Ноябрь

1 ноября

Вычислили ли вы издержки?

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33).

Искупитель мира излагает Своим последователям план битвы, в которой они призваны участвовать, и приглашает их вычислить издержки. Он заверяет их, что в Его воинстве будут ангелы, крепкие силою, которые будут помогать верующим в Него храбро сражаться. Один будет преследовать тысячу, и двое прогонят тьму — не своею силою, но силою Всемогущего… С ними Вождь воинства Господнего, Который принимает на Себя командование армией и ведет их к победе.

Из-за своей человеческой слабости и греховности они могут бояться и трепетать при виде многочисленных воинств тьмы; но они могут радоваться, взирая ввысь на ангелов Божьих, готовых служить тем, кому надлежит наследовать спасение. Они могут радоваться, осознавая, что Вождь воинства Господнего поведет их вперед в каждом сражении с врагами земными и сверхъестественными… Ваш Вождь — Победитель. Продвигайтесь вперед к победе…

Сколь драгоценны эти заверения, что Господь не оставит нас сделать хотя бы один шаг в одиночку собственной ограниченной силою, ибо Он сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Мы сражаемся в присутствии незримых воинств. Небесные ангелы, которых мы не видим, внимательно следят за боевыми порядками сил зла и не замедлят с помощью. Нас не только обеспечат всем необходимым, но нам также помогут занять выгодную позицию…

Сказанное Петру слово предназначено для каждого христианина: «Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31, 32). Слава Богу, мы не оставлены одни. В этом наша безопасность. Сатана никогда не сможет коснуться своим гибельным перстом тех, кого Христос Своим ходатайством подготовил к искушению, ибо во Христе каждой душе дана благодать и указан путь к спасению, дабы каждый мог устоять под натиском врага1.

2 ноября

Выдержите ли вы очищающий огонь?

Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1:7).

Золото испытывается огнем, чтобы очистить его от примесей; вера же, очищаемая в горниле испытаний, драгоценнее очищенного золота. Так давайте же разумно смотреть на испытания. Проходя через них, не будем роптать и выражать недовольство. Давайте не делать ошибок в попытках обойти их. В годину испытаний мы должны ухватиться за Господа и Его обетования.

Некоторые спрашивали меня: «Разве вы порой не впадаете в уныние, когда вас постигает испытание?» И я отвечала: «Да, если под унынием вы имеете в виду печаль или подавленность». «Разве вы не говорили с кем-нибудь о ваших чувствах?» «Нет. Есть время молчать, обуздывать свой язык, и я решила не произносить ни единого слова сомнения, которое могло бы ввергнуть во мрак уныния окружающих меня. Я сказала себе: “Я выдержу очищающий огонь, он не пожрет меня”. Если я стану говорить, мои слова понесут свет, веру и упование на Бога; они будут о праведности, благости и любви Христовой. Они будут направлять умы людей к Небесам и небесным истинам, к ходатайственному служению Христа на небесах и к нашему служению Ему на земле»2.

Огненное горнило призвано очистить от примеси. Когда золотых дел Мастер увидит в вас совершенное отражение собственного образа, Он вынет вас из огня. Он не оставит вас в горниле на съедение огню и не станет подвергать вас огненному испытанию дольше, чем будет нужно для вашего очищения. Но чтобы отражать Божественный образ, вам необходимо покориться тому процессу, который золотых дел Мастер выбирает для вас, чтобы очистить и избавить вас от всякого пятна и порока и чтобы в вашем характере не осталось и намека на какой-то изъян. Да поможет вам Господь… покориться Его воле, и да совершится Его очищение в вас… Поднимите свой взор! Иисус жив. Иисус любит вас. Иисус сострадает вам и обязательно примет вас со всеми вашими бременами и заботами, если вы придете к Нему и возложите на Него ваше бремя. Он обещал, что не оставит и не покинет тех, кто возлагает на Него свое упование3.

3 ноября

Радость через страдания со Христом

Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет. 4:12, 13).

Мы порой не осознаем, что освящение, которого так горячо желаем и о котором так настойчиво молим Бога, дается через истину, причем по провидению Божьему так, как мы менее всего ожидаем. Когда мы ищем радости, вот она — скорбь. Когда ожидаем мира, нас зачастую постигают сомнения и неверие, ибо мы оказываемся ввергнутыми в испытания, которых нам не избежать. Но именно в этих испытаниях мы получаем ответы на наши молитвы. Чтобы нам очиститься, нас должен опалить огонь несчастий и скорбей, а наша воля должна быть приведена в согласие с волей Божьей… Бог почитает за лучшее подвергнуть нас необходимому воспитательному воздействию, прежде чем сочтет нас достойными принять благословение, которого мы так жаждем.

Нам не стоит впадать в уныние, давать волю сомнениям и думать, что наши молитвы остаются незамеченными. Мы должны еще более положиться на Христа и оставить наше дело на Божье усмотрение, чтобы Он ответил на наши молитвы так, как посчитает нужным. Бог вовсе не обещал изливать Свои благословения по тем каналам, которые мы для Него наметили… Планы Божьи всегда наилучшие, даже если мы не всегда можем понять их. Совершенства христианского характера можно достичь только через труд, борьбу и самоотречение. Мы не всегда это понимаем и не считаем болезненный и зачастую длительный процесс очищения необходимым для нас, чтобы нам соответствовать образу Христа. Бог нередко отвечает на наши молитвы так, как мы меньше всего ожидаем. Он ставит нас в такое положение, где мы подвергаемся самым сильным испытаниям, дабы обнаружилось, что у нас на сердце. Чтобы способствовать развитию христианских добродетелей, Он поместит нас в такие обстоятельства, которые потребуют от нас постоянно упражнять свою веру.

Будем же помнить, насколько драгоценны Божьи дары — добродетели Его Духа. И тогда мы не станем уклоняться от испытаний, какими бы болезненными и унизительными для нас они ни были4.

4 ноября

Знамение вечного завета

И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле (Быт. 9:16).

Некоторое время назад нам довелось стать свидетелями замечательного зрелища — такой дивной радуги мы прежде никогда не видели. Мы нередко посещаем художественные галереи и восхищаемся искусством художников, сумевших передать на холсте великолепие Божьей радуги обетования. Но в этот раз мы увидели дивное разнообразие оттенков — малинового, пурпурного, синего, зеленого, серебристого и золотого, — смешанных умелой рукой великого Художника. Мы смотрели как завороженные на эту прекрасную картину на небесах.

Взирая на эту радугу, печать и знамение данного человеку Божьего обетования о том, что ярость Божья более не опустошит землю водами потопа, мы рассуждали, что этим дивным видом любуются не только человеческие очи. Ангелы тоже радуются, глядя на драгоценное знамение Божьей любви к человеку. На ту же радугу взирает и Искупитель мира, ибо благодаря Ему она явилась на небе как знак Божьего обетования для человека. Сам Бог взирает на радугу в облаках и вспоминает вечный завет между Ним и человеком… Радуга символизирует любовь Христову, которая объемлет всю землю и достигает вышних небес, соединяя людей с Богом и землю с небесами.

