Май

1 мая

Молитва — источник всех благословений

И всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите (Мф. 21:22).

Молитва — это дыхание души, это русло, по которому на нас изливаются все благословения. Когда кающаяся душа, осознав свои человеческие недостатки и проникшись отвращением к самой себе, возносит свою молитву, Бог видит ее борьбу, ее противоречия и отмечает ее искренность. Он держит руку на ее пульсе и отмечает каждый его удар. Ни одно приводящее ее в трепет чувство, ни одна волнующая ее эмоция, ни одна омрачающая ее печаль, ни один запятнавший ее грех, ни одна мысль или побуждение не остаются незамеченными Им. Эта душа приобретена безмерной ценой и любима неизменной любовью…

У Христа, нашего Спасителя… были физические потребности, которые нужно было удовлетворять, физическая усталость, которую нужно было облегчать. Именно в молитве к Отцу Он укреплялся для выполнения долга и во время испытаний. Изо дня в день Он исполнял Свой круг обязанностей, трудясь ради спасения душ. Его сердце было исполнено нежного сострадания к изнемогшим и обремененным. Он проводил целые ночи в молитвах за искушаемых…

Бог приглашает христианина принести свои бремена к Нему в молитве и крепко связать себя со Христом узами живой веры. Господь дает нам разрешение молиться, заявляя, что услышит молитвы верующих в Его безграничную силу. Он будет прославлен теми, кто приближается к Нему, кто верно исполняет Его служение. «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3). Рука Всемогущества простирается, чтобы нас направлять и вести все дальше и дальше. Идите вперед, — говорит Господь, — Я вижу, что происходит, и пошлю вам помощь. Продолжайте молиться. Верьте в Меня. Ведь вы просите ради славы имени Моего, поэтому получите. Я буду прославлен пред теми, кто критически наблюдает в ожидании вашей неудачи.Они увидят, как истина восторжествует во славе. «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите»…

Истинная вера, истинная молитва — какая в них сила!1

2 мая

Отверстая дверь к Божьему престолу

Вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее (Откр. 3:8).

Свидетель истинный провозглашает: «Вот, Я отворил перед тобою дверь». Давайте возблагодарим Бога сердцем, душой и устами; давайте научимся приступать к Нему как бы через открытую дверь, веруя, что можем приходить к Нему свободно со своими прошениями, что Он услышит и ответит. Только посредством живой веры в Его способность помочь мы получим силу для того, чтобы вести битвы Господни с твердой уверенностью в победе2.

Стремящиеся хранить верность Богу могут быть лишены многих мирских привилегий и стеснены, их работе могут мешать враги истины; но нет такой силы, которая могла бы закрыть дверь общения между Богом и их душами. Только сам христианин может затворить эту дверь, потворствуя греху или отвергая небесный свет. Он может затворить свой слух для вести истины и таким образом разорвать связь между Богом и его душой… Всякий день нам дается драгоценная привилегия соединения со Христом, открывшим перед нами дверь. В нашем распоряжении — все небо. Если мы — послушные Божьи дети, то можем ежедневно получать благодать. Какие бы искушения, испытания или гонения ни обрушивались на нас, нам нет нужды впадать в уныние. Ни человек, ни сатана не смогут затворить дверь, открытую для нас Христом3.

Во время искушения мы можем взирать на эту отверстую дверь. Ни одна сила не может скрыть от нас свет славы, сияющей с небесного порога и озаряющей каждую ступень лестницы, по которой нам предстоит подняться; ибо Господь дал нам силу в Своей силе, мужество в Своем мужестве, свет в Своем свете. Когда будут побеждены силы тьмы, когда сияние Божьей славы заполнит мир, все для нас станет яснее и понятнее, чем сегодня. Если бы мы только осознали, что окружены славой Божьей, что небеса ближе к земле, чем нам кажется, то рай уже наступил бы в наших домах, пока мы готовимся к вышним небесам4.

3 мая

Благословения для просящих

Не имеете, потому что не про́сите (Иак. 4:2).

Нам не прожить без Христовой благодати. Нам необходима помощь свыше, если мы хотим устоять перед многоразличными сатанинскими искушениями и избежать его уловок. Среди господствующей тьмы нам необходим свет от Бога, открывающий западни и силки заблуждения, иначе мы попадаем в ловушку. Мы должны воспользоваться возможностью для молитвы как тайной, так и вокруг семейного алтаря. Многим нужно научиться молиться… Когда мы в смирении рассказываем Господу о своих нуждах, Сам Дух ходатайствует за нас. Когда, осознав свою нужду, мы обнажаем свои души пред всевидящим оком Всемогущего, наши искренние, горячие молитвы проникают за завесу, наша вера твердо уповает на Божьи обетования и к нам приходит помощь…

Молитва — это и обязанность, и привилегия. Мы должны получать помощь, подать которую может только Бог, но о ней нужно попросить. Если мы слишком праведны в собственных глазах и не ощущаем нужды в помощи от Бога, то и не получим Его помощи, когда она будет нам нужна более всего. Если мы слишком независимы и самодостаточны, чтобы каждодневно в искренней молитве возлагать упование свое на заслуги распятого и воскресшего Спасителя, то так и останемся во власти сатанинских обольщений… Искренняя, ревностная молитва даст силу и благодать для сопротивления силам тьмы. Бог хочет благословлять. Он желает дать Святого Духа просящим у Него более, нежели родители — благие даяния своим детям. Однако многие не понимают своей нужды. Они не осознают, что не могут ничего без помощи Иисуса…

Мне были показаны Божьи ангелы, готовые наделить благодатью и силой тех, кто ощущает нужду в Божественной силе. Но эти небесные вестники не станут изливать на вас благословения, если вы не просите об этом. Они ждут, пока души, жаждущие и алчущие благословения Божьего, не возопиют; и зачастую ждут напрасно. Есть, конечно, случайные молитвы, но не ревностные прошения смиренных, сокрушенных сердец…

Желающие получить благословение Господне должны сами приготовить путь исповеданием греха, смирением пред Богом, истинным раскаянием и верой в заслуги Христовой крови5.

4 мая

Учитесь молиться

Господи! научи нас молиться (Лк. 11:1).

Христос дал людям эту молитву [молитву Господню, Лк. 11:2–4] не для того, чтобы они повторяли ее по заученному образцу. Он дал ее как иллюстрацию, дабы показать, какими должны быть наши молитвы — простыми, искренними и всеобъемлющими6.

Многие молитвы люди произносят без веры. Они пользуются устоявшейся формой, но им не хватает настойчивости. Такие молитвы проникнуты сомнениями и колебаниями; они не приносят ни облегчения, ни утешения и надежды тем, кто их возносит. Их молитвы имеют определенную форму, но им недостает духа, который свидетельствовал бы, что проситель действительно осознает свою нужду…

Учитесь молиться коротко и по делу, прося именно о том, в чем нуждаетесь. Учитесь молиться вслух там, где только Бог может вас услышать. Не возносите притворных молитв, но молитесь искренно, с чувством, как душа, алчущая Хлеба жизни. Если бы мы больше молились втайне, то могли бы более разумно молиться и публично. Исчезли бы нерешительные, полные сомнений молитвы. Принимая участие с нашими братьями в богослужении, мы могли бы послужить для пользы собрания, внося частицу атмосферы небес, тогда наши богослужения станут настоящими, а не просто формальностью… Если душа не испытывает влечения уединиться для молитвы или возносить ее в течение занятого работой дня, то это обнаружится на молитвенном собрании…

Жизнь души зависит от постоянного общения с Богом. Ее нужды представлены, а сердце открыто для новых благословений. Из лишенных притворства уст изливается благодарность, а получаемая от Иисуса отрада проявляет себя в словах, в делах благотворительности и служении. В сердце живет любовь к Иисусу, а где есть любовь, ее невозможно подавить, она проявляется. Тайная молитва поддерживает эту внутреннюю жизнь. Любящее Бога сердце жаждет общения с Ним и в святой вере будет полагаться на Него.

