Март

1 марта

Христос — лестница в небо

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт. 28:12).

Давайте поразмышляем о лестнице, которая была показана Иакову… Грех Адама прервал всякое общение между небом и землей. До того момента, когда человек нарушил Божий Закон, между землей и небом существовало свободное общение. Они были связаны путем, по которому мог нисходить Господь. Но нарушение Закона Божьего разрушило этот путь — и человек был разделен с Богом…

Казалось, была разорвана всякая связь, соединявшая землю с небом и человека с Богом. Человек мог смотреть в небо, но как он мог достичь его? Однако же ликуйте, люди! Сын Божий, безгрешный, совершенный в Своем послушании, становится каналом, который восстанавливает утраченное общение и благодаря которому потерянный рай может быть вновь обретен. Благодаря Христу, заместительной Жертве и Поручителю, человек может соблюсти заповеди Божьи. Он может вновь стать верным Богу, и Бог примет его. Христос — лестница. «Кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9).

Эта лестница служит средством сообщения между Богом и человеком. С помощью этой загадочной лестницы Иакову было возвещено Евангелие. Подобно тому, как лестница, протянувшись от земли, достигала вышних небес, и наверху ее была видна слава Божья, так и Христос в Своей Божественной природе достигал бесконечности и был одно с Отцом. Хотя своей вершиной лестница достигала небес, но была утверждена на земле, так и Христос, хотя Он Бог, но облек Свою Божественность в человеческую плоть и был в мире, «по виду став как человек» (Флп. 2:7). Лестница не принесла бы пользы, если бы не упиралась в землю или не достигала небес.

Бог явился во славе над лестницей, с состраданием смотря вниз на заблудшего, грешного Иакова… Отец взирает на грешного человека именно через Христа… Разорванная связь восстановлена. Проложен путь, по которому могут идти труждающиеся и обремененные. Они могут войти в небеса и обрести покой1.

2 марта

Драгоценная вера

Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию (2 Пет. 1:2, 3).

«Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа… которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1:1–4).

«Равно драгоценная вера» — подлинная вера. Это не бесплодная вера. Истинная, спасающая вера — драгоценное, даже бесценное сокровище. Она не поверхностна. Праведный жив верою, и живет он воистину духовной, христоподобной жизнью. Именно верою делаем мы шаги, один за другим, по лестнице достижений. Веру нужно взращивать. Она соединяет человеческую и Божественную природу.

Жизнь послушания всем заповедям Божьим — это жизнь постоянного движения вперед. По мере возрастания в понимании посреднического служения Иисуса Христа драгоценные избранные осознают и усваивают богатые обетования, дарованные через праведность Христову. Чем больше Божественной благодати они получают, тем больше трудятся согласно действию сложения.

«Благодать и мир» будут умножаться «в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего». Здесь источник всякой духовной силы, а вера должна постоянно упражняться, ибо вся духовная жизнь исходит от Христа. Познание Бога вдохновляет веру в Него как единственный канал, по которому небесные благословения передаются душе, возвышая, облагораживая и очищая ее, в то время как она через познание достигает славы и благости. «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию»2.

3 марта

Добродетель и рассудительность

Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность (2 Пет. 1:5).

«Покажите в вере вашей добродетель». Обетования не даны тем, кто движется назад. Своим свидетельством апостол стремится побудить верующих к возрастанию в благодати и святости. Они уже исповедуют жизнь, соответствующую истине, они познали драгоценную веру и сделались причастниками Божеского естества. Но если они на этом остановятся, то потеряют полученную благодать…

Не приложив «всего старания», чтобы шаг за шагом продвигаться вверх к Богу по лестнице, они не утвердятся в мире, благодати и возрастании в святости. Иисус сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк. 13:24). Путь верующего начертан Богом, стоящим над лестницей. Все его усилия будут напрасны, если у него нет добродетельного характера и практического познания Христа через послушание всем Его требованиям. Имеющие веру должны заботиться о том, чтобы проявлять свою веру в делах…

«Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность», то есть знание истины, как она есть в Иисусе, знание великого плана спасения. Незнание Божьих заповедей и законов не будет оправданием для души. Человек не посмеет заявить у престола Божьего: «Я не знал истины. Я был невежда». Господь дал нам Свое Слово в качестве путеводителя и наставника, и с этим небесным просвещением нет места оправданию неведением…

Истина — действенный, живой принцип, формирующий сердце и жизнь так, чтобы было постоянное движение вверх… Когда человек поднимается на очередную ступень, его воля приобретает новый источник силы. Его нравственный облик становится все более похожим на характер Христа. Возрастающий христианин обладает благодатью и любовью, превосходящей разумение, ибо духовное проникновение в характер Христа поглощает его чувства. Оценить по достоинству Божью славу, явленную на верху лестницы, может только тот, кто ступень за ступенью взбирается вверх по ней, кто устремлен ко все более высоким и благородным целям, которые открывает Христос. Здесь должны быть задействованы все силы ума и тела3.

4 марта

«В рассудительности воздержание»

В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие (2 Пет. 1:6).

В рассудительности необходимо показать воздержание. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Кор. 9:24–27).

Атлеты охотно соблюдают определенные условия, чтобы подготовиться к предельному испытанию своих физических сил. Они не потворствуют аппетиту, но постоянно ограничивают себя, воздерживаясь от пищи, которая может ослабить силу любого их органа. И все же они бьются «так, чтобы только бить воздух», тогда как христиане ведут настоящую битву. Соперники во время игр борются за тленные лавры. Христиане же стремятся получить славный нетленный венец бессмертия. И в этом небесном забеге для всех есть все возможности получить награду. Ни один не проиграет, если будет бежать как следует, если будет поступать согласно озаряющему его свету и задействует все свои способности, которые он сохранил в надлежащем состоянии, наилучшим образом использовав свое знание…

Любая привычка или практика, ослабляющая нервную систему, умственные способности или физическую силу, делает человека неспособным к проявлению следующей добродетели, которая идет за воздержанием, — терпения…

Человек невоздержанный, употребляющий возбуждающие вещества — пиво, вино, спиртные напитки, чай и кофе, опиум, табак или любое другое вредное для здоровья вещество, не может быть терпеливым. Поэтому воздержание — такая ступень на лестнице, на которой мы должны утвердить наши стопы, прежде чем сможем проявить терпение. В питании, одежде, работе, в повседневных делах, здоровых упражнениях мы должны руководствоваться знанием, которое обязаны приобрести, дабы с помощью серьезных усилий практиковать правильное отношение к жизни и здоровью4.

5 марта

Терпение и его совершенное действие

Зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1:3, 4).

Апостол говорит, что, преуспев в воздержании, мы приобретем такую добродетель, как терпение. Терпение в испытаниях удержит нас от слов и дел, которые повредят нашим душам и душам окружающих людей. Какие бы испытания вас ни постигли, ничто не причинит вам серьезного ущерба, если вы будете проявлять терпение, если будете спокойны и невозмутимы, перенося испытание…

Петр проявил мудрость, поставив воздержание после рассудительности и перед терпением. У нас есть одна веская причина преодолевать аппетит ко всем возбуждающим веществам, ибо как многочисленны и тяжки грехи, совершенные под влиянием этих раздражителей, возбуждающих нервную систему!..

