6. Выбор формы проповеди

Сэмюэл Джонсон заметил, что «люди нуждаются в напоминании так же, как и в информации». По его совету, давайте остановимся и посмотрим на путь, который мы уже прошли. Благодаря изучению места Священного Писания мы должны были определить идею толкования, ясно изложив то, о чем говорит автор, и что именно он говорит по данной теме. Пытаясь установить, какое отношение имеет данное место к современным слушателям проповеди, мы проанализировали идею с помощью трех аналитических вопросов: «Что это значит? Истинно ли это? Какая от этого польза?» После этого мы смогли определить идею проповеди, в которой отражается отношение библейской концепции к современным людям. В дополнение к этому мы смогли установить цель проповеди.

К настоящему моменту, следовательно, мы должны знать, что нам нужно проповедовать, и зачем. А теперь возникает следующий вопрос: «Что нужно сделать с этой идеей, чтобы достичь поставленной цели? Какую форму примет проповедь?

Стадия 7: Размышляя над гомилетической

идеей спросите себя, как нужно

передать эту идею слушателям,

чтобы достичь намеченной цели.

Обычно идея расширяется соответственно с установлением широкой цели проповеди. Точно так, как и любое утверждение, которое мы развиваем с помощью объяснения, проповедь нуждается в объяснении, доказательствах и практическом применении.

90 Изложение проповеди

Объяснение идеи

Иногда идея нуждается в объяснении. Это происходит тогда, когда проповедник хочет, чтобы слушатели поняли какую-то библейскую доктрину. Истина, усвоенная правильно, содержит сама в себе практическое применение. Так например, если вашу машину заносит в сторону, потому что лопнула шина, вам нужно заменить ее. Если же вы не знаете, как это сделать, вы нуждаетесь в ясном указании. Стоя на обочине дороги и смотря на спущенное колесо, вы будете внимательно слушать инструкцию как его заменить. Поняв объяснение, вы наверняка возьмете инструмент, поднимите домкратом свой автомобиль и приступите к замене колеса. Всем этим я хочу сказать то, что, предложив вашим слушателям понятное объяснение какого-то текста Священного Писания, вы, пожалуй, сделали самое главное, что вы могли сделать в своей проповеди.

Один совет в деле составления проповеди, который следует ценить, хотя бы только за то, что он стар, гласит: «Скажите им то, что вы собираетесь им сказать; скажите им то, что вы говорите им; а затем скажите им то, что вы им сказали». Если наша цель требует объяснения концепции — это прекрасный совет. Во вступлении к такой проповеди мы полностью излагаем свою идею, в самой проповеди мы рассматриваем и анализируем по частям эту идею и в заключении мы снова повторяем идею. Несомненно, такое развитие приобретает посредством разъяснения то, что теряется при неопределенности.

Так например, Александр Мэкларэн сказал проповедь, желая объяснить Кол. 1:15-18: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство . . .».

В ходе проповеди Мэкларэн говорит: «Моя задача состоит не столько в том, чтобы доказать истинность слов Апостола Павла, сколько в том, чтобы объяснить их так, чтобы они были понятны для вас». Его темой было: «Почему Христос является превыше всего творения», а дополнением: «потому, что Он связан с Богом, со всем творением и с церковью». Мэкларэн желал объяснить эту идею слушателям с той целью, чтобы побудить их воздвигнуть Христа на первое место в их жизни.

Как же он построил свою проповедь? Во вступлении он дважды изложил свою идею. «Христос, — провозглашает он, — занимает место между Богом и человеком. Нет нужды в том, чтобы множество призрачных существ связывало небо с землей. Иисус Христос возлагает свои руки на то и другое. Он является главой церкви и источником ее

Глава 6 91

жизни. Поэтому Он достоин, чтобы Его слушали в первую очередь, любили Его и поклонялись Ему». Во всей проповеди не содержалось ничего другого кроме этого. В следующей части Мэкларэн во второй раз повторяет ту же идею в сокращенной форме: «Итак мы говорим о трех величайших взаимоотношениях Христа. Христа с Богом, Христа с творением, Христа с церковью и на этом основании мы торжественно провозглашаем, что Христос стоит превыше всего творения во всех отношениях».