Глядя на это дивное зрелище, мы можем радоваться в Боге, будучи уверены, что Он также взирает на это знамение Его завета и вспоминает детей земли, которым был дан этот знак. Их страдания, беды и испытания не скрыты от Него. Мы можем радоваться в надежде, ибо над нами — радуга Божьего завета. Он никогда не забудет о детях, находящихся на Его попечении. Как трудно смертному человеку оценить безмерную любовь и несравненное снисхождение Бога, выраженные в Его обещании: «И Я увижу радугу в облаке и вспомню о тебе».

О, как легко нам забыть о Боге, а Он никогда о нас не забывает, всякий час посещая нас Своей милостью5.

5 ноября

Бог говорит через тишину

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр. 1:9).

Допустив, чтобы Иоанна выслали на остров Патмос, Христос поместил Своего ученика в такую среду, где он мог воспринять самую драгоценную истину для просвещения церквей. Он поместил его в уединение, дабы его ухо и сердце могли быть освящены для принятия этой истины… Гонения со стороны врагов Иоанна стали орудием Божьей благодати. Патмос озарился славой воскресшего Спасителя… Что это была за суббота для одинокого изгнанника!.. Никогда еще он не узнавал так много об Иисусе. Никогда прежде не слышал столь превознесенную истину.

Трудящийся для Бога часто считает энергичную деятельность необходимой для продвижения Божьего дела. Все, что он говорит и делает, проникнуто его собственным «я»… Он полагает, что без него никак не обойтись. Бог же говорит: «Эта бедная душа утратила из виду Меня и Мою силу. Я должен наполнить ее сердце Моим светом и Моей животворной силой. Мне нужно подготовить ее к принятию истины, помазав ее глаза небесной глазной мазью. Она видит слишком много вещей. Ее взор не прикован ко Мне»…

Бывает так, что Господь прокладывает путь к душе посредством процесса, болезненного для человека. Ему приходится ограждать душу от самодостаточности и независимости, дабы работник не принимал недостатки и немощи своей неосвященной натуры за добродетели и не был погублен тщеславием.

Если бы люди, заявляющие о своей вере в великие истины для нашего времени, желали приготовиться через исследование Писания, ревностную молитву и упражнение своей веры, они оказались бы там, где приняли бы свет, которого так жаждут… Красноречивое молчание перед Богом зачастую является необходимым. Если разум постоянно находится в возбужденном состоянии, ухо неспособно слышать истину, которую Господь хотел бы передать верующим. Христос убирает Своих детей от того, что занимает их внимание, дабы они могли узреть Его славу6.

6 ноября

Воспитание, необходимое для достижения небес

Но Он знает путь мой; пусть испытает меня — выйду, как золото (Иов 23:10).

Господь будет трудиться для тех, кто возлагает на Него свое упование. Верные одержат немало драгоценных побед. Они усвоят немало драгоценных уроков и приобретут немало драгоценного опыта, который более всего пригодится им в годину испытаний и искушений. Кто будет воздавать всю славу Богу, а не себе, тот удостоится еще больших Божьих благословений. Господь будет возвеличен теми, кто прославляет Его среди людей. Перенесенное с терпением испытание и встреченное с верой искушение засвидетельствуют о том, что они достойны ответственного служения, и Бог сделает их орудиями для свершения Его воли…

Согласно Божьему провидению, земные конфликты призваны стать средством обучения и воспитания, необходимым для развития характера, пригодного для небесных обителей. Нам надлежит стать членами царской семьи, детьми Божьими, а мы знаем, что «все содействует ко благу» тем, кто любит Бога и покоряется Его воле.

Наш Бог всегда готов прийти на помощь в час нужды. Ему хорошо известны все тайные помышления наших сердец со всеми намерениями и замыслами, сокрытыми в глубинах наших душ. Стоит нам оказаться в беде, как Он уже готовит для нас путь избавления — прежде, нежели мы успеваем открыть Ему наши страдания. Наши скорби не остаются незамеченными. Он знает лучше нас самих, что служит ко благу Его детям, и ведет нас тем путем, который мы сами избрали бы, если бы знали собственные сердца, видели наши нужды и грозящие нам опасности, как их видит Бог. Но смертные люди редко знают самих себя. Они не разумеют собственной немощи… Бог знает их лучше, чем они знают сами себя, и Он понимает, каким путем их вести…

Если мы будем доверять Ему и отдадим свои пути в Его руки, Он направит наши стопы именно на тот путь, который приведет нас к победе над всеми злыми страстями и чертами характера, не соответствующими нашему Божественному образцу7.

7 ноября

Бог знает, что для нас лучше

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11).

Бог лучше знает, что послужит для нашего блага. Воспитательные меры, которые Он к нам применяет, призваны избавить нас от всякого рода недостатков и изъянов, дать нам кротость и привлекательность Христа и развивать Его драгоценные добродетели.

Вам нужно научиться в школе Христа, дабы уподобиться Ему. Бог адаптирует Свою благодать к особенностям потребностей каждого человека. «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12:9). По мере того как ваше бремя становится тяжелее, восклонитесь и крепче ухватитесь за руку Иисуса, вашего могущественного Помощника. По мере того, как трудности сгущаются над Его народом среди опасностей последних дней, Он посылает Своих ангелов, дабы они шли рука об руку с нами, привлекая нас все ближе и ближе к истекающему кровью Иисусу. И по мере того, как приходят большие испытания, меньшие испытания забываются…

Вы должны оставаться чистыми, верными и твердыми, памятуя о том, что ваш характер запечатлевается в небесных книгах… Нет таких обстоятельств, мест, трудностей или невзгод, в которых мы не могли бы жить прекрасной жизнью христианской верности и правильного поведения… Нам не добиться победы, если мы будем бежать от испытаний, уклоняться от них. Победа дается тем, кто смело выходит им навстречу и с терпением их превозмогает8.

Испытания выпадают на долю каждого человека… Если вы взираете на Иисуса и верите в Него как в вашего личного Спасителя, Он проведет вас через все испытания, вы с терпением выдержите их и с каждым новым испытанием будете становиться все сильнее и сильнее9.

Только наша недальновидность мешает нам увидеть любовь и милосердие Бога как в наказаниях, которым Он подвергает Церковь, так и в великих дарованных Им благословениях. Во все времена бедствий и смуты Бог служит надежным прибежищем для Своих детей. Под сенью Его крыл они могут безопасно следовать Его путем. В бедствиях, содействующих их очищению, сила Евангелия должна стать их утешением. В Его верном Слове — их крепость10.

8 ноября

Все содействует ко благу

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28).

Сердце, покорное мудрому Божьему воспитанию, будет доверять всякому действию Его провидения… Если Бог позволит каждому поступать, как ему заблагорассудится, люди станут заносчивыми, гордыми и в их сердце не останется места для такой добродетели, как смирение. Истинное смирение — вот что отличает по-настоящему воспитанного и культурного человека.

Порой мы очень желаем что-то делать, но это может стать реальностью после того, как Бог испытает нас в школе жизненного опыта. К наибольшим благословениям можно причислить то, что нам не было дано сделать, поскольку это препятствовало бы нам делать именно то, что более всего способно приготовить нас к высшему труду. Простые, здравые обязанности реальной жизни необходимы, дабы не допустить бесплодных стремлений делать то, что мы не готовы делать. Разработанные нами планы часто терпят крах, чтобы Божьи планы относительно нас увенчались полным успехом. Лишь в будущей жизни нам будут объяснены перипетии и загадки жизни, которые так досаждали нам, разрушая наши несбыточные надежды. Мы увидим, что молитвы и определенные надежды, не получившие ответа, были для нас одними из наибольших благословений11.

