В клетке со львами

«Как прошли занятия в субботней школе?» — спросила как-то мать своего маленького сына. И он ответил: «Ничего хорошего. Даниил снова попал в клетку со львами».

Конечно, в этом не было ничего хорошего!

Но возможно ли, чтобы опыт Даниила в клетке со львами или его же опыт пребывания со своими тремя друзьями в раскаленной печи мог повториться снова-с какими-то вариациями, конечно, — с кем-нибудь из нас?

Всякий, кто внимательно прочтет Книгу Даниила и Откровение, безусловно, подметит, насколько тесно они взаимосвязаны. Несомненно, обе эти книги посвящены последним дням человечества. Очевидно, что религиозные гонения вскоре вновь поднимут свою уродливую голову. И человек, изучающий Книгу пророка Даниила, не сможет избежать тех преследований, которые испытали на себе Даниил и его друзья. Даже если мы еще не столкнулись с ними, Провидение говорит нам, что история Даниила вскоре будет ободрением для тех из нас, кто обнаружит, что уже включился в эту заключительную борьбу

В связи с этим возникают некоторые вопросы. Будут ли мужчины и женщины последних дней призваны отдать жизнь за своего Господа? Или же дни великомучеников миновали? Является ли опыт Да-

ниила и его друзей ободрением для тех, кто будет наконец избавлен от мучений, или же он будет служить ободрением для тех, кому избавления от мук не будет дано?

В Библии мы читаем, что «наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1).

И сказано нам: «В день скорби, когда враг будет душить нас, мы будем шествовать среди ангелов»1.

О последних же днях мы читаем: «Хотя враги и могут бросить слуг Божьих в тюрьму, однако стены ее не могут разлучить их души со Христом. Тот, Кому известна каждая их слабость, Кто знаком с каждым испытанием, выше всех земных властей; ангелы посетят их в неприступных темницах и принесут им с собой небесный свет и мир. И темница превратится во дворец, ибо там пребывают богатые верою, и мрачные своды озарит небесный свет, как в то далекое время, когда Павел с Силой, оказавшись в заточении в городе Филиппы, молились и пели в полночь»2.

В этот день исполнятся буквально слова девяностого псалма: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым» (Пс. 90:7,8).

«С человеческой точки зрения будет казаться, что дети Божьи вскоре должны запечатлеть свое свидетельство кровью, как это и сделали прежде мученики. Они и сами начнут опасаться, что Господь оставил их на произвол врагам». Но «если бы люди обладали духовным зрением, они увидели бы вокруг тех, кто сохраняет слово терпения Христа, могущественных ангелов. С нежностью и сочувствием ангелы наблюдают за их страданиями и слышат их молитвы. Они ожида-

ют лишь слова своего Повелителя, чтобы освободить их от опасности» 3

«Если бы в то время проливалась кровь верных свидетелей Христовых, то она не могла бы, подобно крови мучеников, быть семенем, которое принесло бы плод жатвы Божьей. Их верность не смогла бы быть свидетельством, убеждающим в истине других, потому что волны милосердия разбились бы об ожесточенное сердце и больше не возвратились. Если бы праведные теперь стали добычей своих врагов, это принесло бы большую радость князю тьмы… Чудесным будет освобождение тех, кто терпеливо ожидал Его явления и чьи имена записаны в книге жизни»4.

Итак, в самые последние дни уже не будет мучеников. Но а что насчет дней, которые будут перед последним временем, до того, как испытание, посланное людям, подойдет к концу? Возможно ли, чтобы некоторые из народа Божьего были призваны отдать свою жизнь за Господа своего? Да, такое возможно. А будут ли такие, кто лишится утешения и поддержки ангелов? Неужели ангелы посылаются лишь к тем, кто избавляется от опасности? Никогда так не думайте! Послушайте следующее: «И они радовались тому, что их нашли достойными страдать ради истины, и с костров, на которых их сжигали, раздавались победные гимны. С верой взирая на небеса, они видели Христа и Его ангелов, которые с величайшим участием и одобрением наблюдали за их непоколебимой твердостью».5

И еще одно утверждение, привлекшее мое внимание: «Молитвою «побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня». Мы узнаем, что это значит, когда познакомимся с повествованиями о мучениках, принявших смерть за свою веру»6.

О чем же поведают нам мученики? Расскажут ли они нам о том, что они не чувствовали боли, сгорая в

пламени? Это ли предполагает подобное утверждение?

Описывая смерть Гуса и Иеронима, гонители отмечали их беспримерную стойкость: «Они мужественно встретили свой последний час, приготовив себя к костру, как к свадебному торжеству. Они не издали ни единого крика боли. Когда поднялось пламя, они начали петь псалмы, и даже бушующее пламя не сразу положило конец этому пению»7.

Кто дал этим людям такое мужество? Бог. И именно тогда, когда оно им понадобилось. Но не раньше.

Приближается великий кризис — кризис, какого мы никогда прежде не знали. Решение, которое должен принять каждый в этот час — остаться верным Господу или предать Его, — должны будем принять и мы. Остальные дни мы сможем безопасно прожить в руках Его. Мы можем сказать с уверенностью, как сказали некогда трое еврейских юношей: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:17, 18).

Ангелам может быть поручено избавить нас, но может и нет. В одном мы можем быть уверены: наш Бог способен повторить ради нас любое чудо из тех, что были во времена Даниила — даже и с пылающей печью. И Он уже продемонстрировал эту Свою способность, причем буквально в наши дни!

