Лилия между тернами

Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (Песнь Песней 2,2).

Сегодня утром мы не будем пускаться в бесполезные дискуссии. Мы считаем доказанным, что Песнь Песней — это священная брачная песнь Христа и Его церкви. Здесь Господь Иисус говорит о Своей церкви и о каждом ее члене: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами». Я даже не стану проводить изыскания на предмет того, какой конкретно цветок подразумевается здесь под словом, переведенным как «лилия», потому что очень трудно выбрать на Святой Земле такой цветок, относительно которого сошлись бы мнения путешественников и ботаников. Насколько я понял из записок путешественников, «лилию», на которой мы сосредоточим свое внимание, в настоящее время нельзя найти в той стране, хотя у нас нет оснований не верить в то, что она там когда-то росла или что ее еще обнаружат. Разные исследователи предлагали понимать под растением, которому есть обозначение в древнееврейском языке, другие красивые и замечательные виды, но ни один из них не соответствует тому представлению, которое складывается у нашего читателя на основании английского перевода.

Поэтому позволю себе вольность облачить этот стих в западное платье и осмелюсь сделать то, что несомненно сделал бы Соломон, если бы его Песнь Песней была написана в Англии. Я предположу, что он имеет в виду одну из наших местных лилий, грациозную, белоснежную красавицу, так великолепно украшающую наши сады. Это нам ближе и понятнее. «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами». Не так важно разбираться в ботанике, главное, чтобы мы восприняли дух этого стиха. Мы стремимся узнать практическое применение, и какое в этом утешение лично для нас, а затем лелеять надежду на то, что с нами будет так же, как с самим Женихом, о Котором в Песне Песней сказано: «Он пасет между лилиями».

Многие из нас сейчас пускают корни, будучи недавно пересаженными из мира, и это хорошо, что они укореняются в познании своего призвания по благодати и того, что в него входит. Им с самого начала следует знать, что такое истинный христианин, каким он должен быть, каким его хочет видеть Господь и кем его уже на самом деле считает Господь Иисус. Благодаря этому они вычислят точную цену и будут знать, на что они пошли. Я тщательно обдумывал эту тему и страстно желал предостеречь новообращенных и при этом не напугать их. По моему мнению, на основании именно этого стиха можно лучше всего показать положение, состояние и характер настоящего христианина. Иисус Сам лучше всех знает, какая Его невеста, так давайте же послушаем, что Он говорит в своей несравненной песне. Он лучше всех знает, каковы должны быть Его последователи, и мы можем с радостью поверить словам Его уст, когда Он очень поэтично говорит нам: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами». Итак, братья, присоединяйтесь ко мне в рассмотрении лилий нашего Господа и того, как они растут.

Я бы хотел остановиться на двух пунктах, относительно церкви Божьей: во-первых, ее отношение к Господу и, во-вторых, ее отношение к миру.

Отношение церкви и каждого человека ко Христу

Он величает ее «возлюбленная моя» — какое удивительное, прекрасное имя. Как будто вся Его любовь вышла из Него и воплотилась в ней. Итак, первая особенность ее отношения ко Христу в том, что у нее Его любовь. Задумайтесь об этом, и пусть эта благословенная мысль надолго пребудет в ваших размышлениях. Господь жизни и славы, Князь царей земных имеет такое любящее сердце, что Ему нужен объект, на который Он смог бы излить Свою любовь. Его люди, избранные из всех людей, которых Он называет Своей церковью, именно они являются Его «возлюбленной», объектом Его величайшего восхищения. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Глядя на Своих людей, Он воскликнул: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас». Каждый верующий, будучи отделенным от всего человечества и призванным к общению со Христом, также является особенным объектом Его любви. Не только словом, но и делом и истиной любит Иисус каждого из нас, уверовавших в Него. Каждый из вас может повторить за апостолом: «Он возлюбил меня». Можете говорить это в любом времени, каком хотите: Он возлюбил меня; Он любит меня; Он возлюбит меня, потому что предал Себя за меня. На небесах у вас будет такая песня: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, слава».

Пусть ваши сердца исполнятся следующей сладостной мыслью: в этом сокрыты небеса, это является квинтэссенцией блаженства — Иисус любит меня. Слова не в силах выразить всю красоту этого факта; это очень простое утверждение, но его высоты и глубины, долготы и широты непостижимы для нашего разума. Какое удивительное чудо, что я, такое бедное, ничего не значащее существо являюсь объектом вечной любви Сына Божьего, но как бы это ни было удивительно, это факт! Сегодня утром Он Духом Святым обращается к каждому человеку в Своем народе со словами: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». Каждый из нас может радоваться тому, как Господь нас называет, обращаясь к нам: «возлюбленная моя».

