Апрель

1 апреля

«Придите ко Мне»

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28).

Многие из тех, кто слышит это приглашение, сетуют о покое, но при этом упорно продолжают идти ухабистой тропой, крепко прижимая к сердцу свои бремена. Иисус любит их и очень хочет понести их бремена и их самих в Своих сильных руках. Он желает избавить их от страхов и неопределенности, лишающих их мира и покоя, но они прежде должны прийти к Нему и поведать Ему о тайных горестях своего сердца…

Порой мы изливаем свои беды перед людьми и рассказываем о наших несчастьях тем, кто не может нам помочь, и забываем при этом доверить все Иисусу, Которому по силам обратить нашу скорбь в радость и умиротворение…

Он предлагает нам стать нашим другом, пройти с нами всеми каменистыми путями жизни. Он говорит нам: «Я — Господь, ваш Бог; ходите со Мною, и Я озарю ваш путь светом». Иисус, Величие небес, предлагает возвысить до тесного общения с Ним тех, кто приходит к Нему со своими тяготами, немощами и заботами…

Его приглашение к нам служит призывом к чистой, святой и счастливой жизни — жизни, исполненной мира и покоя, свободы и любви, а также к обильному наследию в будущей бессмертной жизни… У нас есть преимущество проживать с Иисусом каждый день в покое, тесном общении и довольстве1.

Мы обретем покой, когда перестанем оправдывать сами себя и рассуждать только с точки зрения собственных интересов. Совершеннейшая покорность и принятие Его путей — вот секрет полного покоя в Его любви… Поступайте так, как Он вам велит, и верьте: Бог сделает все, что обещал… Пришли ли вы к Нему, отрекшись от попыток временных перемен, от своего неверия и уверенности в собственной правоте? Приходите такими, какими являетесь, — немощными, беспомощными и близкими к смерти.

Какой же покой Он нам обещает? Суть покоя в осознании того, что Бог истинен и никогда не разочарует приходящего к Нему. Он дарует нам полное безвозмездное прощение; принятие Им означает покой для души, покой в Его любви2.

2 апреля

Покой для беспокойных

Ибо так говорит Господь Бог, Святой Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша (Ис. 30:15).

Иисус приглашает прийти к Нему беспокойных, ропщущих, угнетенных и скорбящих3.

Он любит вас и желает вашей любви. Иисус хочет, чтобы вы помнили: Он отдал Свою драгоценную жизнь, дабы вы не погибли; и Он будет вам скорым помощником во всякой нужде. Лишь взирайте на Иисуса и рассказывайте Ему обо всех ваших тяготах и испытаниях… Просите Его укрепить и благословить вас и верьте, что Он слышит ваши молитвы…

Все небеса с глубочайшим интересом следят за вами. Одна-единственная душа, за которую умер Христос, стоит больше, нежели весь мир. Я хотела бы, чтобы каждый юноша и каждая девушка могли осознать ценность человеческой души. Если они придут к Иисусу такими, как есть, какими бы грешными и оскверненными они ни были, Он примет их в тот же миг, когда они отдадут себя Ему. Иисус вложит Свой Дух в сердце смиренного просителя. Приходящего к Нему Он не изгонит вон. Вы можете любить Иисуса всем сердцем, Он никогда не разочарует вашу любовь и доверие. Его слова суть жизнь, утешение и надежда. Сатана знает: всё, что вам нужно, это взирать на Иисуса, превознесенного Спасителя. Израненная, истерзанная, больная душа обретет в Иисусе бальзам для своих ран…

Вы обретете мир, постоянный мир, наполняющий душу, ибо покой сей — в полной покорности Иисусу Христу. Послушание Божьей воле приносит покой. Ученик, смиренно и кротко ступающий по следам Спасителя, обретает покой, которого мир не в состоянии ни дать, ни отнять. «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3)4.

Смиренномудренный, кроткий дух, которым всегда отличалась жизнь Божьего Сына и которым владеют Его истинные последователи, приносит довольство, мир и счастье, возносящие их над рабством жизни, лишенной естественной простоты5.

3 апреля

«Научитесь от Меня»

Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29).

«Научитесь от Меня, — говорит Божественный Учитель, — ибо Я кроток и смирен сердцем»… Мы должны научиться самоотречению, мы должны научиться мужеству, терпению, стойкости и прощающей любви… Если будем иметь веру в Иисуса как нашего Помощника, если будем постоянно взирать на Него глазами веры, то уподобимся Ему в характере. Он будет обитать в наших сердцах, а мы будем пребывать во Христе. Если мы облечемся в праведность Христа, наша жизнь будет сокрыта со Христом в Боге. Он будет нам Советником. Если будем вопрошать Его с верой, Он просветит наше разумение… Мы будем воплощать в жизнь данные нам Христом уроки6.

Если Христос, наш Образец, будет постоянно у нас перед глазами, в нас сформируются новые привычки, сильные унаследованные и приобретенные склонности ко злу будут подчинены и побеждены, а наше самомнение будет попрано в прах. Мы будем упорно сопротивляться ветхому образу мысли, увидим настоящий, неприглядный характер любви к превосходству и преодолеем ее7.

Все наши мысли, чувства, привязанности должны быть в гармонии со Христом. Он должен служить нам примером в наименьших деталях повседневного служения, в работе, которую Он дает нам. Когда вместо того, чтобы полагаться на человеческое разумение или следовать мирским принципам, мы сядем у ног Иисуса, жадно впитывая Его слова, научаясь от Него и говоря: «Господи! что повелишь мне делать?», присущая нам независимость, наша самоуверенность, наше сильное своенравие уступят место детскому, покорному, способному учиться духу. Наладив правильные отношения с Богом, мы признаем власть Христа руководить нами и Его право требовать от нас беспрекословного послушания8.

У нас будут столь возвышенные представления об Иисусе Христе, что наше собственное «я» будет попрано в прах. Наши чувства будут сосредоточены в Иисусе, мы будем испытывать огромное желание размышлять о небесном. Христос будет расти, а «я» умаляться… Мы будем взращивать в себе добродетели, присущие Иисусу, дабы являть людям Его характер9.

4 апреля

Иго Христово

Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30).

Носить иго Христово — значит трудиться вместе с Ним для людей, участвовать в Его страданиях и тяжких трудах ради погибающего человечества.

Приняв Христово иго воздержания и послушания, вы увидите, какую огромную пользу оно вам принесет. Взяв на себя это иго, вы будете постоянно рядом со Христом, и Он понесет на Себе его основную тяжесть11.

Иго и крест — символы, означающие одно и то же, а именно: покорность воле Божьей. Иго Христово позволяет смертному человеку соединиться с возлюбленным Сыном Божьим. Взяв на себя крест Христов, душа отрекается от себялюбия и у человека появляется возможность научиться носить Христовы бремена. Нельзя следовать за Христом и при этом быть свободным от Его ига, отказавшись взять крест и нести его за Ним. Если наша воля противоречит Божественным требованиям, значит, нам нужно отречься от своих предпочтений, отказаться от дорогих нашему сердцу желаний и пойти по стопам Христа…

Люди возлагают на свои плечи бремена, которые кажутся им легкими и даже приятными, но в конечном итоге они оказываются крайне досаждающими. Христос видит это и говорит: «Возьми на себя Мое иго. Иго, которое ты собираешься надеть себе на шею, полагая, что оно тебе в самую пору, на самом деле тебе совсем не подходит. Возьми на себя Мое иго и научись от Меня тому, что тебе необходимо усвоить»12.

