Безутешная возлюбленная

На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «Не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей. (Песнь Песней 3, 1-4).

Какое изысканное удовольствие общаться с нашим Господом Иисусом Христом! И как счастливы те, кто может это делать! Святое Письмо использует самый выразительный язык, чтобы показать, сколько в этом божественного очарования и неописуемого наслаждения. Да, самому вдохновению не хватает слов, чтобы передать эту тайну, ведь человеческая речь не в состоянии выразить красоту Его благодати или утешение, которое мы получаем от знакомства с Ним. Насколько прекрасно общаться с Богом, настолько же печально с Ним не общаться и не знать, что это возможно. Но, увы, столько людей не знают и не имеют этого общения.

Потерянный Жених

Я думаю, что многие из людей Божьих, к которым я сейчас обращаюсь в этом большом собрании, находятся в положении этой невесты. В настоящее время у вас нет доступа ко Христу или взаимоотношений с Ним. Было бы хорошо, если бы вы задумались о том, что с этим нужно сделать, хотя это общение и не так важно, ибо позвольте заметить, что наша жизнь не зависит от общения с Христом. Наше спасение приходит от познания Его, а не от общения с Ним. Мы спасены благодаря тому, что Он сделал, а не тому, что мы чувствуем. Мы должны заложить в крепкое основание нашей надежды не свои ощущения, а Его страдания.

Дорогие друзья, у нас всегда остается (ведь должен признать, что я и сам иногда оказываюсь в таком положении: когда нет никакого особенного признака, указывающего на нашу любовь ко Христу, и никакого ощутимого доказательства Его любви к нам), у нас остается твердая уверенность и открытое исповедание того, что мы действительно Его любим. Застигнутая ночной тьмой невеста, по-моему, четыре раза восклицает: «Того, которого любит душа моя». Она Его не видит, но питает к Нему нежную любовь. Она не находится с Ним сейчас, но ее сердце хранит верность Ему и ценит Его красоту. Даже если она праздная и ленивая, или у нее тяжело и грустно на душе, она знает одно: она любит своего Господа, и в этом не может быть сомнений. Находясь на улицах среди людей, слыша, как идут стражи, перед служителями и посланниками Евангелия она не стесняется сказать: «Того, которого любит душа моя». Так же было и с Петром. Даже когда он мог о многом сожалеть и во многом себя упрекать, он смог сказать: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Таким же образом вам не следует ставить под вопрос свою искренность, даже когда есть основания сомневаться в правильности вашего поведения! Вы испытываете чувство вины из-за небрежности или трусости, что может отразиться на вашем чувстве благодарности, но не находите в себе бунтарства или своеволия, которые могли бы угасить вашу любовь. Вы могли бы Ему искренне сказать: «Мое неверное сердце заслужило Твой упрек. Но Твоя бесконечная мудрость может подтвердить искренность моих желаний. Не верь моим делам, а верь внутреннему состоянию моей души». Не суди меня по словам моих предательских уст, а призри на биение моего кающегося сердца. О Иисус Христос, Ты — Тот, Которого любит душа моя.

Хотя сейчас невеста не наслаждается общением с Христом, она знает, как оно приятно, и испытывает беспокойство, пока не вступит в него снова. Как стрелка компаса не может успокоиться, пока не укажет на полюс, так и она дрожит от нетерпения, пока ее душа не утешится в личном общении с Иисусом. Жаждать и стремиться к общению почти так же ценно, как и собственно общаться. И обратите внимание, что в этом случае, как и в случае с любым другим истинным верующим в Иисуса, есть не только неизменная любовь и искреннее стремление к Христу, но и достаточно сил для того, чтобы решительно Его искать. Возможно, пока ваше желание не исполнено, но от надежды ваше сердце готово взлететь, и вы говорите: «Я должен Его искать». Вы не похожи на путешественника, который пересекал пустыню, но, в конце концов, пал духом, опустил руки и погиб в песках от нехватки воды. Вы чувствуете внутреннее влечение, которое сильнее любых внешних разочарований, и хотя силы вас оставляют, вы все равно продолжаете поиски. Что если вы будете Его искать, но не найдете? Вы вновь будете Его искать, пока, наконец, не найдете, ведь вас побуждает и влечет вперед божественная благодать. Как искра взмывает вверх к солнцу, так и возрожденная природа христианина ищет Христа и стремится к Нему. Ей не просто грустно без Него, она твердо и решительно настроена на то, чтобы Его найти. Она преодолеет все законы природы, чтобы ввести в действие этот закон благодати. Эта новая природа ищет источник своего происхождения. Она жаждет и томится, чтобы поговорить с Тем, в Ком вся ее жизнь, сила и радость. Разве вы не чувствуете этого стремления к Иисусу, пусть даже вы жалуетесь на скуку, однообразность и суету? Разве у вас в груди нет такого неописуемого желания общения, суть которого вы прекрасно понимаете, но пока не имеете?