В главной части проповеди Мэкларэн объяснил сущность всех этих взаимоотношений. Приведем план этой проповеди:

I. Отношение Христа к Богу заключается в том, что Он «есть образ Бога невидимого» (Кол. 1:15).

А. Бог в Своей сущности непостижим и недоступен.

Б. Христос — это совершенное проявление и образ Бога.

1. В Нем невидимое становится видимым.

2. Только Он дает нам силу и уверенность для победы над всеми жизненными испытаниями.

II. Отношение Христа ко всему творению состоит в том, что Он «рожден прежде всякой твари» (Кол. 1:15-17).

А. Христос участвовал в сотворении вселенной, и Павел, говоря эту фразу, имел в виду приоритет и превосходство Христа перед всем творением.

Б. Христос поддерживает различные взаимоотношения со вселенной, и это видно в том, что Павел употребляет различные доказательства, говоря об этом.

III. Взаимоотношение Христа с Его церковью заключается в том, что «Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых» (Кол. 1:18).

А. Чем было Слово Божье по отношению ко всей вселенной перед тем, как оно облеклось плотью, тем является воплотившийся Христос для Его Церкви. Он является «первородным» по отношению к обоим.

Б. Как «глава тела», Он является источником и центром жизни церкви.

В. Как «начаток» церкви через Свое воскресение. Он является Силой, через которую церковь возникла и потом будет воскрешена.

Заключение:

«Апостол делает заключение, что Христу во всем принадлежит первенство, и все создано для того, чтобы Он мог быть первым во всем. По Своему естеству или по

92 Изложение проповеди

благодати Его превосходство абсолютно и совершенно … Поэтому вопросом из всех вопросов для всех нас является следующее: «Что вы думаете о Христе?» . . . Важно ли для нас только Его имя? . . . Как мы счастливы, если мы признаем превосходство Иисуса, и если наши сердца говорят: «Во-первых — Он, в последних — Он, во всем — Он и так без конца».

Вся проповедь Мэкларэна мало что дает слушателям, кроме ответа на вопрос: «Что означает это место Священного Писания?»

Доказательство истинности идеи

Проповедь может принимать различные формы, и иногда идея требует не объяснения, а доказательства. В таком случае идея представляется во вступлении, но как заявление, которое далее проповедник отстаивает. Развивающийся вопрос, производящий такую форму проповеди, требует утверждения: «Истинно ли это? Почему я должен этому верить?» Поскольку в данном случае проповедник как бы участвует в споре, его главной целью становится приведение доказательств и подтверждений в пользу своей идеи.

Примером такой проповеди, в которой идея требует доказательства, может послужить проповедь, основанная на 1 Кор. 15:12-19, где Павел говорит о воскресении тела. Из контекста вытекает, что Павел считал, что коринфяне не могли поверить тому, что Христос воскрес из мертвых, и продолжали считать, что воскресения просто не может быть. Проповедь, основанная на стихах 12-19, посвящена доказательствам идеи: «христианская вера тщетна, если христиане не воскресают из мертвых». Цель проповедника заключается в том, чтобы убедить слушателей в том, что доктрина о воскресении является основой христианства. Идея излагается во вступлении, а затем основные пункты проповеди отстаивают истинность этой идеи в целой серии доказательств. План проповеди выглядит следующим образом:

I. Если христиане не воскресают, то христианская вера является тщетной (бесполезной) (ст. 12-14).

А. Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

Б. Если Христос не воскрес, то Евангелие тщетно.

В. Если Евангелие тщетно, то и вера в Евангелие бесполезна.

(Это вторая причина, почему христианская вера является тщетной, если христиане не воскресают . . .)

II. Если христиане не воскресают, то Апостолы являются

лжесвидетелями (ст. 15).

Глава 6 93

А. Поскольку Апостолы проповедовали воскресение Иисуса, чего не могло быть, если бы не было воскресения, то они были

«лжесвидетелями «.