Не следует ожидать, что все в этом мире радужно. Над нами нависнут тучи, вокруг нас будут свирепствовать бури, и мы должны быть готовы не сводить глаз с того места, где в последний раз видели свет. Его лучи могут быть скрыты от нас, но свет по-прежнему светит за облаками. Наше дело — ждать, бодрствовать, молиться и верить. Когда облака рассеются, мы будем больше ценить солнечный свет. Мы увидим спасение Божье, если будем верить в Бога не только во свете, но и во тьме12.

Все испытания, все бедствия, всякий мир, покой, здоровье, надежда, жизнь, успех — все в руках Бога, и Он может контролировать все это во благо Своим детям. У нас есть благословенная возможность молиться Богу, просить все что угодно, направляя свои прошения с покорностью Его мудрым намерениям и безграничной воле13.

9 ноября

Видя невидимое

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:17, 18).

Если мы в своих помыслах сосредоточимся на вечном, а не на земном, то будем крепко держаться за руку Всемогущего Бога, и тогда что может нас опечалить?..

Нам не обязательно оставаться добычей сатанинской силы… Дети Божьи не должны допускать, чтобы сатана вставал между ними и их Богом. Если вы позволите ему это сделать, он будет рассказывать вам, что на вашу долю выпали самые тяжкие, самые горькие бедствия, какие только могут постичь смертного человека. Он поместит перед вашими глазами свое увеличительное стекло и представит все в преувеличенной форме, чтобы вас переполняло уныние… Возьмите Слово Божье себе в советники, смирите свою сомневающуюся душу пред Богом и в сокрушении сердца скажите: «Я слагаю с себя свое бремя. Мне не по силам нести его, оно слишком тяжело для меня. Я слагаю его у ног моего сострадательного Избавителя»…

Когда сатана искушает вас, не произносите ни единого мрачного слова или слова сомнения. Вы сами выбираете, кто будет править вашим сердцем и управлять вашим разумом. Если вы решите открыть дверь наущениям лукавого, ваш разум наполнится неверием и мятежными вопросами. Вы можете выражать свои чувства, но каждое высказанное вами сомнение станет семенем, которое прорастет и принесет плод в жизни другого человека, а нейтрализовать влияние ваших слов будет уже невозможно. Возможно, вам удастся восстановиться после годины искушений и избавиться от сатанинских сетей, но те, кто некогда подпал под ваше влияние, могут так и не преодолеть неверия, которое вы им внушили. Как важно, чтобы мы говорили окружающим только то, что служит их духовному росту и просвещению! Давайте будем стремиться поднимать души к Иисусу, Которого мы, доселе не видя, любим и радуемся радостью неизреченной и преславной14.

10 ноября

Никакая сила не может отлучить от Христа

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8:35).

Сколь драгоценно в час нужды это заверение в единстве со Христом!.. Мы можем сказать: «Кто отлучит нас от любви Христовой? Скорбь?» Нет, ибо скорбь дает нам ощутить, что только Христос — наше прибежище, и мы прибегаем под Его покров.

«Или теснота?» Нет, ибо Он — наше утешение. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей» (2 Кор. 1:3, 4).

«Или гонение?» Нет, поскольку «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10).

«Или голод?» Нет, ибо у нас есть Божье обетование: «Во время голода избавит тебя от смерти» (Иов 5:20). «Во дни голода будут сыты» (Пс. 36:19). Прибегая к Иисусу, мы полностью насытимся.

«Или нагота?» Послушайте, что говорит Иисус: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Откр. 3:18)… «Побеждающий облечется в белые одежды» (Откр. 3:5).

«Или опасность?» Нет; Павел знал на собственном опыте, что значит оказаться в опасности. «В опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Кор. 11:26). «Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей”» (2 Кор. 12:9).

«Или меч?»… Мечом не убить душу, ибо жизнь христианина сокрыта со Христом в Боге.

Что ж, мы вместе с Павлом можем вопросить: «Кто отлучит нас от любви Божией?» И дать ответ: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38, 39)15.

11 ноября

Горнило бедствий

О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это — бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него (Иер. 30:7).

Путь к свободе от греха лежит через распятие собственного «я» и борьбу с силами тьмы. Пусть никто не падает духом перед лицом суровых испытаний, которые предстоят Божьим детям в бедственное время Иакова. Им нужно трудиться напряженно и ревностно, но не для того времени, а для сегодня. Что нам нужно — так это познание истины, как она есть во Христе и личный духовный опыт. В эти последние часы драгоценного времени благодати нам необходимо приобрести глубокий живой опыт общения с Богом. Только так мы сформируем характер, гарантирующий наше избавление в бедственное время.

Бедственное время — это горнило, в котором будет выявлен христоподобный характер. Его предназначение в том, чтобы побудить народ Божий отвергнуть сатану и его искушения. Заключительный конфликт откроет им истинную сущность сатаны — сущность жестокого тирана, и благодаря этому для них совершится то, чего никак по-иному не сделать, — сатана будет с корнем вырван из их сердец. Ибо любить и лелеять грех означает любить и лелеять его инициатора — смертельного врага Христова. Оправдывая грех и держась за порочность своего характера, они предоставляют сатане место в своем сердце и преклоняются перед ним16.

Все небо заинтересовано в человеке и желает его спасения. В этом — великая цель, стоящая за всем, что Бог совершает для каждого человека в отдельности… Небесные воинства крайне изумляются, почему столь немногие желают освободиться из рабства злых сил, почему столь немногие готовы приложить все свои силы, дабы трудиться в согласии со Христом в великом деле их избавления. Если бы люди могли воочию увидеть дела великого обманщика, пытающегося удержать их в горьком озлоблении и узах нечестия, с каким рвением они отвергли бы дела тьмы! Как осмотрительны они были бы, чтобы не впасть в искушение, как внимательно выискивали бы и удаляли всякий изъян, искажающий в них образ Божий! Как они стремились бы стать ближе к Иисусу и какие горячие молитвы возносили бы к Небу о том, чтобы спокойнее, ближе и счастливее ходить с Богом!17

12 ноября

Драгоценный камень или булыжник?

В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф (Агг. 2:23).

Христиане — драгоценные камни Христа. Им надлежит ярко сиять для Него, распространяя вокруг себя свет Его благодати. Сила их блеска зависит от обретаемой ими шлифовки. Они могут выбирать, подвергаться им обработке или оставаться без шлифовки. Однако всякий, кто будет объявлен достойным занять место в Божьем храме, должен покориться облагораживающему процессу. Без шлифовки Господней они могут отражать не больше света, чем обычный булыжник.

Христос говорит человеку: «Ты — Мой. Я приобрел тебя. Сейчас ты — всего лишь грубый камень, но, если ты предашь себя в Мои руки, Я отшлифую и ограню тебя, так что сиянием своим будешь прославлять Мое имя. Никто не похитит тебя из руки Моей. Я превращу тебя в настоящее сокровище. В день Моей коронации ты будешь драгоценным камнем в Моем венце похвалы».