Давайте научимся молиться разумно, выражая свои просьбы ясно и точно. Давайте… молиться серьезно, решительно. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16)7.

5 мая

Ищите Бога всем сердцем

Возвращайтесь на твердыню, вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне (Зах. 9:12).

Нам нужно научить душу ухватиться и твердо держаться за богатые обетования Христа. Господь Иисус знает, что мы не можем противостоять многочисленным искушениям сатаны, если не имеем Божественной силы, данной нам от Бога. Он прекрасно знает, что если мы будем полагаться на собственные силы, то нас непременно постигнет неудача. Поэтому Он сделал все возможное, дабы во всяком критическом положении и испытании мы устремлялись к Твердыне… У нас есть слово обетования из уст, которые не лгут… Мы должны каждый в отдельности лелеять веру, что получим от Него обещанное.

Бог будет для нас всем, чем мы позволим Ему быть. Наши вялые, несмелые молитвы не принесут отдачи с небес. О, нам нужно быть настойчивыми в наших прошениях! Просите с верою, ожидайте с верою, получайте с верою, радуйтесь в надежде, ибо всякий ищущий находит. Проявляйте серьезность в этом вопросе. Ищите Бога всем сердцем. Люди вкладывают душу и ревностность во все, за что берутся в земных предприятиях, пока их усилия не увенчаются успехом. Со всей серьезностью учитесь искусству искать обещанные Богом обильные благословения, и, приложив настойчивые, решительные усилия, вы обретете Его свет, Его истину и Его обильную благодать8.

Взывайте к Богу искренно, испытывая душевный голод. Боритесь с небесными силами, пока не превозможете. Отдайте всего себя, свою душу, тело и дух в руки Господа и примите твердое решение стать Его любящим посвященным орудием, движимым Его волей, подвластным Его разуму, исполненным Его Духа9.

Рассказывайте Иисусу о своих потребностях с искренним сердцем. От вас не требуется вести долгую беседу или читать Богу проповедь, но, скорбя сердцем о своих грехах, скажите: «Спаси меня, Господи, или я погибну». Для таковых есть надежда. Они будут искать, они будут просить, они будут стучать и найдут. Когда Иисус снимает угнетающее душу бремя греха, вы испытаете блаженство мира Христова10.

6 мая

Победа в бодрствовании

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14:38).

Пусть вас со всех сторон окружают искушения — вы в безопасности, доколе не входите в них. Многие из нас побеждены сатаной потому, что мы вторгаемся в само искушение… Ваша задача — держаться подальше от всех и всего, что способно отвратить вас от долга и отвлечь мысли от Бога… Если вы вынуждены находиться в обществе злодеев, это не заставляет вас участвовать в их злодеяниях. Молясь и бодрствуя, вы можете оставаться незапятнанными злом, проявляющимся вокруг вас11.

«Бодрствуйте и молитесь» — вот увещевание, часто повторяемое в Священном Писании. Жизнь повинующихся этому увещеванию будет излучать счастье, которое станет благословением для всех, с кем они соприкасаются. Угрюмые и сердитые станут милыми и ласковыми, горделивые — смиренными и кроткими12.

Человек не может быть счастливым христианином, если он не бодрствующий христианин. Побеждающий должен бодрствовать, ибо сатана стремится отвоевать у Христа Его последователей с помощью мирских увлечений, заблуждений и предрассудков и занять их мысли своими уловками. Мало избегать явных опасностей и рискованных непоследовательных шагов. Мы должны держаться близко ко Христу, идя путем самоотречения и самопожертвования. Мы не должны позволять, чтобы, как это часто бывает, наше духовное восприятие было ослеплено сильной решительной волей. Чтобы распознавать искусные уловки сатаны и противостоять его неожиданным нападкам, мы должны иметь благодать Христа и присутствие Его Духа…

Божье Слово предупреждает нас о множестве разных врагов, не открытых и явных, а тех, кто приходит с вкрадчивыми словами и красивыми речами и кто хочет прельстить, если возможно, и избранных. Так приходит сатана. Между тем, когда это соответствует его цели, он ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Если воля человека не подчинена воле Божьей, она может так же часто оказываться на стороне врага, как она бывает на стороне Господа. Посему бодрствуйте в молитве, всегда бодрствуйте и молитесь13.

7 мая

Смиренная настойчивая молитва

Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой (Иак. 5:17, 18).

В жизни Илии нам представлены важные уроки. Когда на горе Кармил он молился о ниспослании дождя, его вера подверглась испытанию, но он настойчиво обращался к Богу со своей просьбой14.

Пока Илия молился, слуга наблюдал. Шесть раз возвращался он, сообщая: ничего — ни облачка, ни единого признака дождя. Но пророк не впадал в уныние. Он продолжал анализировать свою жизнь, чтобы понять, где не сумел прославить Бога… Исследуя свое сердце, он все более умалялся — как в своих глазах, так и в глазах Божьих. Илии казалось, что он — ничто, а Бог — все; и когда он достиг такого момента, что отрекся от своего «я», ухватился за Спасителя, как за свою единственную силу и праведность, тогда пришел ответ. Явился слуга и сказал: «Вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую» (3 Цар. 18:44)15.

У нас есть Бог, ухо Которого открыто к нашим прошениям, и если мы доверимся Его Слову, Он почтит нашу веру. Он хочет, чтобы все наши интересы переплетались с Его интересами, тогда Он сможет спокойно нас благословить; поскольку тогда, получив благословение, мы не присвоим себе славу, но воздадим всю хвалу Богу. Бог не всегда отвечает на наши молитвы сразу же, когда мы к Нему воззовем. Ведь если бы Он это сделал, мы стали бы воспринимать как должное то, что у нас есть право на все благословения и милости, которыми Он нас наделяет. Вместо того чтобы исследовать свои сердца и видеть, не лелеем ли мы какого-то зла, не потворствуем ли какому-то греху, мы стали бы беспечными, так и не осознав нашу зависимость от Него…

Илия смирял себя до тех пор, пока не достиг состояния, в котором уже не мог присвоить славу себе. Господь слышит наши молитвы, когда мы пребываем в таком же состоянии, ибо тогда мы воздадим хвалу Ему… Только Бог достоин славы16.

8 мая

Ждите Божьего ответа

Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа (Пл. Иер. 3:26).

В Писании даны драгоценные обетования уповающим на Господа. Мы все желаем незамедлительного ответа на наши молитвы, и нас постигает искушение впасть в уныние, если наша молитва не получает немедленного ответа. Я на собственном опыте поняла, что это большая ошибка. Задержка служит для нашего особенного блага. У нас появляется возможность испытать свою веру, чтобы увидеть, какова она — истинна, искренна или переменчива, как морские волны. Мы должны связать себя на жертвеннике крепкими узами веры и любви и дать терпению произвести свое совершенное действие. Вера укрепляется благодаря постоянному ее проявлению17.

