Введение

Порой история, скрывающаяся за написанием книги, не менее интересна, чем сама книга. Еще в ранней юности я проникся желанием глубже понять теологию и историю субботы. Мои родители с детства учили меня святить субботу как памятник Божьего творения и искупления. Они придавали большое значение должному соблюдению седьмого дня субботы — во многом благодаря тому, как мой отец открыл для себя это важное библейское установление.

В 1935 году один знакомый плотник, принадлежавший к Вальденской церкви, предложил моему отцу изучать вместе Библию. Отцу едва исполнилось 20 лет, и он был ревностным католиком.

Искренне желая лучше познакомиться с библейским учением, отец присоединился к Вальденской церкви, с большим интересом посещая по будням занятия по изучению Священного Писания, которые проводились Вальденской богословской семинарией в Риме. На одном из них некий студент-богослов представил исследование о происхождении и важности воскресного богопоклонения. Доклад вылился в оживленную дискуссию между теми студентами, которые защищали библейское происхождение соблюдения воскресенья, и теми, кто не принимал эту точку зрения, указывая на более позднее церковное происхождение этого обычая. Впоследствии мой отец утверждал, что оживленная дискуссия, ошеломившая и смутившая его, пробудила в нем интерес к изучению библейского основания и исторического происхождения дня Господня.

Месяцы кропотливых исследований привели отца к заключению, что седьмой день суббота не был отменен, а напротив — был разъяснен и возвеличен учением и примером Христа. Отец пришел к убеждению, что суббота — Божественное установление, дающее возможность верующим чувствовать и выражать преданность Спасителю. В течение нескольких месяцев он не мог найти христианскую церковь, которая бы соблюдала седьмой день субботу, и решил поклоняться Богу дома, оставив ряды Вальденской церкви. Отец и мать стали посещать библейские уроки на дому у друга. Там они впервые познакомились с пастором Церкви христиан адвентистов седьмого дня, к которой вскоре и присоединились.

Покоиться и поклоняться Спасителю в субботний день было не так просто во дни моей молодости. В те времена не было сокращенной рабочей недели, и поэтому суббота была рабочим днем для большинства людей, включая преподавателей и учащихся. Одноклассники называли меня «евреем» за то, что я пропускал занятия по субботам. Родственники и священники частенько увещевали меня оставить убеждения и образ жизни адвентистов седьмого дня, особенно субботствование. Эти конфликты вызвали во мне желание со временем исследовать историю, теологию и актуальность соблюдения субботнего дня. Однако в то время я не мог себе и представить, что смогу провести такие исследования в престижном Папском Григорианском университете, поскольку тогда было просто немыслимо, чтобы человек, не принадлежащий к Католической церкви, был принят на докторскую программу в Папский университет в Риме.

Поступив в Григорианский университет осенью 1969, я стал первым «инославным братом», принятым на обучение за его более чем четырехсотлетнюю историю. Должен отметить, что ко мне относились не как к «отпавшему брату», но как к истинному брату во Христе. Атмосфера дружелюбия и уважения особенно проявлялась в той свободе и той помощи, которую я получал во время написания докторской диссертации по довольно спорному вопросу о происхождении соблюдения воскресного дня в раннем христианстве.

Публикация сокращенного варианта моей диссертации От субботы к воскресенью в издательстве Григорианского университета в 1977 г. явилась для меня не только осуществлением заветной мечты, но и уникальной возможностью поделиться своими находками с исследователями и христианами всех деноминаций. Действительно, десятки положительных отзывов, которые появились в ведущих журналах, а также сотни одобрительных комментариев, принадлежащих библейским исследователям из различных конфессий, способствовали уже шести переизданиям упомянутой книги общим тиражом 70000 экземпляров.

Многие отзывы и рецензии, которые я получил, свидетельствуют о существовании определенных тенденций. Например, возник глубокий интерес к пересмотру исторического процесса, вследствие которого многие христиане оставили такое древнее установление, как соблюдение субботы, и вместо него приняли воскресенье. Подобный интерес, очевидно, является отражением еще одной попытки понять взаимосвязь между Ветхим и Новым Заветами и, соответственно, между иудаизмом и христианством. В период развития диалога этих двух вероисповеданий особенно важно более отчетливо осознавать, что христианство глубоко уходит корнями в иудаизм.

