10. Как проповедовать так, чтобы люди слушали

Многие книги по гомилетике много говорят о составлении и развитии проповедей, но совсем мало об их изложении. Пасторы, очевидно, должны руководствоваться составленным текстом проповеди. Хотя служители тратят помногу часов еженедельно на подготовку проповеди, они редко уделяют хотя бы несколько часов в год чтобы обдумать, как ее нужно изложить. А между тем проповедь не является простым повторением слов, записанных в плане проповеди или в ее конспекте. Она жива только тогда, когда проповедуется. Мертворожденная же проповедь — бесполезна.

Эффективность наших проповедей зависит от двух факторов: что мы говорим, и как мы говорим. И то, и другое одинаково важно. В отрыве от реальной жизни передача библейского содержания является бесполезной, но и без умелой передачи наших мыслей мы не можем успешно изложить библейские истины слушателям. По своей значимости элементы проповеди можно расположить в следующем порядке: мысль, аргумент, язык (речь), голос, жесты. С точки зрения влияния на слушателей эти элементы располагаются в обратном порядке. Жесты и голос являются наиболее бросающимися в глаза, и на них прежде всего обращают внимание. Все практические исследования процесса передачи проповеди и влияния ее внешних факторов на слушателей приводят к единому заключению: изложение проповеди играет очень важную роль.

На слушателей прежде всего воздействуют не только голос и жесты проповедника, но и его интонация и поведение, которые передают его чувства вернее его слов. В течение 70-ых годов группа разных ученых (философы, антропологи, социологи и специалисты по ораторскому искусству) занималась изучением эффекта неголосовой передачи мысли. Рассматривались самые разные стороны передачи проповеди: стоим мы или сидим во время проповеди, выражение нашего лица, наши жесты и даже то, как расстояние между проповедником и слушателями влияет на восприятие проповеди. В результате этих исследований вышло несколько

152 Изложение проповеди

книг, попытавшихся на основании этих материалов сделать выводы для того, чтобы помочь читателям более эффективно использовать несловесный язык. Эти книги произвели, пожалуй, столько же скептиков, сколько и энтузиастов. Личные и культурные различия в вопросе несловесного языка настолько велики, что не дают возможности сделать какие-либо догматические выводы в этом вопросе, и любое упрощение может оказаться опасным. Так например, в этих книгах утверждается, что женщина, скрещивая на груди руки, старается не допустить к себе окружающих ее людей, подобно тому, как слово модель всегда означает, что речь идет о чем-то маленьком, изображающем большой объект.

Тем не менее, никто не отрицает того, что мы что-то «говорим» и тогда, когда молчим. Друзья считают, что одной из характеристик, определяющих глубину их взаимоотношений, является способность понимать друг друга и тогда, когда они безмолвно сидят друг возле друга. По выражению лица или по тону голоса мы можем определить то, когда наши знакомые и даже незнакомые сердятся, озабочены или дружески настроены. Улыбка, угрюмое выражение лица, пристальный взгляд, подмигивание или мимолетный взгляд — все это определяет, понравится или не понравится нам тот или иной человек, будем или не будем мы ему доверять. Автор Притчей хорошо сознавал значение несловесного языка, когда писал: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его; он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры» (Прит. 6:12-14). Глаза, руки, лицо, ноги говорят слушателям так же много, как и слова проповедника, а возможно даже больше. Психолог Альберт Мехрабян выразил это в процентах. На слушателей влияет только 7% слов, 38% голоса и 55 % выражения лица говорящего.

Из этих исследований можно извлечь несколько полезных советов, относительно проповедей и проповедников. Во-первых, несловесный язык имеет очень важное значение в публичной речи. Когда мы говорим на собрании, на слушателей воздействуют одновременно три различных аспекта: наши слова, наша интонация и наши жесты. Все три передают идеи. Когда актер Джорж Арлис впервые прочел пьесу Дизраэли, он посоветовал автору выбросить из текста две страницы: «Я могу глазами передать их содержание» — сказал он. «Как глазами?» — воскликнул автор. Арлис показал, и автор согласился опустить эти две страницы. Несомненно, что какое-то действие может иногда лучше передать мысль, чем слова. Положить палец на уста означает больше, чем сказать: «тихо». Широко открытые глаза и высоко поднятые брови могут выразить чувство удивления, которое нельзя передать словами, а пожатие плечами передает идею лучше, чем слова. В общем, несловесные элементы более часто передают наши эмоции и отношение

Глава l0 153

к чему-то. Эдвард Т. Холл подводит итог исследованиям учены социологов следующим образом: «В дополнение к тому, что мы говорим нашими словами, мы всегда передаем наши реальные чувства безмолвным языком — языком нашего поведения».

