9. Кто такой Христос?

В лице Иисуса Бог физически вошёл в наш мир. Бесконечный Бог пришёл, чтобы жить в ограниченном мире. Тот, Кто точно знал, каким должен быть порядок мироздания, явился туда, где этого порядка не было. В Иисусе Бог и человек стали единым целым — уникальной личностью, которой мир прежде не знал. Иисус Христос был и вовеки будет в полной мере Бог и в полной мере человек в одном лице, Который навсегда изменил ход истории.

Иисус — в полной мере человек

Иисус был полностью человеком, зачатым благодаря сверхъестественному участию Святого Духа: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф.1:18). На эту тему можно говорить очень долго, но совершенно ясно одно: Иисус родился от земной женщины. Обычное рождение подтверждает наличие у Него человеческой природы.

У Иисуса было точно такое же человеческое тело, как у любого из нас. Ребёнком Он «возрастал и укреплялся» (Лк.2:40), повзрослев, Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2:52). Он «утруждался» от пеших путешествий (Ин.6:8), после поста «алкал» (Мф.4:2) и, будучи пригвождённым к кресту, сказал: «Жажду» (Ин.19:28).

Из мёртвых Иисус воскрес в человеческом теле, которое уже не было подвержено усталости, болезни или смерти. Удивлённым ученикам воскресший Христос сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24:39). Иисус продолжает существовать в совершенном, хотя и человеческом, теле на Небесах.

Мышление Иисуса тоже было подобным нашему. Как и другие дети, Он постепенно познавал реальность. Лука, например, говорит, что Он «преуспевал в премудрости» (Лк.2:52). Как нормальный ребёнок, Он учился говорить, читать, писать и принимать пищу. Обладая человеческой природой, Он не знал, когда вернётся на Землю: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32).

Кроме того, Иисус испытывал весь спектр человеческих эмоций: Он «удивился» вере сотника (Мф.8:10), «прослезился» после смерти своего друга Лазаря (Ин.11:35), молился Богу «с сильным воплем и со слезами» (Евр.5:7). Незадолго до распятия сказал: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф.26:38) и «Душа Моя теперь возмутилась» (Ин.12:27).

Иисус во всём был подобен нам, кроме одного: Он был безгрешен. Поэтому к концу земного бытия Он мог сказать: «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин.15:10). Поэтому и апостол Павел говорит о Нём как о «не знавшем греха» (2Кор.5:21). Пётр утверждает, что «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2:22), а Иоанн — что «в Нем нет греха» (1 Ин.3:5). Очевидно, что Иисус, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15).

Для того, чтобы быть нашим совершенно послушным представителем, Иисус должен был стать человеком. Его послушание (вместо нас) контрастирует с непослушанием Адама, от которого мы это непослушание и унаследовали. Апостол Павел объясняет: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:19). Не будь Иисус человеком, Его послушание от нашего лица не имело бы никакого смысла.

Иисус жил жизнью обыкновенного человека, чтобы в конце её умереть — человеком! — за нас. Ввиду того, что мы — люди, это необходимое условие искупления. В Писании сказано: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17). Не будь Иисус полностью человеком, Его смерть не имела бы для нас, людей, никакого значения.

Кроме того, человеческая природа Иисуса (так же как и Его Божественность) позволяет Ему быть «единым посредником между Богом и человеками» (1Тим.2:5), ведь Он, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха», и потому «может сострадать нам в немощах наших» (Евр.4:15). «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18).

Иисус — в полной мере Бог

Как было сказано выше, Иисус был зачат благодаря чудесному участию Святого Духа. Повторимся, об этом речь идёт в Мф.1:18. Непорочное зачатие Иисуса было обусловлено сверхъестественной работой Бога. Святой Дух произвёл в утробе Марии, матери Иисуса, зародыш, в котором уникальным образом сочетались человеческая и Божественная природы.

Обсуждая Божественность Триединства (см. главу 3), мы видели, что Библия ясно заявляет о полной Божественности Иисуса. Например, апостол пишет об Иисусе: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Вдобавок, когда современники Иисуса называли Его «Господом», то использовали слово, которое в греческом переводе Ветхого Завета употребляется более 6 ООО раз по отношению к Богу. Так что, когда ангел объявил о рождении Иисуса — «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.2:11), -он имел в виду, что родился Господь Бог.

Когда речь зашла об Аврааме, Иисус заявил: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:57, 58). Те, кто услышал эти слова, «взяли каменья, чтобы бросить на Него» (Ин.8:59), — так поступил бы любой уважающий себя религиозный лидер, если бы кто-то объявил себя Богом. Он поняли, что Иисус присвоил Себе имя, которое озвучил Бог в Исх.3:14 — «Я есмь Сущий» (буквально «Я есмь “Я есмь”»).

О Себе Иисус говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр.22:13). Это очень похоже на то, что Бог Отец сказал в начале этой же книги: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8).

Пророк Исайя утверждает, что Иисус есть царь, правящий вовеки, — этим может похвастаться только Бог: «Умножению владычества Его и мира нет предела» (Ис.9:7). Поэтому и Павел говорит, что Иисус достоин поклонения: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:9-11). Ввиду Божественности Иисуса и Бог Отец говорит: «Да поклонятся Ему все Ангелы Божьи» (Евр.1:6).

Иисус был в полной мере Бог, «ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол.1:19). Не будь Иисус Богом, Он не мог бы понести наказание за грех вместо всего человечества. А если бы Он не понёс полную меру наказания за грех (как безгрешный человек), то адекватной платы за грех не было бы, и никто не мог бы получить дар спасения.

Иисус — полностью Бог и полностью человек

Иисус одновременно был в полной мере и Богом, и человеком. Его человеческая и Божественная природы различны и каждая характеризуется особыми качествами, хотя они навсегда и неразделимо сочетаются в одной личности.

Это, вероятно, и есть самое удивительное чудо Библии — вечный Сын Божий, Сам по Себе полностью Бог, стал полноценным человеком, навеки унаследовав человеческую природу. Иисус — человек, равного которому мир никогда не увидит, навсегда изменил ход истории, навечно объединив бесконечное и конечное.

Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного

1. Иисусв полной мере Бог. Что вы думаете по этому поводу?

2. Иисус — в полной мере человек. Что вы думаете по этому поводу?

3. Обратитесь непосредственно к Иисусу и поблагодарите Его за то, что Он пришёл на Землю и стал человеком ради вашего спасения.