8. Начало и конец проповеди должны быть особенно привлекательны

Вступление и заключение имеют важное значение в проповеди независимо от их продолжительности. Слушая вступление, аудитория вырабатывает мнение о самом проповеднике, и часто это мнение определяет, будут ли слушатели принимать проповедь. Если проповедник выглядит нервным, настроенным враждебно или неподготовленным, они будут готовы отвергнуть его. Если же он выглядит бодрым, приветливым и интересным, они будут считать, что он является способной личностью с положительным отношением как к самому себе, так и к слушателям.

Стадия 10: Приготовление вступления и

заключения проповеди.

Вступление

Вступление представляет слушателям идею и ее развитие. Особенности эффективного введения будут зависеть от нее.

Вступление привлекает внимание

Вступление должно привлечь внимание. Когда проповедник выходит за кафедру, он не должен предполагать, что присутствующие, сидя на скамейках, с нетерпением ожидают его проповеди. В действительности они, возможно, мучатся от скуки и боятся, что станет еще хуже. Русская пословица может послужить хорошим советом для проповедника: «С некоторыми людьми случается то же, что и с ослами: чтобы их

126 Изложение проповеди

удержать, их нужно крепко схватить за уши!» Первые слова проповеди, тем не менее, не должны быть драматическими, но они не должны быть и тусклыми; они должны дойти до разума слушателей, и если в первые 30 секунд проповедник не захватит внимание слушателей, он может так и не привлечь его вообще.

Возможности привлечь внимание слушателей уже первыми словами настолько обширны, насколько многообразны творческие способности проповедника. Он может начать проповедь парадоксом: «Многие дети Божьи живут так, как будто они сироты».

Он может использовать известную мысль для сравнения с неизвестной: «Честность — это наилучшая политика. Если человек говорит, что он совершенно не может быть честным, он возможно просто очень хитер».

Риторические вопросы также привлекают внимание: «Возможно ли то, чтобы Бог умер, и если бы Он умер сегодня утром, как скоро вы могли бы об этом узнать?»

Конкретные статистические факты также заставляют людей прислушаться: «Каждый третий брак заканчивается разводом. Только каждый шестой брак является счастливым».

Иногда привлекает внимание юмор: «Бизнесмену, ежегодно проходившему обследование состояния здоровья врач сказал: «Сэр, ваше здоровье подобно доллару!» Бизнесмен тут же упал в обморок».

Само место Священного Писания может привлечь внимание: «Для многих людей 6 глава Послания к Евреям является самым затруднительным местом в Библии». Проповедник может обратиться прямо к тексту: «Сегодня я бы хотел начать с исповеди. Я хочу сказать проповедь, уже сказанную другим проповедником. Именно таким образом Соломон, автор книги Екклесиаста, представляет нам самого себя».

Люди усядутся и будут слушать увлекательную историю: «Мэри Уотсон к 40 годам была домохозяйкой. Она считала себя молодой привлекательной женщиной несмотря на то, что уже 15 лет была замужем и имела троих детей. Но вдруг в течение месяца она

превратилась в уродливую старуху».

Иногда проповедник должен перейти прямо к своей теме: «Если вы называете себя христианином, вы должны верить в Троицу».

Как бы то ни было, но проповедник своими первыми 25 словами должен привлечь внимание слушателей. Захватывающее начало обещает аудитории, что проповедь стоит того, чтобы ее прослушать в течение 30 минут.

Глава 8 127

Вступление раскрывает нужду

Эффективное вступление также содержит представленную нужду. Проповедник должен превратить несознательное внимание слушателей в сознательное для того, чтобы люди слушали его проповедь не только потому, что они должны слушать, но и потому, что они хотят слушать. Пол О’Нил, пишущий статьи для светского журнала «Лайф», сформулировал так называемый закон 0’Нила: «Хватайте читателя за горло в первом абзаце, в одну секунду придавите большим палцем его дыхательное горло и поставьте его к стене, пока вы не кончите говорить с ним». Ученый-социолог Артур Р. Конэн делает вывод, что если слушателям сообщают информацию, затрагивающую их нужды, то происходят две вещи: (1) люди более охотно чему-то учатся; и (2) их мнение изменяется скорее и становится более постоянным, чем если им давать информацию, не относящуюся к реальной жизни. Все это говорит о том, что в вопросе контакта со слушателями важную роль играет ответ на вопросы: «Почему об этом говорят? Зачем я это должен слушать?»