Во-вторых, исследования и жизненный опыт говорят о том, что в случае, когда несловесное сообщение противоречит словесному слушатели более доверяют первому. Всем телом труднее обманывать чем только одними устами. К такому же заключению пришел и Зигмунд Фрейд: «Живой человек не может скрыть какой-то секрет. Если он хранит молчание, говорят его пальцы; предательство просачивается через каждую пору тела». Слова пастора могут говорить: «Это важно», но если его голос звучит вяло и невыразительно, а тело находится в безразличной позе, то община не поверит ему. Если проповедник, сжимая кулаки, резким тоном говорит: «В чем эта церковь нуждается? В том, чтобы члены больше любили друг друга и проявляли больше заботы друг о друге», — то сидящие на скамьях с недоумением подумают, а понимает ли этот проповедник то, о чем он говорит. Поскольку значительная часть проповедей затрагивает отношение самого проповедника к тому, что он говорит, и поскольку оно может или усиливать сказанное или противоречить ему, проповедник не может игнорировать сам процесс передачи проповеди.

В-третьих, эффективная передача мысли начинается с желания. Философ-юморист Эйб Мартин заметил: «Между профессионалом и любителем разницы больше, чем между всем остальным на земле». В публичной речи любитель говорит слова. Профессионал, с другой стороны, имеет глубокое желание передать мысль. Любитель хочет просто выразить идею из своей головы, тогда как профессионал хочет вложить идеи в наши головы. У проповедника технические знания и практика публичного выступления не могут подменить убежденности и ответственности. То, что у вас есть что-то сказать общине, нужное для ее разума и повседневной жизни — это весьма важное побуждение к изложению хорошей проповеди. Оно производит соответствующее желание для проповедования. Вот почему хорошая проповедь за кафедрой подобна живому разговору. Когда мы концентрируемся на идеях, чтобы другие поняли и приняли их, проповедь становится естественной. Это не может придти благодаря рабскому следованию каким-то определенным правилам. Чарльз Браун в своих лекциях, прочитанных в Йельском университете, следующим образом охарактеризовал проповедническую деятельность Джона Макдональда в Лондоне:

«В то утро он читал II главу Послания к Евреям. Когда он начал свою проповедь, то сказал следующие слова: «Вы все слышали об этих мужах веры. Я не собираюсь говорить вам, что такое вера, для этого есть профессора богословия, которые могут вам лучше

154 Изложение проповеди

объяснить это, чем я. Я здесь для того, чтобы помочь вам верить». Затем последовало простое, искреннее и величественное провозглашение о человеческой вере в те невидимые вечные реальности, возрождающее веру в сердцах и умах всех его слушателей. В свой труд он вкладывал свое сердце, и его проповедь была эффективной, поскольку она вытекала из истинной красоты его собственной внутренней жизни».

«В свой труд он вкладывал все свое сердце». Это нельзя подменить никакими правилами. Искренность, энтузиазм и глубокая пылкость разбивали всякие барьеры, что позволяло внутреннему человеческому «я» освобождаться от цепей неверия. Именно в этом отношении эффективная проповедь уподобляется обыкновенному ежедневному разговору.

Говоря, что проповедь за кафедрой напоминает разговор, мы не хотим этим сказать, что наш обычный метод разговора — это обязательно наилучший путь передачи мысли. Наша частная манера разговора определяется привычками, приобретенными на протяжении всей жизни. Мы можем усвоить в нашей манере разговора какие-то плохие привычки точно так, как мы приобретаем их в своей осанке или манере еды. Более того, некоторые привычки, не заметные в частном разговоре, становятся явно очевидными в публичном выступлении.