Б. Они были бы виновны в наихудшем виде обмана, поскольку их свидетельство относилось к Богу, о Котором они говорили, что Он воскресил Иисуса Христа из мертвых.

(Это уже третий аргумент, почему христианская вера была бы тщетной, если бы не было воскресения.)

III. Если христиане не воскресают, христианская вера тщетна (бесполезна) (ст. 16-17).

А. Если Христос не воскрес, а это было бы так, если бы не было воскресения из мертвых, то и проповедовать воскресение было бы бесполезным занятием.

Б. Христиане в таком случае оставались бы в своих грехах. Мертвый Спаситель совсем не мог бы быть Спасителем.

(Это уже четвертый аргумент, который нужно принять во внимание …)

IV. Если христиане не воскресают, то они не имеют надежды (ст. 18-19).

А. Если нет воскресения, то и Христос не воскрес, и Его смерть была напрасной.

Б. И если бы это было так, то и мертвые святые «погибли бы».

В. Христиан, страдающих за Христа в надежде получить жизнь вечную, нужно было бы только пожалеть. Без воскресения надежда, укрепляющая их, была бы только пустой мечтой.

Заключение:

Воскресение из мертвых — это центральная доктрина христианства. И если она неверна, то вместе с ней рассыпается и вся система христианской веры, а Евангелие и его проповедники не могли бы предложить миру ничего ценного. Но поскольку Иисус Христос воскрес из мертвых, то вера в воскресение, как и вообще христианская вера, покоится на крепком основании.

То, чтобы идея сначала была объяснена, а потом доказана, является одинаково важным, вот почему во вступлении излагается идея проповеди, а затем она развивается и утверждается в ходе проповеди.

94 Изложение проповеди

Практическое применение изложенного

принципа

Третий вид проповеди основан на развитии вопроса, имеющего отношение к практической сфере: «Ну и что из этого? Что это может изменить?» В данном случае проповедник излагает какой-то библейский принцип во вступлении или в первом основном пункте проповеди, а затем показывает, как этот принцип нужно применять в жизни.

План проповеди, уделяющей основное внимание практическому применению, можно составить на основании 1 Пет. 2:11 — 3:9. Во вступительной части проповеди приводится обсуждение, как наши убеждения определяют действие, и затем ставится вопрос: «Как должны относиться верующие к этому миру, не верующему в Бога и в Его благодать?» Цель проповеди заключается в том, чтобы призвать верующих развивать в себе дух кротости в процессе социальных взаимоотношений с окружающим миром. То, что этот принцип должен быть применен в жизни, уже видно в первом пункте.

I. Ради Бога мы должны покоряться свякому человеческому начальству

(2:11-12,21-25).

А. Покорность приносит Богу славу (2:11-12).

Б. Христос проявил покорность даже по отношению к тем, кто причинял Ему зло (2:21-25).

1. Он не сделал никакого греха (ст. 22).

2. Он был безмолвен, вверив Себя Богу (ст. 23).

3. Его страдания послужили искуплением (ст. 24-25).

(Как этот принцип должен повлиять на нашу повседневную жизнь?)

II. Этот принцип проявления духа покорности во имя Бога должен управлять нами в наших социальных взаимоотношениях (2:13-20; 3:1- 7).

А. Мы должны во имя Бога покоряться гражданскому правительству

(2:13-17).

Б. Мы должны во имя Бога покоряться нашим начальникам на работе (2:18-20).

В. Мы должны во имя Бога покоряться супругу или супруге.

1. Жены должны проявлять дух покорности по отношению к своим мужьям (ст. 1-6).

2. Мужья должны проявлять дух покорности по отношению к своим женам (ст. 7).

Глава 6 95

Заключение:

«Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренно- мудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:8-9).

Изложение темы

Четвертый вид проповеди основан на том, что во вступлении излагается только тема, а не вся идея, а затем в главных пунктах освещается эта тема. Вне всякого сомнения эта форма проповеди встречается наиболее часто и многие проповедники, увлекаясь простотой такой проповеди, обычно придерживаются ее формы.

