Награда Руфи, или ободрение новообращенным

Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами! (Руфь 2,12)

Это слова знатного и уважаемого в Вифлееме человека по имени Вооз. Он обращается к чужеземке, которая, как он слышал, оставила родню и идолов своего народа, чтобы стать поклонницей живого и истинного Бога. Он поступил благородно, когда ободрил ее и призвал не падать духом, теперь, когда она разделила свой жребий с Ноеминью и избранным народом. Заметьте, он поприветствовал ее теплыми словами ободрения, и я хочу, чтобы те из вас, что уже давно христиане, поступали так же с людьми, у которых похожая с Руфью ситуация. Если вы уже давно верующий, если у вас богатый опыт, если вы знаете любовь и верность нашего Бога, с Которым у нас завет, и если вы сильны Господом и могуществом силы Его, я хочу, чтобы вы взяли за правило обращать внимание на новообращенных и говорить им добрые слова, которые могут их ободрить и укрепить.

В Библии есть одна очень короткая фраза, по которой я хотел бы почаще проповедовать о тех, кто недавно принял спасение, и я хочу предложить вам постоянно поступать в соответствии с ней. Это фраза «Укрепи его». На того, кто стремится к святости, будет обрушено столько потоков холодной воды со стороны других людей, что я призываю вас ободрять его от всего сердца. Если кто-то еще духовно слаб, к нему нужно относиться с особой заботой и любовью. У нас должно быть желание воодушевлять, а не порицать. Для того чтобы ягнята росли, их нужно пасти. Для того чтобы нежные младенцы в нашем доме стали сильными членами Божьей семьи, за ними нужно ухаживать и кормить. Для того чтобы Руфь была счастлива в земле израильской, ее должен найти какой-нибудь Вооз и стать ее настоящим другом. Пусть же ее ближайшие родственники поспешат исполнить этот долг.

Я не сомневаюсь, что можно было бы избежать многих бед, если бы почаще и к месту говорились слова ободрения, и поэтому умалчивать их — грех. Боюсь, многие несчастные души так и остались во тьме, закрывшись сами в себе, тогда как двух-трехминутный дружеский разговор открыл бы ставни, впустив дневной свет. У молодых верующих есть много неразрешимых вопросов, которые не являются неразрешимыми для тех из нас, кто прошел дальше по пути веры. Поговорив с ними десять минут, мы с вами могли бы развеять вопросы и сомнения, от которых месяцами мучаются наши необученные друзья. Почему же мы так неразговорчивы, тогда как одно слово могло бы доставить радость нашим немощным братьям? Поэтому я прошу всех тех из вас, кого Бог щедро благословил, заботиться о братьях, которые еще находятся на низком духовном уровне, и стараться ободрять их и поддерживать. Если вы будете так поступать, Бог благословит вас в ответ, но если вы будете пренебрегать этим долгом доброты, то, возможно, сами окажетесь в отчаянии и будете нуждаться в дружеской поддержке. Новообращенных необходимо ободрять. Нужно поддерживать каждую Руфь, когда она разделяет свой жребий с народом Божьим.

Думаю, могу сказать от имени каждого христианина, присутствующего здесь, что мы желаем всего наилучшего новообращенным, находящимся среди нас. Мы желаем им всяких благ и духовных даров. С нашей стороны будет мудро превратить наши добрые пожелания в молитвы. Пожелания не могут двигаться, а у молитвы есть ноги и крылья, на которых она бежит и даже летит к Богу. Пожелания — это корзины, но молитва наполняет их хлебом. Пожелания — это облака, а молитва — дождь. Обратите внимание, как Вооз, имея добрые пожелания для простой девушки-моавитянки, поговорил с ней, а затем поговорил с Богом в молитве о ней. Я воспринимаю этот отрывок не только как благословение, но и как молитву: «Да воздаст Иегова за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Иеговы Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!» Давайте молиться о колеблющихся и молодых так часто, как никогда раньше. Думайте о них всякий раз, когда Царь дает вам аудиенцию. Разыскивайте их с добротой и вниманием, как пастырь ищет своих ягнят, а затем, любовно прижимая их к груди, переносите через ухабистые места.