Это различающая любовь, ведь в ее свете один особый объект сияет, как лилия, а остальные «девицы» подобны тернам. Любовь сфокусировалась на своем избранном объекте, и в сравнении с ним все остальные — ничто. У Иисуса есть любовь, направленная на все человечество, ибо «благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его». Но есть особенная любовь, которую Он дарит Своим. Как человек любит своих ближних, но при этом испытывает особую любовь к своей жене, так и церковь, невеста Христа, любима больше всех остальных людей, и каждый верующий является возлюбленным небес. Святой соединяется со Христом тайным союзом, духовными узами брака, и Христос любит души, состоящие с Ним в браке, больше всех остальных. Однажды Он сказал: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне», тем самым указав на особый характер Своего ходатайства. Мы радуемся тому, что любовь Иисуса такая большая и всеобъемлющая, но при этом не сомневаемся в ее особом характере. Солнце светит на все, но когда оно сфокусируется в одной точке, тогда появляется тепло, о котором вы даже не мечтали! Любовь Иисуса сфокусирована на тех, кого Отец Ему дал. Мой брат или сестра, если вы на самом деле верите в Иисуса Христа, сердце Господа обращено к вам, и Он называет вас, как сказано в этом стихе «возлюбленная моя». Вы любимы больше всех девиц, дороги в очах Его и многоценны, так что Он отдаст других людей за вас и народы за душу вашу.

Заметьте, что Он открыто признается в этой любви. Жених говорит перед всеми: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами». Он записывает это в этой книге, которая распространена, как ни одна другая, потому что не стыдится, что это будет провозглашено на кровлях. Вначале любовь Христа была сокрыта в Его сердце, но вскоре она проявилась, ведь даже в древние времена Он восхищался сынами человеческими, и еще до того, как была пропета вифлеемская песнь, Он различными способами сходил в этот мир. А теперь, когда воплотившийся Бог любил, жил и умер, Он проявил Свою любовь в наиболее открытой форме, удивив тем самым небо и землю. На Голгофе Он открыто заявил и написал кровью Своего сердца, что возлюбил Своих до конца. Он повелевает Своим служителям провозглашать до края земли, что большие воды не могут потушить Его любовь, и реки не зальют ее, и что ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Он хочет, чтобы об этом знали, ведь Он не стыдится называть Свой народ «женой, невестой Агнца». Он заявляет об этом, чтобы Его враги знали, что у Него есть люди, к которым благоволит Его сердце, и Он их заберет и оставит у Себя, когда небо и земля прейдут.

Всякий раз, когда эта любовь открывается своему объекту, она становится взаимной. Если Господь на самом деле обратился к вашей душе и сказал: «Я возлюбил тебя», ваша душа с радостью ответила: «Вот Кто Возлюбленный мой, и вот Кто Друг мой, и весь Он — любезность». Ведь что говорит невеста в другом месте? «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». Я Его возлюбленная, но и Он — мой Возлюбленный. Поэтому, дорогой слушатель, вы узнаете, относится ли этот стих к вам или нет. Что вы отвечаете, когда Иисус у вас спрашивает: «Любишь ли ты Меня?» Теплеет ли у вас в сердце от одного упоминания о Его имени? Если вы можете искренне повторить за Петром: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя», то можете быть уверены, что вы любите Его, потому что Он прежде возлюбил вас. Не сомневайтесь в этом, но будьте полностью уверены, что любовь к Иисусу в вашем сердце является верным и надежным залогом Его бесконечной, вечной и неизменной любви к вам. Если Его имя на вашем сердце, тогда будьте уверены, что ваше имя на Его груди и написано у Него на ладонях. Вы отданы замуж за Него, и узы этого таинственного брака нерасторжимы. Это первая особенность взаимоотношений церкви со своим Господом: она является объектом Его любви.

Далее, она имеет с Ним сходство. Обратите внимание на первый стих этой главы, где говорит жених: «Я нарцисс Саронский, лилия долин!» Он — лилия, но Его возлюбленная похожа на Него, ведь Он описывает ее Своим же символом: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами». Заметьте, Он — лилия, а она похожа на лилию, иными словами, Он обладает красотой, а она ее отражает. Она красива Его красотой, в которую Он ее облекает. Если какая женщина обладает красотой, подобной той, что описана здесь, это значит, что Христос наделил эту возлюбленную сестру всем ее богатством очарования, ведь сами по себе мы обезображены и осквернены. В чем признается эта невеста в предыдущей главе? «Черная я», — это противоположность лилии. Но раз она добавляет: «но красива», значит, ее Господь сделал ее красивой. Нет иной благодати, кроме той, что дана, и если мы оказываем благодать другим, это потому, что Христос наполнил нас благодатью. Ни в одном из нас нет красоты, кроме той, которую в нас совершил Господь.

