7. Изложение проповеди

Новые концепции

Некоторые формы проповеди:

объяснение идеи

доказательство идеи

практическое применение

пересказ повествования

дополнение темы

Дедуктивный метод

Индуктивный метод

План проповеди

Переход

Определения

Дедуктивный метод — идея является частью вступления, а основная часть объясняет, доказывает или делает практические выводы из идеи.

Объяснение идеи — идея представляется во вступлении, а пункты проповеди являются шагами в объяснении идеи.

Индуктивный метод — во вступлении приводится только первый пункт проповеди, затем с ясными переходами каждый новый пункт дополняет предыдущий и так до тех пор, пока идея не придет к заключению.

План проповеди указывает проповеднику взаимосвязь между идеями проповеди. Смотря на него, он может уверенно сказать, какая из них является главной, какая подчиненной, а какая координирующей.

Практическое приминение — идея излагается во вступлении или в первом пункте в виде принципа веры или жизненного принципа. Остальная часть проповеди говорит о том, как этот принцип влияет на повседневную жизнь.

Доказательство идеи — идея представляется во вступлении в качестве предложения для обсуждения. Пункты проповеди служат для доказательства истинности идеи.

Пересказ истории — повествование, записанное в Священном Писании пересказывается так, что идея проповеди развивается прямо или косвенно.

Дополнение темы — тема проповеди представляется во вступлении. Основные пункты проповеди являются дополнениями к теме.

Переход показывает слушателям (иногда только’ косвенно) логическую или психологическую связь между вступлением и основной частью проповеди, между отдельными пунктами проповеди, а также между основной частью и заключением.

Стадии в развитии

объяснительной проповеди

1. Выбор текста в Священном Писании

2. Изучение текста

3. Определение идеи толкования

4. Анализ идеи толкования

5. Формулирование гомилетической идеи

6. Определение цели проповеди

7. Нахождение путей к достижению поставленной цели

8. Составление плана проповеди

9. Составление проповеди согласно плану, стр. 107

7

Придание жизни «сухим костям»

План проповеди можно сравнить со скелетом, и в большинстве проповедей так же, как и у большинства людей, скелет не может быть совсем незаметным. Но мы не должны выставлять план проповеди на всеобщее обозрение, как например, выставили бы скелет умершего от голода в нацистском концлагере. Наиболее эффективным путем «спрятать голые кости» плана проповеди является облечение его в «плоть» проповеди. Поддерживающий материал в проповеди — это то же, что кожа, покрывающая кости человека, или стены для остова дома.

Стадия 9: Составьте план проповеди,

используя дополнительный материал,

который поясняет, доказывает,

находит практическое применение

или расширает пункты проповеди.

Слушатели не откликнутся на абстрактные идеи, и никто не будет стремиться к действию только чтением плана проповеди. Если план проповеди останется недоразвитым, слушатели не поймут того, что проповедник хотел сказать. По мере развития проповеди слушатели будут задавать вопросы: «Интересно, что это значит? Что он подразумевает под этим? Звучит убедительно, но как это проявляется в жизни?» Чтобы объяснить, расширить, доказать или найти практическое применение своим идеям, а также сделать их понятными и практически значимыми, проповедник может использовать различные дополнительные материалы.

108 Изложение проповеди

Перефразирование

Перефразирование — это повторение идеи другими словами. Делается это с двумя основными целями. Во-первых, перефразирование способствует пояснению сказанного. Слушатели в отличие от читателей должны «ухватить» сказанное тогда, когда оно говорится. Они не могут в случае необходимости вернуться назад и еще раз прослушать сказанное. И если они сначала не поняли нас, нам нужно снова сказать то же самое, чтобы все стало ясным. Кловис Г. Чапелл использует метод перефразирования во вступлении к своей проповеди, основанной на тексте Евангелия, где говорится о женщине, обвиненной в прелюбодеянии.

«Ученые не убеждены в том, к какому месту в Священном Писании принадлежит эта история. Некоторые считают, что она вообще не принадлежит к Писанию. В некоторых древних рукописях Евангелия она отсутствует. Однако, если говорить не с точки зрения ученого, а простого читателя Библии, я убежден, что эта история описана верно и принадлежит к Священному Писанию. Я считаю, что это правдивое повествование. И если бы даже это и не произошло на самом деле, из этой истины можно, все же, научиться многому. Но эта история не только истинна, она, по моему мнению, и подлинна. Это запись события, которое действительно случилось. К ней нужно отнестись, как к чему-то прекрасному и гениальному, а не как к придуманной истории, столь похожей на реальность. Вполне очевидно, что событие соответствует тому, что мы знаем о книжниках и фарисеях, и оно тем более соответствует тому, что мы знаем об Иисусе Христе».