Божественный ювелир не тратит время на ничего не стоящий материал. Срезая все острые углы, Он отшлифовывает только драгоценные камни под стать дворцу. Этот процесс суров и мучителен, он задевает человеческую гордыню. Христос глубоко врезается в жизненный опыт, который человек в своей самодостаточности посчитал совершенным, и убирает из характера самовозвышение. Он стачивает излишки, прижимая камень к шлифовальному кругу, дабы избавить его от всякого рода неровностей и шероховатостей. Затем, подняв его к свету, Мастер видит в нем Свое отражение и провозглашает достойным занять место в Его ларце. «В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя… и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф». Благословен этот процесс, хоть и болезненный, но дающий камню новую ценность и заставляющий его сиять живым светом18.

Бог не допустит ни одному из Своих преданных работников остаться один на один в борьбе со значительно превосходящими его силами и быть побежденным. Как драгоценное сокровище Он бережет каждого, чья жизнь сокрыта со Христом в Боге19.

13 ноября

Бог измеряет каждое испытание

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10:13).

Каждый из нас ведет свои собственные битвы, приобретает личный духовный опыт, в некоторых аспектах не зависимый от прочих людей; и у Бога для каждого есть Свои уроки, чтобы человек приобрел то, что никто другой приобрести за него не может… Наш Небесный Отец соразмеряет и взвешивает каждое испытание, которое Он допускает в жизни верующего. Он учитывает обстоятельства и силу того, кому предстоит выдержать проверку пред Божьим лицом, и никогда не допускает, чтобы искушения превысили возможности человека сопротивляться им. Если душа сокрушена, если искушение взяло верх над человеком, в том нет никакой вины Бога… но сам искушаемый не бодрствовал, не молился и не принял верою средства для сопротивления, предоставленные ему Богом в столь обильной мере. Христос никогда не подводил верующего в час сражения. Верующий должен притязать на обетование и встретить врага именем Господним…

О, есть великая работа, которую должен совершить народ Божий, прежде чем будет готов к вознесению на небеса! Для некоторых необходимо суровое пламя испытаний, чтобы обнаружились шлаки. Собственному «я» предстоит быть распятым. Когда каждый верующий будет в полной мере, насколько ему открыто, послушен Господу, стараясь не давать своим ближним ни единого справедливого повода для гнета и притеснений, ему не нужно бояться последствий, даже если его ждет темница или смерть…

Бог сострадает Своему народу с нежностью. Вера, дивная вера ведет Божий народ прямыми путями. Без этой веры мы никак не сможем понять действия и отношение Бога к нам и разуверимся в Его любви и верности. Какими бы ни были испытания и страдания… да не будет ни малодушия, ни ропота, ни жалоб…

Один-единственный луч доказательства незаслуженной Божьей благодати, сияющий в нашем сердце, перевесит любое испытание, каким бы суровым оно ни было20.

14 ноября

Вера должна рассеять тьму

Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться… И это уже в оправдание мне (Иов 13:15, 16).

Истинный христианин не позволит, чтобы какие-то земные интересы или соображения встали между его душой и Богом…

Когда душу охватывает уныние, это вовсе не значит, что Бог переменился. Ведь Он «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Вы уверены в Божьем благорасположении, когда чувствуете прикосновение лучей Солнца Праведности; но если вашу душу заволакивает тучами, ни в коем случае не следует думать, что Бог вас оставил. Ваша вера должна рассеять мглу. Око ваше должно быть чисто, тогда и тело ваше будет светло. Внимание всегда необходимо сосредотачивать на богатстве благодати Христовой. Сберегайте в сердце своем драгоценные уроки Его любви. Пусть ваша вера уподобится вере Иова, дабы вы могли провозгласить: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться»…

Самые тяжелые переживания в жизни христианина могут оказаться и самыми благословенными. Особая забота Бога в мрачные часы может вселить мужество во время будущих нападок сатаны и дать Божьему слуге все необходимое, чтобы выстоять в огненных испытаниях. Испытание вашей веры драгоценней золота. Вы должны иметь непоколебимую уверенность в Боге, которой не страшны никакие искушения и наущения обольстителя. Поверьте Богу на слово. Вам следует изучать Его обетования и по мере необходимости просить Бога исполнить их. «Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10:17)…

Именно вера знакомит душу с существованием и присутствием Бога. Когда мы живем, взирая единственно на Его славу, нам все более и более открывается красота Его характера. Наши души духовно укрепляются, ибо мы дышим небесной атмосферой, и, осознавая, что Бог рядом, мы не поколеблемся… Мы должны жить как бы в присутствии безграничного Бога…

Божественная мудрость направит стопы тех, кто возлагает свое упование на Господа. Божественная любовь будет окружать их, и они будут осознавать присутствие Утешителя — Святого Духа21.

15 ноября

«Я вкусила благости Господней»

Ибо вы вкусили, что благ Господь (1 Пет. 2:3).

Вкусили ли вы, что благ Господь? Испытываете ли вы духовный голод по общению с Господом? Вы можете обнаружить Его благость не в том, что имеете все, чего желаете, а проходя через школу скорбей. Я учусь в этой школе скорбей с девяти лет. С раннего детства не было для меня ничего желаннее драгоценных слов Иисуса. С тех пор как однажды вкусила Слово Божье во всей его сладости, я никогда не теряла желания вкушать его еще…

По приезде своем в Австралию я слегла с ревматизмом и малярией. Целых одиннадцать месяцев руки меня практически не слушались. Первую неделю я все размышляла и никак не могла понять, что все это значит, но затем пришла к выводу, что лучше всего перестать теряться в догадках и предать себя в руки Господа. Я вкусила благости Его и нашла, что Он милостив. Лишь ненадолго в течение ночи я могла настолько забыть о боли, чтобы уснуть. И все же я вкусила Господней благости. Ощущение Его присутствия отгородило меня от мира, так что казалось, будто я могу разговаривать с Ним лицом к лицу, как некогда Моисей. Среди всей боли и страдания я чувствовала, что рядом со мной находится небесный Спутник…

Христос говорит: «Я одесную тебя, чтобы помочь тебе». Чего еще желать нам в немощи нашей? Обратимся ли мы друг к другу со всеми своими бедами, рассказывая людям об испытываемых нами искушениях и о том, насколько мы слабы? Спаситель стоит по правую руку от нас, предлагая поднять нас на высоту, чтобы мы воссели «на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6). Но как часто мы отворачиваемся от Него и Его обетований, открывая наши беды таким же смертным, как и мы сами, — беды, понести которые способен только Христос… Давайте перестанем бесчестить Бога, отворачиваясь от Него и обращаясь к немощным людям…

Принесите свои беды Господу. Скажите: «Вот я, Господи. Ты все знаешь обо мне, и только Ты можешь мне помочь. Я пойду по Твоим следам и буду творить Твою волю». Посвящая себя Богу, вы можете быть уверены, что во всякое время бедствия получите именно ту помощь, в которой нуждаетесь22.

16 ноября

Радуйтесь!

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь… Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4:4–6).

