1. Нужда в объяснительных проповедях

Эта книга посвящена объяснительным проповедям, однако не следует ожидать слишком большого спроса на нее. Не все соглашаются с тем, что объяснительные или подобные им проповеди представляют насущную потребность для современной церкви. Некоторые даже считают, что от таких проповедей вообще нужно отказаться. Они ссылаются на другие методы и на другие виды служения, которые, якобы, являются более эффективными и соответствующими духу времени.

Обесценивание проповеди

Чтобы объяснить, почему проповедь так низко оценивается, нужно рассмотреть все стороны современной жизни. Общественное мнение о проповеднике изменилось, и его больше не рассматривают как интеллектуального или даже духовного руководителя. Попросите члена церкви дать описание церковного служителя, и его описание не будет слишком лестным. Согласно Кили Хейселдену, пастора считают «вежливым, симпатичным и всегда готовым помочь; любимцем старушек, сдержанным с молодыми людьми; наставником молодёжи и товарищем одиноким людям; а также своего рода приятным и веселым распорядителем на официальных общественных приемах и обедах». Если это описание верно, то оно хоть и указывает на то, что проповедник многим нравится, но не говорит о том, что он пользуется большим уважением.

Вдобавок к этому, сегодня приходится проповедовать людям, перенасыщенным различной информацией. Средства массовой информации сообщают нам сотни тысяч «сведений» ежедневно. Телевидение и радио преподносят различные новости с искренностью евангелиста. В таких обстоятельствах проповедник может показаться еще одним торгашом, который, по словам Джона Рескина, «выставляет напоказ доктрины жизни и смерти».

12 Изложение проповеди

Более важно однако то, что человек, стоящий за кафедрой, чувствует себя лишенным авторитета. Современное богословие предлагает ему немного больше, чем только «святые воображения», и он ощущает, что многие из слушателей более доверяют «научным писаниям», чем Священному Писанию. А поэтому некоторые проповедники сами считают массовую информацию более стимулирующей, чем проповедь. Средства массовой информации, кино, конференции, световые эффекты и современная музыка могут быть признаками как здоровья, так и болезни. Несомненно, что современная техника может усилить действенность и эффективность проповеди, но она может стать так же и своего рода подменой самой проповеди и в таком случае станет всего лишь маской, скрывающей пустоту.

Различные социальные действия становятся для церкви более важными, чем проповедование или слушание проповедей. Какая польза от слов о вере, — говорят некоторые, — когда общество требует от нас дел веры? Люди с таким умонастроением как бы высказывают свое суждение о том, что апостолы приняли неправильное решение, заявив следующее: «…не хорошо нам, оставивши Слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6:2). В наше время повышенной социальной активности, по мнению некоторых, стоило бы объявить как раз обратное: «Не хорошо нам, оставивши столы, начать проповедовать Слово Божье».

Нужда в проповедях

Несмотря на «нарекания» на проповедников и на проповеди, никто, серьезно относящийся к Библии, не осмелится сказать, что проповедь не нужна. Павел был писателем. Из — под его пера вышло большинство богодухновенных книг Нового Завета, и главной из них является Послание к Римлянам. Только немногие из исторических документов оказали столь большое влияние на историю в сравнении с ним. Тем не менее, когда Павел писал это послание общине в Риме, он признавал: «. . . я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим. 1:11-12). Этим Павел выразил ту мысль, что некоторые виды духовного служения просто невозможно осуществить без личного общения. Даже чтение богодухновенных Писаний не может заменить такого личного контакта. «Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1:15). Сила проявляется через устно проповедуемое слово, и такую проповедь не может заменить даже написанное непогрешимое Слово.

Новозаветные авторы рассматривали проповедь как средство, через которое действует Сам Бог. Петр, к примеру, напоминал своим читателям, что они возрождены «не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1 Пет.

Глава 1 13

1:23). Но каким образом это слово подействовало на них? Петр далее отвечает на этот вопрос: «А это есть то слово, которое вам проповедано)) (1 Пет. 1:25). Через проповедь Бог возродил их.

