей своей жизнью, поэтому церковь должна искать подтверждение его способностей там, где он уже проявляет себя как руководитель. Такое место — его семья.

Важно выяснить три вещи:

1. Возможно, вы как отец старались привести своих детей к вере во Христа, но не видите желаемых плодов. Вы не несете ответственно сти за то, что ваши дети отвергли истину, но вы непригодны к роли

1 пастора.

2. Писание не запрещает пастору быть холостым. Насколько мы знаем, апостол Павел был, вероятно, холост.

3. В Писании также не говорится, что пастором не может быть бездет- ‘ ный мужчина.

Если человек не состоит в браке и не имеет детей, церковь должна выяснять, каким он будет духовным руководителем, по другим признакам. Если он действительно добивался результатов как духовный вождь на другом поприще и ведет безупречную, добродетельную жизнь, его можно считать пригодным к пасторскому служению.

Однако чаще пригодность человека к духовному руководству лучше всего видна именно в семье. Если дети мужчины — верующие, не равнодушные и не бунтари, они не навлекут позор на его доброе имя и не повредят Божьей церкви. Представьте себе, какой стыд, если человек, стоя на кафедре, произносит: «Так говорит Господь: так надо жить, таковы Божьи правила, вот чего Бог ждет от вас; вы должны передавать эти благо-

честивые заповеди из поколения в поколение», а люди вспоминают его собственную жизнь и отвечают: «Но позволь: у тебя же совершенно дикие, неуправляемые дети, которые отвергают Благую Весть и живут во грехе. Как ты можешь учить нас, что угодно Богу?» Это ставит под сомнение искренность его проповеди. Ему меньше верят, и его слова меньше западают в душу.

Павел говорит, что надо выбирать людей, пользующихся хорошей репутацией вне церкви и внутри нее, на которых никогда не бросят тень неверующие заблудшие дети. Однако это место истолковывают и по-другому: «Тит. 1:6 не может значить, что дети пастора должны быть верующими, потому что все во власти Божьей. Если Бог не избрал ваших детей, вы не сможете их обратить». Честно говоря, это фаталистический подход, не соответствующий Библии, при котором не принимаются в расчет значение благочестивой жизни и личная ответственность верующего за благовестив. В Писании неоднократно говорится, что благочестивая жизнь ведет людей к спасению. Избрание —дело Бога, и мы славим Его за это, но оно не имеет никакого отношения к нашей духовной жизни и свидетельству.

Если я в своей семье веду благочестивый, добродетельный образ жизни, последователен и провозглашаю истину спасительной Благой Вести, есть все основания полагать, что Бог в Своей благодати пожелает искупить моих детей. Это случается не всегда, но для человека, который стоит на кафедре как пример для подражания и не должен быть опорочен поступками своих детей, это обязательно. И Бог, Который в первую очередь призывает пасторов к служению, делает это возможным.

Нельзя обойти вниманием и жену пастора. Хотя в Тит. 1 упоминаются пасторские дети, о его жене там ничего не говорится. Мне кажется, будет справедливо предположить, что она тоже должна быть верующей. В 1 Кор. 9:5 Павел, говоря о себе и своих сопастырях, пишет: «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?» Любой христианский служитель имеет право жениться, но не на ком попало. В Писании совершенно ясно сказано, что верующий должен вступать в брак с верующей. Это основная тема 2 Кор. 6:14: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» В браке между верующим и неверующим нет той гармонии, которая дает благочестивой семье духовную силу и энергию. В нем просто не может этого быть.

Итак, текст Титу означает, что жена пастора, которой он полностью предан, а также дети должны быть верующими. Воистину благочестивая жизнь — самое мощное средство спасения грешников из всех, используемых Богом. Как может пастор обращать людей в веру, если он не способен показать им пример действия веры в своей собственной жизни? Одна из главных задач пастора — учить церковь растить новое поколение благочестивых. Как он может учить чему-то, на что сам не способен?

Человек, которого Бог призвал к пасторскому служению, должен иметь «детей… верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1:6). Из контекста следует, что Павел говорит о взрослых детях — не о малолетних шалунах. Эти слова скорее относятся к взрослым.

Кроме того, старейшинам по определению полагалось быть мужчинами немолодыми, со взрослыми детьми. Если бы Павел говорил о малых детях, он воспользовался бы греческим словом teknion. Если бы он имел в виду младенцев, то написал бы слово brephos. Он же использует слово обобщенного значения, обозначающее сыновей и дочерей.