Оказавшись в беде, порой бывает трудно радоваться в Господе, но сколько же мы теряем, когда даем волю духу недовольства и ропота! У нас есть благословенная возможность во всякое время иметь в сердце мир Христов. Нельзя позволять себе с легкостью впадать в тревогу и беспокойство. Ведь Бог допускает испытания и трудности, чтобы испытать нас, и, если мы проявим терпение и веру, Он очистит нас от всякой изгари и приведет наконец к победе и ликованию. Великие благословения ожидают тех, кто безропотно принимает иго, которое Бог желает возложить на него…

Да воссияет в вашей жизни свет истины. Вы спрашиваете: что мне сделать, дабы он воссиял? Если до принятия истины вы были нетерпеливы и раздражительны, покажите окружающим своей нынешней жизнью, что истина оказала на ваше сердце освящающее влияние, что нетерпение и раздражительность исчезли, а вместо них появились жизнерадостность и безропотность. Так вы явите Христа этому миру…

«За все благодарите» (1 Фес. 5:18), за охраняющую Божью силу через Иисуса Христа… Когда вы обращаетесь в молитве за помощью, в тот миг вы, возможно, и не испытываете радости и блаженства в той мере, в какой вам хотелось бы, но если верите, что Христос услышит и ответит на ваше прошение, тогда в вашей душе воцарится мир Христов…

Если вы будете полагаться на силу могущественного Помощника, а не дискутировать со своим врагом, если никогда не будете роптать на Бога, в вашей жизни исполнятся Его обетования. Приобретаемый вами сегодня опыт доверия Ему поможет вам устоять перед лицом завтрашних трудностей. Вам надлежит приходить к Господу каждый день, доверяя Ему как малое дитя, становясь все ближе и ближе к Иисусу и небесам. Всякий день, с непоколебимой верой в Бога встречая трудности и испытания, вы будете снова и снова убеждаться в силе небесных обетований и усваивать все новые и новые уроки веры. Так обретете силу для борьбы с искушениями, и когда вас постигнут еще более суровые испытания, вы сумеете их перенести23.

17 ноября

Мир среди бедствий

И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4:7).

Иисус пришел на землю, чтобы стать не только Искупителем человека, но и великим Образцом для подражания. Он прожил совершенную жизнь, исполненную кротости, смирения, чистоты и безграничной веры в Бога… Он на деле преподал нам великий урок спокойной, постоянной, непоколебимой уверенности в нашем Небесном Отце. Он допускает искушения, испытания и несчастья в жизни Своих возлюбленных детей. Эти испытания постигают людей по Его воле и милости, дабы вернуть их обратно, когда они отступают от Него, и помочь им глубже ощутить Его присутствие и заботу. Мир, который превыше всякого ума, предназначен отнюдь не для тех, кто уклоняется от испытаний, борьбы и самоотречения…

Око Иисуса над нами каждое мгновение. Мрачные тучи, вторгающиеся между душой и Солнцем Праведности, служат орудиями Божьего провидения. Бог допускает их появление, дабы наша вера укрепилась и мы ухватились за великую надежду, за непреложные обетования, которые ярко сияют во мраке, сопровождающем любую бурю. Вера должна возрастать через борьбу и страдания. Каждый из нас должен лично научиться терпеть и оставаться сильным, а не погружаться в слабость…

Наш Небесный Отец проявляет к нам безмерную доброту, когда допускает в нашей жизни обстоятельства, в которых земное теряет для нас свою привлекательность и наши стремления обращаются к небесному. Зачастую утрата земных благ научает нас большему, чем обладание ими. Когда нас постигают испытания и скорби, это вовсе не означает, что Иисус не любит и не благословляет нас. Сострадающий Агнец Божий отождествляет свои интересы с интересами Его страдающих детей. Он оберегает их всякий миг. Ему знакомы все печали, Он знает все нашептывания сатаны, все сомнения, терзающие душу… Он ходатайствует за искушаемых, заблуждающихся и не имеющих веры. Он жаждет привлечь их к Себе. Его задача — освятить Свой народ, очистить, облагородить их и наполнить их сердца миром. Так Он приготовляет их для славы, чести и вечной жизни, для наследия более драгоценного и долговечного, чем у земных царей24.

18 ноября

Христово наследие мира

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14:27).

Незадолго до Своего распятия Христос завещал ученикам дивное наследие — Свой мир… Такой мир приходит не посредством сообразования с окружающим миром. Это внутренний мир, а не внешний. Вокруг человека могут бушевать войны и сражения, противодействие заклятых врагов, холодность и подозрительность со стороны называющих себя его друзьями. Однако мир Христов не в том, чтобы устранить разделения, он должен оставаться среди раздоров и борьбы.

Хотя Христос был назван Князем мира, Он говорил о Себе: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34)… Князь мира был также причиной разделений25.

Такого рода разделения неизбежно произойдут в семьях, дабы спасен был всякий, призывающий имя Господне. Для отвергающих Его безмерную любовь христианство станет мечом, нарушившим их спокойное существование…

Никто не сможет стать истинным последователем Иисуса Христа, не отделившись от массы мирских неверующих людей. Если бы мир принял Иисуса, то не было бы и производящего разделение меча, ибо все стали бы учениками Христа и были единодушно вместе в нерушимом единстве. Но, увы, это не так. Повсюду отдельные члены семьи верны своим убеждениям совести, и им приходится стоять в одиночку… Четко видно разграничение. Один стоит на основании Слова Божьего, а остальные держатся за предания и мнения человеческие…

Мир, которым наделил Христос Своих учеников и о котором мы молимся, это мир, который производит истина. Над таким миром не властны никакие разделения. Вокруг человека могут царить войны и сражения, зависть, злоба, ненависть и борьба, однако мир Христов сей мир ни дать, ни отнять не способен26.

19 ноября

Основание всякого истинного мира

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир (Ин. 16:33).

«Чтобы вы имели во Мне мир» — мир во Христе, мир через веру в истину. Утешитель назван Духом истины, ибо в истине есть и утешение, и надежда, и мир. Ложь не способна наделить подлинным миром, обрести мир можно только через истину…

Иисус молился о том, чтобы Его последователи были едины; но при этом мы не должны жертвовать истиной ради обеспечения такого единства, поскольку нам надлежит освящаться истиной. Она лежит в основании всякого истинного мира. Мудрости человеческой хотелось бы изменить такой порядок вещей, провозгласив это основание слишком узким. Люди хотят утвердить единство с помощью признания общепринятых мнений и компромисса с миром, принеся в жертву подлинное благочестие. Но истина — Божье основание для единства Его народа.

Освящение, единство, мир — все это мы получаем через истину. Вера в истину не делает людей мрачными и тревожными. Если вы имеете мир во Христе, Его драгоценная кровь возвещает прощение и надежду вашей душе. Кроме того, вы имеете радость во Святом Духе, принимая драгоценные обетования. Иисус говорит: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Если вы верите в Меня, мир сей не одолеет вас, ведь Я победил мир. А раз Я победил, то и вы, если веруете в Меня, тоже победите…

Все, что Иисус обещал, Он исполнит; мы сильно бесчестим Его, когда сомневаемся в Нем. Все Его слова суть дух и жизнь. Если мы примем их и будем им послушны, они навсегда наделят нас миром, счастьем и уверенностью… Христос говорит, что Он уже дал нам мир, он принадлежит нам. Иисус произнес эти слова, чтобы в Нем мы обрели то, что Он купил для нас ценой безмерной жертвы и считает нашим. Нам не стоит искать Его мир в окружающем мире, ибо сей мир не может дать его. Подлинный мир находится во Христе. Он даст нам его вопреки этому миру, несмотря на все его угрозы и указы, заманчивые и обманчивые посулы27.