Я не знаю, брат мой, как вы лишились этого общения, которого вам так не хватает. Это может произойти по разным причинам. Я не сомневаюсь, что часто мы с вами теряем сладость общения с Христом из-за неверия. Мы так несерьезно относимся к неверию, как будто это какая-то немощь, а не грех, тогда как оно главное из всех зол. Что может быть более неприятно мягкому сердцу Иисуса, чем не почитающие Его мысли? Когда вы в последний раз роптали, думая, что Он вас забыл, то сразу же лишились того святого спокойствия и драгоценной уверенности, которые знали раньше. Вас это удивляет? Как Он может ходить с вами, тогда как вы изливали Ему в ухо мерзкие сомнения в Его верности и любви? Вера — это рука, которая держит и не отпускает Спасителя. Неверие открывает дверь и просит Его уйти. Как Он может остаться, если мы Ему не поверим? Может быть, вы говорите Иисусу в лицо, что Он неверный и ненадежный, и при этом надеетесь возлежать головой у Него на груди. Как вы можете такое ожидать? Я понимаю, дорогой брат, что, может, вы слишком заняты мирскими делами. Тем не менее, у меня есть знакомые, чьи руки всегда что-то делают, а головы — придумывают, но которые постоянно общаются с Христом.

Но, возможно, вы позволили миру проникнуть к вам в сердце. Как я уже часто вам говорил, моряка не пугает вся вода в море, однако одна капелька воды в трюме, указывающая на течь в судне, его крайне огорчает. Вы могли бы править целой империей, и при этом не терять общения с Иисусом. С другой стороны, вы можете потерять Его, управляя всего лишь своим маленьким семейством, если позволите эгоизму и корысти мира сего, его стремлениям и методам проникнуть в свое сердце. Храните эту спальню чистой для Христа. Пусть ваше сердце станет брачным ложем, и храните его чистым для Того, Кто ваш Муж и Господь.

Или, дорогой брат, возможно, вы пренебрегаете личной молитвой, а что может закрыть окна, через которые смотрит Иисус, быстрее, чем небрежность и вялость в прошениях? Если вы не будете часто стоять перед Ним на коленях, то нечего ожидать, что сможете часто возлежать у Него на груди. Назначенное место встречи — у престола Божьего. Если вы отказываетесь туда приходить, то как можете рассчитывать на то, что Христос еще раз пригласит вас на аудиенцию? Разве было бы разумно с Его стороны изменить Свои установленные правила в угоду вашей глупости и небрежности? Итак, дорогой брат, если хотите возобновить ваше общение, идите в свою молитвенную комнату и молитесь там Господу, Богу вашему.

Христианин может лишиться своего общения с Христом по многим другим причинам. Особенно, если он предается какому-либо греху, накапливает негодование или питает горечь по отношению к брату, закрывает глаза на те или иные евангельские истины, скрывает свои убеждения в зависимости от товарищей, с которыми он поддерживает отношения, или от общества, в котором вращается, не оставляет мир или слишком тесно общается с неверующими. Достаточно лишь упомянуть об этих пороках и не вдаваться в их подробности. Когда вам недостает общения, вы мало утешитесь, узнав о причинах, по которым вы его лишились. Ваше сердце просто взывает о восстановлении. «Скажите, как мне найти того, которого любит душа моя, ибо я желаю возобновить с ним общение».

Придите же, возлюбленные, с сердцами смиренными из-за грехов прошлого и вместе с тем ободренными уверенностью в том, что Принявший нас вначале все так же готов нас принять. Давайте придем к Нему снова. Тогда все мы были нечистые и презренные. Став опять такими, мы с готовностью к Нему вернемся. И если мы давали неискреннее обещание, то хотя бы обратимся с искренней просьбой. Придите к Иисусу, как вы уже когда-то к Нему приходили, хотя, возможно, все эти годы вы знали Господа. Ваш случай описывают следующие слова:

Лишь об одном прошу я Тебя:

Чтоб кровь Твоя пролилась за меня,

И что Ты к Себе меня зовешь,

Агнец Божий, я иду!