Перефразирование подчеркивает истину в глазах слушателей. Скажите что-нибудь один раз, и этого могут не заметить, но повторите то же самое несколько раз, и это запечатлится в мыслях и чувствах слушающих. Рекламодатели тратят миллионы долларов на повторение своих идей по радио, телевидению и в печати. Питер Маршал подчеркивает один из пунктов своей проповеди «Искусство передвигания гор» методом перефразирования:

«Я уверен, что каждый из нас много раз читал слова:

«Молитва может изменить многое».

Вы могли прочитать эти слова на картинках, помещенных на стене в классе воскресной школы. Вы могли прочесть их на небольшой металлической пластинке,

могли прочесть их в Библии,

могли услышать из-за кафедры много, много раз.

Глава 7 109

Но верите ли вы этому?

Действительно ли вы честно верите, что молитва может

изменить многое?

Изменила ли молитва что-нибудь в вашей жизни?

Ваши мнения,

ваши обстоятельства,

преграды, стоящие пред вами,

ваш страх?

Перефразирование отличается от повторения. Повторение — это произношение того же самого и теми же самыми словами, а перефразирование — это повторение того же самого, но другими словами. Повторение может быть полезным для того, чтобы освежить в памяти слушателей какую-то мысль или закрепить ее, но опытный проповедник будет повторять один и тот же пункт несколько раз, но разными путями.

Объяснение и определение

Определение устанавливает ограничения. Оно указывает на то, что нужно включить, а что нужно исключить посредством формулировки или утверждения. Объяснение также устанавливает границы, но оно достигает этого расширением идеи или указанием на то, как соотносятся различные идеи, или что нужно под ними понимать. Обратите внимание на то, как Эрл Ф. Палмер объясняет, что означает греческое слово эрос:

«Эрос — это любовь, которую нужно заслужить, это любовь к тем, кто ее достоин. Это не инстинктивная любовь, которую мы имеем к родителям, к детям, к семье или к нашей рассовой или социальной структуре. Это не та любовь, которую мы имеем к чему-то, например, к мудрости или человечеству. Это любовь, заслуженная непревзойденным совершенством данной личности, вещи или реальности. Это любовь красоты, силы и мощи».

Объяснение и уточнение осуществляется различными путями. Обычно мы даем определение выражению или идее, помещая их в соотношение с более широким классом предметов, частью которых они являются. Но в то же самое время мы должны указать на различие между этими однородными предметами. Классификация таким образом объясняет как сходства, так и различия. Палмер говорит: «Эрос — это любовь (это одно из нескольких значений этого слова) которую нужно заслужить, это любовь к тем, кто ее достоин (как она отличается от других видов любви)». Иногда для определения мы используем синонимы. Однако использование синонимов приносит нужный эффект только в том случае, когда слушатели, исходя из своего собственного опыта, понимают и чувствуют, что означает данный синоним или синонимы. Вероятно каждый знает, что означает слово «секта», но пожалуй не все знают, что

110 Изложение проповеди

мы, в частности, хотим сказать этим словом, а поэтому мы должны выразить следующее: «Секты — это указание на невыполненные обязательства церкви».

Сравнение и противопоставление также дополняют и объясняют идеи. Палмер употребляет и то и другое при объяснении слова эрос.

Проповедники также используют для объяснения примеры. Рей Стедман делает это, спрашивая в своей проповеди: «Что мы имеем в виду, когда говорим, что данный предмет святой?» Он отвечает: «Посмотрите на вашу Библию, там написано: Святая Библия. Что же делает ее святой? Земля Израиля называется святой землей, а город Иерусалим — святым городом. Почему? Все перечисленное выше имеет нечто общее в своем качестве. Все это принадлежит Богу. Библия — это Божья книга, Израиль — это Божья земля, Иерусалим — это Божий город: все это Божественная собственность! И поэтому они святы, они принадлежат Богу».

Объяснение трудно осуществить тогда, когда проповедник не знает своих слушателей. Чем больше он знаком со своей темой, тем меньше у него оснований полагать, что слушатели проигнорируют его тему. Слушатели живут в ином интеллектуальном мире, чем их пастор. Они потому и оказывают ему свою финансовую поддержку, чтобы он мог изучить то, что его слушатели изучить не могут. В качестве основного руководящего правила нужно помнить то, что проповедник должен объяснить каждое важное слово в его проповеди языком, понятным его слушателям. Конечно, лучше объяснить слишком много слов, чем слишком мало. Объясняя взаимосвязи идей и их смысл, мы должны быть уверены в том, что объяснение является для нас самих настолько понятным, что у нас не остается ничего запутанного или неясного в нашем собственном уме. Только после этого, мы должны обдумать то, как мы можем логично и психологически правильно объяснить это другим. «Легкий туман» на кафедре становится, густым туманом, на скамьях.