Вам не нужно собирать свои бремена… Мы часто думаем, что, нося бремена, переживаем трудное время, и слишком часто это действительно так, поскольку все эти бремена не были предусмотрены для нас Богом. Если же мы возложим на себя Его иго и будем носить Его бремена, то сможем засвидетельствовать, что иго Христово благо и бремя Его легко, ибо Он позаботился об этом13.

И все же это иго не позволит нам вести спокойную, легкую, привольную жизнь, потворствуя эгоистичным желаниям. Жизнь Христа была жизнью самопожертвования и самоотречения на каждом шагу, поэтому Его истинный последователь должен идти по стопам Учителя с неизменной христоподобной чуткостью и любовью. Живя такой жизнью, он будет все более и более вдохновляем жизнью Христа14.

5 апреля

В школе Христа

Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать (Пс. 24:12).

Иисус открыл школу для воспитания и обучения Своих избранных, и они должны постоянно учиться применять данные Им уроки, чтобы полностью познать Его.

Люди, считающие себя довольно неплохими и не проявляющие усердия в совершенствовании христианского характера, воздвигнут в своих сердцах идолов и будут придерживаться греховных привычек, доколе грех не перестанет казаться им греховным…

Иисус предлагает Себя каждой душе, больной грехом, каждой душе, стремящейся к победе. Святой Дух ходатайствует за каждого, кто ревностно борется с грехом, а Христос сделает Свои слова духом и жизнью, силой Божьей ко спасению каждого верующего. Однако вы непременно проиграете, если позволите дьяволу властвовать над вашим рассудком, владеть вашими помыслами… Бога нужно воспринимать всерьез, Он не примет разделенное сердце. Он требует полного служения, от всего сердца. Ценою собственной жизни Он оплатил выкуп за каждого сына и за каждую дочь Адама…

Христос претендует на каждую душу, однако многие избирают греховную жизнь. Одни отказываются прийти к Иисусу, дабы Он дал им жизнь. Другие же на Его зов отвечают: «Иду, господин», а сами остаются на месте. Они не подчиняются полностью, чтобы пребывать только в Иисусе, Который есть жизнь и мир, радость неизреченная и преславная… Неужели вы так и не подниметесь, чтобы стать мудрыми и усердно потрудиться для вечности? Взыщите благодати Христовой всем сердцем, всем разумением, всеми своими силами….

Бог дает вам право ухватиться за Него в молитве веры. Молитва с верой — это сама суть чистой религии, тайна силы для каждого христианина…

Находите время для молитвы и исследования Священного Писания. Отдайте себя в послушание Иисусу Христу. Живите в общении с живым Христом, и, как только вы сделаете это, Он будет крепко держать вас Своей сильной рукой и никогда не отпустит15.

6 апреля

Подготовка к высшей школе

Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день (Пс. 24:5).

Те из живущих на земле, которые становятся чадами Божьими, занимаются со Христом на подготовительных курсах, готовясь к поступлению в высшую школу. Мы изо дня в день должны проходить индивидуальную подготовку, ибо в вышние дворы никто не попадет по договоренности. Каждый должен лично внять зову: «Придите ко Мне… и Я успокою вас».

Господь Иисус оплатил ваше обучение. Все, что вам остается сделать, — научиться от Него. Христоподобную учтивость, принимаемую в высшей школе, должны проявлять в этой начальной школе как молодые, так и пожилые верующие. Все, обучающиеся в школе Христа, проходят подготовку у небесных сил; и они ни в коем случае не должны забывать, что служат зрелищем для мира, для ангелов и человеков.

Они должны быть представителями Христа. Им надлежит помогать друг другу стать достойными принятия в высшую школу. Они должны помогать друг другу быть чистыми, благородными и доподлинно знать, что значит быть чадом Божьим. Им следует ободрять друг друга, поддерживать тех, кто готов опустить руки, и укреплять тех, у кого подгибаются колени. На каждом сердце, словно алмазным резцом, должны быть высечены слова: «Мне нечего бояться, разве только того, что я не познаю долг свой или не сумею его исполнить»…

Способность обуздывать свои страсти, высказывать слова любви и сострадания прославляет Спасителя. Всякий, кто произносит добрые, нежные, умиротворяющие слова, будет обильно вознагражден… Мы должны дать Его духу воссиять в кротости и смирении, которым учимся у Него16.

Иисус — великий Учитель… Он очень хочет и готов наладить с вами самые тесные взаимоотношения. Он жаждет научить вас молиться с твердой уверенностью и верой, свойственными малому ребенку… Попросите Его заново внести вас в списки учеников Его школы. Научитесь молиться с верой. Познайте Иисуса…

Не желаете ли вы сесть у ног Иисуса и учиться у Него?17

7 апреля

Истинная сила воли

Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет (2 Кор. 8:12).

Чистая религия тесно связана с волей человека. Воля — руководящая сила, свойственная человеческой природе и подчиняющая себе все остальные способности. Воля — это не вкус и не наклонность, но сила, определяющая решения и действующая в сынах человеческих либо к послушанию Богу, либо к непослушанию…

Вы желаете так изменить свою жизнь, чтобы оказаться в конечном счете годным для неба. Вас часто постигают разочарования, ибо вы обнаруживаете в себе моральную немощь, оказываетесь в рабстве сомнений, пребываете во власти привычек и обычаев прежней жизни во грехе… Ваши обещания всего лишь иллюзия…

Вы будете постоянно подвергаться опасности, пока не осознаете подлинную роль силы воли. Вы можете верить и обещать все что угодно, но ваши обещания и ваша вера не будут ничего стоить, пока не подтвердите свою веру волей и делом. Если будете подвизаться подвигом веры, приложив к ней всю силу воли, вы победите. Нельзя доверять ни своим чувствам, ни впечатлениям, ни эмоциям, ибо они ненадежны…

Но не нужно отчаиваться… Просто подчините свою волю воле Иисуса Христа; когда вы это сделаете, Бог тотчас овладеет ею и начнет производить в вас хотение и действие по Своему благоволению. Вы всецело окажетесь во власти Духа Христова, и даже ваши помыслы будут подчинены Ему. Вы не в силах управлять своими порывами, эмоциями, как вам хотелось бы того, однако можете управлять своей волей и тем самым произвести полную перемену в жизни. Если подчините свою волю Христу, ваша жизнь будет сокрыта со Христом в Боге и тесно соединена с силой, которая превыше всех начальств и властей. У вас будет сила от Бога, позволяющая вам крепко держаться за Его силу; и новый свет, свет живой веры, станет возможным для вас. Но ваша воля должна взаимодействовать с волей Бога…

Так скажите же: «Я вверяю свою волю Иисусу прямо сейчас». И с этого мгновения будьте целиком и полностью на стороне Господа18.

8 апреля

Когда моя воля в безопасности

Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6:22).

После обращения человека Дух Божий не созидает в нем каких-то новых способностей, а производит решительную перемену в том, как применяются уже имеющиеся способности. Когда преображаются разум, сердце и душа человека, он не получает от Бога новой совести, но его воля покоряется обновленной совести, той совести, которая дремала в нем, а ныне проснулась под воздействием Святого Духа19.

