2. Навсегда другой

Представим на мгновение типичного, весьма энергичного студента колледжа. Назовем его Бифф. Его представления о себе самом крайне просты: это комплекс слюнных желез, вкусовых ощущений и половых инстинктов, заключенных в телесную оболочку. Как же он живет с таким самоощущением? Он ест и увивается за девочками. Бифф ест все подряд, что попадается на глаза, не задумываясь о питательной ценности поглощаемого. И он готов бегать за каждой юбкой, но особенно загораются его глаза при виде соблазнительной Сюзи.

Однажды, когда Бифф по студенческому городку гонялся за маленькой очаровательной Сюзи, его заметил тренер по легкой атлетике. «Э, да этот парень умеет бегать!» — подумал он. Когда ему, наконец, удалось остановить Биффа, он сказал: «Почему бы тебе не выступить в нашей команде?» «Не-е, — ответил Бифф, краем глаза наблюдая за Сюзи, — я очень занят».

Но тренер не собирался отступать и, в конце концов, убедил Биффа попробовать себя на беговой дорожке.

Бифф начал тренироваться и вскоре понял, что он действительно умеет бегать. Чтобы повысить свой спортивный уровень, он изменил режим питания и действительно через некоторое время начал добиваться отличных результатов, а затем и победы в забегах.

Наконец его пригласили участвовать в соревнованиях штата. Бифф пришел на стадион задолго до начала, чтобы как следует размяться. Но вот на трибуне показалась — кто бы вы думали? — малышка Сюзи, которая выглядела еще красивее и соблазнительнее, чем всегда. На ней было короткое, облегающее платьице, подчеркивающее и без того привлекательные формы, а в руках огромный кусок яблочного пирога с мороженым вместо крема.

«Я скучала по тебе, Бифф, — сладко запела она. — Если ты пойдешь сейчас со мной, то получишь все это и меня в придачу.»

«Ни за что, Сюзи», ответил Бифф.

«Почему?» — обиделась она.

«Потому что я участвую в забеге».

Какая перемена произошла с Биффом? Что случилось с его инстинктами? Он был тем же парнем, который мог, не моргнув глазом, проглотить три гамбургера, два пакета жареного картофеля и литр пепси. Он был тем же парнем, который мечтал хотя бы просто постоять рядом с прекрасной Сюзи. Но изменились его представления о самом себе. Он уже не думал о себе, как о сгустке животных инстинктов, а воспринимал себя как дисциплинированного спортсмена-бегуна. Он пришел на соревнования участвовать в забеге. Это было его целью, и предложение Сюзи шло вразрез с его нынешними новыми целями и самовосприятием.

Однако пойдем чуть дальше и представим, что в соревновании участвует бегун — Эрик Лиддл, ранее снимавшийся в фильме «Огненная колесница». Эрик предан идее христианства и одновременно — прекрасный спортсмен, представляющий на Олимпийских играх родную Шотландию.

Однако Эрик узнает, что его забег должен состояться в воскресенье. Эрик верен Христу и не может нарушить обет: не участвовать в соревнованиях по воскресеньям; поэтому он снимает свою кандидатуру с забега, в котором мог бы победить. Почему же Эрик Лиддл не стал участвовать в спортивном состязании? Потому что он прежде всего — дитя Божие, а потом уже спортсмен. Духовная сущность, самовосприятие и цели определяют его жизненные поступки.

Главная причина, которой объясняется, почему так много христиан не достигает духовной зрелости и свободы, являющихся их наследием во Христе, заключается в их неверном самовосприятии. Они не видят себя действительно во Христе, не понимают разительной перемены в себе, произошедшей в тот момент, когда они уверовали в Него. Они не видят себя так, как видит их Господь, и в этом смысле страдают от собственной заниженной самооценки. Не осознав своей настоящей сущности, они отождествляют себя с падшим Адамом.

Совершенство нового Адама, в корне меняющее жизнь человека

Слишком много христиан отождествляет себя только с первым Адамом, чья печальная история описана в Книге Бытия (1-4). Мы вместе с Адамом страдаем за пределами райского сада, чувствуя себя как бы членами его семьи. Мы знаем, что, согрешив, мы потеряли рай навсегда. И нам кажется, что ничто не может нас удержать от ежедневного повторения прегрешений Адама.

