13. Готов получать удовлетворение, но не готов жертвовать

Как обрести библейский взгляд на семейные отношения

Когда я учился в старших классах, то подрабатывал в одной из компаний, снимая на видео свадебные церемонии. Это был очень интересный способ зарабатывать деньги.

Обрученные пары заключали со мной контракт, и затем я снимал их венчание. В день свадьбы я приезжал в церковь за несколько часов до церемонии, чтобы установить камеру, свет и звуковую аппаратуру. Весь день я проводил за записью самых примечательных моментов. Мне приходилось снимать то, как девушки спорят из-за фаты невесты, через линзу видеокамеры я наблюдал за взволнованным женихом. Во время венчания я снимал церемонию со свечами, произнесение клятв, обмен кольцами. В нужный момент я давал крупный план и запечатлевал свадебный поцелуй жениха и невесты.

Во время приема мне приходилось увековечивать тот момент, когда гости набивали свои желудки закусками, напитками и сладостями. Конечно, я никогда не пропускал и момента, когда молодожены разрезали торт. Традиционное подбрасывание букета и подвязки также оказывались на памятной пленке. Затем я снимал то, как, пытаясь укрыться от града рисовых зерен, жених и невеста бежали к своей машине. По просьбе одной пары я даже поехал в аэропорт, чтобы снять, как они поднимаются на борт самолета (причем на невесте было свадебное платье, а на женихе — смокинг)!

Но самая трудоемкая работа начиналась после свадьбы. Пока молодожены наслаждались медовым месяцем, я целыми днями сидел перед монитором, монтируя эти бесконечные метры пленки. Мне приходилось вырезать неудавшиеся моменты так, чтобы, в конце концов, получилась совершенная шестидесятиминутная кассета.

Если бы вы посмотрели хотя бы одну из таких пленок, не зная всего того, что мне пришлось с ней сделать, вы бы подумали, что венчание прошло без единой заминки. Никто не узнает, что мать и сестра невесты поругались, так как не могли решить, как лучше прикрепить фату. Тайной останется и то, что смокинги привезли в самую последнюю минуту, и уж конечно никому не расскажут о том, что племянник жениха опустил руку в чашу с пуншем. На смонтированной видеокассете все выглядит так естественно: жених и невеста подобны звездам, а музыка за кадром создает впечатление сказки.

Это красиво и романтично, но, увы, это не реальность.

Смонтированная версия брака

К сожалению, многие молодые люди и девушки смотрят на брак очень ограниченно. Их взгляд на семейные отношения можно сравнить со свадебными кассетами, которые я создавал в прошлом. Эти люди смотрят на брак как на последовательность прекрасных романтических моментов, а повседневные скучные сцены оказываются вырезанными.

Одна моя знакомая однажды рассказала мне о том, что ее соседки по общежитию могут часами рассматривать журналы, выбирая свадебное платье, наряды для подружек невесты, сравнивая обручальные кольца. Девушку удивляло то, что они отдавали столько времени и энергии тому, что, по сути, является очень незначительной составной частью брака.

«Брак— это гораздо больше, чем свадебная церемония,— пишут Гарри и Бетси Рикусси в книге «Любовь, которая не заканчивается».— Свадьба — это событие в жизни человека, а брак — его состояние. Брак — это не кратковременное представление, а отношения, которые строятся на посвящении и должны поддерживаться мужем и женой всю жизнь».

Надеюсь, что те девушки задумаются о жизни после свадьбы. Будут ли они готовы преданно хранить свои семьи?

Не только девушки склонны видеть брак так ограниченно. Мы, молодые парни, иногда совершаем такие же ошибки. Стыдно признаться, но порой внутри себя мне приходится бороться с тенденцией отождествления понятий «брак» и «секс». Размышляя о семейной жизни, я почти мгновенно представляю себе то, как мы с женой ложимся спать. Как будто семейная жизнь состоит только из этого. Да, секс является неотъемлемой частью брачных отношений, и нет ничего плохого в том, что человек думает об этом. Самое главное, чтобы мой взгляд на брак не ограничивался только мыслями о сексе. Если я буду считать секс основой семейной жизни, то однажды, вступив в брак, обязательно разочаруюсь. Может быть, я готов к удовольствию, но не готов к тому, что мне придется многим пожертвовать?