В руках опытного проповедника, этот вид проповеди становится речью, характеризующейся напряженностью и сильным кульминационным выражением. Джеймс С. Стюарт, говоря на тему Евр. 12:22-25, сказал проповедь, являющуюся хорошим примером таких проповедей. Во вступительной части проповеди Стюарт изложил свою тему: «Автор Послания к Евреям, — сказал он, — говорит о пяти вещах, имеющих отношение к нашему христианскому общению и поклонению в церкви». Цель проповеди заключалась в следующем: «помочь нам оценить богатство нашего наслелия, когда мы собираемся в местах нашего поклонения Богу». После того, как была изложена тема, в последующих пунктах проповеди она била полностью освещена.

I. Это есть духовное общение: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму» (ст. 22). Христиане имеют прямой контакт с невидимым духовным миром, который является вечной реальностью. («Я перехожу ко второму факту, отмеченному в нашем тексте и имеющему отношение к нашему христианскому общению».)

II. Это общение имеет универсальный характер: «… к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах…» (ст. 23). Христиане являются членами всемирной церкви и имеют самое большое общение на земле. («Я перехожу к третьему, указанному Апостолом Павлом, фактору нашего общения, которое мы имеем во время богослужения».)

III. Это общение носит вечный характер: «… и к духам праведников, достигших совершенства» (ст. 23). Когда христиане присутствуют на богослужении, недалеко от них находятся н их близкие, перешедшие в вечность, а также облако свидетелей окружает их.

96 Изложение проповеди

IV. Это Божественное общение: «… и к Судии всех Богу… и к Ходатаю Нового Завета Иисусу…» (ст. 23, 24). Во время вашего общения, — говорит он, переходя к самому важному пункту, — вы приходите к Богу, открывшемуся в Иисусе Христе. («Затем он добавляет еще один факт, относящийся к нашему общению, и на этом заканчивает свою проповедь».)

V. Это искупительное общение: «… и к Крови кропления, говоряще лучше, нежели Авелева» (ст. 24). «Когда наши грехи вопиют к Богу требуют наказания и отмщения, происходит еще нечто — кровь» Иисуса Христа говорит громче, и это заставляет замолчать голос наших грехов, и Бог, во имя Христа, прощает нас».

Стюарт не сделал формального заключения, но вместо него последний пункт послужил эффективным окончанием. Заметьте, что каждый отдельный пункт относится не к предыдущему пункту, но прямо к теме.

Пересказ истории

Проповедь также передает идею, если проповедник пересказывает библейскую историю с вдохновением и богатым воображением. К сожалению, по некоторым причинам мы убедили самих себя, что истории рассказывают только детям, и что взрослым нужно говорить прямо без всяких прикрас. Поэтому мы рассказываем различные истории только детям, а если берем с собой небольшую повесть, то только тогда, когда у нас слишком много свободного времени, как например, в отпуске.

Наше небрежное отношение к жизненным историям должно быть пересмотрено, если учесть, какое они оказывают на нас воздействие. Телевидение изобилует различными житейскими историями, некоторые из них — это настоящая чепуха, некоторые из них сомнительны, некоторые шокируют, некоторые заслуживают внимания; но все-таки передачи привлекают много зрителей и определяют их стандарты. Будущее культурное развитие во многом будет зависеть от этих историй, захватывающих воображение и разум взрослых и детей.

Каждый, кто любит Библию, должен с уважением ценить повествования, поскольку Библию с полным основанием можно назвать сборником повествований. Ветхозаветная теология основана на повествованиях о тех людях, которые поклонялись рукотворным богам, тогда как другие верили в живого Бога и возлагали на Него свою надежду. Когда Иисус Христос пришел на землю. Он рассказывал много повествований, и большинство из них вошли в мировое устное народное творчество. Он был настолько блестящим рассказчиком историй, что мы часто не замечаем глубоких богословских истин, скрывающихся в

Глава 6 97

Его рассказах о блудном сыне и его завистливом брате, о религиозных фарисеях, о скрытых сокровищах и о богаче, который скоропостижно скончался.

