13. Как мы выглядим

Мы всегда, намеренно или нет, сообщаем другим людям информацию о самих себе. Эта информация передается одним из трех путей: что мы говорим (наши слова и интонация), что мы делаем (наши манеры и поступки) и как мы выглядим (наш внешний вид или имидж). Мы уже обсуждали роль нашей речи и поступков в предыдущей главе, но значение внешности — проблема настолько же важная, поэтому ее нельзя недооценить. Часто на людей оказывает большее влияние то, что они видят, а не то, что они слышат. Это скорее относится к мужчинам, чем к женщинам, потому что мужчины больше обращают внимания на внешнее.

Когда мы поймем значимость внешнего образа, тогда сможем воспользоваться обретенным знанием себе на благо. Мы не хотим делать двусмысленные намеки и искажать смысл собственных слов. Я уверена, что в той или иной форме вам приходилось слышать поговорку: первое впечатление остается надолго. Поговорка старая, но правдивая. В американской культуре имидж — это все. Внешний вид играет крайне важную роль. Средства самовыражения никогда еще не были такими разнообразными. Например, цвет волос может быть каким угодно — от зеленого до фиолетового. Губы уже не ограничиваются естественными цветами — розовым или красным. Теперь в моде чуть ли не черный цвет. В нашем гардеробе одежда любой длины и стиля. Никогда еще не было такого множества разных средств самовыражения, но какое послание заключено в этих внешних проявлениях? Достигаем ли мы чего-то большего, обладая такой свободой выражения?

Если вы хотите, чтобы молодой человек ценил вас за ваш ум, то не отвлекайте его своими бедрами и коленками. Он вас неправильно поймет. Если ваши сигналы будут неясными и двусмысленными, то их обязательно не так истолкуют. Молодые люди вряд ли смогут не заметить ваши явные физические достоинства и разглядеть потрясающий, невидимый интеллект. Как вы одеваетесь и держитесь на людях, не только сообщает им о вас что-то явное, но может и намекнуть на то, о чем вы не хотели бы ставить их в известность. Внешность может выдать ваше собственное мнение о себе или о шкале исповедуемых ценностей, может обнаружить источник вашей уверенности или неуверенности в себе, и, конечно же, указать на принадлежность к определенному типу людей.

Задумайтесь об этом на мгновение. Наши сыновья рассказывают о том, что у них в. школе существуют разные группы по интересам, отличительным признаком каждой из которых является одежда. Когда мы ходим по магазинам, я спрашиваю у них: «А что насчет вот этой рубашки?» В ответ они говорят: «Это для любителей роликов». Откуда мне знать об этом? У детей своя система. Если они не катаются на роликах, то по их одежде сверстники поймут это. Так в английском языке существуют выражения «белый воротничок» и «синий воротничок». Один используется для обозначения служащих офисов, а другой — людей рабочих профессий. Эти термины указывают на определенный стиль одежды, включая соответствующее поведение и предрассудки.

Что вы сообщаете о себе? Что даете знать о себе? Отражает ли ваше поведение, кто вы на самом деле, или вы просто притворяетесь? Это очень важные вопросы, и вам нужно честно подумать и ответить на них. Ваша одежда и внешний вид могут точно отражать ваш характер. Возможно, вы скажете: «Я профессионал своего дела, и моя одежда соответствует моей профессии». Возможно, вы — студентка, и считаете себя частью особой категории молодежи, и это отражает ваш стиль одежды. Давайте рассуждать несколько глубже.

Какое влияние на окружающих оказывает ваша манера одеваться? Побуждает ли она мужчин иметь благочестивые мысли и желания? Видят ли люди вас или только вашу одежду? Смотря на вас, что видят окружающие?

Возможно, вам на память приходят заученные места Писания о том, что внешность не играет роли, поскольку Бог смотрит на сердце и не судит по одежде. Хвала Богу, что Он действительно смотрит на сердце, но мы то все-таки живем на земле. Здесь все смотрят на внешность, потому что только Бог видит внутреннее содержание.

…Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1 Цар. 16:7).

Этот стих утверждает неоспоримый факт: мы руководствуемся тем, что видим. Нас увещевают быть внимательными и не судить о людях по себе. Нас предостерегают о том, что красота преходяща, поэтому глупо уповать на внешность.