Уступив греху, человек отдал свою волю во власть сатаны. Он стал беспомощным пленником во власти искусителя. Бог послал в наш мир Своего Сына, чтобы Он разрушил власть сатаны и освободил волю человека. Он послал Его возвестить пленникам свободу, снять тяжкие бремена и отпустить угнетенных на свободу. Излив в этот мир все небесные сокровища, отдав нам в лице Христа все небо, Бог выкупил волю каждого человека, его привязанности, разум и душу. Когда человек отдает себя во власть Бога, его воля становится твердой и сильной для делания добра, сердце очищается от себялюбия и наполняется христоподобной любовью. Рассудок покоряется власти закона любви, пленяя всякое помышление в послушание Христу20.

Когда человек принимает волевое решение стать на сторону Господа, Святой Дух берет его волю и приводит ее в единство с Божественной волей.

Господь любит человека. Он засвидетельствовал об этой любви, отдав Своего Единородного Сына на смерть ради человека, дабы по благодати Своей спасти его от вражды с Богом и вновь сделать его верным чадом. Если человек будет сотрудничать с Богом, Господь приведет его волю в согласие со Своей и одухотворит ее Своим Духом… Человеку нужно принять Евангелие ради возрождения своего сердца. Приняв истину, он подчинит свой рассудок и свою волю Божественной власти21.

Воля человека только тогда в безопасности, когда соединена с волей Бога22.

9 апреля

Послушная воля

Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю (Ин. 7:17).

Люди, подчинившие свою волю Богу, обучаются в школе Христа… Они приучаются к послушанию, научаются служить Богу. Мы — творения, не лишенные нравственной природы. Евангелие обращается не только к человеческому рассудку. Иначе мы могли бы относиться к Евангелию, как относимся к изучению книг с математическими формулами, имеющими отношение только к интеллекту… Цель Евангелия — человеческое сердце. Оно обращается к нашей нравственной сущности и овладевает волей. Оно ниспровергает замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяет всякое помышление в послушание Христу.

Именно своенравное сердце подрывает душевные силы человека. Всякий, кто хочет постичь науку спасения, должен быть послушным учеником в школе Христа, дабы храм его души стал местом обитания Всевышнего. Если мы хотим учиться у Христа, нам нужно освободить душу от гордыни и высокомерия, чтобы Христос мог запечатлеть в ней Свой образ…

И тогда мы увидим в истинном свете принесенную ради нас безмерную жертву Христа, наша душа смягчится, смирится и исполнится благодарности Богу. Святой Дух пробудит в нас горячее желание при любой возможности свидетельствовать о Христе, выражая благодарность и преданность Искупившему нас. Верность и любовь будут видны во всем. Горячее желание уподобиться Христу сохранит нежность души, побуждая ее изливать признательность и пред лицом Неба возносить благодарение Богу за Его благость, любовь и сострадание. Таковые будут иметь благодать, которая не сводится к пассивному, монотонному, ежедневному согласию с истиной, в то время как сердце остается нетронутым.

О, насколько безопаснее будет приложить отчаянные усилия, чтобы войти сквозь тесные врата! Только у Божьего жертвенника люди могут принять небесный светоч23.

10 апреля

Возделывая Божий сад

И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2).

Человек, падший человек, может преобразиться обновлением ума, чтобы «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Как же ему познать эту волю? Через Святого Духа, Который овладевает его разумом, духом, сердцем и характером24.

Нужно избавиться от хлама сомнительных принципов и привычек. Господь желает, чтобы разум обновился и сердце было наполнено сокровищами истины25.

Истина способна возвысить принимающего ее. Она оказывает освящающее влияние на разум и характер… Только постоянно совершенствуя свою интеллектуальную силу и моральную крепость, мы можем надеяться, что будем соответствовать цели нашего Творца…

Христианин должен обладать большей смышленостью и более острой проницательностью, чем мирской человек. Изучение Слова Божьего постоянно обогащает ум и укрепляет интеллект. Ничто так не облагораживает и не возвышает характер, придавая силу каждой способности, как постоянная тренировка ума с тем, чтобы понять и постичь веские важные истины.

Разум человеческий перестает развиваться и слабеет, когда человек имеет дело только с обыденными вопросами, никогда не поднимаясь выше привычной действительности ради постижения тайн невидимого мира. Разум постепенно опускается до уровня хорошо знакомых ему реалий. Человек должен непрерывно возрастать интеллектуально и духовно на протяжении всей жизни26.

Нам надлежит взращивать полученные от Бога таланты. Это Его дары, которые должны быть использованы в правильном соотношении друг с другом, дабы создать совершенное целое. Бог дает таланты и интеллектуальные способности, человек созидает характер. Человеческий разум — это сад Господний, и человек должен ревностно его возделывать, дабы сформировать характер по Божественному подобию27.

11 апреля

В согласии с Богом

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34).

Христос провозгласил: «Я сошел… не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Его воля нашла активное применение ради спасения душ человеческих. Его человеческая воля подпитывалась волей Божественной. Его нынешним слугам было бы полезно спросить себя: «Какую разновидность воли взращиваю я? Не потворствую ли я своим собственным желаниям, утверждаясь в себялюбии и своенравии?» Если это так, мы подвергаем себя великой опасности, ибо сатана всегда будет управлять волей, не пребывающей под контролем Духа Божьего. Когда наша воля придет в согласие с волей Божьей, в нашей жизни будет видимо святое послушание, примером которого была жизнь Христа…

Павел провозглашает: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19). Распять свою волю — что может быть труднее? Христос был, подобно нам, искушен во всем, но Его воля всегда оставалась на стороне Божьей воли. Облекшись в человеческую плоть, Он обладал той же свободной волей, что и Адам в Едеме. Он мог поддаться искушению, как поддался ему Адам. Но и Адам, через веру в Бога и исполнение Его слова, мог воспротивиться искушению, как воспротивился ему Христос. Если бы Христос пожелал, то мог бы приказать камням превратиться в хлеб. Он мог бы броситься с крыла храма. Он мог бы поддаться искушению сатаны, пасть пред ним и поклониться ему — узурпатору мира. Но всякий раз Иисус отвечал искусителю словами: «Так написано». Его воля пребывала в совершенном послушании воле Божьей, и вся Его жизнь была воплощением Божьей воли…

Послушание Христа заповедям Отца должно быть эталоном нашего с вами послушания. Его последователи, желая усовершиться в Нем, должны держать свою волю в подчинении Божьей воле. Бог сделал все возможное, чтобы люди, взыскавшие Его всем сердцем, могли обрести в Нем скорого Помощника в бедах. Помощь у Того, Кто могуществен. Христос обещал: Я буду вам Помощником28.

12 апреля

«В вас должны быть те же чувствования»

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2:5).

Данная нам Христом молитва о том, чтобы воля Божья совершалась на земле, как и на небе, не должна остаться без ответа. Это замечательная молитва, которую мы должны возносить Богу, а затем воплощать в своей повседневной жизни! Наука святости, этика, которую прививает Евангелие, не признает иного критерия, кроме совершенства Божьего характера, Божьей воли. Именно характер Христа и Его помышления должен обрести человек через обращение и преображение. В Своем Сыне Бог явил совершенство, которого способен достичь и человек. Бог взращивает нас на глазах у мира, чтобы мы были живым свидетельством того, чем может стать человек под воздействием Христовой благодати. Так почему же столь многие огорчают Сердце, исполненное безмерной любви?..