Чарльз Р. Свиндол начинает свою проповедь на тему 2 Кор. 1:3-11 вопросом, затрагивающим очень насущную нужду:

«Эль Таблазо казался таким близким. Очень близким. Все произошло неожиданно быстро. Врезавшись в гору, возвышающуюся на 4700 метров над уровнем моря, самолет ДС-4 превратился в груду искореженного металла.

Самолет, принадлежавший компании Авианка и летевший в Кито Эквадор, загорелся и свалился по откосу горы в глубокое ущелье. На мгновение холодная колумбийская гора озарилась ярким светом, а потом снова воцарилась тьма. И тишина…

Перед вылетом из аэропорта ранее в тот день, молодой парень из Нью-Йорка Глен Чемберс второпях написал записку, на найденном на полу обрывке бумаги. Этот обрывок бумаги был клочком, оторванным от какой-то рекламы, и на нем в самом центре было напечатано всего одно слово: «Почему?» Спеша на посадку в самолет, Чемберс нацарапал записку своей матери вокруг напечатанного слова. Быстро свернув записку, он запечатал конверт и, написав адрес, бросил его в почтовый ящик. Позже он, конечно, собирался написать больше. А именно, о начинающейся службе на радиостанции «Голос Анд» в Кито (Эквадоре), шужбе, о которой он мечтал всю свою жизнь.

Однако он больше не написал ничего. Между тем временем, когда он бросил записку в почтовый ящик, и тем, когда она пришла к адресату, Эл Тоблазо поглотил самолет, на котором он летел, и все его мечты. Конверт с его запиской пришел позже, чем

128 Изложение проповеди

весть о его гибели. Когда его мать получила записку, ее поразило единственное напечатанное слово: «Почему?»

Это вопрос, который сначала поражает нас и затем никак не может оставить нас в покое. Почему? Почему меня? Почему сейчас? Почему именно это?»

Нужду можно изложить очень коротко. Вопросами: «Может ли работающая женщина быть хорошей матерью? Что вы скажете на это? А что говорит Библия?» Менее чем двадцатью словами можно затронуть важную нужду.

Проповеди, подобно кремню, бьющему о железо, могут вызвать пожар. Когда «кремень» личной проблемы ударяется о «железо» Слова Божьего, искра зажигает пламя в человеческом разуме. Направление наших проповедей к человеческим нуждам — это не просто технический прием, рассчитанный на то, чтобы сделать проповедь убедительной; это задача нашего служения. Лесли Тизард хорошо сознавал, о чем нужно проповедовать, когда он заявил: «Всякий, кто хочет стать проповедником, должен так ощущать нужды других людей, чтобы они стали его собственными нуждами».

Нужды многообразны и многолики. Верующие отличаются от неверующих не тем, что у них другие нужды, а своим подходом к ним. Авраам Маслов, известный психолог, считает, что нужды порождают друг друга. В течение всей нашей жизни мы переходим от одного комплекса нужд к другому, и это является побуждающим фактором наших действий. Один такой комплекс нужд вытекает из нашего организма, говорит он. Эти физиологические нужды заключаются в следующем: пища, питье, отдых, проблемы общения с другим полом и т.п., и если они не удовлетворяются надлежащим образом, то они становятся доминирующими в нашей жизни.

Люди всегда имеют нужды, вытекающие из того факта, что они должны жить друг с другом. Социальные нужды включают в себя желания иметь уважение, любовь, привязанность, безопасность, самоопределение и самоутверждение. Люди хотят знать, что их кто-то любит; они хотят, чтоб их ценили, они хотят расти, развиваться и реализировать свои потенциальные возможности.

Люди нуждаются в знании и понимании. Маслов указывает, что любопытство становится сильным побуждающим мотивом только после того, как физиологические и социально-общественные нужды должным образом будут удовлетворены. Любопытство может завладеть вниманием в самом начале проповеди. Однако оно не может вызвать в людях такой же глубокий отзыв, как тогда, когда они понимают, что Бог помогает им в стремлении к самоутверждению, безопасности, привязанности и любви.