Апостол Павел напоминает фессалоникийцам о том, что произошло с ними: «… как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его…» (1 Фее. 1:9-10). И это произошло, как объясняет Апостол, потому, «что принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фее. 2:13). Проповедь, по учению Апостола Павла, не является простым человеческим рассуждением на религиозные темы. Напротив, Сам Бог говорит через проповедника, и эта проповедь затрагивает сердца мужчин и женщин и приводит их к Нему.

Все это объясняет то, почему Павел поощрял своего молодого помощника Тимофея: «Проповедуй слово…» (2 Тим. 4:2). Проповедуй означает объявляй во всеуслышание, возвещай, увещевай. Проповедь так должна затрагивать самого проповедующего, что он должен «изливать» проповедь с энтузиазмом и жаром. Однако не все страстные проповеди, произносимые с кафедры, имеют Божественное влияние. Когда проповедник выступает в роли глашатая, он должен возвещать «слово». Все другое не должно считаться за христианскую проповедь.

Нужда в объяснительных проповедях

Человек, стоящий за кафедрой, всегда подвержен искушению говорить о чем-то другом, а не о том, что сказано в Писании: о политической системе (независимо от того, придерживается он левого или правого уклона); об экономических теориях; о новой религиозной философии; о древних религиозных лозунгах; о психологических тенденциях. Проповедник в воскресенье в 11:30 утра, после пения гимнов может говорить кристально чистым голосом о чем угодно. Однако, если он не проповедует Писание, он теряет свое влияние. Он предлагает своим слушателям не Слово Божье, а слово человеческое. Вот почему большинство современных проповедников не достигают ничего другого, кроме недоумения у своих слушателей. В таких проповедях отсутствует Бог.

Бог говорит через Библию. Это основное средство, с помощью которого Он обращается лично к каждому современному человеку. Библейская проповедь поэтому не должна быть приравнена к «древнему повествованию об Иисусе и Его любви», как к пересказу о тех старых добрых временах, когда Бог жил и трудился среди людей. Проповедь также не должна быть пересказом понятий о Боге, хотя и правильных, но оторванных от жизни. Через проповедь Священного Писания Бог призывает мужчин и женщин к спасению (2 Тим. 3:15) и к достижению

14 Изложение проповеди

полноты и зрелости христианского характера (2 Тим. 3:16-17). Особое благоговение наступает тогда, когда Бог через проповедь говорит лично с человеком, затрагивая его душу.

Самым подходящим типом проповеди для проявления Божественного авторитета является объяснительная проповедь. Бессмысленно, однако, предполагать, что все согласятся с таким заявлением. Члены церкви, которые часами выслушивали так называемые объяснительные проповеди, но такие сухие, как каша без молока, конечно, не согласятся с таким заявлением. В то время, как большинство проповедников считает, что объяснительные проповеди — хорошее дело, они практически поступают иначе. И, поскольку сами они редко говорят такие проповеди, то фактически «голосуют» против них.

Важно отметить, что репутация объяснительных проповедей пострадала больше всего от тех, кто называет себя их сторонниками. Важно и то, что не все объяснительные проповеди можно назвать «объяснительными» или даже «проповедями». К сожалению. Палата Мер и Весов не хранит в специальном стекляном шкафу образец объяснительной проповеди, с которым можно было бы сравнить все другие. Любой проповедник может приклеить этикетку «объяснительная проповедь» к любой своей проповеди, и даже сам Ральф Нейдер не сможет указать ему на подделку. Но несмотря на тот вред, который причинили репутации объяснительной проповеди различные самозванцы, через истинную объяснительную проповедь проявляется сила живого Бога.

Но что же такое «истинная» объяснительная проповедь? Какое можно дать ей определение? Как ее можно сравнить с другими видами проповеди или противопоставить им?

Определение объяснительной проповеди

Давать определение — это очень трудная задача, так как иногда определение разрушает то, что стараются определить. Маленький мальчик, желая узнать, как и почему прыгает лягушка, разрезал ее на части, и хотя он таким образом узнал кое-что об ее анатомии, он лишил ее жизни. Проповедь — это живой процесс, в котором принимают участие Сам Бог, проповедник и община. Ни одно из определений не может отразить динамику этого процесса. Однако нам нужно так или иначе найти определение для объяснительной проповеди.