Когда мы выступаем перед людьми, наше положение становится необычным и выразительным. Привычка опускать руки в карманы, поглаживать волосы или лицо, держать что-нибудь в руках, суетливо поправлять галстук, шаркать ногами по полу — это плохие услуги проповеднику. Манерность и другие свойственные вам привычки могут оставаться незаметными для ваших друзей и казаться терпимыми для ваших сотрудников, однако за кафедрой они становятся особенно заметными и мешают людям слушать то, что вы говорите. Поэтому движения тела за кафедрой должны контролироваться чтобы они были эффективными.

Сначала попытки улучшить свое положение часто кажутся не естественными. Новичок может подумать, что ему не следует вообще предпринимать какие-то попытки в этом направлении, поскольку проповедник не артист, и работа над манерой изложения проповеди якобы мешает проявлению личных особенностей. Однако приобретение любых привычек требует работы над собой. Когда мы только начинаем учиться ездить на автомобиле или играть в теннис, например, мы ощущаем затруднение, когда пытаемся руководить своим поведением. Практикуясь и набирая опыт, скованность постепенно исчезает, и вновь приобретенное поведение кажется более легким. Необходимо затратить определенные усилия чтобы научиться перед людьми вести себя естественно.

Каковы же те несловесные факторы передачи мысли, на которые нам следует обратить внимание?

Глава 10 155

Внешний вид и одежда

Когда Апостол Павел говорил: «…для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22), он установил основной принцип христианского общения. С моральной точки зрения то, что важно и что неважно, должно определяться не собой самим, а другими. И поскольку внешний вид и одежда влияют на то, как слушатели отнесутся к нам, мы должны обращать на них особое внимание.

Основным правилом, касающимся внешнего вида и одежды проповедника, должно быть то, чтобы они были подходящими для аудитории, обстановки и самого проповедника. Например, изменяющаяся мода прически, бороды и усов делает невозможным установление каких-либо норм в этом вопросе. Служитель должен знать своих слушателей и не допускать того, чтобы его прическа мешала его служению. Как-то консультанта по одежде во многих американских фирмах Джона Т. Молоя, спросили, есть ли какие-нибудь общие черты у тех специалистов, которые пользуются успехом. Он указал на две: они всегда причесаны, а туфли начищены. И они требуют того же и от других людей, особенно от своих подчиненных. Согласно исследованиям Джона Т. Молоя, растрепанные волосы, даже если они короткие, вызывают резкую отрицательную реакцию у других людей. Волосы, какой бы они ни были длины, должны быть тщательно причесаны.

Регулярное занятие физкультурой и соблюдение правильной диеты может помочь сохранить нормальный вес тогда, как полнота мешает общению. Трудно поверить проповеднику, имеющему 15 килограммов лишнего веса, когда он говорит о вопросе воздержания. Необходимо также пользоваться средствами против потения, зубной пастой и средствами, уничтожающими неприятный запах изо рта. Хотя телевизионная реклама и преувеличивает, когда говорит, что неприятный запах изо рта хуже рака, такой запах изо рта, как и запах пота могут построить стену отчуждения там, где проповедник хочет построить мост общения.

Недавние исследования показали, что одежда и внешний вид определяют наше суждение о других людях, хотя мы можем и не осознавать, почему это так происходит. Очевидно старую пословицу: «одежда делает человека» нужно несколько изменить: «одежда говорит о человеке». Хотя мы можем одеваться так, чтобы нам было удобно, мы должны не забывать о том, что наша одежда должна быть «удобной» и для других. Журнал «Psychology Today» «Современная психология» сообщил о проведении трехмесячного исследования, в котором принимало участие семь продавцов, и которое было посвящено тому, как одежда влияет на успех продажи: «В то время, когда джинсы и спортивные пиджаки проникли даже в круги, отличающиеся своей благопристойностью, играет ли теперь какую-нибудь роль, одевает ли человек приличный костюм? В некоторых видах бизнеса очевидно да.

156 Изложение проповеди

Когда продавец в магазине мужской одежды в штате Алабама в городе Монтгомери одел костюм он начал продавать товаров в среднем на 43% больше, чем когда он был одет в рубашке с короткими рукавами и с галстуком и на 60% больше, когда он носил рубашку с расстегнутым воротником».

Костюм пастора должен быть чистым и выглаженным. На ногах должны быть одеты носки, в карманах не должна находиться коллекция различных авторучек, записных книжек, очков, кошельков; а рубашка должна быть украшена туго завязанным галстуком. Носовой платок должен быть всегда чистым. Служитель не укрепит своего авторитета проповедника, если он будет одет так, как будто смотрел в греческий текст, когда одевался, а не в зеркало.