Давайте вернемся к вопросу, затронутому в первой главе: можно ли одеваться соблазнительно? Сколько голого тела можно демонстрировать за один раз? Я хочу подойти к этому несколько глубже. То, как мы привлекаем к себе мужчину, — это тот способ, каким он захочет, чтобы его удерживали. На что способность внушать похоть оправдывает такое поведение. Они ходили по улицам и воображали себе, что уставившиеся на них мужики действительно хотят их. Если бы у них было достаточно ума, они поняли бы, что ни одному из этих мужчин нет до них никакого дела. Они лишь хотят получить за их счет сексуальное удовлетворение. Девушки не верно поняли, что такое победа и власть. Эти мужчины не собирались просить их разделить с ними жизнь. Они лишь хотели воспользоваться ими и выкинуть. Но глупые девчонки никак не могли этого понять.

Их одежда свидетельствовала о глубокой борьбе за власть в их жизни. В прошлом, когда наша страна воевала с кем-нибудь, победители наслаждались возможностью забирать себе добычу. Последний удар был унизительным, мстительным и более жестоким, чем любая тактика боя на поле битвы. Враг опустошал дома, посягал на семьи, сжигал жилища и насиловал женщин. Это считалось наивысшей формой унижения проигравших войну. История не знает случаев, когда бы женщинам нравилось такое обращение. Они бежали в ужасе и прятались от солдат.

Но эти запутавшиеся девушки на ток-шоу, никогда не сочли бы такое поведение изнасилованием и надругательством, и даже, наверное, не поняли бы, что все дело не в сексе, а в чести и уважении. Они выходили на улицы и зазывали мужчин, считая, что те по достоинству оценят их красоту. Они не понимают, что с каждой сексуальной связью все больше деградируют. Их образ красоты и женственности становится исключительно предметом интереса уличных повес и средством сексуального удовлетворения.

Давайте рассмотрим обольстительный образ, которому пытаются подражать очень многие и который обещает им власть. О чем говорит нам этот образ? В лагере его сторонников так много голосов, к которым можно прислушаться. Среди них подростки и взрослые. Эти образы презрительно смотрят на нас с обложек журналов в каждом аэропорту, магазине и киоске. С гордо поднятыми головами они говорят:

«У меня есть власть и влияние! Слушайте меня». Почти каждый женский журнал обещает вам открыть секреты стройных бедер и страстного секса. Они помогут вам стать самой лучшей на свете проституткой.

Однажды, когда мы проходили мимо стойки с журналами к очереди в кассу, мой девятилетний сын придвинулся ко мне и прошептал: «Мамочка, мне кажется, у этой женщины такой вид, будто она хочет меня съесть». Полагаю, ее развязный вид напугал мальчика. Я думаю, немало мужчин реагируют таким же образом, хотя и не осознают этого так, как мой наивный сын.

Хищный, агрессивный, вызывающе обольстительный вид женщины способен возбуждать мужское начало и пробуждать в нем основной инстинкт. Мужчина может почувствовать в воздухе запах победы, и уровень тестостерона поднимется в ответ на брошенный вызов. Ему захочется продемонстрировать свою власть и овладеть женщиной. Кажется, мужчин постоянно преследуют сексуально агрессивные женщины, их полно и на обложках журналов, на рекламным щитах (не говоря уже о жеманных дивах музыкального мира, смело вопрошающих: «Хочешь попробовать меня? Можешь смотреть на меня, но я всегда буду тебе не по зубам»). Эти образы остаются у мужчин в голове. Поскольку они не могут получить женщин из журналов или телевизора, они охотятся за более доступными.

Если бы мужчины верили каждой обложке женского журнала и порнографического издания, то решили бы, что все женщины хотят только секса, даже если отрицают это. Они бы решили, что им просто не говорят правды и что все это часть какой-то сексуальной игры. Даже в кино связь между сексом и властью начинает приобретать все более явные черты, отличные от старомодных понятий секса и любви. Тема секса даже начинает переплетаться со смертью: никогда нельзя быть уверенным, хотят ли двое секса или просто пытаются убить друг друга.

Очнитесь! Не слушайте эту ложь! Где же эта обещанная власть и сила? Это не более чем пар. Вы не побеждаете, — на самом деле побеждают вас. Вас раздевают и насилуют. Где ваша честь? Что стало с вашей силой? Где ваше достоинство? Оно оставило вас.