Мне было очень приятно отметить со стороны многих исследователей готовность подвергнуть переосмыслению происхождение и посылки, лежащие в основе соблюдения воскресенья в свете моей работы От субботы к воскресенью. Например, Вилли Рордорф в предисловии к итальянскому изданию своей книги Sabato e domenica nella Chiesa antica (май 1979) пишет следующее: «Очевидно, что Баккиоки не разделяет взгляд на историческую эволюцию [соблюдения воскресенья], который представлен во введении к нашему сборнику документов, хотя он ссылается на те же тексты. Таким образом, необходимо изучить эти тексты более тщательно, если мы хотим прийти к большему взаимопониманию среди христиан разных конфессий» (с. 8). Комментируя мое исследование в своей книге Время разъяснять (1978), Маркус Уорд отмечает: «По прочтении этого труда любой здравомыслящий человек должен поставить под сомнение повсеместное и безосновательное принятие воскресенья как дня Господня» (с. 349). Клейтон К. Харроп, профессор новозаветной теологии баптистской духовной семинарии «Голден Гейт», также признает, что эта книга «заставляет тех из нас, кто все еще считает воскресенье днем богопоклонения для христиан, посмотреть более внимательно на обоснованность этого нашего обычая и быть более снисходительными к тем, кто придерживается иного мнения» (1). Ему вторит Норман Винсент Пил: «Я уверен, что эта книга будет способствовать пересмотру давно устоявшихся мнений» (2).

Готовность определенной части исследователей пересмотреть исторические и теологические положения, которыми обусловлено происхождение и сущность соблюдения воскресенья, отразилась в еще одной важной тенденции, а именно, в признании того, что, по словам Нормана Винсента Пила, «христиане повсеместно нуждаются в духовных ценностях, заложенных в субботе» (3). После избрания на пост исполнительного директора «Альянса за день Господень» (США) доктор Дж. Уэсберри в своем приветственном обращении сказал: «Наше государство приближается к двухсотлетнему рубежу. Одна из величайших нужд нашего народа — возвращение к четвертой заповеди, которая гласит: “Помни день субботний, чтобы святить его”. Где мы окажемся еще через 200 лет, если нынешнее отношение к этому дню останется прежним? Хочу пообещать вам сегодня, что приложу все силы и способности для продвижения этой благородной цели во славу Божью. Передо мной стоит задача всей моей жизни» (4).

Следуя своему благородному обещанию, доктор Уэсберри, известный деятель Союза южных баптистов, любезно предложил написать вступительное слово к этой книге. Я безмерно благодарен ему за столь благожелательный отзыв о моем труде. Хотя мы по-разному понимаем, в какой день следует покоиться и поклоняться, у нас нет никаких разногласий относительно его важности для выживания христианства. Когда мирские заботы нередко затмевают посвященность, когда житейские удобства стали для многих важнее поклонения Богу, когда тирания материальных благ порабощает многих людей, суббота дает необходимый, освященный путь жизни и спасает нас от рабства материализма, однажды в неделю вознося наши мысли над материальным миром и давая нам возможность заново открыть Божий покой, для которого мы были созданы.

Я хочу выразить признательность всем, кто прямо или косвенно способствовал выходу в свет этой книги. Не могу не упомянуть о многочисленных богословах и простых членах различных церквей, которые, прочитав От субботы к воскресенью, засыпали меня письмами, побуждая к написанию этой книги и выражая свою уверенность в необходимости возродить истинное субботствование. Моя особая благодарность доктору Е. К. Ванде Вере, доктору Эмилю Леффлеру и госпоже В. Х. Кемпбел за прочтение рукописи и внесение необходимых стилистических поправок. Особых слов благодарности заслуживает и доктор Беверли Б. Бич, редактировавшая текст и внесшая ценные предложения. Я глубоко признателен доктору Л. Г. Раннинг, профессору библейских языков из Университета Андрюса, которая правила не только рукопись, но и макет этой книги.

Хочу выразить особую благодарность Дональду Карсону, профессору новозаветной теологии из Евангелической семинарии Св. Троицы, за предоставление «единого» сборника статей (около 700 страниц), который спонсировался Тиндейлским обществом библейских исследований в Кембридже (Англия). Карсон отредактировал и добавил свои главы в этот фундаментальный труд, который вскоре будет издан под названием От субботы к дню Господню: историческое и теологическое исследование Библии. Хотя я и не согласен со всеми выводами данной книги, в моем понимании она действительно представляет наиболее объективную и реалистическую попытку богословов-приверженцев воскресного дня установить историческое происхождение его соблюдения.

Я не питаю иллюзий, что эта книга убедит всех людей соблюдать день, сотворенный Богом ради физического и духовного благополучия человечества (Мк. 2:27). Я рассчитываю лишь на то, что мои богословские изыскания, раскрывающие актуальность вести о субботе для восполнения некоторых насущных нужд современного человека, помогут кому-нибудь обрести почти утраченное сокровище — субботу. Эти страницы были написаны с горячим желанием поделиться с другими теми благословениями, которые принесла суббота в мою жизнь. Я искренне надеюсь, что моя книга поможет тем, кто жаждет понять смысл своего существования, кто ищет покоя в нынешней беспокойной жизни, кто живет среди межличностных и социальных конфликтов, найти благодаря субботе Божественный покой для своих беспокойных душ.