Глава 8 129

Уже в начале проповеди слушатели должны узнать, что пастор говорит именно об их нуждах. Он поднимает вопросы, рассматривает проблемы, определяет нужды, говорит о жизненно важных вещах, о которых сказано в данном тексте Писания. Причем о практическом применении нужно говорить уже начиная с вступления, а не в заключении. Если проповедник даже с ограниченными способностями затрагивает человеческие вопросы, проблемы, заботы и желания и рассматривает их с библейской точки зрения, его уже посчитают прославленным гением. Более важно, однако, то, что через его проповедь будет проявлена Божья благодать, облегчающая бремя забот и напряженности повседневной жизни.

Вступление раскрывает ход действия в проповеди

Вступление должно что-то сказать слушателям об основной части проповеди и об ее развитии. Вступление должно представлять тему. Очень коротко нужно представить слушателям тему проповеди для того, чтобы никто не мог с удивлением спрашивать: «О чем же будет говорить проповедник?» Если представляется только тема, то обычно нужно дополнить ее главными пунктами. Например, если проповедник поднимает вопрос: «Как мы можем знать волю Божью?» — слушатели станут ожидать указаний на то, как главные пункты проповеди будут отвечать на него.

Вступление может пойти дальше, чем объявление темы, и сориентировать слушателей на главную идею. Проповедь, основанная на Рим. 1:1-17 и говорящая о том, что нужно сделать для евангелизации общества, в котором мы живем, может включать в себя такое заявление: «Когда в церкви Евангелие становится «все во всем», то сила Евангелия становится непреодолимой в мире». И когда идея уже изложена, проповедник должен поднять один из основных вопросов, относящихся к ней: «Что это значит? Истинно ли это? Каким образом это влияет на жизнь?» Хотя и не точно в такой форме, но проповедник должен назвать один из этих вопросов. И если он не сделает этого прямо или косвенно, то проповедь можно считать законченной несмотря на то, что он будет говорить еще тридцать минут. Эффективная проповедь должна поддерживать в слушателях чувство напряженности, ожидания того, что еще что-то важное будет сказано до окончания проповеди. И если такое напряжение пропадает, проповедь можно считать оконченной. Вот почему аналитический вопрос, на который укажет проповедник, покажет слушателям, что будет сделано с идеей в оставшейся части проповеди. Она может быть построена как объяснение идеи, как доказательство этой идеи или, как практическое ее применение.

Если проповедь строится по индуктивному методу, вступление ведет к изложению первого основного пункта проповеди. При этом слушатели

130 Изложение проповеди

могут предполагать, что первым пунктом может ограничиться вся проповедь. Первый пункт должен быть затем связан четким переходом со вторым пунктом, а второй с третьим и так до тех пор, пока будет раскрыта полная идея проповеди.

Вступление освещает еще другие вопросы

Относительно вступления можно сказать еще что-то. Проповедь не должна открываться извинением. Проповедник своим извинением надеется заслужить симпатию, но самое лучшее, чего он может достичь — это жалости. Такой проповедник не сможет убедить своих слушателей. Если вы не готовы к проповеди, пусть сами слушатели определят это. И во многих случаях они просто этого не заметят.

Вступление должно быть коротким. После того, как покажется вода, перестаньте копать колодец. К сожалению, здесь нельзя перевести все это в проценты. Вступление должно быть настолько длинным, чтобы захватить внимание слушателей, объяснить нужду, направить слушателей к данной теме, идее или к первому главному пункту. И пока это не сделано, вступление является неоконченным, если же оно продолжается и после того, когда это сделано — оно слишком длинное. Одна старушка когда-то сказала проповеднику из Уэльса Джону Оуэну, что он так долго накрывал на стол, что у нее пропал аппетит.

Вступление не должно обещать больше того, что должно обещать. Если это случается, то это подобно стрельбе из пушки по воробью. Сенсационное вступление к простой, обычной проповеди — это нарушенное обещание. Если проповедник не осветил полностью нужду, о которой он начал говорить, община чувствует себя обманутой.