Объяснительная проповедь — это передача библейской концепции, полученной через историческое, грамматическое и литературное исследование данного места Священного Писания в его контексте, которую Дух Святой прилагает, во-первых, к личности и опыту самого проповедника, а потом, через него, к его слушателям.

Глава 1 15

Место Священного Писания определяет проповедь

Какие особенности подчеркивает это тщательно разработанное и сухое определение? Во-первых, и это наиболее важно, мысль, высказанная библейским автором, должна определять сущность проповеди. Во многих проповедях чтение текста Священного Писания напоминает пение национального гимна в начале футбольного мачта — оно звучит в начале служения, но потом не имеет ничего общего с происходящим далее. По словам Монтгомери, в объяснительной проповеди «проповедник должен ухватиться за определенную библейскую книгу, так как любитель чтения за только что вышедшую в свет популярную книгу. Проповедник должен передать слушателям проповедь на основании определенного текста из Божьего Слова».

Объяснительная проповедь по своей сущности — это скорее философия, чем метод. Так или иначе проповедник, желающий говорить объяснительные проповеди должен сначала перед самим собою честно ответить на следующий вопрос: «Стараюсь ли я, как проповедник, подчинять свою мысль Писанию или использую я Писание в качестве поддержки своих собственных мыслей?» Это совсем не то, что выражено в вопросе: «Является ли ваша проповедь ортодоксальной или евангельской?» Это не то, что выражено и в другом вопросе: «Имеете ли вы просто высокое мнение о Библии или же верите в то, что она является непогрешимым Словом Божьим?» Хотя эти вопросы в других случаях и могут иметь важное значение, успешное прохождение курса по систематическому богословию вовсе не определяет способности человека, как истолкователя Библии. Богословие сможет предохранить нас от уклонения в различные извращенные и еретические толкования, но в то же самое время оно может помешать нам увидеть библейский текст таким, какой он есть на самом деле. В подходе к рассмотрению текста Писания его истолкователь должен быть готов к тому, чтобы пересмотреть свою позицию в вероучении и отвергнуть точку зрения своих наиболее уважаемых учителей. Он должен сделать крутой поворот в своем прежнем понимании Библии, если окажется, что оно противоречит концепции библейского автора.

Принятие такого отношения к Священному Писанию требует одновременно и простоты, и мудрости. Толкователь подходит к Библии с детским отношением, чтобы вновь услышать повествование. У него нет намерения спорить, искать доказательства чему-то или даже найти мысль для проповеди. Он читает для того, чтобы понять прочитанное и сравнить его с реальной жизнью. В то же самое время он знает, что он живет не как ребенок, но как взрослый, который находится под влиянием мирских предположений и мнений, затрудняющих правильное понимание Божественных истин. Библия — это не сборник детских рассказов, но великое литературное произведение, требующее вдумчивого подхода. Все ее сокровища лежат не на поверхности,

16 Изложение проповеди

подобно цветам, растущим на лугу. Ее богатство добывается только кропотливым, тяжелым, интеллектуальным и духовным трудом.

Толкователь передает концепции

Определение указывает на то, что толкователь передает концепции. Некоторые консервативные проповедники отошли от истины, придерживаясь доктрины вдохновения, плохо понимая законы разговорной речи. Ортодоксальные богословы считают, что Дух Святой стоит на страже каждого отдельного слова в тексте оригинала. Слова — это только материал, из которого строится данная идея, они часто бывают противоречивыми, и до тех пор, пока они не богодухновенны, сама идея не может быть защищена от извращения. Для того чтобы позиция, занимаемая нами, была евангельской, она должна быть построена на авторитете Библии; это иногда препятствует составлению объяснительной проповеди. Хотя проповедник должен исследовать каждое слово в тексте Писания, и хотя иногда встречаются особенно важные по своему значению слова, все же сами слова и отдельные фразы не должны рассматриваться как самостоятельные. Сами по себе слова не представляют особого значения до тех пор, пока они не будут связаны с другими словами, чтобы передать определенный смысл. Поэтому в нашем подходе к Библии мы должны обращать главное внимание не на значение отдельных слов, но на то, что подразумевает библейский автор, используя эти слова. Другими словами, мы не сможем понять концепции, выраженные в данном месте Писания, только исследуя отдельные слова, встречающиеся в нем. Само по себе буквальное грамматическое исследование текста бессмысленно и напоминает собою чтение словаря. Если толкователь хочет понять Библию и передать ее истины людям, он должен иметь дело с идеями, а не с отдельными словами.