В Новом американском стандартном переводе Библии говорится о «верующих детях». Перевод короля Иакова передает то же словосочетание как «верные дети». Поэтому, по ряду мнений, в Тит. 1 имеется в виду, что дети пасторов должны слушаться родителей, но не обязательно верить во Христа. Однако это неточное прочтение текста, потому что только маленькие дети подчинены родителям. Мы со своей стороны уже предположили, что речь идет о детях взрослых. Точнее, Павел говорит о взрослых верующих детях, которые не будут мешать служению отца своим недостойным поведением.

А если ваших детей пока нельзя отнести к этой категории, потому что они еще не подросли, чтобы быть верующими? В Писании в другом месте говорится и о тех пасторах, у которых маленькие дети. В 1 Тим. 3:4 сказано, что пастором должен быть человек, «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью». Судя по контексту, здесь имеются в виду маленькие дети. Пастор может иметь детей любого возраста, но сколько бы лет им ни было, они не должны компрометировать его, чтобы он был пригоден к пасторскому служению.

Греческое словоpista буквально переводится как «верующий, верный». Его антоним, apistos, означает неверующий, недоверчивый. Так что просто на основании перевода слова логичнее считать Тит. 1:6 упоминанием о верующих, а не о послушных детях.

Слово, которое переводится как «распутство», — это asotia. Оно используется в Еф. 5:18 для обозначения пьянства, гулянок и языческих праздников. Второй термин, который употребляется применительно к неверующим детям, — «непокорность», то есть неконтролируемое, дикое и неуправляемое поведение. Дети пастора, если они маленькие, должны слушаться своего отца и перенимать веру, пока она не превратится в их собственную веру. Они должны вести христианский образ жизни, не вести себя разнузданно и непокорно, не быть своевольными и расточительными. Их поведение должно быть именно таким, иначе они не только принесут себе вред, но и закроют отцу путь к пасторскому служению.

В итоге, человек, пригодный для того, чтобы быть пастором, должен уметь руководить и быть последовательным в своей жизни, ведя людей ко спасению и служению Богу, если он уже совершил это или совершает сейчас в своем собственном доме. Его дети должны быть верующими, способ-

ными понять истины Писания и живущими в соответствии с его принципами, обладать простой верой, которая в какой-то момент превратится в спасительную. Такие дети доказывают его способность к духовному руководству.

Вспоминаю, как росли мои малыши. Сначала их вера была только вниманием к вещам, столь драгоценным для их родителей, позже она стала более зрелой, спасительной верой. Таков Божий образец для семьи пастора. Такой человек не обязательно лучше других христиан, но только он подходит для служения. Другие благочестивые, преданные, верные мужчины могут иметь неверующих детей. Это не мешает их отношениям с Господом, потому что в конечном итоге не они несут ответственность за поведение детей, но быть пасторами они не способны.

Люди, пригодные к работе пасторов, приняли особую, обильную долю Божьей благодати, потому что их задача уникальна. Только Богу принадлежат слава и хвала за все, что происходит в их жизни, чтобы они были пригодны к служению.

Благородство во взглядах и поведении

Это третий и последний аспект характера пастора как непорочного служителя Божьего. В Тит. 1:7-8 дается два списка общих характеристик, один состоит из пяти отрицательных качеств, другой — из шести положительных. Они относятся к благородству взглядов и поведения. Благородство здесь понимается как умение быть выше мирского. Пастор должен выделяться среди прочих людей и быть примером для подражания. Подобного поведения следует ожидать от человека, который свободен от блуда и хорошо руководит своей семьей. В результате он обладает влиянием — и это не только сила Божья, которая дается ему благодаря святости жизни, — но также авторитет, почет, уважение, восхищение и любовь, с которой относятся люди к признанному вождю. Таков человек, способный возглавить церковь.

Каким не должен быть пастор

Не дерзок. В греческом тексте используется очень сильное выражение. Оно означает, что пастор не должен должен быть надменным и самовлюбленным, не думать прежде всего о себе и стремиться к осуществлению собственных целей, удовлетворяя свои желания за счет других людей. Поведение пастора должно быть полной противоположностью всему этому. Пастором не может быть человек упрямый и своевольный.

О лжеучителях Петр пишет как о людях, которые «дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2 Пет. 2:10). Они так дерзки в своем высокомерии, что отваживаются входить туда, куда не осмеливаются войти ангелы. Эгоизм делает их такими надменными, что они не выносят, ее-

ли кто-то стоит у них на пути. Для них власть и авторитет других людей — ничто.

В миру, когда люди выбирают себе вождя, они ищут прежде всего сильного и агрессивного человека. Но не таким должен быть руководитель церкви. Это не значит, что благочестивому пастору повредят сила и твердые убеждения. Дело в том, что если церковь выбирает на место вождя человека с задатками лидера, может оказаться, что им движет не забота о Боге и Его истине, а эгоизм или жажда власти. Когда что-то ему не удается, это большое разочарование для него самого и для всей церкви.

