15. Что такое освещение и стойкость святых?

В главе 13 мы упоминали, что обращение — когда человек кается в грехах и доверяет Богу вопрос своего спасения, — определяет дальнейшие этапы христианской жизни. Результатом покаяния и веры становится оправдание, однако покаяние и вера побуждают человека к тому, что называется освящением. Освящение-это постепенный труд Бога и человека, благодаря которому христианин становится всё более свободным от греха и всё более подобным Христу в повседневной жизни. Бог и Его чада совместно совершают этот труд, причём каждый выполняет свою часть работы. Хотя христиане должны продвигаться по пути святости, они не достигнут совершенства до тех пор, пока не вернётся Христос.

Освящение — это процесс

Освящение начинается в момент возрождения (Божий дар новой, духовной жизни) и возрастает в течение всей жизни. Апостол Павел говорит, что в возрождении христиане «освободились от греха» (Рим.6:18), а потому должны «почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:11), ибо «грех не должен господствовать» над ними (Рим.6:14). Этот первоначальный разрыв с грехом подразумевает, что грех уже не властвует над верующими и они уже не любят грешить.

Но поскольку освящение — это процесс, мы никогда полностью не освободимся от греха в земной жизни. Как говорит апостол, «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8). И ветхозаветный мудрец высказывался: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20). Зная об этом, Иисус научил Своих последователей молиться (похоже, это молитва должна была возноситься ежедневно): «прости нам грехи наши» (Лк.11:4).

Когда христиане умирают и предстают пред Богом, процесс их освящения завершается, потому что души освобождаются от врождённого греха и становятся совершенными. Автор Послания евреям говорит, что когда мы входим в присутствие Божье, то присоединяемся «к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:23). Это вполне понятно ввиду того, что «ничто нечистое не войдет» в присутствие Божье (Откр.21:27). Но в другом смысле освящение -оно ведь затрагивает всю личность человека (и тело, и душу), — не завершится до тех пор, пока не вернётся Господь, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:21). Тогда наши тела станут совершенными и свободными от всякого влияния греха.

Хотя в нынешней жизни нам никогда окончательно не освободиться от влияния греха, мы всё же должны стремиться к явным результатам освящения. Апостол Павел говорит, что мы «преображаемся … от славы в славу» (2Кор.3:18). Ещё он говорит: «забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3:13, 14). Очевидно, что речь идёт о процессе длиной в жизнь. Библия не конкретизирует, каких высот святости должно достичь в земной жизни. Нигде мы не прочтём, с какими именно грехами нам уже не придётся бороться. По сути, иногда мы, испытывая свободу от одного греха, ожесточённо сражаемся с другим.

Как бы то ни было христиане, борясь с грехом, не должны успокаиваться. Они не могут заявлять, что какой-то грех одолел их или они не могут измениться. В самой гуще сражения необходимо уповать на обещания Божьи — одно из них приведено в Рим.6:14: «Грех не должен[4] над вами господствовать».

Божья работа в освящении

Главным образом, освящение — это работа Бога. Павел указывает на это, когда молится: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фес. 5:23). То же самое утверждает и автор Послания евреям: «Бог же мира … да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков!» (Евр.13:20, 21).

Бог наделяет Своих детей всем необходимым благодаря силе Святого Духа, Который работает над нами, освящая нас. Поэтому и апостол Пётр говорил об «освящении от Духа» (1 Петр. 1:2), а Павел -об «освящении Духа» (2 Фес. 2:13). Именно Святой Дух производит в нас «плод Духа» (Гал.5:22,23), — т.е. те черты характера, которые являются результатом освящения. Возрастая в освящении, мы «поступаем по Духу» и «Духом водимся» (Гал.5:16, 18), то есть становимся более чуткими к желаниям Святого Духа. Это касается как наших поступков, так и нашего характера. Святой Дух — это дух святости; таким образом, Он «производит» в нас святость.

Человеческая роль в освящении

Мы участвуем в освящении как активно, так и пассивно. Через покаяние и веру мы представляем «себя Богу, как оживших из мертвых» (Рим.6:13). Это пассивное участие. Но в Рим.8:13 сказано, чтобы мы «духом умерщвляли дела плотские», что предполагает активную деятельность с нашей стороны, хотя и делаем это силой Духа[5].

Об активном и пассивном участии человека в освящении упоминается и в Флп.2:12,13: «… со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Наставление трудиться над спасением основывается на обещании, что Бог будет совершать Свою работу в нас -Бог даст нам силы для труда над самими собой! Именно поэтому те, кто верит в Иисуса, могут с дерзновением стремиться к «святости, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14).