Заметьте также, что Тот, Кто дал красоту, первый ее и видит. Иисус знает Своих, хотя мир их не знает. Задолго до того, как в нас увидят какую-либо добродетель или похвалу, Иисус ее замечает и радуется. Он сразу говорит: «Вот, он молится», или «Вот, он кается». Он незамедлительно говорит: «Слышу Ефрема плачущего». У любви зоркие глаза и чуткие уши. Любовь покрывает множество недостатков, но раскрывает множество красот. Неужели, душа моя, неужели Христос на самом деле сделал тебя красивой Своей красотой? Неужели Он излил на тебя Свою красоту и смотрит на тебя с довольством? Тот, у Кого безупречный вкус и Чьи слова истинны, Кто никогда не назовет красивым то, что не красиво, неужели Он видит красоту в ваших стенаниях и слезах, в ваших стремлениях к святости, в ваших жалких попытках помочь Его делу, в ваших молитвах и песнях и в любви вашего сердца к Нему? Неужели Он может видеть в этом красоту? Да, несомненно, может, иначе Он бы не сказал то, что записано в этом стихе. То, что Он так высоко ценит нас, заслуживает огромного уважения. Давайте будем Его благословлять и любить за то, что Он снизошел до нас, обязанных Ему всем. «Возлюбленная моя, — говорит Он, — ты, как лилия».

Очевидно, что Господь Иисус восторгается этой красотой, в которую Он облек Свой народ. Он настолько высоко ее ценит, что всех соперничающих красавиц считает всего лишь терном. Он смотрит на дворы земных монархов, видит лордов и леди, но не придает им большого значения в сравнении со Своими бедными святыми. Если в этом дворе Он усматривает кого-то, кто любит Его, кто носит венец и молится, Он его помечает и считает «лилией между тернами». Среди старинных деревенских родов есть одно богатое семейство. Это знаменитая и уважаемая семья, но в ней нет никого, кто любит Спасителя, кроме одной служанки, работающей на кухне, но она уподобится голубице, крылья которой покрыты серебром. Она будет «что лилия между тернами». Господь Иисус все царства земли считает всего лишь терном в сравнении со Своей церковью. По мнению Царя царей, Римская, Германская, Французская, Британская империи — все они со своим великолепием всего лишь дрок на обычных кустах ежевики и норы диких и ядовитых тварей. Но Его церковь и те, из кого состоит Тело, верующие, в Его глазах подобны лилиям. Он восторгается ими. Ему приятно смотреть на них.

Итак, Господь наделил Свой народ Своим подобием. Он смотрит на Свое подобие и любит его.

Продолжая рассмотрение взаимоотношений между Христом и Его церковью, я хочу обратить ваше внимание на то, что ее положение пробудило Его любовь. Он говорит: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя». Он отыскал ее между тернами. Поначалу она была не лучше самого терна. Только Его благодать выделила ее на фоне окружающих кустов. Но как только Он вложил в нее Свою жизнь и благодать, то она, несмотря на свою жизнь среди нечестивых, стала похожа на лилию, и Он ее отыскал. Колючий кустарник не мог скрыть Его возлюбленную. У Христа наметан глаз на Своих людей, потому что он промыт любовью. Сейчас в каком-нибудь монастыре может быть одна монашка, которая на самом деле ищет Иисуса в духе и истине. Он отыскивает верующую среди надеющихся на себя и называет ее Своей возлюбленной среди тернов. Прямо сейчас в самом грязном лондонском притоне может находиться одно бедное, робкое сердце, которое втайне любит Иисуса. Господь знает это сердце, и оно для Него, как лилия среди тернов. Может быть, во всем цехе, где вы зарабатываете себе на хлеб насущный, вы единственный серьезный рабочий, и все в бригаде над вами насмехаются. Вы даже не знаете, на самом ли деле вы христианин, потому что иногда у вас возникают сомнения в своем положении. Однако враги Христа уже определили для себя, кому вы принадлежите, и относятся к вам, как к одному из учеников Назарянина. Ободритесь: ваш Господь видит вас и знает лучше, чем вы сами. Вот такой у Него зоркий глаз, а ваше тяжелое и опасное положение только помогает Ему все лучше увидеть, и Он обращает на вас больше внимания. Терны не могут вас скрыть, хоть они растут, плотно окружив вас. Вы не одиноки в своем одиночестве, потому что с вами Распятый.

