Обед на поле

И сказал ей Вооз: время обеда; приди сюда и ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус. И села она возле жнецов. Он подал ей хлеба; она ела, наелась, и еще осталось (Руфь 2,14).

Живи мы в деревне, мне бы не пришлось напоминать вам о том, что, к счастью, вновь пришло время жатвы. На прошлой неделе я видел всего лишь часть того огромного количества пшеницы, которое уже продано. Мне довелось наблюдать, как поля покорно отдают свои снопы серпам жнецов. Давайте громко прославим Бога за то изобилие, которое наполняет землю. Во многих местах собирают как никогда богатый урожай, и почти везде всего хватает. Хотя за границей царит нищета, и в нашей стране идет спад производства, мы должны быть благодарны за то, что Богу угодно облегчить страдания бедных людей необычно богатым урожаем. Но на протяжении следующих нескольких недель мы должны не забывать молиться о том, чтобы Господь послал нам хорошую погоду, чтобы пшеницу благополучно собрали в закрома, и чтобы у нас было изобилие хлеба, и никто не жаловался. Я считаю необходимым напоминать об этом каждый год в эту пору, ведь то, что Бог напоминает нам через естественные вещи, до нас не доходит. Мы не слышим, чтобы жаворонки учили нас прославлять, или чтобы зеленые травяные поля и желтые колосья пшеницы проповедовали о Господней щедрости. Еще меньше можно узнать от длинных коридоров и унылых строений, которые мы называем улицами и домами. Повсюду видны грязно-коричневые или серые кирпичи, и от одного этого можно начать думать о земном, как бы мы ни стремились к небесному. Мы не видим ни зелени, ни полного зерна в колосе, и мы так склонны забывать, что зависим от того, что родит земля. Давайте же вместе с крестьянином и его господином благословим и прославим Бога Провидения, Который вначале покрыл поля зеленью для скота, а теперь — травой в пищу человеку.

Сегодня утром мы идем на поле, как и в прошлом году, но уже не для того, чтобы собирать колосья, а чтобы отдохнуть со жнецами и сборщиками колосьев, когда они усаживаются под каким-нибудь раскидистым дубом, чтобы восстановить силы. Надеемся, здесь найдется какая-нибудь робкая сборщица колосьев, которая примет наше приглашение прийти и есть с нами, и у которой хватит смелости обмакнуть свой кусок в уксус. Пусть ей хватит мужества по-настоящему здесь пировать, а затем то, что останется, отнести домой своим нуждающимся друзьям.

У Божьих жнецов бывает время обеда

Работающие на Бога под твердят, что Он добрый хозяин. Он заботится о скоте и повелел Израилю: «Не заграждай рта волу, когда он молотит». Гораздо больше Он заботится о Своих рабах, которые Ему служат. «Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой». Жнецы на полях Иисуса не только получат благословенную награду в конце, но все время будут иметь щедрую поддержку. Ему приятно платить Своим рабам дважды: первый раз во время самой работы, а второй — когда Он будет принимать великолепные результаты этой работы. От служения своему Учителю они получают такую радость и утешение, что им приятна эта работа, и они взывают: «Мы желаем исполнить волю Твою, Господи». Поскольку на небесах служение Богу проходит день и ночь, то когда истинные делатели постоянно служат Богу на земле, они могут заранее представить себе, что будет на небесах.

Бог установил для Своих жнецов определенные времена приема пищи и назначил, чтобы одно из них было тогда, когда они собираются вместе послушать проповедь Слова. С Божьей помощью наши служители действуют, как двенадцать учеников. Они получили ячменные хлебы и рыбы от Христа, когда Он их умножил и передал народу. Сами по себе мы не можем накормить ни одну душу, тем более тысячи. Но когда с нами Господь, мы можем накрыть такой стол, какой был у самого Соломона, со всей его лучшей мукой, откормленными быками, сернами и сайгаками. Когда Господь благословляет Свой дом продовольствием, то сколько бы там ни было тысяч Его нищих, все они наедятся хлебом. Надеюсь, возлюбленные, вы знаете, каково сидеть в тени Слова, радуясь и наслаждаясь его сладкими плодами. Там, где вам открыто и доступно раскрывают доктрины благодати наряду с другими открывшимися истинами, там, где Иисус Христос всегда вознесен на кресте, там, где не забывают работу Духа Святого, там, где никогда не презирают славную цель Отца, там обязательно будет пища для детей Божьих. Мы поняли, что не нужно питаться ораторскими изысками или философскими тонкостями. Мы отказываемся от этих изяществ, от этих украшений на тортах, оставляя их маленьким детям, которые могут с удовольствием есть такие вредные лакомства. Мы предпочитаем слышать истину, даже когда ее говорят жестко, а не красивые фразы, в которых нет истины. Нас мало беспокоит то, как накрыт стол, или из какого материала сделаны тарелки, лишь бы нам давали хлеб и воду завета, а также обещанные елей и вино.