Френсис Шэфер в своей книге «True Spirituality» «Истинная Духовность» подчеркивает, что самая большая битва за души людей ведется в области мышления:

«Идеи — это основы мышления, и все существующие вещи в мире начинаются с идеи: живопись, музыка, постройки, любовь и ненависть, проявляемая на практике равно, как любовь Божья к тем, кто восстал против Него в внешнем мире. Где человек будет проводить вечность, зависит от того, какие он читает или слушает идеи, предполагаемые истины, факты, изложенные в Евангелии . . или он будет верить в Бога на основании Евангелия, или посчитает Бога обманщиком. . . Евангельские проповеди — это идеи, пламенные идеи, данные человеку и открытые Богом в Священном Писании. Это не какой-то бессодержательный опыт, полученный внутренним человеком, но это содержательная идея,

Глава 1 17

оказывающая внутреннее влияние, и в этом огромная разница. Поэтому, когда мы излагаем наши доктрины, мы должны формулировать идеи, а не просто отдельные фразы. Мы не должны рассматривать доктрины как идеи, объединенные механически в единое целое. Истинная доктрина — это идея, открытая Богом в Библии; идея, которая непосредственно относится к внешнему миру, как таковому, каким его создал Бог, и к человеку, как творению Божьему; идея, которая посредством человеческого мышления, проникая в его духовную внутреннюю сущность, производит в ней действие. Битва за души людей ведется исключительно в мире мышления».

Концепция вытекает из текста

Ударение, поставленное на идею, как на основу объяснительной проповеди, ни в коем случае не означает приуменьшение важности значения слов или грамматики. В определении, приведенном выше, указано, что идея в объяснительной проповеди вытекает и передается «через историческое, грамматическое и литературное исследование данного текста Священного Писания в его контексте . . .». Это указывает, во-первых, на то, как проповедник подготавливает свою проповедь, и во-вторых, на то, как он ее передает. И в том, и в другом случае важную роль играет грамматика, история и литературные формы. Изучая данный текст, толкователь старается понять его истинное значение через понимание языка, исторического фона и литературного окружения текста. Стоя за кафедрой, он излагает результаты своего исследования, стараясь привести достаточно фактов, чтобы слушатели сами смогли убедиться в правильности его толкования.

Несомненно, что авторитетность проповеди определяется не личностью проповедника, а библейским текстом. Поэтому задача толкователя заключается в изъяснении Священного Писания, и он должен привлекать внимание своих слушателей к Библии. Толкователя могут уважать за его способности и за тщательную подготовку его проповедей, однако эти качества не делают его предметом поклонения. Генри Дэвид Торей писал: «В распространении истины участвуют двое: один говорящий и другой — слушающий». Оценить истину невозможно без упорной борьбы, а поэтому растущая община не должна избегать такой борьбы. «Чтобы быть великым поэтом, надо иметь великих слушателей», — признавал Уолт Уитмен. Успешный толкователь нуждается в слушателях, имеющих уши, чтобы слышать. Поскольку их духовное состояние зависит от того, что они слушают, проповедник должен предоставлять им такую информацию, которую они могли бы сами проверить, сравнив ее с тем, что говорит Библия.