Возможность стать христианином — это Божий дар, обретение которого требует и нашего участия; то же самое можно сказать и об освящении. Прогресс в освящении — это благодатный дар, которого мы вправе ожидать. Точно так, как Бог благословляет начальную веру (которую Сам и даёт нам), Он благословляет и последующие акты веры и послушания, которые выражаются в чтении Библии и размышлении (Пс.1:2; Мф.4:4; Ин.17:17), молитве (Еф.6:18; Флп.4:6), поклонении (Еф.5:18-20), благовестии (Мф.28:19,20), милостыне и справедливости (Мф.23:23; Иак.1:27), христианском общении (Евр.10:24, 25) и самодисциплине (Гал.5:23; Тит.1:8).

Нам необходимо продолжать расти и в пассивном доверии Богу (чтобы Он освятил нас), и в активном стремлении к святости и послушанию. Если мы не станем активно повиноваться Богу, то обленимся. Если же пренебрежём пассивным доверием Богу, то станем горделивыми и слишком самоуверенными. В любом случае мы не сможем ощутить радость и покой, которые нам обещаны (Гал.5:22, Рим.14:17).

А если процесс освящения закончится?

Все христиане должны освящаться на протяжении всей жизни. Но что, если нам вдруг покажется, что процесс освящения закончился? Означает ли его завершение то, что мы, бывшие некогда христианами, ими больше не являемся? В основе этих вопросов лежит беспокойство: возможно ли, чтобы христианин потерял благословение спасения?

Ответ на этот вопрос отрицательный. Божья сила поддержит всех истинных христиан, которые останутся людьми верующими до конца жизни. Но как нам узнать: действительно ли мы являемся христианами? Что, если кто-то отпадёт от веры и будет активно противостоять Богу? В отношении таких случаев мы должны сказать, что только тот, кто устоит в вере до конца, может считаться истинным христианином. Это утверждение (все истинные христиане устоят; и только те, кто устоит, являются истинными христианами) иногда называют неотступностью святых.

Обещание Иисуса

Во-первых, в Библии мы находим доказательство того, что все истинные христиане устоят в вере. Иисус сказал: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:38-40).

Иисус утверждает, что верующий в Него получит вечную жизнь. Он обещает воскресить такого человека в последний день, даруя ему вечную жизнь. Кроме того, Иисус говорит: Бог хочет «ничего не погубить» из того, что дал Ему.

Иисус озвучивает похожее обещание в Ин.10:27—29: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего».

Более конкретно в Ин.10:28 Иисус приводит два факта о Своих последователях. Во-первых, «никто не похитит их из руки Моей». Во-вторых, они «не погибнут вовек». Это ли не прекрасное обещание?! Итак, те, кому Иисус дал вечную жизнь, никогда её не утратят.

Мы привели только два из ряда многих обещаний, данных Иисусом, которые касаются неотступности святых. Из двух вышеприведённых отрывков становится ясно: Иисус считал, что получившие от Него вечную жизнь, будут наслаждаться ею целую вечность.

Обещание Святого Духа

Ещё одним доказательством того, что Бог хранит христиан для вечности, служит печать, которой Он нас запечатлевает. Эта печать — Святой Дух внутри нас. Апостол Павел пишет, что, когда мы только поверили в Иисуса, мы были «запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф.1:13,14). Наследие, обещанное Отцом, включает в себя все благословения — в том числе вечную жизнь и великую награду на Небесах. Печать, или залог, этого обещания — это присутствие Святого Духа в каждом христианине.

Обещание стойкости

Действительно, только истинные христиане устоят в вере до конца, и только те, кто устоит, — истинные христиане. В Ин.8:31 Иисус говорит: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Итак, одно из доказательств подлинной веры — это неизменная вера и послушание всему, о чём учил Иисус.

Апостол Павел пишет христианам в Колоссах, что Христос примирил их с Богом, чтобы «представить их святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали» (Кол.1:22,23). Не желая давать ложной надежды тем, кто не был истинным христианином, апостол включил неотступность в качестве условия в обетование, которое приведено выше. Говоря, «если только пребываете тверды и непоколебимы в вере», Павел не пытается напугать истинных христиан; он имеет в виду, что те, кто поверил неискренне, когда-то отпадут от веры, хотя и претендуют на то, что имеют её.