Некоторые жнецы Господа, которые любят роптать, не питаются проповедованным Словом, потому что не хотят. Они приходят в Дом Хлеба с целью покритиковать и поэтому уходят из него пустыми. Мое мнение такое: «Так им и надо». Я и не думаю угождать таким слушателям. Я бы скорее кормил медведей и шакалов, чем пытался удовлетворить желания ворчунов, считающих себя верующими. Сколько вреда приносят замечания, высказываемые проповедникам! Как часто мы осуждаем то, что одобряет наш Бог. Мы слышали об одном очень ученом дьяконе, который сказал молодому служителю-стажеру: «Мне бы очень понравилась ваша проповедь, сэр, если бы не этот призыв к грешникам, который был в конце. Я не думаю, что мертвых грешников нужно уговаривать уверовать в Иисуса». Придя домой, этот дьякон застал свою дочь в слезах. Она обратилась к Богу и присоединилась к этой церкви, где в последствии стал служить этот молодой человек. Как же, вы думаете, она обратилась? Ответив на тот призыв в конце проповеди, который так не понравился ее отцу. Будьте внимательны к способам, которыми Дух Святой спасает души. Многое в проповеди может прийтись нам не по душе, но мы не единственные, кого следует брать во внимание. Есть много разных людей, и все наши слушатели должны получать «в свое время меру хлеба». Разве не эгоизм, настолько противный духу христианина, заставляет меня критиковать еду из-за того, что я не могу ее всю съесть? Для младенца в благодати должно быть чистейшее молоко, а для взрослого верующего — твердая сытная пища. Возлюбленные, я знаю, что сколько бы недовольные ни называли нашу манну «негодной пищей», все же наш милостивый Бог устраивает «на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин».

Еще наш милостивый Господь устраивает нам обед во время наших личных чтений и размышлений. Именно тогда Его «стези источают тук». Нет ничего более питательного для души верующего, чем вкушать Слово и переваривать его частыми размышлениями. Неудивительно, что некоторые так мало растут, поскольку так мало размышляют. Скот должен жевать жвачку; их питает не то, что они щипают зубами, а то, что пережевывается, а затем переваривается. Мы должны проглотить истину, а затем прокручивать ее вновь и вновь внутри нашего духа, таким образом получая божественное питание. Братья, разве не бывало часто так, что вы обнаруживали долю Вениамина, приготовленную для вас в замечательном обетовании вашего Бога? Разве размышление для вас не земля Гесен? Если однажды люди сказали: «Есть хлеб в Египте», разве не могут они всегда говорить, что в тайной молитве можно найти отборную пшеницу? Время, проводимое лично с Богом — это земля, где течет молоко и мед, рай, в котором растут всевозможные плоды, дом пира с изысканными винами. Артаксеркс может устроить огромный пир, но все его сто двадцать областей не смогут дать такие деликатесы, какие духовному разуму предлагает комната для молитвы.

Где еще мы можем так приятно проводить время, питаясь и возлежа на зеленых пажитях, как во время размышлений о Слове? Размышление извлекает все наиболее существенное из Писаний и радует наши уста сладостью, превосходящей чистейший мед, капающий из сот. Вам следует относиться к минутам, которые вы проводите в молитве в уединенном месте, как к царскому угощению, или, по крайней мере, как к периоду восстановления сил, во время которого вы, подобно жнецам в полдень, сидите с Воозом и едите пищу, щедро предоставленную Господином. Те из вас, кто читал прекрасную книгу «Пастух с равнины Солсбери», наверное, помнят, как в ней говорилось: «Когда он был одинок и когда было пусто в его кошельке, его Библия была для него пищей, питьем и товарищем».

Это не единственный человек, нашедший полноту в Слове, тогда как извне — пустота. Во время битвы при Ватерлоо был смертельно ранен один верующий солдат. Товарищ отнес его в тыл, и когда он прислонил его к дереву, раненый попросил своего друга открыть его ранец и достать оттуда Библию, которую он всегда носил с собой. «Почитай мне, — попросил он, — один стих, пока я не закрою глаза и не умру». Его товарищ прочел ему следующий стих: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам». И вот, забыв о свисте пуль, барабанной дроби и бушующей человеческой ярости, этот верующий испытал такое святое спокойствие, что прежде чем заснуть в объятиях Иисуса, он сказал: «Да, у меня мир Божий, который превыше всякого ума, который соблюдает мое сердце и мои помышления во Христе Иисусе». Несомненно, святые принимают пищу во время размышлений в одиночестве.