Фраза «что лилия между тернами» имеет еще одно значение. Доктор Томпсон пишет об одной лилии: «Она растет в терне, и, к сожалению, я разодрал себе руки, пока доставал ее оттуда. Нет более яркого контраста, чем смотреть на роскошную, бархатистую мягкость этой лилии и ограду, сплетенную из сухого терна, которым она окружена». Возлюбленные, вы знаете, Кто, доставая наши с вами души, разодрал Себе не только руки, но и ноги, голову, бок и сердце, да и саму душу. Он отыскал нас и сказал: «Эта лилия Моя, Я ее достану». Но терн был страшным препятствием. Нас окружили наши грехи, и путь преградил гнев Божий. Иисус прорвался через все это ради того, чтобы мы стали Его, и теперь, когда Он берет нас к Себе, Он не забывает о терне, который ради нас окаймлял Ему лоб и разрывал Его плоть. Таким образом, в этом заключается один из аспектов наших взаимоотношений со Христом: мы обошлись Ему очень дорого. Он увидел нас там, где мы были, и пришел нас освободить. И теперь, подобно тому как дочь фараона нарекла младенцу имя «Моисей», «потому что, говорила она, я из воды вынула его», так и Иисус называет Своих избранных «лилия между тернами», ведь именно такой она была, когда Он пришел ей на выручку. Он никогда не забудет Голгофы и ее терна, и Его святые также не должны допускать, чтобы исчезла память об этом.

Вместе с тем я думаю, что многие дети Божьи могут посчитать себя лилией между тернами по причине своих страданий. Несомненно, это относится ко всей церкви, и таким образом она сохраняется для Христа. Если из-за терна Ему было трудно достать до нас ради нашего спасения, то существует еще один вид терна, из-за которого никакой враг не может прийти и навредить нам. Наши беды и испытания, которых мы бы с радостью избежали, часто действуют как духовная защита. Они нас ограждают и отражают удары многих врагов-пожирателей. Поскольку они такие острые, они служат как ограждением, так и защитой. Так часто, дорогое чадо Божье, вы могли бы стать незащищенной лилией, которую сорвала бы чья-то жестокая рука, если бы Бог до того не поместил вас в такие обстоятельства, что вы оказались запертыми с Ним. Больные святые, нищие святые и святые, подвергающиеся гонениям, представляют собой нежные лилии, огороженные своими страданиями, нуждами и узами ради того, чтобы жить только для Христа. Я смотрю на Джона Буньяна в тюрьме, когда он писал «Путешествие пилигрима», и не могу не думать о том, каким для нас было огромным благословением то, что такая лилия была заключена между тернами, чтобы излить свой аромат в этой знаменитой книге, тем самым наполнив церковь благоуханием на многие века. Если вы лишены свободы передвижения из-за болезни или сложностей в семье, вам не нужно об этом сожалеть, ибо, возможно, это содействуют тому, чтобы вы стали еще ближе к Господу. Какие прекрасные сочинения писала мадам Гий-он, находясь в тюремном заключении. У нее были крепко связаны крылья, но ее песня была исполнена свободы, поскольку она считала, что засовы и решетки лишь удерживают ее вместе с ее Возлюбленным. Разве это не свобода? Она пела:

Я маленькая птичка.

От вольных полей вдали

Я сижу и пою в своей клетке Тому,

Кто меня сюда посадил.

Быть узницею рада я,

Ведь, Бог мой, это радует Тебя.

Не нужно никуда спешить Я целый день пою;

Кому я угодить хочу,

Тот слышит песнь мою.

Он крылья мои крепко связал,

Но все же послушать меня пожелал.

«Что лилия между тернами», жила она в темнице, запертая со своим Господом, и поскольку мир не имел туда доступа, она оказалась в выигрыше. Как прекрасно, когда сердце человека — «запертый сад, заключенный колодезь, запечатанный источник». Да будет так с моей душой. Да, пусть будет так, даже если такое заключение может быть достигнуто лишь умножением испытаний и бед. Пусть всякая боль, которая приходит и бросает нас на постель, изолируя от общества, пусть все печали, которые возникают у нас на работе и отлучают нас от мира, пусть любой враг, который обрушивает на нас резкие, язвительные слова, лишь утолщают терновую ограду, изолирующую нас от мира, и принуждают нас быть чистыми лилиями, отделенными для Возлюбленного.