Бог позволяет каждому человеку проявлять свою индивидуальность. Ни один человеческий разум не должен поглощаться разумом другого. Но к нам обращен призыв: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Каждый человек должен предстать пред Богом со своей личной верой, своим личным опытом, зная, что в нем — Христос, упование славы. Для нас подражать примеру любого из людей (даже того, кого, по нашему человеческому рассуждению, мы можем считать почти с идеальным характером) означало бы возложить наше упование на несовершенное, ущербное человеческое существо, неспособное сделать кого бы то ни было ни на йоту совершеннее.

У нас есть Образец — Тот, Кто всё во всём, лучше десяти тысяч других, обладающий несравненным совершенством. Что говорит Божественный Учитель? «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Неужели Христос стал бы мучить нас, требуя от нас невозможного? Никогда! Какую честь оказывает Он нам, призывая нас к святости в своей сфере, как Отец свят в Своей. И мы можем добиться этого Его силой, ибо Он провозглашает: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Претендовать на эту безграничную силу — ваше и мое преимущество29.

13 апреля

Воздействие одного разума на другой

Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия (2 Тим. 1:7).

Влияние одного разума на другой — столь могущественная сила к добру, если она освящена, в равной мере является и могущественной силой ко злу в руках тех, кто противостоит Богу. Именно этой силой воспользовался сатана, внушая ангелам злые помыслы и делая при этом вид, будто ищет добра для Вселенной… Изгнанный с небес, сатана утвердил свое царство в мире сем и с тех пор неустанно пытается обольщать людей, дабы отвратить их от верности Богу. Он пользуется той же силой, которую задействовал на небесах, — влиянием одного разума на другой. Люди становятся искусителями для своих же ближних. Взращиваются пагубные, разлагающие чувства и настроение сатаны, обладающие огромной непреодолимой силой30.

Чтобы отличить пшеницу от плевел, науку сатаны от науки Слова истины, необходимо ясное духовное зрение. Христос, великий Врач, пришел в наш мир, чтобы наделить здоровьем, миром и совершенством характера всех, принявших Его. Его Евангелие заключается не во внешних методах и поступках, посредством которых можно представить злой умысел и злое деяние в виде великого благословения, которое обернется затем великим проклятьем. Описание истинного благочестия дано во второй главе Послания к филиппийцам: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5)…

Отстаивать умение лечения разума — значит открывать дверь, в которую войдет сатана, чтобы овладеть разумом и сердцем. Сатана властвует как над разумом того, кто отдает себя во власть другому человеку, так и над разумом того, кто управляет. Да поможет нам Бог осознать истинную сущность созидания на Христе, нашем Спасителе и Искупителе.

Христос — величайший из всех врачей. Он — Врачеватель души и тела. Если бы Он не явился в этот мир, чтобы искупить нас от губительной сатанинской власти, у нас не было бы надежды обрести вечную жизнь… Не будем направлять умы к заблуждающимся человеческим существам. Будем говорить: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29)31.

14 апреля

Пойманные в ловушку умы

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8).

Сатана нередко находит могущественное средство ко злу во власти, которую один человеческий разум может оказать на другой. Это влияние настолько соблазнительно, что человек, пребывающий под его воздействием, зачастую не осознаёт его силы. Бог поручил мне предостеречь вас от этого зла, дабы Его слуги не подпали под обманчивую силу сатаны. Враг весьма искусен, и если Божий народ не будет постоянно следовать водительству Божьего Духа, то будет пойман в ловушку. В течение нескольких тысячелетий сатана экспериментирует со свойствами человеческого ума, и за это время ему удалось хорошо его изучить. Своим умелым воздействием в эти последние дни он связывает человеческие умы со своим, внушая им собственные мысли; и дело свое он делает с такой хитростью, что люди, следующие его водительству, даже не знают, что он управляет ими как ему угодно. Великий обманщик надеется так запутать умы людей, что они будут внимать только его голосу32.

Евангелие Христа необходимо претворять в нашу повседневную жизнь. Разум человека должен быть в состоянии оценить Божественные требования, изложенные в Евангелии. Он должен быть препоясан и приучен к самоконтролю и послушанию…

Учение живого Слова Божьего ниспровергает замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божьего, и пленяет всякое помышление в послушание Христу. Сатана обладает великой властью над душой, увлекая ее на самый низкий уровень. Каждому, кто действительно желает учиться у Христа, необходимо очистить свою душу от всякого рода самомнения и высокомерия, дабы в ней освободилось место для Его престола33.

Борьба между Христом и сатаной еще не закончена. Последний постоянно стремится утвердить свою власть и авторитет. Если ему удастся ввести души в заблуждение, он добьется этого… Сатанинские обольщения разнообразны, но Господь будет нам Помощником, если мы искренне взыщем Его34.

15 апреля

Чем занят ум

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк. 6:45).

Разум человеческий так устроен, что он должен быть занят либо добрыми помыслами, либо злыми. Если он низок, то обычно потому, что имеет дело с обыденными темами… Человеку дарована власть управлять и контролировать деятельность ума, давая направление ходу своих мыслей. Но для этого требуется усилие, большее, чем наше собственное. Мы должны постоянно помышлять о Боге, если хотим иметь правильные мысли и надлежащие темы для размышлений.

Немногие понимают, что контролировать свои мысли и воображение — наш долг. Трудно бывает сосредоточивать необученный ум на полезных темах. Но если вашим мыслям не давать правильного направления, религия не будет процветать в душе. Разум должен быть занят священными и вечными истинами, иначе он станет взращивать пустые и неглубокие мысли. Необходимо привести в порядок интеллектуальные и моральные силы, а они укрепятся и усовершенствуются в результате упражнений.

Чтобы правильно понимать данный вопрос, нужно помнить: наши сердца по природе своей испорчены и мы не способны сами по себе следовать правильным путем. Только по благодати Божьей, вместе с самыми ревностными усилиями с нашей стороны, мы можем одержать победу.

В христианской религии есть темы, останавливаться на которых должен приучать свой разум каждый. Превосходящая разумение любовь Иисуса, Его страдания за падший род человеческий, Его посредническое служение за нас и Его превознесенная слава — вот тайны, в которые желают проникнуть ангелы. Небесные существа находят в этих темах много такого, что занимает их наиболее глубокие мысли. Неужели мы, кого они касаются самым непосредственным образом, проявим к чудесам искупительной любви меньше интереса, чем ангелы?

Разум, как и сердце, должен быть посвящен Божьему служению. Бог предъявляет право на все, что у нас есть35.

16 апреля

Воспитание мыслей

Посему… препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1:13).

Многим необходимо произвести решительную перемену в своих мыслях и действиях, если они хотят угодить Иисусу36.