Глядя на этих женщин, я вижу одну глупость. Возможно, они выглядят красивыми внешне, но я сомневаюсь, что внутри они обладают истинной красотой. Истинная красота пробуждает желание защитить ее и сберечь. Истинная женская красота дарит свое тепло молодым и пожилым. Образы, которые выставляются на всеобщее обозрение, не делают никому чести, разве что молодежи, которая не стесняется обнажаться. В объятиях обольстительниц не найти нежности, безопасности, они не обещают утешения от жизненных штормов. Возможно, вы считаете, что я просто завидую, потому что старше их. Но это не так. Я отдаю себе отчет в том, что такой образ на первый взгляд привлекателен и обещает власть. Я многое повидала на своем веку, и все это лишь опустошило меня и внушило жажду найти кого-то, кто будет по-настоящему беречь и защищать меня. Я устала быть сильной и непокорной, я хотела, чтобы меня любили и обожали.

Как мы упоминали ранее, если у женщины в детстве и юности не было здоровых взаимоотношений с отцом, это окажет отрицательное влияние на ее отношение с мужчинами (если ее вовремя не спасет Принц, как меня). Отцы должны обожать своих дочерей и обращаться с ними, как с бесценным сокровищем. В возрасте пяти лет я потеряла один глаз и вместе с этим всякую надежду чувствовать себя красивой и женственной. В школе меня прозвали одноглазым циклопом. Отец стал удаляться от меня, поэтому, чтобы выжить, я научилась быть жесткой. Когда мой отец общался со мной, он делал это из гордости за мой крутой нрав. Он дал мне прозвища «тигрица» и «задира». В эти образы не вписывались платья и всякие женские безделушки. Чтобы обезопасить себя, я решила не быть маменькиной дочкой.

Однажды в субботу, — я училась тогда в средних классах школы, — мы посмотрели кино, в котором образ одной женщины соответствовал моему. Она не носила одежду розового цвета, совсем не выглядела избалованной и плаксивой. Ее жизнь представляла собой увлекательное приключение. Это была одна из элитных девчонок Джеймса Бонда. Меня привлекал образ таких соблазнительных красоток в обтягивающих брюках, с пистолетом в кармане, бегавших за бандитами наравне с мужчинами. Они не уступали им ни в чем, и никто не смел ими понукать. Они не собирались ждать, пока какой-нибудь мужчина будет их защищать, — они сами могли за себя постоять.

Я уже встречала такой тип женщин в журналах. Однажды мы с подругой нашли «Плейбой» в ящике стола ее отца. Я считала, что этот тип женщин втайне обожают все мужчины, поэтому они и приносят такие журналы домой. (Позвольте мне дать вам предостережение, мамы и папы, не думайте, что вам удастся спрятать что-нибудь в своем доме — это невозможно. Такого рода литература притягивает детей, как магнитом. Они не успокоятся, пока не найдут).

Но вернемся к моей истории: когда мне понравился тот фильм, мне было тринадцать, и я уже для себя решила, что мужчинам нельзя доверять. В конце концов, мой отец оставил нас. Я решила, что рано или поздно все мужчины уходят из дома. Из-за этого предрассудка я совершила очень серьезную ошибку, которая повлияла на мое восприятие жизни в таком юном возрасте. Окружавшая меня культура убеждала в правильности моего выбора. Когда я училась в старших классах, большой популярностью пользовалось телешоу «Ангелы Чарли». Оно тоже сыграло в моем формировании определенную роль. Однажды во время конкурса самодеятельности среди старших классов мы с группой учеников должны были выступить со сценкой, поставленной на песню «Калифорнийские девочки». Я ужасно боялась выступать перед публикой, но все же почему-то приняла участие в шоу. Я должна была сказать: «И северные девчонки целуются так, что их тепла хватает мальчишкам на всю ночь». Я не знала, удастся ли мне сказать это и не упасть в обморок. Но все решилось вечером перед выступлением, когда я примерила свой наряд: мамины кожаные сапоги на высоком каблуке, достававшие мне до колен, черные брюки в обтяжку и облегающий свитер. Я в изумлении смотрела на себя в зеркало: сильно смахивает на подружку Бонда! На следующий день мои белокурые подруги и я (единственная брюнетка) собрались вместе в раздевалке, чтобы переодеться для сценки. На одной был спортивный костюм, на другой хорошенький летний наряд с шортами, на третьей джинсовая куртка и джинсы. Оставалась я. Я нервничала, ожидая в коридоре своей очереди, но когда вошла в зал и услышала восторженные восклицания мальчишек, все изменилось. Образ женщины с характером, сексуально привлекательной — это то, что надо! Я начала все больше вживаться в образ, но с каждым шагом теряла больше, чем приобретала.

