13. Вместе

В январе каждого года мне предоставляется возможность вместе с 24 слушателями семинарии отправиться в Юлианский центр близ Сан-Диего (штат Калифорния), где в течение четырех недель мы живем и учимся. Этот центр основал мой друг Дик с целью обучать христиан в процессе общения; друг с другом. Обычно приглашаются группы на 12-недельное обучение, но в январе, присоединившись ко мне, он вел семинары в течение четырех недель.

Чтобы сразу обеспечить общение христиан, я начал занятия с того, что разделил слушателей на группы по три человека — «тройки» — для сравнительно необременительных упражнений, позволявших лучше познакомиться друг с другом. Обычно, подытоживая результаты упражнений, я просил дать определение чувствам, которые испытывают слушатели. Чаще среди ответов на этот вопрос встречаются слова: «счастлив», «удовлетворен», «спокоен», «предвкушаю радость» и т.п.

Впрочем, некоторые признаются, что немного напуганы. Молодой человек по имени Дэнни удивил меня ответом: «Мне скучно». Дэнни приехал учиться, а не общаться. Он хотел уединения, а не «общежительства» и считал попытку наладить добрые отношения между слушателями пустой тратой времени. День ото дня другие студенты сближались друг с другом, а Дэнни оставался холоден и далек от всех.

Через две недели Дэнни, наконец, сдался. Он воочию убедился, что процесс духовного роста более благоприятно происходит в коллективе, где все знают и уважают друг друга. Дэнни открылся перед коллегами, и успехи его стали значительнее.

После месячного пребывания в Юлианском центре Дэнни, окрыленный своим открытием, вернулся к небольшой группе бизнесменов, которых он наставлял в вере. «Друзья, — первым делом обратился он к ним, — мы встречаемся уже год, а я и не знаю, каковы ваши заботы, что вас интересует и чего вы не любите, какова ваша семейная жизнь. А вы понятия не имеете о моей жизни. Пора нам не только делиться сведениями да новостями, но и иметь душевное единство».

Дэнни познал тайну наставничества, о которой говорит апостол Павел: «Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестив Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» (1 Фес. 2:8).

Общение: основа духовного роста и зрелости

Два наиболее распространенных вопроса, которые мне задавали, интересуясь наставлением людей в духовном росте и возмужании: «Какую программу использовать?» и «Каков ваш учебный план?» Что я отвечаю? Если в основе учебной программы нет Библии и программа эта не связана с общением между людьми, то вы занимаетесь чем угодно, но не наставничеством в вере.

Учебный план не вызывает особых затруднений. Семинаров по духовному совершенствованию на основе Библии проводится великое множество. Но обычно не достает одного — общения между людьми. Мы, прежде всего, стараемся дать человеку книгу, говоря при этом: «Отсюда ты узнаешь, что надо делать, чтобы возрастать во Христе». Но мы без особой охоты идем на откровенность, обращаясь к ученикам со словами: «Давай поделимся сведениями о том, что Господь совершил с нами, и будем помогать друг другу расти во Христе».

Наставничество — это глубинный межличностный процесс общения между двумя или более людьми, в котором каждый помогает другому достичь сближения с Богом. Первые слова, обращенные Иисусом к Своим ученикам, были: «Прийдите ко Мне» (Матф. 11:28) и «Идите за Мной» (Матф. 4:19). Апостол Марк записал: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть… изгонять бесов» (Марк. 3:14,15). Заметьте, что общение сына Божия с учениками предшествовало наставлению, наставление — делу, духовная зрелость — служению, личность — призванию.

Каждый христианин, включая и вас, является и учеником, и наставником в христианском общении. На вас возложена великая ответственность быть учителем и учеником, то есть жить во Христе, ходить по Духу, жить по вере. В семье или приходе вам может быть отведена роль наставника; например, вы отец, пастор, преподаватель воскресной школы, руководитель семинара и т.п. Но и являясь наставником по должности, вы не перестаете быть учеником, который и сам учится и возрастает во Христе через общение со своими учениками. И наоборот, даже если официально у вас нет обязанностей наставника, вы никогда не перестаете им быть. Вы можете помочь своим детям, друзьям, другим верующим, проявляя заботливое общение сними.