Вероятно, если бы наши новообращенные получали больше заботы и внимания, они бы гораздо быстрее возрастали в благодати. Некоторые из нас в дни нашей молодости были многим обязаны старшим, более опытным христианам. Я знаю это по себе. Я всегда буду хранить память об одной смиренной рабе из школы в Ньюмаркете, где я был учителем. Это была пожилая женщина, которая говорила со мной о Царстве Божьем и точнее объясняла мне путь Господень. Она знала учение о благодати лучше многих докторов богословия и держалась за него так крепко, как может лишь тот, кто обрел через него жизнь. Для меня была огромная честь помогать ей, когда она была в преклонном возрасте, и лишь недавно она ушла на небеса. От нее я узнал многое из того, о чем сейчас с радостью проповедую. Пусть и о нас, когда мы состаримся, будут говорить, что те, которые были детьми, когда мы были молодыми, с нашей помощью стали в зрелости приносить пользу людям. Они нас не забудут, если мы будем для них тем, чем Акила и Прискилла были для Аполлоса, или чем Анания был для Павла, а Павел — для Тимофея. Когда силы оставят нас и умножатся наши немощи, они будут за нас молиться, и Бог будет благословлять нас в ответ на их молитвы.

После такого введения давайте выделим в этом образцовом слове ободрения, что, во-первых, нам следует ободрять новообращенного за то, что он сделал. Во-вторых, ободрять в том, какую полную награду он получит. И, в-третьих, помня об историческом контексте этого отрывка, я хотел бы в завершение заметить то, какая Личность определяет эту полную награду — награду, которую мы хотим для каждой Руфи, оставившей жителей Моа-ва, не состоящих в завете с Богом, чтобы прийти и присоединиться к Израилю Божьему и Богу Израиля.

Что сделал новообращенный?

Многие новообращенные заслуживают ободрения, потому что оставили всех своих старых товарищей. Несомненно, у Руфи было много друзей в ее родной стране, но она отторглась от них, чтобы прилепиться к Ноемини и ее Богу. Возможно, она отделилась от отца с матерью. Если они тогда были еще живы, она, конечно же, оставила их, чтобы прийти в страну израильтян. Вероятно, она простилась со своими братьями и сестрами. Разумеется, она порвала со старыми друзьями и соседями, поскольку решила идти вместе с Ноеминью и разделить ее жребий. Она сказала: «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою».

Новообращенный является эмигрантом из мира, и ради Христа он стал чужеземцем. Возможно, у него было много друзей и товарищей, которые по-своему приносили ему радость, эти люди обладали изысканными манерами, они легко могли его развеселить, и вместе с ними незаметно летели часы. Но, не найдя в них стремления к Христу, он их оставил. И они тоже оставили его из-за Христа. Он стал «белой вороной» среди своих старых товарищей, и все они настроены против него. Может быть, вы видели канарейку, улетевшую из дома, в котором она была окружена любовью своей хозяйки, и теперь оказавшуюся среди воробьев. Они гоняются за ней, будто желая растерзать в клочья, и ни на минуту не оставляют в покое. Так же и новообращенный, отличаясь теперь от своих товарищей, является объектом их преследования. Он подвергается жестоким насмешкам, которые, как огонь, жгут ему душу. Для них он теперь лицемер и фанатик. Они придумывают ему прозвища, насмехаясь над ним. В душе они надели на него шутовской колпак и навесили ярлык глупца и плута. Ему придется годами показывать святую жизнь, и только тогда они будут вынуждены уважать его и его решение оставить их Моав, чтобы присоединиться к Израилю.

Почему он их оставляет? Он стал чем-то лучше них? Он хочет показаться святым? Он что, уже не может пить с ними, как раньше? Он представляет собой протест против их невоздержанности, а людям не нравятся такие протесты. Он что, не может петь пьяные песни, как они? Ну, конечно, он теперь стал святым, а разве «святой» не значит «лицемер»? Он теперь слишком разборчивый и «пуританский», и его не терпят в «свободном обществе». В жизни разных людей это противостояние принимает разные формы, но нигде не бывает так, чтобы Моав восхищался Руфью, оставившей своих идолов ради того, чтобы поклоняться Богу Израиля. Было бы неестественно, если бы князь тьмы хотел лишиться своих подданных, или если бы мирские люди любили тех, кто их стыдит.

Разве не является в высшей степени правильным, чтобы те из вас, кто уже давно христианин, кто уже давно отделен от мира и кого уже не задевают его насмешки, выступали в защиту новообращенных? Разве вы не должны сказать: «Идите с нами, вам будет хорошо. Мы станем для вас лучшими друзьями, чем те, кого вы оставили. Мы будем идти с вами по пути, который лучше того, с которого вы сошли, и приведем вас к радости, которая лучше той, что знакома людям в мире»? Когда наш великий Царь говорит: «Забудь народ твой и дом отца твоего», Он добавляет, «и возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой». Таким образом, Он дает ей новое общество, которое займет место того, которое она оставляет.