Фактическая информация

Фактическая информация включает в себя наблюдения, примеры, статистические данные и прочее, что может быть проверено слушателями самостоятельно. Проповедник сообщает фактический материал, когда он говорит: «Греческий язык является богатым и разнообразным и имеет несколько слов, означающих любовь. Но только два из них: филео и эрос оказали особенно сильное влияние на греческую литературу и философию в 1 столетии нашей эры». Если слушатель пожелает, то он может проверить истинность такого заявления, самостоятельно исследовав употребление этих слов древними греками. В объяснительной проповеди рассуждения над текстом

Глава 7 111

Священного Писания также являются фактической информацией, поскольку слушатели могут сами убедиться в том, что говорит Библия.

Очень часто, однако, за факты выдаются замаскированные мнения. «Я констатирую факт, — говорит проповедник, — что наибольшей угрозой моральности Америки является телевидение». Конечно же, это вовсе никакой не факт, а только личное мнение. Такое мнение может быть ценным или пустым в зависимости от фактов. Сами по себе факты ничего не стоят, пока они не будут сопоставлены друг с другом, и из них не будут сделаны соответствующие выводы. Мнения, с другой стороны, также ничего не стоят до тех пор, пока они не основаны на фактах. Проповедник так же, как и любой оратор, должен знать факты и быть уверен в их достоверности. «Каждый человек имеет право придерживаться своего собственного мнения, — говорит Бернард Барух, — но никто не имеет права искажать факты». Факты не только помогают слушателям понять проповедника, но они помогают завоевать ему уважение слушателей.

Статистика — это особый источник фактов, дающий возможность узнать многое и притом очень быстро. Она особенно нравится людям, живущим в обществе, привыкшем мыслить числовыми категориями. Действительно, склонность американцев к статистическим данным кажется неистощимой, и статистические данные поступают бесконечным потоком, охватывая самые разнообразные сферы жизни, начиная от количества часов, проведенных у экрана телевизора средней американской семьей, и кончая процентом несчастливых семей. Такая приверженность к числам является своего рода западней для многих невинных людей, и они легко впадают в заблуждение. Атмосфера уверенности создается путем изложения фактов в виде десятичной дроби или в процентах даже в тех случаях, когда измерение является немыслимым или даже абсурдным. Классическим примером этого может служить появившееся несколько лет назад сообщение, что 33% всех студенток университета Джона Гопкинса вышли замуж за преподавателей этого университета. Сама эта цифра точная. В то время в этом университете было всего три студентки, и одна из них была замужем за преподавателем этого университета. Проповедники, желающие подкреплять свои мнения статистическими данными могут быть чересчур увлечены непроверенной статистикой. Один известный евангелист как-то сказал: «Я читал недавно, что 50% членов рокгрупп поклоняются сатане и занимаются колдовством, и я полагаю, что их число увеличивается ежедневно». Но кто это подсчитал? Кого сюда включили? Когда? Где?

Когда в церкви приводятся какие-то данные, они должны быть как можно более простыми и точными. Лучше всего приводить округленные цифры. Хотя население города Чикаго на 1950 год составляло 3620962 человека, для большинства из нас более легко воспринимаемой цифрой

112 Изложение проповеди

будет служить следующее: «немного больше трех с половиной миллионов». Когда мы имеем дело со статистикой, данные, приводимые нами, должны быть осмысленными и доказуемыми .путем сравнения с тем, что доступно нашим слушателям. Описывая храм Артемиды Ефесской, мы можем сказать: «он был 60 метров в ширину и 120 метров в длину, а его колонны были двадцатиметровой высоты, — а затем добавить, — площадь храма превышала площадь футбольного поля, а высота колонн превышала высоту пятиэтажного здания». Проповедник может показать, насколько малы размеры электрона, приведя десятичную дробь со многими нулями, а затем добавить: «Если бы мы увеличили электрон до размера обычного яблока, а затем во столько же раз увеличили размер человека, то такой человек смог бы взять на свою ладонь всю солнечную систему и притом ему нужно было бы воспользоваться увеличительным стеклом, чтобы ее рассмотреть».

Цитаты

Цитаты, подкрепляющие и расширяющие данный пункт проповеди, приводятся с двумя целями: сделать нашу мысль более впечатляющей и более авторитетной. Если мы находим, что кто-то. изложил данную идею более эффективно, чем мы, то приводим его слова. Джеймс С. Стюарт во вступлении к своей проповеди на Ис. 5:30 приводит слова Роберта Браунинга: «Из всех сомнений, о которых Браунинг говорит, что они «стучат в дверь нашей души и проникают в нее», наиболее удручающим является сомнение в том, что все происходящее совершается по воле Божьей». В этом вступлении Стюарт приводит целый ряд других цитат, избранных им за силу их выражения. Он говорит:

«…совершенно определенно, что сомнения давят огромной тяжестью на жизнь многих людей, живущих в наше время. Они должны дважды подумать, прежде чем поставить свою подпись под словами веры, сказанными Теннисоном:

«Я не сомневаюсь в том, что через все века проходит единая определенная цель, и мышление человека расширяется подобно движению небесных светил».