20 ноября

Поверхностного опыта недостаточно

Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире (Флп. 2:15).

Всегда есть опасность довольствоваться поверхностной работой; всегда есть опасность, что души не укоренятся в Боге, но будут довольствоваться тем, что блуждают то в одну сторону, то в другую, становясь объектом для искушений сатаны… Дух Божий, действующий в сердце человека, вызовет истинное покаяние, которое не окончится с исповеданием грехов, но произведет решительную перемену в его повседневной жизни. Будут проявляться ревностность, настойчивость и решительность, которые можно по-настоящему назвать мучительными…

Факт, что беззаконие умножается и мы окружены безбожниками и скептиками либо так называемыми христианами, которые носят имя, будто живы, а на самом деле мертвы, не означает, что этот текущий в погибель поток должен унести с собой и кого-то из нас. Поскольку люди почти повсеместно оставляют Бога, есть еще большая нужда в том, чтобы мы стояли твердо и верно… Мы должны собирать Божественные лучи, исходящие от Солнца Праведности, и отражать их в мир. Среди строптивого и развращенного рода мы должны возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет.

Только глубокий личный опыт общения с Богом поможет нам выдержать проверку испытаниями и искушениями, которые мы встретим в нашем христианском воинствовании. Слишком часто, когда все идет гладко, мы прекрасно себя чувствуем; но стоит сомнениям нахлынуть и сатане нашептывать свои наущения, как наша оборона рушится и мы скоро поддаемся уловкам искусителя, не делая серьезных попыток сопротивляться и дать ему отпор. Одних добрых побуждений недостаточно. Нужно, чтобы душа была надежно защищена молитвой и изучением Священного Писания. Вооружившись этим оружием, Иисус встретился с нашим коварным врагом на поле битвы и одолел его. Мы тоже можем побеждать Его силой, однако без Его помощи нам не добиться успеха. Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Но ни одна воистину смиренная душа, которая ходит во свете, как и Христос во свете, не станет жертвой сатанинского обольщения28.

21 ноября

Укорененные во Христе

Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане (Пс. 91:13).

Священное Писание уподобляет христианина ливанскому кедру. Я читала, что это дерево не просто пускает в податливую почву несколько коротких корней, оно врастает в землю глубокими, мощными корнями, которые пробиваются все глубже и глубже, стараясь как можно прочнее закрепиться. И во время яростной бури кедр стоит прочно, удерживаемый сетью мощных корней в земле.

Так и христианин глубоко укореняется во Христе. Он верует в своего Искупителя. Он знает, в Кого уверовал, и вполне убежден, что Иисус — Сын Божий, Спаситель грешников… Его вера пустила глубокие корни. Настоящие христиане, подобно ливанскому кедру, не распространяют свои корни по поверхности, а укореняются в Боге, врастая в расселины скалистых утесов29.

Если христианин хочет возрастать и преуспевать, он должен расти, невзирая на окружающих безбожников, глумление и насмешки. Он должен стоять прямо, как пальма в пустыне. Небо может быть как медь, песок пустыни может засыпать и собираться барханами вокруг ствола пальмы. Но она жива, она зеленеет, свежая и сильная среди безжизненных зыбучих барханов. Раскопайте песок, доберитесь до корней пальмы, и вы узнаете, в чем секрет ее жизнестойкости: ее корни уходят глубоко в землю, к глубинным подземным водам30.

Как пальма, черпающая жизненные силы из источников живой воды, зеленеет и цветет среди пустыни, так и христианин может в изобилии черпать благодать из источника Божьей любви. Он будет приводить изможденные, беспокойные души, готовые вот-вот погибнуть в пустыне греха, к водам, которые они могут пить и жить. Христианин всегда указывает своим ближним на Иисуса, приглашающего: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Этот источник никогда не иссякнет, мы можем приходить к нему снова и снова31.

22 ноября

Без главного корня?

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом (1 Кор. 15:58).

Чтобы стоять твердо, необходимо нечто прочное, удерживающее нас; но ничто не поможет, пока Христос не овладеет душой… Многие из тех, кто сейчас кажется сильным и говорит в защиту истины, на самом деле не укоренены и не утверждены. Они не имеют главного, стержневого корня, поэтому, когда подуют ветры противостояния и преследований, они уподобятся дереву, упавшему под натиском бури32.

Мы будем подвергаться вражеским нападкам по всем пунктам, мы будем максимально испытаны. Мы не станем твердо держаться нашей веры просто потому, что она была передана нам нашими отцами. Такая вера не выдержит предстоящей нам жестокой проверки. Нам нужно твердо знать, почему мы стали адвентистами седьмого дня, по какой причине на самом деле мы вышли из мира, отделившись и обособившись как народ…

Если люди желают быть осведомленными относительно дела Божьего, поскольку вложили в него свою веру и средства, Бог поможет им понять и они утвердятся в вере. Но если они владеют только теорией, поверхностной верой, которую не могут обосновать, тогда любое внезапное искушение, словно бурный поток, увлечет их прочь от Бога в воды мира сего…

Наш разум должен приготовиться выдержать любое испытание и противостоять искушению, будь то извне или изнутри. Нам необходимо знать, почему мы верим именно так, а не иначе, почему мы на Божьей стороне. Истина должна быть на страже в наших сердцах, готовая в любой миг поднять тревогу и призвать нас выступить против любого врага. Силы тьмы обрушатся на нас всей своей мощью, и все, кто равнодушен и беспечен, кто прилепился сердцем к своим земным сокровищам и не заботился о том, чтобы понять отношения Бога с Его народом, станут легкой добычей сатаны. Никакая другая сила, а только познание истины, как она есть в Иисусе, может сделать нас непоколебимыми; с этой силой один сможет преследовать тысячу и двое прогонять тьму33.

23 ноября

Стойкость чистой религии

Буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих (Пс. 118:45).

Некоторые люди с сожалением говорят об ограничениях, накладываемых библейской религией на тех, кто желает следовать ее учениям. Они думают, будто что-то теряют из-за этих ограничений, но на самом деле у нас есть все основания от всего сердца возблагодарить Бога за то, что Он воздвиг небесную преграду, отделяющую нас от территории врага. В человеческом сердце есть определенные естественные наклонности, которым, по мнению многих, надлежит дать волю для наилучшего развития личности. Однако то, что человек считает необходимым, в глазах Божьих не будет таким благословением для человечества, какое люди себе представляют, ибо развитие именно этих черт характера сделает их непригодными для вышних обителей. Господь подвергает людей испытаниям, дабы отделить изгарь от золота, но Он никого не принуждает. Он не связывает их путами, веревками и ограждениями, ибо все это лишь усиливает неприязнь, а не уменьшает ее… Подлинная религия не сковывает человека, а вот ее отсутствие действительно препятствует развитию способностей человека и сужает его интеллект34.