Эту историю поведал мне пастор Джон (я не привожу здесь его настоящее имя); и это поразительный рассказ об одном пасторе, который был служителем в двух районах в стране, которую я не называю здесь. В стране началась междоусобная война между племенами, и ситуация была просто ужасной. Пастор Джон пытался проникнуть в этот район, чтобы навестить

тамошнего пастора, поскольку знал, что дело принимает скверный оборот. Однажды он уже добрался до реки, которая служила границей — дальше он мог передвигаться только под охраной вооруженных солдат. Но когда они приблизились к реке, то увидели, что мост взорван, и у них не было возможности перебраться на другой берег. И только несколько недель спустя стала известна та поразительная история, о которой я хочу вам рассказать.

Этот преданный делу местный пастор жил с женой и четырьмя детьми в маленькой деревушке. Многие члены его церкви ушли в джунгли, поскольку в это время знахари и колдуны установили контроль над всем районом. И они постановили, что каждый, кто откажется поклоняться языческим идолам и принести им в жертву цыпленка, каждый, кто сохранит хоть каплю уважения к религии, которую проповедует белый человек, каждый, кто осмелится назвать себя христианином, будет убит. Отданы были соответствующие приказы относительно того, что местные жители должны вернуться к своему традиционному языческому культу со всеми его обрядами.

Пастор знал об этом. Именно из-за этого приказа многие из его прихожан ушли в глубь джунглей и построили там себе скромные убежища.

Снова и снова ему советовали покинуть деревню и присоединиться к группе местных жителей из тридцати пяти человек, которые были членами его церкви и скрывались в джунглях. Но в деревне все еще оставалось семьдесят или восемьдесят членов церкви, и пастор считал, что он не имеет права их оставить.

Однажды вечером по деревне разнесся слух о том, что знахари и колдуны с толпой своих последователей появились в соседней деревне — примерно в пяти километрах. Пастор созвал своих прихожан и сказал им, что они вольны уйти в джунгли, но он остается —

так подсказывает ему чувство долга. Прихожане говорили: «Но ваш дом уничтожат! Наша церковь будет сожжена!»

Они знали, да и он тоже, как легко загораются такие хижины под соломенной крышей.

Позже вечером двое друзей, которые не были хри-стианами, пришли к пастору и сказали: «Они собираются разрушить церковь и ваш дом сегодня ночью! Бегите в джунгли!»

Пастор ответил, что будет молиться Богу и что он чувствует побуждение не покидать деревню. Что бы там ни было, но он остается.

Он позвал жену и детей, и все вместе стали молиться. В эту ночь они много молились. Около полуночи раздался громкий стук в дверь, и злобный, лающий голос приказал: «Открывайте, или мы подожжем дом!»

И снова пастор позвал жену и детей, и тут же, преклонив колени, он повторил некоторые библейские обетования, столь много значившие для них сейчас.

Шум за стенами дома нарастал: «Выходите! Мы даем вам еще один, последний шанс — или же мы уничтожим вас вместе с вашим домом!» Но чем больше пастор молился, тем отчетливее он понимал, что ему не следует покидать свое убежище.

Вскоре они услышали приказ: «Зажигай!» И вслед за тем затрещала солома на крыше. Клубы дыма и языки пламени окружили их. Потом раздался звон разбитого стекла — одно из окон было разбито топорами. У окна встали двое солдат. Они хорошо видели пастора с женой и детьми, стоявших на коленях и молившихся Богу. Солдаты начали глумиться и даже бросили в пастора одну из секир, поранив ему ногу. Но он продолжал молиться. Уже вся крыша была объята пламенем.

Только через месяц пастор Джон сумел наконец попасть в глубь района. Около пятнадцати километ-

ров он продвигался по узкой тропе через джунгли и наконец вышел к крошечной адвентистской деревушке, расположенной там. Когда он вошел в поселок, к нему подбежал пастор и обнял его. Пастор Джон хорошо знал этого человека: они выросли вместе. Но он едва узнал в подошедшем человеке своего друга, который всегда был аккуратно одет и выглядел представительным. Теперь он стоял перед ним в лохмотьях, которые не мог сменить на более подходящую одежду, потому что вокруг шли бои. Он выглядел весьма экзотически. Уже позже пастор Джон узнал финал этой истории: «Той ночью, когда подожгли мой дом, мы были окружены колдунами и их яростными сторонниками, готовыми убивать и убивать; все, что мы могли делать, — это стоять в дыму на коленях и молиться. И когда мы молились, то увидели вдруг две фигуры, сиявшие куда ярче того пламени, которое врывалось в окна. И они подняли нас через крышу и доставили сюда, в джунгли!»

Ангелы вмешались! И все кончилось хорошо!

Но у этой истории было и продолжение. После того как дом сгорел дотла и только раскаленная зола и обугленные столбы остались на том месте, где он стоял, колдун приказал своим людям принести с пепелища тела всех шестерых членов той маленькой семьи, которая осмелилась не подчиниться его приказу. Его люди пошли на пепелище; те двое, что стояли у окна и видели пастора и его семью молящимися на коленях, определили, что они должны быть именно там: посредине комнаты. Но там нашли только тлеющую солому и шесты. Они подняли шесты и разгребли пепел. Но не нашли тел — никаких обугленных костей, которые явились бы свидетельством того, что им удалось уничтожить семью, столь твердо верившую в невидимого Бога!

Через три года один из колдунов стал горячим последователем Господа Иисуса Христа, ибо увиден-

ное им той ночью явилось для него поразительным утверждением Божьей любви к Своему народу и Его могущества в избавлении их с помощью ангелов, ко-юрые безгранично сильны и тверды в своей силе!8

1 « Маранафа» с 95

2 «Великая борьба», с 627

3 Там же, с 630

4 Там же, с 634

5 Там же с 41

6 «Наглядные уроки Христа», с 17

7 Цит по кп «Великая борьба» с 110

8 Рассказано автору пастором Леонардом Робинсоном который выступает в paccкaзе под именем пастора Джона