Давайте это поймем и станем друзьями тем, кого изгоняет мир. Возможно, в этот дом сейчас вошли мужчина или женщина, которые только что сбежали из города Гибель и так рады быть за его стенами. Эта бедная душа не знает, в какую сторону бежать, знает лишь, что должна убежать из своего старого греховного места, прослышав о том, что этот город будет разрушен. Братья, пока такие беженцы раздумывают, куда податься, а их грешные товарищи зовут их вернуться, придите и покажите им настоящее прибежище. Прибегите с ними к ущелью Скалы. Если они преткнутся, поднимите их. Если они собьются с пути, направьте их. Не подпускайте к ним их бывших искусителей, станьте им телохранителем. Сопровождайте их до тех пор, пока им не перестанет угрожать непосредственная опасность. Согрейте их добрым словом, пока они не забудут своих ложных друзей. Когда Руфь порвала свои прошлые связи, было так мудро и любезно со стороны Вооза обратиться к ней со словами утешения, которые я еще раз для вас процитирую: «Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!»

Далее, Руфь, оставив своих старых товарищей, пришла к чужакам. В земле израильской она еще не чувствовала себя, как дома, и называла себя «чужеземкой». Она знала Ноеминь, но больше не знала никого во всем городе Вифлееме. Когда она пришла на поле, там собирали колосья соседи, но они не были ее соседями. Они даже не удостоили ее сочувственного взгляда. Наверное, они смотрели на нее с холодным любопытством. Они, возможно, думали: «С какой стати эта моавитянка пришла сюда собирать колосья, которые принадлежат нищим Израиля?» Я знаю, что такие мысли возникают у сельских жителей, когда к ним в поле приходит собирать колосья человек из другой местности. Руфь была чужеземкой, и, естественно, они относились к ней как к незваной гостье. Она чувствовала себя одиноко, хотя и находилась под крыльями Бога Израилева. Вооз очень правильно почувствовал, что ей нужно показать, что в Израиле еще не перевелись вежливые и добрые люди, и он решил, несмотря на то, что занимал гораздо более высокое положение, чем она, подойти к ней и сказать ей слова ободрения. Почему бы некоторым из вас не сделать то же самое? Позвольте призвать вас к этому прямо сейчас.

В наши собрания придут те, которые только что осознали, что они виновны в грехах, или которые недавно искали и нашли Спасителя. Неужели им еще долго придется страдать, оттого что они будут чувствовать себя среди нас чужаками? Почему бы нам не понять их, не подружиться с ними и не проявить к ним радушие, чтобы они почувствовали себя у нас, как дома? Я хочу искренне заверить тех, кто уже некоторое время ходит в Табернакл, но до сих пор чувствует себя незамеченным, что такое случается крайне редко, ведь, как правило, у нас заботятся о вновь прибывших, и им всегда рады. Если вас не заметили, вы, наверное, сидите в каком-то дальнем углу здания, потому что некоторые наши друзья специально занимаются тем, что выискивают новичков и заводят с ними разговор. Дошло до того, что иногда я получаю жалобы на их якобы навязчивое поведение, и эти жалобы меня очень радуют, ведь они говорят о том, что среди нас все еще жива искренность. Конечно, будьте благоразумны, добры и любезны, но так же выискивайте тех, кто ищет Господа и желает присоединиться к Его людям.

Иногда мне кто-то говорит: «Сэр, я посещал ваши служения много месяцев, но сидящие со мной в одном ряду не обращали на меня ни малейшего внимания. Мне так хотелось, чтобы они меня заметили, ведь я так желал, чтобы меня взяли за руку и привели к Спасителю». Мне очень не нравится слышать такие упреки. Лучше бы люди жаловались на то, что вы слишком много говорите с ними о религии, чем на то, что вы не говорите ни слова. То, что кому-то кажется навязчивым поведением, может вызвать к вам уважение, но ваше равнодушное молчание не делает вам чести. Давайте же всем сердцем стремиться к тому, чтобы обратить внимание каждого человека на других, так чтобы ни одна ищущая душа не почувствовала себя покинутой. Ищущие не должны страдать, взывая: «Никому нет дела до моей души». Вы верующий? Тогда вы мой брат. Мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Мы полностью отдадим себя тому, чтобы приводить своих товарищей к Иисусу и помогать новообращенным находить совершенный мир у Его ног. Давайте овладеем искусством близкого общения. Давайте не будем такими робкими и застенчивыми, ведь другие люди печалятся из-за того, что мы не можем набраться храбрости и сказать доброе слово во имя Господа Иисуса. Давайте же соберемся с мужеством и будем ободрять каждую Руфь, когда она стесняется среди чужих. Давайте поможем ей почувствовать себя как дома в земле Еммануила.