Движения и жесты

Бог создал человеческое тело для движения. Если же община хочет видеть статую, она может пойти в музей. Но даже и там более впечатляющими являются те статуи, которые кажутся живыми. В большинстве случаев профессионалы используют движение всего тела. Дирижер симфонического оркестра, концертный пианист, бейсболист, спортивный судья, актер, игрок в гольф и другие используют все свои телодвижения. Опытный оратор также позволяет говорить своему телу.

Содержание проповеди должно определять телодвижения проповедника. Этот принцип может осуществляться двумя путями. Некоторые проповедники нуждаются в телодвижениях. Обычно они стоят почти неподвижно за кафедрой, и их говорящая голова не позволяет их телу двигаться в такт произносимой проповеди. Таким проповедникам нужно стараться позволять своему телу делать движения, которых требуют их разум и эмоции. Они не должны препятствовать физическому выражению, сопровождающему эмоциональные мысли. Проповедник должен во время проповеди давать такую же свободу своим рукам, ногам и голове, как и во время личного разговора с людьми. Хотя некоторые из нас жестикулируют больше, чем другие, мы должны следить за тем, чтобы жестикуливовать за кафедрой не меньше, чем в частном разговоре. На самом же деле мы нуждаемся в том, чтобы наши жесты были более сильными, энергичными и выразительными.

Принцип, что содержание проповеди должно определять телодвижения проповедника, также означает, что некоторым наоборот нужно двигаться меньше. Если они бегают взад и вперед, они открывают свою нервозность и своими движениями мешают слушателям сосредоточить свое внимание. Их движения не вытекают из содержания проповеди и являются только результатом нервного возбуждения. И хотя такое хождение успокаивает их самих, оно не

Глава 10 157

делает того же с их слушателями. Если ваши движения исходят просто от привычки, сдерживайте их. Если же они вызваны содержанием проповеди, не сдерживайте их, но дайте свободу их выражению. Так например, когда вы переходите к новому пункту в проповеди, то можете сделать пару шагов в сторону от того места, где вы находитесь, чтобы наглядно продемонстрировать такой переход. Когда же новая идея изложена, и вы переходите к другой, вы можете снова возвратиться к первому положению. Если же вы хотите, чтобы слушатели расслабились после того, как вы изложили главный пункт, вы можете возвратиться к первому положению и сделать паузу. Совет Гамлета его артистам остается полезным и теперь: «Приспосабливайте действие к слову и слово к действию».

Особым видом телодвижения являются жесты, которые в проповеди играют такую же роль, как диаграммы в книге. Жесты служат для выражения чувств, а не для показа, и их значение проявляется в нескольких областях. Они помогают нам объяснять и описывать то, о чем мы говорим. Если проповедник хочет описать вавилонские стены, его описание будет намного более эффективным, когда он будет сопровождать свой рассказ жестами. Задумайтесь над тем, как будет выглядеть следующее описание без жестов и затем в сопровождении жестов: «Вавилон стоял, как символ мощи язычников. Город был окружен сложной системой двойных стен, и их протяженность составляла около тридцати километров, ширина же их была такой, что на стене могли разминуться две кареты. Эти массивные стены укреплялись гигантскими оборонительными башнями, и в них было восемь больших ворот».

Жесты делают более выразительной нашу речь. Сравните то, когда вы произносите слова: «это крайне важно» с безжизненно висячими по сторонам руками и с отрывистым сжатием кулака в момент произношения слова: крайне. Жесты придают силу вашему голосу. Если вы хотите подчеркнуть важность сказанного ударом или резким взмахом руки, сделайте это, но не грозите пальцем в сторону слушающих. Это действие выражает укор по отношению к слушающим.

Жесты поддерживают интерес и привлекают внимание. Движущийся предмет всегда больше привлекает зрение, чем неподвижный.

Жесты облегчают произнесение проповеди. Если ваше тело подкрепляет ваши идеи, вы чувствуете себя более уверенно и спокойно.