Человек, который думает прежде всего о себе, непригоден для пасторского служения. Я думаю, что лучше всего об этом сказал Иисус в Мф. 20:25-36: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою». Человек, избранный для пасторского руководства, не должен быть дерзким. Он должен выслушивать советы других людей. Прежде всего он должен думать о Боге и делать то, что угодно Богу.

Не гневлив. Недавно я общался с людьми, которые рассказывали мне о проблемах своей церкви. Выслушав их, я сказал: «Очевидно, вы разочаровались в своем пасторе. Что в нем беспокоит вас?» Они ответили, что он все время сердит. Я попросил их привести пример. Они сказали: «На собрании он всегда на грани взрыва, часто выбегает из комнаты. Что нам делать?»

В свете Тит. 1:7 ответ напрашивается сам собой: им надо выбрать другого пастора, потому что этот человек непригоден к такому служению. Слово, которое переводится как «гневливый» (orgilon), происходит от orge, обозначающего гнев или ярость. Это слово употребляется в Новом Завете только в одном месте и означает затаенный гнев, скрытый внутри. Все мы время от времени выходим из себя и из-за чего-то расстраиваемся, но здесь речь о другом. Это, как говорится, человек с норовом. Раздражение таится в его сердце и часто выплескивается наружу. Вероятно, Павел имел в виду нечто подобное, когда писал: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2 Тим. 2:24). Когда дело оборачивается не так, как хочется пастору, он должен сохранять внутреннее и внешнее спокойствие.

Иак. 1:20 подводит итоги темы: «Гнев человека не творит правды Бо-жией». Гнев не придает ценности духовному служению. Человек, предназначенный Богом к пасторскому служению, не должен быть сердитым, враждебным, гневливым, не должен таить внутри досаду, если что-либо идет не так. Этот человек должен спокойно воспринимать отказы. Он готов согласиться с чужим решением. Он способен довериться людям, предлагающим действовать не лучшим, по его мнению, образом. Он позволяет окружающим терпеть поражения, пока они не научатся побеждать, потому что не связывает их успехи со своей личностью. В результате в душе он постоянно радуется, добр и терпелив.

Не пьяница. Это третье качество обозначено греческим словом.paroinon, буквально — «любитель выпить». Это требование к пасторам повторяется в 1 Тим. 3:3, а также в Тит. 2:3, где перечислены качества пожилой женщины, которая помогает молодой в выполнении церковных обязанностей. Любой христианский руководитель должен быть трезвым и здравомыслящим.

Значит ли это, что пасторы в новозаветные времена вообще никогда не пили вина? Нет, среди них пить вино было принято. Пить воду было опасно из-за риска заражения. И сейчас, когда вы приезжаете в страны, где нет холодильников и водоочистных систем, первое, о чем вас предупреждают: «Не пейте воду».

Любой сок на жаре начинает бродить. В древние времена люди прекрасно это понимали, поэтому принимали ряд предосторожностей, чтобы не отравиться. Было принято смешивать вино с водой, примерно восемь частей воды на одну часть вина. Так они скорее обеззараживали воду, чем получали вкусный напиток, потому что при пропорции восемь к одному вкуса там было немного. Много такой смеси выпить было невозможно, желудок ее не принимал, и опасность заражения оставалась из-за большого количества воды.

Также было принято кипятить вино. Подогретое вино, вероятно, ассоциируется с еврейским споъожуаут — главным термином для обозначения вина в Ветхом Завете. Корень этого слова наводит на мысль о чем-то пузырящемся, скорее о кипячении, чем о шипучести, свойственной некоторым винам. Когда вино кипятили, спирт испарялся и оставалась густая масса. Часто люди мазали ее на хлеб, как мы сегодня мажем варенье. Эту густую массу хранили в мехах из шкур животных. Ее можно было выжать оттуда и разбавить водой — получался безалкогольный виноградный сок.

Люди в библейские времена принимали серьезные меры предосторожности, чтобы изготовленное ими вино не содержало большого процента алкоголя. Сейчас другие времена. Сегодня вино делают непосредственно из плодов и специально подвергают брожению. Смешивать вино с водой — непростительный грех для любого знатока вин. Следовательно, библейское требование к пастору — не быть любителем вина — актуальнее, чем когда-либо.