Новообращенный похож на Руфь еще в одном: он кажется себе незначительным. Руфь сказала Воозу: «Чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я чужеземка?» Далее она сказала: «Да буду я в милости пред очами твоими, господин мой! Ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей, между тем как я не стою ни одной из рабынь твоих». У нее была низкая самооценка, и тем самым она завоевала высокую оценку других. Она считала себя очень малозначительным человеком, и воспринимала любое проявление доброты к себе как огромную честь. То же самое чувствуют и новообращенные, если они на самом деле таковыми являются. Мы встречаем среди них и таких, которые, как это принято теперь в некоторых кругах, ведут себя довольно резко и развязно, при этом мы считаем их такими в меньшей степени, чем они — себя. Но истинно уверовавшие и обновленные, которые по-настоящему держатся за веру и останутся верными ей до конца, всегда ведут себя скромно и часто робкие, застенчивые и неуверенные в себе. Им кажется, они недостойны находиться среди детей Божьих, и они подходят к столу Господнему со священным изумлением. Помню, как я впервые пришел в дом Божий, будучи юным христианином, только недавно познавшим Господа. Я с благоговением смотрел на каждого служителя и члена церкви. Все они казались мне если не ангелами, то чем-то очень близким к этому. В любом случае у меня не было ни малейшего желания их критиковать, потому что я казался себе таким недостойным. Не думаю, что сейчас я придерживаюсь такого же высокого мнения обо всех, кто называет себя христианами, как тогда, поскольку боюсь, тогда я неправильно понимал, что это значит. Но вместе с тем я думаю о них гораздо лучше, чем многие другие.

Я думаю, что когда молодые люди только приходят к Христу, у них настолько обострено чувство собственного несовершенства, и они так мало знают о слабостях других людей, что смотрят на членов церкви с высочайшим уважением, и это накладывает на таких членов, служителей и пасторов огромную ответственность. Поскольку эти новообращенные очень невысокого мнения о себе, будет полезно и правильно их ободрить. Более того, сделать это — необходимо и справедливо. Никогда не относитесь к ним придирчиво и строго, но обращайтесь нежно с их зарождающейся верой. Они могут съежиться от холодного слова. А добрые слова будут их назидать. Наш Господь говорит вам пасти агнцев. Будьте пастырем по отношению к ним и никогда их не изнуряйте, чтобы они не упали в пути обессиленными. Так приятно смотреть, как взрослая женщина-христианка ободряет своих маленьких учениц, терпит их капризы и глупые выходки и развивает в них все таланты. Таких матерей в Израиле нужно почитать. Мне так нравится смотреть, как пожилой муж Божий дружески обнимает юношу, выражая к нему свою любовь и давая советы, да и высказывая похвалу, когда она уместна. Делая неуверенные шаги, новобранцы пытаются поспеть за хорошо обученными солдатами. Пусть их товарищи улыбаются, глядя на них, и видят в них воинов будущего, которые соберутся у знамени, когда наша война будет окончена.

Опять-таки, новообращенный похож на Руфь, поскольку он пришел, чтобы успокоиться под крыльями Иеговы, Бога Израиля. В этом есть прекрасная метафора. Вы знаете, что у любой, а особенно у сильной птицы, сильное крыло. Оно похоже на арку, и с внешней стороны своим строением производит впечатление силы. Судя по тому, что видно извне, под крыльями даже такого хрупкого создания, как курица, ее цыплята находятся в полной безопасности. Однако внутренняя сторона крыла выложена мягкими перышками, чтобы птенцам было удобно. Изнутри крыло устроено таким образом, чтобы не допустить трения крыла о слабого птенца. Я не знаю более уютного места, чем под крыльями курицы. Вы никогда не думали об этом? Разве Господь не хочет, чтобы во время бед мы пришли и свернулись калачиком под огромным крылом Его всемогущей любви, так же как цыплята под крылом своей мамы? Об этом сказано в Писании: «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его». Какое теплое укрытие! Когда я смотрел, как птенчики высовывают головки из-под перьев своей матери, это казалось воплощением счастья, а когда они чирикали тонкими голосочками, можно было подумать, что они говорят, как там тепло и безопасно, хотя вокруг курицы дул сильный ветер. Они были абсолютно счастливы. Отбежав на некоторое расстояние, они вскоре вновь возвращаются к крылу, ведь для них оно дом. Для них оно щит и помощь, защита и радость.