Думаю, достаточно об этом. Позвольте лишь попросить всех тех, кто недавно пришел к познанию Господа, больше думать о своих взаимоотношениях с Ним. Именно от этого вы получите подкрепление в своих взаимоотношениях с миром. Если вы будете знать, что вы Его и Он вас любит, вы будете настолько сильны, что сможете понести все бремена. Вас ничего не сможет устрашить, если вы будете уверены, что Он за вас, что Он всем сердцем верен вам, что Он любит лично вас и отделил вас для Себя, и что вы можете быть едины с Ним в вечности. Подолгу размышляйте о том, чему этот стих и другие места Писания учат о взаимоотношениях обновленного сердца со Христом, познавайте Того, Кто так хорошо знает вас. Пусть Дух Святой всем нам преподаст этот урок так, чтобы мы усвоили его сердцем.

Отношение церкви и каждого отдельного верующего к миру

Итак, во-первых, она обладает несравненной красотой. Если ее сравнить и противопоставить всему остальному, то она подобна лилии, а все остальное — колючим кустам. Разве наш Господь не сказал о настоящих лилиях: «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них»? И когда я думаю о лилиях Христа, украшенных Его праведностью и несущих на себе Его образ, то мне хочется повторить слова Учителя и громко сказать: «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них!» По мнению Христа, Его церковь — это первая красавица, она прекраснейшая из женщин. Со всеми остальными людьми ее невозможно сравнивать, ее можно только противопоставлять. Наш Господь подразумевает, что если взять самых лучших людей в мире, одетых в свои лучшие наряды, в их богатстве, славе и великолепии, то в сопоставлении с Его церковью они будут всего лишь терном. Пусть церковь кажется маленькой, нищей и презираемой, она все же лучше всех принцев, королевств и красот земли. Он имеет в виду, что истинные христиане несравненно выше неверующих. Эти неверующие могут демонстрировать всякие добродетели, у них может быть много знаний и ума, и они могут считать себя мудрыми и великими, но Иисус всех необращенных называет «тернами», а Своих верующих сравнивает с «лилиями». Терны совершенно бесполезны. Они цветут, разрастаются и только мешаются на земле. Они не приносят никакого плода и растут лишь для того, чтобы их срубили и бросили в печь. Увы, таков человек по своей природе. Но что касается лилии, она всегда прекрасна и дарит радость. Она живет, источая чудный аромат, а когда ее срывают, она своей красотой украшает помещение, в которое ее ставят. Таким же образом и святой, пока он находится здесь, благословляет свое поколение, а когда Господь его забирает, люди радуются, считая, что на небесах он также является одним из цветков Божьих. Вскоре он будет пересажен из тернов в запертый сад за рекой, где живет Царь, ведь такой цветок слишком красив, чтобы его навсегда оставлять среди зарослей кустарника.

В мире есть люди прекрасные видом во всех отношениях: они гуманные, добрые и честные. Они обладают многими добродетелями. Но поскольку эти добродетели не имеют никакого отношения к Богу и никак не связаны с Христом, Он считает их обладателей всего лишь тернами. Какие добродетели могут быть у того, чей жизненный принцип заключается в неуважении к своему Творцу и неверии в своего Спасителя? Он открытый бунтовщик, а Господь, Которого он отвергает, еще должен его хвалить? Как такое может быть? Все, что совершается не из-за послушания к Богу или любви ко Христу, ничего не стоит. Могут быть огромные внутренние различия между делами, которые внешне кажутся одинаковыми. Природное яблоко не обладает таким ароматом, как гранатовое яблоко благодати. Оно даже может казаться лучше плода благодати, но это не так. Нам могут показаться одинаковыми два младенца, которые спят перед нами, лежа рядом друг с другом, но дитя природы, как бы красиво оно ни было одето, это не живой ребенок, а Господь не примет в Свою семью ничего мертвого. О стремящиеся к святости ради Христа, желающие добродетели в силе Духа Святого, вы обладаете красотой лилии, тогда как все остальное для Христа лишь заросли кустарника.