Спиртное не должно играть роли в жизни пастора и влиять на его мышление. Он не должен быть пьяницей, посещающим рестораны и бары, — то есть места, которые ассоциируются с пьянством и в которых всегда есть место для всякого непотребства. Там он может утратить контроль над собой, сказать или сделать что-либо неподобающее. В древние времена в харчевнях и на постоялых дворах как нигде царили пьянство и скверна. Человек, посещающий подобные места, не мог стать пастором или старейшиной.

Очевидно, верующие ранней церкви пили вино, смешанное с водой, Или полученный из осадка, разбавленного водой, виноградный сок. Кроме

того, Павел велит Тимофею пить немного вина из медицинских соображений (1 Тим. 5:23), потому что некоторые христиане, очевидно, не хотели иметь с вином ничего общего. Они, конечно, не пили того, что в Библии называется «крепкими напитками», — то есть неразбавленный алкоголь. Они делали все возможное, чтобы не опьянеть.

Так же должны вести себя сегодняшние христиане. Если принять во внимание способы очищения и хранения воды, существующие в наши дни, большинство людей не нуждается ни в каких спиртных напитках. Вот почему в нашей церкви «Благодать» пасторы и старейшины вообще не пьют спиртного. В этом не только нет необходимости — мы понимаем, что это вредно не только для нас самих.

В Рим. 14 и 1 Кор. 8 Павел предупреждает, что мы не должны делать ничего такого, что могло бы поколебать веру других людей. Я уверен, что если бы я пил вино, люди сказали бы: «Джон Мак-Артур пьет, значит, и мне можно». Некоторые из этих людей могут утратить контроль над собой, поступить безответственно, нанести ущерб окружающим или даже стать алкоголиками. Я не хочу, чтобы это случилось и было на моей совести.

Изредка в других странах на богослужении вам могут предложить в качестве причастия неразбавленное вино. В подобной ситуации можно отпить глоточек. Очевидно, это исключение из общего правила — избегать спиртного. В Тит. 1 Павел говорит, что безответственному человеку, который своим примером может кого-нибудь привести к пьянству, возбраняется заниматься духовным руководством.

В Лев .10:9 священникам велено воздерживаться от вина и крепких напитков. Пр. 31:4-5 содержит такие же наставления для князей и правителей. Суть в том, что человек, занимающий высокий пост, оказывает влияние на множество людей, которые могут оказаться несознательными. Подумайте только, насколько лучше обстояли бы дела в наших церквах и правительстве, если бы больше руководителей серьезно относились к библейским заповедям.

Не бийца. Четвертый термин встречается только здесь и в 1 Тим. 3:3. Имеется в виду человек, склонный к рукоприкладству, драчун, пускающий в ход кулаки, палки или камни. В древние времена обычно именно так и разрешали конфликты. И сегодня встречается подобное, но уважающие себя люди воздерживаются от такого поведения. Сегодня люди склонны мстить другим более изощренно.

Во 2 Кор. 11:19 Павел пишет: «Охотно терпите неразумных». Далее он рассказывает, как могут поступать с нами неразумные: «…когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лице* (2 Кор. 11:20, курсив наш. —Д.М.). Некоторые люди могут ударить вас по лицу, если им что-то не нравится, — такова их норма поведения. Мы все должны научиться терпеть, если такое случится. Пастор должен быть готов к подобной ситуации, но никогда — за-

будьте и думать об этом! — не поступать так же с другим человеком. Драчун, конечно же, не может заниматься духовным служением.

Во 2 Тим. 2:24-25 сказано, что служитель Господа должен искать мира, а не ссор. Духовный руководитель обязан мирно разрешать конфликты, быть благочестивым, мягким и кротким.

Не корыстолюбец. Это пятое правило из разряда того, каким не должен быть пастор. Греческий термин — составное слово, производное от aischros (постыдный) и kerdos (относящийся к личной выгоде). Это человек, которому все равно, как зарабатывать деньги. Он нечестен и непоследователен.

Нельзя сделать отсюда вывод, что пастор не должен получать плату за свою работу. В 1 Кор. 9:14 говорится, что «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». В 1 Тим. 5:17 сказано, что тем, кто усердно проповедует и учит, «должно оказывать сугубую честь» — выражение, относящееся к материальной компенсации.

Проповедники имеют право получать плату, и это правильно — платить им, но те, кого Бог призвал к служению, проповедуют не ради платы. В 1 Пет. 5:2, где написано, что подлинный пастырь Божьего стада не работает «для гнусной корысти», используется то же самое выражение, что и у Тита.

Павел же предупреждает, что лжеучителя проповедуют ради выгоды. Они

…думают, будто благочестие служит для прибытка… желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6:5,9-10).

