1. Кто ты?

Я действительно люблю задавать человеку вопрос: «Кто ты?» Вопрос кажется необычайно простым, и за ним должен следовать такой же простой ответ. Однако все складывается не так. Например, если бы у меня спросили: «Кто ты?», я бы, наверное, ответил: «Нил Андерсон».

«Нет, это только имя. Кто ты?»

» О, я преподаватель семинарии «.

«Нет, это только твоя работа».

«Я американец».

«Это твое гражданство».

«Я баптист».

«Это твое вероисповедание».

Я мог бы также сказать, что мой рост средний, что вес значительно превышает норму. Однако моя внешность и физические данные — это тоже еще не я. Если отрубить мне руки и ноги, пересадить чужое сердце, почки или печень, останусь ли я самим собой? Бесспорно! Однако, продолжив кромсать мое тело, в конце концов, наверное, можно добраться до меня самого. Потому что я все же где-то здесь, внутри. И все же мое «я» — это нечто гораздо большее, чем то, что можно сразу увидеть со стороны.

Мы можем сказать вместе с апостолом Павлом, что «никого мы не знаем по плоти» (2 Кор. 5:1 в). Тем не менее, мы чаще всего определяем себя и других по внешним признакам (высокий, худой, тучный, невысокого роста) или по профессиональной принадлежности (водопроводчик, плотник, медсестра, инженер, клерк). Более того, когда нас, как христиан, просят охарактеризовать себя по отношению к вере, мы обычно говорим об учении, которого придерживаемся (протестант, евангелист, кальвинист), о вероисповедании (баптист, пресвитерианин, методист, конгрегационалист) или о своем служении в церкви (учитель в воскресной школе, певчий, дьякон или привратник).

Но определяется ли сущность человека по его занятиям, или, наоборот, дела обусловлены его сущностью? Это очень важный вопрос, особенно потому, что напрямую связан с духовной зрелостью христианина. По моему мнению, сущность человека первична по отношению к его делам. Я всем сердцем верю в то, что надежда человека на духовный рост, значимость и реализацию себя как христианина основывается на понимании себя прежде всего, своей сущности во Христе как чада Божия. Осознание себя — это фундамент веры каждого и основа христианского образа жизни.

Ложные уравнения в поисках сущности человека

Несколько лет назад 17-летняя девушка совершила дальнее путешествие, чтобы встретиться и поговорить со мной. Я впервые видел человека, которому было дано так много. Она была хороша собой, как фотомодель, имела прекрасную фигуру, была безупречно одета. Окончила 12-летнюю школу за 11 лет, имея средний балл — 4. Обладая незаурядными музыкальными способности ми, она получила возможность бесплатно обучаться музыке в одном из христианских университетов. Девушка приехала ко мне в новеньком спортивном автомобиле, подаренном родителями в день окончания школы. Меня поразило, как много может иметь один человек.

Через полчаса беседы с ней я понял, что внешнее благополучие девушки не отражало ее внутреннего мира, который стал понемногу приоткрываться. «Мэри, — сказал я наконец. — Вы когда-нибудь плакали по ночам из-за чувства некой дисгармонии и желания стать другой?» Она удивилась: «Откуда вы знаете?» «По правде сказать, Мэри, — ответил я, — я теперь знаю, что у людей, которые вроде бы внешне почти безупречны, как правило, не все благополучно в глубине души».

Очень часто, каким человек себя показывает, это всего лишь обманчивый фасад, за которым прячется настоящее, преисполненное внутренней неудовлетворенности своей сущностью. Почему-то мы думаем, что привлекательная внешность, успехи в деятельности или высокое общественное положение могут создать и внутреннюю гармонию. Но это не так. Внешность, немалые достижения и общественное признание не всегда отражают внутренний покой и духовную зрелость человека, не всегда могут обеспечить их.