«Но где доказательства что такая цель существует?» — спрашивают люди… И они возвращаются назад к Екклесиасту: «суета сует, все суета». «Что пользы, — восклицает Томас Гарди, — во всех твоих молитвах и во всех молитвенниках, если ты не можешь просить ни о чем лучшем, чем:

«Мечта, мрак, немая вещь. Не в это ли превращается этот праздный спектакль?»

Глава 7 113

«Плохой анекдот», — в конце своих дней отозвался о жизни Вольтер. «Опустите занавес, — сказал умирающий актер, — комедия окончена».

Можно по-разному говорить о том, какую роль в нашей жизни играют страдания. Проповедник может, подводя итог сказанному по этому поводу, привести слова более впечатляющие, чем его собственные: «Страдание водружает флаг реальности над крепостью мятежного сердца».

Закрепление данной идеи в мыслях слушателей — это, пожалуй, самая важная цель употребления в проповеди цитат. Если мы избираем цитату, то делаем это исходя из этических соображений.

Мы также включаем цитаты для того, чтобы придать авторитетность данной идее. В данном случае мы приводим слова того человека, который является более авторитетным в данном вопросе, чем мы. Эрнест Т. Кэмпбел поступил именно так, когда говорил о тех моментах в жизни, когда наши усилия кажутся тщетными, и мы готовы бросить нашу социальную деятельность. Кэмпбел говорит:

«Я был поражен словами Леонарда Вулфа, так оценившего свой жизненный труд: «Я ясно вижу, — сказал он, — что практически ничего не достиг. Мир сегодня и история человеческого муравейника за последние 5-7 лет остались бы точно такими же, если бы я играл в настольный теннис вместо того, чтобы просиживать на заседаниях комитета и писать книги и меморандумы. Поэтому я нахожу нужным сделать неприятное заявление, что в течение своей жизни потратил от 150000 до 200000 часов на совершенно бесполезный труд».

Мы также приводим слова других людей потому, что они лучше нас знают те или иные факты и могут их лучше объяснить, а также потому, что слушатели могут скорее согласиться с ними, чем с нами. Проповедник, знающий Библию и понимающий своих слушателей, может прямо говорить о врожденной греховности человека перед слушателями, однако, говоря перед неверующими, он может сослаться на заключение Комиссии по преступности из Миннесоты:

«Каждый ребенок начинает свою жизнь маленьким дикарем. Он совершенно эгоистичен и самолюбив. Он хочет то, что ему хочется, и тогда, когда ему хочется: соску, внимание матери, игрушку, часы своего дяди и т.д. Откажите ему в том, что ему хочется, и он станет злым и агрессивным настолько, что был бы готов убить человека, если бы не был настолько беспомощен. Он нечистоплотен. Он не имеет морали, знаний и опыта. Это означает, что все дети, а не отдельные из них, рождаются правонарушителями. И если позволить их эгоизму свободно развиваться, если дать свободу импульсивным действиям ребенка,

114 Изложение проповеди

если позволять ему все, что ему хочется, каждый ребенок вырастет преступником, вором, убийцей и насильником».

В других случаях специалисты по данному вопросу имеют больший авторитет говорить на эту тему. Д.М. Бейли цитирует историка, чтобы показать, что первые христиане в своей вере проявляли высокие интеллектуальные свойства:

«Доктор Т.Р. Гловер, специалист по истории того периода (первые столетия нашей эры), говорит, что одной из причин, почему христиане завоевали весь мир, было их более высокое умственное развитие в сравнении с другими людьми. Они не только лучше знали, как нужно жить и умирать, они также лучше знали, как мыслить. Они обладали превосходством в мышлении. Позвольте привести очень интересный отрывок: «Христиане читали самые лучшие книги, усваивали их содержание и жили самой свободной интеллектуальной жизнью в мире. Иисус сделал их свободными в оценке фактов. Для невежественного христианина нет места. С самого начала каждый христианин знал, понимал и читал Евангелие и был способен логично защитить свою веру. Они читали об Иисусе и знали Его и они знали свою точку зрения. Кто были самые мыслящие люди в древнем мире? Снова и снова нужно сказать: это были христиане. Они были образцом превосходства мышления».

Авторитетность автора цитаты должна быть проверена. Несколько вопросов нужно поставить при проверке компетентности данного источника: (1) Позволяют ли ему опыт и знания говорить авторитетно по данному вопросу? (2) Основано ли его свидетельство на первоисточнике? (3) Не проявляет ли автор предубежденность? Предубежденные люди не заслуживают доверия, поскольку они склонны преувеличивать все то, что поддерживает их мнение, и не замечать остальное. Однако, предубежденный автор, если он говорит что-то против своего собственного мнения, может служить прекрасным свидетелем. Выступления Джорджа Бернарда Шоу в пользу христианства особенно ценны, поскольку он очень часто выступал против него. (4) Как относятся слушатели к его свидетельству? Знают ли они его? Уважают ли они его? В случае, если мы хотим процитировать малоизвестного автора, мы должны объяснить, кто он, и насколько он правомочен выступать по этому вопросу.