Давайте не забывать, что есть одно специально назначенное время приема пищи, которое должно происходить почаще, но даже если оно случается раз в месяц, это очень нас подкрепляет. Я имею в виду причастие. Здесь у вас пища как в буквальном, так и в духовном смысле. Накрыт богатый стол; на нем есть и пища, и питье. Здесь хлеб и вино, и, учитывая то, что они символизируют, перед нами находится стол, богаче которого не могут накрыть и короли. Здесь у нас кровь и плоть нашего Господа Иисуса Христа, и если человек их будет есть, он уже никогда не будет испытывать голод и жажду, потому что этот хлеб будет для него жизнью вечной. О, сколько прекрасных минут мы переживаем во время причастия. Если бы некоторые из вас на самом деле понимали то, насколько приятно вкушать Христа во время этого таинства, вы бы упрекнули себя за то, что не вступили в общение с церковью. За соблюдение заповедей Учителя полагается «великая награда», и соответственно за пренебрежением ими следует великая потеря награды. Христос не столько привязан к столу для причастия, сколько желает постоянно быть с теми, кто за ним причащается, но все же именно в это время мы можем ожидать встречи с Господом. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». В этом предложении есть некая трогательная сила. «И заповеди Его не тяжки», — это исповедание всех послушных сыновей. Когда мы сидели за этим столом, наша душа вознеслась от символа к действительности. Мы вкушали хлеб в Царстве Божьем и лежали головой на груди Иисуса. «Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь». В таких случаях мы похожи на бедного Мемфивосфея, который, несмотря на то, что был хромым и жалким в собственных глазах, был посажен за одним столом с царем Давидом. Или можем сравнить себя с овечкой из притчи, которая ела хлеб хозяина, и из его чаши пила, и на груди у него спала. Блудный сын, который раньше питался рожками для свиней, садится, чтобы есть хлеб детей. Мы, которые раньше заслуживали, чтобы нас считали псами, теперь получили разрешение занять здесь место приемных сыновей и дочерей.

Кроме этих регулярных приемов пищи есть и другие, которые Бог дает нам временами, когда мы, пожалуй, этого мало ожидаем. Вы шли по улице и вдруг почувствовали в душе святое стремление к Богу. Или прямо в разгар работы ваше сердце растопила любовь, и в него пришло желание прыгать от радости, подобно ручьям, которые были скованы зимним льдом, а теперь взмывают вверх, чтобы ощутить прикосновение весны. Вы стенали, грустили и думали о чем-то земном, но затем, как только вы о ней подумали, вас объяла чудесная любовь Иисуса, а ваш дух, такой свободный и зажженный, с радостью танцевал перед Господом с тимпанами и кимвалами, как Мариам в древности. Иногда, когда я проповедовал, я был вынужден задерживаться намного дольше, чем было оговорено, потому что моя счастливая душа была, как переполненный сосуд, которому нужно опорожниться. Еще вы переживали подобные моменты, будучи прикованными болезнью к постели, тогда вы уже были готовы болеть вечно, если бы только у вас была такая удобная кровать, а под головой — такая мягкая подушка.

Он эту радость дает нам познавать

В полях и деревнях внизу.

Любовь сейчас мы можем принимать,

Но главный пир — вверху.

Наш благословенный Искупитель приходит к нам утром и будит нас, посылая в душу такие приятные мысли, что мы не знаем, откуда они; как если бы когда на цветы оседала роса, несколько капель небесной росы упали на нас. Также и прохладными вечерами, когда мы ложимся спать, так приятно размышлять о Нем. В ночные стражи, когда мы переворачиваемся с боку на бок, не в состоянии уснуть, Ему приятно стать нашей песней в ночи.

Он источник всех радостей моих,

Моей жизни наслаждение,

Слава моих светлых дней,

Моих ночей утешение.

Божьим жнецам нелегко жать, но они находят благословенное утешение, когда садятся и едят богатую пищу своего Господина. Затем, восстановив силы, они с отточенными серпами опять идут пожинать в полуденном зное.