Именно это сделали новообращенные. Они успокоились не в себе, а в Иисусе. Они нашли праведность во Христе, да и нашли в Нем все остальное, и теперь они спокойны, потому что успокоились под крыльями Божьими. Разве вы не так делаете? Святые, достигшие полного возраста, разве вы не в таком положении? Я знаю, что да. Что ж, прекрасно; тогда ободряйте молодых делать то, что доставляет удовольствие вам. Говорите им: «Больше нигде нет такого места. Давайте жить и радоваться вместе под крылом Божьим». Нет такого покоя, мира и совершенного спокойствия, как тогда, когда вы все свои заботы возлагаете на Бога, отказываясь от всякого страха, ведь единственное, чего вы боитесь, это оскорбить Бога. О, какое блаженство осознавать, что скорее исчезнет вселенная, чем в том огромном сердце, что стучит над вами, истощится нежность и любовь ко всем, кто нашел себе под ним убежище. Вера, какой бы она ни была маленькой, является драгоценным растением, посаженным десницей Господа; не наступайте на него, но обращайтесь с ним заботливо и поливайте с любовью.

Какова полная награда тех, кто

успокаивается под крылом Божьим?

Я бы сказал, что полная награда придет к нам в тот день, когда мы отложим свои тела из плоти и крови, чтобы они почили в Иисусе, и наш освобожденный дух, выйдя из тела, водворится у Господа. В бестелесном состоянии мы испытаем совершенное духовное счастье. Но мы получим еще более полную награду, когда Господь придет во второй раз, и наши тела восстанут из могил, чтобы принять участие в славном правлении воскресшего Царя. Тогда, находясь в своих совершенных телах, мы увидим лицо Того, Кого любим, и будем, как Он. Затем наступит усыновление, то есть искупление нашего тела, и мы — тело, душа и дух, единство трех составляющих — навечно будем с Отцом, Сыном и Духом Святым, нашим триединым Богом. Это несказанное блаженство и является полной наградой за то, что мы успокоились под крыльями Иеговы.

Но есть награда и в настоящем времени, о которой говорил Вооз. В этом мире существует вознаграждение благочестивым, несмотря на то, что много скорбей у праведного. Несколько лет назад один брат-служитель выпустил книгу «Как получить самое лучшее от двух миров», в которой содержится немало мудрости, но в то же самое время многие из нас возражали против этого названия, считая, что оно разделяет надвое стремления верующего и помещает оба мира почти на одинаковый уровень. Разумеется, было бы неправильно со стороны любого благочестивого человека поставить перед собой цель получать самое лучшее от обоих миров в том смысле, как это подразумевается в данном заголовке. Этот настоящий мир должен подчиняться миру грядущему и, если нужно, должен быть с радостью принесен в жертву ради него. Однако нельзя забывать, что если кто-то будет жить для Бога, он получит самое лучшее от двух миров, ведь за благочестие обещана жизнь сейчас так же, как и жизнь в будущем. Даже теряя нынешнюю жизнь ради Христа, мы ее сохраняем, а самоотвержение и взятие креста — это не что иное, как виды благословений. Если мы будем прежде искать Царства Божьего и Его праведности, все остальное приложится нам.

Вы меня спрашиваете: «Какая нам будет награда за то, что мы успокоимся в Господе?» Мой ответ, во-первых, это огромный душевный покой, который Он вам даст. Какая награда может быть лучше? Когда человек может сказать: «Я согрешил, но я прощен», не является ли такое прощение несказанным благом? Мои грехи возложены на Иисуса, и Он их забрал, как мой козел для отпущения, так что теперь они исчезли навсегда, и я уверен в своем прощении. Разве это не славная уверенность? Разве это не стоит мира сего? Покой сходит на сердце, пребывающее под силой крови кропления. Внутренний голос провозглашает мир Божий, а Дух Святой запечатлевает этот мир Своим свидетельством. Таким образом, царит полный покой. Если бы вы предложили все, что у вас есть, то все равно не смогли бы его купить. Но если бы его можно было приобрести, стоило бы отдать за него цену мириадов миров. Будь у вас все богатства, сила и власть, вы бы не смогли собрать стоимость жемчужины мира и покоя. Доходов целых королевств будет мало, чтобы приобрести право взглянуть на эту драгоценность. Нечистая совесть — это адский червь, который не умирает. Муки сожаления — это неугасимый огонь. Тот, чье сердце гложет этот червь и в чей груди горит этот огонь, уже погиб. С другой стороны, тот, кто успокоился в Боге через Иисуса Христа, уже избавлен от внутренних мук ада. Лихорадку беспокойства можно вылечить. Такой человек может петь от радости душевной, потому что небеса родились внутри него и лежат в его сердце, как Христос — в яслях. О арфы славы, играйте прекрасную песнь о том, как жертва искупления убрала все беззакония!