Мысли необходимо воспитывать. Препояшьте чресла ума вашего, дабы он работал в правильном направлении, согласно хорошо разработанным планам, тогда каждый шаг будет шагом вперед и вы не станете тратить силы и время на смутные идеи и случайные планы. Мы должны помнить, ради чего живем, и никогда не терять из виду достойные цели. Необходимо каждый день приучать свои мысли держаться верного направления, как стрелка компаса держится полюса. Каждый должен намечать себе определенные цели, а затем посвящать все свои помыслы и силы их осуществлению. Мыслями нужно управлять. Необходимо постоянство цели, дабы выполнить намеченное вами…

Никто, кроме вас самих, не сможет управлять вашими мыслями. В борьбе за достижение наивысшего стандарта успех или неудача в значительной степени зависят от характера и от того, как обуздываются мысли. Если мысли препоясаны, как Бог повелевает делать это каждый день, они будут останавливаться на том, что поможет нам достичь большего благочестия. Если мысли верны, то верными будут и слова, а дела будут приносить радость, утешение и покой душам…

Всякий, действующий необдуманно, поступает неразумно. Он предпринимает то одно, то другое, делает судорожные попытки, хватается за то и за другое, но все это ни к чему не приводит. Такой человек напоминает виноградную лозу: ее усики неуправляемы, предоставлены расти в любом направлении, они цепляются за всякий хлам, попадающийся на пути. Но чтобы эта лоза начала приносить пользу, нужно оторвать усики от предметов, за которые они зацепились, и научить их обвиваться вокруг того, что сделает их грациозными и хорошо сформированными37.

17 апреля

Как обуздывать ум

Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой! (Пс. 18:15).

Мысли и помышления сердца должны быть чисты, чтобы слова уст стали словами, благоугодными Небу и полезными ближним38.

Если плотскому, эгоистичному уму разрешить следовать его пагубным желаниям, он будет поступать без оглядки на высокие побуждения, не рассуждая о славе Божьей или полезности для человека. Помышления его будут постоянно злыми и только злыми… Дух Божий производит в душе новую жизнь, приводя мысли и желания человека в послушание воле Христа…

Молодые люди должны с ранних лет приучать себя правильно мыслить. Мы должны обуздывать свой разум, чтобы мысли были здоровыми, и не позволять им задерживаться на том, что зло… Когда Бог воздействует на сердце Своим Святым Духом, человек должен сотрудничать с Ним…

Нам нужно размышлять над Священным Писанием, рассуждая здраво и непредвзято о том, что имеет отношение к нашему вечному спасению. Безграничная милость и любовь Иисуса, принесенная ради нас жертва требуют самых серьезных глубоких размышлений. Мы должны размышлять о характере нашего дорогого Искупителя и Ходатая. Мы должны стремиться понять значение плана спасения. Нам следует раздумывать о миссии Того, Кто пришел спасти Своих людей от грехов их. Благодаря постоянному размышлению над небесными истинами наша вера и любовь укрепятся. Наши молитвы будут все более и более благоугодны Богу, ибо в них будет все больше и больше веры и любви. Они станут более разумными и горячими. Уверенность в Иисусе будет более постоянной, и ежедневно вы станете приобретать живой опыт в познании готовности и силы Христа спасать всех, приходящих чрез Него к Богу…

Душа будет алкать и жаждать уподобиться Тому, Кем мы восхищаемся. Чем больше мы будем думать о Христе, тем больше станем говорить о Нем другим людям и являть Его миру39.

18 апреля

Надлежащий уровень человеческого ума

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:10).

Что дает надлежащий уровень человеческому уму? Голгофский крест. Когда мы взираем на Иисуса, Начальника и Совершителя нашей веры, всякое желание прославить себя повергается во прах. При правильном понимании приходит дух самоуничижения, способствующий кротости и смиренномудрию. Созерцая крест, мы обретаем способность видеть чудесную возможность, которую он принес каждому верующему. Бог во Христе… смирит всякое человеческое самопревозношение и гордыню. Самопревозношения не будет, будет истинное смирение40.

Свет, отраженный от Голгофского креста, смирит любое горделивое помышление. Ищущие Бога всем сердцем своим и принимающие предложенное им великое спасение откроют двери своего сердца для Иисуса. Они более не будут приписывать себе славу. Они более не будут гордиться своими достижениями или приписывать себе способности, но будут расценивать все свои таланты как Божьи дары, которые надлежит употреблять для Его славы. Каждую умственную способность они посчитают ценной, только если она может быть применена в служении Христу41.

Унижение Христа, облекшего Свою Божественную сущность в человеческую плоть, достойно наших размышлений. Если бы этот вопрос исследовался с надлежащей тщательностью, то гораздо меньше говорили бы о своем «я» и гораздо больше — о Христе. Именно наше самомнение стоит между нами и нашим Богом и препятствует исходящему от Христа живому потоку, обогащающему каждого человека. Если мы следуем за Христом путем самоотречения и креста, то увидим, что нам не нужно прилагать усилий для обретения смирения. Идя по стопам Христа, мы научились Его кротости и смирению сердца. Мы будем мало думать о себе, ибо никогда не сделаем себя великими. Только кротость Христа делает нас великими42.

Верный, смиренный, верующий народ Божий исторгнет из своего сердца поклонение своему «я», и Христос станет всё во всём43.

19 апреля

Самая радужная тема для наших размышлений

Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе (Пс. 103:34).

Почему бы не сосредоточивать мысли на неисследимом богатстве Христа, дабы представить другим жемчужины истины? Слово Божье содержит богатые залежи истины, на разработку которых мы можем потратить всю жизнь, обнаружив при этом, что едва ли начали рассматривать их драгоценные запасы. Копайте глубже и добывайте скрытые сокровища. Но это будет невозможно, если мы станем лелеять праздный, беспокойный дух, пребывая постоянно в поисках того, что лишь доставляет чувственное удовольствие, развлекает и вызывает глупый смех… Умы, занятые легкомысленным чтением, возбуждающими историями или поиском развлечений, не задерживаются на Христе и не могут радоваться в полноте Его любви. Разум, находящий удовольствие в глупых помыслах и пустых разговорах, лишен радости Христовой, подобно тому, как горы Гелвуйские были лишены росы и дождя.

Разве не свидетельствует об этом ваш собственный опыт? Имеете ли вы душевный покой в конце дня, проведенного в легкомысленных развлечениях, в пустых и праздных беседах? Можете ли вы, прежде чем лечь спать, сказать себе: «Все хорошо, все хорошо с душой моей»?.. Как часто, придя в дом Божий, в торжественное собрание, вы мысленно обращаетесь то к сделанному кем-то глупому замечанию, то к какой-нибудь пустой истории или чему-то смешному, где-то прочитанному или услышанному. Причем подобная мысль посещает вас именно в такой момент, чтобы затмить яркий луч славы Христовой, и от посланного вам небесного света вы не получаете никакой пользы, которую могли получить…

Нам нужно постоянно заполнять свой ум Христом, освобождая его от себялюбия и греха… Как только вы освободите свой ум от тщеславия и легкомыслия, образовавшееся пустое пространство непременно заполнится тем, что Бог ожидает дать вам, — Его Святым Духом. И тогда из доброго сокровища сердца своего вы будете выносить доброе — богатые жемчужины мысли, а окружающие будут внимать вашим словам… Ваши помыслы и чувствования будут сосредоточены на Христе, и вы станете озарять других отраженным светом, исходящим от Солнца Правды44.

20 апреля

Время для размышлений

Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс. 1:2).

Ваша последняя мысль перед сном и ваша первая мысль утром должны быть о Том, в Ком сосредоточена ваша надежда на вечную жизнь45.