В воздержании христианину необходимо показать терпение. Здесь потребуются твердый принцип и постоянство цели, дабы не ранить словом или делом ни собственную совесть, ни чувства других. Ему нужно быть выше обычаев мира, чтобы без ропота, но с терпеливым достоинством сносить поношения, разочарования, потери и неприятности… Раздражительный, злобный человек не знает, что значит быть счастливым. Всякая чаша, которую он подносит к устам, кажется ему горькой, как полынь, и путь его видится ему усеянным острыми камнями, колючками и терниями, но стоит ему в воздержании проявить терпение — и он перестанет замечать и чувствовать обиды.

Терпение должно иметь совершенное действие, иначе мы не станем совершенными во всей полноте, без всякого недостатка. Нам не миновать тревог и несчастий — будем ли мы их сносить с терпением или станем усугублять своими жалобами? Золото помещают в горнило, дабы очистить его от примесей. Станем ли мы проявлять нетерпение в руках золотых дел мастера? Нам не следует погружаться в печальное, унылое состояние духа, но мы должны проявлять спокойное доверие Богу, почитая для себя великой радостью, когда Он допускает нам претерпевать испытания ради Христа5.

6 марта

«В терпении благочестие»

Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4:8).

Присовокупив к воздержанию терпение, нам нужно сделать еще один шаг вверх по лестнице прогресса и в терпении показать благочестие. Оно произрастает именно из терпения. Апостол Павел сказал: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим. 5:3, 4).

Таким образом, мы приобретаем следующую добродетель — благочестие, которому присущи дух и подобие характера Иисуса Христа. Поднять нас до Его Божественного идеала — это единственная цель всех деяний Бога для нас и всего плана спасения… Порочный мир стремится завладеть нашим сознанием, всякое нечестивое влияние на каждом шагу пытается удержать нас на низком, приземленном уровне, притупляя наше восприятие, развращая нас, ослабляя наш разум, парализуя наши духовные способности и побуждая дать волю низменной природе…

Драгоценная лестница нужна именно для того, чтобы уберечь нас от всего этого. Наши взоры привлечены к Богу, пребывающему на верху лестницы. От славы, озаряющей ее вершину, звучит приглашение: «Взойди выше!» Эта слава влечет сердце. Мы идем вперед шаг за шагом. Восходим все выше и выше. На каждом шагу влечение усиливается. Душой овладевают все более возвышенные и святые устремления. Вина прошлой жизни остается позади. Мы не смеем взглянуть вниз на то, что долго отравляло источники истинного счастья, мучило угрызениями совести, ослабляло и подрывало волю, подавляло лучшие порывы…

Цель Божьего Слова — вдохновлять нас надеждой, побуждать нас… подниматься по лестнице шаг за шагом в небо с постоянно возрастающей силой… Мы уподобляемся Божьему характеру, когда приобщаемся к Его благодати… Подобно тому как воск принимает форму печати, так и душа приобретает и сохраняет нравственный образ Божий. Мы наполняемся и преобразуемся сиянием Его славы подобно тому, как облако — темное само по себе, — наполнившись светом, приобретает безупречную белизну6.

7 марта

Братолюбие

В благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2 Пет. 1:7).

Слово Бога заповедует всем Его детям: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3:8). Итак, если человек не показывает в терпении благочестия, он не проявит и братолюбия. Совершая Свою миссию в нашем мире, Христос явил человеку добродетели Духа Божьего, которые, будучи приняты, формируют и преображают всего человека внешне и внутренне. Эти добродетели попирают его гордыню и побуждают его не думать о себе высоко, но считать своего брата драгоценностью в глазах Божьих, ибо Христос заплатил за его душу безмерную цену. Если мы ценим человека как Божью собственность, то будем к нему добры, дружелюбны и снисходительны.

Религии Иисуса Христа присуща воистину небесная учтивость. Она воспитывает привычку проявлять нежность чувств и доброту в поведении. Благочестивый человек приобретет и эту добродетель, поднявшись по лестнице еще на одну ступень. Чем выше он взбирается по лестнице, тем больше благодати Божьей открывается в его жизни, чувствах, принципах. Он постоянно изучает условия его принятия Богом, и единственный способ получить небесное наследие — уподобиться в характере Христу. Милосердие смягчает суровый нрав и облагораживает грубые манеры. Внутреннее изменение проявляет себя во внешних поступках. Добродетели Духа Божьего действуют невидимой силой в преобразовании характера. Религия Христа никогда не проявит угрюмости, резкости и неучтивости. Учтивость — библейская добродетель. Жизнь Христа характеризовала такая добродетель, как братолюбие. Христос был вежлив, как никакой другой человек на земле, и это качество невозможно переоценить…

Возрастание в благодати — важное свершение того, над чем трудится в нас Бог. Это залог будущей славы, это проявление здесь, на земле, духа, царящего на небесах7.

8 марта

Любовь — верхняя ступенька

Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14).

Следующая ступень небесной лестницы — любовь. Покажите «в братолюбии любовь». Любовь к Богу и любовь к ближнему составляют первейший долг человека. Без братолюбия мы не способны проявлять такую добродетель, как любовь к Богу и окружающим.

Эта верхняя ступень лестницы становится для воли человека новым фактором, побуждающим его к действию. Христос предлагает нам любовь, превосходящую разумение. Такая любовь не стоит в стороне от нашей жизни, но наполняет все наше существо. Неба, к которому стремятся христиане, достигнут тольке те, кто обладает этой венчающей добродетелью. Это новая привязанность, которая заполняет собой душу. Ветхое остается позади. Любовь — великая руководящая сила. Когда руководит любовь, все способности разума и духа подчинены ей. Любовь к Богу и любовь к человеку дадут нам право на небеса.

Никто не может любить Бога превыше всего и при этом нарушать одну из Его заповедей. Сердце, смягченное, покоренное красотой Христова характера и сдерживаемое дарованными Им чистыми возвышенными правилами, воплотит в жизнь то, чему оно научилось у любви, и тотчас будет следовать за Иисусом в кротком послушании. Живая сила веры откроется в делах любви.

Каков признак того, что мы имеем чистую, ничем не омраченную любовь? Бог установил критерий — Свои заповеди. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Эти Божьи слова должны постоянно пребывать в наших сердцах.

Нам следует любить своих братьев, как Христос возлюбил нас. Мы должны быть терпеливыми и добрыми, однако этого мало — мы должны любить. Христос сказал, что мы должны прощать согрешившим до седмижды семидесяти раз… Когда много прощено, сердце много любит. Любовь — нежное растение. За ней нужно постоянно ухаживать, иначе она завянет и умрет.

У нас должны быть все эти добродетели. Нам необходимо пройти все ступени лестницы8.

9 марта

Делайте твердым ваше звание и избрание

Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Пет. 1:8).