Точно также каждый христианин в христианских отношениях является и воспитанником и воспитателем. Помните разницу между наставничеством и воспитанием: наставничество направлено в будущее, имея целью достижение учениками духовной зрелости; воспитатель же имеет дело с прошлым человека, помогая ему решать былые проблемы и избавляться от слабостей. Ваша роль в обществе или достигнутый уровень духовной зрелости могут привести к воспитательной работе. И все же временами вам тоже может понадобиться свой воспитатель-христианин. Вы можете быть новообращенным христианином или человеком, которого отягощает тяжелое прошлое; при всем этом продолжить воспитание в христианском духе совсем не лишнее. Кроме того, вы должны использовать все возможности, которые предоставляет вам Бог, чтобы воспитывать подобным образом верующих, окружающих вас.

В этой, заключительной главе я хотел подготовить вас к возможному служению на поприще духовного наставничества и воспитания. Независимо от того, являетесь ли вы «профессиональным» наставником или «рядовым» христианином, который считает своим долгом помогать другим в достижении свободы и зрелости во Христе, предлагаемая схема занятий по наставничеству, а также основные понятия воспитательной работы станут полезным практическим руководством в вашем праведном начинании.

Схема занятий по наставничеству

Мне представляются три уровня занятий по наставничеству, отражение которых можно найти в Послании апостола Павла к Колоссянам (2:6-10). В обобщенном виде эти уровни представлены на рис. 13-А.

Занятия на уровне I предназначены для того, чтобы помочь людям осознать основную истину, касающуюся их сущности во Христе. Апостол Павел так говорит по этому поводу: «И вы имеете полноту в Нем» (2:10).

Уровень II рассматривает духовную зрелость во Христе, которую апостол Павел охарактеризовал словами: «Будучи укоренены и утверждены в Нем» (2:7).

Уровень III отражает проблемы повседневного хождения во Христе, в основе которого — наша сущность и духовная зрелость во Христе. Апостол Павел наказывал: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (2:6).

Преуспевание на каждом уровне зависит от достигнутого на предыдущем. Христианин не добьется настоящего хождения во Христе (уровень III), если не стремится обрести духовную сущность, и он не достигнет ее, если не осознает своей сущности во Христе (уровень I).

Наставничество во Христе

Уровни духовной зрелости и противодействия ей

 

Уровень 1:
Сущность

Уровень II:
Зрелость

Уровень III:
Хождение

«Полнота» во Христе (Кол. 2:10)

«Укрепление» во Христе (Кол. 2:7)

«Хождение» во Христе (Кол. 2:6)

Дух

Противодействие:
Отсутствие уверенности в спасении (Еф. 2:1-3)

Противодействие:
Хождение по плоти (Гал. 5:19-21)

Противодействие:
Неспособность слушаться Духа Святого (Евр. 5:11-14)

Духовный рост:
«Дитя Божие» (1 Ин. 3:1-3; 5:11-13)

Духовный рост:
«Хождение по Духу»
(Гал. 5:22,23)

Духовный рост:
«Водимый Духом» (Рим. 8:14)

Разум

Противодействие:
«Помрачение в разуме» (Еф. 4:18)

Противодействие:
Ложные представления и «философия» жизни (Кол. 2:8)

Противодействие:
«Надменность» (1 Кор. 8:1)

Духовный рост:
«Обновлениеума»
(Рим. 12:2; Еф. 4:23)

Духовный рост:
Неукоризненная проповедь Слова истины (2 Тим. 2:15)

Духовный рост:
«Приготовленность ко всякому доброму делу» (2 Тим. 3:16,17)

 

 

Уровень 1:

Уровень II:

Уровень III:

Чувства

Противодействие:
Страх (Матф. 10:26-33)

Противодействие:
Гнев (Еф. 4:31), озабоченность (1 Пет. 5:7), отчаяние (2 Кор. 4:1-18)

Противодействие:
Уныние и печаль (Гал. 6:9)

Духовный рост: Освобожден-ность (Гал. 5:1)

Духовный рост:
Радость, покой, долготерпение (Гал. 5:22)

Духовный
рост:
Довольство (Фил. 4:11)

Воля

Противодействие:
Непокорность (1 Тим. 1:9)

Противодействие:
Отсутствие самоконтроля, гневливость (1 Кор. 3:1-3)

Противодействие:
Бесчинства (2 Фес. 3:7,11)