Многие, кажется, скупятся тратить время на размышления, исследование Священного Писания и молитву, словно использованное таким образом время утрачено для них. Мне хотелось бы, чтобы вы все могли увидеть это в угодном Богу свете, ибо тогда Царство Небесное станет для вас делом первоочередной важности… Как физические упражнения улучшают аппетит и придают силу и живость телу, так и духовные упражнения приводят к возрастанию в благодати и духовной силе.

Бог должен быть центром любви и привязанности. Размышляйте о Его величии, о Его милости и совершенстве. Пусть Его благость, любовь и совершенство характера покорят ваше сердце. Рассуждайте о Его Божественной привлекательности, а также о небесных обителях, которые Он готовит для верных. Христианин, ведущий беседы о небесном, является христианином, приносящим наибольшую пользу всем окружающим его людям. Его слова даруют благословение и отраду. Они оказывают преображающее влияние на тех, кто внимает им46.

Нам нужно постоянно поддерживать личное общение с Богом. Мы должны проникаться духом Христа, если хотим поделиться им с другими. Мы не сможем противостоять объединившимся в союз сатанинским и человеческим силам, если не будем проводить гораздо больше времени в общении с Источником всякой силы. Бывают времена, когда нужно оставить шум земной суеты, гул человеческих голосов и удалиться в уединенное место, чтобы прислушаться к голосу Иисуса. Так мы сможем вкусить Его любовь и напитаться Его духом. Так мы научимся распинать свое «я». С человеческой точки зрения такой шаг может показаться невозможным. Вы можете сказать: «Я не имею времени». Но если как следует поразмыслите над этим вопросом, то увидите, что о потере времени нет и речи; ибо, заручившись силой и благодатью, исходящими от Бога, не вы будете совершать свой труд, а Иисус. Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5)… Духовные размышления и горячая молитва вдохновят вас на святые свершения47.

21 апреля

Что такое вера?

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1).

Вера во Христа — это не дело природы, а работа Бога над человеческими умами, осуществляемая в душе Духом Святым, Который открывает Христа, как и Христос открыл Отца. Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Обладая оправдывающей, освящающей силой, она превыше того, что люди называют наукой. Это наука о вечных реалиях. Человеческая наука нередко заблуждается и вводит в заблуждение, но эта небесная наука никогда не сбивает с пути. Она настолько проста, что доступна даже ребенку, и все же даже самые образованные мужи не могут дать ей объяснение. Ее нельзя ни объяснить, ни измерить, она невыразима для человеческого языка48.

Основой истинной веры служит принятие искупительной жертвы Христа… Кто достаточно долго смотрит в Божественное зеркало, чтобы увидеть и проникнуться презрением к своим грехам, своему несходству с кротким и смиренным Иисусом, тот обретет силу для победы. Всякий истинно верующий человек исповедует свои грехи и оставит их. Он будет трудиться вместе со Христом, подчиняя Божественной воле свои унаследованные и приобретенные склонности ко злу, дабы грех более не властвовал над ним. Взирая на Иисуса, Начальника и Совершителя своей веры, он будет преображаться в Его подобие. Он будет расти в меру полного возраста Христа Иисуса… Кто верит по-настоящему, исповедуя и оставляя свои грехи, тот будет все более и более уподобляться Христу, доколе о нем не скажут на небесах: «Ты имеешь полноту в Нем» (Кол. 2:10)49.

«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Это — обетование. Наше дело — с непоколебимой верой полагаться на Слово, веруя, что Бог исполнит Свое обетование. Пусть вера прокладывает себе путь сквозь вражеский мрак. Когда у вас возникает сомнение, идите ко Христу, и пусть душа ободрится в общении с Ним. Он искупил нас во всей полноте. Принесенная Им жертва — полная и безграничная. Небо имеет неисчерпаемый запас для оказания помощи всем нуждающимся50.

22 апреля

Спасенные благодатью Бога

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8, 9).

Божественное благоволение, благодать Бога, которой Он наделяет нас через Иисуса Христа, слишком драгоценно, чтобы отдавать его в обмен на какие-либо предположительно достойные дела смертного грешного человека. Человек не имеет в себе ничего. Самый возвышенный талант берет начало не от человека, а является даром его Творца и ничего не может приобрести у Бога. Серебром и золотом не купишь благоволение Божье, ибо богатство в мире — это вверенный Господом талант. Пусть никто не думает, что большие пожертвования на дела благотворительности возвысят его в глазах Божьих, приобретут для него благоволение небес или обеспечат место в обителях, которые Иисус пошел приготовить для любящих Его. Драгоценная кровь Христа полностью эффективна…

Воскресение Христа из мертвых было печатью, которой Отец увенчал миссию Христа. Оно стало открытым выражением Его полного удовлетворения совершенным искуплением. Он принял жертву, принесенную Иисусом ради нас. Она полностью и в совершенстве отвечала Божьим требованиям. Никто из людей никакими своими делами не смог бы восполнить совершенное Христом. Когда Иисус произнес на кресте: «Совершилось!», слава и ликование охватили небеса, а конфедерацию зла постигло замешательство. После этого победного возгласа Искупитель мира склонил голову и умер… Но в Своей смерти Он стал Победителем и открыл врата вечной славы, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Единственная надежда для грешника — полностью положиться на Иисуса Христа… Бог обязательно примет нас, только через Своего возлюбленного Сына, а добрые дела — лишь результат действия Его прощающей грех любви. Они — не наша заслуга; наши добрые дела не наделяют нас ничем таким, что позволило бы нам претендовать на свою долю в спасении наших душ. Спасение — Божий безвозмездный дар верующему, данный ему только благодаря Христу. Беспокойная душа может обрести мир через веру во Христа… Человек не может представить свои добрые дела как просьбу о спасении своей души51.

23 апреля

Не полагайтесь на чувства

Праведный своею верою жив будет (Авв. 2:4).

Многие проводят долгие годы во мраке и сомнениях, потому что не испытывают тех чувств, на которые рассчитывают. Но чувство не имеет никакого отношения к вере. Вера, действующая любовью и очищающая душу, не имеет отношения к порывам. Она опирается на обетования Бога, твердо веря, что Он в силах исполнить обещанное. Нам нужно научить наши души верить и полагаться на Слово Божье. В этом Слове сказано, что «праведный верою жив будет» (Рим. 1:17), а не чувством52.

Давайте отринем всякого рода сомнения и недостаток веры в Иисуса. Давайте начнем доверять Богу просто, по-детски, полагаясь не на чувства, а на веру. Не оскорбляйте Иисуса сомнением в Его драгоценных обетованиях. Он хочет, чтобы мы непоколебимо верили в Него.

Есть люди, которые говорят: «Я верю, я верю» и претендуют на все обетования, данные на условии послушания, однако они не творят дел Христа. Такая вера не служит к Божьей славе. Она фальшива. Есть и такие, кто старается соблюдать все заповеди Божьи, но многие из них не пользуются своим возвышенным преимуществом и не претендуют на данные им обетования. Обетования Бога предназначены для тех, кто соблюдает Его заповеди и делает угодное в Его глазах.

Я нахожу, что мне приходится всякий день подвизаться добрым подвигом веры. И на чувства здесь полагаться нельзя, но нужно прилагать к тому всю свою веру. Мне нужно действовать так, как если бы я точно знала, что Господь слышит, отвечает и благословляет меня. Вера — не выспренний полет чувств; верить — значит просто доверять Божьему Слову, верить, что Он исполнит Свои обещания, ибо так сказал53.