Религия — это живой, деятельный принцип, она придает человеку жизнестойкость, достаточную, чтобы выдержать суровые реалии жизни… Религия неизменно наделяет человека силой, чтобы сдерживать, контролировать и уравновешивать свой характер, интеллект и эмоции. Она обладает убедительной силой, она имеет силу увещать и, опираясь на Божественный авторитет, управлять всеми способностями и привязанностями. Религия. О, как мне хотелось бы, чтобы все понимали ее воздействие! Она возлагает на нас самые серьезные обязательства. Когда мы соединяемся со Христом, мы торжественно обещаем жить так, как жил Христос35.

У нас есть благословенная возможность возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет… Мы должны держаться Господнего пути, а Его путь превознесен в праведности. Своими поступками, словами и характером христиане должны являть свое небесное происхождение. Нам никогда не следует извиняться перед миром за то, что мы христиане и смеем быть правыми36.

Чистая религия несет в себе мир, счастье, довольство; благочестие полезно как для нынешней жизни, так и для жизни грядущей37.

24 ноября

Время быть слепым и глухим

Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал (Ис. 42:19, 20).

О какой слепоте здесь идет речь? Это слепота, которая не позволяет нам пристально рассматривать зло. Она не позволяет нашим взорам сосредотачиваться на беззаконии. Она не хватается за видимое и не теряет из виду вечность… Нам нужно видеть правильно, видеть Божьими глазами, ибо сатана постоянно пытается исказить то, на что падает наш взор, и заставить нас смотреть на все через его призму…

Раб живого Бога смотрит на вещи с определенной целью. Его зрение и слух освящены, а пожелавшие закрыть свои глаза и уши на злое преобразятся. Но если они желают слушать тех, кто будет обращаться к ним и пытаться увести их мысли от Бога и их вечных интересов, тогда все их чувства будут извращены тем, на что взирают их глаза. Иисус говорит: «Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6:22, 23).

Для нас крайне важно, чем мы питаем свой разум и свою душу. Мы можем предаваться романтическим мечтаниям и строить воздушные замки, но что это даст нам? Это погубит нас, нашу душу и тело… Нам нужно обладать силой, которая сделает нас способными закрывать глаза, когда перед нами разворачиваются сцены отнюдь не возвышенного и не благородного характера, которые никак не способствуют чистоте наших помыслов, и затворять свой слух для всего, на что наложен запрет в Божьем Слове. Бог воспрещает нам замышлять зло, изрекать зло и даже помышлять о зле…

Я вижу в Иисусе то, что прекрасно, что свято, что чисто и возвышенно. Так зачем же мне вглядываться в то, что не вызывает ничего, кроме отвращения? Взирая, мы преображаемся. Давайте смотреть на Иисуса и помышлять о Его дивном характере, а взирая на Него, мы преобразимся по Его подобию38.

25 ноября

Пусть Божья рука формирует глину

Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей (Ис. 64:8).

Мы не знаем, что совершит для нас Господь, если только мы согласимся с Ним сотрудничать. Бог видит, что может получиться из человека. У Него есть возможности, о которых мы в своей немощной вере даже не подозреваем. «Вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3:9). Господь видит в человеке все малопривлекательные черты характера и знает: если люди усвоят преподанные Христом уроки кротости и смирения, Он может сформировать и преобразовать воинствующий дух и недоброжелательный нрав, а также активизировать все силы человека для приближения Его Царства. Он жаждет очистить, возвысить и облагородить жизнь человека… Благодаря силе Святого Духа Бог может использовать даже худших из людей и превратить их в перспективных.

Блажен человек, который верою может обрести некоторое представление о вере Христовой… Тогда у него появляется возможность уподобиться Христу в характере… Великий свет озаряет человека, когда он видит открывающиеся перед ним благословенные возможности. Он видит Божьи намерения о нем и умирает для своего «я»… Он покоряется Божьему воздействию… Когда он становится податливым в руках Божьих, как глина в руках горшечника, Бог делает из него сосуд для почетного употребления39.

Горшечник… разминает кусок глины руками и упорно трудится над ним, пока не получится сосуд. Милость и истина сделают совершенной эту работу преобразования человеческой глины, дабы слава великого Горшечника явилась в изготовлении изящного сосуда, сформированного и отшлифованного для служения40.

Горшечник не сможет сформировать сосуд для почетного употребления из глины, которая никогда не попадала к Нему в руки. Христианская жизнь — это жизнь ежедневного повиновения, подчинения и постоянного преодоления. Каждый день будут одержаны новые победы. Свое «я» должно быть забыто, и необходимо постоянно взращивать Божью любовь. Так мы возрастаем во Христе. Так жизнь преображается по Божественному образцу41.

Пусть рука Божья обрабатывает глину для Его служения. Он знает, какой именно сосуд Ему нужен42.

26 ноября

Исследуйте себя

Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор. 13:5).

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы». Многие… могут незамедлительно ответить: «Ну конечно, я в вере, я верю в каждый пункт истины». Однако живете ли вы согласно вашей веры? В мире ли вы с Богом и собратьями? Можете ли искренно, от сердца молиться: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»?.. Нет ли в сердцах ваших горечи, зависти, ревности, злых подозрений?.. Нет ли соперничества, желания особого расположения и почестей, стремления к превосходству?..

Мы хорошо делаем, если исследуем себя с целью понять, какой дух лелеем в себе. Давайте научимся говорить кротко и спокойно даже в самых непростых обстоятельствах. Давайте контролировать не только свои слова, но и помыслы, и воображение. Давайте будем добрыми и учтивыми43.

Многие осознают свой великий порок, они читают, молятся и принимают какие-то решения, но не прогрессируют. Они, кажется, не в силах противостоять искушению. А причина в том, что они слишком поверхностны. Эти люди не ищут глубокого обращения души, дабы изливающиеся из нее потоки были чисты, а их поведение свидетельствовало о том, что в их сердце господствует Христос. Все недостатки характера исходят из сердца. Гордыня, тщеславие, злой нрав, алчность исходят из плотского сердца, не возрожденного благодатью Христа. Если сердце очищено, смягчено и облагорожено, слова и поступки будут свидетельствовать об этом. Душа, всецело покорившаяся Богу, будет твердо уповать на Его обетования, усердно молиться и прилагать решительные усилия, чтобы контролировать свои слова и дела44.

Мы исповедуем великую святую веру, поэтому наш характер должен соответствовать этой вере и великому нравственному Божьему стандарту…

Будем же исследовать свои сердца в свете великих принципов Божьего Закона, высказанных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27)45.

27 ноября

«Храни себя чистым»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8).

Наивысший уровень культуры человека — знать, в чем заключается чистота помыслов, души и тела. Апостол Павел в своем письме к Тимофею суммирует все, чего он может достичь, словами: «Храни себя чистым»46.