Единственный безопасный путь для христианина — неустанно прилагать усилия, чтобы жить согласно действию сложения. Апостол показывает, какие преимущества обретаются благодаря этому. Для тех, кто будет прибавлять одну добродетель к другой, Бог будет действовать согласно действию умножения, так что в их религиозной жизни и в них самих будет изобиловать благодать и они не останутся «без успеха и плода»… Эти люди, обладающие множеством христианских добродетелей, будут ревностными, живыми, энергичными во всех проявлениях практического христианства. Они будут приносить плоды праведности, как пребывающая на лозе ветвь приносит тот же плод, что и сама лоза…

Кто не взбирается по лестнице прогресса и не прибавляет одну добродетель к другой, тот «слеп, закрыл глаза». Он не способен увидеть, что без этих последовательных шагов по лестнице вверх, ступенька за ступенькой в возрастании в благодати и познании нашего Господа Иисуса Христа он ставит себя в такое положение, где его не достигает Божий свет с вершины лестницы. Если он не прибавляет одну добродетель к другой, значит, забыл о Божьих требованиях к нему и о том, что может получить прощение грехов через послушание этим требованиям…

«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2 Пет. 1:10). Нам нужно иметь не мнимую надежду, а уверенность. Делать твердым наше звание и избрание — значит следовать библейскому плану, то есть тщательно исследовать себя, постоянно задаваться вопросом, обращены ли мы на самом деле, сосредоточены ли наши мысли на Боге и небесных реалиях, обновлена ли наша воля и преображена ли наша душа. Чтобы сделать твердым наше звание и избрание, нам нужно гораздо больше усердия, чем многие прилагают к этому важному делу. «Так поступая» — живя по плану сложения, возрастая в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа, — вы будете шаг за шагом взбираться по лестнице, увиденной Иаковом, и «никогда не преткнетесь»9.

10 марта

Крепко держитесь за Христа — небесную Лестницу

Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1:11).

Мы поднимаемся в небо, взбираясь по лестнице — на всю высоту служения Христова — шаг за шагом. Нам нужно крепко держаться за Христа, подниматься вверх благодаря Его заслугам. Отпустить Его — значит прекратить подниматься, упасть и погибнуть. Мы должны взбираться вверх с помощью Посредника и все это время крепко держаться за Него, поднимаясь последовательно, ступень за ступенью, простирая руку от одной ступени к следующей… Если мы на мгновение ослабим свои усилия в духовном продвижении, то окажемся в страшной опасности, повиснув между небом и землей.

Мы должны не сводить взора с Бога, пребывающего над лестницей. Мужчин и женщин, взирающих в небо, волнует вопрос: «Как мне достичь обителей для блаженных?» Для этого нужно стать причастником Божеского естества и удалиться «от господствующего в мире растления похотью». Необходимо войти в Святое святых посредством крови Иисуса, взявшись за предлежащую вам в Евангелии надежду. Нужно крепко ухватиться за Христа и напрячь все силы, чтобы оставить этот мир позади… Нам следует пребывать во Христе и при этом быть водимыми Христом; необходимо верить и трудиться… держаться за Христа и постоянно подниматься вверх к Богу…

Мы указываем вам на обители, которые Христос готовит для всех любящих Его. Мы указываем вам на город, имеющий основание, художник и строитель которого — Бог. Мы показываем вам его массивные стены с двенадцатью основаниями и говорим вам, что на эти стены нужно взобраться. Вы обескураженно смотрите на величину предстоящей вам работы. Мы указываем вам на лестницу, утвержденную на земле и достигающую града Божьего. Становитесь на эту лестницу. Оставьте свои грехи. Взбирайтесь вверх шаг за шагом, и вы взойдете к Богу, пребывающему над лестницей, и к Святому граду Божьему …

Когда вы преодолеете все последовательные ступени и явите одну добродетель за другой, венчающей добродетелью будет совершенная Божья любовь — непревзойденная любовь к Богу и любовь к ближним. И тогда вам откроется свободный вход в Царство Божье10.

11 марта

Преимущество уверенности

И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши (1 Ин. 3:19).

Я бы хотела запечатлеть в сознании нашей молодежи необходимость делать твердым наше звание и избрание. Я умоляю вас: не совершайте необдуманно и нерешительно работу, с которой связаны ваши вечные интересы. Иначе вы потеряете счастье, мир, утешение и надежду в этой жизни, а также ваше нетленное наследие.

Мои юные друзья, вы ответственны перед судом и по благодати Христа можете повиноваться заповедям Божьим, ежедневно обретать стойкость и силу характера, дабы не потерпеть поражения и не разочароваться. Божественная благодать в изобилии обеспечена каждой душе, чтобы каждый мог вести борьбу и выйти победителем. Не становитесь ленивыми, не льстите себе надеждой, что вам удастся спастись, живя согласно своим естественным наклонностям, что вы можете плыть по течению мира, потворствуя и угождая себе, и при этом противостоять силам зла во время кризиса и выйти победителями в разгар битвы… Вы должны каждый день учиться исполнять приказы Вождя воинства Господнего.

Мои юные друзья, молитесь ли вы? Приучаете ли вы себя обращаться к Богу с прошениями о чистых мыслях и святых стремлениях, о чистом сердце и добродетельных руках? Приучаете ли вы свои уста воспевать хвалу Богу и стремитесь ли исполнять Божью волю? Именно такое образование станет величайшей ценностью для вас, ибо оно поможет вам сформировать христоподобный характер11.

Не усаживайтесь в мягкое кресло сатаны и не говорите, что все бесполезно и вы не можете перестать грешить, что у вас нет силы для победы. У вас нет силы без Христа, но у вас есть преимущество принять верой Христа в свое сердце, дабы Он пребывал в нем, а Он может победить грех в вас, если вы объединитесь с Ним в Его усилиях… Вы можете стать живым письмом, узнаваемым и читаемым всеми человеками. Вы должны быть не мертвым письмом, но живым и свидетельствующим миру, что Иисус может спасать12.

12 марта

Избранные Божьи

Ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:9).

Многие люди не вполне понимают, что такое вера, и в целом живут ниже своих преимуществ. Они путают чувство и веру, они постоянно встревожены и растеряны, ибо сатана извлекает все возможные преимущества из их невежества и неопытности… Мы должны принять Христа как своего личного Спасителя, иначе наши попытки стать победителями потерпят крах. Ничто нам не поможет, если мы будем держаться в стороне от Христа и думать, что наш друг или ближний, возможно, принял Его как личного Спасителя, а мы, быть может, не испытаем Его прощающей любви. Нам следует верить, что мы — избранные Божьи, спасаемые верой по благодати Христа и через служение Святого Духа. И мы должны восхвалять и прославлять Бога за столь дивное проявление Его благоволения, не заслуженного нами. Именно любовь Божья привлекает душу ко Христу, а Он милостиво принимает ее и представляет Отцу. Благодаря служению Духа обновляются Божественные отношения между Богом и грешником. Отец говорит: «И буду им Богом, а они будут Моим народом. Я простру к ним прощающую любовь и наделю их Своей радостью. Они будут Моим особым сокровищем, ибо этот народ, который Я образовал для Себя, будет провозглашать Мою славу».