Позвольте заметить, что хотя мы не знаем точно, когда наступают эти времена приема пищи, все же есть периоды, когда мы можем их ожидать. На Востоке жнецы обычно садятся в тени дерева или в палатке, чтобы подкрепиться в разгар дневной жары. И я уверен, что когда мы больше всего страдаем от настигших нас бед, несчастий, гонений и лишений, именно тогда Господь посылает нам приятное утешение. Как мы говорили в прошлый четверг вечером, некоторые обетования написаны чернилами сострадания, и смысл написанного проступает лишь, если их подержать у огня страдания. Некоторые места Писания нужно держать у огня до тех пор, пока они не опалятся, и только тогда славный смысл написанного отчетливыми буквами выступит у нас перед глазами. Мы должны работать до тех пор, пока у нас на лице не выступит пот от жаркого солнца. Мы должны переносить бремя и дневную жару, прежде чем сможем ожидать, что нас пригласят вкусить изысканные блюда, приготовляемые Господом для тех, кто проявляет усердие в Его работе. Когда у вас самый жаркий день неприятностей, тогда любовь Иисуса будет самой приятной; когда у вас самая темная ночь испытаний, тогда Его свеча будет светить для вас ярче всего; когда у вас сильнейшая головная боль (когда сердце стучит из всех сил), когда ваше сердце и плоть вот-вот сдадут, тогда Он станет силой вашей жизни и вашим вечным уделом.

Опять-таки, эти приемы пищи часто приходят перед испытанием. Илия должен отдохнуть и поесть под можжевеловым кустом, ведь ему предстоит сорокадневное путешествие, для чего ему нужно набраться сил. Когда вы испытываете огромную радость, тогда можно ожидать, что приближается какая-то опасность. Если вы видите, как на корабль грузят огромное количество провианта, значит, он отправляется в дальний порт. А когда Бог дает вам необычные периоды общения с Иисусом, можете ожидать много миль плавания в бушующем море. Теплый прием предшествует суровым столкновениям. Периоды подкрепления также случаются после тяжелых испытаний. Христос был искушаем дьяволом, и затем ангелы приступили и служили Ему. Иаков боролся с Богом, а затем в Маханаиме его встретило ополчение ангелов. Авраам сражается с царями и возвращается после победы над ними; именно тогда Мелхиседек подкрепляет его хлебом и вином. После столкновения — успокоение, после битвы — пир. Когда вы послужите Господу, то сможете сесть, а ваш Учитель препояшется и станет служить вам. Да, пусть мирские люди говорят, будто религия — это тяжело, мы так не считаем. Мы признаем, что жатва — это нелегкое дело, что в служении Христу есть свои трудности и сложности. Но все же хлеб, который мы едим, очень сладок, и вино, которое мы пьем, выжато из небесных гроздьев:

Это блаженство не променяю

На то, что мир благим считает;

Веры крепко я держусь,

Золотом грешным не соблазнюсь.

Собирательницу колосьев приглашают на этот обед

Представьте себе: нищая, дрожащая чужеземка, у которой не хватает сил жать, у которой нет права находиться на поле, только если над ней не сжалятся, нищая, дрожащая грешница, осознающая свои недостатки, и имеющая мало надежды и мало радости — эту собирательницу колосьев приглашают на обед к сильному, уверенному в себе жнецу.

В этом отрывке сказано, что собирательницу колосьев приглашают прийти. «Время обеда; приди сюда». Мы знаем некоторых людей, которые постеснялись прийти в Дом Божий, но мы верим, что никто из тех, кто уже здесь, не останется за пределами дома пира из-за того, что стыдится своей одежды, своего характера или своей бедности. Пусть вас не остановят даже физические недуги. «Время обеда; приди сюда». Мне рассказывали об одной глухой женщине, которая абсолютно ничего не слышала, но, тем не менее, всегда ходила в Дом Божий. Когда у нее спросили, почему она это делает, она ответила, что когда сидит в Доме Божьем, подруга показывает ей нужное место Писания, а затем Бог благоволит посылать ей много приятных мыслей об этом отрывке. Еще она сказала, что, по ее мнению, она как верующая должна почитать Бога своим присутствием в Его дворах и тем, что признает свое единство с Его народом. Более того, ей всегда нравилось быть в хорошей компании, и поскольку там было присутствие Божье, и святые ангелы, и святые Всевышнего, то вне зависимости от того, могла она слышать или нет, она туда шла. Есть один брат, чье лицо я почти всегда замечаю в этом доме, который, как мне кажется, за всю жизнь не услышал ни звука и не может членораздельно говорить, и все же он счастливый верующий и любит место, где обитает слава Божья. Итак, я думаю, что если такие люди с удовольствием сюда приходят, тогда мы, кто может слышать, пусть даже мы чувствуем, что недостойны сюда приходить, должны желать, чтобы нас укладывали в Доме Божьем, подобно больным у купальни Вифезда, надеясь, что произойдет возмущение воды, и мы войдем в нее и исцелимся. Робкая душа, не позволяйте дьявольским искушениям удерживать вас от Дома Божьего. «Время обеда; приди сюда».