Люди, сидящие на церковной скамье, должны прилагать усилия к тому, чтобы понять проповедника, который, в свою очередь, должен

18 Изложение проповеди

прилагать усилия к тому, чтобы понять то, что говорит библейский автор. Слово «общение» означает «собрание мнений», и для того, чтобы такое общение имело место в аудитории, слушающей истины, высказанные много столетий назад, необходимо их изложить в форме, понятной для нее, т.е. на понятном языке и понятными словами, и с учетом их культурного развития. Толкователь должен стать на место библейского автора. Он должен проникнуть в смысл слов, сказанных автором для того, чтобы понять сказанное в Писании. Хотя ему не нужно знать все языки, историю и литературные приемы библейских писателей, толкователь Библии должен с уважением относиться ко всем этим дисциплинам. Он должен также знать, что существует множество пособий, в которых он может найти помощь при изучении Священного Писания (о некоторых из них мы будем говорить в 3-ей главе). И конечно же, насколько это только возможно, толкователь должен стремиться к тому, чтобы лично ознакомиться с библейскими авторами и их идеями, выраженными на страницах Библии.

Концепция применима к толкователю

В ранее данном определении объяснительной проповеди было сказано, что истина, которую передает проповедник, должна относиться «к личности и опыту самого проповедника». Это ставит обращение Бога к проповедующему в центр процесса. А это значит, что проповедь, насколько это только возможно, не должна быть отделена от проповедника. Кто из нас не слышал перед проповедью таких проникновенных молитв, как эта: «Боже, помоги нашему пастору стать позади креста, чтобы мы могли видеть не его, а Христа». Мы одобряем дух таких молитв. Мужчины и женщины должны прийти к Иисусу Христу несмотря на проповедника. (Или, пожалуй. Спаситель должен прийти к людям несмотря на проповедника!) Нет такого места, где проповедник мог бы спрятаться от своих слушателей. Даже самая большая кафедра не может скрыть его от обозрения. Филлипс Брукс имел в виду что-то особенное, когда описывал проповедь, как «истину, изливаемую через личность». Личность человека влияет на то, что он говорит. Он может излагать правильно идею из Священного Писания, но настолько безлично, как телефонный автомат, или же настолько поверхностно, как реклама по радио, или же манипулируя, как мошенник. Люди в таком случае слушают не проповедь, они слушают человека.

Епископ Уильям Куэл имел в виду именно это, когда возражал против стандартного определения гомилетики. «Является ли проповедь умением подготовить речь и произнести ее? — спрашивал он. — Нет, это не проповедь. Проповедь — это умение быть проповедником и доносить ее до слушателей!» Объяснительная проповедь должна сделать самого проповедника духовно зрелым христианином. В то время, когда

Глава 1 19

толкователь исследует свою Библию, Дух Святой исследует его самого. В то время, когда проповедник подготавливает объяснительную проповедь. Бог подготавливает его самого. Об этом говорил и П.Т. Форсит: «Библия — это высший проповедник для проповедника».

Различия между изучением Библии для того, чтобы подготовиться к проповеди, и изучением Библии для того, чтобы напитать свою собственную душу, приводят к заблуждению и вдобавок они сами ложны. Ученый может исследовать Библию, как древнееврейскую поэзию или как летопись рождения и правления давно умерших царей, и при этом его не будут затрагивать истины, высказанные в ней. Ничего подобного не должно происходить с тем, кто открывает эту Книгу, как Слово Божье. Человек, проповедующий Библию другим, сам должен жить в соответствии со своей проповедью.

К сожалению, многие проповедники сначала потерпели неудачу как христиане, а потом и как проповедники только потому, что не мыслили по-библейски. Множество служителей, многие из которых выражают свое глубокое уважение к Священному Писанию, готовят свои проповеди без консультации с Библией. Священный текст служит только своего рода средством, возбуждающим аппетит к проповеди или украшением к ней тогда, как главное место в ней занимают мысли самого проповедника или мысли других людей, подогретые проповедником для данной ситуации.