Духовный
рост:
Покорность (Рим. 13:1,2)

Духовный рост:
Кротость, воздержание (Гал. 5:23)

Духовный
рост:
Упражнения в благочестии (1 Тим. 4:7,8)

Людские
взаимо
отноше
ния

Противодействие:
Противление (Еф. 2:1-3)

Противодействие:
Злопамятность (Кол. 3:1-3)

Противодейст
вие:
Эгоизм (Флп. 2:1-5; 1 Кор. 10:24)

Духовный
рост:
Любовь (Рим. 5:8; 15:7)

Духовный рост:
Великодушие, снисходительность (Еф. 4:32)

Духовный
рост:
Братолюбие (Рим. 12:10; Фил. 2:1-5)

Обратите внимание на пять характеристик, свойственных каждому человеку: это сферы духа, разума, чувств, воли и взаимоотношений между людьми. Каждой характеристике соответствует своя степень и духовного роста, и противодействия ему. Степень противодействия — указывает на то, в какой мере грех, плоть и дьявол мешают становлению человека в процессе наставничества. Помните: дьявол всегда будет стремиться к искажению восприятия человеком своей сущности во Христе, мешать в достижении духовной зрелости и навыков хождения во Христе. Эти ступени противодействия являются результатом происков дьявола, которые можно нейтрализовать конкретными усилиями, направленными к духовному росту.

Помните, что в Писании нет четких границ между перечисленными тремя уровнями наставничества, как и между пятью упомянутыми характеристиками, которые даны на схеме рис.

13-А. В этом виде схема служит лишь для того, чтобы обозначить специфические, фундаментальные задачи, возникающие перед верующими в процессе духовного роста, и чтобы научить людей помогать друг другу в истинном служении Богу.

Уровень I: Сущность

Духовное противодействие на этом уровне связано с непониманием факта спасения человека

Христом или с недостаточной уверенностью в этом. Убеждение людей в реальности спасения не является задачей наставника. Это делает Сам Бог (Рим. 8:16; 1 Ин. 5:13). Ваш долг привести людей к Священному Писанию, в котором провозглашается духовная сущность людей как детей Божиих.

Если относиться к наставничеству с позиций разума, станет ясно, что для полного признания Бога и своей сущности во Христе следует знать о Нем и о том, каким человеку необходимо быть во Христе (Ос. 4:6). До тех пор, пока не произойдет обновление умов и формирование соответствующей системы веры, люди будут удовлетворять свои насущные потребности неправедным путем: независимо от Бога.

Эмоциональным противодействием на этом уровне является страх, толкающий на неправильные поступки и мешающий человеку делать то, что следует. Когда действиями людей руководит страх перед кем-либо, кроме Бога, эти люди несвободны, а ведь свобода — наше наследие во Христе. Сатана сковывает людей страхом, но «страх Господень» изгоняет все другие страхи (Прит. 1:7). Темой моей книги «Разрывающий оковы» является путь к истинной свободе человека.

Люди привыкли жить в сознательном противостоянии Богу, в независимости от Него. Они — стремятся жить или сами по себе, или в горькой зависимости от родителей, супруга или начальства. Большинство людей предпочитает мнение лиц, занимающих высокое общественное положение. Духовный рост на этой стадии предполагает библейское понимание покорности Богу как любящему Отцу.

Если рассматривать взаимоотношения между людьми, то, учитывая общественное признание в зависимости от личного успеха, можно заметить, что большинство людей уже в детстве испытывает горечь отрицательного отношения к себе. Жизнь же в Царствии Божием имеет в основе безусловную Его любовь и «милость» (Тит. 3:5). Поэтому принципом взаимоотношений между людьми должно быть не осуждение (воздаяние по заслугам), а милосердие (то, в чем все люди испытывают нужду). Мой друг Дик Д ей отмечает, что наставничество не предполагает первичности власти, которая в свою очередь требует отчетности перед Кем-то. Наставничество должно начинаться с признания человека, за которым следует утверждение его в правах. Только после этого люди становятся ответственны за себя перед властью.