Особая работа сатаны в эти последние дни заключается в том, чтобы овладеть умами молодых людей, развратить их мысли и разжечь страсти. Все мы — свободные нравственные существа, и как таковые должны направлять свои помыслы в правильное русло… Если сатана стремится направить ваш разум на низменное и чувственное, верните свой разум и вновь перенаправьте его на вечное. И когда Господь увидит вашу решимость блюсти в себе чистоту помыслов, Он привлечет ваш разум к Себе, как магнит, и очистит ваши мысли… Люди, желающие преображения, должны прежде всего очистить свое воображение. Если ваши мысли устремляются к пороку, нужно их немедленно обуздать и вернуть в чистое и возвышенное русло. Когда вас посещает искушение предаться нечистым помыслам, поспешите припасть к престолу благодати и молитесь о силе свыше. Божья сила поможет вам дисциплинировать свое воображение, чтобы размышлять о чистом и небесном…

Кто желает иметь исходящую от Бога мудрость, тот должен стать глупым для греховного знания века сего, дабы быть мудрым. Он должен закрыть глаза, чтобы не видеть и не учиться злому. Он должен закрыть уши, чтобы не слышать злого и не приобретать знания, которые запятнают чистоту его помыслов и поступков. И он должен хранить свой язык, чтобы не произносить безнравственных сообщений и чтобы в устах его не было лукавства. Все несут ответственность за свои поступки в этой жизни, которая дана нам для испытания. Все имеют силу контролировать свои поступки. Если кто-то немощен в добродетели и чистоте помыслов и поступков, он может обрести помощь у Друга беспомощных. Христу знакомы все слабости человеческой природы, и, если Его попросить, Он даст вам силы для победы над самыми сильными искушениями. Все могут обрести эту силу, если взыщут ее в смирении47.

28 ноября

«К совершенству»

Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13).

Нравственно приготовиться к обществу чистых блаженных существ — это великая торжественная задача… Только сообразовавшись со Словом Божьим, мы можем надеяться прийти «в меру полного возраста Христова». И мы должны это сделать, иначе нам никогда не попасть на небеса. Без чистоты и святости сердца мы не можем завоевать венец нетленной славы48.

Жизнь души можно поддерживать, лишь правильно направляя свои устремления к небесам, ко Христу, к Богу. Нам не обойтись без покаяния и без веры во Христа для прощения грехов, но это еще не все, что требуется… Жизнь христианина едва началась. Он должен, по словам апостола, «поспешить к совершенству». Он должен пленить все помышления в послушание Христу. Если мы верим в Иисуса, нам будет нравиться размышлять о Нем, говорить о Нем, молиться Ему. Мы будем любить Его превыше всего. Мы будем любить то, что любит Христос, и ненавидеть то, что Он ненавидит…

Христианская жизнь никогда не стоит на месте. Она является и должна быть поступательным движением вперед. Наша любовь ко Христу должна становиться все сильнее и сильнее…

Брат мой, сестра моя, любит ли душа твоя Господа? Многие из вас имеют лишь смутное представление о совершенстве Христа, и душа ваша трепещет от радости. Вы жаждете более полного, более глубокого осознания любви Спасителя. Вы жаждете более тесного с Ним единения. Вы недовольны существующим положением вещей. Но не отчаивайтесь. Посвятите Иисусу лучшие и самые святые устремления своего сердца. Дорожите каждым лучом света. Лелейте каждое устремление души к Богу. Помышляйте о духовном и общайтесь на святые темы… Спешите собрать жатву для Небес…

Обретение христианского опыта и развитие истинного, благородного характера не даются даром… Но среди множества искупленных, облеченных в белые одежды, окажутся лишь те, кто омыл свои одежды и убелил их в крови Агнца49.

29 ноября

Видя Невидимого

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой… Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд (Евр. 11:24–27).

Моисей… жил, как бы видя Невидимого, и потому поношение Христово почитал большим для себя богатством, нежели египетские сокровища. Если бы люди жили подобно Моисею, их лица светились бы славой Божьей, ибо они, наблюдая воочию вечную славу и взирая на нее, преображались бы в образ Христа50.

Наш разум занимает тот уровень, на котором находятся наши мысли, и если мы будем помышлять о земном, то в нашем разуме не запечатлеется небесное. Мы получили бы много благословений, если бы размышляли о милости, благости и любви Бога, однако терпим большой ущерб, помышляя о земном и тленном. Мы позволяем всякого рода скорбям, заботам и неурядицам приковывать наше внимание к земле и делаем из мухи слона… Нельзя допускать, чтобы наши мысли были целиком и полностью поглощены земным. Нам нужно приучать, дисциплинировать и воспитывать разум, чтобы мы могли думать в небесном русле, размышлять о невидимом и вечном, доступном только для духовного зрения. Только видя Невидимого, мы сможем обрести силу ума и бодрость духа…

Куда бы ни призвало нас Божье провидение, мы можем быть уверены, что Бог будет нам Помощником. Мы должны быть не игрушкой обстоятельств, но выше обстоятельств… В трудностях, когда обнаруживаем то, что нам не нравится, что испытывает наше терпение и веру, нам не следует погружаться в отчаяние, но мы должны крепче ухватиться за Бога и доказать: наши привязанности сосредоточены не на земном, а на горнем и мы взираем на Иисуса, Начальника и Совершителя нашей веры. Иисус должен стать началом и концом, первым и последним. Он должен стать нашей силой во всякое время испытаний51.

30 ноября

Плененные любовью Христа

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3:1, 2).

Когда нас посещает искушение и мы чувствуем, что привязываемся к чему-то земному настолько, что ни о чем больше не помышляем, тогда нам нужно искать у Бога благодати и помощи, чтобы отвратиться от предмета нашего обожания, не позволив ему стать между нами и нашим Богом. Нам нужно постоянно обращаться своим мысленным взором к обителям, которые Иисус пошел приготовить для нас. Мы не должны позволять, чтобы наши дома и земли, наши сделки и мирские предприятия вставали между нами и нашим Богом. Нам необходимо помнить о богатых обетованиях, которые Он оставил нам в Своем Слове.

Мы должны исследовать великие знамения, указывающие на время, в которое мы живем… Теперь нам нужно молиться самым усердным образом, дабы быть готовыми к серьезным событиям великого дня Божьего приготовления. Мы должны возрадоваться, ожидая вскоре оказаться с Иисусом в обителях, которые Он пошел нам приготовить… Иисус может восполнить любую нашу нужду… Когда вы будете взирать на Него, вас пленят богатства славы Его Божественной любви. На смену идолопоклоннической любви к земному и видимому придет гораздо более возвышенная любовь к нетленному и драгоценному. Вы можете размышлять о вечных богатствах до тех пор, пока ваши устремления не сосредоточатся на горнем, и вы можете стать инструментом, побуждая других людей сосредоточить свои устремления на небесных сокровищах…

Лишь тот знает истинную цену деньгам, кто видит их ценность для проповеди истины среди никогда ее не слышавших и тем самым спасает их от вражеской силы. Если одна душа принимает истину, ее любовь к земному уходит. Она видит превосходящую славу Небес и осознаёт совершенство всего, что связано с вечной жизнью. Она пленена невидимым и вечным. Земное уже не влечет ее к себе. Такая душа с восхищением взирает на непревзойденную славу горнего мира. Она понимает, что испытания производят для нее в безмерном преизбытке вечную славу, и в сравнении с открывающимися ей богатствами почитает их кратковременным легким страданием52.