6. Призвание к пасторскому служению

Джеймс М. Джордж

Призвание к пастырству отличается от призвания ко спасению или призвания к служению, которые относятся ко всем христианам. Избранные мужчины могут быть призваны к руководству церковью. Чтобы проявить необходимые для руководства качества, эти люди должны быть уверены, что Бог избрал их. Уверенность же эта основана на четырех критериях, первый из которых — подтверждение призвания другими людьми и Богом, Который создает возможность для служения. Второй критерий это наличие способностей, необходимых для служения. Третий страстное желание посвятить себя этому служению. И наконец, это образ жизни, отличающийся нравственной последовательностью. Человек, отвечающий этим четырем требованиям, может быть уверен, что Бог избрал его для христианского руководства.

Ко мне часто обращаются люди, которые по разным причинам хотели бы учиться в семинарии. Большинство из них верят, что Бог велит им посвятить жизнь служению. Иногда эту склонность они называют «призванием». В этой главе мы объясним, что такое подобное призвание, и постараемся опровергнуть заблуждения, связанные с этим уникальным понятием.

Призвание к служению можно разделить на несколько важных категорий. Прежде всего, существует призвание ко спасению. С него начинается любое служение. Человек, который считает себя призванным к пасторско-

му служению, должен быть уверен, что призван ко Христу (2 Кор. 13:5). Нельзя нести Благую Весть Божьему народу, если ты сам в собственной жизни не принял Божьей благодати через спасительную веру в Иисуса Христа.

Призвание к спасению предполагает также призвание к служению вообще (Еф. 2:10). Бог предызбрал нас не только ко спасению, но и к жизни в служении. Служение — право и обязанность каждого христианина. Это призвание к служению означает, что мы, христиане, представляем собой «царственное священство» (1 Пет. 2:9). Наше право — «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Кезе-манн считает, что здесь говорится об обязанности каждого, кто лично испытал силу благодати Божьей, публично признать этот факт.201 Таким образом, все верующие должны принимать участие в служении как Божьи священники. Для этого Бог посылает нам Святого Духа, через Которого наделяет духовными дарами (1 Кор. 12:11). Эти духовные дары используются в служении на общее благо церкви (1 Кор.12:7). Апостол Павел писал к ефесянам: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4:7). Дары перечисляются в 1 Кор. 12:8-10,28-30 и Рим. 12:6-8. Христиане должны хранить эти дары и дадут за них ответ (1 Пет. 4:10).

Помимо призвания к использованию духовных даров, Бог призвал некоторых христиан к руководству церковью. В служении вообще должен принимать участие каждый верующий, поэтому далее мы будем говорить о пасторстве как особом типе служения церкви, относящемся конкретно к ее руководителям.

Призвание к пасторству дается Господом особо одаренным членам церкви (Еф. 4:12). У них есть обязанности — как общие (проведение богослужений, проповедь, обучение, наставничество и благовестив), так и специфические (подготовка учеников и консультирование).

В конце прошлого века Бог активно использовал служение Чарльза Хаддона Сперджена. Еженедельно он проповедовал в церкви «Метрополи-тан Табернэйкл » в Лондоне перед тысячами людей. Он очень любил проповеди и любил готовить к служению молодых людей. Поэтому он создал Пасторский колледж, где учили будущих служителей церкви. Его книга «Лекции для моих студентов», сборник лекций для студентов колледжа, показывает, как серьезно он относился к пасторскому призванию. На самых первых станицах книги он пишет:

Как молодой человек может узнать, призван он или нет? Это серьезный вопрос, и я прошу вас отнестись к нему со всей торжественностью. Ищите божественного наставления! Сотни людей сбились с пути, и кафедра оказалась для них камнем преткновения, а сколько случаев бесплодного служения и церквей, пришедших в упадок, видим мы вокруг себя! Это страшная трагедия, когда че-

ловек упускает свое призвание, а церковь, которой он навязывает себя, приходит к самым печальным последствиям из-за его ошибки.202

Сперджен и дальше подчеркивает, что призвание очень важно, говоря: «Человек никоим образом не должен становиться пастырем, если как следует не исследовал этого вопроса и не испытал себя» .203

Уильям Гордон Блэйки также был служителем в Лондоне в то же время, что и Сперджен. Он тоже понимал важность призвания к пасторству и сформулировал шесть критериев, помогающих определить наличие подобного призвания, как-то: спасение, желание служить, желание жить в соответствии со служением, умственные способности, физические способности и навыки общения.204