Жесты помогают вашим слушателям пережить то, что вы переживаете, и они как бы отождествляются с вами. Когда болельщики американского футбола с волнением смотрят, как их любимый игрок падает под натиском противника, они иногда, не замечая того, бьют по скамейке, на которой сидят. Такое поведение называется сопереживанием. Чувство сопереживания проявляется и в ваших слушателях, и своими мускульными движениями они, хоть и в

158 Изложение проповеди

ограниченной мере, но действуют вместе с вами. Поскольку эти подсознательные движения связаны с чувствами, слушатели ощущают то, что ощущаете вы, и можно надеяться, что эти чувства и есть именно те, которые вы хотите вызвать вашими идеями. Если проповедник делает суетливые жесты или не может их контролировать вообще, его действия отражают растерянность. Слушатели в таком случае могут проявлять смущение или как-то иначе сопереживать вместе с проповедником и у них будет неприятное ощущение. С другой стороны, если ваши жесты помогают слушателям действовать и иметь ощущения, соответствующие вашим мыслям или поставленным вами целям, даже несмотря на то, что это происходит на уровне подсознания, ваши шансы на положительное восприятие вашей проповеди значительно увеличиваются.

Спонтанные жесты

Каковы же характеристики выразительных жестов? Во-первых, жесты должны быть спонтанными. Жестикулируйте, но не «делайте жестикуляции». Жесты должны исходить изнутри от чувства вашей убежденности. Жесты можно производить, но их нельзя планировать наперед. Если в процессе проповеди они не приходят естественным путем, пусть лучше их не будет совсем.

Определенные жесты

Жесты должны также носить определенный характер. Если вы жестикулируете, делайте это от души. Вялые жесты не передают ничего положительного. Участвуйте всем телом в ваших жестах. Даже простой жест указательным пальцем требует участия не только самого пальца, но кисти, локтя и верхней части руки, а также плеча и даже спины. Даже вес вашего тела, меняя центр тяжести, придает силу такому жесту. Если же жест кажется неуклюжим, это может быть потому, что все тело в целом не поддерживает его.

Разнообразие жестов

Жесты должны быть разнообразными. Повторение одних и тех же простых или даже сложных жестов привлекает к себе внимание и раздражает слушателей. Так например, жест похожий на пожатие руки, привлекает внимание, но когда вы часто его повторяете, можно подумать, что вы собираетесь качать воду из колодца. Станьте перед зеркалом и пронаблюдайте, как много различных движений вы можете сделать своим телом. Кто-то не посчитал за труд и подсчитал, что мы можем только нашим плечом, локтем, кистью руки и пальцами сделать 700000 различных простых движений. Пробуйте делать жесты обеими руками, с открытой и с закрытой рукой, сжимать ладонь и разжимать ладонь. Экспериментируйте с руками, головой, глазами, лицом.

Глава 10 159

Уместные жесты

Жесты должны быть подходящими во времени. Жест должен или сопровождать, или предшествовать фразе, которую вы хотите подчеркнуть. Если же взмах рукой следует после слова или фразы, это может выглядеть странно. Не соответствующие во времени жесты обычно отражают или отсутствие спотанности, или недостаточную мотивировку.

Зрительный контакт

Такую же важность, как одежда и движения, играет и зрительный контакт, который, возможно, является наиболее эффективным фактором в несловесной передаче. Глаза «говорят». Они передают обратную информацию и удерживают внимание слушателей. Когда вы смотрите прямо на слушателей, то замечаете те намеки, которые они подают, т.е. интересуются ли они проповедью настолько, чтобы ее стоило продолжать. Заметив тревогу, проповедник должен что-то исправить, например, объяснить сказанное или проиллюстрировать его. Более того, слушатели чувствуют, что служитель, смотрящий им прямо в глаза, хочет говорить с ними лично. Вот почему пастор, смотрящий куда-то поверх голов слушателей, потупивший глаза в свои заметки, смотрящий в окно или, что еще хуже, закрывающий глаза во время проповеди, ставит себя в крайне невыгодное положение. Почти без всяких исключений община не станет внимательно слушать проповедника, который не смотрит на своих слушателей во время проповеди. Важно и то, что люди не доверяют тому, кто избегает смотреть в глаза, и в результате не оценивают то, что он говорит.