Хотя наш отрывок показывает нам путь к восстановлению общения, он еще указывает на:

Попытки найти возлюбленного

О скольких из нас можно сказать, что мы праздно и бездеятельно желаем благ, к которым нам следовало бы горячо стремиться! «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя». На своем ложе лености и праздности она мечтала о счастье, от получения которого была далека. Но нам никогда не удостоиться чести близкого общения с Христом, если мы будем просто этого хотеть. Что из того, если время от времени мы горячо восклицаем: «О, я бы так хотел быть, как Христос! Если бы я приблизился к Нему. Мне мало того, что я знаю, я хочу знать больше!» Это нездоровый симптом. Процветал ли когда-нибудь какой-то лежебока? Где урожай того, кто лежит в постели и не желает здраво рассуждать? Какие жемчужины придут в руку купца, который говорит: «Немного посплю, немного подремлю»? И неужели вы считаете, что жемчужина жемчужин, жемчужина, с которой не сравнится ни одна другая во всей вселенной, высочайшая честь и награда, которой Царь Вечности когда-либо удостаивал Своих придворных — это близкое общение с Иисусом — неужели вы думаете, что Он даст его вам, в то время как вы ворочаетесь у себя в постели от безделья, которое убивает добродетель и кормит глупость? Она не могла найти Его не из-за того, что искала ночью, ведь часто люди находят Иисуса во тьме. Пусть к нам в душу не проникает никаких лучей света, никаких проблесков утешения, но все же, если мы будем искать Иисуса всем сердцем (хотя нам может казаться, что мы идем ощупью, как слепые), то найдем Его, и наш дух возрадуется. Ей мешала найти Его не ночь; дело было в кровати — ее бездеятельности, вялости и лености. Стряхните с себя пыль и верьте!

Оставьте праздную жизнь!

Бегите от безделья!

Ведь всякий праздный ум

Рождает праздные мысли.

Больше не поддавайтесь этому коварному искушению, которому все мы так подвержены. Пусть Господь избавит нас от «теплоты» церкви в Лаодикии, иначе Он извергнет нас из Своих уст. Когда она искала Его таким образом, то не могла найти. И неудивительно, ведь вы на собственном опыте знаете, что в таких случаях, как правило, приходит разочарование.

Ее поиски также не увенчались успехом, когда впоследствии она пошла искать Его с духом самонадеянности. Я могу ошибаться в своем заключении, но мне кажется, что слова «встану же я» указывают на некую надежду на собственные силы. В словах «встану же я» нет и половины той признательности и любезности, что во фразе «влеки меня, я побегу за тобою». Пожалуй, именно такое доверие появляется у верующего вместо прежней самоуверенности, когда он, замерзший и помятый, остро ощущает свое одиночество. Я сказал, что нужно встать и стряхнуть с себя леность? Это легко сказать, но трудно сделать. И все же легче попросить: «Пробудись, моя душа», чем: «Взойди, Солнце праведности!», или: «Беги, возлюбленный мой», или: «Гряди, Господи Иисусе! Гряди скоро!» Братья мои, не забывайте, что искать Христа нужно с правильным духом. Не забывайте, что идти на Голгофу нужно так, как если бы вы шли на Синай. Никакие ваши заслуги не могут помочь вам придти ко Христу. Поэтому, когда вы жаждите, чтобы Он снова явился вам, бесполезно пытаться что-то делать самим. Пусть Его богатая благодать станет объектом вашей бедной мольбы. Вашей лучшей молитвой будет сказать:

Нет у меня на это силы,

У Твоих ног она лежит.

К тому же, похоже, что в достижении своих целей невеста полностью полагалась на использование средств. Не хочу, чтобы показалось, будто я придираюсь к ее поведению, поэтому позвольте сказать, что моя критика этого отрывка направлена на то, чтобы мы применили эти упреки к себе и отнесли их на свой счет. Однако заметили ли вы, как она уверена в том, что найдет Его, если пойдет по городу, по улицам и площадям, и если встретит стражников и спросит у них? Но видно, не имеют значения ни места, в которых следует искать, ни люди, у которых нужно спрашивать. Она перешла с одной улицы на другую, как мы приходим на улицу личной молитвы — узкую и редко посещаемую дорогу — и сказала: «Я найду Его там», но, пройдя ее всю, она сказала: «Его здесь нет. Мои внутренние комнаты уже не царские палаты, как было раньше. Это уже не личная комната Царя царей, это уже не царский зал для приемов». Затем она увидела широкую площадь и сказала: «Пойду туда», подобно тому как мы приходим на молитвенное собрание. «Сколько у меня там было благословенных часов, — сказала она. — Я уверена, что найду Его на этой широкой площади». Но, пройдя ее вдоль и поперек, она сказала:

Куда все идут, и я иду, но Иисуса там не нахожу.