Да и, к сожалению, должен добавить, что настоящий христианин так превосходит того, кто только называет себя христианином, как лилия — терны. Я знаю церкви, в которых многие называют себя христианами, но лучше бы они этого не делали, ведь их жизнь никак не украшает их вероучение, а их характер не согласуется с пребыванием в них Духа Святого. Они живут, как мирские люди, — чтобы накапливать деньги или заниматься работой, или чтобы хорошо есть и пить, или шикарно одеваться и ходить на вечеринки. Они так вовлечены в этот мир, как если бы никогда не были обновлены, и, боюсь, так оно и есть. Истинно любящие Господа всегда будут огорчаться, видя, как те, кто только называет себя верующим, притворяются, будто делают то, что стараются исполнить святые. Те, кто лишь называет себя верующим, копируют (я чуть не сказал «пародируют и копируют») святых, и это является постоянным источником огорчения. Их холодные слова часто возмущают горячее сердце, как будто пронзая его шипами. В душе тех, кто ради славы Господа готов отдать последнее пенни и даже свой последний вздох, недостаток посвящения в других людях вызывает почти негодование. Впрочем, пусть вас это нисколько не удивляет, ведь так и должно быть. Тот, кто исполнен благодати Божьей, всегда будет, как лилия между тернами, даже в церкви, называющей себя христианской. Не удивляйтесь, мой юный брат, если старшие охлаждают ваш пыл и считают вашу горячую любовь просто фанатизмом. Пусть Бог даст вам благодать, чтобы сохранить свою первую любовь и даже продвинуться в ней дальше, несмотря на то, что вас царапают и сдерживают терны. Выделяйтесь на фоне мнимых верующих, иначе, боюсь, у вас будет плачевная жизнь.

Итак, отношение церкви к миру и христиан к миру заключается в том, чтобы они были настолько выше невозрожденных людей в нравственной и духовной красоте, насколько лилия прекраснее тернов, между которыми она находится.

Во-вторых, уподобляя святого с лилией, мы замечаем, что он, как и лилия, обладает исключительным превосходством. Сейчас я имею в виду не его красоту, а внутреннее превосходство. Терн — это плод проклятия, он растет из-за греха. «Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою». С лилией по-другому. Она представляет собой чистое благословение, которое обогащает без печали от забот и беспокойств. Терн — это знак гнева Божьего, а лилия символизирует божественное провидение. Истинный верующий является благословением, деревом, чьи листья исцеляют, а плоды — насыщают. Настоящий христианин представляет собой живое Евангелие, воплощенное благоволение к людям. Разве не сказано в ветхозаветном благословении: «Благословятся в тебе и в семени твоем все народы земли»? Не могу не процитировать стихотворное размышление одного человека, который любил Песнь Песней и упивался ее духом. Он говорит о церкви. Она

Сияет там, где все вокруг во мраке,

Распускается там, где бесплодно все;

Цветок в пустыне, провозглашает,

Что человек не одинок, он не изгой, обреченный

Сцены горя и греха вечно созерцать.

Но у него как странника есть Тот, Кто будет

Его в пути и защищать, и ободрять.

О вечно говорящий цветок в пустыне,

Все так же доносящий рассказ о Божьей любви.

Как хорошо, что беспокойная толпа

Не остановится, чтоб на тебя взглянуть!

И немногие задумываются о том, что ты есть.

Лилия между тернами — жизнь в смерти,

От мира оторвана и все же с ним связана.

Горит, но не сгорает; хоть и стеснена, свободна

И навсегда прославлена!

Да, церковь — это благословение; благословение непреходящее и действующее посреди проклятия. А каждый верующий также по-своему является благословением, «что лилия между тернами».

Настоящий христианин не сумеет причинить вред ближнему. Он, как лилия, никого не может уколоть, хотя и живет среди тех, для кого характерна колючесть и острота. Он стремится к тому, чтобы угождать, а не раздражать, но при этом живет среди тех, кто своим существованием представляет постоянную угрозу. Терн рвет и царапает; он вооружен от корня до самой верхней веточки, бросая вызов всем окружающим. Но вот стоит лилия, она улыбается, а не бросает вызов, радует, а не вредит. Таков настоящий христианин: святой, безобидный, исполненный любви, доброты и мягкости. В этом и заключается его превосходство. Терн пронзает, а лилия заживляет. Один ее вид доставляет удовольствие. Разве можно, заметив между тернами лилию, не остановиться и не посмотреть на нее, при этом думая о том, что Бог обещает утешить вас в печали? Таков истинный христианин. Он утешение для своей семьи, успокоение своим ближним, украшение у себя на работе и благословение для своего времени. Он верь мягкость и доброта, но, возможно, при этом он живет среди завистников, злодеев и богохульников — лилия между тернами. Терн говорит: «Не подходите. Если тронете меня, будет плохо». Лилия взывает: «Я иду к вам. Я всей душой хочу вам угодить». Всем известен аромат, источаемый лилией. Вероятно, ни одно растение не обладает таким сильным, изысканным и специфическим запахом, как «долинная лилия», или ландыш, что растет в Палестине. Таков освященный верующий. В нем есть что-то таинственное, святой аромат, который источает его жизнь, благодаря чему проявляется его милость, ведь милость, как ее Господь, «не может укрыться». Даже невозрожденный человек может выдавать себя за верующего, но он выдает себя тем, есть ли святость в его жизни; «речь его обличает его».