Хотя вы обращаетесь к общине, как к группе, вы должны говорить к ним, как будто вы беседуете с каждым в отдельности. Став за кафедру, сделайте паузу, чтобы установить личный контакт с вашими слушателями. Обведите взором весь зал, останавливаясь на некоторое мгновение на некоторых людях. В процессе проповеди продолжайте сохранять зрительный контакт. В продолжение секунды или двух говорите как бы с одним слушателем, смотря прямо ему в глаза, а потом переведите взгляд на кого-нибудь другого. Изберите таких слушателей в разных местах зала и затем поддерживайте визуальный контакт с каждым из них так долго, чтобы они поняли, что вы выделили их, и говорите непосредственно к ним. Если же община очень большая, вы можете избрать небольшие группы и говорить к ним в течение проповеди наподобие того, как к отдельным индивидуумам. Будьте уверены, что вы не только смотрите на слушателей, но и говорите с ними. Сосредоточьте ваше внимание на каждом слушателе в отдельности в том месте проповеди, которое вы хотите, чтобы он понял.

160 Изложение проповеди

Ваши слушатели нуждаются в том, чтобы видеть ваше лицо. Поэтому кафедра должна быть хорошо освещена, и свет должен падать таким образом, чтобы тень не заслоняла ваши глаза. Проверяйте освещенность кафедры и обращайте внимание на то, чтобы свет падал со стороны слушателей. Воскресенье за воскресеньем проповедники стоят за слабо освещенными кафедрами, и слушатели видят только теневую сторону их лиц. Кафедра должна находиться как можно ближе к слушателям и в таком положении, чтобы слушатели могли легко видеть глаза проповедника и все эмоции, которые отражаются на его лице.

Голосовая передача мысли

Речь состоит не только из слов и предложений. Сам голос независимо от слов передает идеи и чувства. Мы всегда оцениваем физическое и эмоциональное состояние говорящего, является ли он безразличным, сердитым, усталым, больным, счастливым, озабоченным — все это отражается на вибрации его голоса, его громкости, высоте и тональности. И поскольку голос — важный инструмент, находящийся в распоряжении проповедника, проповедник должен знать, как работает его речевой аппарат, и как нужно умело им пользоваться.

Человеческий голос воспроизводится по тому же принципу, по которому работают духовые музыкальные инструменты. Точно так, как вибрируют пластинки в инструментах, в горле человека вибрируют голосовые связки от воздуха, выдыхаемого из легких. Голос образуется тогда, когда поток воздуха, выдыхаемого из легких, проходит по бронхам связанных с дыхательным горлом. И когда выдыхаемый воздух охватывает голосовые связки, находящиеся в верхней части дыхательного горла, они начинают вибрировать и издавать звуковые волны. Эти звуки усиливаются синхронной вибрацией гортани, горла, носа и рта. Все эти полости называются резонаторами и действуют подобно корпусу струнных музыкальных инструментов, который также усиливает звук вибрирующих струн. Резонаторы, изменяясь в объеме и форме с помощью движения нёба, челюстей, зубов, губ, языка и задней стенки глотки, образуют различные звуки. Согласные также воспроизводятся благодаря соответствующему движению этих членов.

Даже поверхностное знакомство с голосовым аппаратом человека, показывающее, что звуки образуются потоком выдыхаемого воздуха, помогает нам понять, насколько важным является умение контролировать наше дыхание, позволяющее нам иметь достаточный запас воздуха. Поскольку различные тона образуются вибрацией голосовых связок, также важно уметь сохранять голосовые связки свободными от напряжения и скованности. А поскольку окончательно издаваемый звук зависит и от состояния резонаторов, то внимание должно быть уделено и горлу, и рту, и носовым полостям.

Глава 10 161

Большинство проповедников могут улучшить свой голос даже без того, чтобы заниматься длительной тренировкой, если они поймут то, как образуется звук. Так, например, если ваше дыхание нормально, то для того, чтобы набрать больше воздуха, вам нужно расширить полость живота, а не груди. Проповедник с одного вдоха должен быть в состоянии произнести весь алфавит. Некоторые проповедники допускают повышение тона, когда они хотят повысить громкость голоса. Им нужно попрактиковаться снижать тон, когда они повышают громкость голоса. Другие имеют привычку говорить с полуоткрытым ртом, лениво шевеля языком или стиснув зубы. Иные выдыхают слишком много воздуха, когда говорят, и голос становится шипящим. Некоторые служители говорят слишком быстро, проглатывая окончания слов тогда, как другие говорят слишком монотонно. Большинство упражнений по развитию речи, предлагаемых в различных учебниках, могут помочь исправить все вышеперечисленные недостатки речи. В большинстве университетов и колледжей, а также в некоторых клиниках есть специалисты по голосу, которые могут помочь преодолеть более серьезные проблемы. Имея такие широкие возможности, проповедникам просто непросительно, если они не развивают своего голоса до оптимального уровня.