Где-то в начале проповеди проповедник должен прочесть Священное Писание. Некоторые проповедники читают Писание непосредственно перед проповедью, поскольку проповедь и должна объяснить прочитанное место. К сожалению, если текст не будет прочитан умело, община может подумать, что это скучный обряд, который они должны выслушать перед тем, как им скажут что-то о Библии. Как общее правило, короткое место Священного Писания нужно прочесть сразу же после вступления. Когда чтение текста следует после вступления, это помогает слушателям обратить на него свое внимание.

Пользуйтесь юмором осторожно. Если он привлекает внимание к идее, смех может послужить прекрасным инструментом. Если же он служит только как развлечение, то такой юмор только мешает проповеди. Когда проповедник говорит перед незнакомыми людьми, юмор помогает ему установить мост доверия, однако, если он будет включать слишком много шуток, его могут посчитать просто комедиантом. Если юмор используется, он должен привлекать внимание аудитории к служителю или к его проповеди.

Глава 8 131

То, как служитель выходит за кафедру, говорит многое для слушателей о нем. Если он идет не спеша и уверенно, его манера говорит о том, что он хочет сказать что-то важное, и что нужно прослушать с вниманием. Перед тем, как начать говорить, он должен сделать паузу, чтобы привлечь внимание. Он и слушатели должны быть едины в начале проповеди, если они даже не сохранят его к концу проповеди. Он должен смотреть на людей, а не в свои заметки или даже в Библию.

Нервозность иногда делает голос повышенным и дрожащим. Вот почему проповедник должен особенно следить за тем, чтобы первые слова были сказаны спокойно. Чтобы снять напряжение, возникающее в горле, в момент ожидания, когда можно будет говорить, надо или шевелить языком или пробовать что-то говорить беззвучно с закрытым ртом. Облегчает начало речи и глубокий вдох перед началом проповеди. Энергичный определенный жест после сказанного первого предложения переводит нервную энергию в положительное движение тела. Лучше всего нервное напряжение снимается тогда, когда проповедник еще перед выходом за кафедру знает в точности то, как он начнет свою проповедь.

Есть три типа проповедников: те, которых вы не можете слушать, те, которых вы можете слушать, и те, которых вы должны слушать. В течение вступления слушатели обычно приходят к выводу, какого типа проповедник перед ними говорить.

Заключение

Подобно тому, как опытный летчик знает, что посадка самолета требует особого напряжения, способный проповедник понимает, что заключение проповеди требует вдумчивой подготовки. Подобно летчику, хороший проповедник никогда не должен допускать неопределенности в вопросе, где «приземлится» его проповедь.

Фактически заключение имеет столь большое значение, что многие проповедники подготавливают его прежде всего, так что сама проповедь придет к нему прямой дорогой. Использует ли проповедник такой метод или нет, он должен уделить работе над заключением особое внимание. В противном случае все остальное окажется напрасным.

Цель заключения — подвести итог, а не просто закончить проповедь. Оно должно быть чем-то большим, чем просто громкое заявление: «Да поможет нам Бог жить во свете этой великой истины». Оно также должно быть больше, чем просьба склонить головы для молитвы, чтобы проповедник мог уйти из-за кафедры в тот момент, когда у присутствующих закрыты глаза. Он должен сделать заключение таким, чтобы слушатели почувствовали, что проповедь закончена. Подобно адвокату, проповедник просит слушателей вынести свой приговор. Слушатели должны иметь полное и завершенное представление о данной

132 Изложение проповеди

идее и хорошо узнать и почувствовать, чего требует от них Божья истина. Прямо или косвенно заключение должно отвечать на вопрос: «Ну и что из этого? Каким образом это должно повлиять на жизнь?» Перед слушателями должен встать и другой вопрос: «Хочу ли я позволить Богу сделать соответствующую перемену в моей жизни?» Пол Уайтмен дает хороший совет в отношении требований, предъявляемых к вступлению и заключению: «Когда вы начинаете, начинайте подобно взрыву, а когда кончаете, пусть воцаряется полная тишина».

Заключение может принимать различные формы в зависимости от вида проповеди, от слушателей и от проповедника. Поскольку элемент новизны всегда повышает интерес у слушателей, служитель должен работать над тем, чтобы иметь разные заключения. Какие же элементы могут быть использованы при заключении проповеди?