Кальвин разделяет это призвание на две составные части: «Чтобы человека можно было считать подлинным служителем церкви, он обязательно должен следовать „внешней цели» церкви и тайному внутреннему призванию, „которое осознается только самим служителем»».205

Оуден завершает свою главу о «Призвании к служению» размышлениями о соответствии между внешней и внутренней сторонами призвания. Он делает вывод:

Внутреннее призвание — результат постоянного влекущего воздействия Святого Духа, Который приближает человека к внешнему церковному призванию. Внешнее призвание — это воздействие христианской общины, подкрепляющее призвание внутреннее. Никто не сможет справиться со сложной задачей пастора, не будучи призван одновременно Христом и церковью. Вот почему и для кандидата, и для церкви так важно с самого начала выявить соответствие между внутренним и внешним призванием.206

Почему так необходимо, чтобы человека влекло к пасторству и внутренне, и внешне? В своем классическом труде о пасторском служении Бриджес делится размышлениями о значении призвания:

Если трудиться во тьме, не заручившись поручением, можно сбиться с пути и отойти от веры в Божий порядок; и служитель, лишенный небесной поддержки, чувствует, что руки у него опустились, а колени ослабели. С другой стороны, сознание того, что он повинуется призванию Божьему — выполняет Его работу, идет Его путем, — укрепляет его во всех трудностях, наделяет осознанием ответственности и силы.207

Как красноречиво описал Бриджес, дело в самом человеке и его вере в Бога. Человек уверен, что Бог дал ему такую задачу, которую можно вы-

полнить только с помощью Божьей силы. Крисуэлл пишет о такой уверенности: «Первое и самое главное во внутренней силе пастора — это убеждение, неоспоримое, как сама жизнь, что к служению его призвал Бог. Если эта уверенность непоколебима, все остальные составляющие жизни пастора сами встанут на свое место в чудесном порядке» .2°8

Отвечая на вопрос: «Насколько важно верить в свое призвание?» — Сагден и Уирсби пишут: «Работа служителя слишком тяжела для человека, не уверенного в своем божественном призвании. Обычно люди оставляют эту работу именно потому, что не ощущают ее важности для Бога. Ничто, кроме твердой веры в Божье призвание, не может сделать служение пастора успешным» .209

Сегодняшние служители, подобно ветхозаветным пророкам, постоянно подвергаются нападкам и давлению, когда говорят о божественном. Лютцер так описывает трудности служения:

Мне не доводилось встречать человека, который преуспел бы в служении, считая его при этом своим собственным выбором. Иным с трудом удается продержаться дня два. Укрепить служителя может только знание о том, что его послал Бог. Тем, кто не проникся таким убеждением, обычно недостает смелости, и они носят в кармане заявление об отставке. При малейшем намеке на трудности они уходят.210

Я, как и упомянутые выше авторы, верю в важность призвания, поэтому предлагаю каждому подумать, призван ли он к служению. Акроним ПРИЗВАНИЕ содержит в себе четыре шага, а именно: Помазание, Способности, Стремление и Жизнь.

ЕСТЬ ЛИ ПОМАЗАНИЕ? Помазание должно быть двойным: от других и от Бога.

Помазание от людей

В Деян. 16:1-2 показано, насколько важным является публичное признание для подтверждения призвания человека к пасторскому служению и Руководству церковью. Тимофей, вероятно, был обращен в веру Павлом во время его первого миссионерского путешествия (см. Деян. 14:6). Павел называет его «истинным сыном в вере» (1 Тим. 1:2). В начале второго путе-ествия Павел побывал в землях, которые посещал в первый раз, «утверждая церкви» (Деян. 15:41). Прибыв в родной город Тимофея, он обнару-ил, что о Тимофее «свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и конии» (Деян. 16:2). В результате его «пожелал Павел взять с собою»

(Деян. 16:3). Публичное помазание Тимофея способствовало тому, что Павел охотно взял его с собой в качестве спутника. Позже Павел писал Тимофею, напоминая ему об этом публичном помазании, — «возложении рук священства» (1 Тим. 4:14). Как Павел, так и братья, стоявшие во главе местной христианской общины, видели теперь, что Бог благословил Тимофея и использовал его для местного служения, поэтому его признали и отрядили послужить Богу в более широком масштабе.