Даже в тех проповедях, которые были обдуманы и составлены как «объяснительные проповеди», стихи из Библии могут быть использованы только как воспомогательное средство для мыслей самого проповедника. В «поварских книгах» по гомилетике можно найти рецепты, наподобие следующего: «Возьмите несколько богословских или моральных общих принципов, смешайте их с равным количеством «посвящения», «евангелизма» или «служения», добавьте несколько слов о Царстве Божьем или выражение «Библия говорит следующее…», замешайте туда несколько примеров, добавьте «спасение» для вкуса. Подавайте горячим на подносе из стихов Священного Писания». Такая проповедь не только оставит слушателей полуголодными, но что еще хуже, она уморит с голоду самого проповедника. Он не растет духовно, поскольку не питается от Духа Святого. Уильям Баркли дает диагноз духовному недоеданию в жизни служителя Божьего следующими словами: «Чем больше человек позволяет своему уму становится ленивым, вялым и слабым, тем меньше к такому человеку говорит Дух Святой. Истинная проповедь приходит только тогда, когда проповедник с любящим сердцем и дисциплинированным умом отдается в распоряжение Духа Святого». Строго говоря, Бог больше заинтересован в процессе развития и подготовки проповедника, чем в проповеди, и поскольку Дух Святой воздействует на человека в основном через Библию, проповедник должен научиться сначала слушать Бога, а потом уже говорить от Его имени.

20 Изложение проповеди

Концепция применяется к слушателям

Но не только к проповеднику должна относиться та истина, которую открывает ему Дух Святой; согласно нашему определению. Он через проповедника обращается к его слушателям. Мысли проповедника охватывают три области. Во-первых, как толкователь он старается понять смысл, заложенный библейским автором. Затем, как человек Божий он старается узнать, как Бог хочет изменить его личную жизнь. И наконец, как проповедник он размышляет над тем, что Бог хочет сказать через него его слушателям.

Следующий пример поясняет цель, стоящую перед объяснительной проповедью. Подобно пастырю стада, проповедник вникает во все переживания своих овец, сочувствуя их страхам, просьбам и проблемам. Поэтому он обращается к Священному Писанию, ища то, что нужно сказать своим слушателям об их печалях, вине, сомнениях и смерти. Павел напоминает Тимофею, что Писание дано людям с практической целью. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

Монотонные объяснительные проповеди отличаются обычно отсутствием практического применения. Такие скучные проповеди вызывают два основных упрека. Во-первых, слушатели ворчат: «Он всегда говорит одно и то же…». И это потому, что проповедник из любого места Священного Писания делает одни и те же практические выводы или, еще хуже, не делает их вообще. «Позвольте Духу Святому применить эту истину в вашей жизни», — взывает проповедник, а сам не имеет ни малейшего представления о том, как может данное место Писания изменить жизнь человека. Второй отрицательный отзыв отражает то, что проповедь не имеет прямого отношения к жизни, а потому и не имеет практического значения: «Это, пожалуй, правда, но что с этого? Какое это имеет значение?» В конце концов, если мужчина или женщина желают жить по Писанию, соответствующие поступки обычно совершаются ими вне церковных стен. Именно вне церкви люди лишаются своей работы, беспокоятся о детях и обнаруживают, что их огороды заросли сорняками. Очень редко обыкновенные люди могут потерять сон из-за хананеев, ферезеев, иевусеев или даже из-за того, что говорили или делали Авраам, Моисей или Павел. Они озабочены ценами на продукты, неурожаями, ссорой со своей подружкой, неблагоприятным диагнозом, неудовлетворенной семейной жизнью и другими жизненными вопросами. И если проповедь не затрагивает того мира, в котором они живут, они спрашивают, какая польза от такой проповеди вообще.

Проповедник поэтому должен говорить не о минувших веках, а о сегодняшнем дне. Проповедник, говорящий объяснительную проповедь,

Глава 1 21

должен говорить слушателям о них самих на основании того, что говорит Библия, а не читать им лекции по библейской истории и археологии. Слушатели должны судить не Иуду, Петра или Соломона, а самих себя. Проповедник должен знать своих слушателей так же хорошо, как и свою проповедь, и использовать это знание для объяснения как Священного Писания, так и для достижения своих слушателей. В конце концов, когда Бог говорит. Он обращается к людям, какими бы они ни были, где бы они ни находились. Вообразите себе такой случай, когда Послание Павла к Коринфянам по ошибке, допущенной почтовыми работниками, попало не в Коринф, а в Филиппы. Филиппийцам пришлось бы ломать голову над специфическими проблемами, о которых пишет Павел в этом Послании, и с которыми они были совершенно не знакомы, поскольку они находились в совершенно иных обстоятельствах чем в Коринфе. Новозаветные Послания также, как и ветхозаветные пророчества, были адресованы специфическим группам людей, переживавшим специфические проблемы. Современная объяснительная проповедь не будет эффективной до тех пор, пока проповедник не учтет того, к кому он конкретно обращается и не направит свою проповедь именно к ним.