Отец изливает любовь на Свой избранный народ, живущий среди людей. Это народ, который Христос искупил ценой собственной крови; а поскольку они откликаются на притягательную любовь Христа, то по великой Божьей милости избраны ко спасению как Его послушные дети. На них явлена обильная благодать Бога и любовь, которой Он их возлюбил. Всякий, кто смирит себя как малое дитя, кто примет и будет исполнять Слово Божье с детской простотой, тот будет среди избранных Божьих13.

Вы можете стать избранным Христовым, если будете верны Ему; вы можете стать избранным Христовым, пребывая на Лозе14.

13 марта

Полнота искупления Христова

Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей (Еф. 1:4, 5).

В небесном Совете было принято решение — сделать все необходимое, чтобы люди, ставшие грешниками, не погибли в своем непослушании, но через веру в Христа как свою заместительную Жертву и Поручителя могли стать избранными Божьими… Бог желает, чтобы все люди спаслись, и Он сделал для этого все возможное, отдав Своего Единородного Сына во искупление человека. Погибшие погибнут потому, что отказались от усыновления, не захотели стать Божьими детьми через Иисуса Христа. Гордыня мешает человеку принять предложенное спасение. Однако человеческими заслугами душе не получить доступ в Божье присутствие. Сделать человека угодным Богу может только благодать Христа, наделяемая через веру в Его имя. Ни в коей мере не следует полагаться на дела и всплески восторженных чувств как на свидетельство того, что люди избраны Богом, ибо избранные избираются через Христа.

Иисус говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Когда кающийся грешник приходит ко Христу, сознавая свою вину и недостоинство и понимая, что заслуживает наказания, но, полагаясь на милость и любовь Христа, он не будет отослан прочь. Он принимает прощающую Божью любовь, и сердце его наполняется радостной благодарностью за безграничное сострадание и любовь его Спасителя. В небесном Совете еще до основания мира ради него был составлен план, согласно которому Христос примет на Себя наказание за грех человека и вменит ему Свою праведность. И этот план переполняет его изумлением15.

Отец ввергнул наши грехи туда, где ничей глаз, кроме Его собственного, не увидит их. И как Он скрыл Свой лик от невиновного Христа, так же Он скроет Свои очи от вины верующего грешника, ибо ему вменена праведность. Облекшая нас праведность Христа принесет нам драгоценнейшие благословения в этой жизни и дарует вечную жизнь в Царстве Божьем16.

14 марта

Мы должны быть всецело преданы Богу

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24).

Многие находятся на заколдованной территории врага. Их разум наполнен пустыми вещами — глупыми вечеринками, пением, насмешками, шутками, и они служат Богу разделенным сердцем… Они не вняли словам Христа: «Никто не может служить двум господам»17.

Одной из самых характерных черт обитателей земли во дни Ноя было их сугубое обмирщение. Они сделали еду и питье, куплю и продажу, женитьбу и замужество главными целями жизни. Есть и пить не грешно, если только, восполняя свои потребности, не доводить их до крайности… Бог Сам учредил институт брака, когда дал Адаму Еву. Все Божьи законы удивительным образом приспособлены к природе человека. Грех допотопных людей заключался в извращении того, что по сути своей было законно. Они исказили Божьи дары, употребляя их в угоду своим эгоистичным желаниям…

Чрезмерная любовь и приверженность к тому, что само по себе законно, служит к погибели тысяч и тысяч душ. Малосущественному зачастую отдаются силы разума, которые должны быть всецело посвящены Богу. Нам следует всегда быть осторожными, дабы не доводить до крайности то, что при правильном употреблении приносит пользу. Многие, очень многие души погибают, занимаясь тем, что при надлежащем использовании безвредно, но, будучи извращено и искажено, становится греховным и разлагающим18.

Если мы постоянно думаем о земном и отдаем ему много сил, то не можем сосредоточить наши мысли на небесном. Сатана стремится отвлечь наш разум от Бога, чтобы мы сосредоточились на моде, обычаях и требованиях мира сего, приносящих с собой болезнь и смерть…

Живя в этом мире, нам следует приготовиться к миру вышнему. Бог возложил на нас определенную обязанность и ожидает, что мы употребим все свои способности, помогая нашим ближним и служа для них благословением. Он требует наших лучших чувств и благороднейших способностей19.

15 марта

Кто наш вождь?

Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти (Пс. 47:15).

Мы все находимся под властью одного из двух великих вождей. Один, Творец человека и всего мира, — величайший из всех. Все обязаны быть преданы Ему всем своим существом и привязаны к Нему всем сердцем. Если разум отдан в Его распоряжение и Бог формирует и развивает способности разума, то новые моральные силы ежедневно будут поступать из Источника всякой мудрости и силы. Духовные благословения и Божественные красоты вознаградят усилия тех, чьи мысли устремлены к небу. Мы сможем постичь откровения — небесные красоты, затмевающие воображение самого выдающегося ума и недоступные для близорукого взора человека, поглощенного земными заботами…

Сатана — вождь мирских людей… Его главная цель — собрать под свое знамя большую часть жителей земли, чтобы они противостояли силе праведности и вечной истине. Таланты и способности, данные Богом для Его служения, слагаются у ног великого мятежника против Божьего правления…

Если мирские мудрецы скользят по поверхности, постигая то, что доступно их взору и чувствам, то боящийся и почитающий Бога достигает вечности, проникая в глубочайшие тайники и добывая из них знания и богатства, столь же долговечные, как сама вечность. Правосудие, честь, любовь и истина — вот атрибуты Божьего престола. Это принципы Его правления… Это драгоценности, которые следует отыскивать и лелеять для этой жизни и для вечности…

Ходить в этом мире чистым человеком с незапятнанной нравственностью, сохраняя в сердце священные принципы истины, влияние которых видно в жизни и поступках; жить неоскверненным низостью, ложью и бесчестием мира, который скоро будет очищен от нравственного разложения огнем Божьего карающего правосудия, значит быть человеком, чья запись в небесных книгах увековечена и чье имя в чести у чистых ангелов, взвешивающих и ценящих нравственное достоинство. Вот что значит быть человеком Божьим20.

16 марта

Причина всех наших бед

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом (Евр. 3:13).

Обратите внимание на слова «обольщение грехом». Сатана всегда предлагает свои искушения под видом добра. Остерегайтесь поддаться им. Одно нарушение готовит путь для второго нарушения, зло повторяется, пока неверующее сердце не ожесточится и совесть не потеряет своей чувствительности21.

Пусть никто не льстит себе, что грехи молодости с легкостью можно будет постепенно оставить. Это не так. Каждый лелеемый грех ослабляет характер и укрепляет привычку, результатом чего является физическая, умственная и нравственная развращенность. Вы можете раскаяться в содеянном зле и стать на правильный путь, однако склад вашего ума и близкое знакомство с пороком будут мешать вам различать добро и зло. Пользуясь сформировавшимися у вас плохими привычками, сатана снова и снова будет нападать на вас22.