Сперджен согласен с тем, что публичное помазание — необходимый шаг, чтобы человек, обладающий внутренней уверенностью, мог считаться призванным к пасторскому служению. Он заявляет: «Воля Господа по поводу пасторов становится известна через молитвенное суждение его церкви. Чтобы ваше призвание было доказано, ваши проповеди должны быть приняты народом Божьим».211

Многие люди, чувствующие внутреннюю склонность к пасторскому служению, не решаются обратиться к церкви за его подтверждением. По какой-либо причине они не доверяют церкви такое важное для них решение. Сперджен говорит, обращаясь к своим студентам:

Церкви не всегда мудры и не всегда судят силой Духа Святого, многие из них ‘ судят по плоти; однако я скорее соглашусь с мнением собрания верующих в Господа, чем со своим собственным представлением о моих дарованиях и бла-годатях. В любом случае, прислушиваетесь вы к решению церкви или нет, несомненно одно: вы не можете быть пасторами, если стадо ваше не будет любить и принимать вас; поэтому, хотя этот критерий и не вполне оправдан, он продиктован жизнью.212

Бриджес дает и еще одну полезную рекомендацию, говоря о советах других, в особенности друзей и опытных служителей: «(Они. — Д-Д- )••• могут оказаться полезными и подсказать вам, является ли ваше желание работать порывом чувства или же это выношенное решение, и не обманываетесь ли вы».213

В Библии много говорится о мудрых советах. В особенности чудесно об этом написано в Притчах: «при недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Пр. 11:14); «путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Пр. 12:15); «от высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость» (Пр. 13:10); «без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Пр. 15:22).

Помимо советов окружающих существует также обряд рукоположения, который является публичным признанием помазания на служение (см. главу 8, «Рукоположение пастора»). В Библии сказано, что в ранней церкви была особая процедура избрания и помазания на служение христианских

руководителей. Указания по избранию старейшин, которые Павел дает Титу (Тит. 1:5), содержат несколько отрывков о процедуре рукоположения. Основанием для помазания было признание уважаемых христиан каждого города. Хорошее определение рукоположения — публичное подтверждение внутренней пригодности и одаренности.214 Это публичное подтверждение даров человека, его образования и опыта служения. Даже если рукоположенный не отличается от других членов общины, публичное рукоположение является видимым подтверждением того, что Бог призвал его к использованию уникальных способностей и даров на благо всей церкви.

Помазание от Бога

Джон Генри Ньютон выделяет три признака призвания к служению: желание, компетентность и Божье провидение. Третий признак он определил как «соответствующее воздействие провидения, посредством стечения обстоятельств, предоставляющего средства, время и место, благоприятные для начала служения» ,215

Этот фактор включает в себя все то, о чем мы говорили раньше. Бог в Своей всевышней власти призывает конкретных людей к служению в поместной церкви. Он наделяет их дарами для служения, желанием выполнять эту работу и устраивает обстоятельства так, чтобы открыть перед ними двери.

Все это свидетельствует о Божьем благословении. Павел пишет в 1 Кор. 16:8-9: «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, ибо для меня отверста великая и широкая дверь». Далее он упоминает о препятствиях: «и противников много».

Эти противники — неотъемлемая часть пасторского служения, что иногда приводит к разочарованию и ограничивает результативность. Тем не менее результаты — не показатель Божьего благословения. Многим пришлось усердно трудиться с незначительным результатом или вообще безрезультатно. Иеремия пророчествовал почти сорок лет (Иер. 1:2-3), но отклика от народа не получил. Адонирам Джадсон семь лет проработал в Бирме, прежде чем обратил в христианство хотя бы одного человека, но все равно видел в своей работе руку божественного провидения. Служение никогда не бывает легким, и результаты его не всегда положительны, но чувство Божьего помазания должно присутствовать всегда.

Человек должен не только думать о Божьем помазании, но и задать себе Несколько вопросов практического свойства по поводу призвания:

Признают ли другие мой дар и способности руководителя?

Просят ли они меня начать пасторское служение?

Просят ли меня нести Божью истину людям, обучая их или проповедуя?

Кто говорит мне, что я должен задуматься о подобном служении?

Ответы на эти вопросы можно получить, только активно участвуя в служении поместной церкви. Для публичного помазания необходимо публичное служение. Для этого служения человек использует дары и способности, которые другие могут заметить в нем и помочь ему развить, поддержав его как служителя. Без этих способностей помазание не может состояться. Поэтому способности — тоже неотъемлемая часть процесса, помогающего определить наличие пасторского призвания.