В книге «Ощущение себя личностью» Морис Вагнер показывает подобные ложные представления в виде простых уравнений. Например, говорит он, мы ошибочно полагаем, что привлекательная внешность и восхищение ею дают целостную личность. Или мы считаем, что слагаемыми в этом уравнении могут быть: определенное положение и признание, которого мы достигли. Это ошибка. Подобные уравнения не более верны, чем утверждение, что два плюс два в сумме дают шесть. Вагнер пишет: «Когда мы пытаемся обрести себя посредством нашей внешности или социального статуса, мы всегда бываем неудовлетворены. Какую бы «башню» собственной личности мы ни построили из этого материала, она неизменно рушится под натиском чьего-то враждебного отношения или критики, самоанализа или чувства вины, страха или беспокойства. Мы ничем не можем заслужить безусловную и добровольную любовь к нам».

Если бы эти ложные уравнения могли быть для кого-то убедительны, то в первую очередь это относилось бы к царю Соломону. Он правил Израилем в величайшие годы истории этого государства, обладал властью, имел устойчивое положение, богатство и много женщин. И если бы полная смысла жизнь являлась результатом внешности, почитания, успешной деятельности и всеобщего признания, то Соломон был бы самым цельным человеком за всю историю.

Но Господь наделил Соломона и мудростью, чтобы он мог правильно оценить свое положение. И что же в конце концов Соломон сказал обо всей своей жизни? «Суета сует, суета сует — все суета!» (Эккл. 1:2). И далее в книге Экклесиаста описывается бесплодность даже попытки постижения смысла жизни через внешние проявления. Последуйте совету мудрого царя: никакое богатство и положение, которого вы добились, не делают личность человека целостной. Миллионы людей карабкаются по общественной лестнице только для того, чтобы на самом верху узнать, что они выбрали неверный путь.

Мы также часто применяем эти ложные уравнения наоборот, считая, что, если человек ничего не имеет, у него нет и надежды на счастье. Например, несколько лет назад я предложил одному школьнику решить такую задачу: «Представь себе девушку из вашей школы, у которой плохая фигура, волосы торчат, как палки, неровная походка, она заикается, ей очень трудно учиться. Может ли она надеяться быть когда-нибудь счастливой?»

Ученик немного подумал и ответил: «Вероятно, нет».

С позиции приземленного мира, где люди живут только внешними проявлениями, воспринимая их как ценности, ученик прав. Счастье ассоциируется у него с красивой внешностью, со связями с важными людьми, хорошей работой и крупным банковским счетом. Поэтому жизнь, в которой отсутствуют перечисленные элементы, считается безнадежной.

Единственно верное уравнение для

Царствия Божияэто человек плюс

Христос, что в результате дает

осмысленность и цельность жизни.

Что касается Царствия Божия, то там таких уравнений, как «успех = счастье» или «неудача = безнадежность», не существует. Каждый имеет одинаковое право на осмысленную жизнь. Почему? Потому что цельность и значимость жизни не являются результатом того, чем вы владеете, что вы делаете или не делаете. Вы изначально представляете собой цельную личность, и ваша жизнь имеет бесконечную ценность и важную цель, поскольку вы — чадо Божие. Единственно верное уравнение в Царствии Божием — это вы плюс Христос равняется целостность и значимость.

Если наша сущность во Христе — ключ смысла жизни человека, то почему же, спросите вы, многим верующим так трудно обрести духовную зрелость и понимание своей значимости в мире? Потому что мы обмануты дьяволом. Наша истинная сущность во Христе была искажена тем, кто сам был величайшим обманщиком, то есть дьяволом.

Суть этого обмана дошла до меня несколько лет тому назад, когда я беседовал с девушкой-христианкой, ставшей жертвой сатанинского натиска. Я спросил ее: «Кто вы?». «Я само зло», — ответила она. «Вы не зло, — сказал я, — разве может дитя Божие быть злом? Неужели вы себя такой представляете?» В ответ она утверждающе кивнула.

Конечно, она была способна на какие-то недобрые дела, но быть воплощением зла она не могла. Она оценивала свою сущность, исходя из ложных понятий, позволяя, чтобы сатанинское осуждение своих поступков влияло на представление о собственной сути, вместо того, чтобы ее поступки определяли внутреннее содержание души, непосредственно связанное с Христом.