Вы, безусловно, унаследовали от Адама физическую жизнь. Но сходство с ним заканчивается, как только вы становитесь христианином. Теперь ваша сущность связана с Новым Адамом, Иисусом Христом. Вы уже не отлучены от Бога, как это было с Адамом, вы восседаете с Христом на небесах (Еф. 2:6). Различие между двумя Адамами очень велико и беспредельно важно для каждого из нас; поэтому так необходимо сделать правильный выбор.

Бесконечная зависимость от Бога

Первое, что мы замечаем в Христе, Новом Адаме, — это безграничная зависимость от Бога Отца. Первый Адам зависел от Бога до определенной степени — он поддался соблазну поверить в ложь змия о древе познания добра и зла. Иисус Христос полностью зависел от Отца Небесного. Он говорил: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Ин. 5:30); «Я живу Отцом» (Ин. 6:57). «Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от себя пришел, но Он послал Меня» (Ин. 8:42); «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10).

Даже когда Он взалкал после 40 дней пребывания без пищи в пустыне и сатана искушал Его обратить камни в хлеба, Он ответил: «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4:4). Когда земное служение Иисуса подходило к концу, Б го полная зависимость от Небесного Отца выразилась в священной молитве: «Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть» (Ин. 17:7). Иисус на Своем примере показал, что значит жить абсолютно по воле Бога.

Непрерывная духовная жизнь

Адам был сотворен живым физически и духовно, но, согрешив, он умер духовно. После грехопадения каждый человек на земле рождался духовно мертвым, за исключением Иисуса Христа. Подобно первому Адаму Иисус был рожден живым и физически и духовно. Это одна из причин, почему я без труда верю в то, что Христос был непорочно зачат. Он должен был родиться от Святого Духа, чтобы занять место первого согрешившего Адама.

Иисус говорил: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48); » Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25); «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6); апостол Иоанн писал о Христе: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4).

Но, в отличие от первого Адама, Иисус был безгрешен и обладал духовной жизнью. Он взял на себя все грехи человечества и умер на кресте. Он передал Свой дух в руки Отца Небесного, и на этом Его физическая жизнь закончилась (Лк. 23:46). Но в Своем воскресшем, прославленном теле Христос продолжает жить и сегодня и во веки веков.

Что значит для нас отличие Христа от первого Адама

Выбор между первым и Новым Адамом означает для нас выбор между жизнью и смертью. Лучше всего об этом сказано в 1-м Послании к Коринфянам (15:22): «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Но прежде, чем остановиться на этом противопоставлении жизни и смерти, мне хотелось бы обратить внимание на определяющее выражение — «во Христе».

Все, о чем мы собираемся говорить в последующих главах, основывается на том, что верующий живет во Христе. Жизнь во Христе и то, что это значит для духовной зрелости и свободы христианина, — главная тема Нового Завета. Так, только в шести главах Послания к Ефесянам сорок раз упоминается о жизни во Христе и Его пребывании в нас. Причем на одно упоминание о Христе «в нас» приходится десять наставлений о нашей жизни во Христе. Пребывание во Христе является самым важным элементом нашей сущности.

Новая жизнь требует нового рождения

Но мы не были рождены во Христе. После падения Адама мы рождаемся в грехе. В чем же промысел Божий в нашем переходе от пребывания в Адаме к жизни во Христе? Иисус сказал в своей беседе с Никодимом, что мы должны заново родиться (Ин. 3:3). Физическое рождение дает физическую жизнь, а духовная жизнь — вечная жизнь, которую Христос обещает всем, кто придет к Нему, и может быть получена только через духовное рождение (Ин. 3:36).

Что значит духовно жить во Христе? С момента вашего нового рождения душа снова находится в союзе с Богом, как это было с Адамом до грехопадения. Вы возрождаетесь духовно, и ваше имя записывается в книгу жизни Агнца (Откр. 21:27). Но, в отличие от Адама, ваш духовный союз с Богом является полным и вечным, потому что он проходит через Христа — нового Адама. Вы живы духовно, пока духовно жив Христос — и это навечно.