Однако это лишь начало награды верующего. Тот, кто успокоился в Боге, будет «спокоен, не страшась зла».

Какое это, должно быть, благословение! «Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа». Испытывая наивысшую радость, которая может быть в мире сем, человек слышит шепот духа тьмы, который говорит: «Надолго ли это?» Он с опасением всматривается в завтрашний день, поскольку не знает, что подстерегает его на пути. Но когда человек уже не боится, а готов принять все, что произойдет, понимая, что это предназначено его любящим Отцом, тогда он действительно счастлив. Представьте себе, кто-то возвращается сегодня домой и, как Иов, обнаруживает, что все его имущество сгорело или похищено, а все члены его семьи внезапно умерли. В каком великолепном душевном состоянии он должен быть, чтобы сказать посреди своей личной трагедии: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» Такое душевное самообладание и терпение является одной из полных наград веры. Грудь его обладателя украшена еще более высоким знаком отличия, чем все звезды, которыми могут наградить короли. Избавление от мук совести и свобода от горестей страха — это высочайшая милость, которую может оказать только Бог.

Более того, человек, успокаивающийся в Боге, покоится в Нем относительно всего, в чем он сейчас нуждается или будет когда-либо нуждаться. Какая радостная музыка звенит на зеленых пажитях двадцать второго псалма! Я даже думаю предложить вам встать и спеть его, ведь мое сердце бьется от радости, как только я вспоминаю первый куплет:

Господь есть Пастырь мой,

Нужды не буду знать.

Я лишь Его, а Он лишь мой,

Чего ж еще желать?

Обычно человек состоит из желаний, и только тот человек уже вошел в землю изобилия и богатства, который может смело сказать: «Чего мне еще желать?» Мы никогда не бываем полностью удовлетворены. Всегда нужно больше, чтобы наполнить чашу до краев, и мы только в мыслях поем: «Чего ж еще желать?» Разве такое довольство не является полной наградой от Господа, в Котором мы успокаиваемся? Человеческая природа проглотила конскую пиявку, и поэтому день и ночь кричит: «Дай, дай, дай». Кто, кроме Господа, может утолить этот голод? Водоворот неудовлетворенности угрожает засосать целый океан и все равно остаться пустым. Но Господь вознаграждает веру, наполняя ее уста добром и побуждая петь:

Какую нужду наш Бог не восполнит

Из обильных запасов Своих?

Какие потоки небесных благ

Изливает Он сильной рукой!

Я не могу себе представить более полную награду для настоящего времени, чем совершенный покой от всякого беспокойства и невозмутимая уверенность в провидении, которое никогда не подведет.

Еще одна часть великого приобретения верующего заключается в осознании того, что ему все содействует ко благу. В конце концов, нам ничто не может навредить. Ни физические боли, ни душевные страдания, ни потери в бизнесе, ни жестокие удары, наносимые смертью, не в состоянии сделать нам по-настоящему плохо. Кражи грабителей, наговоры клеветников, перемены на работе, стихийные бедствия — все это приведет к добру. Все эти многочисленные яды, смешанные в ступе искусного Аптекаря, превратятся в целебное снадобье для наших душ. «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Огромная радость знать это как несомненный факт и ожидать, когда это произойдет лично с нами. Это сразу же вырывает жало у всех ос, которые иначе нас бы донимали, и превращает их в пчел, каждая из которых носит нам мед. Разве ради такой награды человек не может отказаться от обольщения греха? О вера, ты обогащаешь и облагораживаешь всех, кто тебя принимает.

Далее позвольте вам сказать, что у тех, кто успокаивается в Боге и следует за Ним, есть еще одна награда, и это блаженство от благих дел. Может ли что-нибудь превзойти это счастье? Эта радость — бриллиант чистой воды. Если можете, найдите мне, что сравнится с радостью от того, что вы помогаете вдове и сироте! Найдите мне эквивалент восторга, испытываемого от спасения души от смерти и покрытия множества грехов. Стоило бы отказаться от всего на свете ради веры в Бога, даже если бы мы жили здесь вечно, но при условии, что наше пребывание будет исполнено благих дел для нищих и нуждающихся, спасением заблудших и падших. Если вы желаете вкусить чистейшей радости, текущей из райского источника, пейте от бескорыстного блаженства спасения заблудшей души. Когда вера в Бога учит вас отказываться от собственного «я» и полностью жить для того, чтобы прославлять Бога и помогать своим товарищам, это помещает вас на путь Господа ангелов, и, следуя по нему, вы придете к царствованию с Ним.