Затем она говорит: «Я пойду на площади, где проповедуют Евангелие. Пойду за толпой и буду там, где Бог говорит через Своих рабов». Но служение за служением и проповедь за проповедью были, как тучи без дождя и колодцы без воды. Другие люди получили подкрепление, но она, полагаясь на собственные средства, ушла без благословений. Итак, братья, вы можете обойти все улицы в городе, можете даже пойти на улицу, вымощенную золотом (таинство причастия), или можете пойти на улицу Водную, где в таинстве крещения Господь часто являет Своему народу Свою смерть и погребение, но, обойдя обе эти улицы и площади, вы будете вынуждены признать: «Хотя мне нравятся эти средства, они меня только утомляют, если через них мне не открывается Иисус».

До чего наши проповеди отличаются одна от другой! Сколько раз бывает так, что вечером я благословляю Бога за то, из-за чего страдал утром, когда мой дух был угнетен, заплетался язык, и я не мог проповедовать, как следует! Служителю очень важно смириться перед своими слушателями, понимая, что сила заключена не в человеке, а в Боге, и Его могущество непреодолимо. Часто я боюсь, что ваши одобрительные улыбки могут вызвать Его неодобрение, и Он заберет у меня Свое благословение, потому что вы приписываете моему таланту то влияние, которое может оказать только Его Дух. Когда я был еще юношей, подростком, приехавшим из деревни, вы говорили, когда люди обращались в веру после моих проповедей: «Как Бог ему помогает!» Сейчас я слежу за тем, чтобы вы не стали говорить по-другому. Бог заберет Свое благословение, если вы перестанете воздавать Ему хвалу.

Если приписать то, что сделано, творению или силе, которой это творение обладает, то тем самым можно возбудить ревность Господа. Помните об уроках, преподанных невесте. Средства и таинства всего лишь подчинены Богу. Даже божественные установления превращаются в жалкие атрибуты, когда Бог их оставляет. Они могут превратиться в какую-то обязанность, перестав быть привилегией. Когда Он того желает, то может заставить Своих служителей совершать подвиги. Наименьший Его раб будет силен, как Давид, когда он убил великана Голиафа одной лишь пращей и камнем. Сами по себе мы ничто. Рука, которая двигает инструментом — все. Если бы вы пришли к Христу или стали искать

Христа, слишком полагаясь на средства, вам бы пришлось возвратиться с жалобным плачем: «Я искал Его и не нашел». Такие попытки вернуть себе общение с Христом обречены на провал.

Здесь соседствуют поражение и успех

Теперь мы рассмотрим ее в качестве примера, достойного подражания. С какой настойчивостью она искала этого общения. Она начала поздней ночью, и, действительно, никогда не поздно искать возобновления общения. И она продолжала искать. На улицах было пустынно, и было странно, чтобы какая-либо женщина находилась в таком месте в такое время, но она так ревностно искала, что ее не могли отпугнуть подобные обстоятельства. Ее встретили стражи, и они были крайне удивлены тем, что она пришла туда в такой час. Но она продолжала искать. Она не могла успокоиться, пока Его не найдет. Верующий, если вы хотите общаться с Христом, вы должны постоянно это искать. У вас в душе должно появиться стремление к одной цели, когда вы знаете, что, только достигнув этой цели, вы успокоитесь. Я бы хотел, чтобы моя душа стала, как арфа Анакреона, но только в лучшем смысле. Он говорил, что хотел воспевать Кадма, но его арфа пела лишь о любви. О, если бы мы могли петь лишь о любви Иисуса и только о ней, то совсем скоро возобновилось бы наше общение с Ним.