Более того, ей было предложено не только прийти, но и есть. Те из вас, у кого сокрушенный и смиренный дух, приглашаются вкусить всего того, что сладко и приятно в Слове Божьем. «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников», таких грешников, как мы с вами. «Христос в определенное время умер за нечестивых», таких нечестивых, какими вы себе кажетесь. Сегодня вы желаете быть с Христом. Что ж, вы можете быть с Христом. Вы говорите: «Я не имею права». Но Он вас приглашает! Приходите, не имея никакого на это права, кроме Его приглашения. Я знаю, вы скажете, какие вы недостойные.

Пусть не удерживает вас совесть,

И не думайте о приличиях.

Но раз Он вас зовет, «придите», поверьте Ему на Слово, и если в нем есть обетование, верьте ему; если в нем есть щедрое утешение, пейте его; если в нем есть слово ободрения, примите его; и пусть эта сладость будет вашей.

Заметьте далее, что она была приглашена не только есть хлеб, но и обмакивать свой кусок в уксус. Не следует думать, будто это что-то кислое. Несомненно, в церкви есть некоторые недовольные души, которые всегда обмакивают свой кусок в самый невообразимо кислый уксус и с жестокой щедростью предлагают другим разделить с ними это страдание, но уксус в этом отрывке — это нечто совершенно другое. Это либо смесь сладких фруктовых соков, либо слабое вино, смешанное с водой, которое до сих пор широко используют при сборе урожая на полях Италии и в других теплых странах. Этот напиток не очень крепкий, но чрезвычайно освежающий, и он добавляет пикантности обеду жнецов. Одним словом, это соус, с которым люди на Востоке едят хлеб. Подобно тому как мы используем сливочное масло, или как в других случаях они используют оливковое масло, так жнецы на полях употребляют то, что здесь называется уксусом, приписывая этому освежающие свойства. Возлюбленные, у жнецов Господа к хлебу есть соус; у них есть сладость и утешение; у них не одни только доктрины, но и святое помазание, которое является маслом для доктрин; у них не одни только истины, но и святой и славный восторг, вызванный этими истинами. Взять, к примеру, доктрину предопределения, которая подобна хлебу, но есть и соус, в который ее можно обмакнуть. Когда я могу сказать: «Он возлюбил меня прежде основания мира», мое личное отношение, моя личная радость от восприятия этой истины превращается в соус, в который я обмакиваю свой кусок. И вы, бедные, собирательницы колосьев, приглашаетесь обмакивать в него и свой кусок. Бывало, я слышал, как люди поют гимн Топлади, который начинается так:

Должник благодати одной,

О милости я воспою;

С Тобой я бесстрашен и праведен

Без остатка себя отдаю.

Затем наступает кульминация:

Да, до конца я претерплю,

Я в этом уверен, как никогда;

Счастливее, но не увереннее

Прославленные духи на небесах.

И я думал, что никогда не смогу петь этот гимн. Понимаете, это соус. Я мог бы есть чистый хлеб, но не смог бы обмакивать его в этот соус. Он был слишком доктринальный, слишком насыщенный, слишком утешительный. Но я благодарю Бога за то, что с тех пор я отважился обмакивать в него свой хлеб, и теперь я вообще не люблю хлеб без него. Я бы хотел, чтобы все робкие грешники, даже если они из «высшего общества», были готовы съесть утешающие части Слова Божьего. Братья, надеюсь, вы никогда не станете такими, как некоторые христиане, которым нравится один соус без хлеба. Есть такие напыщенные братья, которые хотят один только уксус, и он киснет в их желудках. Надеюсь, вы полюбите хлеб. Немного уксуса, немного пряностей, и будет насыщенный вкус, но давайте не забывать и о хлебе. Давайте любить всю открывшуюся истину. И если здесь есть робкая собирательница колосьев, я убедительно ее прошу прийти сюда, есть этот хлеб и обмакивать свой кусок в этот соус.