А вы? Как вы представляете себе семейные отношения? Не ограничиваете ли вы их? Уверенны ли вы, что понимаете истинную суть брака и готовитесь к тому, чтобы взять на себя такую серьезную ответственность?

Необходимые размышления

Пока мы не связаны узами брачных отношений, у нас есть возможность подумать над тем, как на эти отношения смотрит Бог. Мы с вами можем заблаговременно обрести библейское понимание брака и семьи. Если выражаться словами, которые мы часто слышим на венчаниях, «к браку нельзя относиться легкомысленно, нельзя пользоваться им лишь для удовлетворения плотских похотей. К семейным отношениям нужно подходить почтенно, благоразумно, обдуманно и трезво».

Как же нам нужно смотреть на брак? В соответствии со словами этой венчальной проповеди, наш подход к семейным отношениям должен быть почтенным, благоразумным, обдуманным и трезвым. Эти слова обладают очень богатым значением и поэтому позволяют нам живо представить суть брака. Почтение — это уважение, основанное на благоговении. Благоразумие — это умение здраво мыслить. Делать что-то обдуманно — значит размышлять над своими действиями и поступками. А трезвый подход отличается уравновешенностью и непоколебимостью. Трезвость не поддается влиянию страсти.

Таков ли наш подход к брачным отношениям? Едва ли. Я слышал, как некоторые люди одобряли брак какой-нибудь пары только потому, что в их семье могли бы родиться красивые дети. Может быть, это и так. Нет ничего плохого в красивых детях, но, считая этот аспект самым важным, мы недооцениваем серьезность брачных уз. Нам нужно оставить мысли о том, что брак — это головокружительная игра, сказочный бал для взрослых, где больше всего ценится внешняя привлекательность.

Нам следует трезво взглянуть на вещи. Мы должны понять Божье предназначение семейных отношений и ту ответственность, которая возлагается на нас с вами. К счастью, Божье Слово помогает нам понять и то, и другое. Супруги Рикусси пишут в своей книге: «Вам не нужно прочесть всю Библию от корки до корки, чтобы понять, насколько глубок смысл, который Бог вкладывает в эти священные отношения». Затем Гарри и Бетси говорят об этом более подробно. С их разрешения, я привожу ниже отрывок из их книги. Здесь вы найдете ответ на вопрос «Что такое брак?»

Брак — это первое Божье постановление (Быт. 2:22-24). Он был освящен еще до того, как появились человеческие власти и церковь.

Брак: символизирует единение Иисуса Христа и Церкви (Еф. 5:31-32). Сравнение отношений человека и Бога с брачными узами прекрасно. Оно вдохновляет и отрезвляет. Глядя на наши семьи, люди должны думать: «Значит, именно так выглядит церковь? Значит, такими должны быть отношения человека с Иисусом?» Бог желает, чтобы мужья и жены любили друг друга такой же безграничной безусловной любовью, которую Бог излил на всех нас. Брак — это великое таинство, сотворенное Богом для Его же славы.

Брак — это событие, которым ознаменуется окончание времен (Отк. 19:7). У Бога было, по крайней мере, две тысячи лет для того, чтобы подготовиться к тому дню, когда Иисусу будет воздана честь и слава. Господь не желает устраивать почетную коронацию Агнца. Знаменательно то, что Бог избрал для этого брачный пир. Почему? Потому что брак является символом близости и единения. Господь жаждет представить Иисусу Его прекрасную сияющую невесту. Не удивительно, что мы все в трепетном волнении, когда невеста идет к алтарю. Брак — это замечательный святой дар. Однажды Бог спросит у каждого из нас, как мы относились к этому дару.

К браку нужно относиться с почтением (Евр. 13:4). В одном из переводов Библии этот стих говорит, что к браку нужно относиться с честью, принимать его как нечто драгоценное, дорогое. Для этого нам необходимо хранить себя от всякой мысли, которая может очернить святые узы брака.

Когда я (Гарри) захожу в магазин за молоком и хлебом, я часто покупаю своей жене цветы. Однажды, когда я подошел к кассе, кассир пошутил:

— Да уж, приятель, собачья у тебя жизнь.

Конечно, я мог просто посмеяться, но я хотел показать этому человеку, насколько брак важен для меня. У меня появился шанс бросить вызов его неправильному представлению о семейных отношениях. Я хотел посеять в его разум семя надежды в отношении великого потенциала брака. Пытаясь не выглядеть самоправедным, я ответил:

— Нет, я просто очень люблю свою жену!

