Предисловие

Есть много книг, посвященных внутренней жизни, но лишь немногие из них сочетают в себе действительную оригинальность с интеллектуальной целостностью. Именно это сочетание удалось Ричарду Фостеру. Хорошо знакомый с классическим благочестием, автор дал нам внимательное его изучение, которое само по себе будет высоко цениться долгие годы. Хотя в этой книге показано, чем мы обязаны классике, она не является книгой исторической: это подлинно оригинальный труд.

Что нас поражает сразу, так это исчерпывающий характер данного исследования. Много книг написано о тех или иных сторонах внутренней жизни, но эта отличается тем, что имеет дело с удивительным разнообразием важных тем, и свежесть их изложения связана с его смелостью. Автор взялся рассмотреть широкий круг духовных проблем, начиная с исповеди и до простоты, до радости. Так как книга является результатом широкого круга чтения и внимательного его обдумывания, это не тот вид книг, которые можно бездумно отбросить.

Источники внутреннего видения весьма различны, и главные из них — Священное Писание и признанные классическими труды по благочестию, но они не являются единственными источниками, из которых черпает автор. Внимательный читатель скоро обнаружит, что книга в большой мере обязана также и мирским мыслителям. Учитывая тот факт, что сам автор является квакером, неудивительно, что широко использованы квакерские авторы. Сюда относятся Джордж Фокс, Джон Вульман, Ханна Витал Смит, Томас Келли и многие другие. Здесь цель не сектантская, но подлинно экуменическая, так как важные откровения никогда не могут быть ограничены той группой, где они возникли. То, что мы в результате получили, является примером всеобщности участия в этих откровениях.

Особенно ценным является рассмотрение простоты, частично потому, что это не просто — писать о простоте. Действительно, десять „контролирующих принципов», относящихся к простоте, о чем говорится в шестой главе, сами по себе оправдают Появление еще одной книги о духовной жизни. Эти десять принципов, хотя и коренятся в древней мудрости, сделаны удивительно современными.

Автор понимает очень хорошо, что подчеркивание простоты может само по себе стать ловушкой. Вот почему он не останавливается ни на чем очевидном, как, например, простой гардероб, хотя он и может сказать выразительно: „Оставь моду. Покупай только то, что тебе нужно». Здесь мы видим радикальное предложение, которое, если будет широко принято, в высшей степени послужит освобождению людей, являющихся жертвами рекламы, особенно по телевидению. Могла бы произойти подлинная культурная революция, если бы значительная часть людей повиновалась этому требованию: „Не накапливай, раздавай».

Самыми большими проблемами нашего времени являются не технологические, так как мы с ними успешно справляемся. И даже не политические, не экономические, потому что они оказываются в значительной степени производными. Главнейшие проблемы — нравственные и духовные, и если в этих областях у нас не будет прогресса, мы можем даже и не выжить. Именно поэтому падали высокоразвитые культуры прошлого. По этой причине я приветствую этот зрелый труд, посвященный культивированию жизни духа.

Д. Элтон Трублуд