Мне кажется, я ее вижу, и она уже почти решилась прийти, потому что она очень голодна, и сегодня у нее ничего нет с собой. Но она начинает говорить: «Я не имею права прийти, ведь я не жнец. Я ничего не делаю для Христа. Сегодня утром я пришла сюда даже не для того, чтобы почтить Его. Я пришла сюда из эгоистичных побуждений, как собиратели колосьев приходят на поле, чтобы подобрать себе что-нибудь. И вся моя вера заключается в следующем: надеюсь, что я спасусь. Я не прославляю Бога. Я не делаю добра другим людям. Я просто эгоистичная собирательница колосьев. Я не жнец». Но вас же приглашают прийти! Не сомневайтесь в этом. Вас приглашает Вооз. Примите его приглашение и немедленно приходите. Но вы говорите: «Я такая плохая собирательница колосьев. Хоть я и собираю их для себя, все равно получается мало. Во время проповеди я подбираю некоторые мысли, но пока дойду домой, все их теряю». Я знаю, бедная, слабая женщина. Но все равно Иисус вас приглашает. Придите! Возьмите это сладкое обетование, которое Он вам протягивает, и не нужно идти домой голодной из-за своей робости.

«Но, — говорите вы, — я чужеземка. Вы не знаете, какие у меня грехи и какое заблудшее сердце». Но Иисус это знает и все равно приглашает вас! Он знает, что вы всего лишь моавитянка, отчужденная от общества израильского, но Он приглашает вас. Разве этого недостаточно? «Ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус». «Но, — говорите вы, — я уже стольким Ему обязана. Он был так добр, что пощадил мою никчемную жизнь, и так благородно с Его стороны дать мне вообще услышать Евангелие. Мне не хватит наглости прийти и сесть со жнецами». Но ведь Он вас приглашает! С вашей стороны больше наглости в том, что вы сомневаетесь, чем в том, если бы вы поверили! Он вас приглашает. Откажете ли вы Воозу? Скажете ли вы «нет» на приглашение, прозвучавшее из уст Иисуса? Придите же, придите.

Помните, что от той малости, которую могла съесть Руфь, Вооз ничуть не обеднел, и все, что вам потребуется, не сделает Христа менее славным или милостивым. Что? У вас огромная нужда? Да, но Его ресурсы больше. Вам требуется великая милость? Он великий Спаситель. Знаете, Его милость ничуть не истощится, так же, как не высохнет море или как не потускнеет солнце из-за избытка излучаемого им сегодня света. Придите же. Для вас всего хватит, и Вооз от этого совсем не пострадает.

Более того, скажу вам по секрету: Иисус вас любит. Вот почему Он хочет, чтобы вы ели за Его столом. Если вы жаждущий, робкий грешник, желающий спастись, но считающий, что вы этого не заслуживаете, то Иисус вас любит, грешник, и Он испытает больше удовольствия, видя, как вы едите, чем вы — от самой еды. Пусть эта чистая любовь, которую Он в душе испытывает к вам, привлечет вас к Нему. И более того (это большая тайна, и это можно только прошептать вам на ухо), Он хочет на вас жениться, а когда вы выйдете за Него, все эти поля станут вашими, ведь, естественно, что если вы жена, то являетесь совладельцем с Ним. Разве не так?

Разве жена не на равных с мужем? Все обетования, которые «да и аминь во Христе», станут вашими. Нет, все они уже ваши, ведь «человек этот близок к вам», и вскоре он прострет свое крыло на вас и навсегда заберет к себе, женившись на вас в верности, истине и праведности. Неужели вы не будете есть то, что ваше?

«О, но как такое может быть? — скажет кто-то. — Я же чужеземка». Да, чужеземка, но Иисус любит иноплеменников. «Мытарь, грешник», но Он «друг мытарям и грешникам». «Изгнанник», но Он «собирает изгнанников Израиля». «Заблудшая овца», но Пастырь «оставляет девяносто девять», чтобы найти ее. «Потерянная монета», но Он «метет комнату», чтобы вас отыскать. «Блудный сын», но Он начинает звонить в колокола, когда знает, что вы возвращаетесь. Придите, Руфь! Придите, робкая собирательница колосьев! Иисус вас приглашает, примите это приглашение. «Время обеда; приди сюда и ешь хлеб, и обмакивай кусок твой в уксус».