Повествовательная проповедь, однако, является не просто пересказом какой-то истории. С помощью пересказа истории проповедник передает идею. В повествовательной проповеди точно так же, как и в любой другой, главная идея поддерживается другими идеями, однако поддерживающие главную идею пункты должны вытекать из самого повествования. Другими словами: детали истории переплетаются и составляют отдельные пункты, а они в свою очередь раскрывают главную идею проповеди. Повествования наиболее успешны, если люди слушают рассказ и понимают идею, которую хочет передать проповедник, хотя он и не называет эту идею прямо. В интервью, данном журналу «Тайм», Стоили Кубрик рассказал о силе косвенной идеи: «Сущность драматической формы повествования заключается в том, что идея господствует в умах людей, даже если она и не изложена прямо. Когда вы говорите прямо о чем-нибудь, это не является настолько потенциально сильным, как в случае, когда вы позволите людям самим придти к нужному вам заключению». Будут ли пункты проповеди выделены или они будут только подразумеваться, зависит от мастерства проповедника, от цели проповеди и от осведомленности слушателей. Однако в любом случае повествование должно быть изложено так, чтобы слушатели могли узнать мысли, мотивы, поступки и намерения библейских персонажей, а также понять и себя.

Другие формы проповеди

Проповедь может носить индуктивный, дедуктивный или комбинированный характер развития. В дедуктивной проповеди идея является частью вступления, а сама проповедь объясняет, доказывает или находит практическое применение себе (см. рис. 1). Все три формы, рассмотренные выше, являются дедуктивными проповедями. В индуктивной проповеди, с другой стороны, во вступлении излагается только первый пункт, затем каждый последующий пункт тесно связывается с предыдущим и так до тех пор, пока идея, которая излагается в заключении не станет ясной (см. рис. 1). Индуктивная проповедь также может быть построена из серии последовательных примеров, которые вместе ведут к одному главному принципу.

Индуктивная проповедь порождает у слушателей чувство самостоятельного открытия, а вытекающая идея становится как бы их собственной. Индуктивная проповедь особенно эффективна в тех случаях, когда слушатели настроены равнодушно или даже враждебно и готовы отвергнуть предложение проповедника, если оно будет сделано в начале проповеди. Когда Петр говорил в день Пятидесятницы к толпе,

98 Изложение проповеди

Рисунок 1

Дедуктивное развитие Индуктивное развитие Индуктивно-

дедуктивное

развитие

ВступлениеИдея

I I I

Проповедь II II ИДЕЯ

III III II

III

Заключение ИДЕЯ

Глава 6 99

которая недавно распяла Иисуса Христа, он использовал индуктивный метод, и Бог через его проповедь побудил пять тысяч человек принять Иисуса Христа как своего Мессию и Господа.

Индуктивный и дедуктивный методы могут использоваться одновременно. Проповедник строит вступление и первый пункт индуктивно, переходя к изложению своей идеи к концу первого пункта. Затем оставшуюся часть проповеди он строит дедуктивно, объясняя, доказывая или делая практическое приминение идеи. (См. рис. 1.)

Одним из вариантов индуктивно-дедуктивной проповеди является исследование какой-нибудь проблемы. Во вступлении и в первом пункте проповеди проповедник поднимает какую-то личную или этическую проблему, исследует ее корни и, возможно, обсуждает соответствующее решение. Во втором пункте он предлагает библейский принцип или подход к этой проблеме, а в оставшейся части объясняет, доказывает или ищет практическое применение. Особой категорией проблемной проповеди является проповедь на жизненно важные темы. Во вступительной части проповедник в личных выражениях обсуждает какой-то вопрос, проблему или переживание, как например, печаль или уныние. Он может также рассмотреть этот специфический вопрос в более широком теологическом или философском плане. В заключение он предлагает позитивное библейское, практически применимое решение проблемы. Проповедь, таким образом, становится чем-то наподобие постройки моста над пропастью, разделяющей личные нужды, с одной стороны, и библейские истины, с другой.