Итог

Во многих случаях проповедник оглядывается назад и повторяет основные пункты своей проповеди. Делая это, он пересматривает основные утверждения с целью связать их вместе в главную идею проповеди. Подведение итога — это приведение проповеди к общему целому. Однако это не должно превращаться во вторую проповедь.

Пример

Пример, суммирующий идею или показывающий то, как эта идея влияет на жизнь, делает заключение особенно влиятельным. Пример должен быть точно соответствующим поставленной цели, чтобы слушатели поняли без объяснения то, что хочет сказать проповедник. Рассказав такой пример, остановитесь. Подбирайте примеры настолько ясные, чтобы после них нужно было сказать всего лишь одно или два предложения, а еще лучше, если не потребуется вообще ничего говорить.

Питер Маршал закончил проповедь на тему Иак. 4:14 следующей захватывающей историей:

Древняя легенда рассказывает об одном багдадском купце, однажды пославшем своего слугу на базар. Прошло немного времени, и слуга вернулся назад, бледный и трясущийся от страха, и сказал с великим волнением своему хозяину: «Там, на базарой площади, меня толкнула одна женщина, и когда я обернулся, чтобы посмотреть, кто это был, я узнал, что это смерть. Она посмотрела на меня, сделала угрожающий жест. Господин, пожалуйста, одолжи мне лошадь, потому что я должен убежать отсюда. Я поеду в Самарру и там спрячусь, и смерть меня не найдет».

Глава 8 133

Купец отдал ему свою лошадь, и слуга поспешно ускакал прочь. Позже сам купец пошел на базарную площадь и увидел смерть, стоящую в толпе. Он подошел к ней и спросил: «Почему ты напугала моего слугу сегодня утром? Зачем ты сделала угрожающий жест?»

«О, это не был угрожающий жест, — ответила смерть, — это был только жест удивления. Я была удивлена, что встретила его в Багдаде, ведь у меня назначено свидание с ним сегодня вечером в Самарре».

Каждому из нас уже назначено свидание в Самарре. Но это должно только радовать нас, а не пугать, приводить нас к большей надежде на Него, в Чьих руках находятся ключи жизни и смерти.

Цитаты

Хорошо подобранная цитата, приведенная в заключении иногда лучше сформулирует нашу идею, чем мы сами смогли бы это сделать. Цитата должна быть короткой, и проповедник должен знать ее наизусть. Несколько строк из стихотворения или духовного гимна могут прекрасно выразить нужную истину. В общем стихотворение должно быть коротким так же как понятным и уместным. Если продекламировать слова из какого-то гимна, а потом предложить его спеть, влияние этих слов может удвоиться. Опять-таки, предложение, взятое из текста Священного Писания может хорошо подвести итог всему этому месту или указать на его практическое значение. Когда этот стих повторяют снова, его значение, усиленное проповедью, может особенно четко запечатлеть истину в памяти слушателей.

Вопрос

Подходящий вопрос или даже серия вопросов могут быть эффективным заключением проповеди. Проповедь о добром самарянине заканчивалась так: «Позвольте мне закончить тем, чем я начал: Любите ли вы Господа? Прекрасно. Я рад это слышать. Но любите ли вы ваших ближних? Как мы можем говорить о том, что любим Бога, Которого не видим, если мы не любим наших братьев и наших ближних, которых видим?»

Молитва

Молитва может послужить подходящим заключением только в том случае, если она следует после искреннего обращения, а не после обычного подведения итога проповеди, или после косвенного обращения

134 Изложение проповеди

к слушателям. Если желание к Божьему труду возникает в ответ на проповедь, то оно должно быть выражено в искренней молитве.

Специальные указания

Примером бессмысленного сообщения может служить следующее стихотворение:

Когда Томми Снукс и Бэсси Брукс

Прогуливались в воскресенье,

Томми Снукс сказал Бэсси Брукс:

Завтра будет понедельник.