Многие… смотрят на грех как на пустяк… Многие внимают лишь своим хотениям и желаниям, следуют своим наклонностям и приходят к выводу, что грех не так уж оскорбителен, не так ужасен и отвратителен в глазах Божьих. Грех, который притупленной совести может казаться малым, в глазах Божьих настолько тяжел, что смыть его нельзя было ничем, как только кровью Его собственного Сына. Такова настоящая цена греха. Бог никогда не позволит, чтобы Его слава потускнела ради соответствия нашим представлениям и взглядам. Несомненно, это мы должны прийти в соответствие с Его славой. Грех столь же ужасен, сколь прекрасно Божье совершенство…

Бог желает, чтобы мы были по-настоящему счастливы. Если нашему счастью что-то препятствует, Он знает, что это препятствие должно быть устранено. Он будет мешать осуществлению наших намерений и надежд и проведет нас через разочарования и испытания, чтобы показать нам, каковы мы на самом деле… Грех — причина всех наших бед. Если мы хотим обрести истинный мир и счастье, грех должен быть удален23.

17 марта

Разуверившись в себе, мы взываем к Богу

Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31:5).

Давид часто одерживал победы в Боге, однако много размышлял о своих недостатках и греховности. Его совесть была чувствительной и живой. «Грех мой всегда предо мною», — восклицает он в Пс. 50:5. Давид не льстил себе тем, что проблема греха не имеет к нему никакого отношения, что она не должна его беспокоить. Видя глубину обмана в собственном сердце, он… молился, чтобы Бог… очистил его от тайных прегрешений.

Для нас небезопасно закрывать глаза и ожесточать свою совесть, чтобы не видеть и не осознавать собственных грехов24.

Смиренное сердце не будет считать исповедание унижением. Оно не сочтет для себя позором признаться, если хоть как-то, пусть даже в мыслях, обидело своего брата или воспрепятствовало совершаемой через него работе Божьей25.

Нераскаянные грехи — это непрощенные грехи. Кто считает себя прощенным за грехи, тяжесть которых он никогда не осознавал и о которых никогда не сокрушался, тот лишь обманывает сам себя… Наша сила заключается в осознанной нами немощи… Разуверившись в себе, мы вопием к Богу о помощи и со страхом и трепетом совершаем свое спасение. Отбросив всякую надежду на плотское оружие, мы припадаем к Иисусу…

Беспечным людям, лишь называющим себя христианами, небес никогда не достичь. Бог требует серьезных усилий со стороны каждого из Своих последователей… С помощью решительного самоотречения, постоянного бодрствования и ревностной молитвы, с помощью усердного применения всех средств благодати и с помощью нашего Искупителя Иисуса Христа мы выйдем победителями. Отдых на небесах предназначен для уставших и венец победителя — для воинов26.

18 марта

Полнота прощения

Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33:19).

Не думайте, что из-за совершенных вами ошибок вы должны всегда пребывать под осуждением, ибо это не так…

Глядя на свои грехи, должны ли мы сетовать и говорить: «Я нагрешил и не могу прийти к Богу хоть с какой-то надеждой»? Но разве не сказано в Библии: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9)? Осознать ужасную сущность греха — правильный шаг. Ведь именно грех стал причиной унизительной смерти Христа на Голгофе. Но, осознавая ужас греха, мы не должны прислушиваться к голосу нашего врага, который говорит: «Ты согрешил и не имеешь никакого права претендовать на Божьи обетования». Вы должны ответить врагу: «Написано: “Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника”» (1 Ин. 2:1)…

Псалмопевец говорит: «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: „исповедаю Господу преступления мои“, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5)… Именно такой опыт нам следует приобрести27.

Давид получил прощение своих грехов, потому что смирил свое сердце пред Богом в покаянии и сокрушении души, веруя, что Бог исполнит Свое обетование о прощении. Он исповедал свой грех, раскаялся и пережил новое обращение. Исполнившись уверенности в прощении, он воскликнул: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31:1, 2). Благословение приходит с прощением, а прощение приходит через веру в то, что исповеданный и раскаянный грех понес великий Искупитель. Итак, все наши благословения исходят от Христа. Его смерть — это искупительная жертва за наши грехи. Он — великий Посредник, через Которого мы получаем милость и благоволение Божьи28.

19 марта

Созидая для вечности

Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (Мф. 7:24, 25).

Формирование характера — труд всей жизни, и это труд для вечности. Если бы все понимали это, если бы до сознания людей дошло, что мы каждый самостоятельно решаем свою судьбу — жить вечно или навеки погибнуть, какие произошли бы перемены! Люди совсем иначе проводили бы это время испытания!..

В процессе созидания характера крайне важно копать глубоко, устраняя всякий мусор и созидая на непоколебимом, прочном Камне, Христе Иисусе. Заложив прочное основание, мы нуждаемся в мудрости, чтобы знать, как строить… В Своем Законе Бог дал нам образец, и именно по этому образцу нам следует строить. Закон — великий критерий праведности. Он представляет характер Бога и является для нас тестом на верность Его правлению.

Чтобы преуспеть в созидании характера, необходима тщательность. Здесь должно быть искреннее желание выполнять планы великого Строителя. Используемый лесоматериал должен быть прочным; небрежная, ненадежная работа недопустима: это разрушило бы здание. В такой работе должно быть задействовано все существо человека. Она требует сил и энергии, которые нельзя расточать на маловажные дела. Человек должен предпринимать решительные усилия в сотрудничестве с Божественным Мастером. Ему нужно решительно и твердо отстраниться от обычаев, правил и связей этого мира. Здесь важны глубокомыслие, целеустремленность и непреклонная честность. Праздность совершенно недопустима. Жизнь — священная ответственность, поэтому каждый момент должен быть мудро использован…

Помните, что вы созидаете для вечности. Убедитесь, что ваше основание надежно; затем стройте, прилагая решительные, настойчивые усилия, но с добротой, кротостью и любовью. И тогда ваш дом устоит не только под натиском бури искушений, но и в день, когда всепотопляющий гнев Божий разразится над этим миром29.

20 марта

Не давайте места искушению

В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище (Притч. 14:26).

Бог требует, чтобы мы исповедовали свои грехи и смиряли пред Ним свои сердца; и в то же время мы должны доверять Ему как нежному Отцу, Который не оставит уповающих на Него. Мы не осознаём, сколь многие из нас ходят видением, а не верою. Мы верим в видимое и не дорожим драгоценными обетованиями, данными нам в Его Слове. Мы не можем более явно бесчестить Бога, чем проявлением недоверия к тому, что Он говорит30.

Ни на мгновение не допускайте, что сатанинские искушения соответствуют вашим собственным мыслям. Отвращайтесь от них, как если бы вы имели дело с самим врагом. Сатана стремится обескуражить душу. Христос стремится вдохновить сердце верой и надеждой. Сатана желает подорвать наше доверие Богу. Он говорит нам, что наши надежды зиждутся на ложных предпосылках, а не на верном, неизменном слове Того, Кто никогда не обманывает31.

Когда сатана внушает сомнения в том, что мы действительно народ, ведомый Богом, Который различными испытаниями подготавливает нас устоять в великий день, будьте готовы дать отпор его нашептываниям, представив ясное свидетельство из Слова Божьего, что это народ Остатка, соблюдающий заповеди Божьи и веру Иисуса32.