Использование цитат в проповеди должно быть умеренным. Проповедь не должна быть похожа на сборник «крылатых изречений». Цитаты также должны быть, как правило, короткими. Длинные цитаты часто бывают малопонятными и препятствуют общению. Иногда длинную цитату можно перефразировать и только самые важные предложения прочитать прямо из первоисточника.

Глава 7 115

Влияние цитаты можно усилить, придав ей ощущение свежести. Не требуется много усилий, чтобы сопроводить цитату словами: «Сперджен говорил…», «Павел писал…», «Библия говорит…» Требуется, однако, немного больше напряжения мысли, чтобы сказать то же самое, но несколько иначе и с большим эффектом: «В Библии смело написано следующее…» «Павел остро ощущал, что…» «Это Чарльз Диккенс пытался сообщить нам, когда он говорил…» «Вы можете сами оценить значение слов, сказанных в стихе 10…».

Повествование

Когда нам хочется поболтать, мы говорим не об идеях, а о людях. Когда такой популярный журнал, как «Тайм» затрагивает такую сложную тему, как экономические или политические перемены в Китае, он делает это, частично говоря о людях, вовлеченных в эти процессы. Повествования, приводимые в ходе проповеди, описывают людей, вовлеченных в библейские события. В каждом месте Священного Писания говорится о каких-то людях, которые, иногда открыто смеются, проклинают, молятся, а иногда их действия скрыты, и мы должны обнаружить их. Из каждого текста Писания можно хоть что-то узнать о написавшем его и о читающих его. Отложите в сторону доктрины, и вы можете рассмотреть конкретные личности, стоящие за этим. Так например, благодать не спрятана где-то в небесной кладовой. Есть Кто-то, дающий ее, и кто-то, принимающий ее. Дух Святой знал ценность повествований, и поэтому их так много приведено в Священном Писании, Иисус также указал на воздействие повествования, приводя многие притчи.

Повествование может служить для объяснения условий, в которых было написано данное место Священного Писания, говоря об истории, окружении и личностях, имеющих отношение к нему. Джон Геркус эффективно использует повествование, помогая нам вообразить, что мы находимся с Давидом, когда он писал Псалом 23:

«Давид выпрямился и расправил уставшие руки. Это был день напряженной работы, снова и снова приходилось повторять весь процесс обычных занятий с музыкантами и певцами. Спевка прошла удачно и Давид был более, чем просто, удовлетворен, Псалом был хорош, — короткий, ясный и очень подходящий на данный случай. Х-м-м-м… как подобраны слова: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?» Очень хорошо. Они будут особенно хорошо звучать в сопровождении кимвалов, труб и хора. Под его руководством у всей группы будет прекрасная возможность выразить их возвышенные чувства в этой духовной драме.

116 Изложение проповеди

И эти четыре условия, необходимые для того, чтобы войти на святое место, совершенно верны. Выражено сжато, ясно, понятно. Чистые руки, чистое сердце, отвращение от непотребных вещей (именно это означают слова: «кто не клялся душею своею напрасно») и отсутствие обмана и мошенничества. Да, действительно, проверка человека настолько полная и исчерпывающая, насколько это только возможно.

Чистые руки… такие как его собственные….

Неожиданно воспоминания нахлынули на него. Воспоминание неоднократного смывания этих «чистых» рук, старание очистить их от кровавых дел, которых нельзя было исправить. Как же это произошло? Ах, да из-за . . .».

Рассказ имеет особую силу, когда глаголы и существительные рисуют картину в нашем воображении. Иногда другая точка зрения приносит чувство новизны в часто рассказываемую историю. Как женщина, уличенная в прелюбодеянии, или женщина у самарийского колодца отнеслись к Иисусу, когда они впервые встретились с Ним? В одном из своих посланий Павел обрисовывает своего оппонента, прерывающего его рассуждение вопросом: «Какое преимущество быть иудеем?» (Рим. 3:1). «Пища для чрева и чрево для пищи» (1 Кор. 6:12) — возражает сам Павел гедонистам своего времени. Но как они выглядели? Можете ли вы описать, как они проводили эту дискуссию?

Используйте диалог. Евангельские повествования и притчи наполнены ими. Вложите слова в уста людей. Когда представлен всего один человек, используйте монолог или «разговор с самим собой». Именно этот метод применил Геркус, когда говорил о Давиде, и его же применил Иисус в притче о неверном домоправителе (Лук. 16:2-7) и о блудном сыне, попавшем в далекую страну (Лук. 15:11-32). Юноша спрашивает сам себя: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» (ст. 17).

Повествование — это передача мысли с применением воображения, и такое воображение отражает интуицию веры. Воображение — это двоюродный брат объяснения, поскольку и то, и другое основано на тексте Писания. Мы определяем, что означает данное место исходя из сказанного в нем. Воображение — это шаг дальше того, что сказано в Библии, но оно тесно связано с ним.