Вооз подал ей хлеб

«Она пришла и ела». Где она села? Заметьте, она «села возле жнецов». Она не считала себя одной из них, она «села возле» них. Так же, как и некоторые из вас, которые сегодня вечером не спустятся вниз, чтобы принять причастие, а будут сидеть на балконе. Вы сидите «возле жнецов». Сегодня утром вы сидите так, как будто не являетесь одним из нас; у вас нет права находиться среди людей Божьих. Но все же вы хотите сидеть возле нас. Если есть что-то хорошее, чего вы не можете иметь, вы как можно больше сближаетесь с теми, кто это имеет. Даже в том, что вы смотрите на роскошный пир, вы находите некое утешение. «И села она возле жнецов». И пока она там сидела, что произошло? Протянула ли она руку и взяла пищу сама? Нет, написано: «Он подал ей хлеба». Вот именно! Брат, сегодня я приглашаю. Я приглашаю тепло, искренне, настоятельно, но прекрасно знаю, что хотя это мое приглашение, его не примет ни одно робкое сердце, если только сюда не придет Сам Царь и не устроит пир для Своих святых. Он должен подать хлеб; Он должен дать вам пить «ароматное вино, сок гранатовых яблок Своих». Как Он это делает? Прежде всего Своим благодатным Духом он вдохновляет вашу веру. Вы боитесь думать, что такой грешник, как вы, на самом деле может быть принят в Возлюбленном. Он дует на вас, и ваша слабая надежда превращается в ожидание, а это ожидание дает ростки и расцветает в принимающую веру, которая говорит: «Да, мой возлюбленный принадлежит мне, и ко мне обращено желание его». Сделав это, Спаситель делает еще больше; Он изливает в сердца ваши любовь Божью.

Любовь Христова похожа на духи во флаконе. Лишь тот, кто налил духи во флакон, знает, как снять колпачок. Умелой рукой он снимает колпачок с флакона, и тогда духи «изливаются», как «разлитое миро». Понимаете, они могут быть там, но не быть «излитыми». Когда вы идете по лесу, там может быть заяц или куропатка, но вы сможете увидеть их лишь тогда, когда их вспугнете, и они полетят или побегут перед вами, и только тогда вы их заметите. И в вашем сердце может быть любовь Божья; она никак не проявляется, но все же она там. И наконец вы удостоились чести увидеть ее. Вы видите, как ваша любовь на крыльях взмывает в небеса, а ваша вера бежит, не утомляясь. Эту любовь должен излить Христос; Его дух должен выявить ваши добродетели.

Но Иисус делает еще больше. Он собственноручно подает хлеб, когда дарит нам тесное общение с Собой. Не думайте, что это мечты; уверяю вас, и сегодня возможно разговаривать с Христом. Так же, как я могу разговаривать с близким другом или находить утешение в обществе любимой супруги, я могу разговаривать с Иисусом и получать огромное удовольствие от общения с Еммануилом. Это не выдумки. Мы поклоняемся не какому-то далекому Спасителю. Он Бог, Который близко. Мы почитаем Его не как того, кто ушел на небеса и к кому невозможно приблизиться. Он близок к нам, в устах наших и в сердце нашем, и сегодня мы ходим в Ним так же, как избранные древности, и общаемся с Ним, как общались Его апостолы на земле. Да, не во плоти, но духовные люди ценят духовное общение выше плотских отношений.

И еще позвольте добавить, что Господу Иисусу угодно подавать нам хлеб, когда Дух помещает в нас верное свидетельство того, что мы «рождены от Бога». Любой человек может знать наверняка, что он христианин. Филипп де Морни, живший во время принца Генриха Наваррского, часто говорил, что Дух Святой доказал ему его спасение так ясно, как будто вывел доказательство задачи по геометрии. Вы знаете, с какой точностью математик решает задачу или доказывает теорему. С такой же абсолютной точностью, как дважды два четыре, мы можем знать, что «мы перешли из смерти в жизнь». Глаза уверенного верующего видят свое спасение так же четко, как солнце на небе. Такой человек скорее засомневается в том, что он существует сейчас, чем в своей причастности к жизни вечной.

Пусть же бедная Руфь, дрожащая где-то там, обратится к Богу с молитвой. Господь, подай мне хлеб! «Влеки меня, мы побежим за тобою». Господь, пошли Свою любовь мне в сердце!

Приди, Дух Святой, голубь небес,

С животворной силой Твоей,

Приди, любовь Спасителя излей,

И она зажжет нашу любовь.

Невозможно прийти к Христу, если Христос не откроется нам Сам.

«Она ела, наелась, и еще осталось»