Дело в том, что вечную жизнь обретают не после смерти, как ошибочно полагают многие христиане. Вы духовно живы во Христе уже сейчас. Только через духовное возрождение вы вновь обретаете союз с Богом и никогда не будете духовно живы в большей степени, чем теперь. Единственное, что изменится после физической смерти, это ваша старая земная телесная оболочка, которую вы замените новой. А духовная жизнь во Христе, начавшаяся в момент, когда вы лично уверовали в него, продолжится в ином мире.

Спасение — это не прерогатива будущего; это перемена, которая происходит в вас уже теперь. И эта перемена происходит не в момент физической смерти, а в процессе духовного возрождения. Когда вы скажете «да» Христу, ваше старое «я» исчезает и вечно поселяется новое «я». Вечная жизнь — это то, что принадлежит вам уже сейчас, ибо вы — во Христе.

Новая жизнь рождает новую сущность

Быть христианином не означает получить что-то; но вы сами становитесь новым существом. Христианин — это не просто человек, обретающий прощение, путь на небеса, дары Святого Духа и новую духовную сущность. Это, по сути, уже святой человек, духовное дитя Божие, божественное создание, дитя света, небесный житель. Новое рождение превращает вас в кого-то, кто ранее не существовал. Главное не в том, что вы получили как христианин, а то, кем вы теперь являетесь. В христианстве не поступки определяют вашу сущность, а ваша сущность влияет на то, что вы совершаете (2 Кор. 5:17; Еф. 2:10; 1 Пет. 2:9,10; 1 Ин. 3:1,2).

Никто не может постоянно

вести себя вразрез со своим

представлением о себе.

Понимание своей сущности во Христе совершенно необходимо для успешной христианской жизни. Никто не может постоянно вести себя вразрез со своими представлениями о себе. Если вы думаете о себе, как о никуда не годном бездельнике, то, вероятнее всего, и ведете соответствующую жизнь. Но если вы видите в себе дитя Божие, духовно возрожденное во Христе, вы начнете жить свободно и победно, так, как жил Он. После познания Бога самой важной истиной для человека является познание себя, своей сущности.

Понимаете ли вы, что и в наши дни продолжает жить и действовать тот, кто смертельно не хочет, чтобы вы осознали себя живущим в духовном союзе с Христом? Это, конечно же, дьявол. Он ничего не может сделать, чтобы изменить вашу сущность во Христе. Но если ему удастся заставить вас поверить в его ложь, что вы не достойны Бога и ничего не достигнете на христианском пути — вы будете жить так, как будто у вас нет ничего общего с Христом. Ложь дьявола о вашей сущности является его главным оружием в борьбе против вашего духовного роста и зрелости во Христе.

Новая жизньновое имя

Замечали ли вы, что в Новом Завете по отношению к истинно верующим христианам часто используется слово «святой»? Святой — это безгрешный человек. Но все же апостол Павел и другие авторы Посланий использовали это слово, описывая таких обыкновенных рядовых христиан, как вы и я. Например, в своем приветствии (1 Кор. 1:2) он пишет: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным в Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас».

Обратите внимание, что Павел не говорит, что мы святые в результате тяжкого труда, но указывает, что святость получена нами по призванию. Некоторые из нас утвердились во мнении, что святые — это люди, которые заслужили это высокое звание безгрешной жизнью или по достижении определенного уровня духовной зрелости. Но это не так. В Библии говорится, что мы святые, потому что Бог призвал нас быть таковыми, и что мы были «освящены во Христе», то есть сделаны святыми, войдя в жизнь единственного святого на земле — Иисуса Христа.

Многие христиане относятся к себе, как к грешникам, спасаемым милостью Божией. Но действительно ли вы грешник? Разве, согласно Писанию, это ваша сущность? Вовсе нет. Бог не называет нас грешниками, а наоборот, — святыми, безгрешными. Если вы будете думать о себе, как о грешнике, догадайтесь, что произойдет? Да, вы будете жить, как грешник, будете грешить. Почему бы вам не относиться к себе, как к тому, кем вы действительно являетесь — как к святому, который иногда грешит. Помните, ваши поступки не определяют вашей сущности, наоборот, ваша суть определяет ваши поступки.