Мы должны больше молиться — и с верой. Не стоит молиться, а потом бежать прочь, словно мы боимся получить ответ. Бог не станет над нами глумиться. Он ответит, если мы будем бодрствовать в молитве, верить, что получим просимое, продолжать верить и никогда не терять терпенья. Это и есть бодрствование в молитве. Ожиданием и надеждой мы охраняем молитву веры. Мы должны оградить ее стеной уверенности и не быть неверующими, но верующими. Ревностная молитва праведного никогда не пропадет. Ответ может прийти не так, как мы ожидаем, но он придет, ибо Слово Божье обещает18.

Нам нужно спокойно уповать на Бога. Это настоятельная необходимость для нас. Нашу полезность определяют не шум и суматоха, создаваемые нами в мире. Посмотрите, как безмолвно трудится Бог!.. Желающие работать с Богом нуждаются в Его Духе всякий день.Им нужно жить и трудиться в кротости и смирении духа, не стремясь к каким-то необычайным достижениям, довольствуясь и добросовестно выполняя предлежащее им дело. Может статься, люди не увидят и не оценят их усилий, но имена этих верных детей Бога написаны на небесах наряду с Его самыми благородными работниками, как сеющих Его семя ради славной жатвы19.

Ожидайте Господа не в раздражительности и беспокойстве, а с неустрашимой верой и непоколебимым доверием20.

9 мая

Памятные моменты

И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь (1 Цар. 7:12).

Одно, пусть даже самое маленькое благословение, полученное нами лично, способно ободрить нас сильнее, чем все биографические произведения о вере и опыте известных Божьих мужей. Мы можем хранить в своей памяти то, что лично пережили вследствие Божьих благословений, дарованных по Его обетованиям. Богатые или бедные, образованные или малограмотные — мы можем видеть и обдумывать эти знаки Божьей любви. Каждый знак заботы, благости и милости Бога должен оставаться вечным напоминанием в нашей памяти. Бог желает записать Свою любовь и Свои обетования на скрижалях памяти. Берегите драгоценные Божьи откровения, дабы ни единая буква не изгладилась и не потускнела.

Когда Израиль, покинув Египет, одерживал особенные победы, в честь этих побед сохранялись памятники. Бог повелел Моисею и Иисусу Навину делать это, сооружая их. Когда израильтяне одержали особую победу над филистимлянами, Самуил установил памятный камень и назвал его Авен-Езер, сказав: «До сего места помог нам Господь»…

Не можем ли мы, принимая во внимание прошлое, смотреть на новые испытания и умножающиеся трудности — даже на скорби, лишения, тяжелые утраты — и не ужасаться, но взирать на прошлое и говорить: «До сего места помог нам Господь. Я вверяю Ему, как верному Творцу, хранить мою душу. Он сохранит то, что я доверил Ему, до дня оного»?21

Будем же взирать на памятные столпы, служащие напоминанием о том, что совершил Господь ради нашего утешения и спасения от руки губителя. Будем же сохранять в памяти всю любовь и милость, которые явил нам Бог, —осушенные Им слезы, утоленные боли, унятые тревоги, развеянные страхи, восполненные нужды, подаренные благословения. Таким образом мы укрепимся пред лицом того, что ожидает нас на пути нашего земного странствования22.

10 мая

На горе пред лицом Божьим

И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним (3 Цар. 19:11).

Это повеление обращено к каждому из нас, кто, отказываясь взирать и жить, смотрит на свои разочарования, скорбит из-за своих немощей и подает миру пример недоверия Богу… Вы угождаете врагу Бога и человека, пребывая в мрачной пещере, где нет ни единого луча Света жизни…

Я хочу возвысить голос за Иисуса и сказать: «Всякий, верующий в Него, не погибнет, но будет иметь жизнь вечную». Верою выйдите из этой пещеры. Смотрите на Иисуса, вашего Помощника. Взирайте на Агнца Божьего, Который берет грехи мира. Взирайте на принесенную за вас искупительную Жертву, поднятую на крест, на Невиновного, умирающего за виновных…

Он принес Себя в жертву — полную и достаточную. В ней не было никакой скудости. Искупление воистину было полным и достаточным. Так зачем же… показывать словом и примером, что Христос умер за вас напрасно? После проявления любви, не имеющей себе равных, вы высказываете сомнения и горестное разочарование, говоря этим: «Он не любит меня. Он не простит меня. Мои грехи слишком тяжкие, чтобы их можно было исцелить кровью Иисуса. Его жертвы недостаточно, чтобы оплатить мой долг за спасение моей души».

Если бы люди могли только видеть и понимать, насколько их неверие и угрюмое ворчание превозносят сатану и воздают ему честь, лишая Иисуса Христа Его славы за труд их полного и всецелого спасения от всякого греха!.. Давайте выйдем из этой пещеры мрака. Давайте научимся понимать, кем Иисус является для нас. Давайте приучим себя мысленно восходить в вере на гору пред лицо Божье, сильными в Боге в любом искушении…

На горе мы получим правильное представление об Иисусе. Сатане будет не по силам бросить свою злобную тень между нашими душами и Иисусом, заслонить от нас Иисуса, представить Его в ложном свете и воодушевить наши сердца к проявлению жестокого неверия в Его благость, милость и любовь, которой Он нас возлюбил23.

11 мая

Божий Закон — защитная стена

Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем (Пс. 118:1).

Бог, великий Правитель Вселенной, все подчинил Закону. Крошечный цветок и возвышающийся дуб, песчинка и могучий океан, солнечный свет и ливень, ветер и дождь — все послушны законам природы. Однако человек подчинен Закону более высокого порядка. Он наделен рассудком, чтобы видеть, и совестью, чтобы ощущать могущественные требования великого нравственного Божьего Закона, отражение которого Господь желает видеть в Своих детях.

Бог настолько ясно явил Свою волю, что никому нет надобности заблуждаться. Он желает, чтобы каждый человек имел правильное представление о Его Законе и осознавал силу его принципов, ибо от этого зависит его вечная участь. Всякий, кто понимает далеко идущие требования Божьего Закона, способен постичь в некоторой мере отвратительность греха. И чем возвышеннее его представления о Божьих требованиях, тем большей будет его благодарность за дарованное ему прощение…

Грешник не способен исполнить Божьи требования собственными силами. Он должен обратиться за помощью к Тому, Кто заплатил за него выкуп…

Христос — наша надежда. Верующие в Него очищены. Благодать Христова и Божье правление пребывают в совершенном согласии. Когда Иисус стал заместителем человека, милость и истина встретились, правда и мир облобызались. Крест Христов несет в себе свидетельство о высоких критериях Божьего Закона24.

Закон Десяти заповедей нужно воспринимать не столько как запреты, сколько как милость. Обозначенные в нем запреты служат верным залогом счастья в послушании. Принятый во Христе, он производит в нас чистоту характера, который будет доставлять нам радость на протяжении вечности. Он — защитная стена для послушных. Мы усматриваем в нем благость Бога, Который, открыв людям непреложные принципы праведности, стремится защитить их от зла, порождаемого преступлением Закона25.

12 мая

Совершенное правило жизни

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его (Откр. 11:19).