Занимаясь непрерывными поисками Иисуса, она не пренебрегала никакими средствами, которые ей казались правильными и обнадеживающими. Хотя я предостерег вас от того, чтобы полагаться на так называемые средства благодати, я ни в коей мере не хочу их недооценивать, а тем более отрицать. Нельзя ожидать, что Господь откроется нам не так, как Он Сам это определил. Иногда Он может это сделать, и Ему нравится удивлять нас Своей благодатью, но у нас нет права на это рассчитывать. Раб Авраама в точности следовал указаниям своего господина. И, благословляя Господа Бога своего хозяина Авраама, Который не оставил его господина Своей милостью и истиной, он свидетельствовал: «Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего». Чаще всего Бог решает встретиться с нами именно тем образом, каким Он Сам определил. Я не думаю, что те из вас, которые остаются дома всякий раз, когда идет дождь, будут хорошо накормлены; то же самое относится и к тем, которые пропускают молитвенные собрания по понедельникам безо всякой на то веской причины. Многие из вас так поступают, и вы не можете ожидать, что будете расти в благодати, если оставляете собрание свое. Если вас нет вместе с братьями, когда они объединяются в совместной молитве, не нужно удивляться, что вы, как Фома, не окажетесь в том месте, куда явится Иисус. Вполне естественно, что вы полны сомнений и страхов, тогда как ваши братья-ученики исполнены радости и любви. Используйте средства; используйте все средства, умоляю вас. Кто знает, какое огромное и богатое благословение может принести нашим душам послушание даже в самых простых Божьих повелениях! Такое благословение в том, чтобы поступать благоразумно и в точности соблюдать уставы Господни, бояться не сделать того, что велено, или сделать то, что запрещено, чтобы из-за упущения или допущения мы каким-то образом не возмутили Бога ревнителя, вынудив Его удерживать от нас многое из того, чем мы могли бы насладиться, если бы поступали, как Он определил.

Но главная прелесть всей этой истории заключается в том, что невеста не остановилась на средствах благодати. Она обратилась к стражникам на стенах, или, что еще лучше для нее, это стражники нашли ее. Какое замечательное выражение, потому что в нем выражено то, что с нами часто происходит. Вы знаете, что значит, когда вас находят стражники на стенах. Вы приходите сюда с бедой, о которой никто ничего не знает, но стражник вас разоблачает. Он выясняет, что с вами происходит. Часто то, о чем вы упомянули вскользь, стражник относит на ваш счет. Вы понимаете, что не можете скрыться. Вам это кажется таким странным. Разве не является признаком любви Отца то, что Он направляет стражников, чтобы обнаружить вас в полуночных скитаниях, когда вас никто не видит, кроме вашего Бога, и вы кажетесь себе неузнаваемыми? Да, но даже тогда, я надеюсь, вы знаете, как обойти стражника стороной. Она спросила: «Не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Почему они не ответили? Возможно, потому что они были слепы и не видели самих себя. Увы, так жаль, что некоторым стражникам на стенах нужно больше следить за своими душами, чем не за душами других.

Но даже самые лучшие стражники не смогли бы утешить ее улыбкой на лице Иисуса. Мы можем рассказать вам о том, что мы прочувствовали и узнали о Его любви. Иногда, если Господь нам поможет, мы можем рассказать вам о том, как Его люди радуются, когда Он улыбается, но сама Его улыбка — это то, что дает Он Сам, и никто, кроме Него, не может ею одарить. Он не может дать ее через вторые руки. Вы должны обратиться к Нему напрямую. И все же, обратите внимание, какую честь Бог оказывает Своим рабам, ведь она говорит, что едва отошла от них и тут же нашла жениха. Вам нужно совсем недалеко отойти от служителя. Господь помогает Своим рабам подвести вас вплотную к общению. Мы знаем, что все это благодаря Господу; Ему да будет слава. Итак, средства для достижения этого Он выбирает между искренним духовным применением внешних средств и применением внутренней духовной благодати. «Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя».

Итак, дорогие братья и сестры, вот к чему я вас подвел. Теперь хочу, чтобы вы прошли еще чуть дальше. За пределы этой церкви, прочь от этого хлеба и вина, которые приготовлены для нашей трапезы — прочь от всего этого. Они не удовлетворят ваше страстное желание. Пир с хлебом и вином никогда не утолит голод в вашем духе. Вы хотите Иисуса. Вам недостаточно служителя; вы желаете Иисуса. Вы уже дошли до такого желания. Вы хотите Христа, и ничего кроме Христа. Идите же, дорогой брат, и для достижения этой цели я не могу предложить ничего лучше простого метода, который только что уже предложил. Придите к Нему, как вы сделали вначале. Забудьте прошлое, помните лишь с чувством раскаяния свои грехи и ожидайте в будущем ту же благодать, которая приняла вас, когда вы были еще чужаком. Вам известно, какая у Него в сердце любовь и милость. Каким бы вы ни были недостойным, припадите к Его ногам, и к вам может вернуться любовь, которая была во время вашего бракосочетания. Вы можете снова пересечь Иордан сомнения и страха и войти в Ханаан своего благословенного наследия, наслаждаясь восхитительным и насыщенным общением с Ним.