К сожалению, в такую ловушку попадает немало христиан. Мы терпим фиаско, поэтому воспринимаем себя неудачниками, что множит наши срывы. Мы грешим, поэтому считаем себя грешниками, что также увеличивает наши проступки. Сатана навязал нам свое ложное уравнение, заставив поверить, что наши действия определяют нашу сущность. И это ложное представление затягивает людей в омут безнадежности и отчаяния.

Добрый дар, полученный человеком при сотворении

Чтобы понять, кто мы в действительности, необходимо осознать свое внутреннее содержание, унаследованное от Адама. Как инженер по специальности, я бы хотел продемонстрировать сказанное несложной схемой, которая поможет наглядно представить изначальное состояние сущности человека (см. рис. 1-А).

В Бытии (2:7) мы читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Вот откуда мы все пришли. Бог создал Адама, первое человеческое существо, и наш праотец, и все мы рождаемся подобными ему.

Многие годы богословы спорят, состоят представители рода Адамова из двух или из трех начал. Сторонники трех начал утверждают, что мы состоим из тела, души (которая, в свою очередь, включает в себя сознание, чувства и волю) и духа. Сторонники двух начал считают, что человек просто состоит из материальной и нематериальной субстанции, то есть имеет тело и душу/дух.

Изначально сотворенный человек

Бытие (1,2)

Физическое тело (биос)

1. Человек венец творения. Бытие (1:28)

Человек имеет божественное предназначение

2. Защищенность и отсутствие страха. Бытие (1:29)

Человек ни в чем не нуждался

3. Духовная сущность. Бытие (2:18)

Человек испытывал чувство принадлежности Богу

Биос = Душа в единстве с телом

Зоэ = Душа в единстве с Богом

рис. 1-А

Мне представляется не столь важным, верите ли вы в одну из этих концепций. Главное, что все мы обладаем внешним, то есть физическим телом, которое соотносится с миром посредством пяти чувств, и внутренним «я», созданным по образу и подобию Бога (Бытие 1:26,27). Где-то в глубине внутреннего «я» обретаются наш разум (сознание), позволяющий думать, наши эмоции, позволяющие чувствовать, и наша воля, предоставляющая возможность делать выбор. Некоторые считают, что душа включает три сферы. Дух можно рассматривать как в единстве с душой в нашем внутреннем «я» (как предлагают сторонники двух начал в человеке), так и отдельно от нее (к чему приходят сторонники идеи трех начал).

Независимо от того, состоял ли Адам из двух или из трех начал, когда Бог вдохнул в его ноздри дыхание жизни, каждая частичка ожила. Адам был живым и физически и духовно.

Быть живым физически

Унаследованная нами от Адама физическая жизнь лучше всего передается в Новом Завете словом «биос», которое отражает связь физического тела с нематериальным «я» — разумом, эмоциями (чувствами) и волей. Быть живым физически — это значит быть в союзе со своим телом. Физическая смерть означает отделение от своей временной физической оболочки, что является концом биоса. Апостол Павел сказал, что разлучаясь с телом, мы водворяемся у Господа (2 Кор. 5:8). Читая эти строки, начинаешь понимать, что христианская личность — это нечто большее, чем физические особенности, навыки и умения, поскольку после смерти тело остается на земле, а наше истинное «я» отправляется в путь к Господу Богу, чтобы соединиться с Ним.

Однако, хотя наша основная сущность гораздо выше физической, в этой жизни невозможно существовать без физического тела. Чтобы мог осуществляться биос, ваше нематериальное «я» нуждается в материальном и наоборот.

Для примера представим, что наш физический мозг — это компьютер, тогда нематериальный ум (сознание) — это программист. Компьютер не может работать без программиста, а программисту, в свою очередь, нужен компьютер. Чтобы контролировать свои движения и физические реакции, нам необходим наш физический мозг, и нам также необходим нематериальный ум, чтобы рассуждать и делать разумные оценки. В этой жизни эти две части человека не могут обойтись друг без друга. Лучший человеческий мозг бесполезен в мертвом теле, лишенном сознания (ума). И наоборот, если человек обладал лучшими в мире умственными способностями, но его мозг поражен болезнью Альцгеймера (разновидность старческого слабоумия), он вообще перестает функционировать как нормальный человек.