Обещание неотступности означает: истинным христианином является только тот, кто непоколебимо пребудет в вере до конца своей жизни. Как мы упоминали ранее, это не значит, что такой человек будет вести безупречную жизнь. Истинные христиане могут иметь серьёзные сражения с грехом в разные периоды жизни. Но дело в том, что сражения эти будут именно сражениями — истинные христиане будут бороться с грехом оружием покаяния и веры. Обещание стойкости служит предупреждением для тех, кто не стал истинным христианином. Отпадение от веры — это признак того, что человек изначально так и не стал истинным христианином.

Непременность неотступности

Автор Послания евреям утверждает, что способность «начатую жизнь твердо сохранить до конца» (Евр.3:14) — это один из показателей того, что вера в Христа подлинна. Однако если уверенность в том, что наша вера истинна, приходит только в конце жизни, то такая надежда плачевна. Тогда мы будем постоянно сомневаться: не отпадём ли от веры в конце жизненного пути? Подобные сомнения указывают на то, что по-настоящему мы не спасены. Такое беспокойство не очень хорошо согласуется с тем, как в Новом Завете рассматривается наша уверенность в спасении.

По сути, истинные христиане могут получить подлинную уверенность в спасении из других источников, — особенно основываясь на доверии Христу и Его постоянной работе в нашей жизни. Нынешнее доверие Христу в вопросе спасения — это одно из условий уверенности в подлинном обращении. Самый знаменитый стих Библии учит этому: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Если вы верите в Него, вы имеете жизнь вечную. Если вы постоянно уповаете на подвиг Христа, который Он совершил ради вас, на способность Христа взять на Себя наказание за ваши грехи, на то, что Христос примет вас на Небеса, основываясь на Своём подвиге, а не на ваших заслугах, и если это упование не покидает вас, то оно и является показателем истинности вашей веры.

Имеющееся доверие Христу в вопросе спасения — это не единственный показатель непременности спасения. Продолжающаяся работа Бога также служит доказательством. Эта работа включает в себя свидетельство Святого Духа о том, что вы — дитя Божье (1 Ин.4:13). Кроме того, Святой Дух поведёт вас путём послушания Божьей воле (Рим.8:14). А ещё в жизни христианина появятся соответствующие плоды: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22, 23). Хотя не все они будут присутствовать в вашей жизни постоянно и во всей полноте, но должен наблюдаться определённый рост в этих аспектах духовности.

Наконец, ваша жизнь должна характеризоваться тесными взаимоотношениями с Иисусом Христом. Ибо «кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин.2:4-6). Безупречной жизни может и не быть, но жизнь настоящего христианина будет обязательно демонстрировать послушание Христовым заповедям и подражание Ему.

Эта текущая работа Святого Духа будет видна в нашей жизни на протяжении длительного времени. То есть истинные христиане будут расти в освящении. Апостол Пётр говорит, что один из способов «делать твердым ваше звание и избрание» (2 Петр. 1:10) заключается в том, чтобы умножать добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь (2 Петр. 1:5-8). Если эти качества в нас развиваются, мы «никогда не преткнемся», обещает апостол (2 Петр. 1:10). Если же вы чувствуете, что этих качеств не хватает, не пытайтесь просто имитировать их — лучше покайтесь в недостатке оных и просите Господа помочь вам взрастить эти духовные плоды.

Постепенность освещения

Освящение — это процесс длиною в жизнь. Если вы верите в Иисуса, иногда будет казаться, что он идёт быстрее, чем вам казалось возможным. В такие моменты нужно особенно тщательно следить за собой, чтобы не возгордиться. Освящение — это не наша заслуга перед Богом, но дар Его благодати.

А иногда вы будете задумываться: живы ли вы духовно? В такие моменты придут сомнения в том, что вы являетесь истинным последователем Иисуса. Когда эти сомнения овладеют вами, помолитесь молитвой из Мк.9:24: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».

Во время духовных подъёмов, или когда вас беспокоят разного рода сомнения, держитесь обещания, что «силою Божьей» вы «через веру соблюдаетесь ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Петр. 1:5). Черпайте уверенность в словах Иисуса: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:40).

Вопросы для закрепления уз практического применения прочитанного

1. Чем освящение отличается от оправдания?

2. Какую роль в освящении играет сам человек? Что делает Бог? Как можно сделать более весомый вклад в своё освящение на следующей неделе?

3. Перечислите несколько отрывков из Писания, в которых содержится доктрина неотступности святых. Что вы чувствуете, когда размышляете об этом?