Что верно о Христе, верно и о вас

Будучи святым во Христе по призванию Божию, вы разделяете наследие Христово. И что верно о Христе, верно и о вас, ибо вы во Христе.

Ниже, от первого лица, перечислены черты, которыми вы действительно обладаете с момента духовного возрождения и которые отражают то, что произошло с вами при этом. Вы не можете заслужить или купить их, как человек, рожденный в Америке, не может заслужить или купить себе права и свободы американского гражданина. Они гарантированы ему конституцией США только потому, что он родился в Соединенных Штатах. Подобным же образом эти черты гарантированы вам словом Божиим, просто потому, что вы вошли в святую страну Божию через свою веру в Христа.

Кто я?

Я соль земли (Матф. 5:13)

Я свет мира (Матф. 5:14)

Я чадо (дитя) Божие (Ин. 1:12)

Я часть истинной виноградной лозы, ветвь жизни Христовой (Ин. 15:1,5)

Я друг Христов (Ин. 15:15)

Я избран и поставлен Христом, чтобы принести плод жизни (Ин. 15:16)

Я раб праведности (Рим. 6:18)

Я раб Божий (Рим. 6:22)

Я сын Божий. Бог через Духа Святогомой Отец (Рим. 8:14,15; Гал. 3:26; 4:6)

Я храм БожийЕго жилище. Его Дух и Его жизнь пребывают во мне (1 Кор. 3:16; 6:19)

Я наследник Божий, сонаследник Христу (Рим. 8:17)

Я соединился с Богом и один дух с Ним (1 Кор. 6:17)

Я член Тела Христова (1 Кор. 12:27)

Я новое творение (2 Кор. 5:17)

Я примирен с Богом и несу служение примирения (2 Кор. 5:18,19 )

Я сын Божий, и мы — христианеодно во Христе Иисусе (Гал. 3:26,28)

Я сын, значит, и наследник Божий (Гал. 4:6,7)

Я святой (Еф. 1:1; 1 Кор. 1:2; Флп. 1:1; Кол. 1:2)

Я творение Божие — творение десницы Его, заново созданное во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10)

Я согражданин всем другим членам семьи Божией (Еф. 2:19)

Я узник Христа (Еф. 3:1; 4:1)

Я новый человек в праведности и святости истины (Еф. 4:24)

Я небесный житель, уже сейчас восседающий на небесах во Христе Иисусе (Фил. 3:20; Еф. 2:6)

Жизнь моя сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3)

Я последователь Христа, ибо Онмоя жизнь (Кол. 3:4)

Я избранник Божий, святой и возлюбленный. Его (Кол. 3:12; 1 Фес. 1:4)

Я сын света, а не тьмы (1 Фес. 6:5)

Я святой, участник в небесном звании (Евр. 3:1)

Я причастник Христу, участник его жизни (Евр. 3:14)

Я один из живых камней, из которых Бог во Христе устрояет дом духовный (1 Пет. 2:5)

Я член рода избранных, царственного священства, святого народа, взятых в удел Бога (1 Пет. 2:9,10)

Я странник и чужой этому миру, в котором живу (1 Пет. 2:11)

Я враг дьяволу (1 Пет. 5:8)

Я дитя Божие, и буду подобен Ему, когда Он откроется (1 Ин. 3:1,2)

Я рожден от Бога, и зло — дьяволне может коснуться меня (1Ин.5:18 )

Я не есть Сущий (Исх. 3:14; Ин. 8:25, 28, 58), но благодатию Божиею есмь то, что есмь (1 Кор. 15:10)

Каждое из этих свойств абсолютно истинно по отношению к вам, потому что вы во Христе.

Однако вы можете сделать эти свойства более значимыми в вашей жизни, если поверите, что Бог говорит о вас. Один из лучших способов достичь духовной зрелости во Христе — это почаще напоминать себе о том, кем вы призваны быть. На моих проповедях мы делаем это, читая вместе вслух приведенный перечень ответов на вопрос «Кто я?» Я советую вернуться к этим ответам и прочесть их вслух. Читайте их в течение 1-2 недель, а также когда чувствуете, что дьявол пытается обманом убедить вас, что вы безнадежный неудачник. Чем чаще будете укрепляться в том, что вы — во Христе, тем более ваши поступки будут соответствовать вашей истинной сущности.