ЕСТЬ ЛИ СПОСОБНОСТИ?

В Еф. 4:11 описывается следующий аспект нашей проблемы — одаренность. В частности, в этом стихе говорится, что Христос посылает пасторов и учителей «к совершению святых». Пастыри-учители — избранные Богом дары церкви.

Как в ветхозаветные времена Бог призывал людей для исполнения особых поручений, так и в Новом Завете Он избрал некоторых для выполнения особых задач в эпоху церкви. Задача такова: «совершение святых, на дело служения» (Еф. 4:11). Чтобы призванный справился с таким ответственным заданием, он должен обладать определенными способностями. Отчасти подготовка осуществляется в ходе формального и неформального обучения, но главную роль играют духовные дары от Бога. Бриджес пишет: «Способность к священному служению вовсе не равнозначна природным талантам, мудрости и учености этого мира» .216

Многие люди считают себя первыми кандидатами на должность пастора, потому что любят Бога и всегда побеждали в дебатах в колледже. Это тоже важно, но если Бог специально не одарил человека для пасторского служения, его усилия напрасны (Пс. 126:1).

Помимо дара проповеди и учительства, которые обычно считают необходимыми для пасторского служения, Сперджен перечисляет и несколько других требований:

Мой рассказ об этом был бы неполон, если бы я не добавил, что просто способности воспитывать и умения учить недостаточно; нужны и другие таланты, формирующие характер пастора. Он должен обладать здравомыслием и опытом; иметь кроткие манеры и относиться к вам с любовью; являть вам твердость и отвагу, не забывая о сострадании. Умение руководить не менее важно, чем умение обучать.217

Многие люди, желающие стать служителями, хотят обрести дары для служения в семинарии или библейской школе. Это ошибка. Каждый христианин в момент обращения получил все дары, которые ему понадобятся

в служении (1 Кор. 12:11), поэтому нужным дарам нельзя научить, но если они присутствуют в человеке, обучение может помочь развить то, что уже дано Богом.

Какие же способности нужны для пасторского служения? В приведенной выше цитате Сперджен указывает на них. В основном способности пастора делятся на три категории: воспитательные, пастырские и административные.

Воспитательные способности. В Еф. 4:12 обязанности пастыря-учителя определены как «совершение святых, надело служения, для созидания тела Христова». Совершение — это греческое слово катарп^ш (katartizo). Это слово, переведенное как «чинить» в Мф. 4:21, относится к Иакову и Иоанну, когда их призвал Иисус. Он обратился к ним, «починивающим сети свои», то есть когда они готовили сети для рыбной ловли. Это значит, что основная задача руководителя, образно выражаясь, — «чинить» святых, готовя их к служению.

В 1 Фес. 3:10 это же слово переведено как «дополнить». Апостол Павел хотел вернуться к фессалоникийцам, чтобы «дополнить, чего недоставало вере вашей», то есть завершить начатое ранее. В Гал. 6:1 тоже употребляется katartizo, на этот раз оно используется для увещевания согрешившего брата. Абботт-Смит определяет значение этого слова как «завершить; дополнить, приготовить».218 Стедмен предлагает более современный эквивалент— «сформировать».219

Как происходит это формирование? Два основных способа — проповедь и обучение. В 1 Тим. 5:17 Павел говорит о неких старейшинах Ефеса как людях, которые «трудятся в слове и учении». В Новом американском стандартном переводе Библии греческая фраза oi KOKirovxeq ev ^бую (oi kopiontes en logo) правильно переводится как «те, кто трудится, проповедуя» .22° «Так как в en logo («в слове», «в проповеди») артикля нет , здесь не имеется в виду слово Божье…»/21 хотя, конечно, эти рассуждения основывались на Слове Божьем. По сути своей en logo относится вообще к любому устному публичному выступлению. Вероятно, сюда входят наставления, увещевания и утешения, а также провозглашение Благой Вести.222

Вторая часть наставления в 1 Тим. 5:17 касается «учения» (815ао~коЛ1а, didaskalia). Учение в чем-то пересекается с проповедью. Проповедь в большей степени относится к публичному служению, в то время как учение это объяснение и применение провозглашенной истины.223 Оно может быть

как публичным, так и частным, судя по тому, как Павел описывает свое служение в Ефесе (Деян. 20:20).

Согласно 1 Тим. 3:2, руководитель должен быть «учителей». В Тит. 1:9 сказано, что он должен «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» . В Евр. 13:7 автор описывает руководителей как людей, «которые проповедывали… слово Божие».