Ваша будущая супруга или ваш будущий супруг сотворены по образу и подобию Божьему. Поэтому и ваши брачные отношения священны.

Рикусси также говорят, что мы должны использовать каждую возможность защитить святость брака. Хотя они обращаются к тем, кто уже создал семью, мне кажется, что мы с вами тоже можем защищать святость будущих брачных отношений.

Как можно это делать? Раньше я рассказывал вам о знакомой, чьи соседки по общежитию смотрят на брак как на дискуссию об обручальных кольцах и свадебных платьях. Как же могла моя знакомая защищать святость брака в такой обстановке? Не охлаждая энтузиазма своих подруг (у которых есть право мечтать о великом дне венчания), она могла бы деликатно напомнить им о более важных аспектах семейной жизни. Например задать им такие вопросы как: «А как вы будете воспитывать своих детей? На чем вы будете строить общение с мужем?» И т.д.

Такие вопросы помогают девушкам и парням правильно смотреть на брачные отношения. Например, в следующий раз, когда мои друзья начнут говорить о браке как о возможности заняться сексом, я смогу бросить им вызов, поставив под сомнение их незрелый взгляд на семью. Но для этого мне нужно, прежде всего, изменить собственные взгляды на все то, что связано с семейными отношениями. Несмотря на то, что я еще холост, я могу помочь своим друзьям и самому себе научиться выше ценить брак, отвергая все то, что преуменьшает его значение и лишает чести. Как же мы с вами можем помочь девушкам и юношам относиться к браку с почтением?

Горнило брака

Последнее утверждение супругов Рикусси должно привлечь наше особое внимание.

Брак — это очищающий процесс. В каждой семье будут возникать конфликтные ситуации. Когда это случится, вам будет проще всего обвинить друг друга: «Если бы ты не выключала кондиционер, когда в доме так жарко, я бы не расстраивался». Факт остается фактом: ваш супруг или ваша супруга не заставляют вас грешить. Они лишь помогают вам увидеть то, что уже давно живет в вашем сердце. Один из лучших свадебных подарков, который дарит вам Бог — это зеркало, в котором вы можете увидеть себя во весь рост. Этим зеркалом является ваш супруг (ваша супруга). Если бы Бог мог приложить к Своему подарку открытку, на ней было бы написано: «Благодаря этому подарку ты сможешь увидеть свое истинное лицо. Поздравляю!»

На расстоянии брак представляется чем-то ярким, вносящим тепло в жизнь человека. Во многом это так. Но как часто мы забываем о том, что Бог желает использовать огонь брачных отношений не только для того, чтобы утешать и согревать нас, но и для того, чтобы очищать нас от эгоизма и греха. Мы подходим к огню брака для того, чтобы согреть руки, а Бог полностью бросает нас в этот огонь!

Я не хочу верить в то, что семейная жизнь может причинять лишь боль и неудобства. Но верить в то, что брак — это вечное блаженство, тоже не стоит. Если мы вовремя это не поймем, наш брачный опыт повлечет за собой множество проблем. Майк Мэйсон в своей книге «Тайна брака» пишет: «Святые узы брака, как и другие святые постановления, не были задуманы Богом для того, чтобы послужить местом комфорта для ленивых людей. Совсем наоборот, брак является комплексной программой осознанного самопожертвования. Семейные отношения — это радикальный шаг. Человеку, который не готов отказаться от собственной воли, полностью подчинив себя воле своей второй половины, не стоит делать этот шаг».

Нам нужно как можно скорее отказаться от эгоизма, который заставляет нас думать о браке как о возможности что-то получать, вместо того, чтобы быть готовым отдавать.

Прекрасные мечты

Знаменитый фельетонист Энн Ландэрс однажды поделилась замечательным советом относительно брака. Одна из ее читательниц сокрушалась по поводу нереальных идей, которые свойственны многим девушкам, мечтающим о создании семьи. — Энн, почему бы тебе не вразумить их? — спросила она. На этот вопрос Ландерс ответила так:

Я вразумляла девушек, объясняя им, что каждый брак счастлив, но жизнь после свадьбы не проста.

Я говорила им, что брак — это не дар, а достижение.

Брак не для детей: он требует смелости и зрелости.

Он совершает разделение мужчин и мальчиков, женщин и девочек.

Я говорила им, что брак ежедневно подвергается испытаниям, которые требуют взаимных уступок.