Пока я живу в человеческом теле, я должен функционировать в физическом теле. Будучи таковым, я должен оптимально заботиться о нем, занимаясь физическими упражнениями, правильно питаясь и т.п. Но мое тело с годами слабеет и разрушается. Я выгляжу не так, каким был в 20 лет, и перспектива не сулит улучшений в следующие 20 лет. Во 2-м Послании к Коринфянам (5:1-14) апостол Павел называет тело верующего человека хижиной, временным жилищем души. Используя этот образ, я должен признать, что в моей хижине стены покосились, крыша прогнулась и углы поистерлись временем. В моем возрасте я уже стал находить радость в сознании, что во мне есть нечто большее, чем бренная земная оболочка, в которой я пока обретаюсь.

Быть живым, духовно

От Адама мы также унаследовали способность жить духовной жизнью. Апостол Павел писал: «Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Он имеет в виду духовную жизнь верующего, не стареющую или угасающую подобно его внешней оболочке. Быть духовно живым в Новом Завете обозначается словом «зоэ». Это состояние предполагает единение души и духа с Богом. Таковым был создан Адам — физически и духовно живым в полном союзе с Богом.

Для христианина духовная жизнь означает связь с Богом через жизнь во Христе. Именно в этом смысле понятие «зоэ» употребляется в Новом Завете, в котором жизнь во Христе является поистине главной темой. Подобно Адаму, мы были созданы для союза с Богом. Но, как мы увидим далее в этой главе, Адам согрешил, и его союз с Богом, как и наш, был разрушен. С тех пор вечным стремлением Бога стало возвратить созданного им человека и восстановить тот союз, который был между Ним и Адамом до грехопадения.

Поэтому цель нашего существования — возвращение к Богу через Христа.

Человеквенец творения

Человечеству отведено важнейшее место в сотворенном мире. Ему была дана власть над всеми другими созданиями Божьими. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26,27).

Бог создал Адама и отвел ему важнейшую, божественную роль в этом мире: царствовать над всеми Его созданиями. Существовал ли сатана во время сотворения? Да. Был ли он владыкой мира в то время? Вовсе нет. Кто был главным в райском саду? Адам — до тех пор, пока сатана обманом не отобрал у него эту власть. Именно с этого времени сатана стал князем этого мира.

Осознаете ли вы, что та значимость, которой обладал Адам до грехопадения, возвращается вам, когда вы становитесь христианином? Это часть наследия, которое получает человек, пребывая во Христе. Сатана не имеет власти над вами, хотя он и будет пытаться заставить вас говорить, что это так. Пребывая во Христе, вы имеете власть над сатаной. Это частица вашей сущности.

Защищенность и безопасность

Помимо важной царственной роли при сотворении Адам получил чувство защищенности и безопасности. Он ни в чем не нуждался. В Бытии (1:29) говорится: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву: сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу.

А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся на земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу».

В райском саду Адам был обеспечен всем. Здесь было изобилие пищи и для него, и для животных. Он мог есть просто от древа жизни и жить вечно рядом с Богом. Он не нуждался ни в чем.

Безопасность и защищенность — это еще одна часть нашего наследия во Христе. В нашем распоряжении все сокровища Его Царствия, и к нам обращено Его обещание восполнять все наши нужды (Флп. 4:19).

Чувство общности

В том совершенном райском саду Адам и Ева также испытывали чувство общности. До появления Евы Адам имел глубоко личное общение только с Богом. Потом Бог даровал Адаму новое чувство единства: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответствующего ему» (Бытие 2:18). И Господь даровал Адаму Еву, и Еве — Адама, и таким образом обогатил их опыт общения.

Я полагаю, что в наше время истинное чувство общности складывается не только из знания нашей принадлежности Богу, но и из ощущения единства друг с другом. Создав Еву, Бог образовал человеческое общество. Нехорошо нам быть одинокими. Одиночество ведет к потерянности. Чтобы спасти нас от одиночества, Бог даровал нам способность иметь близкие, открытые, бескорыстные отношения друг с другом. Живя во Христе, мы получаем возможность восполнять чувство общности через любовь к Богу и людям.