Давайте вернемся и более реалистично посмотрим на подружек Джеймса Бонда. Если я правильно помню, по крайней мере, одну из них в каждой серии убивали. В итоге суперагент всегда оказывался в постели с оставшейся в живых, но вместе они все равно не оставались. Бонда ожидало следующее приключение, в котором его предыдущая девушка уже не участвовала. Он то и дело добивался очередной красавицы. Переспав с женщиной, он больше ей не интересовался. Они были его узницами, рабынями, уступившими ему и лишенными всякой власти и силы.

Я знаю, что такая своенравная, жесткая и уверенная в сексуальном плане женщина на первый взгляд может показаться храброй, но на самом деле это не так. Все подружки Бонда чего-нибудь боятся. Многие из них, когда были маленькими, не чувствовали любви и защиты от своих родных отцов, поэтому решили никогда не доверять мужчинам. Других любили и окружали заботой, но они соблазнились образом современной культуры, внушающей уважение к внешней красоте вместо Бога. Так все они самоутверждались за счет отношений с разными мужчинами. Но в конечном итоге все эти женщины окажутся не у дел. Их сексуальная привлекательность не принесет им свободы.

Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4:30,31).

Современная культура предоставляет нам больше возможностей соотносить себя с образами эгоистичных, порабощенных, а не свободных женщин. Как многие молодые девушки, я ходила на дневные сеансы в кино по субботам и смотрела сагу «Унесенные ветром». Я знаю, вас не удивит, если я скажу, что хотела быть похожей на Скарлет. Хотя это и странно, — ведь в итоге она все потеряла! Я никогда не мечтала быть слабовольной Мелани. Если бы у меня был такой выбор, я не хотела бы вечно хныкать и падать в обморок. Конечно, нас заставляли верить в то, что нет другого выбора:

можно быть либо милой, слабой, вялой, покладистой, цветущей женщиной, которая умирает молодой; или же сильной, гневной, способной на убийство ради достижения собственной цели. Когда такая женщина увидит, что потеряла все, что ей было дорого, будет уже слишком поздно.

Есть и другие альтернативы. Нам пора узнать о них. Женщины могут украсить себя более возвышенным и надежным способом. Для этого не нужны костюмы (как в нашей школьной сценке) или оружие для самообороны. Такая женщина смелее любого иллюзорного образа сексуальной хищницы. Мужчины не хотят нападать на нее, они жаждут быть ее достойными. Она дает жизнь, она не отнимает ее. Она облечена мудростью и всегда одевается с достоинством. Она не призывает мужчин быть грубыми и агрессивными, но внушает им желание быть нежными, внимательными и мудрыми.

Боюсь, что этот образ женской загадочности не часто появляется на обложках женских журналов. Мимо всем известных героинь из реальной жизни трудно пройти мимо. Такая женщина благородна и изысканна. Ее не встретишь среди крикливой толпы в продуктовом магазине. Если бы я могла подобрать ей соответствующий гардероб, то перенеслась бы назад во времени в более изысканную обстановку. Красота ее одеяния польстила бы любой даме независимо от возраста и фигуры. Я бы подобрала ей платья из фильма по роману Джейн Остин или из современной версии Золушки. Подошел бы и костюм из фильма «Бен Гур». Это бы ничуть не походило на современный унисекс. Такой наряд воплотил бы в себе саму суть женственности. Единственное, что мне самой довелось носить из того, что можно сравнить с такой одеждой, — свадебное платье.

Не раз во время просмотра фильмов о том или ином веке, я вздыхала и спрашивала себя: «Почему сегодня так не шьют?» Я уверена, вам известен такой стиль, может быть, у вас даже есть любимый. Эти наряды такие красивые. Их страшно даже задеть, — кажется, от этого они испачкаются. В этих платьях нет ничего вызывающего. Они целиком воспевают красоту женщины. Эти наряды соблазнительны, но в то же время скромны. Когда я читаю описание одежды святых на небесах, я вижу, что она излучает свет и славу, даже сама ткань светится. В такой одежде нет ничего безвкусного и кричащего, она прекрасна.

Давайте обратимся к Божьему Слову за мудростью в вопросах чистоты в одежде. Поскольку мы принадлежим Христу, то должны одеваться угодно Ему, независимо от того, замужем ли мы, разведены, одиноки или вдовствуем. Бог призвал нас быть красивыми и бесстрашными дочерьми обетования. Чтобы сохранить свободу, мы избираем жизнь в Духе, потому что этого требуют постановления Божьего Слова. Давайте разберем несколько мест Нового Завета, которые касаются вопроса одежды. Первое из них находится в наставлении Павла Тимофею.

Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2:9,10).

На мой взгляд, здесь заключены глубокие мысли. Во-первых, одежда женщины должна быть приличной. Это означает отсутствие гордости и намерения привлечь к себе внимание. Во-вторых, должна быть стыдливость, то есть чистота, мораль, непорочность. Мы уже хорошо знакомы с полной противоположностью этому — неприличием. Я должна быть честной с вами: иногда у меня вызывает беспокойство одежда, которую носят в церкви молодые девушки и женщины. Я помню, как выглядела белой вороной после спасения, потому что у меня был исключительно «языческий» гардероб. Но сейчас я веду речь совсем о другом. Некоторым дочерям, воспитанным в церкви, не хватает скромности, и это вызывает тревогу. Очень часто матери молодых ребят просят меня:

«Скажите молодым девочкам, что их манера одеваться дурно влияет на мужчин!» Третье описание одежды в данном стихе — это слово «целомудрие». Лучше всего его можно определить как приличие и уважение к окружающим. Если бы на свадьбе один из гостей появился в спортивном костюме, он бы опозорил жениха и невесту. Так и мы должны быть уважительными к окружающим в своем выборе одежды.

Далее Павел сравнивает внешние предметы гардероба с украшением добрыми делами. Апостол мыслит совсем не земными категориями, — он побывал на небе, и знает, что земные блага не сравнятся с небесными. Он советует женщине не тратить время и средства на земные сокровища. Нужно собирать сокровища на небесах, украшая себя добродетельными делами.

Мы находим еще ряд наставлений относительно гардероба христианки в 1-м Послании Петра.

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям (1 Петр. 3:3-5),

Петр говорит, что украшение не должно быть только внешним, особенно если оно приносит ущерб внутренней красоте. Он делится с нами секретом красоты святой женщины — воспитывать в себе кроткий и молчаливый дух. Основным фактором в этом наряде является необходимость учиться доверять Богу. Павел призывает женщин украшать себя добрыми делами. Петр наставляет их сосредоточиться на невидимом сокровище. Если мы будем воспитывать свой дух, как это делали святые женщины в древности, то облечемся в одежды благодати и хвалы. Они никогда не износятся, но со временем будут сиять еще больше.

Удерживайтесь от всякого рода зла (1 Фес. 5:22).

В нашей одежде не должно быть даже и намека на соблазн. Сюда не подойдет основная часть гардероба девушек Джеймса Бонда. Возможно, нет необходимости объяснять, что я имею в виду, но я все же сделаю это для ясности. Если вы идете в церковь на служение, молодежную группу или какое-то другое мероприятие, то показывать грудь, пупок и ноги неприлично. Не годятся также обтягивающие топы, брюки или платья, которые не оставляют даже места воображению. Для такой одежды не очень много подходящих случаев. Одежда не может быть скромной, если ее цель — привлечь внимание к груди, пупку, ногам или бедрам. Она неприлична, потому что может причинить окружающим неудобства, — особенно мужчинам, у которых гормоны действуют иначе и которые возбуждаются от видимых вещей. Все это недостойно тех, кто заявляет о своей принадлежности Богу. Я хочу призвать вас еще раз пересмотреть свой гардероб и попросить Святого Духа быть вашим консультантом в вопросах моды. Одеваясь, вы можете спросить себя: скромно ли это? прилично ли? Соответствует ли тому месту, куда я собираюсь? Почитает ли это Того, Кому я принадлежу? Какое влияние я окажу на мужчин своей одеждой? Показываю ли я этим уважение к ним и побуждаю ли их стремиться к чистоте?

Ваш враг хочет раздеть вас, высмеять и выставить ваше тело на продажу, но ваш небесный Отец хочет облечь вас непреходящими красотой, силой, достоинством и честью.

Дорогой Небесный Отец,

Облеки меня в Своего Сына. Я хочу ходить в одеждах достоинства, силы и чести. Дай мне мудрость и разумение, чтобы жить не в соответствии со стремлениями этого мира, а в согласии с небесными целями. Покрой каждую сферу, которую я обнажила и опозорила. Я хочу быть свободной дочерью обетования. Я отрекаюсь от влияния и контроля со стороны образов сексуальной агрессии и соблазна. Восстанови невинность и красоту моей женственности и ее загадочность. Я не хочу быть нагой и опозоренной, но я хочу свободно танцевать во свете.

С любовью, Твоя Дочь.