Наш Искупитель свидетельствует: «Вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее» (Откр. 3:8). Через эту отверстую дверь храма Божьего мы видим царственный Закон, помещенный в ковчег завета. Через эту отверстую дверь сияет свет, исходящий от святого, праведного и доброго Закона, представляющего человеку истинный критерий праведности, дабы он не допускал ошибок в формировании характера, отвечающего требованиям Божьим. Грех осужден Законом, и мы должны отмести его прочь. Гордыня и себялюбие могут найти себе место в характере, лишь вытеснив из него Того, Кто был кроток и смирен сердцем.

Закон Божий — это критерий, которым испытывается характер. Если мы воздвигаем удобный для нас критерий и пытаемся следовать этому изобретенному нами критерию, то в конечном счете потерпим полную неудачу в достижении неба…

Разум должен покориться царственному Закону свободы, Закону, который Дух Божий запечатлевает в сердце и делает доступным для понимания. Изгнание греха должно быть делом самой души, использующей свои самые благородные силы. Единственная свобода, которой может обладать воля смертного человека, заключается в том, чтобы прийти в согласие с волей Божьей, исполняя условия, делающие человека причастником Божеского естества26.

Закон Божий, данный на Синае, представляет собой образец разума и воли вечного Бога. Его свято почитают святые ангелы. Послушание его требованиям усовершит христианский характер и через Христа восстановит человека до такого состояния, в котором он пребывал до грехопадения. Греху, воспрещенному Законом, никогда не будет места на небесах.

Именно любовь Бога к человеку побудила Его выразить Свою волю в Десяти заповедях… В Своем законе Бог дал человеку совершенное правило жизни. Повинуясь ему, человек будет жить им в силу заслуг Христовых. Будучи нарушенным, Закон имеет силу осуждать. Закон отсылает людей ко Христу, а Христос указывает им на Закон27.

13 мая

На небесных весах

Пусть взвесят меня на весах правды и Бог узнает мою непорочность (Иов 31:6).

Нет ничего важнее истинной меры. В ней сама суть Божьего Закона. Бог вкладывает Свой закон во все, даже в самые незначительные дела и поступки человека, дабы, изучая его и живя по нему, люди облагораживались и освящались в сердце и в чувствах — были верны в малом28.

Бог взвешивает побуждения, намерения, характер. Всех людей взвешивают на весах святилища, и Бог хочет, чтобы они отдавали себе в этом отчет. Анна сказала: «Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены» (1 Цар. 2:3). Давид говорил: «Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты» (Пс. 61:10)… Исаия говорит: «Ты уравниваешь стезю праведника» (Ис. 26:7).

Бог Небесный — истинный. Нет в глубинах сердца побуждения и тайны, нет такого замысла, которого Бог не может постичь в совершенстве. Но каков же критерий справедливости? Божий Закон. На одной чаше весов помещен закон Бога — Его святой непреложный закон, чьи требования точно определены, включая в первых четырех заповедях наивысшую любовь к Богу, а в последних шести — любовь к нашему ближнему. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). И от этого критерия нам не отнять ни йоты. Бог требует от нас всего сердца, всего разумения, всей души и всех наших сил, а с ними и любви к ближнему своему. Это помещается на одну чашу весов, а на другую — характер каждого человека. С помощью этого справедливого сравнения непоправимо решается судьба каждого человека…

Будет ли написано: «Взвешен на весах и найден легким»? Если в день Божьего суда мы будем найдены легкими, это будет ужасно, поэтому нам нужно тщательно проверять свои побуждения и поступки в свете святого Божьего Закона, раскаяться в каждом своем преступлении и, как грешникам, ухватиться за заслуги Христа, восполняющие наш недостаток. Сделать это может только кровь Христа29.

14 мая

Верность сердца

Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Еф. 6:6).

Закон Иеговы чрезвычайно обширен. Иисус… ясно сказал Своим ученикам, что этот святой Божий Закон нарушают даже в мыслях, чувствах и желаниях, а не только словом и делом. Сердце, любящее Бога превыше всего, ни в коем случае не станет сводить Его заповеди к крайне узким, мельчайшим предписаниям. Послушная, верная душа будет охотно проявлять полное духовное послушание, осознавая духовную силу Закона. Тогда заповеди во всей их истинной силе найдут отклик в душе. Грех предстанет в своей чрезвычайной греховности… Не будет самодовольства, самомнения, самопочитания. Исчезнет самоуспокоенность. Результатом будет глубокое осознание греха и отвращение к самому себе. Душа, отчаянно сознающая угрозу, возложит все свое упование на кровь Агнца Божьего как на свое единственное спасение…

Сегодня многие обольщают собственные души. Они ограничивают Божьи повеления осуждением только внешних поступков, не почитая грехом бесчестить Бога в мыслях и побуждениях. Они тешат себя, считая, что соблюдают закон Иеговы, тогда как жизнь их и характер, запечатленные в небесных книгах, свидетельствуют о них как о людях, осмеливающихся выяснить, насколько далеко они могут зайти в своих прегрешениях, не будучи при этом заклейменными как нарушители Закона Божьего…

Каждая душа, желающая оставить всякое нечестие… будет постоянно стремиться пребывать на стороне Господа в мыслях, словах и характере, будучи послушна всем Его требованиям. Вместо того чтобы выискивать возможности обойти Закон Божий, она будет давать Его далеко идущим заповедям самое широкое толкование, прилагая самые серьезные усилия, чтобы привести свою волю, чувства и сердце в согласие с великими принципами, выраженными в Его святых Заповедях… Эта работа должна начинаться с сердца… Если сердце право пред Богом, то и вся жизнь будет чиста, благородна, освящена. Если око их будет чисто, то и все тело их будет светло. Религия обращена не наружу, а внутрь… Религия — дело сердца30.

15 мая

Сочетая Закон и Евангелие

Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим. 3:31).

Мы слышим столь многих, которые, будучи обольщены врагом, постоянно повторяют: «Я спасен»; однако… они выказывают такое презрение к Божьему правилу праведности, что мы видим: им ничего неизвестно о спасающей благодати. Сердце пребывает не в согласии с Божьим Законом, а во вражде с этим Законом. Таков был великий мятежник на небесах. Разве возьмет Господь на небеса людей, которые не проявляют уважения к закону Его вселенной?..

Что может привести грешника к осознанию его грехов, если он не знает, что такое грех? Единственное определение греха в Слове Божьем дано нам в 1 Ин. 3:4: «Грех есть беззаконие». Грешнику необходимо было дать понять, что он — нарушитель Закона. Его внимание привлекает Христос, умирающий на Голгофском кресте. Почему умер Христос? Потому что это был единственный способ спасти человека… Он взял на Себя наши грехи, дабы вменить Свою праведность всем, верующим в Него… Благость и любовь Бога ведут грешника к покаянию пред Богом и к вере в нашего Господа Иисуса Христа. Христос указывает пробудившемуся грешнику… на нарушенный им Закон. Закон побуждает его к покаянию, однако в Законе нет спасающей силы, он не прощает преступления, поэтому дело грешника кажется безнадежным. Но Закон приводит его ко Христу. Какими бы тяжкими ни были его преступления, кровь Иисуса Христа способна очистить его от всякого греха…

Закон и Евангелие идут рука об руку. Они дополняют друг друга. Закон без веры в Евангелие Христа не может спасти нарушителя Закона. Евангелие без Закона недействительно и не имеет силы. Закон и Евангелие составляют одно совершенное целое. Господь Иисус заложил основание строения, и Он закладывает «краеугольный камень при шумных восклицаниях: „благодать, благодать на нем!“» (Зах. 4:7). Он есть Начальник и Совершитель нашей веры, Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Евангелие Христово и Закон Божий в своем сочетании производят неподдельную любовь и веру31.