Проповедник может подчеркнуть то, что он говорит, только четырьмя путями: интонацией голоса, ударением, скоростью произношения и паузой. Использование всех этих методов называется пунктуацией речи.

Интонация голоса

Тон определяется повышением и понижением голоса в различных регистрах и различных интонациях. Иногда изменение тональности называют мелодичностью речи. Если произнести какую-то фразу с изменением с более низкого тона, на более высокий, то получается вопрос: «Вы верите в существование ада?» Но то же самое предложение, произнесенное с другой тональностью, может означать: «Вы не можете сказать, что все люди настолько незнакомы с современной теологией, что могут верить в такое средневековое суеверие!» И если человек отвечает резко и с понижением тона: «Нет, я не верю», то его тональность передает: «Нет, я не придерживаюсь этой позиции. Совершенно нет. Не вздумайте подозревать меня в таком идиотизме». Словами нельзя передать отвращение, а вот тональностью можно.

Монотонность приводит к сонливости подобно тому, как если бы ребенок все время стучал по одной и той же клавише пианино. Если проповедник не следит за тональностью своей речи, то и юмор может звучать плоско. Слушатели не могут понять, когда он говорит серьезно, а когда шутит.

162 Изложение проповеди

Ударение

Изменением громкости голоса можно усилить интерес слушателей и подчеркнуть нужные мысли. Изменение силы голоса передает изменение в важности идей. В фразе: «Господь Пастырь мой» всего три слова, но повторяя три раза эту фразу с изменением ударяемого слова можно отразить три разных значения. Целую часть проповеди можно выделить тем, что произнести ее повышенным тоном.

К сожалению, некоторые проповедники не знают других возможностей и пользуются только одним этим методом, и тогда их проповедь превращается в артиллерийскую канонаду. Они смешивают тональность с духовной силой, думая, что Бог говорит только в сильном ветре. Подобно монотонности, однообразность речи, т.е. речь без ударений, неблагоприятно воздействует на слушателей. Ударения достигаются изменением громкости речи. Понижение громкости до шепота может подчеркнуть важность идеи так же ярко, как и крик. Интенсивность может быть настолько же эффективной, как и громкость. Большинство проповедников пользуются только одним: повышением громкости речи, а ведь разнообразие во всем диапазоне громкости может оказать большой эффект на проповедь.

Изменение скорости речи

Ударение можно сделать и изменением скорости речи. Так например, попробуйте произнести слова печали Давида о его сыне Авессаломе с одной и той же скоростью: «Сын мой Авессалом! Сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33). А теперь произнесите то же самое очень, очень медленно. Затем произнесите первых восемь слов быстро с особым чувством, а остальные слова медленно. Изменение скорости помогает изменить смысл и передаваемую эмоцию.

В использовании скорости речи так же, как и в других методах подчеркивания какой-то мысли, секрет заключается в контрастности. Если вы передаете какую-то историю, излагаете факты или подводите итог сказанному, обычно вы можете делать это в оживленном темпе. Затем, когда вы подойдете к главному пункту или к ключевому заявлению, вы можете замедлить вашу речь с тем, чтобы община заметила эту перемену и обратила внимание на важность сказанного. Предложение, сказанное медленнее, обращает на себя внимание, поскольку оно находится в резком контрасте со всем остальным, сказанным вами. Хотя отдельные слова или фразы можно выделить и более быстрым произнесением, но чаще всего для этой цели пользуются замедлением темпа речи.

Некоторые проповедники получили репутацию, что говорят слишком быстро, тогда как их проблема заключается возможно в другом — в их

Глава 10 163

неумении говорить выразительно или в неумении изменять скорость речи.