Поэтому главная цель наставничества — помощь людям в осознании своей сущности во Христе. Для этого необходимо: привести людей ко Христу, обратив их к Библии, где провозглашается спасение человечества во Христе;

— направить людей к истинному знанию Бога, Его путей и своей сущности во Христе;

— заменить чувство страха перед людьми и обстоятельствами на благоговение перед Богом;

— помочь людям увидеть, в каких формах проявляется бунт против Бога;

— разрушить общепринятую систему защиты от неприятия в обществе, признав и утвердив человека в своих правах.

Наставничество требует определенной дисциплины ума. Лицам, не склонным к внутренней организованности, наставничество не приносит пользы.

Уровень II: Зрелость

Становление людей во Христе, как процесс освящения, начинается в их духовной сфере. При этом человек узнает разницу между хождением по плоти и по Духу. Чем более он склонен ходить по плоти, тем дольше будет оставаться духовно незрелым. И чем более он стремится жить по Духу, тем скорее станет духовно зрелым человеком. Основа этого утверждения — в понимании, что не внешние обстоятельства определяют сущность человека, его образ жизни и успехи. Все это определяется Богом в Его взаимодействии с человеком и больше — ничем и никем.

Когда христиане, рассуждая, уступают лжи сатаны или мирским взглядам, то есть увлекаются «философиею и пустым обольщением по. домыслу человеческому,.. а не Христу» (Кол. 2:8), они потеряны для Христа. Это борьба за умы, и мы должны научиться разоблачать сатанинские замыслы и пленять «всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). Наставничество требует определенной дисциплины ума. Лицам, не склонным к внутренней организованности, наставничество не приносит пользы.

Анализируя эмоциональный уровень, следует сказать, что чувства возникают как следствие мыслительных процессов. Если к собственному успеху в жизни, к счастью и самоценности человек подходит, имея ложные представления, то, как правило, становится жертвой негативных эмоций. Результат ошибочной системы веры — такие чувства как гнев, беспокойство, подавленность и отчаяние. Величайшая детерминанта заключена в истинном знании Бога, в осознании, принятии Его путей и уверенности в Его прощении.

Достижение духовной зрелости происходит через прощение. Это крепко связывает и семьи, и церковные общины. Мстительность и злопамятность — те недостатки человека, которые чаще всего сатана использует, чтобы помешать его духовному росту во Христе. Человек, который не может простить ближнего, неотделим от прошлого, теряет возможность свободного развития, приближающего его к Христу.

Вторая цель наставничества — помощь людям в принятии Божией цели освящения человека и стремлении достичь духовной зрелости во Христе. Для этого нужно:

— помогать людям учиться ходить по Духу и по вере;

— направлять процесс познания Бога, чтобы утвердить в умах людей истинную веру;

— помогать избавляться от эмоциональных перегрузок, направляя мысли людей к Богу;

— поощрять в людях стремление научиться управлять собой;

— проповедовать решение личных проблем через прощение обидчиков.

Уровень III: Хождение

Большинство христиан желает, чтобы их наставляли, начиная именно с третьего уровня, минуя первые два. Они спрашивают: «Что нужно делать, чтобы вырасти духовно как христианину?», вместо того, чтобы поинтересоваться: «Каким я должен быть?» Одна из самых больших ошибок в христианском воспитании заключается в том, что оно ставит перед человеком задачу научиться вести себя подобно истинным христианам (Уровень III) до того, как они достигли духовной зрелости (Уровни I и II). При этом от людей требуется невозможное, поскольку желаемый образ действий не соответствует ни восприятию ими своей сущности, ни уровню их духовной зрелости. Тем не менее, как только верующие убеждаются в своей сущности во Христе и духовно вырастают, можно перейти к следующей ступени наставничества, когда перед верующими ставится задача — научиться ходить во Христе в повседневной жизни.

Духовно зрелыми людьми можно считать тех, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Способность к такому «различению» зачастую освещают неправильно, ибо Библия рассматривает ее как функцию не только разума, но и Духа. Через Дух Святой Бог указывает духовно зрелому верующему на дух, несущий добро, и предупреждает о духе зла. Сильнейшим оружием верующего в этом случае является умение отличить добро, которое несет положительный духовный заряд, от зла — с зарядом отрицательным.

Поскольку знания ускоряют дальнейшее интеллектуальное развитие, возникает опасность появления гордыни у человека. Однако верующему не дано знать о Боге и его путях в той степени, которая позволила бы обходиться без Него. Если христианин приходит к такому характеру жизни, когда полагается только на себя, ему Бог не нужен. Человек же, серьезно изучающий Слово Божие, понимает, что чем больше он узнает о Боге, тем становится более зависимым от Него.

