19. Что такое последний суд?

После тысячелетнего правления Христа (согласно любому из взглядов, рассмотренных в предыдущей главе) и окончательной победы над сатаной и его воинством Иисус Христос будет судить всё человечество, сидя на «великом белом престоле» (Откр.20:11-15).

Этот последний суд является кульминацией всех исторических событий, в которых Бог вознаграждал праведность и наказывал нечестие (например потоп в Быт.6-8 или уничтожение Содома и Гоморры огнём в Быт.19:1-26). Последний суд — это «день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5). День, который Бог определил для того, чтобы «праведно судить вселенную» посредством Христа (Деян.17:31).

Что произойдёт на последнем суде?

Иисус — «определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян.10:42; см. также 2Тим.4:1 и Мф.25:31-33). «Власть производить суд» дана Ему Богом (Ин.5:27). Это «время судить мертвых» будет возможностью «дать возмездие» Божьим рабам и «погубить губивших землю» (Откр.11:18). Таким образом, тогда будут судимы и верующие в Иисуса, и неверующие.

Что касается неверующих, то апостол Павел утверждает: «Тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, -ярость и гнев» (Рим.2:8). Уже со времени Ветхого Завета у людей была уверенность в том, что «всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:14). Те, кто не понадеялся на спасение, совершённое благодаря подвигу Иисуса, будут судимы согласно своим делам (Откр.20:12). Бог справедлив: степень наказания будет варьироваться в зависимости от того, что делал человек; некоторые «примут большее осуждение» (Лк.20:47). Согласно притче Иисуса существует разница между рабом, который знал волю господина, и рабом, который не знал (Лк.12:47,48), а потому степень наказания будет зависеть от того, что людям известно о Божьих требованиях.

Мы, верующие в Иисуса, также «предстанем на суд Христов», чтобы «за себя дать отчет Богу» (Рим.14:10, 12). Но последний суд для христиан закончится не наказанием, а наградой. Иисус обещал: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24; курсив мой. -У.Г.). Павел подтверждает это в Рим.8:1: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».

Таким образом, у верующих последний суд должен вызывать не страх, а скорее воодушевление — у нас будет возможность «угодить» Богу (2Кор.5:9). Каждый совершённый нами грех был искуплен Христом, а потому раз и навсегда прощён Богом. Во время суда каждый получит награды за то, что «делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Зло будет наказано и уничтожено, а добро будет вознаграждено (1Кор.3:12-15).

Хотя на Небе будут различные награды, общая радость будет полной. Ведь она будет основываться не на том, чем мы обладаем, а на взаимоотношениях с Богом. На Небесах мы будем ликовать в Боге, радоваться возможности находиться в Его присутствии и падать ниц перед Его престолом, чтобы поклониться Ему, — эта радость превосходит ту, которую испытывает человек от любой полученной награды (Откр.4:10,11).

Вместо того, чтобы «заразиться» духом состязания, тот факт, что мы получим награду за свои дела, должен побудить нас быть «внимательными друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» ввиду того, что последний суд приближается (Евр.10:24,25).

Перед судом предстанут не только люди. В Иуд.6 и 2 Петр. 2:4 сказано, что мятежные ангелы тоже будут судимы, а в 1Кор.6:3 апостол намекает, что добрые ангелы будут отмечены за верное служение и труд.

Цель последнего суда

Последний суд произойдёт не для того, чтобы Бог мог определить состояние сердца каждого человека, ибо Он знал состояние каждого сердца до начала времён. Цель суда заключается в том, чтобы Бог явил Свою славу всему человечеству, одновременно продемонстрировав справедливость и милосердие.

Последний суд будет абсолютно справедливым. С каждым человеком, готовится ли он принять вечную славу или вечное осуждение, на последнем суде Бог поступит более справедливо, чем когда бы то ни было. Он будет судить «нелицеприятно … каждого по делам» (1 Петр. 1:17), «ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11). Бог явит Свою славу в суде, так что мы будем лишь восклицать: «Аллилуйя! Спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его» (Откр.19:1,2).

Воздействие последнего суда

Совершение последнего суда свидетельствует о торжестве Божьей справедливости во Вселенной. Этот факт удовлетворяет врождённое желание справедливости в мире. Последний суд убеждает нас: что бы ни происходило, над всем властвует Бог, и Он в конце концов любое зло обратит ко благу. Апостол Павел пишет одной церкви: «А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Кол.3:25).

Итак, в свете последнего суда христиане должны прощать друг друга легко, ибо мы знаем, что в тот день будут сведены все счёты и всякая несправедливость будет исправлена. Зная о последнем суде, христианам не следует пытаться отомстить за себя, но нужно дать «место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Если нас обидели, мы можем адресовать просьбу об установлении справедливости к Богу. Сомневаться не приходится: обидчик получит заслуженную кару -она падёт либо на Христа, либо на грешника, который понесёт вечное наказание. Поступая так, мы следуем примеру Христа, ибо, «будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал Судии Праведному» (1 Петр. 2:23).

Последний суд вызывает у нас желание каждый день жить в повиновении Богу и таким образом «собирать себе сокровища на небе» (Мф.6:20). И хотя эти сокровища не могут гарантировать нам спасение, их наличие вознаграждает нас за добро, которое мы делаем.

Последний суд также побуждает нас провозглашать окружающим Радостную весть Иисуса. Задержка возвращения Господа и последнего суда происходит благодаря тому, что Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9). Поэтому верующие люди должны делиться с другими своей верой. Ясные предостережения Библии о последнем суде должны побудить неверующих оставить грех и обратиться к Иисусу за спасением.

Несколько слов об аде

По окончании последнего суда те, кто не поверил словам Иисуса, отправятся в место вечного наказания, которое Библия называет адом.

Библейские описания ада читать тяжело, и они должны глубоко взволновать нас. Иисус называет ад «огнем вечным, уготованным диаволу и ангелам его» и говорит, что отвергнувшие Его отправятся именно туда (Мф.25:41). Там «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк.9:48). Это «место мучения» (Лк.16:28). Иоанн утверждает, что это место, где отвергшие Иисуса вместе с сатаной и ангелами его будут «пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» и будут «мучимы в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Откр.14:10). «Дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» (Откр.14:11).

Хотя мы, верующие в Христа, не должны бояться ада, размышлять о нём следует со всей серьёзностью. Ведь даже Бог печалится по этому поводу: «Не хочу смерти грешника» (Иез.33:11). Доктрина о существовании ада настолько ясно изложена в Библии, что невозможно отрицать её и при этом подчиняться Слову Божьему. Помимо этого, раз во Вселенной присутствует зло, требующее справедливого воздаяния святого и праведного Бога, мы должны понимать: оно не может остаться безнаказанным. Все суды Божьи верны и истинны, потому что «праведен Господь … и нет неправды в Нем» (Пс.91:16).

Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного

1. Что будет с христианами на последнем суде? Что будет с теми, кто отверг Иисуса?

2. Как ваше знание о грядущем последнем суде влияет на вашу повседневную жизнь? Как оно влияет на ваше отношение к другим?

3. Что Библия говорит об аде? Каково ваше понимание ада? Что вы чувствуете, размышляя о справедливом суде Бога?