Так будет с каждой Руфью. Рано или поздно верующим станет каждый кающийся грешник. Может пройти время глубокого осознания собственной греховности и период сильных колебаний, но наступит момент, когда душа решит принять Господа. Чему быть, того не миновать. Приду к Иисусу такой, какой я есть. Больше не буду валять дурака со своими «но» и «если», но раз Он предлагает мне поверить в то, что Он умер за меня, я поверю в это и буду уповать на Его крест ради моего спасения. И как только вы это сделаете, вы «насытитесь». «Она ела и насытилась». Ваша голова насытится драгоценной истиной, которую открывает Христос; ваше сердце утешится Иисусом как прекрасным возлюбленным, ваша надежда насытится, ибо кто у вас есть на небе, кроме Христа? Ваше желание насытиться, ибо чего больше можно желать и жаждать, кроме как «познать Христа и найтись в Нем»? Вы обнаружите, как Иисус наполняет ваше сознание, пока в нем не будет царить покой. Он будет наполнять ваш рассудок, пока вы не узнаете твердое основание Его учения. Он будет наполнять вашу память воспоминаниями о том, что Он сделал, и наполнять ваше воображение перспективами того, что Он еще сделает. Вы «насытитесь». И при этом у вас еще что-то останется. «Она наелась, и еще осталось». Некоторые из нас заглатывали слишком много. Мы думали, что можем проглотить все, что есть у Христа, но как бы мы ни старались, приходилось много оставлять. Мы были голодны и садились за стол любви Господней со словами: «Мне нужно очень много, чтобы насытиться. Я такой страшный грешник, что нужно очень много добродетелей, чтобы омыть мой грех». Но теперь, освободившись от греха, мы обнаружили, что остаются еще добродетели. Мы утолили свой голод и увидели, что остается излишек для других, кто находится в подобном положении. В Слове Божьем есть такие деликатесы, которыми мы с вами еще не насладились, и пока еще не можем. Некоторое время мы не должны к ним прикасаться. «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить». Есть определенное знание, которого мы еще не достигли; положение, дающее более близкое общение с Христом. Есть высоты общения, на которые наши ноги еще не взбирались; нетронутый снег, лежащий на горе, на который еще не ступала нога человека. Еще остается что-то недосягаемое, и так будет вечно.

Но прошу обратить внимание (об этом говорится не в данном отрывке, а одним или двумя стихами ниже) на то, как она поступила со своими остатками. Я считаю очень дурной привычкой забирать что-либо домой со званого обеда. Но она сделала именно так, отнеся домой то, что оставалось. Придя, Руфь показала Ноемини, сколько она принесла пшеницы. Та у нее спросила: «Где ты собирала сегодня?» Она ей все рассказала и дала Ноемини часть того, что оставила себе, после того как наелась. То же самое будет и с вами, даже если сейчас вы испытываете робость, думая, что не имеете права это есть. Вы будете есть и насытитесь, и более того, сможете отнести кусочек другому человеку, находящемуся в подобном положении. Я всегда радуюсь, замечая, как молодой верующий начинает «откладывать в карман» что-то для других. Вы слушаете проповедь и думаете: «Жаль, что мама не смогла сегодня прийти. Я ей это перескажу. Это как раз то, что ей нужно. Постараюсь не забыть и рассказать ей об этом перед сном. А мой брат Уильям ни за что не хочет ходить со мной в церковь. Я бы так хотел, чтобы он пришел. Меня поразили в проповеди некоторые вещи, и когда я буду с ним, то расскажу ему об этом, и спрошу: «Может, пойдешь сегодня вечером?» Я расскажу ему о том, что меня заинтересовало. Может быть, ему это тоже будет интересно»». Ваши дети сейчас на занятии воскресной школы. Вы говорите: «Этот пример как раз для них». Иногда, видя, как вы на клочках бумаги записываете мои цитаты, я представляю, как вы это расскажете кому-то другому. Я бы с удовольствием подарил вам еще цитат, раз они так ценятся. Я бы специально бросил еще целую жменю, чтобы хватило вам и вашим друзьям.

Среди некоторых верующих царит ужасный дух эгоизма, заставляющий их есть свой кусок в одиночку. Они находят мед; это лес, в котором много меда, как было в случае с Ионафаном. Но они боятся, что не съедят его весь, и поэтому пытаются сохранять монополию. Мне известны некоторые церкви, которые мне напоминают каких-то духовных протекционистов. Они боятся, что небеса будут переполнены, что им не хватит места. Когда грешнику предлагают покаяться, им это не нравится (это слишком открыто и просто), а когда у людей, которые готовы обратиться, размягчаются сердца и у них на глазах выступают слезы, они вообще чувствуют себя не в своей тарелке. Им неизвестно, что значит относить домой остатки и давать другим. Развивайте в себе неэгоистичный дух. Стремитесь любить так, как любят вас. Помните, что «закон и пророки» заключаются в следующем: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя». Как вы можете любить его, как самого себя, если не любите его душу? Вы же возлюбили свою душу; посредством благодати вы приняли Иисуса. Любите душу вашего ближнего и не успокаивайтесь, пока не увидите, как он наслаждается всем тем, что украшает вашу жизнь и радует ваш дух. Я не знаю, как могу призвать к покаянию еще доступнее. Но поскольку сегодня вечером мы сядем есть за Его стол, я молюсь, чтобы Господь подал большой кусок хлеба робкому грешнику, чтобы он ел и насытился.