В эмоциональном плане духовно зрелый верующий может сказать, что «научился быть довольным» (Фил. 4:11) во всех обстоятельствах. Жизнь его, как правило, полна разочарований, и многие желания остаются неудовлетворенными. Однако если цели верующего соответствуют Божиим, желания всегда исполняются. В житейских бурях и испытаниях христианин всегда нуждается в утешении, предполагающем поддержку в настоящем и будущем. Поэтому каждый наставник должен обладать искусством утешения.

Кто-то сказал, что истинно христианская жизнь достигается тренировкой воли. Недисциплинированный человек не способен прожить жизнь продуктивно. С другой стороны, внутренне организованный человек представляет собой духовно богатую личность, которой неведомы неразрешенные противоречия или конфликты и которая старается удовлетворить свои потребности во Христе.

Истинно верующий живет более для других, чем для себя. Пожалуй, — самым великим испытанием зрелости верующего является призыв апостола Павла быть «братолюбивыми друг ко другу с нежностью» (Рим. 12:10). Ведь о нашей истинной приверженности христианству судят не по проповедуемым богословским теориям, титулам или научным степеням, не по нашей внешности, не по интерьеру дома, а исключительно по проявлению любви к ближнему.

Иначе говоря, третья цель наставничества заключается в том, чтобы научить верующих жить по-христиански и дома, и на работе, и среди друзей. Действенное хождение по вере предполагает использование духовных способностей и дарований в сфере служения другим людям, привнесение в жизнь положительного начала. Столь высокие цели реализуются лишь при условии, если человек признает свою духовную сущность во Христе и достигает духовной зрелости.

По моим наблюдениям, большинство христианских наставников в своих молитвах ориентирует верующих на уровень III, надеясь пробудить определенное поведение. Но, как правило, христиане в своем духовном развитии лишь приближаются к уровню I, живя под гнетом прошлых лет в страхе и отчаянии. У них нет представления о своей сущности во Христе, поэтому и хождение по вере для них маловероятно. Чем то и дело повторять, обращаясь к духовно незрелым верующим, что они должны делать, лучше восславить вместе с ними — то, что Христос уже сделал для людей, помочь им обрести и осознать свою сущность во Христе.

Понятия духовного воспитания

На семинарских занятиях я иногда прошу студентов написать на листке бумаги о личных проблемах, которые труднее всего обсуждать со своими друзьями. Когда я чувствую, что, выполняя задание, студенты становятся особенно встревоженными, я разрешаю им прервать запись. После этого я вижу их облегчение, понимаю их, зная, как нелегко открыть постороннему нечто глубоко личное. В этих случаях я хочу только одного: чтобы мои слушатели ощутили страх перед тем, как будут восприняты их сокровенные тайны.

Затем я прошу студентов описать человека, с которым могли бы поделиться своими проблемами, указав его привычки, характер, способности. Предоставив им возможность дописать до конца, задаю свой главный вопрос: «Вы бы хотели стать таким человеком, как тот, которого описали?»

Позвольте мне задать и вам тот же вопрос: вы бы согласились стать таким человеком, которому можно было бы полностью довериться? Для духовного воспитателя очень важно иметь способность расположить к себе людей, уметь создать доверительную атмосферу, в которой человек начинает рассказывать о, современных и давнишних проблемах. Христианский воспитатель может не иметь специального образования, хотя настоящий профессионал должен хорошо знать Библию. Где бы вы ни находились — на церковной скамье или за обеденным столом; где бы вы ни стояли — на церковном помосте или на кафедре, вы с Божией помощью сумеете оказать моральную поддержку людям, если хотите стать их духовным другом.

Духовное воспитание нужно для того, чтобы помочь людям справиться со своими сегодняшними проблемами, разрешая конфликты прошлого. Многие конфликты коренятся в предрассудках и стереотипах мышления, навязанных сатаной. Люди не в состоянии расти духовно из-за несвободы, которую порождают дьявольские стереотипы. Поэтому цель христианского воспитания, кем бы оно ни проводилось — пастором, профессором или просто другом — состоит в том, чтобы помочь человеку испытать свободу во Христе во имя будущего союза с Ним.