Примеры

С.И. Хаякава советует тем, кто хочет развивать в себе чистоту речи, изучать поварские книги, поскольку рецепты объясняют общие концепции, приводя их к конкретным подробностям. Так например, в рецепте приготовления говядины сказано: «Положите кусок мяса на

Глава 7 117

сковороду. Не добавляйте воды. Ничем не накрывайте. Прожарьте в духовке 20-25 минут при температуре 200° С». Совет Хаякава особенно полезен для специалистов, у кого обширные познания в данной области мешают им быть эффективными проповедниками. Образование удалило их от практической жизни в сферу абстрактного мышления.

Так например, богослов, говоря о грехе, будет употреблять слово хармартиология, а не слово грех, поскольку этим абстрактным термином легче прикрыть различные трудности, возникающие при обсуждении данной темы. Когда богослов будет говорить перед слушателями, не столь знакомыми с его отраслью науки, ему следует сойти вниз со сферы абстракций и говорить о таких вещах как: убийства, ложь, воровство или прелюбодеяние. Если он не может или не будет делать этого, то хотя он и возможно высоко стоит, как ученый, потерпит неудачу, как проповедник. Серен Кьеркегор жалуется на то, что когда он попросил философа Джорджа Хегеля сказать ему, где находится в Копенгагене какая-то улица, все, что он получил в ответ — это карту Европы.

Опытный проповедник может обращаться как со сложными абстракциями, так и с простыми, переходя с высокого уровня на более низкий и наоборот, подобно рабочему, лазающему по лестнице. Чтобы иметь смысл, частности должны быть собраны в общее целое, а абстракции в свою очередь низведены до конкретных вещей, чтобы быть понятными. «Хороший писатель, эрудированный оратор, точный мыслитель и просто здравомыслящий человек, могут действовать на любом уровне «лестницы» абстракции, быстро и легко опускаясь с более высокого уровня на более низкий и поднимаясь с более низкого на более высокий со светлым, чистым и прекрасным мышлением подобно тому, как обезьяна лазает по дереву».

Один из методов «приземления» нашей проповеди лежит в использовании примеров. Хорошо подобранные и мастерски использованные примеры повторяют, объясняют, доказывают и показывают практическое применение идей, соотнося их с реальными переживаниями людей. Чтобы истина запечатлелась в памяти, ее необходимо повторить несколько раз. Хотя наиболее часто для этого применяются повторения или перефразирования, примеры могут повторить ту же самую истину, однако, без того, чтобы докучать слушателям однообразием. Достигнуть понимания данной мысли можно также с помощью аналогий и вымышленных рассказов. Пример, подобно изображению на телевизионном экране, делает ясным то, что говорит проповедник.

Примеры также делают истину более легко воспринимаемой. Логически, конечно, примеры не могут служить доказательством истинности, однако психологически они сочетаются с доказательствами и служат лучшему восприятию истины. Проповедник, доказывающий,

118 Изложение проповеди

что любая истина одинаково важна, но не равноценна, может использовать метод аналогии, чтобы сделать свою мысль приемлемой для слушателей. Что одна копейка и один рубль одинаково неподдельны, можно доказать, но они не равноценны. Точно так же нужно делать различие между «рублевой» истиной и «копеечной». Аналогия может быть такой же убедительной, как обоснованное доказательство.

Примеры приближают идею к практической жизни. Слушатель должен не только понять и принять какую-то концепцию, но также узнать, каким образом она должна повлиять на жизнь. Пример показывает истину в действии. Уильям Сангстер говорил проповедь на тему Быт. 41:51, развивая идею: «Мы должны уметь забывать». Он окончил свою проповедь, рассказав случай из своей жизни:

«Это было перед Рождеством. Один из моих гостей пришел к нам за пару дней до праздника и увидел, как я подписывал поздравительную открытку одному человеку. Он сильно удивился, увидев имя и адрес. «Я надеюсь ты не отправишь ему эту открытку», — сказал он.

«Почему нет?» — спросил я.

«Разве ты не помнишь, — начал он, — полтора года назад…».

Я помнил то, что этот человек публично говорил обо мне, однако я помнил и другое с Божьей помощью, а именно, что нужно уметь забывать. И Бог помог мне забыть.

Я отправил эту открытку по назначению».

Примеры по-разному воздействуют на проповедника и на его слушателей. Они помогают процессу запоминания, вызывают эмоции, помогают осознать нужду в чем-то, привлекают внимание и устанавливают взаимопонимание между проповедником и слушателями.

Фундаметальным принципом использования примеров является то, что пример должен что-то иллюстрировать. Слово «иллюстрировать» означает «проливать свет на что-то». Поэтому не бывает таких вещей, как «хорошие иллюстрации», но зато можно говорить о хорошем подборе примера к данной истине. Примеры можно уподобить прожекторам рампы, освещающим то, что происходит на сцене. Если они будут светить в глаза зрителям, то будут их ослеплять, и те не будут видеть происходящего на сцене. Рассказанные примеры сами по себе могут развлечь и позабавить слушателей, но они только помешают проповеди, если не относятся к ней. Пример служит вспомогательным средством для истины только тогда, когда он привлекает внимание к идее, а не к себе.