Хотя в обычном разговоре такое стихотворение мало что означает, для проповедника оно может означать многое. Как люди будут вести себя в понедельник утром, после прослушанной ими в воскресенье проповеди? Заключение должно дать ответ на этот вопрос. Если же проповедник не поставит этого вопроса перед слушателями, они так и не будут в состоянии дать на него ответ. Не каждая проповедь заканчивается указанием: «Как это сделать?» Некоторые проповеди затрагивают очень важные вопросы и достигают своей цели уже тем, что люди понимают сущность этой проблемы и ее библейское решение. В таких случаях не могут быть начертаны рамки определенных действий. Тем не менее, проповедь сможет глубже повлиять на жизнь, если служитель предложит практические советы того, как можно эту истину воплотить в жизнь.

Отчетливое зрительное представление

На горном перевале тихоокеанской автомобильной дороги водители могут нередко увидеть предупредительный знак: «Берегитесь обвала!» К сожалению, когда массивный камень сдвинется со своего места и будет падать на дорогу, то уже слишком поздно, чтобы увернуться от него. Не всякую истину можно тут же, мгновенно, осуществить в жизни. Многие проповеди подготавливают людей к тому, что неожиданно на них может упасть «камень». Отчетливые зрительные образы, представляющие слушателям и образующие возможную будущую ситуацию, могут помочь им применить в жизни то, чему они научились из проповеди. Эти образы должны быть достаточно четкими, чтобы каждый слушающий мог вообразить себя самого в той обстановке, которая может наступить в будущем. Заканчивая проповедь, проповедник может нарисовать такую картину: «Я не знаю, когда и как это может случиться с вами. Однажды темной ночью вас может разбудить от глубокого сна неистовый звонок телефона. Подняв трубку, вы, возможно, услышите голос, говорящий на другом конце провода: «Приготовьтесь к худшему, я должен сообщить вам трагическую

Глава 8 135

новость». В тот момент вы можете узнать, что ваша жизнь разбита или кто-то из ваших близких оставил вас навсегда. Если ваша жизнь рушится, вы должны положиться на непоколебимую истину: Бог неизмеримо милосерден, чтобы быть жестоким, и настолько мудр что не может допустить ошибку».

Необходимо сделать еще несколько общих замечаний, касающихся подготовки заключения любой формы. В заключении не следует приводить никакого нового материала. В последний момент слушатели должны быть готовыми унести с собою то, что они слушали в течение всей проповеди, и ни в коем случае не стоит предлагать им какие-то новые мысли. Проповедь уже выдвинула «пушки» на огневую позицию, и теперь настало время «стрелять» по разуму и эмоциям слушателей.

Если мы претендуем на честность, мы не должны обещать ничего конкретного в заключении, если мы не можем это сделать. Очень часто слова: «наконец…» или: «в заключение можно сказать…» обещают то, что за ними так ничего и не последует. Такие и подобные им слова должны произноситься нечасто и осторожно. В хорошо подготовленной проповеди заключение вытекает естественно и без того, чтобы делать об этом специальное заявление.

Заключение не должно быть длинным. Время, когда проповедь неожиданно заканчивается, может обладать особенным эффектом. Плохо подготовленное заключение, в котором проповедник ищет то, как ему окончить свою проповедь, может заставить слушателей поглядывать на двери. Следует помнить слова старого фермера: «Когда вы кончили качать воду, отпустите ручку насоса». Уильям Сангстер дает ясный совет:

«Подойдя к концу проповеди, остановитесь. Не кружите вокруг да около, ища подходящий «клочок земли», подобно усталому пловцу, приплывшему к неизвестному берегу и ищущему песчанного места, где можно легко выйти из воды. Идите прямо к окончанию и «приземлитесь» наконец-то. «Конец», — должны вы сказать сами себе и закончить. Если ваша последняя фраза оказалась хорошо запоминающейся — это лучше всего, но если ее нужно еще искать, то не делайте этого. Пусть ваша проповедь обладает тем качеством, к которому Чарльз Уеслей стремился всю свою жизнь: пусть работа и курс закончатся одновременно».

136 Изложение проповеди

Новые концепции

Вступление

Главные характеристики эффективного вступления

Заключение

Определения

Заключение дает слушателям полное и исчерпывающее представление об идее и позволяет им унести домой эту истину в своем разуме и в жизни.

Вступление представляет слушателям тему, главную идею или первый пункт проповеди.

Главная характеристика эффективного вступления привлекает внимание к идее, выдвигает нужду, ориентирует слушателей на то, как будет развиваться основная часть проповеди.