Свобода во Христе составляет тему моей книги «Разрывающий оковы», и я рекомендую прочитать ее. Это может быть полезно и для вас самих, и для тех, кому вы захотите помочь в духовном воспитании. А сейчас позвольте мне дать пять практических советов, которые помогут в общении с верующими, в проведении формального и неформального воспитания:

1. Помогайте людям выявить причины их проблем

В Псалме 1:1-3 духовно зрелый христианин сравнивается с плодоносным деревом (см. рис. 13-В). Плодоношение растений зависит от плодородия почвы и здоровья корневой системы. Верующего можно сравнить с деревом, посаженным в плодородную почву его сущности во Христе (уровень I), которое укореняется по мере духовного роста (уровень II) и приносит плоды продуктивного хождения по вере (уровень III).

Люди обычно ищут утешения в духовном воспитании, когда происходят сбои в повседневном хождении во Христе. Жизнь их пуста и бесплодна. Как и в примере с деревом, это нередко является серьезным симптомом, причины которого следует искать не на поверхности, а в глубине. Ветви дерева сухи и не приносят плодов, если что-то происходит с корневой системой и с почвой, в которую посажено дерево.

Прежде всего, воспитатель должен помочь верующему выявить причину бесплодности его жизни. Чтобы сделать это, целесообразно определить, что из его потребностей не удовлетворяется и как он пытается решить эти проблемы. О характере неудовлетворенности можно судить по тому, как верующий описывает свое состояние.

Например, если человек говорит: «Я везде чувствую себя лишним; никто меня не любит», то ему недостает признания со стороны окружающих и равноправного общения с людьми. Если он говорит: «Я просто неудачник. Ничего у меня не получится», то он не удовлетворен собой, своей сущностью. Когда он говорит: «Вся моя жизнь летит к чертям. У меня так тяжко на душе», из этого следует, что пропало чувство защищенности и нет надежды на лучшее. Если он говорит: «У меня ничего не получается», то это результат страданий от своей некомпетентности. А если вы слышите: «Я не могу не делать этого», знайте, что человеку недостает свободы.

Чтобы выявить основу, причину проблем, следует помочь продумать ответы на несколько вопросов, которые представят этого человека в пяти характеристиках, данных на рис. 13-А. Эти вопросы (о них я скажу далее) ни в коей мере не являются исчерпывающими, их не следует задавать прямо, поскольку человек не всегда может найти на них ответ. Но в беседе необходимо все время помнить об этих вопросах.

Выявляя эмоциональное состояние человека (с этого лучше всего начинать, потому что именно отрицательные эмоции привели его к вам), попытайтесь выяснить: когда появились эти настроения? Какие события способствовали этому? Как он воспринимает эти события? Что за неудовлетворенные потребности отражают эти чувства?

Полезно выяснить, что он думает о Боге, о себе, о перспективах собственной жизни. Большинство людей совершает поступки, действуя в соответствии со своими представлениями об успехе, счастье, значимости и т.п. Опросив обратившегося к вам человека по схеме оценки личных достоинств (глава 7), вы поможете раскрыть его сегодняшнюю систему веры.

Изучая волевую сторону личности, старайтесь определить: как человек реагирует на власть над собой? Как он относится к Богу? Посещает ли он местную церковь? Является ли он слабовольным человеком, не способным никому отказать? Верит ли он в то, что жизненные события управляют им? В какой степени он импульсивен и недисциплинирован?

Способность к общению с другими целесообразно проверять следующими вопросами: чего человек ждет от Бога и других людей? Кого ему хотелось бы простить? От кого бы ему хотелось получить прощение? Каких навыков межличностных отношений ему не хватает? Получает ли он какую-либо поддержку со стороны семьи, друзей, церкви?

Духовное состояние личности можно понять, задавая такие вопросы: какова его позиция в отношении Бога? Знает/ ли он, как нужно ходить по Духу? Воспринимает ли он водительство Святого Духа? Общается ли он с Богом через молитву и чтение Библии?

2. Поощряйте эмоциональную честность Люди, которые приходят к духовному воспитателю, обычно стремятся рассказать о том, что с ними произошло; однако они не слишком расположены говорить о собственных ошибках и наотрез отказываются от самооценки. Если вам не удастся склонить их к откровенному изъявлению чувств, они вряд ли сумеют преодолеть свои внутренние конфликты и освободиться от груза переживаний. Нельзя быть правым перед Богом, скрывая свои истинные чувства.