Пример также должен быть понятным. С помощью примеров мы поясняем неизвестное известным. Если пример нуждается в объяснении, чтобы быть понятным, то такой пример не следует использовать.

Глава 7 119

Объяснять пример, который предназначен для объяснения концепции, это то же самое, что объяснять неизвестное неизвестным. Примеры, взятые из Библии, иногда нарушают это правило, иллюстрируя неизвестное неизвестным. Написанные в древние времена библейские повествования могут быть настолько же далекими от современных слушателей, как и китайская история. Использовать библейские примеры для объяснения других мест Священного Писания может быть бесполезным занятием. Если рассказываются истории из Библии, то проповедник должен посвятить определенное время и внимание для того, чтобы передать их так, чтобы слушатели смогли «войти» в них и почувствовать их силу. Поскольку проповедник должен осветить неизвестное известным, наиболее эффективными примерами являются те, которые наиболее близки к жизни современных слушателей. Среди таких наиболее эффективных примеров есть различные «жизненные истории», рассказывающие о нашей современной жизни, о детях, о животных и т.д.

Примеры должны быть убедительными. Насколько это зависит от проповедника, он должен быть сам уверен в тех фактах, которые он приводит. Хотя история, не соответствующая фактам, и может быть хорошей иллюстрацией к данной идее, проповедник, приводящий в своей проповеди такую историю, подрывает свой собственный авторитет. Более того, такой пример не может оказать доброго влияния на слушателей. Истина может выглядеть не такой привлекательной, как вымысел, но неправдоподобные рассказы приводят только к тому, что слушатели заподозрят проповедника в нечестности. Если случай может показаться преувеличенным, признайте это, а затем приведите доказательства его истинности.

Служитель, говорящий слишком неправдоподобные истории, поощряет своих слушателей, подобно детям, копировать его самого и говорить подобным же образом. Если в проповедях приводится слишком много таких историй, это не поможет развеять скептицизм слушателей, но заставит их думать, говорит ли проповедник истину вообще. Поскольку личные примеры обладают большим влиянием, проповедник подвержен искушению говорить, что эти истории будто бы произошли с ним самим, тогда как такого не было на самом деле. Евангелие осуждает такие методы провозглашения ее истин, и Божья истина не может что-то выиграть от нашей неправды. Если община заподозрит нас, что мы обманываем, желая доказать нашу точку зрения, она имеет основание посчитать, что мы станем обманывать и тогда, когда речь идет об обращении к Богу.

Примеры должны быть подходящими как к теме проповеди, так и к слушателям. Важная тема может быть умалена незначительным примером. Так например, один проповедник, желая подчеркнуть вездесущность Бога, заявил: «Бог присутствует даже в мусорной

120 Изложение проповеди

корзине!» Пример должен быть не только реальным, но и подходящим. Некоторые примеры могут быть хорошо восприняты в одной группе слушателей, но оказаться неприличными в другой.

Примеры нужно рассказывать драматически. Как-то одного скульптора спросили, как он может лепить скульптуру льва, не имея модели. Он объяснил: «Я просто убираю все то, что не выглядит как лев». Это хороший совет для проповедников. Опытный рассказчик отбрасывает все детали, которые не имеют прямого отношения к рассказываемой им истории. В примерах нужно использовать диалоги и прямые вопросы так, чтобы проповедник смог оживить свой рассказ, а не просто пересказать его. Историю нужно рассказывать как можно более драматично, чтобы слушатели смогли как бы войти в нее, чтобы чувствовать так же, как и понимать то, что говорит проповедник.

Хорошие примеры можно найти везде. Личные переживания — это особенно хороший источник примеров. Жизнь человека — это арена, но одни люди могут обнаружить больше поучительного материала в прогулке около своего дома, чем другие за целое кругосветное путешествие. Разница не в том, что мы переживаем, но в том, что мы видим в таких переживаниях. А чтобы увидеть что-то, нужно быть наблюдательным. Мир может стать Божественной иллюстрированной книгой, если мы рассматриваем обычные события с точки зрения духовной истины.