16 мая

Путь к чистоте

И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист (1 Ин. 3:3).

Означает ли этот текст, что человек способен сам удалить хотя бы одно пятно греха со своей души? Нет. Что же означает выражение «очищает себя»? Это значит взирать на Господний великий нравственный критерий праведности, святой Закон Божий, и видеть себя грешником в свете этого Закона. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1 Ин. 3:4, 5). Человек очищается… через веру в Иисуса Христа… «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (ст. 6). Бог имеет силу сберечь душу, пребывающую во Христе… Благочестие на словах не имеет ценности. Только пребывающий во Христе является христианином…

В каждой стране, в каждом народе наша молодежь должна сотрудничать с Богом. Единственный способ для человека обладать чистотой заключается в том, чтобы стать единомысленными с Богом. Как же нам познать Бога? Изучая Его Слово…

Если человек не уподобится в своих помыслах Богу, все его усилия очистить себя будут напрасны, ибо усовершить человека можно только через познание Бога. Можно навести внешний лоск, и люди могут быть подобны фарисеям, которых Иисус называл «окрашенными гробами», полными мертвых костей и всякой нечистоты. Но Ему, Судии Праведному, открыты все несовершенства души, и если истина не будет насаждена в сердце, она не сможет управлять жизнью. Внешнее очищение чаши никогда не сделает ее чистой внутри. Формальное принятие истины, если на то пошло, — неплохо, и способность изложить обоснование нашей веры — доброе дело; но если истина не углубилась дальше этого, душа никогда не спасется. Сердце должно быть очищено от всякой нравственной скверны. «Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие» (1 Пар. 29:17). «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23, 24)32.

17 мая

Просвещенная совесть

Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми (Деян. 24:16).

В Слове Божьем мы читаем, что совесть бывает разная — и добрая, и плохая… Исследуйте свою совесть с помощью Слова Божьего, дабы увидеть, соответствуют ли ваша жизнь и ваш характер критерию праведности, явленному в нем Богом. Только так вы сумеете определить, рассудительны ли вы в вере и какого рода у вас совесть. Совести человеческой нельзя доверять, если она не под влиянием Божественной благодати. Сатана знает, как воспользоваться совестью, и таким образом вводит людей во всякого рода заблуждения33.

Человек думает, что, следуя велениям своей совести, он в безопасности. Но этого недостаточно… Нужно выяснить, пребывает ли совесть в согласии со Словом Божьим. Если нет, то прислушиваться к ней небезопасно, ибо она обманет. Совесть должна быть просвещена Богом. Необходимо уделять время изучению Священного Писания и молитве. Таким образом разум упрочится, укрепится и будет приведен в порядок34.

У каждого человека есть привилегия жить так, чтобы Бог одобрил и благословил его. Вы можете ежечасно общаться с Небом; нет на то воли Отца вашего Небесного, чтобы вы постоянно пребывали под осуждением и во мраке. Богу неугодно, чтобы вы чувствовали себя ущербными. Вы должны взращивать чувство собственного достоинства, ведя такой образ жизни, чтобы снискать одобрение и собственной совести, и людей, и ангелов… У вас есть преимущество прийти к Иисусу, очиститься и предстать пред Законом без стыда и угрызений совести. «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Хотя нам не пристало думать о себе более, чем следует, Слово Божье не осуждает и правильного чувства собственного достоинства. Будучи сыновьями и дочерьми Божьими, мы должны обладать достоинством характера и совестью, в которой нет места ни гордыне, ни самомнению35.

Чудесное приобретение — иметь непорочную совесть пред Богом и людьми36.

18 мая

Плодоносные ветви

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15:1, 2).

Спаситель… указал на отличительный признак ученичества: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками». Нам надлежит верою полагаться на живого Бога и приобретать опыт, дышащий любовью, нежностью, добротой, состраданием и расположением. Именно эти черты характера являются плодом, и Господь Иисус желает, чтобы мы приносили его и представляли миру как свидетельство того, что у нас есть Спаситель, могущий возвысить и насытить… Нам нет необходимости проигрывать, ибо Он наша достаточность во всем.

В чем мы нуждаемся, так это в присутствии Иисуса Христа. Мы хотим, чтобы в наших сердцах сияла Его истина, наполняя собой всю нашу жизнь. Это определит, действительно ли мы являемся ветвями истинной виноградной Лозы. Если мы ветви, приносящие плод, то можем ожидать, что великий Виноградарь очистит нас, дабы мы стали еще плодоноснее. Все негодное, мешающее нашему возрастанию в христианской жизни, должно быть устранено37.

Когда приходит время чистки, нам часто кажется, будто Господь против нас. Вместо того чтобы так думать, мы должны посмотреть на себя: не осталось ли чего-то не сделанного или такого, что необходимо убрать из своей жизни прежде, чем мы сможем стоять, находясь в правильных отношениях с Богом…

Мы должны быть живыми ветвями истинной виноградной Лозы, ежедневно полагаясь на нашего Искупителя, дабы нам приносить плоды христианского характера… Когда мы будем охотно проявлять самоотречение и самопожертвование, как это делал Христос в Своей жизни, тогда будем приносить плод для славы Божьей38.

Спасителю отрадно видеть Своих последователей Божьими соработниками, щедро получающими все потребное для принесения плодов и щедро отдающими как подчиненные Ему работники. Христос прославил Своего Отца принесенными Им плодами, и в жизни Его истинных последователей будет такой же результат. Получая и отдавая, Его работники принесут много плода39.

19 мая

Пребывая во Христе

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне (Ин. 15:4).

Подобно тому как отсеченную ветвь, без листьев и безжизненную, прививают к живому стволу, и она всеми фибрами и жилками упивается жизнью и силой виноградной лозы, пуская почки, расцветая и принося плод, так и грешник через покаяние и веру может соединиться со Христом, становясь причастником Божеского естества и принося плод святой жизни в своих делах и словах.

Иисус имеет «жизнь в Самом Себе», и эту жизнь Он безвозмездно предлагает душам, мертвым по преступлениям и грехам. Да, Он наделяет их Своей чистотой, Своей честью, Своим величием… Худосочная ветвь, привитая к живой лозе, становится частью лозы. Она живет, пока соединена с лозой. Так и христианин жив в силу своего единения со Христом. Грешная человеческая природа соединяется со святой Божественной. Верующая душа пребывает во Христе и становится одно с Ним. Когда между людьми существует тесная связь в этой жизни, они становятся похожи в своих вкусах, у них появляется любовь к одинаковым вещам. Так и пребывающие во Христе будут любить то же, что любит Он. Они будут свято беречь, блюсти Его заповеди…

Ветвь, питаемая материнской лозой, зацветает и приносит плод. Тяжелые ароматные гроздья свидетельствуют о ее единении с живой лозой. Так и пребывающий в Иисусе христианин будет приносить плод. Подобно налившимся виноградным гроздьям, в его характере и жизни проявятся драгоценные качества Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…

Примите решение быть плодоносными членами живой Лозы. Черенок может разрастаться, только получая жизненную силу от материнского ствола. Используйте же каждую возможность более тесно соединиться со Христом. Веруя в Него, любя Его, подражая Ему и всецело полагаясь на Него, вы станете одно с Ним; и через вас миру будут явлены Его жизнь и характер40.