Пастырские способности. И в Деян. 20:18, и в 1 Пет. 5:2 руководителям церкви велено пасти стадо Божье. Кормление стада — это обучение. Обязанности пастыря действительно тесно связаны с учительскими. В Еф. 4:11 Павел соединяет обе эти роли — «пастырей и учителей». В Библии, однако, пастырство и обучение разделены. Обучение — это процесс передачи знаний, тогда как пастырство касается жизни вообще. На это отличие Павел указывает в 1 Фес. 2:8 : «Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестив Божие [то есть обучение. — Д. Д.], но и души наши [пастырство]».

В Деян. 20:28 Павел велит ефесским старейшинам «пасти Церковь Господа» . Он говорит о заботе не об их собственном стаде, но о стаде Божьем — церкви. В 1 Пет. 5:2 упоминается то же самое служение, когда Петр наставляет своих братьев-старейшин пасти «Божье стадо, какое у вас». Руководитель церкви — подпасок, который держит ответ перед Богом (Евр. 13:17), поэтому он должен пасти стадо с особым тщанием.

Как же пасти стадо? Павел говорит ефесским старейшинам в Деян. 20:29, что они должны быть готовы к атакам врага. Напасть на них могут и «лютые волки», которые восстанут из стада (Деян. 20:30). Враги будут пытаться разобщить стадо, поэтому руководители церкви должны постоянно быть бдительными (обратите внимание на повеление «бодрствовать», Деян. 20:31). Руководители обязаны помнить о том, как сам Павел учил их «со слезами» (Деян. 20:31), и так же учить людей. Наконец, они должны уповать на Бога, молиться Ему и способствовать росту стада с помощью обучения Слову (Деян. 20:32).

Административные способности. Основная функция новозаветного руководителя — надзор.224 В Деян. 20:28 ефесские старейшины называются «блюстителями». Как о надзоре о руководстве церковью говорится в 1 Пет. 5:2.

Надзор предполагает управление, о котором написано в 1 Тим. 5:17. Павел указывает, что «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь». В Послании к евреям тоже говорится о власти руководителей: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13:7). Еще два стиха в Евр. 13 указывают на эту функцию пасторов: «Повинуйтесь наставникам вашим… ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» (Евр. 13:17); «Приветствуйте всех наставников ваших» (Евр. 13:24).

Как должны руководить пасторы? Иисус говорит Своим ученикам в ]1ф 20:25-26, что они должны быть рабами, а не господами. Петр, послушный ученик, дает тот же самый совет в 1 Пет. 5:3: руководить надо, «не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду». Христос был рабом (Мф. 20:28; Ин. 13:1-16), и служители церкви должны следовать Его примеру.

Есть ли у вас способности к обучению и проповеди? Нравится ли вам проповедовать Слово Божье и учить ему? Как у вас обстоит дело с навыками руководителя? Инициативны ли вы или следуете за другими? Как вы оценили бы свои способности к пастырству? Любите ли вы людей? Хочется ли вам заботиться о тех, кто «рассеян, как овцы, не имеющие пастыря»?

ЕСТЬ ЛИ ЖЕЛАНИЕ?

В 1 Тим. 3:1 апостол Павел пишет: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает». Слово, переведенное как «желает», — орёуоцт (oregomai), и встречается в Новом Завете оно только трижды. Его значение — «стремиться к чему-либо, тянуться, рваться, желать».»5 Так можно сказать о бегуне, устремленном к финишной черте. Второй раз это слово употребляется в 1 Тим. 6:10, где относится к жажде денег, которая становится «корнем всех зол». В третий раз мы встречаемся с ним в Евр. 11:16, где оно обозначает стремление «к лучшему, то есть к небесному». Так что правомочность стремления зависит от контекста.

Еще одно слово, обозначающее внутреннюю предрасположенность в 1Тим. 3:1, — это eniQx)LE.(ii(epithume6), глагол со значением «жаждать, вожделеть, страстно хотеть» .2гб Производное от этого глагола существительное обычно имело отрицательное значение, но сам глагол — положительное или нейтральное, просто обозначая особо сильное желание.227 Таким образом, эта жажда служения — внутренний импульс, который проявляется во внешнем желании.

Сэндерс замечает, что объектом желания здесь является не должность, а работа.228 Это стремление к служению, а не к положению в обществе, славе или богатству. Поэтому такое желание положительно и благочестиво.