Уповайте на Бога, надейтесь на Него и покойтесь в Его обетованиях независимо от того, счастливы вы или нет. Положительные эмоции не являются свидетельством того, что вы — чадо Божье. Как и смущение, тревога, растерянность еще не означают, что вы — не дитя Божье. Обращайтесь к Священному Писанию и разумно верьте Богу на слово. Выполняйте условия и верьте, что Он примет вас, как Свое дитя. Не будьте неверующими, но верующими54.

24 апреля

Чувства и вера — не одно и то же

Ибо мы ходим верою, а не ви́дением (2 Кор. 5:7).

Если мы исполняем то, что написано в Слове Божьем, значит, ходим верою. Мы бесчестим Бога, проявляя недоверие к Нему после того, как Он столь чудным образом засвидетельствовал о Своей сострадательной любви, явленной в даре Его Сына. Нам нужно постоянно взирать на Иисуса, вознося молитвы с верой, крепко держась за Его силу. Если бы мы больше говорили о нашей вере, больше радовались благословениям, которыми обладаем, то каждый день испытывали бы бодрость и силу.

Чувства отличаются от веры так же, как восток отличается от запада. Вера не должна зависеть от чувств. Нам следует ежедневно посвящать себя Богу, веруя, что Христос понимает и принимает эту жертву, и не проверять себя, обладаем ли мы тем настроением, которое, как нам кажется, должно соответствовать нашей вере. Разве не дано нам заверение в том, что наш Небесный Отец более желает дать Святого Духа просящим у Него с верою, нежели родители — даяния благие своим детям? Мы должны идти вперед, как если бы на каждую молитву, вознесенную нами к Божьему престолу, мы получали ответ от Того, Чьи обетования всегда исполняются. Даже когда мы подавлены печалью, у нас есть преимущество воспевать Бога в сердцах наших. Тогда туман и тучи рассеются, и мы перейдем из тени и тьмы в яркий свет Его присутствия.

Если бы мы приучали наши души к большей вере, большей любви, большему терпению и более полному доверию к нашему Небесному Отцу, у нас было бы больше мира и счастья во время прохождения через противоречия жизни. Господь недоволен, когда мы, раздражаясь и беспокоясь, освобождаемся из рук Иисуса. Он есть единственный источник всякой милости, исполнение всех обетований, осуществление всякого благословения… В нашем странствовании мы воистину были бы одиноки, если бы не Иисус. Он говорит нам: «Не оставлю вас сиротами» (Ин. 14:18). Будем же хранить Его слова в памяти, верить Его обетованиям, повторять их днем и размышлять над ними ночью. И будем счастливы55.

25 апреля

Действующая и очищающая вера

Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:14).

Вы должны взирать на Голгофу не для того, чтобы успокаивать свою душу из-за неисполнения долга, не для того, чтобы погружаться в сон, но чтобы созидать веру в Иисуса, веру действенную, очищающую душу от ила себялюбия. Когда мы ухватимся с верою за Иисуса, наша работа только начнется. У каждого человека есть порочные и греховные привычки, которые нужно превозмочь в упорной борьбе. Каждая душа должна подвизаться добрым подвигом веры. Последователь Христа не может быть недобросовестным в сделке, жестокосердным, лишенным сочувствия. Он не может быть грубым в речах. Он не может быть напыщенным и преисполненным чувства собственного превосходства. Он не может быть властным, говорить резкие слова, критиковать и осуждать.

Труд любви произрастает из дел веры. Библейская религия — это постоянный труд… Мы должны быть ревностными к добрым делам, заботиться о том, чтобы постоянно творить добрые дела. Свидетель истинный говорит: «Знаю твои дела». Да, наша живая деятельность не обеспечивает нам спасение, но верно и то, что вера, соединяющая нас со Христом, побуждает душу к труду56.

Истинный христианин богат добрыми делами, он приносит много плода. Он кормит голодных, одевает нагих, посещает больных и служит страждущим. Христиане проявляют искреннюю заботу об окружающих детях, которые в результате искусных обольщений врага могут погибнуть. Отцы и матери, если вам удалось уберечь собственных детей от уловок врага, оглянитесь вокруг и постарайтесь спасти души тех детей, которые лишены такой заботы… Вокруг нас много молодых людей, перед которыми члены церкви в долгу, ибо за них умер Христос… Они драгоценны в глазах Бога, и Он желает им вечного счастья… Христос призывает нас как Его представителей к доброхотному сотрудничеству и ревностному последовательному труду для спасения душ57.

Религия, сияющая в добрых делах, излучает ясный, надежный, безопасный свет58.

26 апреля

Добрые дела и их место в жизни человека

Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10).

Пусть никто не становится на ограниченную, узкую точку зрения, согласно которой дела человека могут хоть каким-то образом помочь ликвидировать долг его прегрешений. Это — роковое заблуждение. Если вы хотите понять это, вам нужно… со смиренным сердцем сосредоточиться на деле искупления. Этот вопрос понимают столь смутно, что тысячи и тысячи людей, претендующих на звание детей Божьих, являются детьми лукавого, ибо полагаются на свои дела. Бог всегда требовал добрых дел, их требует и закон, но поскольку человек впал в грех и в этом состоянии его добрые дела никакой ценности не представляли, помочь могла только праведность Иисуса59.

Но неужели добрые дела не представляют истинной ценности? Неужели Бог взирает на грешника, безнаказанно согрешающего всякий день, столь же благосклонно, как и на того, кто по вере во Христа старается поступать по своей непорочности и чистоте? Писание отвечает: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». По Его Божественному распоряжению, по Его благоволению, нами не заслуженному, Господь постановил, чтобы добрые дела были вознаграждаемы. Он принимает нас только благодаря заслугам Христа, а проявления милосердия и совершаемые нами дела благотворительности — это плоды веры. Они становятся благословением для нас, ибо людям воздается по делам их. Только благоухание Христовых заслуг делает наши добрые дела угодными Богу, и только благодать наделяет нас способностью творить дела, за которые Он вознаграждает нас. В самих наших делах нет никакой заслуги… Богу не за что нас благодарить. Мы сделали лишь то, что должно, и наши дела не могли бы быть соделанными силою нашей греховной природы60.

Христос может всегда спасать… Всё, что человек в состоянии сделать ради своего спасения, это принять приглашение: «Желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17). Нет такого соделанного человеком греха, уплата за который не была бы совершена на Голгофе61.

27 апреля

Не будьте притворщиками

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Ин. 14:12).

Христиане должны быть подлинными представителями Иисуса Христа, а не притворщиками. Неужели мир будет судить о Боге по поведению людей, только носящих имя Христа, но не творящих Его дел? Указывая на тех, кто претендует на название верующих, а в сердце своем не таков, кто предает священный долг и творит дела врага, будет ли мир говорить: «И это — христиане? Они лгут, мошенничают, и им никак нельзя доверять»? Таковые не являются подлинными представителями Бога. Но Бог не оставит мир в обольщении. У Господа на земле есть особый народ, и Ему не стыдно называть их братьями, ибо они творят дела Христовы. Они на деле показывают, что любят Бога, поскольку соблюдают Его заповеди. Они носят Божественный образ и сделались зрелищем для мира, для ангелов и человеков62.