Отрицательное наследие грехопадения

К сожалению, идиллия Эдемского сада для Адама и Евы была нарушена. Глава 3 Бытия повествует о печальной истории, когда, обольщенные змеем, Адам и Ева потеряли связь с Богом. Последствия грехопадения были драматическими, немедленными и далеко идущими — они затронули каждого последующего представителя человеческого рода.

Духовная смерть

Какие последствия оказало грехопадение на духовную жизнь Адама и Евы? Они умерли. Их союз с Богом был нарушен, и они были отлучены от Него. Господь предупреждал: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2:17). Они вкусили от этого дерева и умерли.

Умерли ли они физически? Нет. Но механизм смерти уже работал в их телах, хотя они прожили несколько сотен лет. Однако духовно они умерли сразу; был разрушен их «зоэ». Они лишились присутствия Бога. Они были изгнаны из Эдемского сада, и херувим огненным мечом запретил им возвращаться туда (Бытие 3:23,24).

Подобно тому, как мы получили физическую жизнь от наших прародителей, мы унаследовали от них и духовную смерть (Рим. 5:12; Еф. 2:1,1 Кор. 15:21,22). Каждое человеческое существо, входящее в этот мир, рождается живым физически, но мертвым духовно, разлученным с Богом.

Последствия грехопадения

Бытие (3:8-4:9)

1. Отвергнутый: Значит, появляется нужда в общении (принадлежности к кому-либо)

2. Чувство вины и стыда: Значит, появляется нужда в самоутверждении

3. Чувство слабости и беззащитности: Значит, появляется нужда в силе и самоконтроле.

Примечание. Все виды греха связаны с ложной, попыткой удовлетворить эти основные нужды человека. По сути, грех это жизнь человека без Бога, Который сказал, что именно Он удовлетворит все наши нужды, если мы будем жить «во Христе».

рис. 1-Б

Утерянное знание Бога

Как сказалось грехопадение на сознании Адама? Он и Ева потеряли истинное восприятие реальности. В Бытии (3:7,8) мы читаем, что они пытались укрыться от Бога. Разве это не указывает на их неверное понимание того, кто есть Бог? Как можно укрыться от Бога? После грехопадения Адам и Ева уже не могли мыслить без лукавства. Их искаженное восприятие реальности соответствует описанному апостолом Павлом бесплодному мышлению тех, кто не знает Бога: «Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине невежества и ожесточения сердца их» (Еф. 4:18).

Живя во Христе, мы имеем

возможность знать Бога лично. Наша

связь с Богом через Христаявляется

краеугольным камнем нашей сущности.

Когда Адам и Ева согрешили, из их сознания было украдено истинное знание Бога. По изначальному замыслу Божию, знание предполагало наличие отношений между индивидуумами. Знать кого-то значило быть с ним в близких личных отношениях. Мы видим это в стихе из Бытия (4:1): «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала». Теперь же мы, как правило, не связываем знание кого-либо с личной близостью.

До грехопадения Адам и Ева знали Бога, конечно, не в сексуальном отношении, но имели с Ним тесную, глубоко личную связь, которая в нашем сознании обычно ассоциируется с брачным союзом. Они знали Бога, потому что были с Ним. Когда Адам и Ева согрешили и были изгнаны из райского сада, они потеряли связь с Богом и знание Бога как неотъемлемую часть своих отношений с Создателем. И вы, и я — унаследовали от Адама и Евы помраченность ума. В этом состоянии мы всегда знали о Боге кое-что, но не могли знать Его Самого, так как не имели с Ним связи.

На необходимость связи с Богом для познания Его обращает особое внимание апостол Иоанн в своем изречении: «И Слово («логос» по-гречески. — Авт.) стало плотью» (Иоанн. 1:14). В мире, находящемся под сильным влиянием древнегреческой философии, это заявление имело исключительную важность. Слово «логос» появилось задолго до Христа и выражало высшую форму философского знания. Для греков сказать, что слово -«логос» стало плотью, означало то, что совершенное знание, стало связываться с тесными личными отношениями. Древнееврейское слово «дабар», которое переводится как «слово», также отражало высшую мудрость Бога.