Проповедь может принимать многие формы, и те, которые мы рассмотрели, не являются исчерпывающим списком возможных форм. Они приведены для дальнейшего раздумья над этим важным вопросом. Обувь не должна диктовать ноге, как ей расти, подобно этому нужно дать возможность идеям и целям свободно развиваться в воображении проповедника. Чтобы проверить, подходит ли в данном случае форма проповеди, нужно поставить перед собой по крайней мере два вопроса: (1) Отражает ли развитие проповеди учение данного места Священного Писания? (2) Будет ли моя цель ясно изложена слушателям? Если избранная форма позволяет передать все, что нужно, обязательно оставьте ее, если же нет — ищите другую форму, более подходящую для передачи идеи и содержания Священного Писания.

100 Изложение проповеди

Стадия 8: Приняв решение как развить идею,

чтобы достичь поставленной цели,

составьте план проповеди.

Когда архитектор проектирует здание, он начинает проект с разбора, исходя из функции здания (для чего предназначается это строение) и его формы (как оно должно выглядеть). Затем архитектор переносит свою идею в строительные чертежи, где детально показано, как его идея должна воплотиться в железо, камень и стекло.

Проповедник извлекает идею из Библии и из нужд своих слушателей, а затем составляет свой собственный «чертеж», т.е. план проповеди. Хотя содержание можно передать и без особой формы, определенная структура проповеди придает ей порядок, единство и успех. Во всяком случае ни одна проповедь не потерпела неудачу из-за того, что она имела четкий план.

Следовательно план проповеди служит четырем назначениям. Во- первых, он проясняет разум и глаза проповеднику в вопросе взаимоотношения между отдельными частями проповеди. Во-вторых, проповедник рассматривает всю проповедь как целое и в результате он более четко осознает ее единство. План также кристаллизирует порядок изложения идей, так что они могут быть изложены перед слушателями в соответствующей последовательности. И наконец, проповедник лучше видит те места в плане, которые требуют дополнительного материала для развития отдельных пунктов.

Иногда порядок изложения идей, существующий в данном тексте Писания, нужно переменить в плане проповеди. Рассчитывая на своих читателей, библейский автор мог следовать индуктивному методу, однако рассчитывая на своих слушателей, проповедник может избрать дедуктивный метод. К проповедям, основанным на посланиях, составить план легче, чем к проповедям, основанным на псалмах, притчах и повествованиях. До тех пор, пока проповедник не будет проявлять определенной гибкости в передаче содержания Писания, он в некоторых случаях будет не в состоянии передать содержание определенных текстов Писания. Так например, если проповедник имеет дело с эпилогом из Притч, он обнаружит, что логический план построить невозможно. Притчи 31:10-31 — это древнееврейский акростих, в котором описаны качества добродетельной жены в такой последовательности, что каждое из них начинается на разную букву еврейского алфавита по порядку, начиная с первой и кончая последней. Хотя читателям-евреям легко было запомнить такой акростих, в нашем переводе он звучит нелогично.

Глава 6 101

Чтобы произнести об этом поучительную

должен составить свой собственный план.

Обычно план включает в себя: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении (которое будет более подробно рассматриваться позже) представляется тема, идея или первый пункт проповеди. В основной части подробно рассматривается идея. В заключении (также будет рассматриваться позднее) завершается изложение идеи, и проповедь подводится к концу.

Не все пункты проповеди имеют одинаковое значение. Одни имеют более важное значение, чем другие. Наиболее фундаментальные из них становятся главными пунктами и составляют основу, вокруг которой строится вся проповедь. В плане проповеди эти основные пункты обозначаются римскими цифрами. Например:

I. Мы должны славить Бога, поскольку Он избрал нас во Христе (Еф.1:4-6).

II. Мы должны славить Бога, поскольку Он поступает с нами по богатству Своей благодати (1:7-12).

III. Мы должны прославлять Бога, поскольку Он запечатлел нас Духом Святым до тех пор, пока мы не войдем в полное владение наследия нашего (1:13-14).

Однако простое перечисление этих главных пунктов не является развитием проповеди. Поскольку главные пункты нуждаются в объяснении, дополнительные пункты, объясняющие их, добавляются. Они обозначаются заглавными буквами и в свою очередь имеют дополнительные пункты.