20 мая

Источник моей силы

Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5).

Мы — смертные люди, но Бог удивительным образом устроил так, чтобы у нас была тесная связь с Тем, у Кого бессмертие… Смертные, сколько бы ни старались, мало что могут, но если Христос действует через людей, они смогут добиться удивительных результатов.

Мне больно думать, что я могу делать так мало. Ограниченность человеческих способностей помогает мне прочувствовать слова Христа: «Без Меня не можете делать ничего». Многие люди наделены замечательными талантами, однако не используют их, поскольку не имеют живой связи с Богом… Мои собственные скудные познания и слабые силы приводят меня к Иисусу, и в моем сердце звучат слова: «О Боже, я ничего не могу сделать. Я, беспомощная душа, всецело полагаюсь на Тебя, Иисус Христос, мой Спаситель. Вложи Свою благодать в мое сердце. Обрати помыслы мои от моих немощей к Твоей всемогущей силе, от моего невежества — к Твоей вечной премудрости, от моей бренности — к Твоему постоянному могуществу. Научи меня правильно понимать великий план искупления. Позволь мне увидеть и понять, Кем Христос является для меня и что мое сердце, моя душа, мой разум и моя сила куплены дорогою ценою. Христос , Ты наделил меня тем, чем я могу поделиться с другими. Возвысь мою душу, укрепи и просвети мой разум, дабы я получила более четкое представление о Божьем характере, явленном в Иисусе Христе, и дабы я познала, что у меня есть привилегия стать причастницей Божеского естества».

Осознание великой вечной Божьей силы наполняет мою душу благоговением, а иногда и ужасом… Я воистину буду взирать на Иисуса, полного благости, сострадания и любви, созерцать Господа Бога и называть Его дорогим именем Отца.

Тяжкие битвы моей души с искушениями, страстное стремление моего ума и сердца знать Бога и Иисуса Христа как моего личного Спасителя и иметь уверенность, мир и покой в Их любви всякий день пробуждают во мне желание быть там, где меня могут озарить лучи Солнца Праведности41.

21 мая

Радуйтесь в уверенности

Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам (Ин. 15:7).

Сколь драгоценны преимущества, которыми наделены пребывающие во Христе!.. Помышления Христа пребывают в Его верных последователях, их желания соответствуют Его воле, свои прошения они слагают посредством Его Духа. Они получают ответы на свои молитвы, ибо просят о таких благословениях, которыми Он рад их наделить.

Однако к Небу ежедневно возносятся тысячи молитв, на которые Бог не дает ответа. Это молитвы, которым недостает веры. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Бывают молитвы, проникнутые себялюбием, исходящие из сердца, лелеющего идолов… Бывают молитвы нетерпеливые, капризные, с ропотом на жизненные тяготы и заботы, а не ищущие смиренно благодати, чтобы их облегчить. Обращающиеся к Богу с такими прошениями не пребывают во Христе. Они не покорили свою волю воле Божьей. Они не выполняют условия обетования, и оно не исполняется для них.

Пребывающие в Иисусе имеют уверенность в том, что Бог их услышит, ибо они любят творить Его волю. Их молитвы не формальны и не многословны. Они приходят к Богу с искренней, смиренной уверенностью, как ребенок к любящему отцу. Они рассказывают Ему о своих горестях, страхах, грехах и во имя Иисуса излагают свои нужды; они покидают Его присутствие, радуясь в уверенности, в прощающей любви и подкрепляющей благодати42.

Осознавая, что Иисус рядом с вами, вы будете иметь бодрость духа, надежду, дерзновение и радость… Никогда, никогда не разлучайтесь с Иисусом. Он никогда не разлучается с нами. На Голгофском кресте Он засвидетельствовал о Своей глубокой любви к нам. Он не оставляет нас, чтобы мы вели битву своими ограниченными силами. Он говорит: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5)… Иисус не отвергает нас, даже когда мы огорчаем Его; Он по-прежнему льнет к нам. Да вдохновится ваше сердце любовью Иисуса для ревностного служения во славу Ему43.

22 мая

Самые счастливые люди на земле

Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15:11).

Нам, христианам, вовсе необязательно ходить с унылыми лицами, тяжело вздыхая, словно у нас нет ни Спасителя, ни надежды. Этим мы не прославим Бога. Он желает, чтобы мы сохраняли бодрость духа. Он хочет, чтобы мы были исполнены хвалы Его имени. Он желает, чтобы наши лица были светлыми и в сердцах жила радость. Мы имеем надежду превыше всех удовольствий, которые может дать мир, и это должно быть заметно.

Почему же наша радость не может быть совершенной — полной, без всякого недостатка? Мы имеем заверение в том, что Иисус — наш Спаситель и что мы можем свободно брать от Него. Мы можем обильно черпать из богатого запаса, который Он сделал для нас в Своем Слове. Мы можем положиться на Его Слово, верить в Него, зная, что Он даст нам благодать и силу, дабы мы исполнили то, что Он нам повелевает… Мы можем постоянно искать радость в Его присутствии. Нам не нужно все время стоять на коленях в молитве, но мы можем постоянно вопрошать о Его благодати, даже когда идем по улице или занимаемся своими обычными повседневными делами. Мы можем постоянно возноситься мыслями ко Христу, и Он будет щедро одаривать нас Своей благодатью…

Радость Христова — это чистая, ничем не омраченная радость. Это не дешевая веселость, ведущая к суесловию или легкомысленному поведению. Нет, мы должны иметь Его радость, а для Него наибольшей радостью было видеть, как люди повинуются истине… Умоляйте Бога, говоря: «Я полностью сдаюсь. Я отдаю себя Тебе». И будьте радостны. Слово Его пребывает в вас, очищая и облагораживая ваш характер. Бог не желает, чтобы Его дети ходили со скорбными, встревоженными лицами. Он хочет, чтобы привлекательность выражения Его лица отражалась в каждом из нас — причастников Божеского естества, ибо у нас есть сила, чтобы удалиться от растления мира…

Христос претерпел смерть, но мы не оставлены сиротами… Мы можем одерживать одну победу за другой и быть самыми счастливыми людьми на этой земле44.

23 мая

Дружба с Иисусом

Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15:14).

Характер и поведение христианина разительно отличаются от того, что представляют из себя мирские люди. Христианин не может находить удовольствия в развлечениях и многообразных увеселениях мира. У него более возвышенные и святые устремления. Своим послушанием христиане на деле будут показывать, что они — Божьи друзья. «Вы друзья Мои, — говорит Христос, — если исполняете то, что Я заповедую вам… Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир».

Христос — ваша твердыня и ваша крепость. К Его имени прибегает праведник — и безопасен… Справедливость и совершенство Его требований непостижимы для мира, который смотрит на религию Христа как на рабское иго, попирающее его свободу. Каждое из Божьих требований — это повеление умудриться, обогатиться, облагородиться, соединив наши немощные силы с силой Безграничного. Если мы будем следовать по стопам Христа, нам не придется краснеть, ибо наша совесть не будет нас укорять. Его служение всегда разумно. Его труд всегда почетен и славен. Притязания наших друзей, которым хочется, чтобы мы избрали для себя удовольствия мира сего и сообразовались с мирскими обычаями, которые считают нас упрямыми, не идут ни в какое сравнение с предъявляемыми Христом требованиями к нам…

Ценность человека в глазах Божьих зависит от его единения со Христом, ибо только Бог способен нравственно возвысить человека через праведность Христа. Мирские почести и мирское величие не имеют ценности большей, чем та, которую полагает на них Творец человека. Мудрость их есть безумие, а сила их — немощь.