Жизнеспособность брака зависит от того, насколько умны партнеры, и могут ли они определиться, ради чего стоит спорить, а ради чего нет.

Брак требует отдачи и умения прощать. Чаще всего эти качества необходимы жене. Кроме того, ей нужно навсегда забывать то, что она уже простила.

Это так сложно!

Я пыталась их вразумить, и если они меня не поняли, то это просто потому, что не захотели.

Очки с розовыми стеклами никогда не бывают двухфокусными, ведь никто не желает в мечтах напрягаться, чтобы читать то, что написано мелким шрифтом.

В своих мечтах о браке мы слишком часто забываем, каким серьезным шагом он является. Мы замечаем сверкающие заголовки, но забываем прочесть то, что написано мелким шрифтом. А что же написано мелкими буквами? То, что брак требует работы, терпения, дисциплины, самопожертвования и подчинения. Для того, чтобы брак был успешным, необходимы смелость, зрелость и, я бы добавил, библейское понимание Божьей цели. Только развивая в себе все эти качества, мы можем брать на себя такую серьезную ответственность. Только тогда мы можем испытать истинную радость и полноту брака.

Иметь достаточно мужества, чтобы дать ответ

Заканчивая эту главу, я хотел бы бросить вызов молодым людям. В то время, как Энн Ландерс призывает девушек к тому, чтобы они проснулись и перестали смотреть на брак сквозь розовые очки, стихотворение под названием «Вопрос женщины», написанное Леной Латроп, обращено непосредственно к мужчинам. Каждый раз, когда я его читаю, у меня по коже бегут мурашки. Вдумываясь в значение этого стихотворения, я понимаю, что по-прежнему являюсь незрелым мальчишкой. Лена Латроп призывает нас быть настоящими мужчинами, которые умеют правильно относиться к женщинам.

Понимаешь, что просишь бесценного ты, Сотворенного Вышней рукой?

Сердце женщины просишь и женскую жизнь,

И ее дорогую любовь.

Как игрушку ребенок, ты просишь того

Что нельзя ни купить, ни продать.

Безрассудный мальчишка, скажи, ты готов

Свою жизнь без остатка отдать?

Подготовил ты список задач для жены

И меня обо всем распросил.

Стань теперь пред вратами девичьей души

И послушай-ка мысли мои.

Хочешь ты, чтобы борщ подогрет был всегда,

А носки и рубашки чисты.

Я ж прошу, чтоб сияла в душе чистота,

Чтобы верность ты в сердце хранил.

Тебе нужно, чтоб кто-то готовил обед

И одежду твою исправлял.

Моя более важная просьба к тебе:

Нужен мне мой мужчина и царь.

Царь, чтоб править в стране под названьем «семья»,

А мужчина мне нужен такой,

Что когда Бог-Творец поглядит на тебя

Проречет: «Я доволен тобой».

Я прекрасна, юна, но года пролетят

И умчатся с моей красотой.

Будешь также любить ты меня в листопад,

Как любил ты цветущей весной?

И смогу ль я довериться нежным волнам Сердца сильного как океан?

Что увидит влюбленная — рай или ад

Когда станет женою она?

В настоящем мужчине величье и честь,

Для меня если станешь таким,

Я отдам свою жизнь без остатка тебе,

Отвечая желаньям твоим.

Коль мужчиной не сможешь ты истинным быть,

То за деньги несложно нанять

И кухарку и прачку. Но женской души

Не надейся ты завоевать.

Я хочу обратиться к девушкам, которые читают эту книгу. Я надеюсь, что это стихотворение послужит вам напоминанием о том, что ваши стандарты должны быть высокими. Требуйте «великого и истинного». Размышляя о браке, ни в коем случае не занижайте свои стандарты; ни один молодой человек, требующий этого, не достоин вашего внимания.

Обращаясь к парням, хочу заметить, что это стихотворение ясно показывает, над чем нам нужно потрудиться. Я надеюсь, что мы в состоянии по-настоящему осознать, как бесценна женская любовь. Когда мужчина предлагает женщине разделить с ним всю свою жизнь, это не мелочь, не игра. Мне хочется верить, что каждый из нас заслужит право сделать женщине подобное предложение. Для этого нам всем нужно быть мужчинами, сердца которых подобны «большому сильному океану». Только тогда мы сможем предстать перед вратами женских душ, и надеяться на то, что нам будет позволено войти.