1. Мы должны славить Бога, поскольку Он избрал нас во Христе (Еф.1:4-6).

А. Он избрал нас прежде основания мира (ст. 4).

Б. Он избрал нас потому, что предопределил усыновить нас.

В. Он избрал нас, чтобы мы славили Его за богатство Его благодати (ст. 6).

Добавление этих подпунктов уточняет план проповеди, делая его более ясным и более специфичным. План проповеди может быть еще более подробным, если раскрыть специфические детали вторичных пунктов. Например:

II. Мы должны славить Бога, поскольку Он поступает с нами по богатству Своей благодати (1:7-12).

А. Он омыл наши грехи кровью Христа (ст. 7).

Б. Он даровал нам мудрость понимать тайну Его воли (ст. 8-10).

102 Изложение проповеди

1. Его воля открыта по Его благоволению во Христе Иисусе (ст. 8-9).

2. Его воля содействует объединению всего во Христе в соответствующее время (ст. 10).

С каждым дополнительным пунктом плана проповеди, ее содержание становится более ясным. Человек, никогда не читавший данного места, смотря на план проповеди, может понять идею проповедника и то, как он построил и развил свою проповедь.

И если нужны дополнительные объяснения, они вводятся как дополнительные пункты, обозначенные прописными буквами. План проповеди можно сравнить с тезисами или записью научных исследований, и он должен быть простым и ясным, а также содержать только несколько пунктов. Сложный план, разбитый на несколько подразделов, хотя и производит сильное впечатление на первой взгляд, на самом деле только запутает тех, кто будет слушать проповедь.

Поскольку каждый пункт плана проповеди представляет собой какую-то идею, он должен быть выражен грамматически законченным предложением. Когда в качестве пункта поставлены отдельные слова или фразы, они вводят нас в заблуждение, поскольку они не окончены и неопределенны. Неопределенные мысли проскальзывают мимо нашего сознания, как грязный мяч выскальзывает из рук. Хотя проповедник может взять с собой за кафедру сокращенный план, проповедь по такому плану может оказаться неудачной, если он пользовался им при подготовке.

Каждый пункт должен быть утвердительным заявлением, а не вопросом. Вопросы не могут выражать взаимосвязи, поскольку они не являются идеями. Пункты в плане должны отвечать на вопросы, а не ставить их. Вопросы можно ставить в ходе проповеди в переходах между отдельными пунктами. Такие переходные вопросы могут быть вступлением к новому пункту.

Хотя проповедник имеет план перед глазами во время проповеди, слушатели будут слышать только содержание проповеди. Они не слышат плана проповеди. Этот очевидный факт делает переходные мысли особенно важными, поскольку они указывают на взаимоотношение отдельных частей к целому. Тщательно составленные переходы помогают слушателям думать вместе с проповедником и вместе проходить через всю проповедь. Эффективные переходы показывают слушателям, что мысль проповедника не застыла на одном месте. Она может служить напоминанием предыдущих мыслей, указывать на последующую мысль, соотносить сказанное с главной темой или идеей и заинтересовать слушателей новой мыслью.

Поскольку ясные переходы не приходят в голову в уже готовом виде, их нужно обдумать заранее. Иногда предыдущая и последующая идеи

Глава 6 103

упоминаются вместе: «Наше поклонение — это не только Божественное общение, оно искупительное общение». В других же случаях, если мы ясно изложили предыдущий пункт, мы можем опустить повторение предыдущей идеи: «Но автор говорит нам еще что-то о нашем поклонении — оно является искупительным общением». Однако независимо от того, приводим ли мы переходные заявления или нет, логическая и психологическая связи между вступлением и основной частью проповеди, между пунктами в проповеди и основной частью и заключением должны всегда подразумеваться. Они отвечают на вопрос, почему пункты поставлены в таком порядке. Некоторые переходы совершаются с помощью одного слова или предложения, тогда как другие требуют более обширного объяснения для установления единства мысли, порядка пунктов и хода проповеди. Хотя они должны быть записаны в плане проповеди, они часто могут быть изменены и расширены в ходе самой проповеди.