Давайте ценить то, что ценит Бог. Истинное величие характера можно обрести только через Христа. Наш Спаситель вменяет Свою праведность тому, кто отдает Ему самые лучшие и самые святые устремления своего сердца. Наша ценность целиком соразмерна нашей близости с Богом45.

24 мая

Завершающий дар Иисуса

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16:7).

Христос объявил, что после вознесения пошлет Своей Церкви как Свой завершающий дар Утешителя, Который должен был занять Его место. Этот Утешитель, Святой Дух, душа Его жизни, сила Его Церкви, свет и жизнь мира…

В даровании Духа Иисус отдал человеку высочайшее благо, которым могли наделить его Небеса… Именно Дух делает действенным то, что совершил Искупитель мира. Именно Дух очищает сердце человеческое. Именно через Духа верующий становится причастником Божеского естества. Христос даровал нам Своего Духа как Божественную силу для преодоления всех наследственных и приобретенных наклонностей ко злу и для того, чтобы в Его Церкви отобразился Его собственный характер… У каждого чада Божьего есть преимущество — иметь пребывающего в нем Святого Духа46.

Пусть каждый член церкви склонит пред Богом колени и вознесет горячую молитву о ниспослании Духа. Возопите: «Господи, умножь мою веру. Помоги мне понять Слово Твое, ибо откровение слов Твоих просвещает. Успокой меня в Твоем присутствии. Наполни мое сердце Духом Твоим»…

Когда человек исполнен Духа, тогда чем суровее его испытания, тем яснее он доказывает, что является представителем Христа. Мир, пребывающий в душе, отражается на лице. В словах и делах выражена любовь Спасителя… Он отрекся от своего «я». Имя Христово запечатлено на всем, что он говорит и делает.

Мы можем говорить о благословениях Святого Духа, но если не готовимся к Его принятию, то какая польза от наших дел? Прилагаем ли мы все свои силы, чтобы достичь полной меры возраста Христова? Стремимся ли к Его полноте, упорно продвигаясь к поставленной перед нами цели — совершенству Его характера? Когда Божьи дети достигнут этой цели, они получат печать на свое чело. Исполненные Духа, они будут совершенны во Христе, и ангел провозгласит: «Совершилось»47.

25 мая

Дух дается на условии

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11:13).

Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, и это обетование принадлежит нам в той же мере, что и первым ученикам. Но, как и любое другое обетование, оно дано на определенных условиях. Многие верят и утверждают, что претендуют на исполнение обетования Господня; они говорят о Христе и Святом Духе, но пользы от этого нет. Они не покоряют свою душу водительству и власти Божественных сил. Мы не можем использовать Святого Духа. Это Ему надлежит нас использовать. Через Духа Бог производит в Своем народе «хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Но многие не потерпят этого. Они хотят управлять собою. Вот почему не получают небесного дара. Дух дается только тем, кто смиренно полагается на Бога, кто ищет Его водительства и благодати…

Нет предела полезности того, кто, отвергая себя, дает место Святому Духу воздействовать на его сердце и живет жизнью, всецело посвященной Богу… Если Его народ удалит препятствия, Он обильными потоками изольет на них воды спасения через человеческие каналы…

Дух (Божий) придает силу прилагающим усилия, борющимся душам в каждой критической ситуации, среди недружелюбия родственников, ненависти мира, среди их несовершенств и ошибок. Единство Божественных и человеческих усилий, тесная постоянная связь с Богом — Источником всей силы являются абсолютно необходимыми48

Иисусу, опустошившему Себя ради спасения погибающего человечества, Святой Дух был дан без меры. Так же он будет дан каждому последователю Христа, отдавшему все свое сердце для Его присутствия. Наш Господь Сам повелел: «Исполняйтесь Духом». Это повеление содержит и обетование о его исполнении. Богу Отцу было благоугодно, чтобы во Христе обитала «вся полнота», и «вы имеете полноту в Нем» (Кол. 2:9, 10)49.

26 мая

Представитель Христа

И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде (Ин. 16:8).

Когда придет Утешитель и обличит вас о грехе и о правде и о суде, будьте осмотрительны, дабы вам не воспротивиться Духу Божьему… Будьте готовы увидеть и воспринять то, что Он вам откроет. Оставьте своеволие, свои привычки, давно превратившиеся для вас в идолов, и примите принципы истины50.

Ценой безмерной жертвы и страданий Христос обеспечил нас всем необходимым для успеха в христианском воинствовании. Святой Дух наделяет человека силой для победы. Посредством Духа правление сатаны должно быть сокрушено. Именно Дух обличает во грехе и, с согласия человека, изгоняет грех из сердца. Тогда разум подчиняется новому Закону — царственному Закону свободы51.

Господь Иисус действует через Святого Духа, ибо Он — Его Представитель. Через Него Он вливает в душу духовную жизнь, наделяя ее силой для добра, очищая от нравственной скверны и приготовляя ее к Своему Царству. У Иисуса много благословений и обильных даров, которые Он желает раздать людям. Он — чудный Советник, обладающий бесконечной мудростью и силой; и если мы признаем силу Его Духа и покоримся ее воздействию, то будем совершенны в Нем. Какая удивительная мысль! Во Христе «обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем» (Кол. 2:9, 10).

Человеческое сердце не познает счастья, пока не покорится преображающему влиянию Духа Божьего. Дух сообразует обновленную душу с эталоном — Иисусом Христом. Благодаря Его воздействию вражда против Бога превращается в веру и любовь, а гордыня — в смирение. Душа воспринимает красоту истины, прославляя Христа превосходством и совершенством характера. Видя эти перемены, ангелы воспевают песнь восторга и ликования, а Бог и Христос радуются преображению душ по Божественному подобию52.

27 мая

Покоритесь влиянию Духа

Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8:13, 14).

Человек стремится все подчинить своей воле, достижению своих целей. Если он на стороне Бога и правды, в его жизни проявятся плоды Духа, ибо Бог предназначил славу, почет и мир всякому человеку, творящему добро.

Когда сатане позволено формировать волю, он использует ее для достижения своих целей… Он возбуждает плохие склонности, пробуждает порочные страсти и стремления. Он говорит: «Всю эту силу, все эти почести, богатства и греховные удовольствия дам тебе»; но, согласно его условиям, непорочность должна пойти на уступки, совесть притупиться. Таким образом он уменьшает ценность человеческих качеств и приводит их в рабство греху53.

Однако Бог неустанно стремится воздействовать на наши сердца Своим Святым Духом, дабы обличить нас о грехе, о правде и о грядущем суде. У нас есть возможность подчинить свою волю воле Бога и в Его силе и благодати противиться искушениям врага. Когда мы покоряемся влиянию Духа Божьего, наша совесть становится восприимчивой и чувствительной, а грех, над которым мы едва задумывались, предстает в чрезвычайной греховности54.