Сперджен предостерегает тех, кто стремится к пасторскому служению:

Запомните, что желание, о котором я говорил, должно быть совершенно бескорыстным . Если человек, желающий епископства, может обнаружить в себе после тщательного самоанализа любой другой мотив, помимо славы Божьей и блага душ человеческих, лучше ему тут же оставить эту мысль; ибо Господь не

терпит торговцев в храме Своем: даже малейший намек на выгоду, даже самый крохотный, подобен мухе в сосуде с благовониями и портит все.229

Это внутреннее желание должно быть таким сильным, чтобы кандидат в пасторы не мог представить себя занимающимся чем-либо другим, кроме служения. «Не становитесь пастором, если можете без этого обойтись», —■ мудро сказал один пожилой проповедник молодому человеку, спросившему у него совета.230 Бикет пишет: «Если вы можете ощущать себя счастливым, не будучи пастором, не становитесь им. Но если торжественный зов прозвучал, не бегите от него».231 Бриджес называет «жажду служения… первым требованием к пастору» .232

Жаждете ли вы служения? Вы не можете представить себя ни в какой другой роли? Вы считаете, что ничем другим не смогли бы заниматься? Если вы отвечаете утвердительно на все эти вопросы, вам осталось изучить последнюю область, связанную с вашим призванием.

ЕСТЬ ЛИ ОБРАЗ ЖИЗНИ?

В Библии много говорится о характере пастора. Интересно, что о характере руководителя церкви в ней сказано больше, чем о его обязанностях. Для нас это путеводная нить при изучении того, что считает важным Бог. Не имеет большого значения, насколько образован человек и сколько у него опыта. Если он не следует библейским нравственным нормам, он не может руководить Божьей церковью. Филиппе Брукс, выдающийся служитель XIX века, так сказал об этом важном требовании: «То, кем является служитель, гораздо важнее того, что он способен сделать, потому что именно качества характера дают ему силу. В конечном итоге, служение — это не то, что мы делаем, а то, кем мы являемся» .

Павел пишет Тимофею: «Вникай в себя» (1 Тим. 4:16). Почему это так важно? Ветхозаветные священники разработали сложные обрядовые церемонии омовения и очищения, а также приносили жертвы для искупления своих грехов, чтобы иметь возможность служить людям (Евр. 5:3). Как могли они ходатайствовать о других, если бы их собственные грехи не были искуплены? То же самое относится и к новозаветным руководителям церкви. Духовное руководство неблагочестивого человека превращается в религиозную деятельность, даже религиозный бизнес и, что еще хуже, лицемерие.

Генри Мартин пишет в своем дневнике: «Да смогу я понять, что самое важное дело на земле — освящение моей собственной души» .234 Петр велит каждому христианину быть святым «по примеру призвавшего вас Святого» (1 Пет. 1:15-16) и призывает пасторов «подавать пример стаду» (1 Пет. 5:3). Новозаветные руководители должны помогать людям поклоняться Богу и подавать им пример, поэтому их собственная жизнь должна быть образцом для прихожан. Стандарт, в соответствии с которым пастор строит собственную жизнь и ведет народ Божий, — Слово Божье. Хороший пастор — человек одной Книги, и использует он ее не только для подготовки проповедей, но прежде всего — для подготовки самого себя. Библия — не сборник текстов, а учебник, преобразующий жизнь каждого, кто жаждет быть пастором.

В Библии есть разделы, специально посвященные качествам руководителей церкви. Основные отрывки, в которых речь идет о характере пастора, — 1 Тим. 3:1-7 и Тит. 1:6-9. Разумеется, никто не может претендовать на то, что его жизнь полностью соответствует стандартам Библии, но это идеал, к которому следует стремиться. Обычно Бог посылает каждой церкви группу благочестивых пасторов, которые надзирают за ней и помогают друг другу соответствовать библейским образцам.

Итак, вот четыре основных вопроса, которые должен задать себе каждый желающий стать пастором. Есть ли у меня помазание? Есть ли у меня нужные дары? Жажду ли я служения? И наконец, так ли я живу? Если человек может утвердительно ответить на все эти вопросы, он может с уверенностью сказать, что Бог призвал его к пасторскому служению. Он может радостно двигаться дальше, ибо Бог приготовил для него чудесную жизнь, полную наград, — хоть и очень непростую. Чтобы справиться со всеми трудностями, он должен быть уверен в Божьей помощи.