Недавно от нас ушел на другую сторону реки один человек, который в молодости был подвержен пьянству, но, услышав Евангелие на улице, почувствовал желание искать и найти Спасителя и таким образом порвать с этой пагубной привычкой. Он стал христианином, и начал рассказывать людям о вреде пьянства, посвящая, как мне кажется, этому занятию каждый день. Он уделял этому святому делу все свое свободное время. Недавно он скончался, но его не обошла награда от Бога. Глядя в лицо нашего друга мистера Торнилоу, я чувствовал, что он получил полное воздаяние за то, что отдал себя целиком Господу, ведь у него на лице светилась радость его сердца, а восторг, который он испытывал от своей работы, превращал ее для него в отдых. О пьяница, если бы вы стали таким, как он, то полный отказ от употребления алкоголя был бы для вас не мучением, а удовольствием! О праздный верующий, если бы вы служили Господу с таким же усердием, как он, жизнь для вас была бы песней. Тот, кто сам впадал в грех, должен найти для себя главную радость в стремлении освободить других от подобного осуждения, и, делая это, он будет нежиться в облаках блаженства и радости. Подобно тому как сильно радуется пастух, найдя свою заблудшую овцу, будете радоваться и вы, успокаивающиеся в Господе, если в будущем посвятите себя спасению людей от вечной гибели.

Братья и сестры, остается еще необычайная и благородная радость, приходящая от смиренного осознания личного роста. Дети радуются, узнавая о том, что они растут, становясь больше похожими на своих родителей, и надеются, что скоро станут сильными и большими. Многие из нас помнят нашу детскую радость, когда мы начали носить одежду, которая, как нам казалось, делает нас похожими на взрослых. Когда я впервые надел сапоги и прошел по жнивью вместе со своим большим дядей, то почувствовал себя важной персоной. Конечно, это была детская гордость, но у нее есть положительная аналогия с удовольствием, которое приходит, когда вы накапливаете духовную силу и выходите на уровень сложных заданий и глубоких переживаний. Когда вы замечаете, что уже не выходите из себя, поддаваясь раздражению, как это было год назад, то испытываете смиренную благодарность. Когда греховная похоть прогнана прочь и больше вас не преследует, вы испытываете тихую радость, приводящую вас в восторженный трепет. Если вы выдержали испытание, перед которым раньше спасовали бы, то испытываете сладчайшее чувство победы. Всякое достижение в святости является достижением в скрытой радости. Для того чтобы хоть немного больше приблизиться к небесам, нужно иметь немного больше небес в сердце. По мере того как мы созреваем для небесной житницы, мы чувствуем, как нас все больше переполняют приятные чувства, что само по себе немалая награда.

Позвольте рассказать об еще одной замечательной части этой полной награды. Это огромная ценность наших молитв для Бога. Однажды меня в прессе назвали лицемером за то, что я сказал, что Бог услышал мои молитвы. Очевидно, в этом был злой умысел, ведь человека, который говорит о себе так, можно посчитать фанатиком. Однако я не понимаю, как за такое можно обвинять в лицемерии. Если под лицемерием понимают искреннюю убежденность в том, что Бог отвечает на молитвы, то я буду становиться еще большим лицемером, чем больше буду жить. Я буду хвалиться именем Бога; Бога, Который отвечает на мои молитвы. Если бы тот автор заявил, что он молился и был услышан, то, пожалуй, его бы самого стоило обвинить в лицемерии, но здесь он преуспел больше меня, и я оставляю это на его суд. Однако у него нет права мерить меня на свой аршин. Конечно, и я не стану мерить его на свой аршин, но буду говорить о том, что знаю и в чем уверен. Со всей искренностью могу засвидетельствовать, что Бог слышит молитвы, и для Него это обычное дело. Многим святым Божьим нужно лишь попросить, и они получат. Когда такие люди борются с Богом в молитве, они всегда одерживают верх, подобно Иакову у Иаво-ка, когда он схватил ангела и не соглашался его отпустить без благословения. Если вы в полной мере получите эту силу, то часто будете говорить себе: «Если бы у меня ничего не было, кроме силы у престола благодати, этого было бы более чем достаточно, чтобы компенсировать все случаи самоотречения». Что значат насмешки и издевки грешного и невежественного мира в сравнении с честью быть благословленным Господом тем, что мы просим, чего ни пожелаем, и получаем в полном соответствии с нашими желаниями?