Евангелие от Иоанна объединяет эти две культуры во Христе. Через Иоанна Бог взывал к миру. Истинное знание Бога, которое может быть достигнуто только через личные отношения с Ним, теперь возможно только через Бога во плоти — Иисуса Христа. Во Христе мы можем познать Бога лично. Наша связь с Богом через Христа является основой нашей сущности.

Преобладание отрицательных эмоций

Что случилось с эмоциональной сферой человека в результате грехопадения? Во-первых, в нас появились страх и тревога. Одним из первых чувств, овладевших падшим человеком, стал страх (Бытие 3:10). В наши дни страх является чуть ли не главным фактором наших отношений и деятельности. Два года назад один из членов совета нашей церкви во время службы сказал: «Когда я разговариваю с нашими пасторами, я понимаю, что главный стимул их жизни — это боязнь потерпеть неудачу». Чувство страха — это результат падения. И если оно управляет вашей жизнью, значит, нет веры в Бога.

Другим эмоциональным последствием грехопадения является чувство стыда и вины. До того, как Адам и Ева ослушались Бога, они были наги и не стыдились (Бытие 2:25). Бог создал людей, как существа разных полов. Их сексуальные отношения были освящены. Но когда они согрешили, они устыдились своей наготы, и им пришлось прикрыть себя (Бытие 3:7). Точно так же многие люди скрывают свое внутреннее «я» из страха, что другие узнают, какие они есть на самом деле.

После грехопадения люди также узнали чувства депрессии и гнева. Каин принес дар Господу, но Бог по каким-то причинам не принял его. Далее в Библии говорится: «Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если ты делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Бытие 4:5-7).

Почему Каин был сердит и подавлен? Потому что никому не делал добра. Я так и слышу, как Господь говорит ему: «Если ты будешь делать добро, то не будешь чувствовать себя так плохо».

Мне кажется, что в этих словах Господом выражен важнейший принцип, который проходит через всю Библию: не добрые чувства вызывают добрые поступки, а наоборот — добрые поступки вызывают добрые чувства. Существует многое, что совсем не хочется, но приходится делать. Так, мне всегда не хочется выступать с проповедью в госпиталях для выздоравливающих. Даже запах, встречающий меня на пороге, отбивает всякое желание проводить богослужение. Но, уходя оттуда, я всегда чувствую себя прекрасно и не жалею, что был там: доброе самочувствие следует за хорошим поступком.

Слишком большой выбор

Грех Адама и Евы сказался также и на их воле. Вы когда-нибудь задумывались, что в Эдемском саду из всех вариантов ошибочным для них был только один? Все, чего они хотели, было правильным, кроме одного: нельзя было вкушать плод с древа познания добра и зла (Бытие 2:16,17). Они имели возможность совершить бесчисленное количество хороших дел и только одно плохое — только одно!

И все же они сделали неверный выбор. В результате теперь и вы, и я, и каждый из нас ежедневно сталкиваемся с несметными вариантами для выбора добрых и злых дел. Вы можете выбирать: молиться или не молиться, предпочесть чтение Библии или вовсе не читать ее, ходить в церковь или отказаться от этого. Вы можете строить жизнь по законам плоти или по законам Духа Святого. И вы, и я, каждый день имея столько вариантов выбора, зачастую останавливаемся на худшем, плохом.

Превращение изначальных свойств человека в нужды

Еще одним, весьма распространенным следствием греха стало положение, при котором блистательные свойства человека превратились в вопиющие нужды. Я вижу подобное превращение в виде трех горьких потребностей, преследующих нас на протяжении всей жизни.

1. Человек после грехопадения оказался отторгнутым от Бога — отсюда наша нужда в том, чтобы принадлежать кому-то. Даже до грехопадения Адам нуждался в общении. Его стремление принадлежать Богу удовлетворялось благодаря тесным, дружеским отношениям с Ним в райском саду. Среди всего, что существовало в райском саду, единственно ущербным было одиночество Адама (Бытие 2:18). Бог удовлетворил эту потребность Адама, сотворив Еву.