Награда, небесные похвалы, которых удостоятся победители, будут соразмерны тому, насколько верно они представляли миру характер Христа. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет» (2 Кор. 9:6). Благодарение Богу, что нам дана возможность сеять на земле семя, которое даст урожай в вечности. Венец жизни будет либо ярким, либо тусклым, либо засверкает россыпью звезд, либо осветится несколькими драгоценными камнями — в зависимости от наших действий. Изо дня в день мы можем закладывать доброе основание на будущие времена. Приобщиться к получению награды мы сможем через самоотречение, проявление миссионерского духа, наполнение нашей жизни всевозможными добрыми делами, через стремление подражать Христу в характере, чтобы приобрести для истины много душ.

От нас зависит, будем ли мы ходить во свете, использовать каждую возможность и преимущество, возрастать в благодати и познании нашего Господа Иисуса Христа, совершая таким образом дела Христовы и собирая себе сокровища на небесах63.

28 апреля

Ежечасно держитесь своей позиции

Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший (Евр. 10:23).

Наше преимущество как детей Божьих — крепко и непоколебимо держаться исповедания нашей веры. Временами великая сила искушения будто изнуряет нашу силу воли, и нам начинает казаться, что наша вера полностью противоречит всему, что мы видим, слышим и чувствуем; однако наша воля должна оставаться на Божьей стороне. Мы должны верить, что в Иисусе Христе заключены непреходящие сила и действеннность… Ежечасно мы должны держаться нашей позиции, побеждая в Боге и укрепляясь Его силой…

Все возможно верующему. Поскольку Бог действует в вас, вы можете с уверенностью держать лицо свое, как кремень, исполняя Его волю, и можете абсолютно доверять Господу…

Вы должны каждодневно посвящать Богу себя и всё. Вам необходимо ежедневно обновлять свой завет с Богом, дабы всецело и навсегда принадлежать Ему. Не полагайтесь на переменчивые чувства, но утверждайтесь на верном основании из Божьих обетований: «Ты сказал, и я верю обещанному». Это и есть разумная вера.

Вас охватит смятение, когда вы увидите, что некоторые поступают вопреки принципам Христовым; вам не избежать испытаний и проверок вашей веры. Но я умоляю вас: взирайте только на Иисуса и не допускайте, чтобы что-либо ожесточало ваше сердце или ввергало во тьму и неверие. Пусть ваша вера будет непоколебимой. Живите, как пред очами Божьими. Разговаривайте с Иисусом, как если бы вы говорили с другом. Он готов прийти к вам на помощь в самом горьком испытании; Он с вами, когда вы переживаете самые тяжкие затруднения…

Не стоит пренебрегать чувством уверенности, мы должны благодарить за него Бога. Но когда вы испытываете гнетущие чувства, не думайте, что Бог переменился. Славьте Его с тем же рвением, поскольку вы доверяете Его Слову, а не своим чувствам. Вы заключили завет и обязались ходить верою, а не руководствоваться чувствами. Чувства обусловлены обстоятельствами…

Ходите пред Богом верою и всецело полагайтесь на Его обетования. Иисус говорит: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20)64.

29 апреля

Сила на сегодняшний день

В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость (Пс. 137:3).

Я благодарна Господу за уверенность в Его благодати, которую Его народ имеет сейчас, сегодня… Нам дано обетование, и суть его не в том, что сегодня мы будем иметь силу для критического положения в будущем, что будет предусмотрено все от ожидаемой будущей беды прежде, чем еще она придет. Если мы ходим верою, то можем рассчитывать на силу и помощь, как только этого потребуют наши обстоятельства. Мы живем верою, а не видением. Господь предусмотрел, чтобы мы просили у Него именно то, что нам необходимо. Благодать завтрашнего дня не будет дана сегодня. Настоятельная потребность человека — благоприятная возможность для Бога. Благодать Бога дается не с тем, чтобы ее расточать, извращать, злоупотреблять ею или оставлять ржаветь без действия…

Если вы будете нести груз повседневных обязанностей в любви и страхе Божьем, как послушные, смиренномудренно ходящие дети, вам будут даны от Бога сила и мудрость во всех тяжелых обстоятельствах.

Мы не сможем без Бога встречать испытания этого времени. От нас не требуется мужество и стойкость мучеников древности, доколе мы не окажемся в том положении, в каком были они… Нам необходимо ежедневно принимать благодать для критического положения каждого дня. Так мы возрастаем в благодати и познании нашего Господа Иисуса Христа, и если нас постигнут гонения, если нам предстоит быть заключенными в темницу за веру Иисуса и соблюдение Божьего святого закона, — «как дни твои будет сила твоя». Если вновь придут гонения, тогда будет дана благодать, пробуждающая все силы души для проявления истинного героизма…

День ото дня мы должны быть близко к Источнику нашей силы, и когда враг придет, как река, дуновение Господа прогонит его. Обетование Божье верно, что силы будет достаточно для нас на день. Мы можем быть уверены в будущем только на основании силы, которая дается для удовлетворения наших теперешних потребностей. Опыт отношений с Богом становится каждый день все более драгоценным. Не тревожьтесь о будущем. Сегодняшний день — вот что нам нужно…

Господь — наш Помощник, наш Бог и наша сила во всякой нужде65.

30 апреля

Победа за победой

Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5:4).

Когда тучи становятся между вашей душой и Богом, когда все вокруг вас мрачно и угрожающе, когда враг готов лишить душу ее целостности по отношению к Богу и истине, когда заблуждение приобретает правдоподобие и привлекательность, тогда время молиться и проявить веру в Бога… Лелея веру, душа сможет подняться над собой и пробиться сквозь дьявольскую тень, которую враг бросает на путь каждого, кто подвизается достичь нетленного венца…

Иисус сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк. 14:38). Нам надлежит бодрствовать и молиться все время, когда сатана сгущает тучи неверия, насыщенные всякого рода злом, которое он только может придумать с целью заставить человеческую душу поддаться искушению. Но эта туча, находящаяся между Богом и человеком, не может окутать человека и проникнуть в его душу, если он сам не откроет свой разум и сердце для ее темных лучей. Ангелы Божьи будут оберегать от ядовитой атмосферы сатанинских искушений всякого человека, который поднимется над своим «я», обстоятельствами и окружением, взирая на Иисуса сквозь всякий туман, мглу, тучи и верою преодолевая самые мрачные искушения…

В союзе со Христом вам будет дана вся сила, которая потребуется. Пребывая в Нем, вы можете смело сражаться. Чем больше будете верить и по-детски доверять Господу Иисусу, тем большей будет ваша способность верить. Верой вы стоите и только верой можете победить свое «я»… «Я» — вот плацдарм, на котором сатана неизменно встречает и одолевает тех, кого желает обольстить и завоевать. Но если в вас открывается праведность Христова, вы становитесь сильными. Взирая не на себя, а на распятого Спасителя, воскресшего и вознесшегося Господа, Который, будучи вашим Защитником, ходатайствует за вас, держась за силу и умелость Христа, вы сможете побеждать66.

Ни одна когда-либо одержанная победа нисколько не может сравниться с победами веры. Не позволяйте себе ослабевать в вере. Она способна восторжествовать среди уныния, одерживая одну победу за другой67.