Мы были упрямы и ленивы,

беспомощны и безнадежны, и у нас не

было ничего достойного славы Божией.

Но Его любовь победила нашу недостойностъ.

Один человек проехал несколько сот километров, чтобы принять участие в одном из наших недельных занятий. На обратном пути он решил использовать перечень ответов на вопрос «Кто я?» в качестве своей личной молитвы. Он ехал и повторял этот перечень свойств человека, моля Бога утвердить их в его сознании. Он ехал до дома около пяти часов и все время повторял эти свойства. Когда потом его спросили, какое влияние это оказало на его жизнь, он улыбнулся и ответил просто: «Вся жизнь моя изменилась».

Один из моих учеников, который изучал этот материал в пределах семинарского курса, чтобы обрести истинную сущность во Христе, по окончании курса прислал мне следующее письмо:

«Дорогой д-р Андерсон!

Просматривая материал, который мы изучали в этом семестре, я осознал, что стал свободен и просветился сразу по многим вопросам. Мне кажется, самым значительным для меня явилось осознание своей важности, ценности и защищенности во Христе. Дальнейшие размышления над этим материалом помогли мне справиться со многими трудностями, с которыми я боролся много лет: со страхом неудач, чувством собственной бесполезности и общим комплексом неполноценности.

Я начал молитвенно изучать полученный на ваших занятиях список свойств-ответов на вопрос «Кто я?» Я очень часто возвращался к нему в течение всего семестра, особенно, когда мною овладевали страх и ощущение собственной неполноценности. Я поделился своим новым знанием с другими членами церкви, и многие из них, подобно мне, почувствовали себя обновленными и свободными. Я пока еще не научился выступать с достаточно вдохновенными проповедями, чтобы помочь людям осознать себя во Христе. Однако в будущем служении я намереваюсь сделать эту тему основой моей преподавательской и воспитательской работы».

Великое упование быть чадом Божиим

Как дети первого грешного Адама, мы были непослушны, ленивы, обидчивы, беспомощны и безнадежны, и в нас не было ничего достойного похвалы Бога. Но Его любовь победила нашу недостойность. Через Христа Господь открыл нам путь в свою семью. Как приемному сыну Божию, вам были даны новая сущность и новое имя. Вы уже не являетесь духовным сиротой. Вы сын или дочь Бога. И как ребенок в семье Божией, вы являетесь таким же наследником Его величия и богатств, как и Его первородный Сын.

Если вы думаете, что вы какой-то особенный христианин, вы думаете правильно — вы действительно особенный! Но это ваше свойство, конечно же, не является результатом ваших личных заслуг. Это все от Бога, но как Его дитя — в союзе с Ним через Христа — вы имеете право на особые отношения с вашим новым Отцом.

Насколько важно знать о своей сущности во Христе? Бесчисленное множество христиан никак не может преодолеть дурные наклонности, проявляющиеся в различных поступках, потому что они исходят из ложного представления о собственной сущности. Они видят себя грешниками, надеющимися попасть на небеса милостью Божией, но, по всей вероятности, не способны преодолеть свои греховные привычки. Почему же они не могут жить победной христианской жизнью? Потому что они неправильно представляют свою сущность во Христе.

Но обратимся вновь к исполненным надеждой словам из 1-го Послания апостола Иоанна (3:1-3): «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы вновь нам называться и быть детьми Божиими… Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист».

В чем заключается надежда верующего? В том, что однажды он преобразится, подобно Христу? Частично — да! Но это надежда на будущее. А в чем наша надежда на сегодня и завтра? В том, что вы чадо Божие уже теперь и что человек, уверенный в том, что он чадо Божие, «самоочищается», то есть начинает жить согласно своим представлениям о себе. Разрешите мне еще раз повторить: Никто не может жить вразрез со своими представлениями о себе, со своей сущностью. Чтобы жить как дитя Божие, нужно видеть себя таковым. Благословенной надеждой для верующего являются следующие восторженные слова: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27).