Будем же всецело, смиренно и бескорыстно доверять Богу. Мы — Его малые дети, и именно так Он к нам относится. Когда мы приближаемся к Нему, Он милостиво охраняет нас от нападок врага. Он никогда не предаст того, кто доверяет Ему, как дитя доверяет своим родителям. Господь видит смиренные, верующие души, устремляющиеся к Нему, и, движимый жалостью и любовью, Он устремляется к ним и поднимает для них знамя против врага. «Не прикасайся к ним, — говорит Он, — ибо они — Мои. Я начертал их на дланях Моих». Бог учит их проявлять безусловную веру в Его силу, действующую ради них. И они с уверенностью говорят: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4)33.

21 марта

Над туманом сомнений

Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа! (Пс. 30:25).

Даже христиан с большим опытом нередко осаждают самые ужасные сомнения и неуверенность… Вы не должны считать, что из-за этих искушений ваше положение безнадежно… Надейтесь на Бога, доверяйте Ему и покойтесь в Его обетованиях34.

Когда дьявол приходит со своими сомнениями и неверием, закрывайте двери вашего сердца. Закрывайте глаза, чтобы вам не задержать их на его адской тени. Возведите их ввысь, где можете созерцать вечные реалии, и вы обретете силу во всякое время. Испытанная вера ваша драгоценнее золота… Она придаст вам отваги, чтобы вести битву Господню…

Сатана соединяется со всяким, кто соединяется с ним. Если ему удается заполучить тех, кто имеет религиозный опыт, они становятся его самыми действенными орудиями в работе с такими же людьми, и он осаждает их души неверием. Не позволяйте каким-либо сомнениям проникнуть в ваш разум. Не угождайте дьяволу, рассказывая о тяжких бременах, которые вы несете. Всякий раз, когда вы это делаете, сатана смеется от того, что возобладал над вами и что вы утратили из виду Иисуса Христа, вашего Искупителя…

Мы должны являть Того, Кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет. Только посредством живой веры мы можем пребывать в этом свете. Только посредством живой веры радуемся в этом свете всякий день. Нам не следует говорить о сомнениях и испытаниях, ибо своими разговорами мы только усугубляем их. Всякий раз, когда упоминаем о них, сатана празднует победу. Но когда говорим: «Я вручу хранение моей души Ему как Верному Свидетелю», мы подтверждаем, что отдали самих себя Иисусу Христу без остатка; тогда Бог дарует нам свет и мы радуемся в Нем35.

Душа, любящая Бога, поднимается над туманом сомнений. Она приобретает яркий, обширный, глубокий, живой опыт, становится кроткой и христоподобной. Такая душа вверила себя Богу и сокрыта со Христом в Боге36.

22 марта

Прогрессирующее преодоление зла

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1:12).

Нет на то распоряжения и воли Бога, чтобы ограждать Его народ от искушения… Когда сердцем христианина овладеет истина, в его жизни начнется борьба… В своей собственной семье, даже в сердце своем, он столкнется с противодействием, и только Дух Божий сможет обеспечить ему победу37.

Первая уступка искушению — это грех, который мы совершаем, позволяя разуму поколебаться и проявить непоследовательность в вере в Бога. Нечистый всегда ищет случая представить Бога в ложном свете и привлечь разум к чему-то запретному. Он при всякой возможности будет обращать ваше внимание на то, что от мира сего. Он будет пытаться возбудить ваши чувства, разжечь ваши страсти, завлечь вас тем, что не послужит вам ко благу. Но только от вас зависит, удержите ли вы свои эмоции и страсти под контролем, спокойно подчинив их рассудку и совести. Тогда сатана потеряет свою власть над вашим разумом. Труд, к которому Христос призывает нас, это прогрессирующее покорение духовного зла в наших характерах. Естественные наклонности нужно преодолеть… Аппетит и страсти необходимо победить, а воля должна полностью занять свое место на стороне Христа38.

Мы молим нашего Небесного Отца: «Не введи нас во искушение», а затем слишком часто не сдерживаем своих стоп, ведуших нас во искушение. Нам нужно держаться подальше от искушений, которые легко одолевают нас. Мы добиваемся успеха сами посредством благодати Христа. Нам следует убрать со своего пути камень преткновения, который причинил столько печали и нам, и другим39.

Никому из нас не избежать искушений и испытаний, но не нужно позволять врагу победить нас. Наш Спаситель одержал победу ради нас. Сатана не непобедим. Христос подвергся искушениям, чтобы узнать, как помочь каждой душе, которая будет искушаема. Искушение — еще не грех, грех — уступка искушению. Для души, доверяющей Иисусу, искушение означает победу и большую силу40.

23 марта

Берегитесь сатанинских умыслов

Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2:11).

Нас на каждом шагу подстерегают сатанинские планы и умыслы. Мы всегда должны помнить, что он приступает к нам под маской, скрывая свои мотивы и характер своих искушений. Он приходит в одеяниях света, облаченный словно в чистые ангельские одежды, чтобы мы его не распознали. Нам нужно быть крайне осторожными, тщательно расследовать его уловки, дабы нам не быть обманутыми41.

Ангелы сатаны находятся вокруг нас, и хотя они не могут читать мысли людей, однако внимательно следят за их словами и поступками. Сатана с выгодой использует обнаруженные таким образом слабости и недостатки характера и направляет свои искушения в те места, где наименьшее сопротивление. Он подает злые идеи и вдохновляет мирские мысли, зная, что таким образом может поработить душу и подвергнуть ее осуждению. Людям эгоистичным, мирским, алчным, гордым, придирчивым, склонным к злословию — всем, кто лелеет заблуждения и изъяны характера, сатана предлагает потворствовать самим себе и уводит их души на путь, который Библия осуждает…

От любого вида искушения есть средство. Мы не оставлены на произвол судьбы, чтобы бороться со своим «я» и своей греховной природой собственными ограниченными силами. Иисус — могущественный помощник и не знающий поражений оплот… Как же можно терпеть поражение или падать духом, когда нам обеспечена столь великая сила!

Разум необходимо обуздывать и не позволять ему блуждать. Его нужно приучать к размышлению над Писанием, над благородными, возвышенными темами. Полезно заучивать наизусть библейские отрывки и даже целые главы из Писания, чтобы повторять их в уме, когда сатана приступает со своими искушениями. Немалую пользу в этом смысле может принести 58-я глава книги пророка Исаии. Оградите душу запретами и наставлениями, данными богодухновенным Словом. Когда сатана будет побуждать ваш разум сосредоточиться на земном и чувственном, лучше всего противостать ему словами: «Так написано»42.

24 марта

Как сломить силу сатаны

Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5:1).

Покаяние одной души приносит несказанную радость всему небесному воинству. Все арфы и голоса объединяются в славных мелодиях, ибо еще одно имя вписано в книгу жизни, еще один светильник зажжен, чтобы сиять среди нравственной тьмы развращенного мира. Это же самое событие вызывает ужас среди падших ангелов и унижает великого вождя восстания против святого Божьего Закона. Видя, как душа, которую он считал своей, вырывается из-под его контроля, словно птица из силков птицелова, и находит убежище у Христа, князь тьмы напрягает все силы, чтобы вновь уловить беглеца43.