Отдыхая на юге, я прогуливался возле реки и собирал на зеленом берегу растение адиантум. Когда я там проходил, то ощутил вокруг себя восхитительный аромат. Я взглянул вниз и увидел, как из травы у моих ног на меня глядят голубые глаза. Там укрылись фиалки, но они выдали себя своим прелестным запахом. Так и христианин выдает свою скрытую жизнь. Его отношение, характер и манеры свидетельствуют о его царском происхождении, если только в нем истинно Дух Святой. Таковы люди Божьи. Они не привлекают к себе внимания, но подобны скромному цветку, о котором говорит поэт:

Она не стоит ни у кого на пути

И не заслоняет солнца лучи;

Не стремится ни к славе, ни к чести,

Наряд свой молча надевает

И аромат свой источает; не будь его,

Мы не узнали бы о том, какая красота

Скрывается во мраке.

Дорогие христиане, я хочу, чтобы вы были такими: чтобы в вас было преизобильное богатство благословений и несравненный аромат влияния, по которым вас узнают все люди. Вы такие или вы грубые, колючие и отталкивающие, как терновый куст? Может, вы такие же эгоисты и скандалисты, как и невозрожденные люди? Или вы источаете для своих родных и близких чудесные ароматы самоотверженности и доброты? Если да, тогда Иисус говорит о вас: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами».

И последнее, что касается нашего отношения к миру, это то, что церковь вообще и многие христиане в частности призваны претерпеть особенные испытания, во время которых они почувствуют себя «что лилия между тернами». Этому прекрасному цветку как-то не по себе в такой компании, правда? Христос сказал: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди агнцев — нет, нет, я ошибся, «как агнцев среди волков». Это большое благословение быть агнцем среди агнцев: прятаться с ними в тени высокой горы, покоиться с ними на злачных пажитях и всегда быть под присмотром Пастыря. Для нас это привилегия, и мы должны очень ценить ее. Мы должны объединяться с церковью и совершать с нею таинства. Но даже после этого некоторые из нас будут вынуждены снова идти домой к своей неверующей семье или в мир — зарабатывать себе на хлеб, и вот тогда мы будем агнцами среди волков. Растите в церкви, и вы будете лилиями в саду; но вы не можете поселиться в Табернакле, вам все равно придется возвращаться в неверующий мир, и там вы будете лилиями между тернами.

Вы вздрагиваете от неожиданности, когда находите лилию в таком месте. Часто вы абсолютно неожиданно натыкаетесь на одного из избранных Божьих и тогда удивляетесь так, как будто перед вами стоит ангел. Вот что удивительно в лилии между тернами. Вы прокладываете себе путь через заросли дикого вереска и оказываетесь перед запутанным терном, через который должны пробраться. Вы пробираетесь сквозь густые заросли, разрывая на себе одежду, но внезапно останавливаетесь, как будто увидев ангела, потому что там, среди колючих кустов ежевики, возвышается прекрасная лилия и улыбается вам. Вы чувствуете себя, как Моисей в пустыне, когда он увидел куст, который горит огнем, но не сгорает. Поэтому, встретив в трущобах, где преизобилует богохульство, прекрасное дитя Божье, вы изумляетесь. Если в богатой мирской семье, полной тщеславия вы встречаете смиренного мужчину или терпеливую женщину, которые живут для Христа, вы задаетесь вопросом, как такая благодать проникла в эту семью? То же самое, если в какой-то другой стране, где все поклоняются распятию и иконам, вы случайно встречаете верующего, который стоит на своем среди идолопоклонников и открыто заявляет о своем Боге, не столько даже своими словами, сколько святым поведением. Как это удивительно. Ожидайте множества таких сюрпризов. У Господа есть Свои люди там, где вы не ожидаете их увидеть. Не думайте, что все Его лилии в Его саду; есть лилии между тернами, и Он знает, где именно.

Многие святые живут в семьях, где их ценят не больше, чем терн ценит лилию. Им это причиняет огромную боль, и наше сочувствие будет для них большой поддержкой. Лилии любят расти вместе, и святые любят компанию святых, но все-таки иногда происходит иначе; некоторые верующие вынуждены жить сами. Но не нужно думать, что это одиночество непоправимо. Бог ходит за людьми по пятам, и Он посещает даже тех, на кого не обращают внимания остальные Его люди. Один поэт сказал:

Сколько цветов расцветает,

Которых никто не видит,

Они свой аромат

Источают в пустыне.