Но с тех пор, как грех Адама и Евы отверг их от Бога и внес разногласия в человеческие отношения, у людей появилась глубокая потребность принадлежать кому-то. Даже когда люди приходят к Богу, они не избавляются от общения с другими людьми. Если церковь не дает своим прихожанам возможности установить дружеские отношения между собой, то они будут искать этого где-нибудь в другом месте. И действительно, специалисты, изучающие развитие церкви, обнаружили, что если церковь способна привести человека ко Христу, но не дает ему друга, то через несколько месяцев может потерять его как прихожанина. Духовный союз христиан, называемый в Новом Завете «koinonia», — это не только благо, которое люди могли бы получать от церкви, но и необходимость, которую церковь должна давать. Невозможно понять силу воздействия людей друг на друга в нашем обществе, если не осознать существующей во всем мире — потребности равноправного общения и страха быть отвергнутым.

2. Нравственная чистота сменилась чувством вины и стыда, отсюда появилась потребность обретения собственного достоинства. Многие психологи сходятся во мнении, что большинству людей в наши дни не достает ощущения собственной значимости. Неверующий психолог старается помочь пациентам, успокаивая их «я» и стимулируя процессы внешней деятельности человека. У меня подобное состояние не вызывает сомнений; низкой самооценкой человек начал страдать со времен грехопадения. Но я не согласен с такими методами лечения. Невозможно заставить человека уверовать в себя, утешая его «я». Попробуйте убедить молоденькую девушку с комплексом неполноценности, что она не должна страдать от того, что у нее весьма непривлекательная внешность. У вас ничего не получится.

Чувство достоинства, собственной полноценности не связано с одаренностью, талантом, интеллектом или красотой. Это чувство заложено в сущности человека. Оно приходит, когда человек осознает себя чадом Божиим. В следующих главах мы подробнее поговорим о различных сторонах нашей сущности во Христе и о том, как проявление этих сторон помогает нам обрести чувство собственного достоинства.

3. Власть, данная человеку Богом, сменилась слабостью, беспомощностью, и поэтому нам необходимы силы и самоконтроль. Вы, вероятно, встречали не раз людей, которые, используя различные способы, стремятся научиться искусству управлять собой и другими. Те, кто посильнее, просто подавляют окружающих. Другие решают эту проблему, прибегая к хитрости и интригам. Третьи же обзаводятся автомобилем «Тойота» и разъезжают по городу с таким видом, будто весь мир принадлежит только им.

Используя все эти предметы для демонстрации собственной силы и власти, люди пытаются доказать, что властны распоряжаться своей судьбой. Но как бы ни тешила подобная иллюзия, это не соответствует действительности. Вы никогда не сможете стать хозяином своей судьбы; человеческая душа изначально не была создана для этого. Вы служите либо истинному Богу, либо какому-нибудь князю мира сего.

Все грехи человека связаны с несостоятельными попытками удовлетворить свои основные потребности. Главный вопрос заключается в том, хочет ли человек, чтобы потребности его удовлетворялись с помощью мира сего, за счет плоти и дьявола, или человек готов позволить Богу удовлетворить наши нужды «по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Флп. 4:10). Этот вопрос касается сущности каждого человека в отдельности и зависит от его зрелости. Чем полнее люди осознают себя во Христе, тем более возрастут они духовно. И чем более духовно зрелым станет человек, тем легче сделать правильный выбор.

Мы уже говорили в этой главе, что истинная сущность верующего зависит от того, живет ли он во Христе. Мы рассмотрели положительное наследие, которое получили от наших прародителей, Адама и Евы. Но мы также поняли, что наша духовная сущность и все, что с ней связано, потеряны в результате грехопадения. Безусловно, из такого положения есть выход. За неудачей первого человека, Адама, последовала величайшая победа нового Адама — Иисуса Христа. Он вновь отвоевал для нас нашу сущность, утерянную после изгнания человека из Эдемского сада. Его победа и то, что Он завоевал для нас, — тема следующей главы.

Примечание.

*М. Вагнер. «Ощущение себя личностью»