Мы должны больше размышлять о результатах подлинного обращения. Раскаявшийся и исповедовавший свое нечестие грешник не только получает прощение, он становится чадом Божьим… наследником Божьим, сонаследником же Христу в нетленном наследстве… Сила сатаны сломлена. Человек вступает в священный союз со Христом44.

Ни одна душа не приобретается Христом… без победы над искусителем и без поражения змея в голову. Это побуждает злобного врага к большей активности… Встревоженный потерей своей добычи, сатана будет сначала обманывать, а затем и притеснять, и преследовать. Злые люди, обличаемые заповедью и примером тех, кто идет к свету библейской истины, станут агентами великого врага душ и используют все средства, чтобы отвратить покаявшихся от верности Богу и принудить их оставить узкий путь святости.

Но не нужно ни тревожиться, ни бояться. В Божьем Слове обещано: если они верны принципу, если они верят в Бога и послушны всем Его требованиям, то являются членами царской семьи, детьми Небесного Царя. Они могут быть уверены, что силы небесные действуют на их стороне и благодаря заслугам Христа они выйдут победителями, более чем победителями, силою Возлюбившего их45.

25 марта

Спасения «по доверенности» не бывает

Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом (Гал. 6:4).

Никто не может служить Богу «по доверенности». Похоже, многие думают, что в этом мире есть некто сильнее Христа, на которого они могут положиться. Вместо того чтобы прийти прямо ко Христу такими, какие они есть, отдав Ему себя без остатка, они ищут человеческой помощи. Бог хочет, чтобы у нас был личный опыт… Я не могу выработать характер для вас, а вы не можете выработать характер для меня46.

Евангелие имеет дело с отдельными людьми. Каждый человек — это душа, которая либо погибнет, либо спасется. У каждого есть своя индивидуальность, отдельная и отличная от всех прочих. Каждый должен быть убежден лично и обращен лично. Человек должен принять истину, покаяться, уверовать и повиноваться лично. Это его собственное волеизъявление… Каждый должен покориться Богу лично47.

Господь не желает уничтожения нашей индивидуальности; нет Его воли на то, чтобы какие-либо две личности были совершенно одинаковы во вкусах и характерах. У каждого есть свои характерные особенности, и их нужно не подавлять, а развивать и формировать по подобию Христа. Господь превращает естественные склонности и способности в полезные орудия. Чтобы совершенствовать и развивать данные Богом способности и таланты, человек должен признать факт: все они получены им от Бога не для использования в эгоистичных целях… а для славы Бога и во благо ближним48.

Каждому человеку Бог (а не человек) поручил его работу. Это индивидуальная работа — формирование характера по Божественному подобию. Лилии нет смысла стремиться уподобиться розе. Цветы и плоды формируются по-разному, но их особенности и своеобразие исходят от Бога… Таков замысел Божий — чтобы даже самые лучшие из людей не имели одинаковых характеров. Жизнь, посвященная служению Богу, будет развиваться и становиться более прекрасной в своей неповторимости49.

26 марта

Божья роль и моя

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:12, 13).

«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». Что это означает? Это означает, что каждый день вы должны не полагаться на свои собственные человеческие усилия и мудрость. Вам следует опасаться говорить необдуманно, бояться следовать своим порывам, бояться, что гордость сердца, любовь к миру и похоть плоти лишат вас драгоценной благодати, которую Господь Иисус жаждет даровать вам50.

Как видно из данного текста, человеческие усилия — это не независимый труд, совершаемый без Бога. Ведь он целиком зависит от силы и благодати Божественного Труженика. Многие упускают этот момент и утверждают, что человек должен работать над собой независимо от Божественной силы. Но это не согласуется с текстом. Другие заявляют, что человек свободен от каких-либо обязательств, поскольку Бог совершает все — и хотение, и действие. Смысл приведенного текста в том, что спасение человеческой души требует подчинения человеческой силы воли Божественной силе воли… А это самый жесткий, самый суровый конфликт, который возникает в тот час, когда человек принимает великое решение сделать волю Божью и Его путь своей волей и своим путем51.

Человеку отведена определенная роль в этом великом сражении за вечную жизнь, он должен отозваться на действие Святого Духа. Ему придется преодолевать жестокое сопротивление сил тьмы, но действующему в нем Духу это вполне по силам. Однако человек — не пассивный инструмент, праздно ожидающий спасения. Он призван напрягать каждый мускул в борьбе за бессмертие, но именно Бог делает его усилия успешными52.

Вот работа человека, а вот работа Бога… Посредством этих двух объединенных сил человек добъется победы и получит наконец венец жизни… Он напрягает все свои духовные нервы и мускулы, чтобы преуспеть в этом труде и получить драгоценный дар вечной жизни53.

27 марта

Противостояние невидимых сил

Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12).

Господь хочет, чтобы мы были осведомлены относительно влияния злых ангелов. Христос не только говорит нам об опасности атак со стороны восставшего врага, но и наделяет нас силой противостоять этим атакам… Ангельские силы, как добрые, так и злые, борются за господство, и мы должны тщательно исследовать любое оказываемое на нас влияние54.

Сатана всегда наготове обманывать и вводить в заблуждение. Он использует всю свою обвораживающую силу, чтобы увлечь людей на широкий путь непослушания. Он старается смутить умы ошибочными мнениями и убрать ориентиры, сделав свои лживые надписи на дорожных столбах, установленных Богом и указывающих верный путь. Поскольку эти злые силы стремятся заслонить каждый луч света, небесным ангелам поручено совершать свое служение, направлять, оберегать и руководить теми, кто имеет наследовать спасение. Никому не следует отчаиваться из-за врожденных наклонностей ко злу, но когда Дух Божий обличает в грехе, грешник должен покаяться, исповедать и оставить зло. Верные стражи всегда готовы направить души на верный путь55.

Над разумом человека властвуют либо злые ангелы, либо ангелы Божьи. Наш ум пребывает под контролем Бога или под контролем сил тьмы; и было бы хорошо, если бы мы задавались вопросом: где мы стоим сегодня — под обагренным кровью знаменем Князя Еммануила или под черным стягом сил тьмы?56

Пока народ Бога хранит верность Ему, пока живой верой держится за Иисуса, до тех пор он пребывает под защитой небесных ангелов, и сатане не будет дозволено применять свое адское мастерство им на погибель57.

Наибольшая радость для небесных ангелов — ограждать щитом своей нежной любви души, обращающиеся к Богу58.

28 марта

Побеждая по примеру Христа

И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения (Пс. 18:14).

Христос перенес и победил в пустыне основные великие искушения, осаждающие человека. Его победа над аппетитом, самонадеянностью и миром показывает, как можем побеждать мы. Сатана победил миллионы, искушая их аппетитом и побуждая сдаться перед грехом самонадеянности. Многие из называющих себя последователями Христа… не задумываясь предаются искушениям, так что остаться незапятнанными им может помочь только чудо. Духовные размышления и молитва оберегли бы их и побудили бы избежать опасного положения, в котором они оказались по своей воле и которое дает сатане преимущество над ними.