Бог призывает людей противиться силам зла. Он говорит: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:12, 13)…

В этом противостоянии праведности и неправды мы сможем преуспеть только с Божественной помощью. Нам нужно покорить свою человеческую волю воле Бесконечного, человеческая воля должна слиться с Божественной. И тогда нам на помощь придет Святой Дух, а каждая победа будет служить для восстановления приобретенной Богом собственности, для воссоздания Его образа в душе55.

28 мая

Дух являет людям благодать Христа

Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (Ин. 16:13).

Об Утешителе сказано: «Наставит вас на всякую истину»… Через Святого Духа Христос более полно откроет верующим в Него то, что святые мужи по Его вдохновению написали некогда об истине56.

Христос сказал о Духе: «Он прославит Меня» (Ин. 16:14). Как Христос прославил Отца, явив Его любовь, так и Духу предстояло прославить Христа, явив миру богатства Его благодати. В человечестве должен быть воспроизведен Божий образ. Слава Божья, слава Христа заключаются в совершенстве характера Его народа…

Дух действует в нас, часто и живо напоминая нам драгоценные истины плана искупления. Мы забыли бы эти истины, и обильные Божьи обетования утратили бы для нас свою действенность; если бы не Дух, некому было бы взять Божьи истины и явить их нам… Дух освещает нашу темноту, просвещает нас, избавляя от невежества, и помогает нам в наших многоразличных нуждах. Однако разум наш должен быть неизменно обращен к Богу. Если мы впустим в свое сердце мирской дух, если у нас нет желания молиться и общаться с Источником силы и мудрости, Дух не будет пребывать с нами. Неверующие не получают обильного дара благодати, который умудрит их ко спасению, сделает терпеливыми, снисходительными, быстрыми на то, чтобы видеть и ценить небесную помощь, способными различать сатанинские уловки, и сильными, чтобы сопротивляться греху57.

Религия Христа означает больше, чем прощение греха; она означает, что грех удален прочь и пустота заполнена Духом. Она означает, что разум человека просвещен Богом, сердце освобождено от своего «я» и наполнено присутствием Христа. Когда для членов церкви совершится эта работа, церковь станет живой и действующей58.

29 мая

Время силы Духа

Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8).

Мы должны молиться о сошествии Святого Духа столь же ревностно, как молились о Нем ученики в день Пятидесятницы. Если они нуждались в этом тогда, то мы сегодня нуждаемся в этом больше. Всякого рода лжеучения, ереси и обольщения вводят людей в заблуждение, и без помощи Духа наши усилия, направленные на проповедь Божественной истины, будут тщетными.

Мы живем во время силы Святого Духа. Она пытается проявить себя через людей, увеличивая свое влияние в мире. Ибо если человек будет пить воду жизни, она «сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14), и благословение не будет ограничиваться, но его разделят также другие…

Отвергать Святого Духа, властью Которого мы превозмогаем силы зла, это грех, превосходящий все другие, ибо он отсекает нас от источника нашей силы — от Христа и общения с Ним…

Война между добром и злом не стала менее лютой, нежели во дни Спасителя. Путь к небесам не стал более гладким, чем был тогда. Нам нужно оставить все наши грехи. Каждая наша любимая поблажка, мешающая религиозной жизни, должна быть отрезана. Необходимо пожертвовать правым глазом или правой рукой, если они соблазняют нас. Готовы ли мы отвергнуть собственную мудрость и принять Царство Небесное как малое дитя? Готовы ли расстаться со своей самоправедностью? Готовы ли мы пожертвовать одобрением людей? Награда вечной жизни обладает безграничной ценностью. Готовы ли мы принять помощь Святого Духа и сотрудничать с Ним, прилагая усилия и принося жертвы, соразмерные значимости той цели, которую стремимся достичь?59

Сердце человеческое может стать обителью Святого Духа. В вашей душе может воцариться мир Христов, который превыше всякого ума; и преображающая сила Его благодати может действовать в вашей жизни, приготовляя вас к небесным чертогам славы60.

30 мая

Залог нашего принятия

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:16, 17).

Какое значение имеет для нас это событие? Сколь бездумно мы читали повествование о крещении нашего Господа, не осознавая, что его значимость чрезвычайно важна для нас и что Христос был принят Отцом ради человека. Когда Иисус склонился на берегу Иордана и вознес Свою молитву, человечество было представлено Отцу в лице Того, Кто облек Свою Божественность в человеческую природу. Иисус принес Себя [в жертву] Отцу ради человека, дабы те, кто вследствие греха был разделен с Богом, могли возвратиться к Нему в силу заслуг Божественного Ходатая…

Молитва Христова за погибающее человечество пробилась сквозь всякую тень, брошенную сатаной между человеком и Богом, оставив свободный путь сообщения к самому престолу славы…

В ответ на прошение Христа раздался глас Божий, а это означает для грешника, что его молитва найдет пристанище у престола Отца. Дух Святой будет дан ищущим Его силы и благодати, и Он поможет нам в наших немощах, когда мы будем на аудиенции у Бога. Небо открыто для наших прошений, и мы приглашены приступать «с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16)61.

При всех наших грехах и немощах мы не отвергнуты как ничего не стоящие. «Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:6). Слава, осенившая Христа, это залог любви Бога к нам. Она свидетельствует о силе молитвы, о том, что глас человеческий может достичь слуха Божьего и что наши прошения будут приняты в небесных дворах. Свет, воссиявший из открытых врат над головой нашего Спасителя, озарит и нас, когда мы будем молиться о помощи в борьбе с искушениями. Обращенные к Иисусу слова звучат для каждой верующей души: «Се есть мое возлюбленное дитя, в котором Мое благоволение»62.

31 мая

Три могучих Помощника

Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4).

Иисус служит нам примером во всем, что касается жизни и благочестия. Он был крещен в Иордане, поэтому приходящие к Нему тоже должны быть крещены63.

Христос сделал крещение входом в Его духовное Царство… Принимающие обряд крещения тем самым свидетельствуют пред людьми, что они отрекаются от мира и становятся членами царской семьи… Поступающим так надлежит сделать все мирские соображения второстепенными ради новых взаимоотношений. Они провозгласили во всеуслышание, что более не будут жить в гордыне и потакании своим прихотям… Они связаны священным обетом жить для Господа. Они должны посвятить Ему все доверенные им способности64.

Совершая священный обряд крещения, мы свидетельствуем ангелам и людям, что очищены от наших прежних грехов и отныне, умерев для мира, будем искать «горнего» (Кол. 3:1)… Не станем забывать обета, данного нами при крещении. В присутствии трех вышних небесных сил — Отца, Сына и Святого Духа — мы дали обет творить волю Того, Кто… провозгласил: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Христос прощает каждого кающегося грешника, и когда прощенный поднимается во время крещения из водной могилы, его провозглашают новым творением, чья жизнь сокрыта со Христом в Боге. Будем же всегда помнить, что наша высшая привилегия — быть очищенными от своих прежних грехов65.

Когда христианин дает обет при крещении, он может рассчитывать на Божественную помощь. Отец, Сын и Святой Дух готовы действовать для него. Бог отдает в его распоряжение все небесные средства, дабы он вышел победителем. У него мало сил, но Бог всемогущ и является его Помощником. Такой христианин должен ежедневно рассказывать о своих нуждах у престола благодати. С помощью веры и доверия пользуясь предоставленными возможностями, он сможет стать более чем победителем66.