Человек Божий не преследует таких целей. Он избегает их (1 Тим. 6:11).

Человек, влюбленный в деньги, может компрометировать себя, стремясь к выгоде любой ценой. Духовный руководитель не должен быть жадным и корыстолюбивым, потому что иначе его будет просто подкупить. Он распоряжается Божьими деньгами, следовательно, руки его должны быть чисты.

Каким должен быть пастор

Указав, каким не должен быть пастор, Тит приводит список качеств, Которыми он должен обладать.

Страннолюбив. Буквально это слово обозначает «любящий странников». Об этом качестве христиан упоминается часто (Рим. 12:13; 1 Тим. 5:10; Евр. 13:2; 1 Пет. 4:9). Суть его — быть готовым предоставить себя и свое имущество в распоряжение незнакомого человека. В условиях ранней Церкви это в первую очередь относилось к другим христианам.

Как я уже упоминал, в харчевнях и на постоялых дворах в те времена Царили грех и пьянство. Это были опасные злачные места. Воры и прости-

тутки обирали беззащитных путников. Но многие верующие вынуждены были пускаться в путь по делу или ради целей служения. Иные отправлялись в дальние края, потому что их изгоняли не только из дома, но и из родного города и отнимали у них имущество. У верующих ранней церкви была масса возможностей открыть двери братьям по вере и помочь им в нужде, спасти их от греха или даже от смерти.

Оказать гостеприимство в библейском смысле — это не пригласить друзей на обед. Это тоже хорошо, но обратите внимание, что сказал Иисус тем, кто пытался служить:

Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:12-14).

Пастор должен быть щедр. Не думая о своей выгоде, он должен быть средством удовлетворения нужд даже незнакомых ему людей.

Любящий добро. Пастор должен любить хороших людей и добрые поступки. Вы многое сможете сказать о человеке, посмотрев на его друзей и окружение. С кем он общается? Как проводит свободное время? Что для него дорого? Ответ на этот вопрос можно найти в Флп. 4:8: что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно, что добродетель и похвала. Сердце пастора должно склоняться к тому, что совершенно.

Целомудрен. Эта третья черта обозначена составным словом: комбинацией изphroneo (то, что относится к мыслительному процессу) и sozo (я спа- ; саю). То есть это человек, мысли которого способствуют спасению. Он кон- ‘■ тролирует свое мышление, и его мысли несут ему искупление. Они свобод- j ны от мирского, земного и низкого. Вы можете сказать, что мысли такого ; человека чисты. Они выше преходящего и бренного. Это не шут и не фокусник, это мудрец. Он спокоен, осторожен в суждениях, вдумчив, разумен и глубокомыслен. Таковы плоды дисциплинированного ума. Таким должен быть пастор.

Справедлив. Это человек, который живет по Божьим правилам. Его поведение угодно Богу. Он известен как человек, которого Бог одобряет, потому что его жизнь соответствует божественным нормам.

Благочестив. Это слово может также быть переведено как «свят», то есть «чист, неосквернен, незапятнан грехом». Тут мы возвращаемся к понятию непорочности. Пастор должен подавать пример во всем. Вы не должны видеть в его жизни ни единого греха.

Наверное, вы спросите: «Неужели есть такие люди?» Конечно, совершенно безгрешных нет, но в грехе можно исповедаться, с ним можно разобраться, и он не повредит церкви. Все христиане могут так жить в благодати Божьей и милости Святого Духа. Пастор должен быть живым напоминанием о том, что такое возможно.

Воздержен. Это третье и последнее требование. Пастор должен контролировать свое поведение. Услышав о грехопадении пастора, некоторые люди с самыми благими намерениями говорят: «Бедняга, это потому, что ему ни перед кем не надо было держать ответ. Он был совсем один, иначе не поступил бы так». Но все мы несем духовную ответственность. Мы нуждаемся в друзьях, супругах, сотрудниках, которые помогают нам ходить перед Господом так, как надо. Но если человек сам не способен управлять своей жизнью, он не может быть пастором. Если ему нужна поддержка комитета, в конечном итоге это будет плачевно для церкви. Будьте уверены: если человек хочет согрешить, он всегда найдет для этого время и место, есть у него поддержка или нет.

Вы не можете следить за мною двадцать четыре часа в сутки. Если я так слаб, что за мной все время надо присматривать, я не могу быть пастором. Если моей жизнью не управляет внутреннее стремление к благочестию, бесполезно контролировать меня извне и ждать, что результат будет таким же, как при внутреннем контроле. В характере пастора внутреннее стремление — главное. И я не мог бы придумать лучшего завершения отрывка из Тит. 1:6-8, чем дал нам Дух Святой.