Полноту этой награды составляют много других компонентов, но, наверное, самое главное — это общение с Богом. Это значит получить разрешение говорить с Ним, как человек говорит со своим другом. Это значит, что Божественный Жених провожает вас в дом пира, а над нами Его знамя — любовь. Живущие за пределами дворца любви ничего не знают о наших тайных наслаждениях и восторгах. Мы не можем им многого рассказать о наших духовных удовольствиях, потому что они обратятся и растерзают нас. Удовольствия духовного общения так святы, что их нельзя выставлять напоказ. Есть такая радость, такое предвкушение небес, когда, получив энергию Духа Святого, душа становится похожа на колесницу. Я верю, братья, что наш удел, даже когда мы бедны, печальны и повергнуты в уныние, — быть бесконечно счастливее самого величественного императора, который не знает Спасителя. О бедные короли, бедные принцы, бедные пэры, бедные дворяне, не знающие Христа! Но как счастливы нищие, которые Его знают! Как счастливы рабы, которые Его любят! Как счастливы умирающие мужчины и женщины, которые радуются в Нем! Полную радость и непреходящее удовольствие испытывают те, для кого Бог — это все. Придите же и успокойтесь под крыльями Божьими, и будете благословлены как в теле, так и в душе, благословлены как в своем доме, так и в своей семье, благословлены как в своей корзине, так и в своем хранилище, благословлены как в болезни, так и в здоровье, благословлены как во времени, так и в вечности; ибо Господь благословляет праведника и его потомков с ним. Я молюсь за каждого новообращенного благословением Вооза: «Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!» Пусть это благословение вечно будет на каждом из вас.

Кто определяет эту полную награду?

Какую же «полную награду» получила Руфь? Не думаю, что Вооз осознавал все значение того, что он говорил. Он не мог предвидеть все назначенное Господом. В истории с Руфью мы видим пример благословения доброго человека. Возлагая свое упование на Бога Израилева, Руфь отказывалась от всего. Но при этом она и приобретала все. Если бы она могла заглянуть за завесу, скрывавшую будущее, то поняла бы, что, сама того не подозревая, все делает себе на пользу. Она не рассчитывала получить выгоду. Она пошла за Ноеминью, ожидая нищету и неизвестность, но, делая то, что правильно, нашла благословение, дающее богатство. Она лишилась своей родни в Моаве, но нашла благородного родственника в Израиле. Она оставила отчий дом в другой земле, чтобы найти наследие среди избранных колен, наследие, выкупленное тем, кто ее любит, Когда вы успокаиваетесь во Христе, то в Господе Иисусе Христе находите своего близкого родственника, который искупает ваше наследие и принимает вас к Себе. Вы думали, что Он чужеземец. Вы боялись к Нему подойти. Но Он приближается к вам, и вы замечаете, что находитесь у Его сердца и объединяетесь с Ним навеки.

Да, это истинная картина награды каждого новообращенного. Руфь нашла то, чего не искала, — она нашла мужа. Именно это и было нужно для ее утешения и радости, потому что она утешилась в доме своего мужа и, заключив с ним брак, стала владеть его огромным имением. Когда бедный грешник успокаивается в Боге, он не ожидает от этого больших даров, но, к своему удивлению, его сердце находит супруга, дом и наследство, которое просто бесценно. И все это находится во Христе Иисусе, Господе нашем. Тогда эта душа вступает в любвеобильный, живой, долговечный, нерасторжимый союз с Возлюбленным, несравненным Господом Любви. Мы одно с Иисусом. Какая удивительная тайна!

Руфь получила наследство среди избранного народа Иеговы. Она бы не смогла получить его без Вооза, который выкупил его для нее, но таким образом она вступила в неоспоримое право владения им. Когда бедная душа приходит к Богу, то думает, что стремится к Нему, только чтобы найти убежище, на самом же деле она приходит к Нему, чтобы получить гораздо больше. Она приходит за наследством чистым и неувядаемым. Она становится наследником Божьим, сонаследником Иисусу Христу.

В завершение хочу поделиться своим личным свидетельством в поддержку благочестия в настоящей жизни. Я даже не говорю сейчас о славе небес. Я хотел бы жить, доверяя моему Богу и успокаиваясь в Нем в этой жизни, поскольку каждый день нуждаюсь в Его благовременной помощи так же, как буду нуждаться в ней в последний день. Люди говорят о секуляризме, выступая в поддержку всего того, что относится к нашей нынешней жизни, но я могу смело заявить, что самый правильный и лучший секуляризм — это когда мы доверяем Богу во всем, что нас окружает. Мы поступим мудро, когда освятим все мирское и физическое, доверив это Богу. Вера касается не только вечности, но и нынешнего скоротечного времени. Она подходит для магазина и рынка, для поля и домашнего очага. От забот сегодняшнего дня и от всего прочего мы находим убежище под крыльями Божьими. Здесь мы будем благословлены во имя Христа. Аминь.