Но этот поэт забыл, что Бог есть и в пустыне, и Ему принадлежит это пустынное место и прелесть одиноких цветов. Тот, Кто посадил лилию между тернами, видит ее красоту. Это Божий цветок, и разве он может потерять свою красоту из-за того, что его не нюхает человеческий нос? Считать пропащим того, кто бережет себя для великого Господа, это богохульство. Господь лучше нас разбирается в природных ароматах, и Он радуется, прогуливаясь среди них. Бог очень высоко ценит святость, которая борется в одиночестве. О одинокий верующий, если вас не видит человек, вы можете со всей уверенностью петь: «Боже, Ты видишь меня». На цветок, который цветет только для Бога, возложена большая честь, то же самое и со святым, чья тихая жизнь полностью отдана Иисусу. Если вас не ценят окружающие, не отчаивайтесь, потому что вы почитаемы в глазах Бога.

Лилия не получает никакой помощи от окружающих. «Лилия между тернами» ничего не заимствует у растений, которые растут вокруг нее. Настоящему христианину никак не помогают неверующие; более того, они ему даже мешают. Но по божественной благодати он живет и растет. Вы знаете, что хорошее семя не может вырасти среди терна, который быстро растет и заглушает его. Но это хорошее семя, сильная луковка, которая цветет там, где вы даже не ожидали. Бог может сделать так, что Его люди будут жить и процветать даже среди терна, среди неверующих, которые своим злым влиянием будут заглушать и разрушать их. Как же хорошо, когда какому-нибудь верующему удается возвыситься над зарослями терна, сдерживавшими его рост, распространить свое влияние и начать преобладать над окружающим грехом.

Мы не полностью рассмотрим этот отрывок, если не увидим в нем напоминание о гонениях, которым подвергаются лучшие Божьи люди. Всю жизнь они живут, как лилия между тернами. Некоторые из вас, друзья мои, тоже в таком положении. Над любым вашим словом насмехаются и издеваются, любое ваше действие перекручивается, и вас обвиняют в намерениях, которых у вас никогда не было. Сегодня гонители не имеют права жечь верующих на кострах, но все еще продолжается испытание жестокими насмешками; иногда эти насмешки более злостные и жестокие, чем когда-либо. Божьи люди во все времена были гонимы, и вы ничем не лучше их. С достоинством носите бремя, общее для всех избранных! Не удивляйтесь этому. Такие тяжелые испытания выпадали многим до вас, и вы можете радоваться, что сейчас вы в единстве с апостолами, пророками и благородными мужами всех времен. Лилия между тернами должна радоваться тому, что она лилия, а не терн, и когда ей больно, она должна принимать это как должное и цвести дальше.

Но почему Господь насаждает Свои лилии между тернами? Потому что через них Он производит преобразования, особенные преобразования. Он может поместить лилию среди тернов, чтобы со временем эти терны превратились в лилии. Помните, как написано: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс». Он может поместить христианина в неверующую семью, пока ее члены один за другим не почувствуют божественную силу и не скажут: «Мы пойдем за тобой, потому что понимаем, что с тобой Бог». Это не может случиться естественным способом, но постоянно происходит по благодати. Аромат верующего-лилии, который изливается на заросли неверующего-терна, превращает его в сад лилий. Такая святая работа среди неверующих людей — это самая настоящая и самая лучшая «Цветочная Миссия». Люди, которые дарят цветы бедным, чтобы поселить радость в их печальные дома, поступают очень хорошо, но еще лучше делают те, которые сами являются цветами там, где они живут. Будьте же лилиями, мои дорогие братья, проповедуйте своим поведением, проповедуйте своей добротой и любовью, и я полностью уверен, что ваше влияние усилится, чтобы творить благие дела. Если Дух Святой поможет всем вам устоять среди ваших товарищей, как лилия между тернами, придет день, когда весь терн вымрет, и везде будут лилии; грех будет искоренен, и будет преизобиловать благодать. Вчера один австралиец сказал мне, что у него на участке белых лилий столько, сколько у нас сорняков. Когда же такое в духовном смысле будет в этой части земного шара? Когда Ты пошлешь нам лучшие дни? Сейчас у нас плохие времена, ведь тернов становится все больше и они еще колючее, чем раньше. Защищайте свои лилии, приумножайте их, охраняйте их белоснежность и восхищайтесь ими. Во имя Иисуса, аминь.