Личные примеры придают теплоту и жизненность проповеди, однако в этом случае нужно придерживаться трех основных правил. Во-первых, пример должен быть правдивым. Он также должен быть скромным. Община не станет хорошо воспринимать личные истории, в которых сам проповедник выглядит всегда в героическом свете. Мы всегда реагируем отрицательно на рассказы, в которых рассказчик хвастается тем, что он очень умен, остроумен или духовен. Ничего не меняется и в том случае, если проповедник начинает хвастаться за кафедрой. Большинство наших переживаний естественно связаны с нашей победой или с нашим поражением, и их можно рассказывать скромно и с большой пользой для других. Если мы приводим личную историю, делать нужно это без извинения. Если проповедник говорит: «Извините меня, но я хочу рассказать следующую историю», — он привлекает внимание слушателей к тому, на что не следует обращать внимания. Если мы находим нужным рассказать данный пример, то не следует извиняться. А если данного примера не стоит приводить, то и извинение не поможет. Третье правило, которое следует точно соблюдать, заключается в том, что, рассказывая о нашем личном переживании, мы не должны нарушать конфиденциальность. Люди, поделившиеся с пастором своими собственными переживаниями, с возмущением могут воспринять то, если он расскажет об этом в своей проповеди. Даже в тех случаях, когда это не должно было бы никого обидеть, нужно спросить

Глава 7 121

разрешения рассказать то, что касается другого человека. Даже если вам кажется, что вы польстите людям, они могут обидеться, если вы что-нибудь расскажите о них.

Источником примеров также служит чтение. Только немногие служители смогут запомнить подходящие прочитанные материалы, не записывая их. Карикатуры, детские стишки, журналы, газеты, романы, рассказы — все это может служить источником примеров для проповедей. Одаренные проповедники включают примеры в контекст своих проповедей, что делает эти примеры более весомыми, чем в случае, если они рассказываются в отрыве от того, что они должны иллюстрировать.

Несомненно, что многие примеры приходят на память проповеднику во время подготовки к проповеди. Их следует записывать в тех местах, к которым они относятся, а затем обдумать весь этот пункт. Очень часто разум и память проповедника подскажут ему все, что нужно. Способность составлять подходящие аналогии или соответствующее практическое применение приходит подготовки.

Несомненно, что проповедник находит большинство дополнительного материала для своей проповеди в своих записях. То, что он может дать другим в проповеди, полностью зависит от того, что он вложит в свои записи. Разработано много систем, помогающих служителю сохранить результаты своих исследований и чтения. Обычно нужно вести два рода записей. В одном ящике нужно хранить записи различных рассказов, большие листы бумаги, брошюры или листы, вырванные из ненужных книг. В ящике могут быть сделаны отделения на отдельные темы и отдельные библейские книги.

В дополнение к большому ящику, служитель должен завести меньший ящик для хранения небольших бумажных карточек. В одной части этого ящика можно сделать отделения для материала, относящегося к различным библейским книгам, где на соответствующих карточках нужно записывать то, что относится к данной книге, главе и стиху. Записывать можно примеры, объяснительные заметки, библиографические указания к конкретным местам Писания. Другое отделение ящика нужно употребить для карточек, относящихся к различным темам. Отдельные карточки можно распределить в предметном каталоге в алфавитном порядке. Система должна выглядеть следующим образом: карточки с примерами к теме «любовь» нужно поместить в отдел с надписью «любовь» и т.д. Все отделы должны идти в алфавитном порядке. Преимущество этой системы заключается в ее простоте и гибкости. Большинство материала, могущего послужить дополнением к проповеди (эпизоды, цитаты, стихи, объяснительные заметки, аналогии, библиографические указания), можно записывать на отдельных библиографических карточках размером приблизительно 7 на 10 см.

122 Изложение проповеди

Служитель нуждается в какой-то системе хранения информаций. Любая система, позволяющая ему хранить и легко находить нужную информацию лучше, чем отсутствие какой-бы то ни было системы. Любая система также нуждается в проповеднике. Никакая система не будет работать сама по себе. Агур, автор Притч, похвалил муравья за его мудрость: «Муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою» (Пр. 30:25). Мудр тот проповедник, который учится у муравья.

Глава 7 123

Новые концепции

Повторение

Перефразирование

Объяснение

Определение

Фактическая информация

Цитаты

Повествование

Примеры

Определения

Определение — объяснение того, что нужно включить и что нужно исключить из данного термина или утверждения.

Объяснение — установление определенных границ, указывающих на соотношение одной идеи к другой и на то, что подразумевается под данной идеей.

Фактическая информация включает в себя наблюдения, примеры, статистические данные и другие материалы, которые можно проверить независимо от проповедника.

Повествование — описание того, как кто-то сделал что-то кому-то и с каким результатом согласно Библии. Они могут служить своеобразным фоном для проповеди, рассказывая о времени, условиях и действующих лицах, имеющих отношение к данному месту Священного Писания.

Примеры закрепляют, объясняют, доказывают идеи или находят им практическое применение, соотнося их с реальными переживаниями людей.

Стадии в развитии

объяснительной проповеди

1. Выбор текста в Священном Писании

2. Изучение текста

3. Определение идеи толкования

4. Анализ идеи толкования

5. Формулирование гомилетической идеи

6. Определение цели проповеди

7. Нахождение путей к достижению поставленной цели

8. Составление плана проповеди

9. Составление проповеди согласно плану

10. Подготовка вступления и заключения, стр. 125