Эффективность практического применения проповеди зависит оттого, насколько хорошо проповедник знает богословие и этику. Переходя от толкования к применению, человек совершает трудное путешествие по жизненноважным и подчас очень запутанным вопросам. В дополнение к грамматическим связям он также исследует личные и психологические связи. Как одни люди, о которых идет речь в данном тексте, относятся к другим? Как они относятся к Богу? Какова ценность того, что они избирают? Как все это влияет на мышление тех, о ком идет речь? Ответы на эти вопросы должны указывать не на «когда-то, где-то» несмотря на то, что Бог имел дело с определенными мужчинами и женщинами в прошлом. Те же самые вопросы должны рассматриваться с позиции: «здесь и теперь». Как мы относимся один к другому сегодня? Что хочет Бог сказать нам? В чем сходство и в чем различие между современным и библейским миром? Являются ли вопросы, о которых говорится в Священном Писании, теми же, которые люди задают сегодня? Формулируются ли эти вопросы так, как тогда, или в другой форме? Эти исследования являются, так сказать, сырым материалом этики и богословия. Старание найти подходящее практическое применение объяснительной проповеди какими-то другими путями является попыткой обойти эти вопросы с пренебрежением к основным протестантским требованиям: «Проповедовать доктрины следует практически, а обязанности доктринально».

Неподходящее практическое применение может быть таким же разрушительным, как и неправильное толкование. Когда сатана искушал Иисуса в пустыне, он пытался достичь победу ложным толкованием Писания. Когда искуситель нашептывал слова, взятые из 90 Псалма, он

22 Изложение проповеди

цитировал их абсолютно точно: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих . . . да не преткнешся о камень ногою твоею» (ст. 11-12). А затем он предложил: «Поскольку это обещание принадлежит Тебе, почему бы Тебе не прыгнуть вниз с крыши храма и тем самым не показать всем раз и навсегда, что Ты являешься Сыном Божьим?» Отвечая диаволу, Иисус не стал обсуждать с ним грамматические особенности еврейского текста. Вместо этого Он подчеркнул, что такое понимание данного места Священного Писания является искушением Бога. Другое место Священного Писания подходит к данной ситуации лучше: «Не искушай Господа Бога твоего».

Мы должны проповедовать миру, к которому постоянно обращаются писатели, журналисты, драматурги. Если мы не будем обращаться к нему, мы будем иметь слушателей ортодоксальных в своих мыслях, но еретических в поведении. Конечно, проповедуя миру, мы не должны проповедовать мирское слово. Поскольку библейские идеи должны формировать человеческий опыт, мужчины и женщины должны быть ознакомлены с библейской’ истиной. «Настоятельная проповедь» может стать просто бездейственной, напрасной тратой времени, если она не выразит отношения вечного Слова Божьего к текущему положению вещей.

Ф.Б. Майер понимал то благоговение, с которым библейский проповедник говорит на темы своего времени: «Он стоит в ряду своих великих предшественников. Реформаторы, пуритане, пасторы отцов- пилигримов были главным образом толкователями. Они не провозглашали свое собственное, особое мнение, которое могло бы возникнуть из личного понимания или сомнительных личных наклонностей, но отстаивали истину, изложенную в Священном Писании, и их проповедь обладала неотразимым влиянием, поскольку они говорили: «Так говорит Господь».

Глава 1 23

Новая концепция

Объяснительная проповедь

Определения

Объяснительная проповедь — это передача библейской концепции, полученной через

историческое,

грамматическое

и литературное исследование данного места Священного Писания в его контексте,

которую Дух Святой прилагает, во-первых, к личности и опыту самого проповедника, а потом, через него, к его слушателям.