Обетования Божьи даны для нас не для того, чтобы нам опрометчиво полагаться на их защиту, когда мы безрассудно спешим навстречу опасности, нарушая законы природы, пренебрегая дарованными нам Богом благоразумием и рассудительностью. Это не настоящая вера, а самонадеянность… Сатана приступает к нам с мирскими почестями, богатством и наслаждениями жизни. Эти искушения различны для людей разного положения и состояния, они уводят их от Бога и побуждают служить самим себе, а не своему Творцу. «Все это дам Тебе», — сказал сатана Христу. «Все это дам тебе», — говорит сатана человеку. «Все эти деньги, эту землю, всю эту власть и почет, и богатства я дам тебе»; и человек очарован, обманут и коварно прельщен к собственной погибели. Сатана доволен, когда мы отдаем сердце и жизнь мирским интересам.

Спаситель одолел лукавого врага, показав нам, как мы можем победить. Он оставил нам пример, как противостать сатане с помощью Писания. Он мог бы прибегнуть к Своей собственной Божественной силе… но тогда Его пример не был бы таким полезным для нас. Христос воспользовался только Писанием. Как важно для нас тщательно изучать Слово Божье и следовать ему, чтобы в случае необходимости мы были ко всякому доброму делу приготовлены и могли во всеоружии встретить лукавого врага59.

29 марта

Как сохранить себя в чистоте

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6:11, 12).

Некоторые считают грех настолько незначительным вопросом, что не способны оградить себя от потворства ему или от его последствий…

Если вы хотя бы на миг допустите, что Бог не принимает всерьез греха либо сделает какое-то послабление или исключение, так что вы можете и дальше грешить и душа не понесет никакого наказания за содеянное, значит, вы оказались в ужасном сатанинском заблуждении. Любое сознательное нарушение праведного закона Иеговы подвергает вашу душу сильным атакам сатаны.

Когда вы теряете чистоту совести, ваша душа становится для сатаны полем битвы; у вас появляются сомнения и страхи, достаточные, чтобы парализовать ваши силы и ввергнуть вас в уныние…

Помните, что искушение — еще не грех. Помните: в каких бы трудных обстоятельствах ни оказался человек, ничто не может на самом деле ослабить его душу, пока он не поддастся искушению, поступившись своей чистотой. Интересы, жизненно важные лично для вас, в ваших руках. Никто не сможет повредить им без вашего согласия. Все сатанинские легионы не в силах причинить вам вред, если вы не откроете свою душу для уловок и стрел сатаны. Вам не грозит погибель без согласия вашей воли. Если ваш ум не развращен [см. 2 Тим. З:8], все окружающее развращение не испортит и не осквернит вас.

Вечная жизнь стоит для нас всего или не стоит ничего. Только те, кто прилагает настойчивые усилия и проявляет неустанное рвение вместе с сильным желанием, соответствующим ценности преследуемой цели, обретут жизнь, соизмеримую с жизнью Бога…

У нас перед глазами пример Адама и Евы, и последствия их преступления должны побуждать каждого из нас избегать греха, ненавидеть грех и понимать (ввиду страданий, которые непременно причиняет грех), что лучше все потерять, чем отступить от малейшей из заповедей Божьих60.

30 марта

Успешное сопротивление

Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4:7).

Есть люди, которые бездумно подвергают себя опасности и искушениям, так что выйти из них невредимыми и неоскверненными им может помочь только Божье чудо. Это самонадеянные поступки, неугодные Богу. Спаситель мира встретил твердым отказом предложение сатаны броситься вниз с крыла храма. Древний враг процитировал обетование Божье как заверение, что Христос, не опасаясь, может это сделать, положившись на силу обетования. Иисус ответил на искушение словами из Писания: «Написано также: “не искушай Господа Бога твоего”». Подобным образом сатана, оправдывая свои идеи Писанием, побуждает людей идти туда, куда Бог их не посылает.

Драгоценные Божьи обетования даны не для того, чтобы утверждать человека в самонадеянности, и не для того, чтобы полагаться на них, когда он без надобности подвергает себя опасности… От нас как от детей Божьих требуется сохранять постоянство нашего христианского характера. Мы должны проявлять благоразумие, осторожность, смирение и осмотрительно обходиться с внешними. Мы ни в коем случае не должны поступаться принципами.

Наша безопасность в том, чтобы не давать места дьяволу, ибо у его соблазнов одна цель — причинить нам зло и помешать уповать на Бога. Он преображается в чистого ангела, дабы своими обманчивыми искушениями представить свои уловки таким образом, чтобы мы не распознали его козней. Чем больше мы поддаемся, тем сильнее воздействует на нас его обман. С ним небезопасно спорить или вести переговоры. Ибо после каждой уступки, которую мы ему сделаем, он будет требовать большей. Наше единственное спасение — решительно отвергнуть первое искушение к самонадеянности. Благодаря заслугам Христа Бог даровал нам благодать, достаточную, чтобы противостоять сатане и быть более чем победителями. Наш успех — в противостоянии. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас». Противостояние должно быть твердым и непоколебимым. Мы теряем все, что приобрели, если противостоим сегодня только для того, чтобы уступить завтра61.

31 марта

Чем ближе, тем безопаснее

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные (Иак. 4:8).

«Приблизьтесь к Богу». Как? Втайне, ревностно исследуя свое сердце, по-детски, искренне и смиренно полагаясь на Бога, исповедуя свои грехи и открывая Иисусу все свои немощи62.

Мы не можем приблизиться к Богу и созерцать Его красоту и сострадание, если не осознаем свои недостатки и не исполнимся желания подняться выше. «И приблизится к вам». Господь приблизится к тому, кто признаётся перед своими собратьями в проступках, совершенных против них, а затем приходит к Богу в смирении и раскаянии.

Кто осознаёт грозящую ему опасность, тот всегда бодрствует, дабы не огорчить Святого Духа и не отдалиться от Бога, ибо он знает, какие его поступки неугодны Богу. Насколько же лучше и безопаснее приближаться к Богу, чтобы чистый свет, сияющий от Его Слова, исцелил раны, нанесенные душе грехом. Чем ближе мы к Богу, тем в большей безопасности, ибо сатана ненавидит присутствие Бога и боится Его63.

Приближайтесь к Нему в молитве, в духовных размышлениях, в чтении Его Слова. Приближаясь к вам, Он воздвигает для вас знамя против врага. Будем мужаться, ибо врагу не пройти это знамя64.

Если мы приблизимся к Богу каждый лично, знаете ли, что произойдет? Мы приблизимся еще и друг к другу. Приблизившись к Богу и приступив ко кресту Христову, мы увидим, что наши сердца сливаются в совершенном единстве, откликаясь на молитву Христа о том, чтобы мы были едины, как едины Он и Отец. И потому мы должны стремиться быть едиными в духе, разумении, вере, дабы Бог прославился в нас, как прославлен в Сыне, и дабы Бог возлюбил нас, как любит Сына65.

Любящая Бога душа любит черпать от Него силу в постоянном общении с Ним. Когда разговор с Богом становится привычкой души, сила лукавого сломлена, ибо он не может пребывать рядом с душой, приближающейся к Богу66.