Если вы Его встретите, обязательно ухватитесь за Него. Ему Самому нравится, когда Его обнимают. Пусть ваша любовь ухватится за Его любовь, ведь Его любовь ухватывается за вас. Держите Его крепко. Прогоните все неблагодарные мысли, иначе их столько наберется к вам в руки, что вы не сможете Его удержать. Сбросьте с себя на некоторое время все заботы и свободными руками ухватитесь за Его праведность и силу.

А когда получите желанное благословение, то, умоляю вас, расскажите братьям и сестрам. Приведите Его в дом своей матери. В доме вашей матери есть больные, которые страдают и томятся беспокойством и тоскливым опасением чего-то плохого. Расскажете ли вы им, что видели своего Возлюбленного? Это ободрит их дух. Сообщите им ту же новость, от которой глаза старика Иакова наполнились слезами. Скажите им, что Иисус все так же жив. Скажите им, что Иисус все так же восседает на престоле, что Он все так же полон любви к

Своим избранным. Думаю, что их поникшие души сразу же воспрянут, и они вместе с вами будут наслаждаться даром благодати и любовью, прошедшей смерть.

Что ж, дорогие друзья, больше я не буду занимать время разговорами с вами, потому что остаток нашего времени мы хотим провести у стола для причастия в спокойных размышлениях. Я провел вас так далеко, как смог. Конечно, нет необходимости призывать христиан делать то, что они любят. И все же умоляю вас, не позвольте мыслям о том, что вы недостойны, сдерживать вас, ведь недостойными вы были всегда. Именно такими Христос и полюбил вас вначале. И не позвольте сдерживать себя осознанию собственного отступничества. «Как жена вероломно изменяет мужу своему, так вы изменяете мне», — говорит Господь устами Своего раба. Однако Он говорит: «Возвратитесь, возвратитесь». Что за поразительный образ. В нем содержится такой горький упрек, и все же Бог просит возвратиться. Хоть вы и виновны в этом, и были неверны своему любящему Мужу, Он все же просит вас вернуться, уверяя в теплом приеме. Этот гимн подходит как отступникам, так и нераскаявшимся грешникам:

Пусть не сдерживает вас совесть,

И не думайте об уместности.

О, как грустно становится у меня на сердце, когда я думаю о тех из вас, для кого все это праздные басни. Некоторые из вас считают этот разговор полной чепухой. Мы, наверно, кажемся вам поразительно легковерными. Должно быть, наши взгляды кажутся вам совершенно иллюзорными. Однако есть страна, которую вы никогда не видели, жизнь, которую вы никогда не чувствовали, истина, которая никогда не приходила в ваш разум. Все это, настолько реальное для нас, вам еще чуждо. Для меня же еще более чуждо и грустно думать, что вы можете остаться без Бога, без Христа, без надежды в мире. Мы рады приветствовать вас в этой церкви, хотя можем себе представить, что для вас необычно то, что вы видите и слышите, как если бы вы побывали на другом берегу моря, которого раньше не видели. Может, вам хочется спросить: «Что это? Что это значит? Неужели есть какая-то лучшая жизнь? Неужели есть удовольствия приятнее тех, которые мы испытывали? Неужели эти христиане получают помощь, о которой я ничего не знаю? Неужели у них есть любовь, которой нет у меня? Я бы хотел того же самого!» Эх, беспечный, небрежный грешник! Будь вы грешником из высшего или низшего общества, знайте, что Иисус Христос, Сын Божий, пролил Свою кровь на кресте и умер за таких, как вы. Всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Верьте в Него, и спасетесь. Именно эта любовь покорила наше сердце. Пусть же она покорит и ваше! Все то, о чем мы здесь говорили, основывается на простом факте, что Он возлюбил нас и отдал Себя за нас. Мы узнали тайну Его любви таким же образом, каким можете и вы. Это произошло так. Мы стали уповать на Него; мы знали, что недостойны Его, но все же доверились Ему. По Его благодати, без предварительных условий и подготовки, мы приблизились к Нему и отдали себя на Его милость. Прошу, сделайте то же самое. Не откладывайте это ни на час, ибо дни летят, и годы проходят. Ваша могила очень близко; через несколько дней вас могут в нее опустить. Летите же к Тому, Кто просит вас довериться Ему. Да поможет вам Бог в этом, во имя Иисуса Христа! Аминь.