Пауза

«Своим молчанием, — сказал Редьярд Киплинг, — вы будете говорить». Опытный проповедник знает, что пауза может служить в качестве запятой, точки с запятой, точки и восклицательного знака. Паузы — это знаки препинания в устной речи. Пауза — это также глубокомысленное молчание. Она не просто является остановкой в речи, но и дает возможность слушателям кратко подумать, прочувствовать, откликнуться. Первые слова фразы, произносимой после паузы, отличаются от тех, которые были произнесены до нее. Но для еще большего подчеркивания сказанного паузу можно сделать не только перед, но и после сказанного. Пауза, сделанная перед произнесением того, что хотят подчеркнуть, усиливает ожидание, и драматичность такой паузы указывает на то, что говорящий испытывает глубокие эмоции, и такая пауза передает чувства говорящего еще более эффективно, чем слова. Пауза, не вызванная сущностью мысли и чувств говорящего, только приводит слушателей в недоумение точно так, как неправильная расстановка знаков препинания запутывает читателей.

Многие проповедники почему-то боятся тишины. Они не могут заставить себя делать достаточно долгие паузы. Они думают, что должны беспрерывно говорить, чтобы слушатели не подумали, что они забыли то, что хотели сказать. Вместо пауз они все время поддерживают стремительный поток слов или, что еще хуже, часто повторяют такие слова как: и, так, а. В некоторых религиозных кругах слова «аминь» и «слава Богу» произносятся так часто и бесцельно, что фактически заменяют собою необходимые паузы. Такие бессмысленные восклицания бесполезны, и они ничего не передают, но, напротив, отвлекают внимание слушателей от высказываемой идеи и раздражают слушающих.

Пауза редко кажется слушателям такой же долгой, как и говорящему. Если вы усиленно концентрируете свое внимание на мысли и эмоционально переживаете то, что говорите, пауза может подчеркивать важные пункты. Во время паузы внимательно смотрите на слушателей. Аудитория чувствует, когда проповедник усиленно думает, и будет ожидать вместе с ним. Некоторые проповедники могут неправильно пользоваться техникой паузы, делая их слишком длинными, и тогда их проповедь звучит мелодраматично. Пауза должна быть достаточно длинной, чтобы привлечь внимание к данной мысли, но не настолько длинной, чтобы привлекать внимание к самой себе.

Служитель должен прорепетировать свою проповедь перед тем, как говорить ее перед аудиторией. Такая репетиция является проверкой

164 Изложение проповеди

структуры проповеди. Развитие мысли, кажущееся ясным на бумаге, может оказаться запутанным при произнесении проповеди. Говоря свою проповедь вслух, проповедник может внести изменения в развитие идей, облегчающие их произнесение.

Репетиция также улучшает стиль проповеди. В процессе практики проповедник может найти более подходящие фразы и изложить ту же идею более эффективным путем. При этом он не должен стараться заучить проповедь наизусть (он не должен бояться изменять некоторые слова или фразы, стоя за кафедрой). Вместо этого он должен работать над тем, чтобы сделать более понятным изложение мысли и выразить ее языком, наиболее подходящим к тому, что он хочет сказать.

Репетиция также улучшает изложение проповеди. Профессиональный актер даже и не подумает выйти к публике не прорепетировав свою роль вслух и притом много раз, чтобы убедиться, что он может легко сказать то, что нужно. Как это нужно сказать, чтобы это было понятным? Когда нужно усилить свой голос, изменить его тон, изменить скорость произнесения или сделать паузу? Проповедник исполняет более важное служение, чем актер, а потому должен работать не меньше, чем он. Эффективное изложение нужно отрепетировать заранее, поскольку во время произнесения проповеди думать над этим будет некогда. Хорошие привычки, приобретенные в процессе подготовки к проповеди, облегчают изложение проповеди за кафедрой. Начинающие проповедники получат большую пользу, если во время репетиции будут произносить проповедь в полный голос, стоя перед зеркалом и записывая проповедь на магнитофон. Более опытные проповедники могут репетировать сидя и в полголоса или вообще не произнося вслух, а только читая запись проповеди. Только для немногих проповедников простое обдумывание проповеди с представлением того, как они будут стоять перед слушателями, достаточно для подготовки к служению. Для всех нас, однако, тропа, по которой мы уже проходили, кажется знакомой и более легко проходимой, когда мы вновь идем по ней.

Глава 10 165

Новая концепция

Несловесный язык

Определение

Несловесный язык — жесты, выражение лица и тон голоса, с помощью которых передается проповедь.

Глава 10 167