Сатана и его прислужники подобны тараканам. Когда на них падает свет, они разбегаются по темным щелям.

Если христианин сдерживает свои чувства, не делится ни с кем, он дает возможность сатане, князю тьмы, овладеть им. Бог совершает все «во свете» (1 Ин. 1:5-7). Когда человек, пытаясь решить возникшие проблемы, честно признается в своих чувствах, он открывает свою душу Богу, Который «есть свет» (1 Ин. 1:5). Сатана же и его прислужники подобны тараканам. Когда на них падает свет, они разбегаются по темным щелям. Желая освободиться от груза прошлого и начать свободную жизнь, люди должны научиться ходить «во свете». Эмоциональная честность людей не дает покоя дьяволу.

3. Поделитесь истиной

Христианин приходит к вам за утешением, как правило, когда тягостное жизненное испытание заставляет его усомниться в своей сущности. При этом у него обычно бывает искаженное восприятие Бога и, как ему кажется, Он не может любить его.

Какое же это счастье — дать человеку понимание его сущности во Христе и помочь обрести истинную систему, веры! У меня всегда с собой копия списка «Кто я?» (глава 2) и его продолжение, представленное в главе 3. Когда я говорю с человеком, который проявляет признаки ложного самовосприятия, я обычно даю один из этих списков и прошу прочесть вслух содержащиеся в тексте утверждения. Преображение, которое происходит с людьми после такого чтения, просто невероятно! От неверия и отчаяния — к радости. Почему? Потому что, делясь с людьми истиной об их сущности во Христе, мы как бы прикладываем исцеляющие Слова Божии к заболевшим корням дерева, к их жизни, иными словами, — к ложной системе веры. И только тогда, когда эта правда о своей сущности начинает восприниматься, все проблемы, связанные с духовной, умственной, эмоциональной, волевой и социальной незрелостью, счастливо разрешаются.

4. Взывайте к ответной реакции

Ваша роль духовного воспитателя заключается в том, чтобы довести до верующего правду, о нем и молиться, чтобы он ее принял. Но этот выбор должен сделать сам верующий. Эффективность восприятия зависит от ответной реакции обратившегося к вам христианина. Господь наш сказал жаждущим исцеления от его прикосновения: «Вера твоя спасла тебя» (Марк 5:34); «…и, как ты веровал, да будет тебе» (Матф. 8:13). Если в сердцах тех, с кем вы, делитесь истиной Божией, не появляется отклика на эту истину, вряд ли удастся им помочь.

Ожидаемая реакция должна проявляться в раскаянии, меняющем человеческое сознание. Человеку, который пришел за утешением в церковь, следует изменить свои представления о Боге и самом себе. Только после этого он может перестроить и свой образ жизни.

5. Помогите людям составить план жизни на будущее

Помогая человеку от проблем и разочарований обратиться к духовно наполненной жизни зрелого христианина, очень важно выработать вместе с ним систему его социальной подготовки. Посоветуйте ему искать моральную поддержку в кругу любящей семьи, среди близких друзей, в церкви.

Кроме того, необходимо помочь христианину видеть перспективу его дальнейшего развития. Освящение происходит не мгновенно — это длительный процесс. Изменения в системе веры и образе жизни происходят не сразу. Людям необходимо понять существенную разницу между целями и желаниями, ибо, не понимая этого, они не могут изменить то, что не в праве или не в состоянии сделать. Утвердите в их сознании позицию, выраженную в известной молитве: «Господи, даруй мне разум, чтобы принять то, что я не могу изменить; мужество, чтобы изменять то, что в моих силах; и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Мы являем собой тех, кто мы есть милостью Божией. Все, что мы имеем и на что надеемся, зиждется на нашей сущности во Христе. Пусть же ваша жизнь и ваше служение ближним будут освящены преданностью Ему и убеждением, что Он есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). И да дарует нам Бог счастье видеть всех людей выведенными на свет из тьмы!

[1] Сокращенный вариант поэмы ”Одолжи мне надежду твою”, автор неизвестен.

[2] Автор и источник неизвестны.

[3] Источник и автор неизвестны.